Битва при Седане (1940)
Битва при Седане | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Францию на Западном фронте . Второй мировой войны | |||||||
Немецкие войска с французскими пленными переправляются через Маас 15 мая 1940 года возле Седана. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Германия | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
| |||||||
Сила | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
Битва при Седане или Вторая битва при Седане (12–15 мая 1940 г.) [10] [13] [14] произошел во время Второй мировой войны во время битвы за Францию в 1940 году. Это было частью оперативного плана немецкого названием Вермахта кодовым под Fall Gelb (Желтый корпус) для наступления через холмистые и лесистые Арденны с целью окружения союзных армий в Бельгии и северо-восток Франции. немецких Группа армий «А» переправилась через Маас с намерением захватить Седан и продвинуться на запад к побережью Ла-Манша , чтобы поймать в ловушку союзные войска, продвигавшиеся на восток, в Бельгию, в рамках союзного плана Дайла .
Седан расположен на восточном берегу Мааса. Его захват дал бы немцам базу, с которой они могли бы взять мосты через Маас и пересечь реку. Затем немецкие дивизии могли продвинуться через открытую и незащищенную сельскую местность Франции к Ла-Маншу. 12 мая Седан был захвачен без сопротивления, и немцы разгромили французскую оборону вокруг Седана на западном берегу Мааса. Бомбардировки немецких люфтваффе и низкий боевой дух не позволили французским защитникам разрушить плацдармы. 14 мая Королевские военно-воздушные силы Великобритании (RAF) и французская Воздушная армия совместно попытались разрушить плацдармы, но Люфтваффе помешали им сделать это. В крупных воздушных боях союзники понесли большие потери, что привело к истощению численности бомбардировщиков союзников в кампании. [15]
Французы контратаковали немецкие плацдармы с 15 по 17 мая, но наступление стало жертвой задержек и неразберихи. 20 мая, через пять дней после закрепления плацдармов, немецкая армия достигла Ла-Манша. Переправа через Маас позволила немцам достичь оперативной цели Фолл-Гельб и окружить сильнейшие армии союзников, включая британский экспедиционный корпус . В результате июньских сражений оставшаяся французская армия была уничтожена как эффективная боевая сила, а британцы были изгнаны с континента, что привело к поражению Франции. [15] [16]
Фон
[ редактировать ]немецкий план
[ редактировать ]10 мая 1940 года вермахт вторгся в Люксембург , Нидерланды и Бельгию . В Нидерландах немцы добились устойчивого прогресса. К 12 мая части немецкой группы армий «Б» приближались к Роттердаму и Амстердаму , а в центральной Бельгии немцы были близки к достижению реки Дайл к востоку от Брюсселя . [17] В ответ на вторжение Первая группа армий союзников под командованием Гастона Бийота , в состав которой входили 7-я французская армия , 9-я французская армия , 1-я французская армия и британский экспедиционный корпус , продвинулась к реке Дайл, чтобы сформировать прочную линию фронта. часть плана Дайла, оборонительной стратегии, призванной остановить наступление Германии в Бельгии. Однако наступление группы армий «Б» было отвлекающим маневром. Главный удар Фаль-Гельба должна была быть нанесена группой армий «А» через Арденны в Люксембурге и на юге Бельгии. Как только эти слабозащищенные районы будут преодолены, XIX танковый корпус (19-й танковый корпус) группы армий «А» под командованием Хайнца Гудериана должен был нанести удар по Франции в районе Седана, расположенного на реке Маас. Его захват позволил бы немцам продвинуться в незащищенные глубины Франции и к Ла-Маншу, в тыл мобильных сил союзников, наступающих в Бельгию. Результатом станет окружение стратегического уровня. [18]
Для наступления Oberkommando der Wehrmacht (немецкое верховное командование) предоставило группе армий «А» наиболее мощную концентрацию немецких танковых и моторизованных сил. Хотя группе армий «Б» было выделено 808 танков, более 1/4 такие легкие от общего числа немецких танков, это были в основном танки, как Panzer I и Panzer II , в отличие от Panzer III и Panzer IV . Тяжелые танки были переданы группе армий «А», поскольку ей требовались лучшие машины для проведения критической операции у Седана. [19] Группа армий «А» насчитывала 1753 танка более тяжелых типов. [8]
«Непроходимые» Арденны
[ редактировать ]После Первой мировой войны французский генеральный штаб исключил идею будущего наступления Германии через сектор Арденны-Седан. Французы были уверены, что танки не смогут пересечь эту местность. Маршал Филипп Петен назвал их «непроницаемыми». [20] Морис Гамлен назвал этот географический объект «лучшим танковым препятствием в Европе». [20] «Барьер» из Мааса и Арденн представлял собой надежный объект стратегической обороны, через который будущий враг не мог пройти или обойти. [20] Французы пришли к выводу, что в лучшем случае немецкое наступление через Арденны на Седан не достигнет Мааса в течение двух недель после начала любого немецкого наступления, и что только для проникновения в Арденны потребуется от пяти до девяти дней. [21]
Французские оценки были менее правдоподобными в свете военных учений, проведенных в 1938 году. В том же году генерал Андре-Гастон Претела взял на себя командование маневрами, которые создали сценарий, согласно которому немецкая армия начала наступление семью дивизиями, включая четыре мотопехотные дивизии и две танковые бригады (тип остальных трех не указан). [22] Оборона «французской» стороны рухнула. «Результатом стало поражение настолько всеобъемлющего характера, что целесообразность его публикации была поставлена под сомнение, чтобы не нанести ущерб моральному духу». [22] Еще в марте 1940 года во французском отчете Гамелену оборона Седана, последней «укрепленной» позиции на Маасе и последней перед открытой местностью Франции, была названа «совершенно неадекватной». [22] Претела правильно определил, что этот ландшафт является относительно легкой местностью для пересечения бронетехники. В лучшем случае, заключил он, немцам понадобится 60 часов, чтобы добраться до Мааса, и один день, чтобы пересечь его. [23] Эта оценка оказалась неточной всего на три часа; немцы переправились через Маас всего через 57 часов. [23]
Осенью 1939 года французская армия санкционировала новые попытки увеличить прочность укреплений, но суровая зимняя погода помешала заливке бетона и доставке необходимых материалов. [22] 11 апреля 1940 года генерал Чарльз Ханцигер попросил еще четыре дивизии для работы в обороне, но получил отказ. [24]
Французская оборона в Седане
[ редактировать ]Французская оборона в Седане была слабой и заброшенной. [25] Французы долгое время считали, что немецкая армия не будет атаковать сектор Седан в рамках своих сосредоточенных усилий, и в этом секторе была выделена только бригадного генерала Анри Лафонтена 55-я французская пехотная дивизия , дивизия категории B. Линия Мажино заканчивалась в 20 километрах (12 милях) к востоку от Седана в Ла-Ферте, где форт № 505 занимал ее самую западную позицию. Седан был частью расширенной линии Мажино, которая проходила на север за рекой Маас. Между Седаном и Ла-Ферте находился разрыв Стенэ , который представлял собой участок незащищенной местности, не прикрытый французской обороной или естественными препятствиями. Именно по этой причине значительное число французских генералов настаивали на усилении этого участка, игнорируя при этом Седан. [25]
Пока французы строили дальнейшие укрепления, разведывательная авиация Люфтваффе заметила эту активность и сообщила о ней. Крутые склоны на берегах Мааса, которые, по данным фоторазведки, представляли собой грозный барьер из бункеров и оборонительных линий, заставили генерал-полковника Герда фон Рундштедта , главнокомандующего группой армий «А», усомниться в мудрости такого подхода. Гудериан в выборе Седана как точки максимального усилия . [25] Чтобы определить, насколько сильны были эти укрепления, была вызвана группа специалистов-фотографов, которые оценили снимки. Их анализ пришел к выводу, что то, что казалось сильными укрепленными позициями, было всего лишь строительными площадками недостроенных бункеров, которые, по сути, были пустыми снарядами. Вклад специалистов склонил план нападения на Седан в пользу Гудериана. [25]
Генерал Хунцигер был рад положиться на «бетон» для обеспечения безопасности Седана, поскольку он отвергал идею о том, что немцы нападут через Арденны. Вторая армия построила 52 000 кубических метров (1 800 000 кубических футов) бетонных укреплений вдоль своего фронта, но очень мало в секторе Седан. Только 42 бункера защищали Седанские плацдармы в начале войны в сентябре 1939 года, а к 10 мая был построен еще 61 бункер. Однако к 10 мая большинство бункеров были незавершенными, в них отсутствовали ставни артиллерийских казематов . В некоторых бункерах отсутствовали задние двери, что делало их уязвимыми для проникновения пехоты. [26] К северу от Седана, на северной излучине Мааса, город Глер возвышался над переправой через реку, где немецкая бронетехника должна была нанести самый сильный удар. Между бункером 305 в Глере и бункером 211 рядом с мостом Пон-Нёф был разрыв в 2 километра (1,2 мили). Это позволило злоумышленнику, пришедшему с севера, воспользоваться хорошими дорогами через ось Фленьё – Сен-Менж – Глер, чтобы проникнуть в Седан с севера. [27]
В обороне Седана также не было мин . Вторая французская армия охраняла фронт протяженностью 70 километров (43 мили) и имела всего 16 000 мин. Из этого числа 7000 были переданы кавалерийским дивизиям, которые должны были задержать наступление немцев через южную Бельгию, а также блокпосты вдоль франко-бельгийской границы. Оставалось 2000 человек для защиты реки Маас. Из них 55-я стрелковая дивизия получила 422. Не все из них были заложены, а некоторые заграждения были перенесены при строительстве бункеров на участке Седан. [28]
Немецкий подход
[ редактировать ]Когда 12 мая немецкая армия продвигалась через южную Бельгию, генерал Эвальд фон Клейст и Гудериан столкнулись по поводу того, куда должен быть направлен основной удар. Клейст был непосредственным начальником Гудериана, командуя танковой группой фон Клейста , состоящей из XLI танкового корпуса и XIX танкового корпуса (под командованием Гудериана). [29] [30] Клейст настаивал на том, чтобы главный пункт находился во Флизе , западнее Седана. Клейст утверждал, что этот удар позволит избежать двойной переправы через Маас (у Седана) и Арденнский канал (к западу от Седана). Более того, удар придется нанести по разделительной линии между 9-й французской армией и 2-й французской армией. Гудериан смотрел на ситуацию иначе и отмечал, что удар по плану Клейста поставит фланг наступления в зону досягаемости артиллерии крепости Шарлевиль-Мезьер , примерно в 25 километрах (16 миль) к северо-западу от Седана. Перенос операций дальше на север также рассредоточил бы концентрацию (или Schwerpunkt ) и нарушил интенсивное планирование немецких тактических подразделений, которые в течение нескольких месяцев готовились к атаке Седана и наступлению на северо-запад. Он также считал, что период перегруппировки перед Седаном задержит штурм на 24 часа и позволит французам подтянуть подкрепление. Клейст согласился с тем, что такая задержка неприемлема, поэтому согласился с планом Гудериана. [18]
Тем не менее, хотя Клейст и признал безрассудство обходного пути через Флизе, он настаивал на том, чтобы точка сосредоточения наступления была расположена к западу от Арденнского канала. Клейст подтвердил это в письме Гудериану от 18 апреля, но когда начались операции, Гудериан полностью это проигнорировал. Гудериан хотел создать большой 20-километровый (12 миль) плацдарм в Седане и быстро занять Стонне и возвышенность вокруг Седана. [31]
План Гудериана на 13 мая был прост. 2- я танковая дивизия на севере должна была сформировать правый фланг наступающих сил, когда они достигнут Мааса у Доншери . 1- я танковая дивизия , усиленная пехотным полком «Великая Германия» , батальоном штурмовых инженеров и дивизионной артиллерией 2-й и 10-й танковых дивизий , должна была нанести главный удар, форсировав Маас к северу от Седана и захватив высоту Ла-Марфе. с видом на город. 10-я танковая дивизия должна была форсировать Маас южнее Седана и прикрыть южный фланг корпуса. В течение дня большие массы войск и техники собирались к северу от Мааса, готовясь к переправе через реку. [32]
Задействованные силы
[ редактировать ]Немецкие войска
[ редактировать ]Немецкие силы состояли из 1-й, 2-й и 10-й танковых дивизий. 1-я танковая дивизия под командованием генерал-майора ( генерал-майора ) Фридриха Киршнера имела в своем составе 52 Panzer II, 98 Panzer III, 58 Panzer IV, 40 Panzer 35(t) и восемь Sd.Kfz. 265 панцербефельсвагенов . [8] 2-я танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта ( генерала-лейтенанта ) Рудольфа Фейля имела 45 Panzer I, 115 Panzer II, 59 Panzer III и 32 Panzer IV. [8] Также имелось 16 Sd.Kfz. 265. [8] 10-я танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Фердинанда Шааля имела 44 Panzer I, 113 Panzer II, 58 Panzer III, 32 Panzer IV и 18 Sd.Kfz. 265. [8] Всего Гудериан мог собрать 60 000 человек, 22 000 транспортных средств, 771 танк и 141 артиллерийское орудие. [8] Он также мог вызвать 1470 самолетов. [3]
Частично проблема Гудериана заключалась в отсутствии мобильной артиллерии. У него не было намерения останавливать прорыв, чтобы дождаться переброски дополнительных артиллерийских подразделений для штурма Седана. Вместо этого Гудериан запросил максимальную поддержку у Люфтваффе . Первые несколько дней немецкая авиация будет использоваться в основном для поддержки группы армий «Б». [33] Большую часть поддержки с воздуха над Седаном должна была обеспечивать Luftflotte 3 (Воздушный флот 3). Первоначально предполагалось использовать лишь ограниченное количество авиационных частей, но . возросла ближе к моменту боя нагрузка на Люфтваффе значительно [33] Люфтваффе ( должно было сформировать I. Fliegerkorps 1-й авиационный корпус под командованием Ульриха Грауэрта ), II Fliegerkorps (под командованием Бруно Лёрцера ), V. Fliegerkorps (под командованием Роберта Риттера фон Грайма ) и VIII Fliegerkorps (под командованием Вольфрама Фрайгера фон Рихтгофена ). Эти подразделения поступили из Luft Flotte 2 и Jagdfliegerführer 3 (Fighter Leader 3). [3] Наиболее значимым подразделением был VIII. Fliegerkorps , прозванный Nahkampf-Fliegerkorps (Авиационный корпус непосредственной поддержки), в который входил Sturzkampfgeschwader 77 (крыло пикирующих бомбардировщиков 77), мощная концентрация подразделений пикирующих бомбардировщиков, оснащенных Junkers Ju 87 Stuka . точными штурмовиками [3] Эта мощная воздушная концентрация насчитывала около 1470 самолетов; 600 Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 средних бомбардировщиков и Dornier Do 17 легких бомбардировщиков , 250 Ju 87, 500 Messerschmitt Bf 109 и 120 Messerschmitt Bf 110 . [3]
Французские войска
[ редактировать ]На участке Лонгви , Седана и Намюра , где встречаются Арденны и Маас, 9-я и 2-я армии состояли главным образом из дивизий плохого качества. Подкрепления были минимальными, и эти части были оснащены устаревшим вооружением. Ресурсы в распоряжении двух дивизий серии Б, 55-й, а затем и 71-й пехотных дивизий, которым предстояло принять на себя основной удар атаки, были слабыми. У них почти не было кадровых офицеров, и они не были обкатаны в боевых условиях соприкосновением с противником. [34]
У 55-й пехотной дивизии, охранявшей Седан, времени на боевую подготовку было мало, так как она занималась строительными работами. Дивизия состояла в основном из резервистов, большинство из которых были старше 30 лет. Попыток улучшить плохие боевые качества дивизии было предпринято мало. Один офицер, старший лейтенант Делас из 1-го батальона 147-го крепостного пехотного полка, был арестован и заключен под стражу на 15 суток за приказ о стрельбе из 25-мм противотанковой пушки в близлежащем карьере. [35] Командир дивизии генерал Лафонтен больше доверял укреплениям, чем обучению, поскольку считал, что это компенсирует слабость дивизии. Бойцам дивизии не хватило уверенности и воли к бою, когда произошла битва. [35]
Организация французской 55-й пехотной дивизии была хаотичной. Большинство подразделений были задействованы в строительных работах и постоянно перемещались на разные тактические позиции. Из девяти компаний, занимавших позиции к 10 мая, лишь немногие удерживали свои позиции хотя бы несколько дней и не были с ними знакомы. Один из главных пехотных полков, 213-й пехотный полк, был вообще выведен из строя и заменен 331-м полком. В некоторых случаях пехотные полки состояли из нескольких разных рот нескольких разных батальонов разных полков. Например, 6-я рота 2-го батальона 295-го пехотного полка состояла из четырех разных рот, набранных из трех разных батальонов, принадлежащих трем разным полкам. [36]
Такие действия нанесли ущерб сплоченности изначально сильных частей. 147-й крепостной полк составлял основу 55-й пехотной дивизии и должен был занять бункерные позиции на Маасе. В начале мобилизации подразделение имело высокий моральный дух и очень хорошую сплоченность. Однако из-за постоянных изменений в организации батальоны части «снова и снова разрывались». [37]
Чтобы сменить 55-ю пехотную дивизию, 71-я французская пехотная дивизия получила приказ вывести из резерва и выйти на передовую. Присутствие 71-го пехотного полка сократило фронт вдоль Мааса с 20 до 14 километров (от 12,4 до 8,7 миль). Это увеличило бы плотность боевых сил в непосредственной близости, но такой шаг был завершен лишь частично к 10 мая, поскольку его планировалось завершить 13–14 мая, через три дня после нападения Германии. [38] Хотя обе дивизии имели 174 артиллерийских орудия, что больше, чем у противостоящих им немецких войск, им пришлось разделить эти силы между собой. Обе дивизии испытывали нехватку противотанковых и зенитных орудий, что было критическим недостатком. [39]
Переправа через Маас
[ редактировать ]Захват Седана
[ редактировать ]Главной проблемой, с которой столкнулся Гудериан и его стратегия «Седан», была неадекватная артиллерийская поддержка. Несколько батарей застряли в пробке в Арденнах, и он не мог рассчитывать только на артиллерийские батареи своих танковых дивизий. Все зависело от поддержки Люфтваффе . Генерал дер Флигер Уго Сперле , командующий Luftflotte 3 , планировал традиционный метод кратковременной бомбардировки до подхода сухопутных войск. После подготовительных налетов средние и пикирующие бомбардировщики должны были сокрушить оборону французов концентрированным ударом продолжительностью 20 минут. . Рейд был запланирован на 16:00 до того, как пехота переправится через Маас . В сотрудничестве II. Вместе с Гудерианом Fliegerkorps разработал концепцию катящегося рейда. От идеи единого массированного удара отказались, и немецкие авиационные части должны были атаковать небольшими формированиями, но постоянно, в течение дня. Считалось, что эффект будет тройным; французская артиллерия будет уничтожена, последствия непрерывных налетов нанесут ущерб моральному духу врага, а меньшие формирования будут более систематическими и точными против таких целей, как бункеры. [40]
Неизвестно Гудериану, фон Клейст, его непосредственный начальник, связался с Лёрцером и запретил предложенный Гудерианом долгосрочный систематический подход в пользу одной большой атаки. Гудериан пожаловался. Клейст проигнорировал его. Однако на следующее утро Лёрцер отверг метод Клейста и приступил к согласованным бомбардировкам, которые обсуждались с Гудерианом. Позже Лёрцер скажет, что официальный приказ Уго Сперле пришел слишком поздно, чтобы внести изменения. [41]
К ночи 12 мая XIX век Гудериана. Танковый корпус въехал в Седан. Гудериан сообщил, что никаких признаков противника не обнаружено. [42] Когда сам город был захвачен, Гудериану теперь придется нанести удар на юг, через защищенный тыл за Седаном, который, в свою очередь, будет защищен большим бункерным комплексом, расположенным на хребте Марфи, участке возвышенности, охватывающем реку Седан-Маас на юге. . Но было три фундаментальных выбора. Он мог подчиниться тактической необходимости и защитить плацдармы от французской контратаки с юга; он мог нанести удар своим корпусом с запада на юго-запад в направлении Парижа; или он мог бы совершить бросок к Ла-Маншу. Вспомнив слова начальника оперативного отдела 1-й танковой дивизии Вальтера Венка : «Бей кулаками, не чувствуй пальцами!», Гудериан остановился на последнем варианте. [43]
Рано утром 13 мая 10-я танковая дивизия заняла позицию выше по течению к северо-востоку от Седана, готовая нанести удар по назначенному пункту переправы возле города Ваделинкур . Ниже по течению 2-я танковая дивизия заняла позицию для переправы у Дончери. 1-я танковая дивизия готовилась нанести удар по плацдарму Голье близ Флуэна , в центре тактического фронта Седана. Именно на северном изгибе петли Седан-Маас Люфтваффе предстояло приложить максимум усилий, между Голье и Ваделинкуром. Чтобы усилить поддержку с воздуха, Гудериан лишил большую часть своих танковых дивизий артиллерии, которую затем расположил прямо напротив Голье. [33] Однако артиллерийским полкам не хватало боеприпасов. Продолжительная и разрушительная бомбардировка путем обстрелов была невозможна. Люфтваффе . предстояло выполнить большую часть работы [33] Гудериан сообщил, что его корпус имел только 141 артиллерийское орудие против 174 у французов. [6] К северу и югу от Седана французский X корпус и французский XXXXI корпус (в артиллерийской крепости Шарлевиль-Мезьер) также могли добавить свою артиллерию и обстреливать танковые части Гудериана, когда они пересекали плацдармы. [6] Медленное продвижение артиллерийских частей к фронту усугубляло численное превосходство немцев, которое теперь составляло 1:3. [6] Лишь во второй половине дня появилась немецкая артиллерия, но без особого эффекта. 2-я танковая дивизия была вынуждена атаковать без артиллерийской поддержки. По этим причинам Гудериан решил, что результат будет зависеть от качества поддержки с воздуха , действующей как летающая артиллерия. [6]
Штурм Люфтваффе
[ редактировать ]Luftflotte 3 и Luftflotte 2 ( Альберт Кессельринг ) осуществили самую тяжелую воздушную бомбардировку, которую когда-либо видел мир, и самую интенсивную бомбардировку Люфтваффе во время войны. [44] Люфтваффе направило два Sturzkampfgeschwader в атаку (крылья пикирующих бомбардировщиков), совершив 300 боевых вылетов против французских позиций, причем только 77 Sturzkampfgeschwader совершили 201 боевой вылет. [45] совершили в общей сложности 3940 боевых вылетов, Девять подразделений Kampfgeschwader (бомбардировочное крыло) часто в составе группы . [46]
Запланированная воздушная атака продлится восемь часов, с 08:00 до 16:00. [47] Лёрцер и Рихтгофен направили «Штука» в атаку два отряда . Ju 87 Лёрцера совершили около 180 вылетов против бункеров Седана, а Рихтгофена - 90. Девять Kampfgruppen (бомбардировочное крыло) II. Fliegerkorps совершил 900 вылетов против 360 из VIII. Флигеркорпс . VIII. Fliegerkorps Общее количество миссий на Маасском фронте составило 910 по сравнению с II. Fliegerkorps 1770 вылетов. [48]
Люфтваффе . Целью были высоты Марфи, которые находились за Седаном на юго-западе Они сдерживали укрепленные артиллерийские позиции и доминировали на подходах к стратегической и оперативной глубине за Седаном и Маасом. [41] Люфтваффе . опоздало на два часа, но приложенные усилия были значительными Атаки велись силами группы и против линии максимального сопротивления по линии артиллерий противника. Чтобы ограничить передвижения и коммуникации противника, немецкие истребители прочесывали территорию, перерезали наземные линии связи и обстреливали укрепления, а также стреляли по радиоантеннам за пределами командных пунктов. Атаки изолировали передовые линии обороны. [46] Sturzkampfgeschwader 77 нанес первый удар утром 13 мая. Всего за пять часов было совершено 500 боевых вылетов Ju 87. [49]
Люфтваффе . запугали защитников, сломав их психологически Артиллеристы, костяк обороны, покинули свои позиции к моменту начала немецкой наземной атаки. обошлось Люфтваффе всего в шесть самолетов, три из которых были Ju 87. [46]
Французская 55-я пехотная дивизия не была готова к такой атаке. Французские солдаты отметили мощный психологический эффект от бомбардировки, в частности, сирену Ju 87. Однако после войны выяснилось, что ни один из бункеров не был разрушен прямыми попаданиями. [50] Более того, потери составили всего 56 французов. [50] Ущерб был нанесен косвенным эффектом. Телекоммуникационные кабели были разрушены (большинство из них были проложены под открытым небом) в результате бомбардировки, что парализовало связь дивизии, а психологический ущерб подорвал ее обороноспособность. [50]
Последовавший за этим психологический ущерб способствовал «панике Булсона». Около 19:00 13 мая доклад французского артиллерийского наблюдателя был передан неверно. Ходил слух, что к деревне Бульсон подходят немецкие танки. Ложные сообщения распространились, и 55-я французская пехотная дивизия покинула свои позиции. Немецкие источники сообщают, что первый немецкий танк переправился через Маас спустя 12 часов. [51] К тому времени, когда ошибка была осознана, большая часть артиллеристов и пехотинцев уже бросила тяжелую технику. [52]
1-я танковая дивизия в Голье
[ редактировать ]Центральный наземный штурм должна была провести 1-я танковая дивизия при поддержке пехотного полка «Великая Германия» и 43-го штурмового батальона (43-й штурмовой инженерный батальон), поскольку в составе 1-й танковой дивизии был только один стрелковый полк. [50] « Великая Германия» будет придана 1-й танковой дивизии на оставшуюся часть кампании. [53] и это было первое подразделение, прорвавшее оборону на высоте 247, возвышенности, возвышающейся над Голье. Полк, к своему большому удивлению, обнаружил, что Люфтваффе не удалось уничтожить вражеские бункеры. Огонь из стрелкового оружия противника не позволил переправиться через реку по мосту Пон-Нёф на резиновых десантных лодках, как предполагалось. Полк отступил. Разведка обнаружила, что вражеский бункер № 211 все еще действовал. Его расположение охраняло плацдарм, что делало его опасным для немецкой пехоты, пытающейся переправиться. Взводу пехотных орудий (75-мм короткоствольная артиллерия) его не удалось выбить. ) . Для выполнения этой задачи была задействована 8,8-мм пушка двойного назначения FlaK (88 мм Это удалось, но следующая переправа не удалась, поскольку пулеметный огонь велся с другой фланговой позиции, которая не была обнаружена. Как только 2-й батальон справился с этой задачей, остатки полка переправились через реку. [50] В течение оставшейся части дня полк продвигался вверх и вошел в оборону французов, 6-я, 7-я и 8-я роты 2-го батальона постепенно выбили каждый бункер. Несмотря на то, что два других батальона удерживались южнее, к 20:00 центральная высота 247 была взята. [54] Полк «Великая Германия» теперь прорвал французскую оборону на 8 километров (5,0 миль). [53]
На высоте 301, дальше на запад, первый стрелковый полк под командованием полковника Германа Балька помог занять позицию к наступлению темноты. С помощью двух взводов 3-й роты 34-го штурмового инженерного батальона удалось выбить позиции бункеров. Полк медленно продвигался на запад и смог увидеть 2-ю танковую дивизию на крайнем западном фланге 1-й танковой дивизии, атакующую позицию бункера возле Дончери. Несколько танков были подбиты. Первый стрелковый полк 1-й танковой дивизии пересек границу и вступил на территорию 2-й танковой дивизии. Они облегчили проход 2-й танковой дивизии, уничтожив несколько бункеров на своем восточном фланге, и сумели перерезать дорогу Дончери-Седан. Пехоте также удалось выбить большую часть казематов в этом районе, используя огнеметные группы и разрушив бункеры, пехота которых не смогла быстро сдаться. [55] Последний сдавшийся бункер сдался в 22:40 13 мая. К этому времени части 1-й и 2-й танковых дивизий форсировали реку Маас. [55]
2-я танковая дивизия в Дончери
[ редактировать ]2-й танковой дивизии была поручена самая трудная задача. Его продвижение через Арденны застало его в ловушку и задержало движение транспорта на протяжении почти 250 километров (160 миль). Следовательно, он прибыл в Доншери поздно, после того как 1-я и 10-я танковые дивизии начали наступление через Маас. Из-за опоздания и атак родственных частей оборона противника была поднята по тревоге еще до наступления 2-й танковой дивизии. Переправившись на крайнем западном конце сектора Седан на оси Дончери, он был вынужден продвигаться по открытой местности последние 3 км, прежде чем достичь плацдарма. Это подвергло дивизию обстрелу из Дончери и 75-мм артиллерийских казематов замка Бельвью, расположенных немного восточнее города. К танкам привязали несколько лодок и перетащили их, но танки были подбиты. [56] Основная часть из 174 артиллерийских орудий, имевшихся у французов в Седане, была сосредоточена на фронте 2-й танковой дивизии. Большинство из них располагалось в бункерах на южной стороне участка реки Маас-Доншери. Некоторые батареи 102-й французской пехотной дивизии также присоединились к ним с северо-запада, у Шарлевиля. Единственным способом ответить было гаубицы, но 2-я танковая дивизия передала свои тяжелые гаубицы 1-й танковой. Осталось всего 24 орудия, и они прибыли на поле боя только к 17:00. Когда они прибыли, у них было всего по паре снарядов на орудие из-за логистической задержки в Арденнах. [57]
Все попытки высадиться на южном берегу Мааса провалились. К счастью для Гудериана, 1-й танковой дивизии удалось форсировать Маас в центре (см. выше). После завершения он направился на правый (восточный) фланг французов у Дончери. Некоторые ее подразделения преодолели излучину Мааса. Штурмовые инженеры и 1-я танковая дивизия нейтрализовали орудия у замка Бельвю и очистили позиции бункеров вдоль Мааса с тыла. Артиллерийский обстрел восточного фланга 2-й танковой дивизии был остановлен. [57] Когда угроза артиллерийского огня на правом фланге была устранена, части левого фланга 2-й танковой дивизии форсировали реку и в 20:00 проникли на французские позиции напротив Дончери. Сильный французский огонь продолжался из бункеров перед Доншери на южном берегу Мааса. Лишь в 22:20, в темноте, регулярные переправки позволили укрепить немецкий плацдарм. [57]
10-я танковая дивизия в Ваделинкуре
[ редактировать ]10-я танковая дивизия, как и 2-я танковая дивизия, выделила свои тяжелые артиллерийские батареи для поддержки соседних частей. В нем осталось всего 24 легкие 105-мм гаубицы. [12] Кроме того, батареям не хватало боеприпасов. Люфтваффе не оказало помощи 10-й танковой дивизии , поскольку большая часть воздушных атак приходилась на поддержку 1-й танковой дивизии в центральном секторе. Это означало, что все позиции французской артиллерии и пулеметов в районе Ваделинкура остались нетронутыми. [12] Вдобавок к этому недавно введенная 71-я пехотная дивизия и X французский корпус в районе Ремийи-Айликур не позволили 10-й танковой дивизии добиться быстрого прогресса. Дивизии также пришлось продвигаться вниз к реке по открытой равнинной местности протяженностью около 600–800 метров (2000–2600 футов). [12]
Около города Базей инженеры и штурмовая пехота собрались, чтобы подготовить лодки к переправе через Маас у Ваделинкура (2 км к югу от Седана), когда артиллерийский обстрел с французских позиций уничтожил 81 из 96 резиновых лодок. [12] План атаки включал в себя атаку как 69-го, так и 89-го пехотных полков, но потеря такого большого количества лодок означала, что только 86-й пехотный полк смог провести переправу. 69-й пехотный полк остался в резерве, чтобы следовать за 86-м в качестве подкрепления. [12]
Атаки 10-й танковой дивизии на всем протяжении Маасского фронта потерпели неудачу. Единственный успех пришел к небольшой команде из 11 человек (пять инженеров и шесть пехотинцев) 2-й роты 49-го танкового батальона (49-й танковый инженерный батальон), приданной 1-му батальону 86-го пехотного полка. Без поддержки и действуя по собственной инициативе, этот небольшой отряд во главе с фельдфебелем Вальтером Рубартом открыл решающую брешь, выбив семь позиций бункеров. Последующие подразделения 1-го батальона 86-го стрелкового полка переправились к 21:00 и штурмовали оставшиеся бункеры на высоте 246, где располагались основные позиции французской обороны. К концу дня плацдарм был закреплён и цель взята. [58] [59]
Союзные бомбардировки
[ редактировать ]В центральном секторе, у Голье, немцы начали переброску 3,7-см легкой пехотной полевой артиллерии Pak 36 через Маас, чтобы оказать поддержку пехоте, переправившейся через реку. К 01:00 14 мая был возведен понтонный мост, по которому Sd.Kfz. 222, Sd.Kfz. 232 и Sd.Kfz. На плацдармах начали спешиваться 264 бронемашины. В французских сообщениях говорилось о немецких танках, пересекающих мосты. Такие сообщения были ошибочными, поскольку первые танки переправились только в 07:20 14 мая. До этого через него проезжали массы грузовиков, броневиков и другого транспорта, но не танков. [53]
Захват Седана и расширение плацдармов встревожили французов, которые призвали к решительным действиям против плацдармов в Седане, чтобы изолировать три танковые дивизии. Генерал Гастон-Анри Бийот, командующий Первой группой французских армий, правый фланг которой разворачивался на Седан, призывал разрушить мосты через Маас ударом с воздуха, убежденный, что «над ними пройдет либо победа, либо поражение!». [46] [53] Генерал Марсель Тету, командующий тактическими воздушными силами союзников, приказал: «Сосредоточьте все на Седане. Приоритет между Седаном и У составляет 1 000 000 к 1». [4]
103-я эскадрилья и 150-я эскадрилья RAF Передовых авиационных ударных сил Великобритании Рано утром (AASF) совершили 10 самолето-вылетов по целям. При этом они понесли лишь одну потерю при вынужденной посадке. С 15:00 до 16:00 в воздух поднялся 71 бомбардировщик британских ВВС в сопровождении истребителей союзников. Впечатляющий эскорт компенсировался присутствием немецких истребительных частей, превосходивших истребители эскорта союзников в соотношении 3:1. [60] 71-е крыло RAF проиграло 10 Fairey Battles и пять Bristol Blenheims . Крыло № 75 RAF проиграло 14–18 боев, а крыло № 76 RAF проиграло 11 боев. [60] Из 71 отправленного бомбардировщика было потеряно 40–44 бомбардировщика, то есть уровень потерь составил 56–62 процента. [60] AASF потеряла еще пять Hawker Hurricanes . [60] AASF совершили 81 боевой вылет и потеряли 52 процента своего состава. Группа № 2 RAF также совершила 28 боевых вылетов. [61] Результаты бомбардировки были плохими: три моста были повреждены и один, возможно, разрушен. [60]
Военно-воздушные силы Франции под командованием Commandant des Forces (командующего войсками) Марселя Тету Aeriennes de Cooperation du Front Nord-Est (Воздушно-десантный фронт сотрудничества Северо-Востока, или FACNE) [62] редко поддерживал британские усилия, несмотря на значительные подкрепления. Они совершали в среднем только один боевой вылет в день, включая стратегические оборонительные задачи. [63] Одной из причин этого были тяжелые потери французских бомбардировщиков в предыдущие два дня. Во время битвы при Маастрихте в Нидерландах Groupement de Bombardement (бомбардировочные группы, или GB) сократили свои эскадрильи. GB I/12 и II/12 было всего 13 LeO 451 У . У Groupement de Bombardement d'Assaut 18 (GBA 18) осталось только 12 из 25 Breguet 693 . [64] GB I/34 и II/34 могли иметь восемь самолетов из 22 Amiot 143 , I/38 — семь из 12, а II/38 — шесть из 11. [65] Все эти группы были отправлены в Седан 14 мая. Сопровождение осуществлялось Groupement de Chasse (Истребительные группы или GC). GC III/7 с 12 самолетами Morane 406 , 12 самолетами Bloch 152 из I/8 и девятью Dewoitine D.520 В нем приняли участие из I/3. GBA 18 сопровождали 15 Bloch 152 из GC I/8. Эти миссии стоили французам пяти бомбардировщиков, два из которых были обстреляны с земли. [9] [66] После этой даты французские бомбардировщики выбыли из боя за Седан. Основные усилия теперь были предприняты AASF. [67]
Бомбардировщики союзников получили в основном плохую защиту. Всего было совершено 93 боевых вылета (60 французов). [46] В ходе операции французы потеряли 21 истребитель. [46] Вскоре немецкая противовоздушная оборона была усилена Jagdgeschwader 26 и Jagdgeschwader 27 (истребительные авиаполки 26 и 27). [61] Одним из ведущих немецких истребительных подразделений, ответственных за большие потери, был Jagdgeschwader 53 (истребительный авиаполк 53), который позже вступил в бой с французскими бомбардировщиками, которые пытались добиться успеха там, где AASF потерпели неудачу. Атаки провалились, поскольку они были нескоординированными. Наряду с истребительной авиацией немцы собрали в Седане мощные зенитные сосредоточения. В дивизионах FlaK 1-й, 2-й и 10-й танковых дивизий насчитывалось 303 зенитных орудия . [68] Эти силы были построены на базе 102-го зенитного полка с его 88-мм, 37-мм и скорострельным 20-мм орудиями. [5] Оборонительный огонь был настолько сильным, что бомбардировщики союзников не могли сконцентрироваться над целью. Пилоты бомбардировщиков союзников назвали это «адом на Маасе». [68] 14 мая союзники совершили 250 боевых вылетов, французы потеряли 30 (другой источник сообщает 21). [46] и Королевские ВВС потеряли 20 истребителей. [9] Еще 65 получили серьезные повреждения. [9] Из 109 отправленных бомбардировщиков Королевских ВВС 47 были сбиты. [9] Это означало, что против одной цели было потеряно 167 самолетов. [9] Лёрцер назвал 14 мая «днем борца». [46]
Немецкие генералы, в частности Гудериан, были рады тому, что Люфтваффе не позволили бомбардировщикам союзников разрушить их мосты снабжения. К ночи не менее 600 танков, включая танки 2-й танковой дивизии, которым пришлось использовать мост 1-й танковой дивизии у Голье (поскольку они еще не были построены), переправились через Маас. Победа Германии в воздушном бою имела решающее значение. [69]
Французское контрнаступление
[ редактировать ]Хунцигера, командующего Второй армией, не беспокоил ни захват Седана, ни крах французской обороны перед лицом воздушного нападения. Он ожидал, что значительные французские резервы, особенно X корпус, стабилизируют фронт. Силы в распоряжении Хунцигера были огромными. Решение Гудериана нанести удар на запад оставило 10-ю танковую дивизию в одиночку защищать плацдарм. Против этих сил выступал XXI корпус (3-я танковая дивизия, 3-я мотопехотная дивизия, 5-я легкая кавалерийская дивизия, 1-я кавалерийская бригада) под командованием Флавиньи. Вторая группа, состоящая из 2-й легкой кавалерийской дивизии и 3-й танковой дивизии, усилила Флавиньи. В атаку должны были также присоединиться X корпус с 12-м и 64-м разведывательными батальонами, частями 71-й стрелковой дивизии, 205-го стрелкового полка, 4-го танкового батальона. У французов было около 300 танков, из них 138 основных боевых танков — Hotchkiss и Char B1-Bis . [70]
Французские танки имели более тяжелую броню и вооружение, чем танки. Panzer IV имел броню 30 мм, Hotchkiss — 45 мм, а Char B1 — 60 мм. Более того, основное вооружение Char B1 — одна 47-мм и одна 75-мм пушка — превосходило все немецкие танки. В бою в открытом поле у бронетехники Гудериана было мало шансов. Две трети его частей были оснащены Panzer I и II. находилось всего 30 Panzer IV В его боевом порядке . Однако одним из важнейших недостатков французских танков в целом была их низкая выносливость. Им потребовалась дозаправка всего через два часа. Они также были медленными в скорости, что усложняло операции в высоком темпе. [71]
Упущенный шанс
[ редактировать ]14 мая генерал Лафонтен перенес командный пункт 55-й пехотной дивизии с ее позиции на высотах Марфи в Булсон , в 10–11 километрах (6–7 миль) к югу от Седана. Французы в некоторой степени подготовились к прорыву немцев у Седана и, соответственно, предоставили X корпус для контратаки. Он должен был занять позицию Бюльсона на направлении Шери — Бюльсон — Аракур и нанести удар по плацдармам на Маасе. Местность включала густо заросшие лесом районы, и оставшиеся части убедили генерала Шарля Хунцигера, командующего 2-й французской армией, что они смогут удержать Булсона, а немцы не смогут использовать свою тактическую победу под Седаном 14 мая. . [72]
Немцы столкнулись с семичасовой задержкой в переброске танков через мост с 01:20 до 07:30, что могло иметь катастрофические последствия для танковых дивизий . Французы уже инициировали планы контратак бронетехникой на удерживаемый немцами плацдарм в ночное время, но задержки с подтягиванием сил и колебания со стороны местного французского командования в целом усугублялись ошибочными сообщениями разведки и вытекающими отсюда последствиями. замешательство от паники и отступление пехоты, которая также покинула свои позиции и артиллерию в рамках «паники Булсона», [73] сделало нападение возможным только утром 14 мая. Командир артиллерии X корпуса полковник Понселе пытался удержать свои части на месте, но неохотно приказал отступить. [73] Это решение привело к тому, что артиллерийские дивизионы корпуса отказались от многих тяжелых артиллерийских орудий, что привело к развалу 55-й пехотной дивизии («паника Булсона») и частичному развалу 71-й пехотной дивизии. [73] Понселе покончил с собой несколько дней спустя. [73]
13–14 мая немцы были уязвимы. Сильная атака на этом этапе французских танковых частей могла бы помешать Гудериану прорваться с плацдармов на Маасе и изменить исход кампании. Однако французские командиры, глубоко обученные и знавшие оборонительно-ориентированную доктрину методологической войны, располагались далеко в тылу, а это означало, что у них не было картины боя в реальном времени. Французским войскам в этом районе также мешали ошибочные сообщения разведки, в которых говорилось, что немецкие танки уже пересекли реку Маас, за несколько часов до того, как это сделал первый немецкий танк. Когда разведка все же просочилась, она уже устарела. Это оказалось фатальным, особенно в сочетании с тем фактом, что французское командование в целом ожидало значительно более продолжительного процесса начальной фазы немецкого нападения и общих наступательных усилий в целом. [74]
Гонка до Булсона
[ редактировать ]Гонка до хребта Булсон началась в 16:00 13 мая. В 07:30 14 мая французские танки продвинулись к хребту Булсон с целью захватить возвышенность, освобожденную пехотой 55-й пехотной дивизии 13 мая. [69] и, что еще важнее, уничтожить немецкие плацдармы. Хотя 13 мая это могло быть возможно, шансы изменились не в пользу французов. [69]
Наступление X корпуса предусматривало удар на левом фланге 213-го стрелкового полка и 7-го танкового батальона, а на правом фланге - 205-го стрелкового полка и 4-го танкового батальона. [72] [75] Правый фланг прибыл поздно, поэтому 213-й пехотный и 7-й танковый батальоны продвигались на северном направлении в одиночку. Считалось, что 213-й дивизия сможет достичь района между Шери и Булсоном за один час пятьдесят минут, а 7-й танковый батальон — за два часа. [72] Однако только через 17 часов после первоначального приказа о наступлении на Булсон передовые французские танки достигли хребта Булсон. Они обнаружили, что немцы опередили их на несколько минут. [72]
Лафонтен колебался в течение 24 часов после полудня 13 мая. Он проводил часы, исследуя местность, иногда пытаясь сдержать и урезонить бегущих, разгромив десятки французских пехотинцев и артиллеристов 55-й и 71-й пехотных дивизий, а также объезжая местность в различные штабы полков в поисках своего командира корпуса генерала Грансара ( который в течение некоторого времени, в этот относительный момент времени, намеренно рекогносцировал местность), для получения приказа о нападении, а тем временем импровизировал оценку и совещался с некоторым местным командным составом. Из-за этого Лафонтен также отложил отдачу приказов тактическим ударным частям до 05:00 14 мая, когда немцы укрепили свой плацдарм, а общевойсковые пехотные группы танковых дивизий уже продвигались вглубь страны, к Булсону. У Лафонтена с 20:00 13 мая был план миссии по разгрому немцев и возвращению плацдармов на Маасе, но он ждал приказа действовать. Потребность Лафонтена в приказе противоречила действиям подразделений немцев, которые действовали тактически более эффективно. Auftragstaktik ( Командование миссии Система ). В конечном итоге Лафонтен потратил драгоценные часы, необходимые для потенциально решающей контратаки. [76]
У французов была возможность отбросить немцев обратно в Маас, но они упустили свой шанс из-за плохой штабной работы, усугубляемой путаницей, колебаниями, задержками с подтягиванием сил, ошибочными сообщениями разведки и отсутствием быстрого реагирования. 1-я танковая дивизия изо всех сил пыталась продвигаться так быстро, как ей хотелось, и была зажата на дорогах, ведущих из Голье и Седана. Более того, немецкие солдаты были измотаны после пятидневного наступления. Быстрый контрудар всего двух пехотных полков и двух танковых батальонов «вверг бы немцев в кризис». [77] Даже неудачная атака и удержание Бульсона позволили бы использовать его соединениям 2-й французской армии и танковым частям, включая 3-ю французскую бронетанковую дивизию генерала Жана Адольфа Луи Роберта Флавиньи. мощного французского XXI корпуса которые двигались вверх из района линии Мажино на юге. [77] [78]
Еще больше усугубляло проблемы французов отсутствие мобильных танков и танков наступательного назначения. Французская военная доктрина предписывала, что танки, в основном FCM 36, предназначенные для оборонительных подразделений поддержки пехоты, должны были продвигаться вместе с пехотой. По этой причине скорость FCM 36 не была рассчитана на более высокую скорость, поэтому его максимальная скорость составляла всего 24 км/ч (15 миль в час). [69] 14 мая французской бронетехнике потребовалось с 07:30 до 08:45, чтобы пройти последние 2 километра (1,2 мили) до хребта. [69] Передовые части 1-й и 2-й танковых дивизий достигли хребта всего за несколько минут до этого, преодолев 9 километров (5,6 миль) за меньшее время. [69] Но первое столкновение было не в пользу немцев. Вместо того, чтобы гарантировать, что средние танки Panzer III и Panzer IV будут иметь приоритет при форсировании Мааса, немцы переправили их немного, а в авангарде наступления находились в основном легковооруженные и легкобронированные, хотя и более быстрые Panzer I и Panzer II. [69]
Битва при Булсоне
[ редактировать ]Первые столкновения произошли во время битвы при Аннуте в Бельгии. Результаты были примерно такими же. На южном склоне Булсона Киршнер, командир 1-й танковой дивизии, потерпел несколько тактических неудач и увидел, как 37-мм снаряды его PaK 36 и Panzer III отскочили от более тяжелобронированных французских танков. 3,7-мм противотанковых орудий [69] Несколько немецких танков были подбиты один за другим. [69] Немцам пришлось удерживать французов на хребте. Киршнер был вынужден послать свои танки мелкими частями — тактика, которую Гудериан ненавидел, но которую он сам решил, что другого выхода нет. [69] И снова радиооборудование немецких танков позволяло им быстро передвигаться и общаться друг с другом, быстро менять точку обороны или атаки. Скорость немецких танков также позволяла им компенсировать свое отставание в боевой мощи от французских танков. [16] Часто Panzer III и IV могли ворваться в тыл французских соединений, быстро приближаясь и выбивая французскую бронетехнику с тыла. [16] Немцы отмечали особую слабость шасси и башни французских танков, уязвимых для их огня. [16]
Французская артиллерия, спрятанная в лесах, оказалась более мощной, чем танки. Немецкая 1-я танковая рота была уничтожена французской артиллерией и отошла всего с одним боеспособным танком. Рота отступила под прикрытие части хребта и перемещала свой единственный танк взад и вперед, имитируя присутствие множества немецких танков. Отвлекшись от успеха у Голье, недалеко от Седана, 2-я танковая рота бросилась к месту и сумела задержать наступление французской бронетехники. Позднее прибытие пехотного полка «Великая Германия» склонило чашу весов. Им удалось ликвидировать противотанковые линии и засевшую французскую пехоту. [79]
На левом склоне хребта Бульсон немцы встретили 13 французских танков при поддержке пехоты возле Шери. Наступление немцев намеревалось нанести удар по Коннажу к югу от города Шери, чтобы обойти французов. Киршнер отреагировал быстро, приказав разместить в Коннаже два противотанковых взвода. 37-мм орудия изо всех сил пытались остановить французскую бронетехнику, которая затем обошла позицию у Коннажа, двигаясь на запад, в то время как пехота продвигалась с юго-востока на правом фланге немцев. 43-й штурмовой инженерный батальон и 8-я рота 2-го батальона 2-го танкового полка прибыли и оттеснили французов к городу Шемери-сюр-Бар , примерно в 5 км (3,1 мили) к юго-западу от Бульсона и к югу от Коннажа. [80]
В 10:45 Лафонтен приказал отступить, и Гудериан наконец получил тяжелую артиллерию из пехотного полка «Великая Германия». В район боя прибыли 88-мм двойные артиллерийские орудия и более тяжелые Panzer III и IV. К этому времени французский 7-й танковый батальон был уничтожен, а 213-й пехотный полк разгромлен. [80] Из 40 французских танков осталось всего 10. [80] В двух генеральных боях 7-й танковый батальон в этот день потерял 10 человек из 13. [75] Задержки на правом фланге привели к тому, что 205-й пехотный полк и 4-й танковый батальон не достигли исходной линии до 10:45, к тому времени бой на левом крыле был проигран, и дальнейшие атаки на правом фланге не имели смысла. [80] Парад победы 1-й танковой дивизии состоялся в Чемери в 12:00, но был прерван, когда Люфтваффе по ошибке разбомбили площадь, в результате чего было несколько жертв. [80]
Битва при Стонне
[ редактировать ]Немецкое командование не хотело использовать победу при Седане и Бульсоне до тех пор, пока немецкие пехотные дивизии не догонят три танковые дивизии. Для Гудериана это было безумием, которое лишило бы победы под Седаном и дало бы противнику время восстановиться и реорганизовать свои все еще грозные бронетанковые части. Гудериан решил настаивать на прохождении Ла-Манша, даже если это означало игнорирование Верховного командования и самого Гитлера . [81] Гудериан приказал 10-й танковой дивизии и пехотному полку «Великая Германия» удерживать Седанский плацдарм, а 1-я и 2-я танковые дивизии нанесли удар на северо-запад, в направлении Ла-Манша. Теперь, когда они в основном наступали на «открытую дверь», 1-я и 2-я танковые дивизии быстро продвинулись в незащищенный французский тыл. [82]
Однако Седанские плацдармы не находились под надежным контролем Германии, и французские войска концентрировались на юге. Гудериан решил, что лучше организовать агрессивную оборону, учитывая отсутствие подходящих противотанковых средств для оборонительного боя. Лучшим вариантом было бы атаковать, а не защищаться. Наступление 1-й и 2-й танковых дивизий способствовало его продвижению. Они столкнулись и разгромили части X корпуса возле Шемери-сюр-Бар. Французский корпус направлялся в сторону Седана, но после боя отошел на юг. Любая потенциальная угроза на западном фланге Германии была устранена. [83]
Часть первоначального плана Гудериана предусматривала маневр на юг в направлении линии Мажино и за ней, чтобы замаскировать намерение прорваться к каналу. Генерал Франц Гальдер сбросил его с Фолл-Гельба , но Гудериан воскресил его и приказал 10-й танковой дивизии и пехотному полку «Великая Германия» атаковать через плато Стонне. В этом безобидном городке произошел жестокий двухдневный бой, в котором немцы впервые встретились лицом к лицу с лучшим французским танком Char B1-Bis. Один из этих танков, которым командовал Пьер Бийотт , оказался неуязвимым для немецкого противотанкового огня, выдержал 140 попаданий и подбил 13 немецких танков (два Panzer IV и одиннадцать Panzer III ) и несколько противотанковых орудий. Выяснилось, что французы сосредоточили там свои танки, чтобы нанести новый удар по Седанским плацдармам. Битва при Стонне произошла с 15 по 17 мая, город переходил из рук в руки 17 раз. В конечном итоге неспособность французов удержать его означала окончательную неудачу в ликвидации Седанских плацдармов. [82]
Французское наступление на Стонне имело жизненно важное значение. Город оставался базой, расположенной на возвышенности с видом на Седан. Французы могли бы использовать его как базу для проведения долгосрочных атак на Седан. 13 мая начался бой. Французы ввели в бой 3-ю роту 49-го танкового батальона; 1-я рота 45-го танкового батальона; и 2-я рота 4-го танкового батальона; 1-й батальон 67-го пехотного полка; и 1-я рота 51-го пехотного полка. Французская пехота продвигалась медленно, а это означало, что бронетехника опережала их. В одиночку танки попытались атаковать, но потерпели неудачу. В это время Стонне удерживался только 1-м батальоном «Великой Германии» при поддержке только девяти из 12 противотанковых артиллерийских орудий полка. Пока французы продвигались вперед, слабая немецкая оборона изо всех сил пыталась удержать свои позиции. Однако когда одному немецкому взводу удалось подбить три французских Char B1, французские танкисты запаниковали и уехали на юг. Это была психологическая победа немцев, которая побудила их продолжать оборону позиции. В следующих атаках они удерживали свои позиции и вели бой. Город падет на обе стороны в течение следующих 48 часов, поскольку за наступлением следует контратака. 10-я танковая дивизия направила свой 1-й батальон 69-го пехотного полка на поддержку находящейся в тяжелом положении Великой Германии. Немцы вернули город в 17:00 17 мая, в четвертый раз за девять часов. [84]
В ночь на 16 мая немцы усилили свою оборону VI корпусом, состоящим из 16-й дивизии Генриха Крампфа и 24-й пехотной дивизии . Это было своевременное развертывание. К этому времени Великая Германия потеряла 570 человек и нуждалась в отдыхе, а 14-я танковая противотанковая рота потеряла шесть из 12 орудий. Он также потерял 12 убитыми и 65 ранеными. Стонне был разрушен. Было подбито около 33 французских танков и 24 немецких танка. Теперь, когда IV корпус поддерживает немецкую оборону и контратаки, город был захвачен в 17-й и последний раз в 17:45 17 мая. [11]
Смена рук | Дата | Время | Исход |
---|---|---|---|
Первый | 15 мая | 08:00 | немецкая победа |
Второй | 15 мая | 09:00 | Французская победа |
Третий | 15 мая | 09:30 | немецкая победа |
Четвертый | 15 мая | 10:30 | Французская победа |
Пятый | 15 мая | 10:45 | немецкая победа |
Шестой | 15 мая | 12:00 | Французская победа |
Седьмой | 15 мая | 17:30 | немецкая победа |
Восьмой | 16 мая | 07:30 | Французская победа |
Девятый | 16 мая | 17:00 | немецкая победа |
Десятый | ночь с 16 на 17 мая | незанятый | - |
Одиннадцатый | 17 мая | 09:00 | немецкая победа |
Двенадцатый | 17 мая | 11:00 | Французская победа |
Тринадцатый | 17 мая | 14:30 | немецкая победа |
Четырнадцатый | 17 мая | 15:00 | Французская победа |
Пятнадцатый | 17 мая | 16:30 | немецкая победа |
Шестнадцатый | 17 мая | 17:00 | Французская победа |
Семнадцатый | 17 мая | 17:45 | немецкая победа |
Последствия
[ редактировать ]Поражение французов при Седане оставило союзников в Бельгии скудной фланговой защитой. Ограниченная и относительно скудная фланговая защита союзников, существовавшая там, была быстро, стремительно и ловко разбита немецкими войсками в их стремительном и наступательном наступательном ударе после прорыва у Седана. Прорыв был настолько быстрым, что боев было мало. Многие французские солдаты попали в плен прежде, чем смогли оказать сопротивление, что также объясняет небольшое количество потерь с обеих сторон. Два штурмовых инженерных батальона под командованием Гюнтера Кортальса добились наиболее важного успеха. Ликвидировав ДОТы на участке Бельвю, они сделали возможным прорыв 1-й и 2-й танковых дивизий, причем без потерь. [10] Военные историки сходятся во мнении, что битва при Седане решила судьбу Бельгии и Франции. 14 мая союзные войска ошиблись и из-за неудач в развертывании проиграли кампанию.
Немецкое наступление к Ла-Маншу захватило 1 700 000 солдат союзников и привело к изгнанию союзников с материковой части Западной Европы . [85] Основная часть британской армии покинула порт Дюнкерк , но союзники оставили после себя большое количество техники. Немецкое окружение уничтожило лучшие части французской армии, в результате чего 40 000 солдат были взяты в плен , но 139 732 британских и 139 037 французских солдат бежали. [86] Французские и британские войска были отправлены из Англии и участвовали в боях июня 1940 года, но французские вооруженные силы прекратили боевые действия 25 июня 1940 года, когда вступило в силу перемирие от 22 июня . [87]
См. также
[ редактировать ]- Список французской военной техники Второй мировой войны
- Список самолетов Соединенного Королевства во Второй мировой войне
- Список немецкой военной техники Второй мировой войны
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фризер 2005, с. 145.
- ^ Митчем 2000, стр. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фризер 2005, с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б с Фризер 2005, с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с Хили 2007, с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фризер 2005, с. 157.
- ^ Краузе и Коди 2006, с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хили 2007, с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фризер 2005, с. 181.
- ^ Перейти обратно: а б с Фризер 2005, с. 196.
- ^ Перейти обратно: а б Фризер 2005, с. 210.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фризер 2005, с. 168.
- ^ Мансур 1988, с. 1.
- ^ Краузе и Коди 2006, с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б Дорогой 2005, с. 326.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хили 2007, с. 62.
- ^ Хили 2007, с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Фризер 2005, с. 155.
- ^ Хили 2007, с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с Фризер 2007, с. 139.
- ^ Фризер 2007, стр. 139–140.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эванс 2000, с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Фризер 2007, с. 140.
- ^ Эванс 2000, с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фризер 2005, с. 146.
- ^ Фризер 2005, с. 147.
- ^ Фризер 2005, стр. 148–149.
- ^ Фризер 2005, с. 149.
- ^ Краузе и Коди 2006, с. 169.
- ^ Фризер 2005, с. 101.
- ^ Фризер 2005, с. 155-156.
- ^ Мансур 1988, с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хили 2007, с. 52
- ^ Эллис 2004, с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Фризер 2005, с. 150.
- ^ Фризер 2005, с. 151.
- ^ Фризер 2005, стр. 151–152.
- ^ Фризер 2005, с. 153.
- ^ Мансур 1988, с. 68.
- ^ Фризер 2005, с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Хутон 2007, с. 64.
- ^ Хили 2007, с. 51.
- ^ Фризер 2005, с. 194.
- ^ Фризер 1995, с. 193.
- ^ Уил, с. 46
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хутон 2007, с. 65.
- ^ Хили 2007, стр. 52–53.
- ^ Хутон 2007, стр. 64–65.
- ^ Уорд 2004, с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фризер 2005, с. 161.
- ^ Краузе и Коди 2006, стр. 172.
- ^ Фризер 2005, с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хили 2007, с. 53.
- ^ Фризер 2005, стр. 161–162.
- ^ Перейти обратно: а б Фризер 2005, стр. 166–167.
- ^ Фризер 2005, с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б с Фризер 2005, с. 173.
- ^ Фризер 2005, стр. 169–172.
- ^ см. также фельдфебель Вальтер Рубарт (pdf, с изображением)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Местность 1985, стр. 134–135.
- ^ Перейти обратно: а б Хутон 1994, с. 252.
- ^ Хутон 1994, с. 240.
- ^ Хутон 1994, с. 249.
- ^ Джексон 1974, с. 62.
- ^ Джексон 1974, стр. 62–63.
- ^ Джексон 1974, стр. 63–64.
- ^ Джексон 1974, с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Фризер 2005, с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хили 2007, с. 60.
- ^ Фризер 2005, с. 199.
- ^ Фризер 2005, с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фризер 2005, стр.183.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фризер 2005, с. 177.
- ^ Мансур 1988, стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс 2000, с. 59.
- ^ Фризер 2005, стр. 183–186.
- ^ Перейти обратно: а б Фризер 2005, стр.187.
- ^ Краузе и Коди 2005, с. 173.
- ^ Фризер 2005, стр. 190–191.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фризер 2005, с. 192.
- ^ Хили 2007, стр. 66–67.
- ^ Перейти обратно: а б Хили 2007, с. 67.
- ^ Фризер 2005, с. 207.
- ^ Фризер 2005, стр. 209–210.
- ^ Фризер 2005, с. 197.
- ^ Бонд 1990, с. 115.
- ^ Бонд 1990, стр. 105–106.
Ссылки
[ редактировать ]- Бонд, Брайан и Тейлор, Майкл. Битва за Францию и Фландрию, 1940 год . Лео Купер, 2001. ISBN 0-85052-811-9
- Бонд, Брайан . Великобритания, Франция и Бельгия, 1939–1940 гг . Лондон: Брасси, 1990. ISBN 0-08-037700-9
- Дорогой, Ян. Оксфордский спутник Второй мировой войны . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 0-19-860446-7 .
- Эллис, майор Л.Ф. Эд. Батлер, Джеймс Рамзи Монтегю. Война во Франции и Фландрии 1939–1940 гг . Военно-морская и военная пресса, 2004 (1954). ISBN 978-1-84574-056-6
- Эванс, Мартин Марикс. Падение Франции . Оксфорд: Оспри, 2000. ISBN 1-85532-969-7
- Фризер, Карл-Хайнц. Легенда Блицкрига . Издательство Военно-морского института, 2005. ISBN 978-1-59114-294-2
- Хили, Марк, Эд. Приджент, Джон и. Панцерваффе: Кампании на Западе 1940 года . Том. 1. Лондон: Издательство Ian Allan, 2008. ISBN 978-0-7110-3240-8
- Хутон, ER Люфтваффе на войне; Блицкриг на Западе . Лондон: Chevron/Иэн Аллан, 2007. ISBN 978-1-85780-272-6 .
- Хутон, ER Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Лондон: Брокгемптон Пресс, 1994. ISBN 1-86019-964-X
- Джексон, Роберт. Воздушная война над Францией, 1939–1940 гг . Лондон: Ян Аллан, 1974. ISBN 0-7110-0510-9
- Краузе М. и Коди П. Исторические перспективы оперативного искусства . Центр публикаций военной истории, 2006. ISBN 978-0-16-072564-7
- Лормье, Доминик (2010). Битва при Стонне: Арденны, май 1940 г. (на французском языке). Париж: Библиотека Академика Перрена. ISBN 978-2-262-03009-4 .
- Митчем, Сэмюэл. Немецкий боевой порядок, том второй: 291-я 999-я пехотные дивизии, именные пехотные дивизии и специальные дивизии во Второй мировой войне . Книги Стэкпола, 2007. ISBN 978-0-8117-3437-0
- Митчем, Сэмюэл. Танковые легионы: Путеводитель по танковым дивизиям немецкой армии времен мировой войны . Книги Стэкпола, 2000. ISBN 978-0-8117-3353-3
- Мансур, Питер Р. «Вторая битва при Седане, май 1940 года», в журнале Military Review . Номер 68 (июнь 1988 г.), стр. 64–75.
- Террейн, Джон . Справа от линии: Королевские ВВС в европейской войне, 1939–1945 гг . Лондон: Издательство Scepter, 1985. ISBN 0-340-41919-9
- Уорд, Джон. Гитлеровские эскадрильи «Штука»: Ju 87 на войне, 1936–1945 гг . Лондон: Орлы войны, 2004. ISBN 1-86227-246-8 .
- Конфликты 1940 года
- 1940 год во Франции
- Битва за Францию
- Сражения Второй мировой войны с участием Франции
- Сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Сухопутные сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Танковые бои с участием Франции
- Танковые бои с участием Германии
- Танковые бои с участием Великобритании
- События мая 1940 года
- Танковые сражения Второй мировой войны.
- Военная история Гранд Эста
- История Арденн (департамент)