Аэродром Питомник
Аэродром Питомник | |
---|---|
Волгоград , Россия | |
Координаты | 48 ° 44'33 "N 44 ° 15'00" E / 48,74250 ° N 44,25000 ° E |
Тип | Военный аэродром |
Информация о сайте | |
Контролируется | ВВС |
История сайта | |
Битвы/войны | Сталинградская битва |
Аэродром Питомник ( русский : питомник , букв. Растительный питомник ) — аэродром в России . Во время Второй мировой войны это был основной из семи аэродромов, использовавшихся немецким Вермахтом во время Сталинградской битвы . [1]
Рейсы, вылетающие из Питомника, обычно имели два основных начальных пункта назначения за пределами кармана: Тацинскую и Морозовскую.
Обзор
[ редактировать ]Питомник был захвачен 6-й немецкой армией при соединении там с 4-й танковой армией 3 сентября 1942 года. [2]
Аэродром Питомник был одним из семи аэродромов в Сталинградском котле после окружения 6-й армии и единственным должным образом оборудованным для обслуживания больших объемов воздушного движения. Поле было оборудовано освещением для работы в ночное время. [3]
«котле» По приказу Фридриха Паулюса в Вильгельм Адам вылетел с аэродрома Морозовска в Питомник 12 декабря 1942 года. После того, как его He 111 приземлился, Адам отметил: «Это место было переполнено разбившимися самолетами и уничтоженными машинами: там «Кондор» , вот «Фокке-Вульф». Среди обломков было несколько Ju 52 и He 111 — работа красных бомбардировщиков и истребителей!» [4]
Наряду с зенитными орудиями аэродром прикрывали истребители Jagdgeschwader 3 , элементы которых там базировались и назывались Platzschutzstaffel (эскадрилья аэродромной обороны), остальная часть JG 3 размещалась за пределами котла. [5] В середине января остальным самолетам группы было приказано покинуть котел. [6]
Аэродром использовался для вылета оставшихся женщин-сотрудников госпиталя 6-й армии, когда безвыходность ситуации стала очевидной. Медицинскому персоналу мужского пола не разрешили покинуть территорию. Края взлетно-посадочной полосы были заполнены ранеными немецкими солдатами, состояние которых считалось недостаточно серьезным для эвакуации, и фактически эвакуировались по воздуху только амбулаторные пациенты. [7]
С 15 января Питомник попал под артиллерийский обстрел Красной Армии, а через два дня аэродром был захвачен, в результате чего 6-я армия осталась с Гумраком в качестве единственного аэродрома снабжения. Карповка уже пала 13 января, а 17 января вместе с Питомником пали еще четыре аэродрома. [8] Советские источники расходятся во мнениях относительно того, какие именно части Красной Армии захватили аэродром. Генерал Иван Чистяков , командующий 21-й армией , в своих воспоминаниях заявлял, что это была его « 51-я гвардейская стрелковая дивизия вместе с частями й стрелковой дивизии …» . 252 - Дивизии той же армии. Также генерал И. Батов П. 65-й армии в своих воспоминаниях заявил, что части его армии взяли аэродром в рукопашном бою. По словам Дэвида М. Гланца, аэродром фактически был захвачен 51-й гвардейской и 252-й стрелковыми дивизиями, а село Питомник - 298-й и 293-й. [9] В конце концов Гумрак пал 23 января, оставив 6-ю армию без каких-либо средств непосредственной поддержки. [10]
По состоянию на 2009 год территория аэродрома Питомник используется как сельскохозяйственные угодья. [11]
Аэродромы Сталинградской битвы
[ редактировать ]Карманные аэродромы
[ редактировать ]Для снабжения 6-й армии внутри котла использовалось семь аэродромов:
- Pitomnik
- Bolshaia Rossoshka
- Сталинградский
- Гумрак , ныне международный аэропорт Волгограда.
- Басаргино
- Воропоново
- Карповка
Внешние аэродромы
[ редактировать ]Для снабжения 6-й армии из-за пределов котла использовалось одиннадцать аэродромов:
- Morozovskaya
- Tatsinskaya
- Сверово
- Сальск
- Сталино-Север
- Новочеркасск
- Луганск
- Горловка
- Макеевка
- Kostiantynivka
- Ростов
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рецензия на книгу Google о Второй мировой войне , страница: 1219, несколько авторов, издатель: ABC-CLIO, доступ: 9 марта 2009 г.
- ↑ Хронология Второй мировой войны. Архивировано 24 марта 2012 г. на Wayback Machine, доступ: 9 марта 2009 г.
- ^ Воздушный транспорт, декабрь 1942 г. Архивировано 26 декабря 2008 г. на Wayback Machine, доступ: 9 марта 2009 г.
- ^ Адам и Руле, 2015 , стр. 120–122.
- ^ Jagdgeschwader 3, доступ: 9 марта 2009 г.
- ^ Прин и Стеммер 2003 , стр. 144, 146.
- ↑ Медицина в Сталинградской битве . Архивировано 18 марта 2009 г. в журнале Wayback Machine Королевского медицинского общества, автор: Робер Каплан, опубликовано: февраль 2000 г., доступ: 9 марта 2009 г.
- ^ Великая Отечественная война - 1943 г., доступ: 9 марта 2009 г.
- ^ Дэвид М. Гланц, Финал в Сталинграде, Книга вторая , Университетское издательство Канзаса, Лоуренс, Канзас, 2014, стр. 662
- ^ Волк - Военные Третьего Рейха [ постоянная мертвая ссылка ] Январь 1943 г., доступ: 9 марта 2009 г.
- ↑ Сталинград 2001 г. - Фотографии , заархивированные 13 июня 2009 г. на Wayback Machine , доступ: 10 марта 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адам, Вильгельм; Руле, Отто (2015). С Паулюсом под Сталинградом . Перевод Тони Ле Тиссье. Pen and Sword Books Ltd. ISBN 978-1-4738-3386-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард (2003). Jagdgeschwader 3 «Удет» во Второй мировой войне: II./JG 3 в бою с Messerschmitt Bf 109 . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера . ISBN 978-0-7643-1774-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сталинград – Статистика воздушных перевозок
- Сталинград – Битва в Степи с современными фотографиями местности
- (на немецком языке) Фотографии Питомника и Сталинграда