Марк Генри Браун
Марк Генри Браун | |
---|---|
![]() Браун (слева) и пилот-офицер Четэм из 1-й эскадрильи стоят у носа истребителя Hawker Hurricane в Уиттеринге , Англия. | |
Псевдоним(а) | холмистый |
Рожденный | Портидж-ла-Прери , Манитоба , Канада | 9 октября 1911 г.
Умер | 12 ноября 1941 г. над Сицилией , Фашистской Италией | (30 лет)
Похороненный | Военное кладбище Катании, Сицилия |
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1936–1941 |
Классифицировать | Командир звена |
Сервисный номер | 37904 |
Команды | № 1 эскадрилья |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Заслуженный летный крест и планка Чехословацкий военный крест |
Командир звена Марк Генри Браун , DFC & Bar канадского происхождения (9 октября 1911 - 12 ноября 1941) был летным асом , служившим в Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны. Ему приписывают сбитие не менее пятнадцати немецких самолетов, и он был первым канадским пилотом, ставшим летным асом во время войны. Он погиб в бою в ноябре 1941 года над Сицилией .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Марк Генри Браун по прозвищу «Хилли» родился 9 октября 1911 года в Портидж-ла-Прери в Канаде. После завершения учебы он работал в Банке Монреаля в Брэндоне . Он научился летать в летном клубе Брэндона и покинул Канаду, чтобы присоединиться к Королевским ВВС в мае 1936 года по краткосрочной службе . его обучения в летной школе № 9 в Торнаби После завершения его направили в 1-ю эскадрилью в феврале 1937 года в качестве пилота-офицера . [ 1 ] [ 2 ]
На момент его назначения в 1-ю эскадрилью она базировалась в Тангмере и эксплуатировала Hawker Fury биплан истребитель- . Однако в конце 1937 года она начала заменять свои самолеты новыми истребителями Hawker Hurricane . [ 3 ] ему было присвоено звание летного офицера . В декабре 1938 года [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале сентября 1939 года 1-я эскадрилья была переброшена во Францию в составе Передовых авиационных ударных сил . К октябрю он действовал из Вассенкура и патрулировал французско-немецкую границу, время от времени вступая в бой с Люфтваффе . 23 ноября Брауну приписали участие в уничтожении Dornier Do 17 среднего бомбардировщика возле Ле-Като . Он также участвовал в сбитии среднего бомбардировщика Heinkel He 111 к юго-востоку от Этена 3 марта 1940 года. В следующем месяце темп операций начал ускоряться, и Браун уничтожил истребитель Messerschmitt Bf 109 над Тьонвилем . 20 апреля [ 1 ] [ 3 ]
Битва за Францию
[ редактировать ]Когда 10 мая началось немецкое вторжение во Францию и Нидерланды , 1-я эскадрилья была активно задействована и в течение следующих недель начала отступать, неоднократно переходя с аэродрома на аэродром. Браун участвовал в уничтожении Do 17 в тот день, а на следующий день сбил пару Messerschmitt Bf 110 тяжелых истребителей к востоку от Вервинса . 14 мая Браун сбил Bf 109, а затем Junkers Ju 87 пикирующий бомбардировщик . [ 1 ] [ 3 ] При этом он стал первым канадским пилотом, достигшим статуса летного аса . [ 4 ] [ 5 ]
На следующий день Браун сбил Bf 110, а 17 мая уничтожил еще один, а также заявил, что He 111 был уничтожен в тот же день. Он заявил, был уничтожен разведывательный самолет Henschel Hs 126 что 18 мая к юго-востоку от Сен-Квентена . На следующий день он сбил He 111 и заявил, что второй такой же тип, вероятно, был уничтожен, оба к северу от Ретеля . Он уничтожил еще один He 111 21 мая, также недалеко от Ретеля. 1 июня он повредил Bf 109, а четыре дня спустя уничтожил Do 17 над Амьеном . Его последние воздушные победы в боях над Францией были достигнуты 14 июня, когда он уничтожил He 111 и Bf 109 возле Кана . На следующий день его сбили, но он благополучно приземлился и направился в Брест . Оттуда он нашел проход в Саутгемптон . Тем временем 1-я эскадрилья была выведена в Соединенное Королевство. Браун вернулся в эскадрилью, которая теперь находится в Тангмере , 18 июня. [ 1 ] [ 6 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]Через несколько недель после возвращения 1-й эскадрильи в Соединенное Королевство она была отдохнувшая и восстановленная, и снова вступила в строй в конце июля. [ 3 ] В это время Браун был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги (DFC) за «храбрость и преданность долгу при выполнении воздушных операций». [ 7 ] он сбил Bf 110 к югу от Сент-Кэтринс-Пойнт 11 августа . Он был сбит над Харвичем 15 августа, но сумел спастись над Ла-Маншем , получив лишь легкие ранения. Впоследствии его подобрал траулер. [ 1 ] [ 6 ]
3 сентября 1940 года Брауну было присвоено звание летного лейтенанта . [ 6 ] На следующей неделе 1-я эскадрилья отправилась на север, в Виттеринг, для менее интенсивного патрулирования в составе 12-й группы . Она все еще была втянута в воздушные бои над юго-востоком Англии. [ 3 ] Браун заявил, что средний бомбардировщик Junkers Ju 88 , который он перехватил возле Кенли 6 сентября, был поврежден и участвовал в уничтожении Do 17 к востоку от Кембриджа 24 сентября. [ 1 ]
После смерти командира эскадрильи 10 ноября Браун занял пост ее командира и был повышен до командира эскадрильи . [ 6 ] Эскадрилья оставалась в Виттеринге до января 1941 года, после чего вернулась на юг. Действуя из Нортхолта , он участвовал в зачистках истребителей во Франции, а также в миссиях по сопровождению бомбардировщиков. Он также готовился к ночным полетам и был модернизирован до истребителей Hurricane Mk II. К этому времени большая часть летного состава составляла чехи и поляки, бежавшие в Соединенное Королевство после немецкой оккупации их стран. [ 3 ]
В апреле Браун был назначен инструктором в подразделение оперативной подготовки № 58 (OTU) в Грейнджмуте , где он пробудет два месяца. [ 6 ] За это время 23 мая он был награжден баром своего DFC, опубликованная цитата гласила:
Этот офицер командовал эскадрильей с выдающимся успехом. Он уничтожил еще два вражеских самолета, в результате чего его общее количество побед достигло как минимум 18. Его великолепное руководство и бесстрашный дух во многом сыграли важную роль в поддержании высокого уровня эффективности всей эскадрильи.
- Лондонская газета , № 35171, 23 мая 1941 г. [ 8 ]
В июле Браун был назначен командиром крыла и переведен в OTU № 57 в Хавардене , где он руководил учебным крылом. [ 6 ]
Средний Восток
[ редактировать ]В октябре 1941 года Браун был направлен на средиземноморский театр военных действий , где ему предстояло возглавить истребительное авиаполк в Та Кали , на острове Мальта . 12 ноября, совершив свой первый боевой вылет в качестве командира крыла вместе с командиром звена Александром Рабаглиати , он возглавил обстрел итальянского аэродрома в Джела на Сицилии . Во время атаки «Харрикейн» Брауна был подбит зенитным огнем, и его самолет разбился на аэродроме. Немного позже, во время налета на Мальту, итальянский самолет сбросил сообщение о том, что Браун похоронен со всеми воинскими почестями. [ 1 ] [ 2 ]
Браун похоронен на военном кладбище Катании на Сицилии. [ 9 ] В январе 1943 года он был посмертно награжден Чехословацким Военным крестом этой Временного правительства страны «в знак признания ценных заслуг, оказанных в связи с войной». [ 10 ]
Историки военной авиации Кристофер Шорс и Клайв Уильямс отмечают, что многие заявления Брауна о битве за Францию были реконструированы после эвакуации 1-й эскадрильи из этой страны, во время которой многие ее записи были утеряны. Некоторые из достигнутых там воздушных побед, возможно, не были подтверждены или фактически считаются вероятными. Шорс и Уильямс приписывают Брауну сбитие пятнадцати немецких самолетов и участие в уничтожении еще четырех. Он также заявил, что один, вероятно, уничтожен, а два повреждены. [ 1 ] Другой историк военной авиации, Майк Спик, вспоминает такие же воздушные победы Брауна. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шорс и Уильямс 1994 , стр. 152–153.
- ^ Jump up to: а б «Истории летчиков - флайт-лейтенант М. Х. Браун» . Памятник Битве за Британию . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Роулингс 1976 , стр. 11–13.
- ^ «Фотографии: Истребительное командование Королевских ВВС, 1939–1945» . Имперский военный музей . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ О'Мэлли, Дэйв (14 августа 2020 г.). «Кузница лидерства: канадцы в битве за Британию» . Небеса . Издательство МХМ . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Винн 1989 , с. 53.
- ^ «№34910» . Лондонская газета . 30 июля 1940 г. с. 4675.
- ^ «№35171» . Лондонская газета . 23 мая 1941 г. с. 2943.
- ^ «Командир звена Марк Генри Браун» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «№35858» . Лондонская газета (Приложение). 12 января 1943 г. с. 270.
- ^ Спик 1997 , с. 216.
Ссылки
[ редактировать ]- Роулингс, Джон (1976). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Макдональд и Джеймс. ISBN 0-354-01028-Х .
- Шорс, Кристофер; Уильямс, Клайв (1994). Aces High: дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и сил Содружества во Второй мировой войне . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-8-9869-7000 .
- Спик, Майк (1997). Союзные истребители-асы: тактика и приемы воздушного боя Второй мировой войны . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-282-3 .
- Винн, Кеннет Г. (1989). Участники битвы за Британию . Норвич: Книги Глиддона. ISBN 0-947893-15-6 .
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- 1911 рождений
- 1941 смертей
- Авиаторы погибли в результате сбития
- Люди из Портидж-ла-Прери
- Канадские авиаторы
- Канадские пилоты времен Второй мировой войны
- Канадские летающие асы времен Второй мировой войны
- Командиры крыльев Королевских ВВС
- Канадские лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетами (Великобритания)
- Несколько
- Кавалеры Чехословацкого военного креста.
- Персонал Королевских ВВС погиб во Второй мировой войне