Jump to content

Карел Куттельвашер

Карел Милослав Куттельвашер
Псевдоним(а) Рука
Чешский ночной ястреб
Рожденный ( 1916-09-23 ) 23 сентября 1916 г.
Святой Крест , Богемия , Австро-Венгрия
Умер 17 августа 1959 г. (1959-08-17) (42 года)
Сент-Остелл , Англия
Похороненный
Аксбридж , Англия
Верность Чешская Республика Чехословакия
Франция Франция
 Великобритания
Услуга/ ветвь Чехословацкие ВВС
Французский Иностранный легион
Французские ВВС
 Королевские ВВС
Лет службы 1934–46
Классифицировать Командир эскадрильи
Единица 44-я истребительная часть

32-я истребительная часть
Французский Иностранный легион
Охотничья группа III/3
№ 1-я эскадрилья RAF
№ 23-я эскадрилья RAF
Чехословацкая авиационная инспекция
№ 32 Блок технического обслуживания РАФ

Чехословацкая военно-воздушная академия
Команды Рейс «А», 1-я эскадрилья Королевских ВВС.
Битвы/войны
Награды
Другая работа British European Airways Пилот

Карел Милослав Куттельвашер DFC and Bar (23 сентября 1916 — 17 августа 1959) — чешский летчик- истребитель и летный ас Великобритании Королевских ВВС (RAF) во Второй мировой войне . Он находился на боевой службе с мая 1940 по октябрь 1942 года, сначала в ВВС Франции , а затем в ВВС Великобритании.

Куттельвашер по прозвищу «Кут» был самым успешным чехословацким пилотом Королевских ВВС и одним из самых результативных летных асов Королевских ВВС в целом. На службе в ВВС он сбил 18 самолетов противника. Возможно, он также одержал множество побед на службе в ВВС Франции, но они не подтверждены, поскольку многие французские рекорды были утеряны.

В 1945 году Куттельвашер вернулся в Чехословакию, но в 1946 году он вернулся в Великобританию, где сделал карьеру гражданского летчика в авиакомпании British European Airways . Он умер от сердечного приступа в 1959 году в возрасте 42 лет.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Куттельвашер родился в 1916 году в деревне Святой Кржиж в Богемии , ныне часть Гавличкув Брода в Чехии . Он был третьим из шести детей. Их родители Йозеф и Кристина Куттельвашеры были этническими немцами из Баварии . [ 1 ] Фамилия означает «мойка рубцов ».

В 17 лет Куттельвашер начал работать клерком на мукомольном заводе в Кладно к северо-западу от Праги . 1 октября 1934 года в возрасте 18 лет он вступил в ВВС Чехословакии . В марте 1937 года он получил квалификацию летчика и был направлен в 4-й летный полк на аэродроме Кбелы под Прагой. Там он проходил обучение на летчика-истребителя и завершил обучение в мае 1938 года. Его направили в 1-й авиаполк, который определил его в 32-ю истребительную часть. Подразделение было отправлено для защиты воздушного пространства Чехословакии над Моравией и Словакией , но после Мюнхенского соглашения в сентябре 1938 года оно вернулось на базу в Градец-Кралове в северной Чехии. [ 1 ]

Германия оккупировала Чехословакию 15 марта 1939 года и на следующий день распустила чехословацкие ВВС. В ночь с 13 на 14 июня Куттельвашер и шесть других чехословаков сбежали на поезде с углем из Остравы в Чешской Силезии в Богумин , бывший чехословацкий город, который Польша аннексировала в октябре 1938 года . Группа явилась в консульство Чехословакии в Кракове и была размещена в чехословацком транзитном лагере в Броновицах Мале , который был преобразован из заброшенного лагеря австро-венгерской армии . [ 1 ]

29 июля 1939 года Куттельвашер и его группа отправились в порт Гдыня , где погрузились на шведский грузовой пароход «Кастельхольм» , чтобы отправиться во Францию. В Гдыне группа польских чиновников с опозданием попыталась убедить чехословаков остаться и присоединиться к польским ВВС . Некоторые, в том числе еще один будущий ас Королевских ВВС Йозеф Франтишек , согласились сделать это, подбросив монетку . [ 2 ] Остальные, включая Куттельвашера, остались при своем решении покинуть Польшу. 30 июля они высадились в порту Кале во Франции. [ 1 ]

Французский сервис

[ редактировать ]

Правила мирного времени не позволяли ВВС Франции принимать на службу людей, не являвшихся гражданами Франции. Но посол Чехословакии в Париже достиг соглашения с французским правительством о том, что чехословацкие добровольцы могут присоединиться к Французскому Иностранному легиону на пятилетний срок при том понимании, что в случае начала войны они будут освобождены для формирования чехословацкой армии в изгнании. Куттельвашер и его группа присоединились к Иностранному легиону и были отправлены в Сиди-Бель-Аббес во французском Алжире для армейской подготовки и изучения французского языка. [ 1 ]

Истребитель Morane-Saulnier MS406

3 сентября 1939 года Франция и Великобритания объявили войну Германии. 17 ноября правительство Франции и Чехословацкий комитет национального освобождения договорились, что чехословацкие летчики будут переведены из Иностранного легиона во французские ВВС до формирования чехословацких ВВС. [ 3 ] Куттельвашер был одним из примерно 100, которых отправили на базу подготовки истребителей на аэродроме Шартр , где он быстро научился управлять истребителем Morane-Saulnier MS406 C.1. Однако его перевели в боевую эскадрилью только 17 мая 1940 года, когда он был направлен в группу де Шасс III/3 в Бове-Тилле . [ 1 ]

Четыре дня спустя GC III/3 перебрался в Кормей-ан-Вексен , где был перевооружен на более современный истребитель Dewoitine D.520 C.1. По мере продвижения немецких войск в битве за Францию , GC III/3 отступал сначала к Илье-л'Эвеку , а затем последовательно к Жерминону , Шапель-Валлону , Монтаржи , Гран-Маллери, авиабазе Авор и Перпиньян -Ла-Саланку. [ 1 ]

Истребитель D.520 Dewoitine

17 июня министерство иностранных дел Великобритании направило сигнал своему послу во Франции сэру Рональду Кэмпбеллу , эвакуировавшемуся из Парижа в Бордо, с просьбой передать чехословацкому генералу Сергею Ингру приказ президента Бенеша об эвакуации всего чехословацкого персонала и как можно скорее как можно больше самолетов в Англию. Однако в условиях хаоса, охватившего Францию, приказ дошел лишь до немногих чехословацких военнослужащих. [ 3 ] а Куттельвашер и его товарищи продолжали служить в своих французских частях.

Куттельвашер утверждал, что, находясь в составе ВВС Франции, он уничтожил или повредил несколько самолетов противника. Французские записи за этот период неполны, но те, что сохранились, включают два подтвержденных убийства и одно, вероятно, совершенное Куттельвашером. [ 1 ]

22 июня 1940 года остатки GC III/3 отошли в Реализан в Алжире, но в тот же день Франция капитулировала . 1 июля побежденные французские ВВС уволили свой чехословацкий личный состав. Группа, в которую входил Куттельвашер, отправилась поездом в Касабланку в Марокко , где собирался чехословацкий персонал, чтобы бежать в Великобританию. 9 июля они покинули порт Касабланки на борту шотландского парома Royal Scotsman , который доставил их в Гибралтар . 19 июля они отплыли из Гибралтара на борту Elder Dempster Lines « корабля Дэвид Ливингстон» достигли доков Кардиффа в Уэльсе. и 5 августа [ 1 ]

служба РАФ

[ редактировать ]
Hawker Hurricane PZ865 в ливрее Hurricane BE581, кодовые буквы JX-E, пилотировал Куттельвашер.

После непродолжительного пребывания в транзитном лагере Куттельвашер 14 августа 1940 года вступил в ряды Королевских ВВС в звании летного сержанта . Его направили в чехословацкое депо на базе ВВС Косфорд в Шропшире, а затем в подразделение оперативной подготовки № 5 ВВС Великобритании Астон Даун в Глостершире, где он научился управлять Хокером Харрикейном . [ 1 ]

Пилот-ураган из 1-й эскадрильи

[ редактировать ]

3 октября 1940 года Куттельвашер был отправлен в 1-ю эскадрилью Королевских ВВС , оснащенную самолетами Hurricane Ia. Он сражался во второй половине битвы за Британию . В декабре эскадрилья была переведена в Королевские ВВС Нортхолт и выполняла боевые вылеты над северной Францией. 2 февраля 1941 года Куттельвашер, возможно, сбил истребитель Мессершмитт Bf 109 недалеко от Булони . 8 апреля 1941 года он совершил свое первое подтвержденное убийство на службе Королевских ВВС, сбив Bf 109 возле Кап-Гри-Нез . Он сбил второй Bf 109 между Кале и Дюнкерком 21 мая и третий возле Ле-Туке 27 июня. К лету ему было присвоено звание лейтенанта авиации . [ 1 ]

Истребитель Мессершмитт Bf 109 . Куттельвашер сбил два Bf 109 в апреле и мае 1941 года.

В 1941 году на танцах в Руислипе , Миддлсекс, Куттельвашер познакомился с Берил Руби Томас. Они поженились в 1942 году. [ 1 ]

12 февраля 1942 года 1-я эскадрилья атаковала немецкие эсминцы в Ла-Манше , сопровождавшие «Шарнхорст» типа линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в проливе Ла-Манш . Эскадрилья потеряла два самолета, но Куттельвашеру удалось повредить один из эсминцев своей 20-мм пушкой Hispano-Suiza HS.404 . [ 1 ]

1-я эскадрилья была переведена в Королевские ВВС Тангмер в Западном Суссексе и получила новую роль: ночные вылеты над Францией. Это были вылеты одиночных самолетов по сбиванию немецких бомбардировщиков над собственными аэродромами. У их «Харрикейнов» не было радара , поэтому вылеты совершались только в полнолуние. Это были опасные миссии, требовавшие как навигационных, так и летных навыков, отличного зрения и большого мужества. [ 1 ]

Истребитель-бомбардировщик Юнкерс Ju 88 . В период с апреля по июнь 1942 года Куттельвашер сбил два Ju 88 и повредил еще три.

В то время в эскадрилье использовались самолеты Hawker Hurricane Mk IIc, окрашенные в черный цвет для ночных полетов. Каждый самолет был оснащен двумя 45 галлонов. подкрыльевыми вспомогательными баками емкостью [ 4 ] это увеличило время полета до трех-трех с половиной часов и дало дальность полета около 900 миль (1400 км). Вооружение состояло из двух 20-мм пушек Hispano-Suiza на каждом крыле, но с боекомплектом всего 91 снаряд. Этого хватило всего лишь на девять секунд времени стрельбы.

Hawker Hurricane IIc Куттельвашера имел серийный номер BE581 и имел кодовые буквы «JX-E». На нем также была личная эмблема в виде желтой косы с красным знаменем с надписью «Ночной Жнец». Куттельвашер нанес наибольшее количество успешных ударов среди всех ночных злоумышленников. [ 1 ]

В ночь с 1 на 2 апреля 1942 года Куттельвашер одержал свои первые победы в качестве ночного нарушителя, сбив один истребитель-бомбардировщик Junkers Ju 88 и повредив второй, оба возле Мелуна . В ночь с 16 на 17 апреля он сбил бомбардировщик Dornier Do 217 возле Сен-Андре-де-л'Эр . Его следующими победами стали Do 217 и Ju 88, оба под Руан-Босом . В ночь с 30 апреля на 1 мая он сбил Do 217 возле Ренна и бомбардировщик Heinkel He 111 у побережья недалеко от Динара . В ночь с 4 на 5 мая возле Сен-Андре Куттельвашер сбил три He 111 за четыре минуты. [ 1 ]

Бомбардировщик Дорнье Do 217 . В период с апреля по июль 1942 года Куттельвашер сбил семь Do 217 и повредил еще три.

В ночь со 2 на 3 июня Куттельвашер сбил Do 217 у Дюнкерка. Следующей ночью возле Сен-Андре он сбил два He 111 и Do 217 и повредил второй Do 217. В ночь с 21 на 22 июня, снова недалеко от Сен-Андре, он сбил Ju 88 и повредил второй. . [ 1 ] В ночь с 28 на 29 июня 1942 года Куттельвашер сбил Do 217E-4 из VII/ Kampfgeschwader 2 в Тревьере в Нормандии , в результате чего погиб весь экипаж. [ 5 ] В ночь на 1/2 июля под Динаром он сбил два Do 217 и повредил третий. [ 1 ]

1-я эскадрилья за три месяца уничтожила 21 самолет противника. Из них Куттельвашер сбил 15 и повредил еще пять. За это он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед полетами , а средства массовой информации прозвали его «Чешским ночным ястребом». [ 1 ]

Подвиги Куттельвашера подняли моральный дух его соотечественников на родине. Йозеф Йостен , который курировал военные службы BBC в Чехии, организовал их трансляцию, включая личное интервью. [ 6 ]

Последующая служба в Королевских ВВС

[ редактировать ]
Бомбардировщик Хейнкель He 111 . В период с апреля по июнь 1942 года Куттельвашер сбил шесть He 111.

8 июля 1942 года Куттельвашер был направлен в 23-ю эскадрилью британских ВВС в Форде , недалеко от Тангмера, для продолжения ночных миссий по вторжению. Эта эскадрилья летала на самолетах de Havilland Mosquito Mk II, оснащенных радаром H2S . Куттельвашера Штурманом был офицер Дж . Э. Палмер. В августе и сентябре пара совершила шесть вылетов над Францией и Нидерландами, но не сумела сбить ни одного самолета противника. [ 1 ]

В октябре 1942 года Куттельвашер был снят с боевых полетов и переведен в Чехословацкую воздушную инспекцию в Лондоне. С июня по декабрь 1943 года он провел шесть месяцев в США и Канаде, главным образом для того, чтобы попытаться завербовать чешских и словацких американцев и канадцев для присоединения к чехословацким частям британских вооруженных сил. Он также читал лекции о воздушной войне в Европе для ВВС США и Королевских ВВС Канады . [ 1 ]

По возвращении Куттельвашер был направлен в подразделение технического обслуживания № 32 авиабазы ​​Королевских ВВС Сент-Атан в Уэльсе. служил летчиком- испытателем Там он до конца войны на различных типах бомбардировщиков.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]
Памятник Куттельвашеру в Св. Кресте, Гавличкув Брод , Чехия

К концу войны у Карела и Руби родились сын и дочери-близняшки. Куттельвашер вернулся в Чехословакию в августе 1945 года, вскоре за ним последовали его жена и дети. Он вернулся в ВВС Чехословакии, получил звание штабс-капитана и был отправлен в Рузине под Прагой. Месяц спустя он вернулся на свою бывшую базу Градец-Кралове в качестве инструктора тамошней Военно-воздушной академии. [ 1 ]

Руби не адаптировалась к жизни в Чехословакии и службе там в ВВС Куттельвашера и в январе 1946 года вернулась в Англию. Куттельвашер был обеспокоен растущей властью Коммунистической партии Чехословакии под советским патронажем в Третьей Чехословацкой республике . Он подал заявление на получение визы для возвращения в Великобританию, которая в конечном итоге была предоставлена. 21 мая 1946 года он ушел из ВВС и пять дней спустя, в день всеобщих выборов в Чехословакии , вернулся в Великобританию. [ 1 ]

Вернувшись в Великобританию, Куттельвашер сначала летал на легких самолетах, чтобы поддерживать свои навыки. Затем он присоединился к British European Airways в качестве первого помощника . Карел и Руби развелись в 1951 году. В 1955 году Куттельвашер начал овощной бизнес, но продолжал летать. Он стал натурализованным подданным Великобритании в январе 1956 года. [ 7 ] В том же году ему было присвоено звание капитана . [ 1 ]

13 августа 1959 года Куттельвашер отдыхал в Сент-Остелле , Корнуолл, когда у него случился сердечный приступ . Его госпитализировали в местную больницу, но в ночь на 17 августа у него случился второй сердечный приступ со смертельным исходом. Он похоронен в Аксбридже , Миддлсекс. [ 1 ]

Достижения и награды

[ редактировать ]

За время войны Куттельвашер одержал 18 подтвержденных воздушных побед. В 1942 году вице-маршал авиации Карел Янушек назвал его одним из «величайших деятелей среди наших летчиков-истребителей». [ 8 ]

Истинный результат Куттельвашера мог быть выше. Часто упоминается число из 20, включая самолеты, которые он сбил, когда служил во французских ВВС в 1940 году. Куттельвашер был самым результативным чехословацким пилотом Королевских ВВС, самым эффективным ночным нарушителем и шестым по результативности ночным истребителем. Другие ночные пилоты-нарушители ВВС Великобритании летали в основном на самолетах, оборудованных радарами. [ 1 ]

Куттельвашер был награжден наградами Чехословакии, Великобритании и Франции: [ 1 ]

Чехословацкий военный крест 1939–1945 гг. Пять раз.
Чехословацкая медаль за храбрость перед лицом врага («Храбрость перед лицом врага»)
Чехословацкая медаль «За заслуги» 1-й степени («Медаль за заслуги 1-й степени»)
Памятная медаль Чехословацкой армии за рубежом («Памятная медаль Чехословацкой армии за рубежом») с барами Франции и Великобритании»
Заслуженный летный крест и планка
1939–1945 Звезда с застежкой «Битва за Британию».
Air Crew Europe Star
Медаль обороны
Военная медаль 1939–1945 гг.
Французский Croix de Guerre с одной ладонью и одной серебряной звездой

Посмертно Чехия бригадного повысила Куттельвашера до генерала в 2000 году и наградила его орденом Белого льва в 2016 году. [ 9 ] Сейчас ему установлены памятники в его родной деревне Святой Кржиж, а также улица, названная в его честь «Куттельващерова» в Черный Мост . пригороде Праги [ 1 ] В 2017 году Чешский монетный двор выпустил серебряные и золотые памятные монеты (под властью Ниуэ ), отдавая дань уважения Карелу Куттельвашеру. [ 10 ]

Hawker Hurricane PZ865 в полете с кодовыми буквами JX-E от урагана IIC BE581 Куттельвашера «Ночной жнец».

Мемориальный рейс битвы за Британию, ураган

[ редактировать ]

В 2005 году Мемориальный рейс Королевских ВВС Битвы за Британию на базе Королевских ВВС Конингсби в Линкольншире нарисовал свой Hawker Hurricane PZ865 кодовыми буквами «JX-E» в честь Куттельвашера и его «Ночного жнеца» Hurricane BE581. [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб «Карел Куттельвашер – один из немногих» . Свободные чехословацкие ВВС . 6 августа 2018 г.
  2. ^ «Йозеф Франтишек – один из немногих» . Свободные чехословацкие ВВС. 24 июля 2010 г. Проверено 20 октября 2017 г.
  3. ^ Jump up to: а б Людикар, Марсель (18 сентября 2014 г.). «Краткая история чехословацких ВВС во Второй мировой войне и послевоенный период» . Свободные чехословацкие ВВС . Проверено 12 октября 2017 г.
  4. ^ Мейсон 1965 , с. 11.
  5. ^ «Мойка из требухи» . Архив Крекера Люфтваффе . Вспоминается экипаж.
  6. ^ Дарлингтон, Роджер (1985). Ночной ястреб (пересмотренная редакция 2017 г.). Великобритания и США: Fonthill Media. п. 108. ИСБН  978-1-78155-591-0 .
  7. ^ «№40731» . Лондонская газета . 13 марта 1956 г. с. 1522.
  8. ^ Янушек 1942 , с. 24.
  9. ^ «Поздравляем Карела Куттельвашера» . Свободные чехословацкие ВВС . 29 октября 2016 г. Проверено 12 октября 2017 г.
  10. ^ "Серебряные полунции 2017 года Чехословацкие летчики - Карел Куттельвашер" . Интернет-клуб монет . Проверено 16 января 2022 г.
  11. ^ Дарлингтон, Роджер (29 ноября 2015 г.). «Карел Куттельвашер – Ночной жнец» . Свободные чехословацкие ВВС . Проверено 12 октября 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Браун, Алан (2000). Летчики в изгнании, ВВС союзников во Второй мировой войне . Страуд: Издательство Sutton Publishing . ISBN  0-7509-2012-2 .
  • Дарлингтон, Роджер (1985). Ночной ястреб: биография лейтенанта авиации Карела Куттельвашера, DFC и Bar, величайшего аса-ночной нарушителя британских ВВС . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN  0-7183-0574-4 .
  • Янушек, Карел (1942). Чехословацкие ВВС . Лондон: Генеральная инспекция ВВС Чехословакии. Мистер. 24.
  • Лишкутин, Мирослав А (1988). Вызов в воздухе: вспоминает пилот «Спитфайра» . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN  0718306910 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. (1965). Хоукер Харрикейн IIC . Лезерхед: Profile Publications Ltd.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3653dcab5b1d665c315520f9db6796c0__1722155040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/c0/3653dcab5b1d665c315520f9db6796c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karel Kuttelwascher - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)