Карел Куттельвашер
Карел Милослав Куттельвашер | |
---|---|
Псевдоним(а) | Рука Чешский ночной ястреб |
Рожденный | Святой Крест , Богемия , Австро-Венгрия | 23 сентября 1916 г.
Умер | 17 августа 1959 г. Сент-Остелл , Англия | (42 года)
Похороненный | Аксбридж , Англия |
Верность | ![]() ![]() ![]() |
Услуга/ | Чехословацкие ВВС Французский Иностранный легион Французские ВВС ![]() |
Лет службы | 1934–46 |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Единица | 44-я истребительная часть 32-я истребительная часть |
Команды | Рейс «А», 1-я эскадрилья Королевских ВВС. |
Битвы/войны | |
Награды |
|
Другая работа | British European Airways Пилот |
Карел Милослав Куттельвашер DFC and Bar (23 сентября 1916 — 17 августа 1959) — чешский летчик- истребитель и летный ас Великобритании Королевских ВВС (RAF) во Второй мировой войне . Он находился на боевой службе с мая 1940 по октябрь 1942 года, сначала в ВВС Франции , а затем в ВВС Великобритании.
Куттельвашер по прозвищу «Кут» был самым успешным чехословацким пилотом Королевских ВВС и одним из самых результативных летных асов Королевских ВВС в целом. На службе в ВВС он сбил 18 самолетов противника. Возможно, он также одержал множество побед на службе в ВВС Франции, но они не подтверждены, поскольку многие французские рекорды были утеряны.
В 1945 году Куттельвашер вернулся в Чехословакию, но в 1946 году он вернулся в Великобританию, где сделал карьеру гражданского летчика в авиакомпании British European Airways . Он умер от сердечного приступа в 1959 году в возрасте 42 лет.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Куттельвашер родился в 1916 году в деревне Святой Кржиж в Богемии , ныне часть Гавличкув Брода в Чехии . Он был третьим из шести детей. Их родители Йозеф и Кристина Куттельвашеры были этническими немцами из Баварии . [ 1 ] Фамилия означает «мойка рубцов ».
В 17 лет Куттельвашер начал работать клерком на мукомольном заводе в Кладно к северо-западу от Праги . 1 октября 1934 года в возрасте 18 лет он вступил в ВВС Чехословакии . В марте 1937 года он получил квалификацию летчика и был направлен в 4-й летный полк на аэродроме Кбелы под Прагой. Там он проходил обучение на летчика-истребителя и завершил обучение в мае 1938 года. Его направили в 1-й авиаполк, который определил его в 32-ю истребительную часть. Подразделение было отправлено для защиты воздушного пространства Чехословакии над Моравией и Словакией , но после Мюнхенского соглашения в сентябре 1938 года оно вернулось на базу в Градец-Кралове в северной Чехии. [ 1 ]
Германия оккупировала Чехословакию 15 марта 1939 года и на следующий день распустила чехословацкие ВВС. В ночь с 13 на 14 июня Куттельвашер и шесть других чехословаков сбежали на поезде с углем из Остравы в Чешской Силезии в Богумин , бывший чехословацкий город, который Польша аннексировала в октябре 1938 года . Группа явилась в консульство Чехословакии в Кракове и была размещена в чехословацком транзитном лагере в Броновицах Мале , который был преобразован из заброшенного лагеря австро-венгерской армии . [ 1 ]
29 июля 1939 года Куттельвашер и его группа отправились в порт Гдыня , где погрузились на шведский грузовой пароход «Кастельхольм» , чтобы отправиться во Францию. В Гдыне группа польских чиновников с опозданием попыталась убедить чехословаков остаться и присоединиться к польским ВВС . Некоторые, в том числе еще один будущий ас Королевских ВВС Йозеф Франтишек , согласились сделать это, подбросив монетку . [ 2 ] Остальные, включая Куттельвашера, остались при своем решении покинуть Польшу. 30 июля они высадились в порту Кале во Франции. [ 1 ]
Французский сервис
[ редактировать ]Правила мирного времени не позволяли ВВС Франции принимать на службу людей, не являвшихся гражданами Франции. Но посол Чехословакии в Париже достиг соглашения с французским правительством о том, что чехословацкие добровольцы могут присоединиться к Французскому Иностранному легиону на пятилетний срок при том понимании, что в случае начала войны они будут освобождены для формирования чехословацкой армии в изгнании. Куттельвашер и его группа присоединились к Иностранному легиону и были отправлены в Сиди-Бель-Аббес во французском Алжире для армейской подготовки и изучения французского языка. [ 1 ]

3 сентября 1939 года Франция и Великобритания объявили войну Германии. 17 ноября правительство Франции и Чехословацкий комитет национального освобождения договорились, что чехословацкие летчики будут переведены из Иностранного легиона во французские ВВС до формирования чехословацких ВВС. [ 3 ] Куттельвашер был одним из примерно 100, которых отправили на базу подготовки истребителей на аэродроме Шартр , где он быстро научился управлять истребителем Morane-Saulnier MS406 C.1. Однако его перевели в боевую эскадрилью только 17 мая 1940 года, когда он был направлен в группу де Шасс III/3 в Бове-Тилле . [ 1 ]
Четыре дня спустя GC III/3 перебрался в Кормей-ан-Вексен , где был перевооружен на более современный истребитель Dewoitine D.520 C.1. По мере продвижения немецких войск в битве за Францию , GC III/3 отступал сначала к Илье-л'Эвеку , а затем последовательно к Жерминону , Шапель-Валлону , Монтаржи , Гран-Маллери, авиабазе Авор и Перпиньян -Ла-Саланку. [ 1 ]

17 июня министерство иностранных дел Великобритании направило сигнал своему послу во Франции сэру Рональду Кэмпбеллу , эвакуировавшемуся из Парижа в Бордо, с просьбой передать чехословацкому генералу Сергею Ингру приказ президента Бенеша об эвакуации всего чехословацкого персонала и как можно скорее как можно больше самолетов в Англию. Однако в условиях хаоса, охватившего Францию, приказ дошел лишь до немногих чехословацких военнослужащих. [ 3 ] а Куттельвашер и его товарищи продолжали служить в своих французских частях.
Куттельвашер утверждал, что, находясь в составе ВВС Франции, он уничтожил или повредил несколько самолетов противника. Французские записи за этот период неполны, но те, что сохранились, включают два подтвержденных убийства и одно, вероятно, совершенное Куттельвашером. [ 1 ]
22 июня 1940 года остатки GC III/3 отошли в Реализан в Алжире, но в тот же день Франция капитулировала . 1 июля побежденные французские ВВС уволили свой чехословацкий личный состав. Группа, в которую входил Куттельвашер, отправилась поездом в Касабланку в Марокко , где собирался чехословацкий персонал, чтобы бежать в Великобританию. 9 июля они покинули порт Касабланки на борту шотландского парома Royal Scotsman , который доставил их в Гибралтар . 19 июля они отплыли из Гибралтара на борту Elder Dempster Lines « корабля Дэвид Ливингстон» достигли доков Кардиффа в Уэльсе. и 5 августа [ 1 ]
служба РАФ
[ редактировать ]
После непродолжительного пребывания в транзитном лагере Куттельвашер 14 августа 1940 года вступил в ряды Королевских ВВС в звании летного сержанта . Его направили в чехословацкое депо на базе ВВС Косфорд в Шропшире, а затем в подразделение оперативной подготовки № 5 ВВС Великобритании Астон Даун в Глостершире, где он научился управлять Хокером Харрикейном . [ 1 ]
Пилот-ураган из 1-й эскадрильи
[ редактировать ]3 октября 1940 года Куттельвашер был отправлен в 1-ю эскадрилью Королевских ВВС , оснащенную самолетами Hurricane Ia. Он сражался во второй половине битвы за Британию . В декабре эскадрилья была переведена в Королевские ВВС Нортхолт и выполняла боевые вылеты над северной Францией. 2 февраля 1941 года Куттельвашер, возможно, сбил истребитель Мессершмитт Bf 109 недалеко от Булони . 8 апреля 1941 года он совершил свое первое подтвержденное убийство на службе Королевских ВВС, сбив Bf 109 возле Кап-Гри-Нез . Он сбил второй Bf 109 между Кале и Дюнкерком 21 мая и третий возле Ле-Туке 27 июня. К лету ему было присвоено звание лейтенанта авиации . [ 1 ]

В 1941 году на танцах в Руислипе , Миддлсекс, Куттельвашер познакомился с Берил Руби Томас. Они поженились в 1942 году. [ 1 ]
12 февраля 1942 года 1-я эскадрилья атаковала немецкие эсминцы в Ла-Манше , сопровождавшие «Шарнхорст» типа линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в проливе Ла-Манш . Эскадрилья потеряла два самолета, но Куттельвашеру удалось повредить один из эсминцев своей 20-мм пушкой Hispano-Suiza HS.404 . [ 1 ]
1-я эскадрилья была переведена в Королевские ВВС Тангмер в Западном Суссексе и получила новую роль: ночные вылеты над Францией. Это были вылеты одиночных самолетов по сбиванию немецких бомбардировщиков над собственными аэродромами. У их «Харрикейнов» не было радара , поэтому вылеты совершались только в полнолуние. Это были опасные миссии, требовавшие как навигационных, так и летных навыков, отличного зрения и большого мужества. [ 1 ]

В то время в эскадрилье использовались самолеты Hawker Hurricane Mk IIc, окрашенные в черный цвет для ночных полетов. Каждый самолет был оснащен двумя 45 галлонов. подкрыльевыми вспомогательными баками емкостью [ 4 ] это увеличило время полета до трех-трех с половиной часов и дало дальность полета около 900 миль (1400 км). Вооружение состояло из двух 20-мм пушек Hispano-Suiza на каждом крыле, но с боекомплектом всего 91 снаряд. Этого хватило всего лишь на девять секунд времени стрельбы.
Hawker Hurricane IIc Куттельвашера имел серийный номер BE581 и имел кодовые буквы «JX-E». На нем также была личная эмблема в виде желтой косы с красным знаменем с надписью «Ночной Жнец». Куттельвашер нанес наибольшее количество успешных ударов среди всех ночных злоумышленников. [ 1 ]
В ночь с 1 на 2 апреля 1942 года Куттельвашер одержал свои первые победы в качестве ночного нарушителя, сбив один истребитель-бомбардировщик Junkers Ju 88 и повредив второй, оба возле Мелуна . В ночь с 16 на 17 апреля он сбил бомбардировщик Dornier Do 217 возле Сен-Андре-де-л'Эр . Его следующими победами стали Do 217 и Ju 88, оба под Руан-Босом . В ночь с 30 апреля на 1 мая он сбил Do 217 возле Ренна и бомбардировщик Heinkel He 111 у побережья недалеко от Динара . В ночь с 4 на 5 мая возле Сен-Андре Куттельвашер сбил три He 111 за четыре минуты. [ 1 ]

В ночь со 2 на 3 июня Куттельвашер сбил Do 217 у Дюнкерка. Следующей ночью возле Сен-Андре он сбил два He 111 и Do 217 и повредил второй Do 217. В ночь с 21 на 22 июня, снова недалеко от Сен-Андре, он сбил Ju 88 и повредил второй. . [ 1 ] В ночь с 28 на 29 июня 1942 года Куттельвашер сбил Do 217E-4 из VII/ Kampfgeschwader 2 в Тревьере в Нормандии , в результате чего погиб весь экипаж. [ 5 ] В ночь на 1/2 июля под Динаром он сбил два Do 217 и повредил третий. [ 1 ]
1-я эскадрилья за три месяца уничтожила 21 самолет противника. Из них Куттельвашер сбил 15 и повредил еще пять. За это он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед полетами , а средства массовой информации прозвали его «Чешским ночным ястребом». [ 1 ]
Подвиги Куттельвашера подняли моральный дух его соотечественников на родине. Йозеф Йостен , который курировал военные службы BBC в Чехии, организовал их трансляцию, включая личное интервью. [ 6 ]
Последующая служба в Королевских ВВС
[ редактировать ]
8 июля 1942 года Куттельвашер был направлен в 23-ю эскадрилью британских ВВС в Форде , недалеко от Тангмера, для продолжения ночных миссий по вторжению. Эта эскадрилья летала на самолетах de Havilland Mosquito Mk II, оснащенных радаром H2S . Куттельвашера Штурманом был офицер Дж . Э. Палмер. В августе и сентябре пара совершила шесть вылетов над Францией и Нидерландами, но не сумела сбить ни одного самолета противника. [ 1 ]
В октябре 1942 года Куттельвашер был снят с боевых полетов и переведен в Чехословацкую воздушную инспекцию в Лондоне. С июня по декабрь 1943 года он провел шесть месяцев в США и Канаде, главным образом для того, чтобы попытаться завербовать чешских и словацких американцев и канадцев для присоединения к чехословацким частям британских вооруженных сил. Он также читал лекции о воздушной войне в Европе для ВВС США и Королевских ВВС Канады . [ 1 ]
По возвращении Куттельвашер был направлен в подразделение технического обслуживания № 32 авиабазы Королевских ВВС Сент-Атан в Уэльсе. служил летчиком- испытателем Там он до конца войны на различных типах бомбардировщиков.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]К концу войны у Карела и Руби родились сын и дочери-близняшки. Куттельвашер вернулся в Чехословакию в августе 1945 года, вскоре за ним последовали его жена и дети. Он вернулся в ВВС Чехословакии, получил звание штабс-капитана и был отправлен в Рузине под Прагой. Месяц спустя он вернулся на свою бывшую базу Градец-Кралове в качестве инструктора тамошней Военно-воздушной академии. [ 1 ]
Руби не адаптировалась к жизни в Чехословакии и службе там в ВВС Куттельвашера и в январе 1946 года вернулась в Англию. Куттельвашер был обеспокоен растущей властью Коммунистической партии Чехословакии под советским патронажем в Третьей Чехословацкой республике . Он подал заявление на получение визы для возвращения в Великобританию, которая в конечном итоге была предоставлена. 21 мая 1946 года он ушел из ВВС и пять дней спустя, в день всеобщих выборов в Чехословакии , вернулся в Великобританию. [ 1 ]
Вернувшись в Великобританию, Куттельвашер сначала летал на легких самолетах, чтобы поддерживать свои навыки. Затем он присоединился к British European Airways в качестве первого помощника . Карел и Руби развелись в 1951 году. В 1955 году Куттельвашер начал овощной бизнес, но продолжал летать. Он стал натурализованным подданным Великобритании в январе 1956 года. [ 7 ] В том же году ему было присвоено звание капитана . [ 1 ]
13 августа 1959 года Куттельвашер отдыхал в Сент-Остелле , Корнуолл, когда у него случился сердечный приступ . Его госпитализировали в местную больницу, но в ночь на 17 августа у него случился второй сердечный приступ со смертельным исходом. Он похоронен в Аксбридже , Миддлсекс. [ 1 ]
Достижения и награды
[ редактировать ]За время войны Куттельвашер одержал 18 подтвержденных воздушных побед. В 1942 году вице-маршал авиации Карел Янушек назвал его одним из «величайших деятелей среди наших летчиков-истребителей». [ 8 ]
Истинный результат Куттельвашера мог быть выше. Часто упоминается число из 20, включая самолеты, которые он сбил, когда служил во французских ВВС в 1940 году. Куттельвашер был самым результативным чехословацким пилотом Королевских ВВС, самым эффективным ночным нарушителем и шестым по результативности ночным истребителем. Другие ночные пилоты-нарушители ВВС Великобритании летали в основном на самолетах, оборудованных радарами. [ 1 ]
Награды
[ редактировать ]Куттельвашер был награжден наградами Чехословакии, Великобритании и Франции: [ 1 ]
Чехословацкий военный крест 1939–1945 гг. Пять раз.
Чехословацкая медаль за храбрость перед лицом врага («Храбрость перед лицом врага»)
Чехословацкая медаль «За заслуги» 1-й степени («Медаль за заслуги 1-й степени»)
Памятная медаль Чехословацкой армии за рубежом («Памятная медаль Чехословацкой армии за рубежом») с барами Франции и Великобритании»
Заслуженный летный крест и планка
1939–1945 Звезда с застежкой «Битва за Британию».
Air Crew Europe Star
Медаль обороны
Военная медаль 1939–1945 гг.
Французский Croix de Guerre с одной ладонью и одной серебряной звездой
Посмертно Чехия бригадного повысила Куттельвашера до генерала в 2000 году и наградила его орденом Белого льва в 2016 году. [ 9 ] Сейчас ему установлены памятники в его родной деревне Святой Кржиж, а также улица, названная в его честь «Куттельващерова» в Черный Мост . пригороде Праги [ 1 ] В 2017 году Чешский монетный двор выпустил серебряные и золотые памятные монеты (под властью Ниуэ ), отдавая дань уважения Карелу Куттельвашеру. [ 10 ]

Мемориальный рейс битвы за Британию, ураган
[ редактировать ]В 2005 году Мемориальный рейс Королевских ВВС Битвы за Британию на базе Королевских ВВС Конингсби в Линкольншире нарисовал свой Hawker Hurricane PZ865 кодовыми буквами «JX-E» в честь Куттельвашера и его «Ночного жнеца» Hurricane BE581. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб «Карел Куттельвашер – один из немногих» . Свободные чехословацкие ВВС . 6 августа 2018 г.
- ^ «Йозеф Франтишек – один из немногих» . Свободные чехословацкие ВВС. 24 июля 2010 г. Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Людикар, Марсель (18 сентября 2014 г.). «Краткая история чехословацких ВВС во Второй мировой войне и послевоенный период» . Свободные чехословацкие ВВС . Проверено 12 октября 2017 г.
- ^ Мейсон 1965 , с. 11.
- ^ «Мойка из требухи» . Архив Крекера Люфтваффе . Вспоминается экипаж.
- ^ Дарлингтон, Роджер (1985). Ночной ястреб (пересмотренная редакция 2017 г.). Великобритания и США: Fonthill Media. п. 108. ИСБН 978-1-78155-591-0 .
- ^ «№40731» . Лондонская газета . 13 марта 1956 г. с. 1522.
- ^ Янушек 1942 , с. 24.
- ^ «Поздравляем Карела Куттельвашера» . Свободные чехословацкие ВВС . 29 октября 2016 г. Проверено 12 октября 2017 г.
- ^ "Серебряные полунции 2017 года Чехословацкие летчики - Карел Куттельвашер" . Интернет-клуб монет . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Дарлингтон, Роджер (29 ноября 2015 г.). «Карел Куттельвашер – Ночной жнец» . Свободные чехословацкие ВВС . Проверено 12 октября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Алан (2000). Летчики в изгнании, ВВС союзников во Второй мировой войне . Страуд: Издательство Sutton Publishing . ISBN 0-7509-2012-2 .
- Дарлингтон, Роджер (1985). Ночной ястреб: биография лейтенанта авиации Карела Куттельвашера, DFC и Bar, величайшего аса-ночной нарушителя британских ВВС . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0574-4 .
- Янушек, Карел (1942). Чехословацкие ВВС . Лондон: Генеральная инспекция ВВС Чехословакии. Мистер. 24.
- Лишкутин, Мирослав А (1988). Вызов в воздухе: вспоминает пилот «Спитфайра» . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 0718306910 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1965). Хоукер Харрикейн IIC . Лезерхед: Profile Publications Ltd.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дарлингтон, Роджер (27 сентября 2011 г.). «Вспоминая Карела Куттельвашера» . Свободные чехословацкие ВВС .
- «Вручение медали к 90-летию Куттельвашера» . Свободные чехословацкие ВВС . 15 октября 2013 г.
- «Интервью Карела Куттельвашера» . Свободные чехословацкие ВВС . 16 октября 2016 г. – Associated Press. Видео
- «Президент Бенеш вручает медали» . Свободные чехословацкие ВВС . 20 октября 1946 года. – Видео Associated Press.
- 1916 рождений
- 1959 смертей
- Британские люди немецкого происхождения
- Коммерческие авиаторы
- Чешские эмигранты в Англии
- Чехи немецкого происхождения
- Чехословацкие эмигранты в Англии
- Офицеры Чехословацких ВВС
- Чехословацкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Несколько
- Натурализованные граждане Соединенного Королевства
- Люди из Гавличкува Брода
- Лауреаты Croix de Guerre 1939–1945 (Франция).
- Кавалеры Чехословацкого военного креста.
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Руководители эскадрилий Королевских ВВС
- Летчики Королевских ВВС
- Пилоты Чехословацких Королевских ВВС времен Второй мировой войны.
- Солдаты Французского Иностранного легиона
- Кавалеры медали за героизм (Чехия)