Битва на реке Форт
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2016 г. ) |
Битва на реке Форт | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Странной войны . Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Ганс Сторп |
| ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Сила | |||||||
| |||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
|
Битва на реке Форт — воздушный бой, произошедший 16 октября 1939 года между Supermarine Spitfires из 602-й и 603-й эскадрилий Королевских ВВС и Junkers Ju 88 бомбардировщиками из 1-й группы Kampfgeschwader 30 . [1] Это произошло, когда двенадцать [ нужны разъяснения ] Ju 88 атаковали военно-морскую базу Росайт в Ферт-оф-Форт. [2] Этот налет был первым налетом немецкой авиации на Великобританию во время Второй мировой войны . [3]
Фон
[ редактировать ]Когда Великобритания объявила войну Германии 3 сентября 1939 года, некоторые опасались, что Германия немедленно начнет разрушительную кампанию воздушных бомбардировок британских городов. Адольф Гитлер все еще надеялся, что полномасштабной войны с Великобританией можно будет избежать, если удастся достичь компромисса. Британия, однако, не проявила склонности к компромиссу, и было решено начать бомбардировки. Гитлер по-прежнему беспокоился, что атаки не должны вызвать слишком сильное недовольство британцев, поэтому правила ведения боевых действий были разработаны таким образом, чтобы избежать жертв среди гражданского населения.
располагались крупные базы Королевского флота, обеспечивающие доступ ее военных кораблей в Северное море , включая Росайт В прошлом угрозы Британии всегда воспринимались как исходящие с востока, и в течение многих лет на северном берегу Ферт- оф-Форта . .
Когда 3 сентября была объявлена война, центральный пояс Шотландии защищали две истребительные эскадрильи Вспомогательных ВВС , которые были «укомплектованы» или призваны за несколько недель до этого. В Тернхаусе (тогда это истребительного командования) . секторная станция [4] № 603 (город Эдинбург) ) была эскадрильей , оснащенной Gloster Gladiators , и в процессе переоборудования в Spitfires ее пилоты считались компетентными только для оперативных полетов при дневном свете. Эскадрилья «Спитфайров» № 602 (город Глазго) базировалась в Абботсинче . [5]
Чтобы противостоять немецкой угрозе с востока, 602-я эскадрилья была переброшена для укрепления обороны вокруг Ферт-оф-Форта. 7 октября он переехал в Грейнджмут . [5] и 13 октября в RAF Drem , [5] ближе к берегу.
Воздушный налет-16 октября 1939 г.
[ редактировать ]Утро
[ редактировать ]16 октября 1939 г. началось с относительно хорошей для этого времени года погодой и облачностью в 6–7 десятых. В 09:20 станция RDF Chain Home в Дрон-Хилл недалеко от Колдингема обнаружила двух злоумышленников, направлявшихся к побережью из Северного моря. Это были Heinkel He 111 из Kampfgeschwader 26 (KG26), базировавшиеся на аэродроме Вестерланд на Зильте , в то время ближайшей к Британии базе Люфтваффе .
«Хейнкели» были оснащены камерами и совершали тактические разведывательные вылеты. Немецкие экипажи знали, что «Спитфайры» базируются в заливе Ферт-оф-Форт, хотя официально разведка заявила, что их там нет. [6]
После обнаружения RDF в 09:45, [6] В отчетах Королевского наблюдательного корпуса один неопознанный самолет находился на большой высоте и следовал юго-западным курсом над Данфермлином в направлении Росайта, а другой летал через границу недалеко от Галашилса . Три минуты спустя, в 09:48, Синяя секция 602-й эскадрильи (три «Спитфайра» под командованием лейтенанта Джорджа Пинкертона ) была поднята в воздух для патрулирования острова Мэй на высоте 5000 футов (1500 м). [6]
В 10:08 один He 111 был замечен наблюдателями на борту крейсера HMS Edinburgh , стоящего на якоре в устье реки. Вскоре после этого бомбардировщик был замечен над Дрёмом. Синяя секция патрулировала остров Мэй в течение 20 минут, прежде чем оперативный центр Тернхауса приказал ей двигаться на юг в сторону Данбара . Пинкертон заметил «Хейнкель» и в 10:21 приказал своей секции выстроиться в линию позади, чтобы атаковать номер один. [ нужны разъяснения ] на вражеском бомбардировщике. Однако немцы сделали резкий поворот влево. [ нужны разъяснения ] уйти в облака. Еще на некотором расстоянии Пинкертон и один из других его пилотов, Арчи МакКеллар , открыли огонь по убегающему врагу, не причинив никакого ущерба. Бомбардировщик благополучно приземлился в Зильте. [7]
Это были первые выстрелы в воздушной войне над Британией. [ нужна ссылка ]
Синяя секция вернулась в Дрем в 10:44. [7]
В течение оставшейся части утра «Спитфайры» из 602-й эскадрильи продолжали подниматься в воздух, безуспешно пытаясь перехватить неизвестных злоумышленников, но безуспешно. К обеду все самолеты вернулись на землю, а одна из секций 602-го подразделения находилась на береговой командной станции Лейчарс , к северу от Сент-Эндрюса. Он был направлен на север до Питерхеда , и, поскольку у него было мало топлива, он решил приземлиться там, чтобы дозаправиться и пообедать.
Без ведома Королевских ВВС немецкий самолет передал по радио информацию о погодных условиях над Фортом и, что особенно важно, о кораблях, которые они наблюдали (в число которых, по их мнению, входил линейный крейсер « Худ» ). В Вестерланде 12 бомбардировщиков ждали, чтобы узнать, позволят ли условия им совершить атаку, первую на территории Великобритании. [8]
Полдень
[ редактировать ]Помимо KG 26, в Вестерланде было еще одно подразделение, Kampgeschgwader 30 (KG30), летавшее на новых Юнкерсах Ju 88A-1. [9]
Командиром KG30 был гауптман Хельмут Поле , который возглавил атаку двенадцати Ju 88 в четырех группах по три человека. Вторая группа, возглавляемая оберлейтенантом Гансом Сторпом, заместителем командира KG30, планировала пересечь Северное море на высоте 23 000 футов (7 000 м) и выйти на берег в Бервик-апон-Твид , затем полететь на запад через шотландскую границу, прежде чем повернуть на север, чтобы осуществить атаку с запада. [10] Каждый самолет нес две бомбы по 500 кг (1100 фунтов). [10] – меньше максимальной полезной нагрузки из-за топлива, необходимого для преодоления расстояния. [ нужна ссылка ]
Первая группа вылетела в 11:55. В 12:25 приближающийся самолет был замечен станциями РСО. Во время пересечения Северного моря группа Поля дрейфовала на север и вышла на берег примерно в 20 милях (32 км) от Бервика, недалеко от Данбара. [10] Вместо того, чтобы вернуться на намеченный курс, Поул решил лететь прямо к цели, направив свои бомбардировщики через Восточный Лотиан к югу от аэродрома в Дреме, а затем над заливом Ферт-оф-Форт . Поле спустился на высоту 12 000 футов (3700 м), чтобы начать первую атаку. [10] Погода в этом районе была хорошей: чистое небо с разорванными облаками на высоте 4000 футов (1200 м). [ нужна ссылка ]
Под собой они могли видеть несколько кораблей на поверхности рядом с мостиком, но, к их разочарованию, того, кого они приняли за Худа, там не было. На самом деле ранее замеченный корабль назывался Repulse , который напоминал Hood . Репульс благополучно находился на верфи Росайт и, в соответствии с инструкциями, полученными немцами, больше не являлся законной целью. [11] В районе цели стояли на якоре два класса «Таун» легких крейсера , «Эдинбург» и «Саутгемптон» . Эсминец типа «Трайбал» « Могавк» направлялся к верфи. Другими британскими кораблями поблизости были еще один эсминец « Джервис» и авианосец «Фьюриос» . [12]
Через несколько минут после того, как первая группа Ju 88 пересекла береговую линию Великобритании, вторая вышла на берег, как и планировалось, пересекла границу к северу от Лаудера и вскоре достигла водохранилища Гладхаус . Отсюда хорошо просматривался устье реки. В 14:20 Корпус наблюдателей сообщил о вражеских самолетах над Восточным Лотианом, и вскоре после этого Тернхаус приказал Синей секции 602-й эскадрильи подняться из Дрема и исследовать два неопознанных самолета над Транентом . [13]
В 14:27 зенитная батарея, расположенная в парке Далмени, сообщила о трех вражеских самолетах, летевших вверх по Ферту на высоте 10 000 футов (3 000 м). [13]
В 14:30 Пинкертон, ничего не обнаружив над Транентом, получил приказ лететь на север для патрулирования над Фертом. В то же время «Спитфайры» Красной секции 603-й эскадрильи (под командованием лейтенанта Пэта Гиффорда) были подняты в воздух с приказом отправиться на восток, в сторону Восточного Лотиана. [13]
Незадолго до этого первые три Ju 88 находились над районом моста на высоте 12 000 футов (3700 м). Поул видел, что корабль, который, по его мнению, был Худом, находился в пределах верфи. Обратив внимание на корабли в открытой воде, он выбрал в качестве цели один из стоящих на якоре крейсеров, который он определил как «Саутгемптон» , и развернул его на 80°. [ нужна ссылка ] нырять. Когда самолет пикировал, верхняя часть фонаря кабины сломалась, унеся с собой обращенный назад пулемет. Несмотря на это, Поль продолжил атаку, сбросив бомбы на высоте 1800 футов (550 м). По словам Поля, он повернулся к северному берегу устья, где планировал выйти на орбиту и наблюдать за атакой второй волны. [14]
Тем временем прибыла группа Сторпа, начавшая атаку в 14:38. Как и планировалось, они пересекли границу, а затем направились на север к югу от Рослина и над водохранилищем Трейпмюр в Пентленд-Хиллз почти точно к югу от целевой области и аэродрома в Тернхаусе. Желтое отделение 603-й эскадрильи (под командованием лейтенанта Джорджа Денхольма) вылетело в 14:35 и набирало высоту для перехвата. Сторп спустился на высоту 12 000 футов (3700 м) и решил атаковать корабли у моста. Когда Ju 88 пикировал, он выбрал в качестве цели один из крейсеров и на высоте 2400 футов (730 м) сбросил бомбы. Он считал, что его целью был Саутгемптон . [15]
Сторп был уверен, что его бомбы попали в цель, и вместе с двумя другими Ju 88 из второй группы повернул на юг, надеясь вернуться обратным маршрутом в Северное море. [16]
Когда группа Сторпа пыталась выйти на юг, Пол находился на низкой орбите над Инверкейтингом , Красная секция 603-й эскадрильи располагалась над Мидлотианом , Синяя секция 602-й эскадрильи патрулировала северную часть устья, а Желтая секция 603-й эскадрильи набиралась на высоту от Тернхауса.
Один из пилотов Желтой секции, «Черный» Мортон, увидел на севере три Ju 88. Вероятно, это была третья группа, которая должна была атаковать следующей, но еще ближе, примерно на высоте 3000 футов (910 м) к югу от аэродрома. [ нужны разъяснения ] были еще три Ju 88 — группа Сторпа, пытавшаяся спастись. «Спитфайры» Желтой секции атаковали противника индивидуально. [17]
Левый двигатель самолета Сторпа был выведен из строя пулями «Спитфайров», и один из стрелков [ нужны разъяснения ] Обергефрейтер Крамер погиб. Самолет Сторпа был атакован «Спитфайрами», и он знал, что не достигнет Северного моря. Бой продолжился над холмами Пентленд к югу от Эдинбурга. Поскольку тип его самолета был неизвестен ВВС Великобритании, [ нужна ссылка ] Сторп надеялся уберечься от рук врага и решил попытаться броситься в устье реки.
Пока это происходило, Красному отделению 603-й эскадрильи было приказано вернуться на запад. Внезапно они увидели поврежденный Ju 88 Сторпа, хромающий к морю, и врезались в него сзади, по очереди стреляя по нему. Они не поняли, что этим вопросом уже занимается Желтая секция, которая была немало расстроена тем, что ее «вырезали» коллеги. Ju 88 врезался в море недалеко от Престонпанса , что стало решающим ударом, нанесенным флайт-лейтенантом Гиффордом, который рассчитал время атаки в 14:45. [18]
Небольшая рыбацкая лодка Dayspring находилась недалеко от места крушения. Ее капитан Джон Диксон немедленно подобрал трех раненых немецких летчиков. Крамер упал вместе с самолетом. Немцев вернули в Кокензи и доставили местной полиции. [19]
Красная секция 603-й эскадрильи вернулась в Тернхаус.
Когда группа Сторпа завершила атаку, Поле, все еще находившийся на орбите Инверкейтинга, повернул на восток, направляясь к Северному морю. Его перехватила синяя секция 602-й эскадрильи (флот Пинкертон и летные офицеры МакКеллар и Пол Уэбб). Пинкертон заметил Сторпа примерно в 3 милях (4,8 км) впереди, над каким-то облаком. Прежде чем он смог атаковать, его внимание было отвлечено группой из трех других самолетов, Sea Skuas, выполнявших тренировочный полет с авиабазы RNAS Donibristle , одного из многих аэродромов авиации флота в этом районе. К тому времени, когда внимание Пинкертона переключилось на врага, Сторп исчез в облаках, а Уэбб потерял связь со своими товарищами по отделению.
Пинкертон заметил убегающие Ju 88 сквозь облачность и вместе с МакКелларом преследовал их в ясном небе дальше на восток. В результате нападения двое членов его экипажа погибли. [ нужны разъяснения ] третий тяжело ранен. Атаки также сделали двигатели бесполезными, и у Пола не было другого выбора, кроме как бросить свой самолет с Крейла . Как и в случае со Сторпом, неподалеку находилась лодка, которая подобрала раненого пилота и его стрелка, которые умерли на следующий день, оставив Поля единственным выжившим из своей команды. [20] [21]
Точное время падения самолета Поля неясно, но Корпус наблюдателей зафиксировал звук стрельбы в 14:43 в районе Эли , еще одной небольшой рыбацкой деревни к западу от Крейла. В своем бортовом журнале Пинкертон отметил, что атака была совершена в 14:45/55, а приземлились в 15:00.
Еще приближались две волны Ju 88.
Сообщалось, что в 14:15 третья волна пересекает побережье в Данбаре. Они продолжали лететь на запад, но в конце концов повернули на юг, в сторону торгового города Хаддингтон . В то же время шесть «Спитфайров» из звена «B» 603-й эскадрильи были подняты в воздух с приказом отправиться на восток и патрулировать Северный Бервик . [22]
Три из «Спитфайров» 602-й эскадрильи приземлились на базе британских ВВС Лейчарс для дозаправки. Пока они ждали, было замечено несколько самолетов, но, как предполагалось, это были Bristol Blenheims , которые напоминали Ju 88. Ошибка была быстро исправлена, и, похоже, [ нужна ссылка ] это были три Ju 88 из четвертой волны, которые пересекли побережье значительно севернее запланированного выхода на берег в Бервике.
После этого до конца дня состоялась серия беговых встреч. В 15:20 над Фертом был замечен Ju 88, а в 15:25 «Ирокез» едва не промахнулся: бомбы приземлились достаточно близко, чтобы забрызгать его осколками, в результате чего погибли 13 рядовых и два офицера. [23]
В 15.30 два «Спитфайра», один из 602-го и один из 603-го, обнаружили и преследовали Ju 88 над островом Мэй. Один из пилотов 603-го, пилот-офицер Робби Робертсон, отправился в свой второй вылет за день в 15:40. К северу от Тернхауса, пролетая низко - около 300 футов (91 м) - он обнаружил Ju 88, направлявшийся на юг прямо через базу 603-й эскадрильи. Зенитчики сдерживали огонь, опасаясь повредить «Спитфайр» Робертсона, но в 16:00 «Черный» Мортон по собственной инициативе бросился в погоню. Ju 88 повернул на восток, пройдя через центр Эдинбурга на малой высоте, преследуемый Робертсоном, в то время как Мортон направился к Лейту и Портобелло , надеясь отрезать его. Пролетая над городом на малой высоте, Робертсон воздерживался от стрельбы по Ju 88, опасаясь, что его снаряды причинят ущерб или травму на земле.
В конце концов, два «Спитфайра» встретились над Портобелло и вступили в бой с Ju 88. Шальные снаряды действительно причинили материальный ущерб, а маляр получил ранение в живот, но выздоровел. [24]
Перестрелки продолжались, но фактически действие было окончено.
Последствия
[ редактировать ]В то время Люфтваффе зафиксировало потерю двух самолетов, а ВВС Великобритании – ни одной; Истребительное командование сочло это победой. После войны выяснилось, что третий Ju 88 был сильно поврежден и долетел до Нидерландов, где совершил вынужденную посадку , в результате которой весь экипаж погиб. Неизвестно, каким образом этот самолет был поврежден: «Спитфайрами» или зенитным огнем.
Два немецких самолета, сбитых в воду, были первыми, сбитыми в ходе нападения на территорию Великобритании. [ нужна ссылка ]
Принято считать, что Ju 88, пилотируемый Гансом Сторпом и сбитый 603-й эскадрильей, был первым, хотя многие [ ВОЗ? ] не согласился бы, заявив, что самолет, которым управлял Гельмут Поле и сбитый 602-й эскадрильей, был первым. Анализ сообщаемых таймингов показывает, что 603-е были первыми. [ нужна ссылка ]
Хотя Гиффорду и Пинкертону приписали уничтожение этих самолетов, в этом были замешаны и другие. Остальные летчики за это никакого официального признания не получили. [ нужна ссылка ]
Оба нарушителя были уничтожены вспомогательными воздушными силами (резервистами), что повысило авторитет Вспомогательных ВВС и подтвердило утверждение о том, что они были столь же эффективны, как и обычная эскадрилья. [ нужна ссылка ]
Поскольку это была первая попытка Люфтваффе совершить нападение, она вызвала большой интерес как в Великобритании, так и за рубежом. Королевские ВВС тщательно изучили работу различных используемых систем. В парламенте были заданы вопросы относительно отсутствия предупреждения о воздушном налете в Эдинбурге, и о битве сообщалось по всему миру в таких газетах, как The New York Times . [ нужна ссылка ]
Хотя бой отличался успехами британских летчиков, Люфтваффе не обошлось без успеха. Это нанесло значительный ущерб [ нужна ссылка ] некоторым кораблям, хотя ни один из них не был потоплен. Шестнадцать моряков Королевского флота погибли и 44 получили ранения. «Ирокез» получил значительные повреждения, но сумел дохромать до базы Росайт, а ее капитан скончался от ран, как только его корабль оказался в безопасности. [3]
С немецкими летчиками, попавшими в плен, обращались вежливо и уважительно, а их травмы лечили. В конечном итоге они оказались военнопленными в Канаде. Те, кто был убит и чьи тела были обнаружены, были похоронены со всеми воинскими почестями. [ нужна ссылка ]
Гиффорд и Пинкертон получили за свои достижения Кресты за выдающиеся заслуги перед полетами. [25]
Воздушный бой над водами залива Ферт-оф-Форт 16 октября 1939 года стал первой атакой Люфтваффе на родину Великобритании. Это был также первый случай во Второй мировой войне, когда вражеский самолет, вторгшийся в британское воздушное пространство, был обстрелян британскими ВВС, первый случай, когда вражеский самолет был сбит в британском воздушном пространстве во время войны, а также первый раз, когда вражеский самолет был сбит на Британская земля во время войны.
Иногда говорят, что самолетами, совершившими атаки 16 октября 1939 года, были Heinkel 111. [ нужна ссылка ] Некоторые пассажиры поезда, пересекавшего Форт-Бридж во время нападения, полагали, что мост был целью. [3] Иногда говорят, что Heinkel He 111, сбитый в Хамби 28 октября 1939 года, принимал участие в налете 16 октября 1939 года. [ нужна ссылка ] Это не так – эти два инцидента были совершенно разными.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Прайс, Альфред (20 ноября 2012 г.). Спитфайр Марк I/II Эйс 1939-41 гг . Издательство Оспри. ISBN 9781782006749 .
- ^ Спирс, Эдвард М. (1 января 2012 г.). Военная история Шотландии . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748633357 .
- ^ Jump up to: а б с «Воздушная атака в заливе Ферт-оф-Форт - Вторая мировая война (1939-45) - История Шотландии» . www.educationscotland.gov.uk . Архивировано из оригинала 6 апреля 2015 года . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2003). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. Я (1-е изд.). Грубская улица. п. 58. ИСБН 1904010490 .
- ^ Jump up to: а б с Кэмерон, Дугалд (1987). Собственный Глазго . Эскадронные отпечатки. п. 191. ИСБН 0951265601 .
- ^ Jump up to: а б с Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2003). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. Я (1-е изд.). Грубская улица. п. 56. ИСБН 1904010490 .
- ^ Jump up to: а б Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. п. 57. ИСБН 1904010490 .
- ^ Хаарр, Гейрр Х. (24 сентября 2013 г.). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. — апрель 1940 г. Издательство Сифорт. ISBN 9781473831315 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. п. 60. ИСБН 1904010490 .
- ^ Jump up to: а б с д Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. п. 62. ИСБН 1904010490 .
- ^ Лейк, Дебора (15 июня 2013 г.). Тартанские ВВС: Шотландия и век военной авиации 1907-2007 гг . Бирлинн. ISBN 9780857906861 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. п. 55. ИСБН 1904010490 .
- ^ Jump up to: а б с Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. п. 63. ИСБН 1904010490 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. стр. 64, 65. ISBN. 1904010490 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. стр. 66, 67. ISBN. 1904010490 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. п. 67. ИСБН 1904010490 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. п. 69. ИСБН 1904010490 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. стр. 70, 71. ISBN. 1904010490 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. стр. 72, 73. ISBN. 1904010490 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. стр. 74, 76. ISBN. 1904010490 .
- ^ Гиффорд, Патрик. Бортовой журнал флайт-лейтенанта Патрика Гиффорда . Национальный музей авиации Шотландии: неопубликовано.
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. п. 75. ИСБН 1904010490 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. п. 77. ИСБН 1904010490 .
- ^ Росс, Дэвид; Бланш, Брюс; Симпсон, Уильям (2002). Величайшая эскадрилья из всех: формирование до 1941 года: окончательная история 603-й эскадрильи (город Эдинбург) . Том. И. Грубская улица. стр. 77–79. ISBN 1904010490 .
- ^ Боуман, Мартин (31 августа 2015 г.). Летчики-истребители Королевских ВВС во Второй мировой войне . Перо и меч. ISBN 9781473865716 .