Волгоградский тракторный завод
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Декабрь 2015 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Родное имя | Russian : Волгоградский тракторный завод |
---|---|
Тип компании | Открытое акционерное общество |
Промышленность | Машиностроение , Оборона |
Основан | 1930 год |
Штаб-квартира | , |
Обслуживаемая территория | по всему миру |
Продукты | Тракторы , Артиллерия , Боевые машины |
Доход | 873 млн руб. (2011 г.) |
229 млн руб. (2011 г.) | |
Родитель | Концерн «Тракторные заводы» |
Волгоградский тракторный завод ( русский : Волгоградский тракторный завод , Волгоградский тракторный завод , или ВгТЗ , ВгТЗ ), бывший Дзержинский тракторный завод или Сталинградский тракторный завод тяжелого оборудования, , — завод расположенный в Волгограде , Россия . Когда-то это было одно из крупнейших предприятий по производству тракторов в СССР . Это было место ожесточенных боев во время Сталинградской битвы Второй мировой войны .
За время своего существования ВгТЗ поставил в агропромышленный комплекс более 2,5 миллионов тракторов, внеся огромный вклад в механизацию сельского хозяйства . Тракторы ВгТЗ работают в 32 странах Юго-Восточной Азии , Африки , Европы , Северной Америки и Латинской Америки . [1] Также используемый для производства военной техники ВгТЗ неразрывно связан с историей советского танкостроения. [2] Завод продолжает работать в небольших масштабах, но большая часть его сейчас заброшена или снесена. [3]
История
[ редактировать ]До 1961 года завод назывался Сталинградский тракторный завод имени Дзержинского Сталинградский , ( Ф. СТЗ завод им. Ф. Э. Дзержинского , или СТЗ . тракторный ) Это был один из первых промышленных объектов, построенных в рамках плана ускоренной индустриализации СССР, принятого в конце 1920-х годов. Первый камень в фундамент был заложен на церемонии закладки фундамента 12 июля 1926 года. [1] [4]
Строительство завода велось с привлечением специалистов западных стран, в первую очередь США . Он был спроектирован компанией Albert Kahn Associates Inc., основанной Альбертом Каном , архитектором Генри Форда . [5] В 1928 году в кабинет Кана пришла группа советских инженеров с заказом на проектирование и строительство Сталинградского тракторного завода, а в апреле 1929 года советский торгпред Саул Брон подписал контракт с Альбертом Каном. [6] Полная стоимость контракта, включая оборудование, составила 30 миллионов долларов США , что в сегодняшних деньгах соответствует примерно 450 миллионам долларов США. [4]
После согласования контракта проектирование и строительство завода началось без задержек, и весь объект был установлен в течение шести месяцев под наблюдением американских инженеров. [6] Стальные конструкции были изготовлены в Нью-Йорке компанией McClintic-Marshall, а затем перевезены в Сталинград для сборки на месте. Огромный поток грузов переправлялся через Атлантический океан , Средиземное и Черное моря , затем по реке и по суше к месту строительства. [4] Завод был оснащен оборудованием более чем восьмидесяти инжиниринговых компаний США и нескольких немецких фирм. [7]
Новый завод был официально открыт 17 июня 1930 года, и первым трактором, начавшим выпуск на конвейере, стал трактор 15-30, выпускавшийся в США компанией McCormick Deering ; в СССР он стал называться СТЗ 15/30 (или СТЗ-1). [4] К апрелю 1932 года Сталинградский тракторный завод работал на полную мощность, с конвейера сходило 144 трактора в день . [1]
Производство танков началось в 1932 году с выпуска легкого пехотного танка Т-26 , который был прост в изготовлении и эксплуатации и считался более надежным, чем зарубежные аналоги. [2] В 1939 году на Волгоградском тракторном заводе по инициативе И. П. Иночкиной была спроектирована и введена в эксплуатацию первая в СССР автоматизированная станочная линия. [1] инженер-конструктор, проработавший на заводе 35 лет. [8] К концу 1940-х годов на подшипниковых и автомобильных заводах работали десятки таких линий. [9]
К началу войны в сентябре 1939 года тракторный завод выпустил четверть миллиона стандартных тракторов, а также 40 тысяч гусеничных модификаций. Во время Великой Отечественной войны завод был переоборудован для производства военной техники и вооружения для Советской Красной Армии , в первую очередь танка Т-34 . [3] Всемирную известность завод получил во время Сталинградской битвы . немецкий вермахт достиг города, тракторный завод был их первой целью, и он был в значительной степени разрушен в ходе ожесточенных боев, которые последовали в течение следующих нескольких месяцев. Когда летом 1942 года [1] После того, как боевые действия закончились окончательной победой в феврале 1943 года, это место было очищено от снарядов и обломков, чтобы можно было немедленно начать восстановительные работы. Полномасштабное производство на заводе возобновилось через несколько месяцев после освобождения города. [3]
Упадок и возрождение
[ редактировать ]В 1992 году Волгоградский тракторный завод стал частным акционерным обществом и вступил в период экономической нестабильности с падением производительности. Компания была размещена на публичном фондовом рынке в 1995 году и стала ОАО . К концу 1990-х годов завод производил менее 3000 тракторов в год. [4]
В декабре 2002 года из-за роста долгов и многочисленных смен собственников ОАО «Волгоградский тракторный завод» было разделено на четыре отдельных бизнес-подразделения внутри группы:
- OJSC Tractor Company VgTZ ( Traktornaya kompaniya VgTZ )
- OJSC Russian Engineering Components ( Rossiyskiye mashinostroitel'nyye komponenty )
- OJSC Territory of Industrial Development ( Territoriya promyshlennogo raszvitiya )
- ОАО «Волгоградский тракторный завод»
Ответственность за проекты военно-технического назначения была возложена на отдельный концерн — «Волгоградскую машиностроительную компанию ВгТЗ », не связанный с группой компаний «Волгоградский тракторный завод». [1]
В 2003 году группа ОАО «Волгоградский тракторный завод» вошла в состав ОАО «Агромашхолдинг», специализирующегося на производстве, продаже и сервисном обслуживании сельскохозяйственной, коммунальной и промышленной техники. Подразделение группы ОАО «Волгоградский трактор» было признано банкротом в 2005 году. [4] Затем в 2006 году ОАО «Тракторная компания ВгТЗ» было приобретено некоммерческим партнерством «Концерн «Тракторные заводы» — ведущей российской машиностроительной компанией, сельскохозяйственным подразделением которой является ОАО «Агромашхолдинг». ВгТЗ при новых владельцах процветал и за весь 2006 год добился стабильных ежемесячных показателей: с конвейера сошло почти 3000 гусеничных тракторов, в том числе 768 перспективной серии ВТ и 1290 тракторов промышленных модификаций.
Подразделение ОАО «Тракторная компания ВгТЗ» в ноябре 2015 года вообще прекратило производство тракторов. [4]
В апреле 2017 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов посетил ОАО «Волгоградский тракторный завод», чтобы проверить ход выполнения государственного оборонного заказа на новую военную технику. По словам Борисова, компания в тот момент испытывала финансовые трудности. [10] Было принято решение об объединении военного направления концерна с госхолдингом " Ростех " с целью стабилизации финансового положения завода. [4]
Отдельное Волгоградское машиностроительное предприятие, которое до сих пор базируется на заводе, продолжает производство самоходных противотанковых пушек «Спрут-СДМ1» и боевых машин десанта БМД-4М для Воздушно-десантных войск России . [11]
Весной 2019 года на руинах тракторного завода начались работы по реконструкции, которые планируется превратить в многофункциональный центр, включающий магазины, офисные здания и квартиры. От работ ВгТЗ остался лишь ряд проходных растений и два памятника на площади. Цеха снесены, а новый владелец арендует бывшие помещения заводоуправления под офисы. Здесь есть небольшой музей, посвященный богатой истории Волгоградского тракторного завода. Северная конечная станция Волгоградского метротрама до сих пор носит название «Тракторный завод ». [4]
Награды
[ редактировать ]- Орден Ленина (17 мая 1932 г.)
- Орден Трудового Красного Знамени (8 февраля 1942 г.) за образцовое выполнение задания правительства по производству танков и танковых двигателей.
- Орден Отечественной войны I степени (7 февраля 1945 г.).
- Орден Ленина (14 января 1970 г.)
Продукты
[ редактировать ]Военная техника
[ редактировать ]- Т-26 (1932–1940), легкий пехотный танк.
- Т-34 (1940–1944), средний танк.
- СТЗ-5 (СТЗ-НАТИ 2ТБ) (1937–1942), гусеничный артиллерийский тягач мощностью 52–56 л.с. (39–42 кВт) по прозвищу «Сталинец».
- ПТ-76 (1951–1967), легкий плавающий танк.
- БТР-50 (1954–1970), бронетранспортёр (на базе шасси ПТ-76).
- БТР-Д (с 1974 г.), бронетранспортёр
- БМД-1 (1968–1987), гусеничная боевая машина пехоты- амфибии (БМП).
- БМД-2 (с 1985 г.), гусеничная амфибийная БМП.
- БМД-3 (1985–1997), гусеничная БМП-амфибия.
- БМД-4 (2004 – настоящее время), гусеничная амфибийная БМП.
- 2С25 Спрут-СД (1984–2010 2018-), самоходная противотанковая пушка.
- Т-34
- Катюша БМ-13 СТЗ-5-НАТИ
- ПТ-76
- БМД-4
- 2С25 Спрей-СД
Тракторы
[ редактировать ]- СТЗ-1 (СТЗ 15/30) (1930–1937), трактор колесный мощностью 30 л.с. (22 кВт)
- СТЗ-3 (СТЗ-НАТИ 1ТА) (1937–1949), гусеничный трактор мощностью 52 л.с. (39 кВт) (то же шасси / двигатель, что и СТЗ-5 )
- СТЗ-8 (1938–1941), болотный трактор.
- ДТ-54 (1949–1963), дизельный гусеничный трактор мощностью 54 л.с. (40 кВт).
- ДТ-55 (1955), болотоходный трактор
- ДТ-75 (с 1963 г.), гусеничный трактор мощностью 75 л.с. (56 кВт), гидравлическая подвеска.
- ДТ-75М (с 1963 г.), гусеничный трактор мощностью 90 л.с. (67 кВт)
- ВТ-100 (с 1994 г.), гусеничный трактор мощностью 120 л.с. (89 кВт)
- ВТ-150 (с 2005 г.), гусеничный трактор мощностью 150 л.с. (110 кВт)
- ДТ-175 (1986–1994)
- Агромаш 90ТГ (2009 – настоящее время)
- Агромаш 315ТГ
- СТЗ-НАТИ
- ДТ-54
- Трактор ДТ-75 раннего производства в Польше
- ДТ-75
- ВТ-100
См. также
[ редактировать ]- Советские танковые заводы
- Производство советских боевых бронированных машин во время Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж "Волгоградский тракторный завод (историческая справка)" [Volgograd Tractor Plant (history reference)]. Real Economy Information Portal . 2007. Archived from the original on June 5, 2008.
- ^ Перейти обратно: а б "Творцы бронетанковой техники" [Armored vehicle makers]. Avtomash (in Russian). Archived from the original on August 12, 2014 . Retrieved June 21, 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Тракторный завод» . dark-tourism.com . Архивировано из оригинала 24 июня 2019 года . Проверено 24 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Трактор, танк, торговый центр... Как родился, жил и умер первый советский тракторный завод» . csef.ru. Центр стратегических оценок и прогнозов. 14 июня 2019 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2019 г.
- ^ Кроуфорд, Кристина Э. (весна 2015 г.). «Советская практика планирования: от тракторов к территории» . Центральная часть . 29 (2). WCFIA , Гарвардский университет. Архивировано из оригинала 10 августа 2015 года . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Meerovich, M. G. (2009). "Альберт Кан в истории советской индустриализации" [Albert Kahn in the history of Soviet Industrialization]. Architecton (in Russian). Archived from the original on December 28, 2009 . Retrieved June 21, 2019 .
- ^ Рубченко Максим (28 декабря 2009 г.). "Ура, у них депрессия!" [Ура Великой Депрессии!]. Эксперт (на русском языке). Архивировано из оригинала 4 января 2010 года.
- ^ "Иночкин с трактором... (1963)" (киноархив) . net-film.ru . Архивировано из оригинала 9 июня 2019 года . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ «Первая автоматическая линия» . ngpedia.ru . Большая энциклопедия нефти и газа. Архивировано из оригинала 5 февраля 2019 года . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ "Заместитель министра обороны Юрий Борисов проверил ход выполнения государственного оборонного заказа на Волгоградском тракторном заводе" . function.mil.ru . Министерство обороны Российской Федерации . 26 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 г.
- ^ «Командующий ВДВ проверил производство «Спрута-СДМ1» на Волгоградском тракторном заводе» . ТАСС.ру. ТАСС . 19 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мельникова-Райх, Соня (2010). «Советская проблема с двумя «неизвестными»: как американский архитектор и советский переговорщик положили начало индустриализации России, Часть I: Альберт Кан». IA, Журнал Общества промышленной археологии . 36 (2): 57–80. ISSN 0160-1040 . JSTOR 41933723 . ( абстрактный )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерн «Тракторные заводы», официальный сайт (на русском языке) – последний архив от 19 октября 2018 г.
- Мое сталинградское детство , мемуары Эдварда Очагавиа (перепечатано из East-West Review )
- Главный тракторный завод Волгограда - руины завода с воздуха ( на YouTube , 2016 г.) видео
- Сталинградский тракторный завод, фотография рисунка в перспективе с высоты птичьего полета, Albert Kahn Associates, 1930-е годы , Канадский центр архитектуры.
48 ° 48'0,7 "N 44 ° 36'37,03" E / 48,800194 ° N 44,6102861 ° E