Операция Королевская морская пехота
Операция Королевская морская пехота | |
---|---|
Часть Второй мировой войны | |
Объем деятельности | Тактический |
Расположение | Реки Рейн, Мозель, Маас 48 ° 50'N 7 ° 58'E / 48,83 ° N 7,96 ° E |
Запланировано | Уинстон Черчилль |
Под командованием | Командир GRS Уэллби |
Цель | Заграждение немецких рек и каналов речными минами |
Дата | Май 1940 г. |
Исполнил | Исследования военной разведки [МИР(c)], Королевского флота партии |
Исход | Временная приостановка речного движения в Германии и повреждение баржовых заграждений и мостов. |
Операция Royal Marine — военная операция, проводившаяся в мае 1940 года во время Второй мировой войны во время битвы за Францию (10 мая — 25 июня 1940 года). Британцы спускали речные мины по рекам, текущим в Германию из Франции. План состоял в том, чтобы уничтожить немецкие мосты, баржи и другой водный транспорт. После нескольких отсрочек, на которых настаивало французское правительство, опасающееся возмездия со стороны Германии, операция началась 10 мая 1940 года, когда началось немецкое наступление на западе.
Мины нанесли некоторый ущерб и задержали немецкое речное движение по Рейну от Карлсруэ до Кобленца , а также повредили мосты и защитные заграждения. Часть плана заключалась в том, чтобы бомбардировщики Королевских ВВС (RAF) сбрасывали мины в реки и каналы в лунные ночи, но едва это началось, как кампания закончилась. Успех заговора был сведен на нет поражением союзников и франко-германским перемирием от 22 июня 1940 года .
Фон
[ редактировать ]Несмотря на обеспокоенность французского правительства во время Странной войны по поводу немецких воздушных атак и репрессий против французских водных путей, предполагалось, что операция будет проходить одновременно с операцией «Уилфред» — схемой минирования вод вокруг Норвегии. Новизна операции «Роял Марин» была призвана отвлечь внимание Америки от возможной незаконности операции «Уилфред». [1] Уилфред должен был заставить немецкие конвои, перевозившие шведскую железную руду, в международные воды, где они могли быть атакованы Королевским флотом . [2]
Одновременные атаки на Германию с использованием речных (речных) мин были призваны отклонить критику о том, что союзники ведут войну не с Германией, а с небольшими странами вокруг нее, которые, как они утверждали, защищают. принял решение 28 марта 1940 года Англо-французский Верховный военный совет начать операцию «Королевская морская пехота» 4 апреля и сбрасывание мин с воздуха 15 апреля. Вскоре после этого решение было наложено вето Французским военным комитетом, и это решение не было отменено в течение примерно трех месяцев. [3] Операцию «Уилфред» оставили провести самостоятельно 5 апреля, а затем перенесли на 8 апреля, а позже некоторые части плана были отменены, когда пришло известие об отплытии немецкого флота. [4] Британцам и французам удалось договориться о том, что операция «Королевская морская пехота» может начаться, как только начнется немецкое наступление на западе. [5]
Прелюдия
[ редактировать ]План
[ редактировать ]План был представлен британскому кабинету министров в ноябре 1939 года Уинстоном Черчиллем как средство возмездия против незаконных немецких минных постановок. [6] (Сэр Эдвард Спирс утверждал, что первоначально он предложил эту идею Черчиллю, когда они посетили восточную Францию в августе 1939 года, но к моменту начала операции Черчилль считал, что эта идея принадлежит ему.) [7] Военно-морские отряды под командованием командующего ГРС Уэллби должны были установить в реках во Франции, впадающих в западную Германию, запас из 2000 речных мин, причем еще 1000 производилось в неделю. Моряки должны были базироваться на линии Мажино , примерно в 5 милях (8,0 км) от Рейна, чтобы заминировать реку, мешая коммерческому движению на протяжении 100 миль (160 км) за пределами Карлсруэ . [8]
Мины будут саботировать движение барж и других речных судов, но станут неактивными, прежде чем достигнут нейтральной территории на границе с Нидерландами. 6 марта 1940 года кабинет министров был уведомлен о том, что мины будут готовы к сбросу с берегов реки 12 марта и будут сброшены бомбардировщиками британских ВВС к середине апреля между Бингеном-на-Рейне и Кобленцем в лунные ночи. были готовы первые 300–400 речных Нейтральные страны должны были быть предупреждены, и к ночи с 14 на 15 марта мин; после возражений Франции из-за опасений возмездия Германии план был отложен. [6] В апреле Черчилль пытался убедить французов отказаться от своих возражений против Royal Marine и после встречи с премьер-министром Франции Эдуардом Даладье заметил : « Nous allons perdre l'omnibus ». [9]
Мины
[ редактировать ]Мины были специально разработаны для операции Министерством обороны 1 (MD1, «Магазин игрушек Черчилля» ), британской организацией по исследованию и разработке оружия. Мина, известная как «W-бомба», была разработана Миллисом Джефферисом , который получил запрос на устройство 10 ноября и завершил первую демонстрационную модель к 24 ноября. Взрыватель замедленного действия на основе растворимых химических гранул был разработан помощником Джеффериса Стюартом Макрэем с использованием таблетки Alka-Seltzer , которая, как было обнаружено, растворялась с предсказуемой скоростью. [10] Каждая мина содержала 15 фунтов (7 кг) тринитротолуола (тротила). Испытания мин проводились в Темзе в декабре 1939 года, и в зависимости от типа они либо плавали, либо подпрыгивали по руслу реки. [11] Поскольку на тот момент в отдел Джеффериса входило всего три человека, испытания пришлось проводить с помощью лодки с экипажем местных морских разведчиков , которые следили за минами после того, как они были сброшены с моста Чизвик . [12] За время войны было произведено более 20 000 бомб W. [13]
Операция
[ редактировать ]10 мая 1940 года в Мозель были сброшены мины для разрушения понтонных мостов, построенных немецкими армейскими инженерами; другие мины были установлены в Рейне, но эффект был незначительным. [14] 13 мая британцы установили 1700 мин в Рейне недалеко от Суффленхайма , по сообщению генерала Виктора Бурре , командующего 5-й армией , которые нанесли ущерб барьеру из барж, защищающему мост в Карлсруэ. Было повреждено несколько понтонных мостов, а речное движение между Карлсруэ и Майнцем было временно приостановлено . [15] К 24 мая более 2300 мин было сброшено в реки Рейн, Мозель и Маас . [16] 9 июня генерал армии Андре-Гастон Претела , командующий 2-й группой армий , приказал отправить речные мины вниз по Рейну, чтобы задержать немецкую атаку на линию Мажино. [17] Бомбардировочное командование британских ВВС начало сбрасывать мины между Бингеном и Кобленцем, а также в каналы и устья рек, питающих Гельголандскую бухту, но до окончания битвы за Францию с самолетов было заложено несколько мин; любой причиненный ущерб не мог быть измерен. [18]
Последствия
[ редактировать ]В книге «Присвоение катастрофы» (1954) Эдвард Спирс, представитель Черчилля при премьер-министре Франции, который впервые обсуждал вопрос о минировании немецких рек в 1939 году, процитировал Черчилля из « Их звездного часа» (1949), что:
Однако успех устройства был затерян в потоке катастроф.
— Черчилль [19]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Дерри 2004 , с. 24.
- ^ Роскилл 1957 , с. 156.
- ^ Батлер 1971 , стр. 122–123.
- ^ Роскилл 1957 , стр. 156–158; Дерри 2004 , стр. 25–26.
- ^ Батлер 1971 , стр. 181–182.
- ^ Jump up to: а б Батлер 1971 , с. 114.
- ^ Спирс 1954 , с. 21.
- ^ Эллис 2004 , с. 52; Спирс 1954 , с. 21.
- ^ Спирс 1954 , стр. 104–105.
- ^ Макрэ 1971 , стр. 35–51.
- ^ Телеграф 2003 .
- ^ Макрэ 1971 , с. 40.
- ^ Макрэ 1971 , с. 52.
- ^ Роу 1959 , стр. 138–139.
- ^ Спирс 1954 , с. 149; Роу, 1959 , стр. 155; Батлер 1971 , стр. 181–182; Черчилль 2005 , с. 36.
- ^ Эллис 2004 , с. 52.
- ^ Роу 1959 , стр. 237.
- ^ Черчилль 2005a , с. 647; Эллис 2004 , с. 53.
- ^ Спирс 1954 , с. 149.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
- Батлер, JRM (1971) [1957]. Большая стратегия: сентябрь 1939 г. – июнь 1941 г. Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны . Том. II (2-е изд.). ХМСО . ISBN 978-0-11-630095-9 .
- Черчилль, Уинстон (2005a) [1948]. «Приложение Q - Операция Royal Marine - Записка Первого лорда Адмиралтейства, 4 марта 1940 г.» . Вторая мировая война: надвигающаяся буря . Том. Я (изд. Penguin Classics). Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-14-008611-9 .
- Черчилль, Уинстон (2005) [1949]. Вторая мировая война: их звездный час . Том. II (изд. Penguin Classics). Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-14-008612-6 .
- Дерри, Т.К. (2004) [1952]. Батлер, JRM (ред.). Кампания в Норвегии . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства (изд. Naval & Military Press). Лондон: HMSO . ISBN 978-1-84574-057-3 . Проверено 7 февраля 2016 г.
- Эллис, майор LF (2004) [1-й. паб. ХМСО 1954]. «Контратака под Аррасом» . В Батлере, JRM (ред.). Война во Франции и Фландрии 1939–1940 гг . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны . Военно-морская и военная пресса. ISBN 978-1-84574-056-6 . Проверено 7 февраля 2016 г.
- Макрэ, Стюарт (1971). Магазин игрушек Уинстона Черчилля . Кинетон: Roundwood Press. OCLC 603643856 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Оборона . История Второй мировой войны Военная серия Соединенного Королевства: Война на море 1939–1945 гг. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Проверено 21 декабря 2015 г.
- Роу, В. (1959). Великая французская стена: Триумф линии Мажино (1-е изд.). Лондон: Патнэм. OCLC 773604722 .
- Спирс, сэр Эдвард (1954). Задание к «Катастрофе: Прелюдия к Дюнкерку». Июль 1939 — май 1940 . Том. Я. Лондон: Хайнеманн. OCLC 929260462 .
Газеты
- «Некролог: контр-адмирал Роджер Уэлби» . Daily Telegraph (онлайн-изд.). 3 декабря 2003 г. ISSN 0307-1235 . Проверено 13 октября 2016 г.