Jump to content

Арчи МакКеллар

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Арчибальд Эшмор МакКеллар
Арчи МакКеллар в октябре 1940 года.
Псевдоним(а) "Арчи"
Рожденный ( 10 апреля 1912 г. ) 10 апреля 1912 г.
Пейсли, Ренфрушир , Шотландия
Умер 1 ноября 1940 г. ) ( 1940-11-01 ) ( 28 лет
недалеко от Адишама , Кент , Англия
Верность Великобритания
Услуга/ ветвь Королевские ВВС
Лет службы 1936–1940
Классифицировать Командир эскадрильи
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды Орден за выдающиеся заслуги
Заслуженный летный крест и планка
Упоминается в депешах

Командир эскадрильи Арчибальд Эшмор МакКеллар , [ 1 ] DSO , DFC & Bar (10 апреля 1912 — 1 ноября 1940) — летный ас Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны .

МакКеллар вырос и присоединился к семейному бизнесу в своей родной Шотландии, но в 1936 году, в возрасте 24 лет, он вступил в ВВС Великобритании и начал обучение пилотов. Он завершил свое обучение в 1938 году и был направлен в 602-ю эскадрилью RAF (город Глазго) , вспомогательное подразделение. В 1939 году он переоборудован в истребитель Supermarine Spitfire . Свой первый бой он провел в составе 602-й эскадрильи, одержав две победы вскоре после начала войны в 1939 году против немецких бомбардировщиков, атаковавших корабли и объекты Королевского флота над северной Британией в период « Странной войны ». Первая победа МакКеллара принесла ему звание первого пилота, сбившего немецкий самолет над Британскими островами во время войны.

Год спустя он получил известность в 1940 году во время битвы за Британию в составе, а затем и командире эскадрильи № 605-й эскадрильи RAF , оснащенной истребителями Hawker Hurricane . Вспомогательное подразделение было переброшено в южную Англию и участвовало в крупных воздушных боях. Боевая карьера МакКеллара оказалась очень короткой и продлилась чуть больше года. Он одержал все свои победы, кроме двух, за последние два с половиной месяца своей жизни; 15 августа - 1 ноября 1940 г. 7 октября 1940 г. он сбил пять Мессершмиттов Bf 109 , став таким образом асом за день ; один из 24 асов союзников, совершивших этот подвиг. На момент своего последнего задания он одержал 21 воздушную победу и еще две были уничтожены самолетами противника. В это общее число из 21 воздушной победы входит 11 Bf 109. [ 2 ] [ 3 ] МакКеллар, наряду с Рональдом Хэмлином и Брайаном Карбери , были единственными британскими пилотами, совершившими подвиг «Ас за день» во время битвы за Британию. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

1 ноября 1940 года, через день после официального окончания битвы за Британию, он погиб в бою . Он взлетел и вступил в бой с строем немецких истребителей, один из которых он, возможно, сбил, одержав свою 22-ю, хотя и не указанную в титрах, последнюю победу. Маккеллар затем был сбит сам. [ 3 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Арчибальд Эшмор («Арчи») МакКеллар родился в Пейсли, Ренфрушир , Шотландия, 10 апреля 1912 года в семье Джона и Маргарет МакКеллар из Берсдена , Данбартоншир , а затем получил образование в Академии Шоулендс в южной части Глазго . После окончания школы он поступил на работу в местную биржевую брокерскую фирму. Это не устраивало МакКеллара, который предпочитал образ жизни под открытым небом. Стремясь уйти, но не зная, в каком направлении двигаться в жизни, он присоединился к генеральному подрядчику и строительному бизнесу своего отца в качестве штукатура . [ 8 ] Пять лет проработал учеником штукатура. За это время ему не было предоставлено никаких особых привилегий, несмотря на то, что он был сыном босса. [ 1 ]

МакКеллар также был страстным энтузиастом фитнеса и, несмотря на свой невысокий рост, накопил огромную физическую силу. Хотя он любил вино и время от времени курил трубку или сигару, он сохранял отличную физическую форму до самой смерти. Даже в разгар битвы за Британию он всегда был чисто выбрит и безукоризненно одет. [ 1 ] Свободное время МакКеллар использовал для чтения о спорте и Первой мировой войны пилотах-истребителях . Его интерес к летающим личностям прошлого побудил его заняться полетами. Он вступил за свой счет в Шотландский летный клуб. [ 8 ] который был основан в 1927 году; он арендовал и управлял аэропортом Ренфрю с 1933 года, пока он не был реквизирован во время Второй мировой войны . [ 9 ] МакКеллар быстро получил лицензию пилота . К тому времени, когда Маккеллар начал свою военную карьеру, он был очень опытным пилотом и вскоре начал относительно быстро получать повышение по службе. [ 8 ]

Вступление в AAF и RAF

[ редактировать ]

Его летные навыки привлекли к нему внимание лорда Клайдсдейла , командира 602-й эскадрильи AAF. Клайдсдейл пригласил Маккеллара присоединиться к Вспомогательным военно-воздушным силам был зачислен в RAF в качестве пилота-офицера (AAF) и вскоре 8 ноября 1936 года , присоединившись к эскадрилье RAF № 602 (город Глазго) . Товарищи МакКеллара ласково прозвали его « Креветкой » из-за его невысокого роста, 5 футов 3 дюйма (1,60 м). [ 10 ] МакКеллар остался в эскадрилье и 8 мая 1938 года получил звание летного офицера .

Базирующаяся на авиабазе Королевских ВВС в Абботсинче недалеко от Пейсли, эскадрилья эксплуатировала легкие бомбардировщики Hawker Hind . Члены эскадрильи - как летчики, так и наземный персонал - были резервистами и проходили службу на неполный рабочий день, по вечерам, в выходные дни и в ежегодных двухнедельных летних лагерях. С приближением войны эскадрилья была преобразована в истребительную и перевооружена на Supermarine Spitfire . С началом войны он был мобилизован в Королевских ВВС Грейнджмут 6 октября 1939 года, а затем в Королевские ВВС Дрем месяц спустя, и ему было поручено защищать Эдинбург и район судоходства вокруг Ферт-оф-Форта . [ 11 ] [ 12 ]

После завершения обучения МакКеллар обладал исключительным зрением, что принесло ему репутацию хорошего стрелка в бою воздух-воздух. Тем не менее, как ни парадоксально, при стрельбе из винтовки его стрельба была значительно ниже среднего — черта, которую он разделял с некоторыми другими успешными пилотами. МакКеллар был заядлым спортсменом. Он считал, что физическая подготовка является важнейшим атрибутом воздушного боя; Он считал, что физическая подготовка гарантирует, что разум и тело всегда будут на пике боевой готовности, и позволит пилоту быстро реагировать в изменчивой боевой ситуации. [ 13 ]

МакКеллар также считался способным лидером в бою. Агрессивный и инстинктивный, его боевой дух вдохновлял его отряд, но, по словам одного биографа, он был очень нервным, крикливым и резким с членами своего подразделения. Тем не менее, его прямота и социально уверенный характер выделяли его для командования. Его преданность своей работе летчика-истребителя и лидера заставила его отказаться от любого отпуска из своей эскадрильи, пока продолжалась битва за Британию. Маккеллар неизменно вел свое подразделение спереди. [ 14 ] Большую часть времени он проводил со своей эскадрильей, отрабатывая тактику боя. Хотя МакКеллар был чрезвычайно предан всем, кого считал другом, отношение к другим людям за пределами эскадрильи было либо крайним дружелюбием, либо полной неприязнью. Говорят, что он имел склонность видеть все и вся в черно-белом цвете. [ 15 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

602-я эскадрилья

[ редактировать ]

16 октября 1939 года Люфтваффе совершило первую атаку на цель в Великобритании. I./ Kampfgeschwader 30 (KG 30 — бомбардировочное крыло 30) атаковал корабли Королевского флота в заливе Ферт-оф-Форт. Целью был HMS Hood . крейсер HMS Southampton и эсминец HMS Mohawk . Однако он находился в сухом доке, и были атакованы [ 16 ] Хотя ни одна из взорвавшихся бомб не взорвалась, командир Мохока не погиб. Спитфайры из 603-й эскадрильи присоединились к 602-й эскадрилье королевской эскадрильи «Город Глазго» в перехвате рейда. Во время одной из атак фонарь кабины гауптмана Гельмута Поля Junkers Ju 88 оторвался. Поль был опытным летчиком-испытателем и группенкоммандером (командиром группы) KG 30. Он участвовал в разработке Ju 88 и принимал участие во вторжении в Польшу . Поль попытался полететь на север, чтобы занять наблюдательную позицию, но самолет был поражен огнем «Спитфайров», пилотируемых Джорджем Пинкертоном и МакКелларом. Ju 88 рухнул в море, Поль остался единственным выжившим из его экипажа. Победа была приписана МакКеллару. Таким образом, Маккеллару официально приписывают сбитие первого вражеского самолета, упавшего в британских водах во время войны. [ 11 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

После успеха 16 октября главнокомандующий истребительным командованием маршал авиации Хью Даудинг отправил сообщение в 602-ю эскадрилью; «Молодцы, первая кровь для вспомогательных сил». [ 21 ] [ 22 ] прозвали этот район вокруг Ферт-оф-Форт «аллеей самоубийц» Пилоты Люфтваффе . [ 23 ]

28 октября 1939 года Маккеллар перехватил Heinkel He 111 H-2 из Stab./Kampfgeschwader 26 ( KG 26 — бомбардировочное крыло 26), код 1H+JA, пилотируемый унтерофицером Лемкулем. По совету своего штурмана лейтенанта Нихоффа он снизился к слоям облаков. Прикрытие, однако, быстро разошлось. Их артиллеристы были убиты, Лемкул получил пулеметное ранение в спину и был ранен, а Нихофф получил перелом позвоночника во время аварийной посадки. [ 24 ] Споры о том, какая эскадрилья или пилот одержали победу, продолжаются. Послевоенные источники приписывают победу МакКеллару. [ 25 ] Это был также первый немецкий самолет за всю войну, сбитый на британской земле. [ 26 ]

605-я эскадрилья

[ редактировать ]

В начале 1940 года 605-я эскадрилья перешла в RAF Drem, переоборудованная в Hurricanes. МакКеллара перевели в № 605 и повысили до лейтенанта звена , приняв на себя обязанности командира звена 21 июня 1940 года. [ 11 ] [ 27 ] Маккеллар ввел строгую дисциплину как в форме одежды на земле, так и в тактической дисциплине в воздухе. Несмотря на свои строгие методы, МакКеллар пользовался большим уважением. Его популярность возникла из-за его желания помочь превратить свое подразделение в хорошо дисциплинированную боевую команду. [ 11 ]

Hawker Hurricane I R4118 из 605-й эскадрильи, которым пилотировал Боб Фостер, товарищ МакКеллара по эскадрилье, который также участвовал в последнем задании МакКеллара. [ 28 ]

15 августа 1940 года № 605 перехватил немецкий налет на Тайнсайд , организованный самолетами He 111, базировавшимися в Норвегии, в составе Luftflotte 5 (Air Fleet 5). МакКеллару приписывают уничтожение трех He 111 во время боя. За это действие он был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги (DFC), о чем было опубликовано в газете 13 сентября 1940 года и отмечено «выдающееся лидерство и мужество», проявленные Маккелларом. [ 29 ] [ 30 ]

7 сентября 1940 года № 605 перешёл на ротацию на аэродром Кройдон под командованием командира эскадрильи Уолтера Черчилля . МакКеллар одержал еще четыре победы в одной миссии 9 сентября. [ 31 ] Маккеллар атаковал, держа солнце за спиной, всей своей эскадрильей, за исключением одной секции, которую оставили для обеспечения верхнего прикрытия от Bf 109. Атака была нанесена в лоб, чтобы разбить строй немецких бомбардировщиков, состоявший из большой массы He 111. [ 32 ] Он уничтожил три He 111 одной 12-секундной очередью. Первый He 111 взорвался. Он повредил второй, который перевернулся и нырнул на землю. Затем МакКеллар перевел огонь на третьего. У него отломилось левое крыло. [ 31 ] Затем во второй половине дня он уничтожил Bf 109, что принесло ему четвертый успех. [ 1 ]

МакКеллар сменил командира эскадрильи Черчилля 11 сентября. 15 сентября он одержал еще три победы. Рейды совершались крупными формированиями, что привело к боевым действиям в тот день, который был назван Днем битвы за Британию . В тот день Маккеллар дважды вел 605 в бой, захватив два Bf 109 и Do 17. Той ночью, в час первого ночи, 16 сентября, он заявил, что еще один He 111 сбит. Затем последовала награда за медали DFC, в которой отмечался его «отличный боевой дух ... особенно блестящий тактик, а также умение и находчивость руководить своей эскадрильей». [ 33 ]

3 октября Маккеллар стал одним из немногих избранных пилотов истребительного командования, которые позировали для одного из Катберта Орда угольных портретов . 7 октября его счет увеличился на пять побед, все на Bf 109, и за день стал асом . МакКеллар объяснил три из пяти побед в бою в тот день в своем боевом отчете;

Я атаковал номер один и увидел, как из этой машины сбросили бомбу. Я выстрелил, и куски отвалились от его крыла, от него пошел густой белый дым и пар, и он сильно развернулся наружу. В зеркале я увидел, как на меня нападает еще один 109-й, поэтому резко повернул направо и оказался позади еще одного 109-го. Я открыл огонь и увидел, как мой Де Вильде (взрывоопасный боеприпас) попал в его машину. Он загорелся и перевернулся к востоку от холма Биггин. Поскольку у меня на хвосте снова оказался «109-й», я снизился до высоты 15 000 футов, и к этому времени, казалось, по всему небу разбросаны «109-е». Я последовал за одним, включил регулятор наддува и помирился с ним. Я дал ему залп с кормы, и сразу же показалось, что его радиатор поврежден: густой белый пар вернулся на меня, а мое лобовое стекло запотело. Это быстро прояснилось, и я дал ему еще одну очередь, и эта машина загорелась и упала в лес, рядом с которым находился карьер, к западу от Мейдстона . [ 34 ]

Тринадцать дней спустя, 20 октября 1940 года, Маккеллар сбил еще один Bf 109. Его пилот, фельдфебель Адольф Ибург из 9. Staffel Jagdgeschwader 54 (JG 54 — истребительное авиаполк 54), был легко ранен в бою . Ибургу удалось совершить вынужденную посадку возле Нью-Ромни и он был взят в плен. Победа была засчитана ему в послевоенных отчетах, но нет официального подтверждения победы МакКеллара в Ибурге со стороны Королевских ВВС, хотя в этот день ему была приписана еще одна победа на Bf 109. [ 35 ] [ 36 ]

К 1 ноября 1940 года Маккеллар одержал 21 победу. Взяв часть № 605, в которую входил лейтенант Боб Фостер , навстречу группе Bf 109 Jabos (Bf 109, оснащенных бомбами). Отделение поднялось на большую высоту для встречи с самолетами противника. Считается, что в завязавшемся бою Маккеллар был сбит II./Jagdgeschwader 27 гауптманом Вольфгангом Липпертом . [ 2 ] [ 37 ] Ураган MkI (V6879) МакКеллара разбился на обочине поместья Вудлендс недалеко от Адишама , Кент , в 18:20. [ 38 ]

8 ноября 1940 года его действия принесли последнюю награду: Орден за выдающиеся заслуги (DSO). [ 39 ] Его DSO был опубликован посмертно 26 ноября 1940 года и снова отметил «выдающееся мужество и решимость» в руководстве своей эскадрильей. [ 40 ] Дальнейшее признание пришло в « Упоминании в депешах», опубликованном 31 декабря 1940 года. [ 41 ]

16 января 1941 года сэр Арчибальд Синклер , государственный секретарь по авиации , посетил Глазго, чтобы произнести панегирик;

Не так давно я посетил истребительную эскадрилью, принимавшую участие в темные дни в битве за этот остров. Эта эскадрилья потеряла своего командира в воздушном бою — и они эту потерю почувствовали. Он был ранен в бою и отстранен от службы. На его месте я обнаружил, поднявшегося в воздух со смелой решимостью и доказавшего, что он лидер среди лидеров, молодого шотландца . Его звали Арчи МакКеллар. Он прибыл из эскадрильи города Глазго, чтобы поднять эту эскадрилью в ее темный час и своим духом вести ее к новым победам и достижениям. Для меня было совершенно очевидно, что с ним была вся эскадрилья. Офицеры относились к нему с величайшим восхищением и любовью. Никогда не забуду впечатление, которое он произвел на меня, когда я его увидел. [ 14 ]

Поскольку Маккеллар умер вне авиации номинальных дат битвы за Британию, установленных министерством (10 июля — 31 октября 1940 года), он не внесен в список почета битвы за Британию в часовне Королевских ВВС аббатства Вестминстерского . МакКеллар похоронен на кладбище Нью-Иствуд, Торнлибанк , Восточный Ренфрушир , Глазго. [ 42 ] [ 43 ] Маккеллар Клоуз в Буши назван в его честь, одна из многих улиц в этом районе названа в честь пилотов Битвы за Британию.

Надгробие МакКеллара

Список побед

[ редактировать ]

Историк Альфред Прайс приписывает МакКеллару 17 воздушных побед, три из которых были уничтожены совместно, пять, вероятно, уничтожены и три повреждены. [ 44 ] Историки Кристофер Шорс и Клайв Уильямс приписывают ему 21 воздушную победу, три из которых, вероятно, были уничтожены и три повреждены, как и ECR Baker. [ 3 ] [ 36 ] В его последнем бою ему приписывают возможную 22-ю победу, поскольку Bf 109 разбился в районе его последнего боя, и ни один пилот Королевских ВВС не заявил претензий. Джон Форман приписывает ему как минимум 17 побед и признает, что невостребованный Bf 109, разбившийся 1 ноября 1940 года недалеко от МакКеллара, возможно, был его последней победой. [ 45 ] Чаз Бойер, еще один плодовитый историк и писатель, рассказывающий о личном составе Королевских ВВС, приписывает МакКеллару как минимум 20 побед. [ 14 ]

За время полета на Hurricane P3308 МакКеллар одержал 13 побед и разделил еще одну уничтоженную, четыре вероятных и одну поврежденную в период с 15 августа по 7 октября 1940 года. Это принесло P3308 звание Hurricane с наибольшим количеством убийств во время битвы. Британии. Позже он был передан чешскому подразделению 312-й эскадрильи RAF 4 января 1941 года и списан в результате аварии 30 апреля 1941 года. [ 46 ]

Цитаты и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Бойер 1984 , с. 90.
  2. ^ Перейти обратно: а б Холмс 1998 , с. 106.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Шорс и Уильямс 1966, с. 226.
  4. ^ Холмс 2007, с. 43.
  5. ^ Прайс 1996 , с. 94.
  6. ^ Шорс 1985 , с. 49.
  7. ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 364.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Бейкер 1962 , с. 133.
  9. ^ Макклоски 2009 , стр. 14–15.
  10. ^ Эйлинг 2005 , с. 97.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бойер 1984 , с. 91.
  12. ^ Газета и 34355 .
  13. ^ Бойер 1984 , с. 94.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Бойер 1984 , с. 95.
  15. ^ Бойер 1984 , с. 92.
  16. ^ де Зенг, Stanket & Creek 2007 , стр. 116.
  17. ^ Перейти обратно: а б Мейсон 1973 , стр. 309–310.
  18. ^ Перейти обратно: а б Хутон 1994 , с. 212.
  19. ^ Перейти обратно: а б де Зенг, Stanket & Creek 2007 , с. 119.
  20. ^ Перейти обратно: а б Бишоп 2004 , стр. 113–114.
  21. ^ МакРобертс 1986 , с. 117.
  22. ^ Джонстон 1976 , с. 77.
  23. ^ Джонстон 1976 , с. 78.
  24. ^ Маккей 2003 , стр. 44–45.
  25. ^ Шорс и Уильямс 1966, с. 225.
  26. ^ де Зенг, Stanket & Creek 2007 , стр. 79.
  27. ^ Газета и 34876 .
  28. ^ Вашер 2005 , стр. 1–160.
  29. ^ Перейти обратно: а б Газета и 34945 .
  30. ^ Бейкер 1962 , с. 134.
  31. ^ Перейти обратно: а б Бейкер 1962 , стр. 135–136.
  32. ^ Бойер 1984 , с. 89.
  33. ^ Бейкер 1962 , с. 135.
  34. ^ Холмс 1998 , с. 105.
  35. ^ Уил 2001 , стр. 33–34.
  36. ^ Перейти обратно: а б с Бейкер 1962 , с. 136.
  37. ^ Форман 1988 , стр. 21–22.
  38. ^ Форман 1988 , с. 24.
  39. ^ Бейкер 1984, с. 95.
  40. ^ Перейти обратно: а б Газета и 35001 .
  41. ^ Газета и 35029 .
  42. ^ Могилы деятелей Второй мировой войны.
  43. ^ Арчи МакКеллар в Комиссии Содружества по военным захоронениям
  44. ^ Прайс 1996 , с. 32.
  45. ^ Перейти обратно: а б Форман 2003 , с. 291.
  46. ^ Холмс 1998 , с. 128.
  47. ^ Маккей 2003 , с. 44.
  48. ^ Форман 2003 , с. 144.
  49. ^ Мейсон 1969 , с. 262.
  50. ^ Форман 2003 , с. 216.
  51. ^ Джеймс и Кокс 2000 , стр. 246–247.
  52. ^ Мейсон 1969 , стр. 375–376.
  53. ^ Форман 2003 , с. 236.
  54. ^ Перейти обратно: а б с д Мейсон 1969 , с. 395.
  55. ^ Бунгей 2000 , с. 326.
  56. ^ Прайс 1990 , с. 72.
  57. ^ Прайс 1990 , стр. 81–82.
  58. ^ Перейти обратно: а б Мейсон 1969 , с. 393.
  59. ^ Форман 2003 , с. 238.
  60. ^ Форман 2003 , с. 272.
  61. ^ Общество памяти летных экипажей
  62. ^ Мейсон 1969 , с. 437.
  63. ^ Уил 2003 , с. 39.
  64. ^ Мейсон 1969 , с. 454.
  65. ^ Форман 2003 , с. 285.
  66. ^ Мейсон 1969 , с. 462.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эйлинг, Кейт (2005) [1943]. Они летят ради победы . Издательство Кессинджер. ISBN  978-1-4191-6040-0 .
  • Бейкер, Эдгар Чарльз Ричард (1962). Асы-истребители Королевских ВВС . Уильям Кимбер. ASIN   B003KD343E (12 февраля 2019 г.).
  • Бишоп, Патрик (2004). Мальчики-истребители: Спасая Британию, 1940 год . Многолетник Харпер. ISBN  978-0-00-653204-0 .
  • Бойер, Чаз (1984). Летчики-истребители ВВС Великобритании, 1939–1945 гг . William Kimber & Co Ltd. Лондон: ISBN  978-0-7183-0519-2 .
  • Бунгей, Стивен (2000). Самый опасный враг: история битвы за Британию . Лондон: Ауром Пресс. ISBN  978-1-85410-801-2 .
  • де Зенг, HL; Станкет, Д.Г.; Крик, Э.Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945 гг.; Справочный источник . Том. Один. Издательство Иэна Аллана. ISBN  978-1-85780-279-5 .
  • Форман, Джон (1988). Битва за Британию: забытые месяцы, ноябрь и декабрь 1940 года . Лондон, Великобритания: Публикации Air Research. ISBN  978-1-871187-02-1 .
  • Форман, Джон (2003). Заявления истребительного командования Королевских ВВС о победе во Второй мировой войне: Часть первая, 1939–1940 гг . Красный коршун. ISBN  0-9538061-8-9 .
  • Холмс, Тони (1998). Ураган Эйс 1939–1940 гг . Лондон: Издательство Osprey . ISBN  978-1-85532-597-5 .
  • Хутон, Эдвард (1994). Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Оружие и доспехи. ISBN  978-1-85409-181-9 .
  • Джеймс, TCG; Кокс, Себастьян (2000). Битва за Британию . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN  978-0-7146-8149-8 .
  • Джонстон, Александр Валланс Ридделл (1976). Враг в небе: Мой дневник 1940 года . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN  978-0-7183-0474-4 .
  • Маккей, Рон (2003). Хейнкель Хе 111 . Кровудская авиационная серия. Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: Crowood Press. ISBN  978-1-86126-576-0 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. (1969). Битва за Британию . Лондон: ISBN McWhirter Twins Ltd.  978-0-901928-00-9 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. (1973). Messerschmitt Bf 109B, C, D, E в Люфтваффе и дипломатической службе . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN  978-0-85045-152-8 .
  • Макклоски, Кейт (2009). Аэропорты Глазго: Ренфрю и Глазго . Страуд: Историческая пресса. ISBN  978-0-7524-5077-3 .
  • МакРобертс, Дуглас (1986). Безудержные львы: История 602-й эскадрильи «Спитфайр» . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN  978-0-7183-0572-7 .
  • Прайс, Альфред (1990). День битвы за Британию: 15 сентября 1940 г. Лондон: книги Гринхилла. ISBN  978-1-85367-375-7 .
  • Прайс, Альфред (1996). Spitfire Mark I/II Aces 1939–41 . Издательство Оспри . ISBN  978-1-85532-627-9 .
  • Шорс, Кристофер Ф.; Форман, Джон; Эренгардт, Крис (1992). Молодые орлы: полный отчет о воздушной войне над Западной Европой и Скандинавией, сентябрь 1939 г. - август 1940 г. . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN  978-0-948817-42-7 .
  • Шорс, Кристофер и Уильямс, Клайв. (1966). Эйс Хай . Невилл Спирман. Нет ISBN.
  • Шорс, Кристофер Ф. (1985). Дуэль за небо: десять решающих сражений Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN  978-0-7137-1601-6 .
  • Вашер, Питер (2005). Ураган R4118: необыкновенная история открытия и восстановления человека, выжившего в Великой битве за Британию . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN  978-1-904943-07-5 .
  • Уил, Джон (2001). Ягдгешвадер 54 «Грюнхерц» . Авиационные элитные подразделения. Том. 6. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN  978-1-84176-286-9 .
  • Уил, Джон (2003). Jagdgeschwader 27 «Африка» . Авиационные элитные подразделения. Том. 12. Лондон, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN  978-1-84176-538-9 .
  • «№34355» . Лондонская газета . 29 декабря 1936 г. с. 8442.
  • «№34876» . Лондонская газета . 18 июня 1940 г. с. 3711.
  • «№34945» . Лондонская газета . 13 сентября 1940 г. с. 5487.
  • «№35001» . Лондонская газета . 26 ноября 1940 г. с. 6753.
  • «№35029» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1940 г. с. 34.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86e60e33ff20d63a0e8eb35e4a773011__1707801540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/11/86e60e33ff20d63a0e8eb35e4a773011.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archie McKellar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)