РАФ Торнаби
РАФ Торнаби | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Торнаби-он-Тис , Северный Йоркшир , Англия. | |||||||||||
![]() RAF Thornaby в целевом досье немецких Люфтваффе , 1941 год. | |||||||||||
Координаты | 54 ° 32'00 "N 01 ° 18'00" W / 54,53333 ° N 1,30000 ° W | ||||||||||
Ссылка на сетку | NZ455163 [ 1 ] | ||||||||||
Тип | Станция Королевских ВВС | ||||||||||
Информация о сайте | |||||||||||
Владелец | Министерство авиации | ||||||||||
Оператор | Королевские ВВС | ||||||||||
Контролируется | Береговое командование Королевских ВВС (1939-) * №17 Группа РАФ Истребительное командование Королевских ВВС * №12 Группа РАФ | ||||||||||
История сайта | |||||||||||
Построен | 1929 | ||||||||||
В использовании | 1929 — 1 октября 1958 | ||||||||||
Битвы/войны | Европейский театр Второй мировой войны Холодная война | ||||||||||
Информация об аэродроме | |||||||||||
Высота | 18 метров (59 футов) над уровнем моря | ||||||||||
|
Королевские ВВС Торнаби , или проще RAF Торнаби — бывшая Королевских ВВС база , расположенная в городке Торнаби-он-Тис , в Северном райдинге Йоркшира, Англия. Истребительное командование , бомбардировочное командование и береговое командование действовали с базы на протяжении всей ее истории, но пребывание под командованием берегового командования - это то, чем база примечательна, особенно в сфере спасательных операций в воздухе и на море и разработке сумки Thornaby Bag . Это была аварийная сумка, которую бросили сбитому экипажу в море, и в ней находились еда, сигареты и напитки.
История
[ редактировать ]Аэродром был официально открыт 29 сентября 1929 года. [ 2 ] хотя полеты в Торнаби начались в 1912 году, когда Густав Амель использовал ферму Вейл для демонстрации полетов. Впоследствии Королевский летный корпус использовал те же поля в качестве перевалочного пункта между Каттериком и аэродромом Марске в период с 1914 по 1918 год. [ 3 ] В 1920 году правительство приобрело 50 акров (20 га) сельскохозяйственной земли у Торнаби-холла и застроило этот участок. [ 4 ]
Первой эскадрильей, занявшей новый аэродром, была 608-я эскадрилья , которая была сформирована здесь как 608-я эскадрилья графства Йорк (Северный райдинг) 17 марта 1930 года под командованием летного инструктора, командира эскадрильи Уильяма Ховарда-Дэвиса и оперативного Westland Wapitis и Avro 504N . [ 5 ] 608-я эскадрилья была первой из трех сформированных вспомогательных летных подразделений, базировавшихся в Йоркшире, остальные - 609-я (Вест-Райдинг) эскадрилья в Королевских ВВС Йедона и 616-я (Южный Йоркшир) эскадрилья в Королевских ВВС Донкастер . [ 6 ]
С марта 1936 года по июль 1937 года Торнаби служил в 9-й летной школе Королевских ВВС , первом регулярном подразделении Королевских ВВС на станции. Командиром эскадрильи был CH Эллиот-Смит, а командиром эскадрильи Дэвид Д'Арси Александр Грейг (1900–1986) - CFI. [ 7 ] который был пилотом высокоскоростного полета Королевских ВВС и принимал участие в турнире Schneider Trophy 1929 года . 14 января 1937 года № 608 были переоборудованы Hawker Demon двухместными перехватчиками и переданы в 12-ю (истребительную) группу RAF . [ 8 ] Торнаби стал собственно станцией Королевских ВВС, когда 1 июня 1937 года был создан штаб станции под командованием командира звена Джона Ликрофта (1888–1971).
233-я (общая разведка) эскадрилья, оснащенная «Авро Ансонами» , прибыла в мае 1937 года, а в июне 1937 года станция была передана Береговому командованию , а в июле того же года прибыла 224-я (ГР) эскадрилья , также оснащенная «Ансонами». [ 9 ] В конце 1930-х годов станция попеременно работала между Береговым и Бомбардировочным командованиями , при этом 608-я эскадрилья была назначена истребительной эскадрильей. С 1 сентября 1938 года 233-я и 224-я эскадрильи были заменены 106-й и 185-й эскадрильями бомбардировочного командования, первоначально оснащенными Fairey Battles , а затем перевооруженными на Handley Page Hampdens . [ 5 ]
Ансонс из 269-й эскадрильи и Виккерс Вилдебеест из 42-й эскадрильи (торпедоносцев) перебазировались сюда во время Мюнхенского кризиса, а 106-я и 185-я эскадрильи временно переехали в Королевские ВВС Коттесмор, а затем вернулись в Торнаби после кризиса. [ 9 ] Торнаби был одним из десяти аэродромов в стране, которые, как известно, имели взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием до начала войны, хотя взлетно-посадочные полосы строились на восьми истребительных станциях в связи с конференцией Министерства авиации 28 апреля 1939 года, но только две из них были завершены к 3 Сентябрь 1939 года. [ 10 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]20 марта 1939 года 608-я эскадрилья была передана в состав 18-й группы берегового командования и с приближением войны 24 августа 1939 года была переведена в состав Королевских ВВС для постоянного несения службы. [ 8 ] Номера 106-й и 185-й бомбардировочных командных эскадрилий перебрались в Коттесмор в августе 1939 года, а 220-я эскадрилья прибрежного командования прибыла вместе с Энсонсом 21 августа из Королевских ВВС Бирчам-Ньютон . [ 3 ] после этого станция оставалась в составе Берегового командования до конца боевых действий. Почти сразу после прибытия №220 начали перевооружать на самолеты Lockheed Hudson американской постройки, в этот период инструкторы 220-й эскадрильи Hudson Conversion Flight (The Hudson Circus) вместе с 220-й и 608-й эскадрильями были проинспектированы посетившим ее королем Георгом VI. станция 1 ноября 1939 года в сопровождении начальника штаба авиации, сэра Фредерика Боухилла и коммодора авиации Бриза, Группа АОК 18. [ 3 ] [ 11 ]
Отряд 224-й эскадрильи (первая эскадрилья, вступившая в строй на Гудзоне) прибыл из Лейчарса, чтобы прикрыть «военную работу» 220-й эскадрильи, пока они переправлялись на Гудзон. 16 октября 1939 года состоялась первая операция 220-й эскадрильи «Гудзон». [ 12 ] во время переоборудования эскадрилья в течение короткого времени продолжала использовать «Энсон» из-за нехватки исправных «Хадсонов», ряд из которых ожидали модификаций, таких как установка орудийных башен, бомбодержателей и установка спаренных передних пулеметов «Браунинг», это было завершено. в Торнаби. [ 12 ]
По мере увеличения численности «Хадсонов» 220-я эскадрилья начала патрулирование Северного моря и боевые полеты, атакуя вражеские аэродромы и корабли на скандинавском побережье и в Гельголандской бухте . В воздухе в 08:25 16 февраля 1940 года боевой вылет трех самолетов Lockheed Hudson , K, M и V из 220-й эскадрильи обнаружил немецкий корабль «Альтмарк» (корабль снабжения и тюрьмы адмирала графа Шпее ) в Норвежские воды в 12.55, [ 13 ] [ 14 ] действие, которое привело к последующему освобождению 299 заключенных HMS Cossack Королевского флота . [ 5 ]
В июне 1940 года отряд 224-й эскадрильи вернулся в Торнаби, в то время как 220-я эскадрилья прикрывала эвакуацию в Дюнкерке из Бирчем-Ньютона. Совпадая с визитом лорда Тренчарда 9 июня 1940 года, 608 человек получили указание перевооружиться на « Блэкберн Бота» , а 28 июня эскадрилья начала получать первый из торпедоносцев «Бота», единственную эскадрилью, которая использовала этот самолет в боевых действиях. однако эти самолеты оказались неудачными из-за проблем с управляемостью и усталостью планера, и к декабрю 1940 года эскадрилья вернулась к «Энсонам». Чтобы прикрыть ненадежного Боту, Фейри-Суордфиш из 812-й эскадрильи Королевского флота из Норт-Коутса . время от времени дежурила [ 15 ] В феврале 1941 года 608 дивизий были перевооружены на Bristol Blenheim Mk IV и теперь могли проводить больше наступательных операций. 8 июля 1941 года эскадрилья совершила свои первые боевые вылеты на самолете Lockheed Hudson. [ 16 ] этот самолет с его лучшими характеристиками и большей выносливостью позволил 608-му выполнять операции гораздо дальше, как и самолет его родственной эскадрильи № 220. В марте 1941 года 114-я эскадрилья прибыла в переводе из бомбардировочного командования, оснащенная Blenheim Mk IV. В апреле 1941 года 220-я эскадрилья отправилась в Уик, к этому времени 1509-й учебный полет по лучевому подходу . здесь сформировался [ 17 ]
В июле 1941 года прибыли еще два подразделения: на короткое время 143-я эскадрилья с Bristol Beaufighter Mk 1c и 6-я (прибрежная) группа оперативной подготовки с «Хадсонами» и несколькими «Ансонами» и «Оксфордами». В январе 1942 года отряд 122-й (Бомбейской) эскадрильи прибыл со Spitfire Vbs, а 608-я эскадрилья перебралась в Уик, а в апреле 1509 года (BAT) эскадрилья перебралась в Черч-Лофорд. В марте 1942 года отряд «Спитфайр» был заменен отрядом из 332-й (норвежской) эскадрильи , а с апреля 1942 по декабрь 1943 года подразделение противовоздушной обороны № 1 летало на самолетах de Havilland Tiger Moths и Hawker Henleys из Торнаби. В июне 1942 года истребительный отряд был снова пополнен, на этот раз 403-й эскадрильей RCAF , а в октябре 1942 года № 6(С) ОТУ заменила свои «Хадсоны» на «Виккерс Веллингтоны» , в это время в него также вошел польский учебный полет из 18 ОТУ и, в следующем месяце чешский рейс № 1429. [ 18 ]
Королевские ВВС Канады заменили истребительный элемент в январе 1943 года отрядом 401-й эскадрильи RCAF , а 10 марта № 6 OTU перебрались в Силлот. 23 марта 1943 года подразделение оперативной подготовки № 1 (прибрежное) Королевских ВВС прибыло из Силлота и обучило экипажи Хэндли Пейдж Галифакс, Boeing Flying Fortress и Consolidated Liberator. [ 18 ] В мае 1943 года 401-я эскадрилья ушла и 30 мая 1943 года была заменена 306-й польской истребительной эскадрильей из RAF Catterick , также оснащенной Spitfire Mk Vb, и пробыла там до 31 июля. [ 17 ] [ 19 ]
В октябре 1943 года сюда перебазировалось учебное подразделение воздушно-морских спасателей, оснащенное самолетами Vickers Warwick , а затем в том же месяце 280-я эскадрилья ASR , которая немедленно начала переоборудоваться из Ansons в Warwicks. В ноябре 1943 года Уорвики из 281-й эскадрильи ASR прибыли в 280-ю эскадрилью и оставались там до февраля 1944 года. [ 20 ] OTU № 1 был расформирован 19 октября 1943 года, а учебные подразделения Halifax, Fortress и Liberator были переданы в тяжелое переоборудованное подразделение № 1674. [ 18 ] Отряд из 280-й эскадрильи Уорвиков был отправлен на остров британских ВВС Торни в декабре 1943 года, а затем перебрался в Страбби в мае 1944 года. Отряд Уорвиков также остался в Торнаби. [ 21 ] Накануне дня «Д» планеры «Адриан» были отбуксированы самолетом Армстронга Уитворта Альбемарля из Торнаби.
14 октября 1944 года прибыла третья эскадрилья ASR, № 279 , первоначально оснащенная «Хадсонами», эскадрилья начала перевооружаться «Уорвиками», а также несколькими «Си Выдрами» и «Харрикейнами». [ 22 ] Пока 279-я дивизия переходила на «Уорик», отряд 280-й эскадрильи прикрывал вылеты ASR из Торнаби. [ 23 ] Эскадрильи Air Sea Rescue разработали спасательные комплекты, которые сбрасывались брошенным экипажам. Они были названы в честь станций Королевских ВВС, на которых они были разработаны, например, Bircham Barrel и Lindholme Gear ; Сумка Торнаби представляла собой контейнер с едой и средствами первой помощи, разработанный в Королевских ВВС Торнаби, но был заменен механизмом Линдхолма из-за того, что сумка Торнаби разрывалась во всех морях, кроме очень спокойного, когда она была развернута. [ 24 ]
В течение следующих нескольких месяцев 279-я эскадрилья была занята вылетами на ASR, а на заключительном этапе войны прибыли истребители Beaufighter с ракетным вооружением из 455-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии из ударного крыла Королевских ВВС Даллачи ANZAC. Они продолжали атаковать вражеские корабли на Балтике и 3 мая 1945 года совершили свой последний военный вылет на Киль. Они оставили два тральщика уничтоженными, 455-я эскадрилья была расформирована в Торнаби 25 мая 1945 года. [ 25 ]
Пост был
[ редактировать ]279-я эскадрилья осталась в Торнаби и в сентябре 1945 года перевела свой штаб в Королевские ВВС Бекклс , где эскадрилья должна была быть преобразована в Lancaster ASR.III, оставив в Торнаби только отряд. В действительности именно отряд в Торнаби принял и переоборудовал в них 279 самолетов, которые совершили свои первые боевые вылеты в Ланкастере 8 ноября 1945 года. [ 26 ] Также в ноябре 1945 года сюда вернулась 280-я эскадрилья, а в январе 1946 года в Торнаби был расформирован оставшийся 279-й эскадрильный отряд Ланкастеров. [ 27 ]
В мае 1946 года 608-я эскадрилья (Норт-Райдинг) «Собственной Торнаби» была переформирована в состав резервного командования 64-й группы RAF в роли легких бомбардировщиков, однако они получили только самолеты de Havilland Mosquito T3 и Airspeed Oxford T1. [ 28 ] 21 июня 1946 года 280-я эскадрилья была расформирована в Торнаби. [ 29 ] а в июле 1947 года № 608 стала эскадрильей ночных истребителей, когда они получили самолеты Mosquito NF 30. Легкая зенитная эскадрилья № 2608 (Северный райдинг) RAuxAF полка Королевских вспомогательных ВВС была сформирована здесь в декабре 1947 года и имела на вооружении 40-мм пушку Bofors, а затем была реорганизована, переоборудована и переучена в 1955 году в мобильное пехотное подразделение. оборудованы Ленд Роверами. [ 30 ] В марте 1948 года здесь была сформирована третья вспомогательная эскадрилья, № 3608 (Северная езда) Истребительная группа управления, которая обучала мужчин и женщин на операторов радаров и прокладчиков истребителей. [ 31 ]
В мае 1948 года № 608 стал дневной истребительной частью, получив самолеты Supermarine Spitfire F22 и North American Harvard T26, в декабре 1949 года 608 был переоборудован на de Havilland Vampire F3, затем на FB5 в 1952 году и, наконец, на FB9 в 1955 году. [ 32 ] с 1950 по 1957 год эскадрилья также эксплуатировала Gloster Meteor T7. [ 33 ] 7 декабря 1952 года полк 533-й (стрелковой) эскадрильи RAF прибыл из Херефорда (где они были сформированы 28 июля 1952 года) и вошел в состав 21-го крыла полка RAF . [ 34 ]
1 января 1954 года эскадрилья начала преобразование в полевую эскадрилью и была переименована в № 533 (полевая) эскадрилья полка Королевских ВВС . [ 35 ] 18 ноября 1954 года 275-я поисково-спасательная эскадрилья прибыла из Королевских ВВС Линтон-он-Уз, оснащенная самолетами Bristol Sycamore HR.13, а вскоре после этого и HR.14. Это было единственное вертолетное поисково-спасательное подразделение в ВВС Великобритании на тот момент, и оно находилось на 24 Он находился в дежурстве около часа и смог подняться в воздух через десять минут после получения вызова службы экстренной помощи. [ 36 ] Эскадрилья начала быстро расширяться и перевела полеты из своей штаб-квартиры в Торнаби в стратегические точки у побережья от Шотландии до юга Англии. [ 37 ] В январе 1956 года 533-я (полевая) эскадрилья была расформирована в Торнаби, а 10 марта 1957 года были расформированы 608-я и 2608-я эскадрильи, оставив на станции только 275-ю и 3608-ю эскадрильи. [ 38 ]
В сентябре 1957 года самолеты Hawker Hunter F6 из 92-й эскадрильи временно перебазировались сюда из Королевских ВВС Миддлтон-Сент-Джордж, пока там расширялись взлетно-посадочные полосы. [ 39 ] 275-я эскадрилья отправилась в Леконфилд в октябре 1957 года, а год спустя, 1 октября 1958 года, 92-я эскадрилья вернулась в Миддлтон-Сент-Джордж, оставив только 3608-ю эскадрилью (Северный райдинг), которая вскоре распалась. [ 40 ] Последняя запись в дневнике станции была сделана 13 октября 1958 года и гласила, что с этой даты станция была переведена на уровень ухода и технического обслуживания. Запись была подписана: лейтенант Х. Дж. Грант, комендант лагеря, группа C и M, Королевские ВВС Торнаби. [ 41 ]
Мотоспорт
[ редактировать ]Расположение | Северный Йоркшир , Англия |
---|---|
Открыто | 1959 |
Закрыто | 1961 |
Автогонки проводились в Торнаби всего четыре раза, причем организация находилась в руках автоклуба Дарлингтона и округа, который « обнаружил » Торнаби и запросил разрешение Министерства авиации на участие в гонках там. Первая встреча состоялась 6 сентября 1959 года на трассе длиной 1,9 мили; к встрече 18 апреля 1960 года длина трассы была сокращена до 1,45 мили. На одной из таких встреч звездой был Джимми Блумер, управлявший бывшим Стерлинга Мосса бобтейлом Купером . [ 42 ]
Есть свидетельства того, что гоночные встречи были организованы автоклубом Мидлсбро и округа; они подготовили как минимум три программы скачек: воскресенье, 9 августа 1959 года, в 14:30, понедельник, 6 июня 1960 года, в 14:30 и воскресенье, 20 августа 1961 года, в 13:30.
Сегодня
[ редактировать ]

RAF Thornaby закрыли для полетов в октябре 1958 года. [ 43 ] когда « Хоукер Хантерс» из 92-й эскадрильи отправились в Королевские ВВС Миддлтон-Сент-Джордж, [ 44 ] станция была переведена на уровень ухода и обслуживания, пока в 1962 году ее не продали тогдашнему городскому совету Торнаби-он-Тис для реконструкции. В 1958 году совету стало известно, что ВВС Великобритании должны покинуть аэродром и, после периода В результате переговоров с Советом графства Норт-Райдинг в качестве местного органа планирования были согласованы различные виды землепользования на этом участке, и в 1961 году измененная карта города была одобрена министром жилищного строительства и местного самоуправления. Большая часть аэродрома сейчас находится под жилыми домами, объектами легкой промышленности и торговым центром Pavilions, поскольку город Торнаби расширился на юг в 1960-х и 70-х годах. [ 45 ] Однако следы можно обнаружить с помощью спутниковых снимков, а при наземном посещении можно обнаружить ряд уцелевших построек внутри современных зданий. [ 46 ] [ 47 ] Как и в случае с другими застройками такого типа на бывших аэродромах Королевских ВВС, многие названия улиц взяты из прошлых или нынешних баз Королевских ВВС, а также от имени известного персонала Королевских ВВС (Теддер-авеню, Тренчард-авеню, Хэвилленд-роуд, Бадер-авеню и т. д.). [ 48 ]
В январе 1976 года архиепископ Йоркский открыл витраж в церкви Святого Павла на Торнаби-роуд. [ 27 ]
В 1997 году в Торнаби был установлен мемориал Королевских ВВС, и по сей день жители Торнаби очень гордятся своей историей и прославляют жизни тех, кто там служил. [ 49 ] [ 50 ]
В 2007 году полноразмерная копия самолета Spitfire была установлена на кольцевой развязке на пересечении Торнаби-роуд, Бадер-авеню и Тренчард-авеню. [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бертлз 2012 , с. 52.
- ^ Публикация RAF, программа показа RAF Thornaby, 1955 г.
- ^ Jump up to: а б с 608-я эскадрилья и RAF Thornaby, EW Sockett
- ^ Уэббер, Крис (2 июля 2015 г.). «Аэродром ВВС Великобритании Торнаби запомнят в особый день в городском торговом центре Pavilion» . Северное Эхо . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Халпенни 1982 , с. 184.
- ^ Хант 1972 , стр. 195, 397.
- ^ «Коммодор авиации Д'А Грейг (07114)» . Воздух власти – история организации RAF . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Хант 1972 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Браун 1992 , с. 4.
- ^ Смит 1989 , с. 22.
- ^ Хендри 1983 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Пирс 2003 , стр. 9.
- ^ Хендри 1999 , стр. 23–24.
- ^ Рапира 1972 , с. 83.
- ^ Браун 1992 , с. 8.
- ^ Хант 1972 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Браун 1992 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с «Подразделения оперативной подготовки» . Воздух власти . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ Журналы учета операций ВВС Польши 1940–1947 (веб-сайт)
- ^ «Истории эскадрилий № 281–285» . Воздух власти . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Халпенни 1982 , с. 188.
- ^ Дочерти 2007 , с. 137.
- ^ Дочерти 2007 , с. 138.
- ^ Сазерленд, Джонатан; Канвелл, Дайан (2010). Воздушно-морская спасательная служба ВВС Великобритании, 1918–1986 гг . Барнсли: Pen & Sword Aviation. п. 33. ISBN 978-184884-303-5 .
- ^ «455-я эскадрилья» . Музей РААФ . Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Дочерти 2007 , с. 204
- ^ Jump up to: а б Дельве 2006 , с. 257.
- ↑ Аэродром Торнаби и воспоминания о войне, Дэвид Браун, 1992.
- ^ «Истории эскадрилий № 276–280» . Воздух власти – история организации RAF . Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Публикация RAF, программа авиашоу RAF Thornaby, 1955 г.
- ^ Уилкинсон, Фрэнсис Луиза (2020). Территориальные ВВС . Барнсли: Перо и меч. стр. 95–98. ISBN 978-1526751034 .
- ^ Лесли Хант, Двадцать одна эскадрилья, 1972, стр. 191–192.
- ^ Авраам, Барри (2002). Послевоенные аэродромы Йоркшира . Страуд: Темпус. п. 128. ИСБН 0-7524-2390-8 .
- ^ Оливер, Кингсли М. (1997). Сквозь невзгоды: история полка Королевских ВВС, 1942–1992 гг . Рашден: Силы и корпорация. п. 310. ИСБН 0-9529597-0-4 .
- ^ Публикация RAF, программа авиашоу RAF Thornaby, 1954 г.
- ↑ Middlesbrough Evening Gazette , 20 ноября 1954 г.
- ^ Публикация RAF, программа авиашоу RAF Thornaby 1955 и 1957 гг.
- ^ Хант 1972 , с. 192.
- ^ «Расправленные крылья» .
- ^ Аэродром Торнаби и воспоминания о войне, Дэвид Браун, 1992 г.
- ^ Буклет службы посвящения мемориала аэродрому Торнаби
- ^ Свингер 2002 , с. 154.
- ^ «Торнаби» . Аэродромы Британского фонда охраны природы . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Джеффорд 1988 , с. 52.
- ^ Каин, Джеймс (17 августа 2015 г.). «Гордая история Королевских ВВС Торнаби будет отмечена Днем авиационного наследия» . Газета в прямом эфире . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ Уилкинсон, Луиза (2009). Патруль кипера: история 608-й (NR) эскадрильи Королевских вспомогательных ВВС и аэродрома Торнаби, 1930–1957 гг . Бельведер: Издательство Pneuma Springs. стр. 138–140. ISBN 9781905809455 .
- ^ «Аэродром Королевских ВВС Торнаби» . www.controltowers.co.uk . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ Историческая Англия . «Аэродром Торнаби (1430542)» . Записи исследований (ранее PastScape) . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ «RAF Торнаби | Стоктонское наследие» . Heritage.stockton.gov.uk . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ Дочерти 2007 , стр. 240–245.
- ^ «Авиационная история города отмечена» . Новости Би-би-си . 21 декабря 2005 года . Проверено 2 сентября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бертлз, П. (2012). Британские аэродромы времен холодной войны . Издательство Мидленд. ISBN 978-1-85780-346-4 .
- Браун Д., Аэродром Торнаби и воспоминания о войне . Кливленд, Великобритания: Пендри, 1992. ISBN 0-9517229-1-3 .
- Дельв, Кен (2006). Военные аэродромы Великобритании, Северная Англия; Графство Дарем, Камбрия, остров Мэн, Ланкашир, Мерсисайд, Манчестер, Нортумберленд, Тайн и Уир, Йоркшир . Мальборо: Crowwod Press. ISBN 1-86126-809-2 .
- Дочерти, Т. Динги Дроп, 279-я эскадрилья Королевских ВВС, 1941–46 гг . Напечатано CPI UK: Pen & Sword, 2007 г. ISBN 978-1-84415-482-1 .
- Халпенни, Брюс Бэрримор (1982). Действительные станции 4; Военные аэродромы Йоркшира . Кембридж, Англия: Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 0-85059-532-0 .
- Хендри А. «Ищи и ударяй» . Лондон, Великобритания: Уильям Кимбер и компания, 1983. ISBN 0-7183-0489-6 .
- Хендри А., Lockheed Hudson во Второй мировой войне . Шрусбери, Шропшир, Великобритания: Airlife Publishing, 1999. ISBN 1-84037-093-9 .
- Хант, Л., Двадцать одна эскадрилья . Лондон, Великобритания: Garnstone Press, 1972. ISBN 0-85511-110-0 .
- Джеффорд, Эскадрильи CG RAF, полный отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий RAF и их предшественников с 1912 года . Шрусбери, Шропшир, Великобритания: Airlife Publishing, 1988. ISBN 1-84037-141-2 .
- Пирс, И., Затерянный на Исби-Мур, последний рейс Гудзона NR-E . Хартлпул, Кливленд, Великобритания: Printability Publishing, 2003. ISBN 1-872239-40-4 .
- Рапира, B.J., основа «Белая роза» . Линкольн, Линкольншир, Великобритания: Aero Litho Company, 1972.
- Смит, Д.Дж., Британские военные аэродромы, 1939–1945 гг . Веллингборо, Нортгемптоншир, Великобритания: Патрик Стивенс Ltd, 1989. ISBN 1-85260-038-1 .
- Свингер, П. Автодромы в Англии: тогда и сейчас . Ян Аллан Паблишинг Лтд. 2002. ISBN 0-7110-2796-X .
- Публикация RAF, программа авиашоу RAF Thornaby , Мидлсбро, Йоркшир, Великобритания: Stokeld Printers, 1954 г.
- Публикация RAF, программа авиашоу RAF Thornaby , Мидлсбро, Йоркшир, Великобритания: Stokeld Printers, 1955.
- Публикация RAF, программа авиашоу RAF Thornaby , Мидлсбро, Йоркшир, Великобритания: Stokeld Printers, 1957 г.
- Сокетт, EW, 608-я эскадрилья и RAF Thornaby , опубликовано EW Sockett, BA, M.Litt.
- Служба посвящения памяти аэродрома Торнаби , сувенирный буклет, выпущенный для городского совета Торнаби, напечатанный в Стоктон-он-Тис, Кливленд, Великобритания: Пендри, 1997 г.