Арчи МакКеллар
Арчибальд Эшмор МакКеллар | |
---|---|
![]() Арчи МакКеллар в октябре 1940 года. | |
Псевдоним(а) | "Арчи" |
Рожденный | Пейсли, Ренфрушир , Шотландия | 10 апреля 1912 г.
Умер | 1 ноября 1940 г. недалеко от Адишама , Кент , Англия | ( 28 лет
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1936–1940 |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Орден за выдающиеся заслуги Заслуженный летный крест и планка Упоминается в депешах |
Командир эскадрильи Арчибальд Эшмор МакКеллар , [ 1 ] DSO , DFC & Bar (10 апреля 1912 — 1 ноября 1940) — летный ас Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны .
МакКеллар вырос и присоединился к семейному бизнесу в своей родной Шотландии, но в 1936 году, в возрасте 24 лет, он вступил в ВВС Великобритании и начал обучение пилотов. Он завершил свое обучение в 1938 году и был направлен в 602-ю эскадрилью RAF (город Глазго) , вспомогательное подразделение. В 1939 году он переоборудован в истребитель Supermarine Spitfire . Свой первый бой он провел в составе 602-й эскадрильи, одержав две победы вскоре после начала войны в 1939 году против немецких бомбардировщиков, атаковавших корабли и объекты Королевского флота над северной Британией в период « Странной войны ». Первая победа МакКеллара принесла ему звание первого пилота, сбившего немецкий самолет над Британскими островами во время войны.
Год спустя он получил известность в 1940 году во время битвы за Британию в составе, а затем и командире эскадрильи № 605-й эскадрильи RAF , оснащенной истребителями Hawker Hurricane . Вспомогательное подразделение было переброшено в южную Англию и участвовало в крупных воздушных боях. Боевая карьера МакКеллара оказалась очень короткой и продлилась чуть больше года. Он одержал все свои победы, кроме двух, за последние два с половиной месяца своей жизни; 15 августа - 1 ноября 1940 г. 7 октября 1940 г. он сбил пять Мессершмиттов Bf 109 , став таким образом асом за день ; один из 24 асов союзников, совершивших этот подвиг. На момент своего последнего задания он одержал 21 воздушную победу и еще две были уничтожены самолетами противника. В это общее число из 21 воздушной победы входит 11 Bf 109. [ 2 ] [ 3 ] МакКеллар, наряду с Рональдом Хэмлином и Брайаном Карбери , были единственными британскими пилотами, совершившими подвиг «Ас за день» во время битвы за Британию. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
1 ноября 1940 года, через день после официального окончания битвы за Британию, он погиб в бою . Он взлетел и вступил в бой с строем немецких истребителей, один из которых он, возможно, сбил, одержав свою 22-ю, хотя и не указанную в титрах, последнюю победу. Маккеллар затем был сбит сам. [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Арчибальд Эшмор («Арчи») МакКеллар родился в Пейсли, Ренфрушир , Шотландия, 10 апреля 1912 года в семье Джона и Маргарет МакКеллар из Берсдена , Данбартоншир , а затем получил образование в Академии Шоулендс в южной части Глазго . После окончания школы он поступил на работу в местную биржевую брокерскую фирму. Это не устраивало МакКеллара, который предпочитал образ жизни под открытым небом. Стремясь уйти, но не зная, в каком направлении двигаться в жизни, он присоединился к генеральному подрядчику и строительному бизнесу своего отца в качестве штукатура . [ 8 ] Пять лет проработал учеником штукатура. За это время ему не было предоставлено никаких особых привилегий, несмотря на то, что он был сыном босса. [ 1 ]
МакКеллар также был страстным энтузиастом фитнеса и, несмотря на свой невысокий рост, накопил огромную физическую силу. Хотя он любил вино и время от времени курил трубку или сигару, он сохранял отличную физическую форму до самой смерти. Даже в разгар битвы за Британию он всегда был чисто выбрит и безукоризненно одет. [ 1 ] Свободное время МакКеллар использовал для чтения о спорте и Первой мировой войны пилотах-истребителях . Его интерес к летающим личностям прошлого побудил его заняться полетами. Он вступил за свой счет в Шотландский летный клуб. [ 8 ] который был основан в 1927 году; он арендовал и управлял аэропортом Ренфрю с 1933 года, пока он не был реквизирован во время Второй мировой войны . [ 9 ] МакКеллар быстро получил лицензию пилота . К тому времени, когда Маккеллар начал свою военную карьеру, он был очень опытным пилотом и вскоре начал относительно быстро получать повышение по службе. [ 8 ]
Вступление в AAF и RAF
[ редактировать ]Его летные навыки привлекли к нему внимание лорда Клайдсдейла , командира 602-й эскадрильи AAF. Клайдсдейл пригласил Маккеллара присоединиться к Вспомогательным военно-воздушным силам был зачислен в RAF в качестве пилота-офицера (AAF) и вскоре 8 ноября 1936 года , присоединившись к эскадрилье RAF № 602 (город Глазго) . Товарищи МакКеллара ласково прозвали его « Креветкой » из-за его невысокого роста, 5 футов 3 дюйма (1,60 м). [ 10 ] МакКеллар остался в эскадрилье и 8 мая 1938 года получил звание летного офицера .
Базирующаяся на авиабазе Королевских ВВС в Абботсинче недалеко от Пейсли, эскадрилья эксплуатировала легкие бомбардировщики Hawker Hind . Члены эскадрильи - как летчики, так и наземный персонал - были резервистами и проходили службу на неполный рабочий день, по вечерам, в выходные дни и в ежегодных двухнедельных летних лагерях. С приближением войны эскадрилья была преобразована в истребительную и перевооружена на Supermarine Spitfire . С началом войны он был мобилизован в Королевских ВВС Грейнджмут 6 октября 1939 года, а затем в Королевские ВВС Дрем месяц спустя, и ему было поручено защищать Эдинбург и район судоходства вокруг Ферт-оф-Форта . [ 11 ] [ 12 ]
После завершения обучения МакКеллар обладал исключительным зрением, что принесло ему репутацию хорошего стрелка в бою воздух-воздух. Тем не менее, как ни парадоксально, при стрельбе из винтовки его стрельба была значительно ниже среднего — черта, которую он разделял с некоторыми другими успешными пилотами. МакКеллар был заядлым спортсменом. Он считал, что физическая подготовка является важнейшим атрибутом воздушного боя; Он считал, что физическая подготовка гарантирует, что разум и тело всегда будут на пике боевой готовности, и позволит пилоту быстро реагировать в изменчивой боевой ситуации. [ 13 ]
МакКеллар также считался способным лидером в бою. Агрессивный и инстинктивный, его боевой дух вдохновлял его отряд, но, по словам одного биографа, он был очень нервным, крикливым и резким с членами своего подразделения. Тем не менее, его прямота и социально уверенный характер выделяли его для командования. Его преданность своей работе летчика-истребителя и лидера заставила его отказаться от любого отпуска из своей эскадрильи, пока продолжалась битва за Британию. Маккеллар неизменно вел свое подразделение спереди. [ 14 ] Большую часть времени он проводил со своей эскадрильей, отрабатывая тактику боя. Хотя МакКеллар был чрезвычайно предан всем, кого считал другом, отношение к другим людям за пределами эскадрильи было либо крайним дружелюбием, либо полной неприязнью. Говорят, что он имел склонность видеть все и вся в черно-белом цвете. [ 15 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]602-я эскадрилья
[ редактировать ]16 октября 1939 года Люфтваффе совершило первую атаку на цель в Великобритании. I./ Kampfgeschwader 30 (KG 30 — бомбардировочное крыло 30) атаковал корабли Королевского флота в заливе Ферт-оф-Форт. Целью был HMS Hood . крейсер HMS Southampton и эсминец HMS Mohawk . Однако он находился в сухом доке, и были атакованы [ 16 ] Хотя ни одна из взорвавшихся бомб не взорвалась, командир Мохока не погиб. Спитфайры из 603-й эскадрильи присоединились к 602-й эскадрилье королевской эскадрильи «Город Глазго» в перехвате рейда. Во время одной из атак фонарь кабины гауптмана Гельмута Поля Junkers Ju 88 оторвался. Поль был опытным летчиком-испытателем и группенкоммандером (командиром группы) KG 30. Он участвовал в разработке Ju 88 и принимал участие во вторжении в Польшу . Поль попытался полететь на север, чтобы занять наблюдательную позицию, но самолет был поражен огнем «Спитфайров», пилотируемых Джорджем Пинкертоном и МакКелларом. Ju 88 рухнул в море, Поль остался единственным выжившим из его экипажа. Победа была приписана МакКеллару. Таким образом, Маккеллару официально приписывают сбитие первого вражеского самолета, упавшего в британских водах во время войны. [ 11 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
После успеха 16 октября главнокомандующий истребительным командованием маршал авиации Хью Даудинг отправил сообщение в 602-ю эскадрилью; «Молодцы, первая кровь для вспомогательных сил». [ 21 ] [ 22 ] прозвали этот район вокруг Ферт-оф-Форт «аллеей самоубийц» Пилоты Люфтваффе . [ 23 ]
28 октября 1939 года Маккеллар перехватил Heinkel He 111 H-2 из Stab./Kampfgeschwader 26 ( KG 26 — бомбардировочное крыло 26), код 1H+JA, пилотируемый унтерофицером Лемкулем. По совету своего штурмана лейтенанта Нихоффа он снизился к слоям облаков. Прикрытие, однако, быстро разошлось. Их артиллеристы были убиты, Лемкул получил пулеметное ранение в спину и был ранен, а Нихофф получил перелом позвоночника во время аварийной посадки. [ 24 ] Споры о том, какая эскадрилья или пилот одержали победу, продолжаются. Послевоенные источники приписывают победу МакКеллару. [ 25 ] Это был также первый немецкий самолет за всю войну, сбитый на британской земле. [ 26 ]
605-я эскадрилья
[ редактировать ]В начале 1940 года 605-я эскадрилья перешла в RAF Drem, переоборудованная в Hurricanes. МакКеллара перевели в № 605 и повысили до лейтенанта звена , приняв на себя обязанности командира звена 21 июня 1940 года. [ 11 ] [ 27 ] Маккеллар ввел строгую дисциплину как в форме одежды на земле, так и в тактической дисциплине в воздухе. Несмотря на свои строгие методы, МакКеллар пользовался большим уважением. Его популярность возникла из-за его желания помочь превратить свое подразделение в хорошо дисциплинированную боевую команду. [ 11 ]

15 августа 1940 года № 605 перехватил немецкий налет на Тайнсайд , организованный самолетами He 111, базировавшимися в Норвегии, в составе Luftflotte 5 (Air Fleet 5). МакКеллару приписывают уничтожение трех He 111 во время боя. За это действие он был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги (DFC), о чем было опубликовано в газете 13 сентября 1940 года и отмечено «выдающееся лидерство и мужество», проявленные Маккелларом. [ 29 ] [ 30 ]
7 сентября 1940 года № 605 перешёл на ротацию на аэродром Кройдон под командованием командира эскадрильи Уолтера Черчилля . МакКеллар одержал еще четыре победы в одной миссии 9 сентября. [ 31 ] Маккеллар атаковал, держа солнце за спиной, всей своей эскадрильей, за исключением одной секции, которую оставили для обеспечения верхнего прикрытия от Bf 109. Атака была нанесена в лоб, чтобы разбить строй немецких бомбардировщиков, состоявший из большой массы He 111. [ 32 ] Он уничтожил три He 111 одной 12-секундной очередью. Первый He 111 взорвался. Он повредил второй, который перевернулся и нырнул на землю. Затем МакКеллар перевел огонь на третьего. У него отломилось левое крыло. [ 31 ] Затем во второй половине дня он уничтожил Bf 109, что принесло ему четвертый успех. [ 1 ]
МакКеллар сменил командира эскадрильи Черчилля 11 сентября. 15 сентября он одержал еще три победы. Рейды совершались крупными формированиями, что привело к боевым действиям в тот день, который был назван Днем битвы за Британию . В тот день Маккеллар дважды вел 605 в бой, захватив два Bf 109 и Do 17. Той ночью, в час первого ночи, 16 сентября, он заявил, что еще один He 111 сбит. Затем последовала награда за медали DFC, в которой отмечался его «отличный боевой дух ... особенно блестящий тактик, а также умение и находчивость руководить своей эскадрильей». [ 33 ]
3 октября Маккеллар стал одним из немногих избранных пилотов истребительного командования, которые позировали для одного из Катберта Орда угольных портретов . 7 октября его счет увеличился на пять побед, все на Bf 109, и за день стал асом . МакКеллар объяснил три из пяти побед в бою в тот день в своем боевом отчете;
Я атаковал номер один и увидел, как из этой машины сбросили бомбу. Я выстрелил, и куски отвалились от его крыла, от него пошел густой белый дым и пар, и он сильно развернулся наружу. В зеркале я увидел, как на меня нападает еще один 109-й, поэтому резко повернул направо и оказался позади еще одного 109-го. Я открыл огонь и увидел, как мой Де Вильде (взрывоопасный боеприпас) попал в его машину. Он загорелся и перевернулся к востоку от холма Биггин. Поскольку у меня на хвосте снова оказался «109-й», я снизился до высоты 15 000 футов, и к этому времени, казалось, по всему небу разбросаны «109-е». Я последовал за одним, включил регулятор наддува и помирился с ним. Я дал ему залп с кормы, и сразу же показалось, что его радиатор поврежден: густой белый пар вернулся на меня, а мое лобовое стекло запотело. Это быстро прояснилось, и я дал ему еще одну очередь, и эта машина загорелась и упала в лес, рядом с которым находился карьер, к западу от Мейдстона . [ 34 ]
Тринадцать дней спустя, 20 октября 1940 года, Маккеллар сбил еще один Bf 109. Его пилот, фельдфебель Адольф Ибург из 9. Staffel Jagdgeschwader 54 (JG 54 — истребительное авиаполк 54), был легко ранен в бою . Ибургу удалось совершить вынужденную посадку возле Нью-Ромни и он был взят в плен. Победа была засчитана ему в послевоенных отчетах, но нет официального подтверждения победы МакКеллара в Ибурге со стороны Королевских ВВС, хотя в этот день ему была приписана еще одна победа на Bf 109. [ 35 ] [ 36 ]
Смерть
[ редактировать ]К 1 ноября 1940 года Маккеллар одержал 21 победу. Взяв часть № 605, в которую входил лейтенант Боб Фостер , навстречу группе Bf 109 Jabos (Bf 109, оснащенных бомбами). Отделение поднялось на большую высоту для встречи с самолетами противника. Считается, что в завязавшемся бою Маккеллар был сбит II./Jagdgeschwader 27 гауптманом Вольфгангом Липпертом . [ 2 ] [ 37 ] Ураган MkI (V6879) МакКеллара разбился на обочине поместья Вудлендс недалеко от Адишама , Кент , в 18:20. [ 38 ]
8 ноября 1940 года его действия принесли последнюю награду: Орден за выдающиеся заслуги (DSO). [ 39 ] Его DSO был опубликован посмертно 26 ноября 1940 года и снова отметил «выдающееся мужество и решимость» в руководстве своей эскадрильей. [ 40 ] Дальнейшее признание пришло в « Упоминании в депешах», опубликованном 31 декабря 1940 года. [ 41 ]
16 января 1941 года сэр Арчибальд Синклер , государственный секретарь по авиации , посетил Глазго, чтобы произнести панегирик;
Не так давно я посетил истребительную эскадрилью, принимавшую участие в темные дни в битве за этот остров. Эта эскадрилья потеряла своего командира в воздушном бою — и они эту потерю почувствовали. Он был ранен в бою и отстранен от службы. На его месте я обнаружил, поднявшегося в воздух со смелой решимостью и доказавшего, что он лидер среди лидеров, молодого шотландца . Его звали Арчи МакКеллар. Он прибыл из эскадрильи города Глазго, чтобы поднять эту эскадрилью в ее темный час и своим духом вести ее к новым победам и достижениям. Для меня было совершенно очевидно, что с ним была вся эскадрилья. Офицеры относились к нему с величайшим восхищением и любовью. Никогда не забуду впечатление, которое он произвел на меня, когда я его увидел. [ 14 ]
Поскольку Маккеллар умер вне авиации номинальных дат битвы за Британию, установленных министерством (10 июля — 31 октября 1940 года), он не внесен в список почета битвы за Британию в часовне Королевских ВВС аббатства Вестминстерского . МакКеллар похоронен на кладбище Нью-Иствуд, Торнлибанк , Восточный Ренфрушир , Глазго. [ 42 ] [ 43 ] Маккеллар Клоуз в Буши назван в его честь, одна из многих улиц в этом районе названа в честь пилотов Битвы за Британию.
Список побед
[ редактировать ]Историк Альфред Прайс приписывает МакКеллару 17 воздушных побед, три из которых были уничтожены совместно, пять, вероятно, уничтожены и три повреждены. [ 44 ] Историки Кристофер Шорс и Клайв Уильямс приписывают ему 21 воздушную победу, три из которых, вероятно, были уничтожены и три повреждены, как и ECR Baker. [ 3 ] [ 36 ] В его последнем бою ему приписывают возможную 22-ю победу, поскольку Bf 109 разбился в районе его последнего боя, и ни один пилот Королевских ВВС не заявил претензий. Джон Форман приписывает ему как минимум 17 побед и признает, что невостребованный Bf 109, разбившийся 1 ноября 1940 года недалеко от МакКеллара, возможно, был его последней победой. [ 45 ] Чаз Бойер, еще один плодовитый историк и писатель, рассказывающий о личном составе Королевских ВВС, приписывает МакКеллару как минимум 20 побед. [ 14 ]
За время полета на Hurricane P3308 МакКеллар одержал 13 побед и разделил еще одну уничтоженную, четыре вероятных и одну поврежденную в период с 15 августа по 7 октября 1940 года. Это принесло P3308 звание Hurricane с наибольшим количеством убийств во время битвы. Британии. Позже он был передан чешскому подразделению 312-й эскадрильи RAF 4 января 1941 года и списан в результате аварии 30 апреля 1941 года. [ 46 ]
Хроника воздушных побед |
---|
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты и примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Бойер 1984 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Холмс 1998 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с Шорс и Уильямс 1966, с. 226.
- ^ Холмс 2007, с. 43.
- ^ Прайс 1996 , с. 94.
- ^ Шорс 1985 , с. 49.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 364.
- ^ Перейти обратно: а б с Бейкер 1962 , с. 133.
- ^ Макклоски 2009 , стр. 14–15.
- ^ Эйлинг 2005 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бойер 1984 , с. 91.
- ^ Газета и 34355 .
- ^ Бойер 1984 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б с Бойер 1984 , с. 95.
- ^ Бойер 1984 , с. 92.
- ^ де Зенг, Stanket & Creek 2007 , стр. 116.
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон 1973 , стр. 309–310.
- ^ Перейти обратно: а б Хутон 1994 , с. 212.
- ^ Перейти обратно: а б де Зенг, Stanket & Creek 2007 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп 2004 , стр. 113–114.
- ^ МакРобертс 1986 , с. 117.
- ^ Джонстон 1976 , с. 77.
- ^ Джонстон 1976 , с. 78.
- ^ Маккей 2003 , стр. 44–45.
- ^ Шорс и Уильямс 1966, с. 225.
- ^ де Зенг, Stanket & Creek 2007 , стр. 79.
- ^ Газета и 34876 .
- ^ Вашер 2005 , стр. 1–160.
- ^ Перейти обратно: а б Газета и 34945 .
- ^ Бейкер 1962 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Бейкер 1962 , стр. 135–136.
- ^ Бойер 1984 , с. 89.
- ^ Бейкер 1962 , с. 135.
- ^ Холмс 1998 , с. 105.
- ^ Уил 2001 , стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б с Бейкер 1962 , с. 136.
- ^ Форман 1988 , стр. 21–22.
- ^ Форман 1988 , с. 24.
- ^ Бейкер 1984, с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Газета и 35001 .
- ^ Газета и 35029 .
- ^ Могилы деятелей Второй мировой войны.
- ^ Арчи МакКеллар в Комиссии Содружества по военным захоронениям
- ^ Прайс 1996 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Форман 2003 , с. 291.
- ^ Холмс 1998 , с. 128.
- ^ Маккей 2003 , с. 44.
- ^ Форман 2003 , с. 144.
- ^ Мейсон 1969 , с. 262.
- ^ Форман 2003 , с. 216.
- ^ Джеймс и Кокс 2000 , стр. 246–247.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 375–376.
- ^ Форман 2003 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мейсон 1969 , с. 395.
- ^ Бунгей 2000 , с. 326.
- ^ Прайс 1990 , с. 72.
- ^ Прайс 1990 , стр. 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон 1969 , с. 393.
- ^ Форман 2003 , с. 238.
- ^ Форман 2003 , с. 272.
- ^ Общество памяти летных экипажей
- ^ Мейсон 1969 , с. 437.
- ^ Уил 2003 , с. 39.
- ^ Мейсон 1969 , с. 454.
- ^ Форман 2003 , с. 285.
- ^ Мейсон 1969 , с. 462.
Библиография
[ редактировать ]- Эйлинг, Кейт (2005) [1943]. Они летят ради победы . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-4191-6040-0 .
- Бейкер, Эдгар Чарльз Ричард (1962). Асы-истребители Королевских ВВС . Уильям Кимбер. ASIN B003KD343E (12 февраля 2019 г.).
- Бишоп, Патрик (2004). Мальчики-истребители: Спасая Британию, 1940 год . Многолетник Харпер. ISBN 978-0-00-653204-0 .
- Бойер, Чаз (1984). Летчики-истребители ВВС Великобритании, 1939–1945 гг . William Kimber & Co Ltd. Лондон: ISBN 978-0-7183-0519-2 .
- Бунгей, Стивен (2000). Самый опасный враг: история битвы за Британию . Лондон: Ауром Пресс. ISBN 978-1-85410-801-2 .
- де Зенг, HL; Станкет, Д.Г.; Крик, Э.Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945 гг.; Справочный источник . Том. Один. Издательство Иэна Аллана. ISBN 978-1-85780-279-5 .
- Форман, Джон (1988). Битва за Британию: забытые месяцы, ноябрь и декабрь 1940 года . Лондон, Великобритания: Публикации Air Research. ISBN 978-1-871187-02-1 .
- Форман, Джон (2003). Заявления истребительного командования Королевских ВВС о победе во Второй мировой войне: Часть первая, 1939–1940 гг . Красный коршун. ISBN 0-9538061-8-9 .
- Холмс, Тони (1998). Ураган Эйс 1939–1940 гг . Лондон: Издательство Osprey . ISBN 978-1-85532-597-5 .
- Хутон, Эдвард (1994). Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-181-9 .
- Джеймс, TCG; Кокс, Себастьян (2000). Битва за Британию . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-8149-8 .
- Джонстон, Александр Валланс Ридделл (1976). Враг в небе: Мой дневник 1940 года . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 978-0-7183-0474-4 .
- Маккей, Рон (2003). Хейнкель Хе 111 . Кровудская авиационная серия. Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: Crowood Press. ISBN 978-1-86126-576-0 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1969). Битва за Британию . Лондон: ISBN McWhirter Twins Ltd. 978-0-901928-00-9 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1973). Messerschmitt Bf 109B, C, D, E в Люфтваффе и дипломатической службе . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-0-85045-152-8 .
- Макклоски, Кейт (2009). Аэропорты Глазго: Ренфрю и Глазго . Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-0-7524-5077-3 .
- МакРобертс, Дуглас (1986). Безудержные львы: История 602-й эскадрильи «Спитфайр» . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 978-0-7183-0572-7 .
- Прайс, Альфред (1990). День битвы за Британию: 15 сентября 1940 г. Лондон: книги Гринхилла. ISBN 978-1-85367-375-7 .
- Прайс, Альфред (1996). Spitfire Mark I/II Aces 1939–41 . Издательство Оспри . ISBN 978-1-85532-627-9 .
- Шорс, Кристофер Ф.; Форман, Джон; Эренгардт, Крис (1992). Молодые орлы: полный отчет о воздушной войне над Западной Европой и Скандинавией, сентябрь 1939 г. - август 1940 г. . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-42-7 .
- Шорс, Кристофер и Уильямс, Клайв. (1966). Эйс Хай . Невилл Спирман. Нет ISBN.
- Шорс, Кристофер Ф. (1985). Дуэль за небо: десять решающих сражений Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-0-7137-1601-6 .
- Вашер, Питер (2005). Ураган R4118: необыкновенная история открытия и восстановления человека, выжившего в Великой битве за Британию . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-1-904943-07-5 .
- Уил, Джон (2001). Ягдгешвадер 54 «Грюнхерц» . Авиационные элитные подразделения. Том. 6. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-286-9 .
- Уил, Джон (2003). Jagdgeschwader 27 «Африка» . Авиационные элитные подразделения. Том. 12. Лондон, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-538-9 .
- «№34355» . Лондонская газета . 29 декабря 1936 г. с. 8442.
- «№34876» . Лондонская газета . 18 июня 1940 г. с. 3711.
- «№34945» . Лондонская газета . 13 сентября 1940 г. с. 5487.
- «№35001» . Лондонская газета . 26 ноября 1940 г. с. 6753.
- «№35029» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1940 г. с. 34.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Руководители эскадрилий Королевских ВВС
- Британские летающие асы времен Второй мировой войны
- Шотландские летающие асы
- Персонал Королевских ВВС погиб во Второй мировой войне
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- 1940 смертей
- Военнослужащие из Пейсли, Ренфрушир
- Шотландские летчики
- Несколько
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- 1912 рождений