~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 9431CB2883D42C893B0E9D13CA5002DC__1719274920 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ The Holocaust in Bohemia and Moravia - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Холокост в Богемии и Моравии — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/The_Holocaust_in_Bohemia_and_Moravia ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/dc/9431cb2883d42c893b0e9d13ca5002dc.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/dc/9431cb2883d42c893b0e9d13ca5002dc__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 22.07.2024 07:21:49 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 25 June 2024, at 03:22 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Холокост в Богемии и Моравии — Википедия Jump to content

Холокост в Богемии и Моравии

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Ворота невозврата [ cs ] , мемориал на железнодорожном вокзале Прага-Бубны в память о депортации десятков тысяч евреев через вокзал.

Холокост в Богемии и Моравии привел к депортации, лишению собственности и убийствам большей части еврейского населения до Второй мировой войны на чешских землях , которые были аннексированы нацистской Германией в период с 1939 по 1945 год.

До Холокоста евреи Богемии были одной из наиболее ассимилированных и интегрированных еврейских общин в Европе ; антисемитские предрассудки были менее выражены, чем где-либо еще на континенте. Первые антиеврейские законы в Чехословакии были приняты после Мюнхенского соглашения 1938 года и немецкой оккупации Судетской области . В марте 1939 года Германия вторглась и частично аннексировала остальную часть чешских земель как Протекторат Богемии и Моравии . Последовали новые антиеврейские меры, введенные в основном администрацией Протектората (в которую входили как немецкие, так и чешские чиновники). Евреев лишили работы и имущества , заставили выполнять принудительный труд и подвергли дискриминационным правилам, включая в сентябре 1941 года требование носить желтую звезду . Многие были выселены из своих домов и сконцентрированы в некачественном жилье.

Около 30 000 евреев из 118 310 человек до вторжения сумели эмигрировать. Большинство оставшихся евреев были депортированы на другие контролируемые нацистами территории, начиная с октября 1939 года в рамках плана Ниско . В октябре 1941 года начались массовые депортации евреев Протектората, сначала в Лодзинское гетто . Начиная с ноября 1941 года, транспорты отправлялись в гетто Терезиенштадт в Протекторате, которое для большинства было временным пунктом остановки перед депортацией в другие гетто, лагеря смерти и другие места убийства дальше на восток. К середине 1943 года большинство евреев, оставшихся в Протекторате, состояли в смешанных браках и поэтому освобождались от депортации.

Около 80 000 евреев из Богемии и Моравии были убиты во время Холокоста. После войны выжившие евреи, особенно те, кто до войны идентифицировал себя как немцы, столкнулись с препятствиями в возвращении своей собственности и давлением с целью ассимилироваться с чешским большинством. Большинство евреев эмигрировали; некоторые были депортированы в рамках изгнания немцев из Чехословакии . Память о Холокосте подавлялась в коммунистической Чехословакии , но вновь всплыла в общественном дискурсе после падения железного занавеса в 1989 году.

Еврейский квартал Тршебич в Моравии признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первые еврейские общины в Богемии и Моравии , вероятно, были основаны в одиннадцатом веке, во времена правления династии Пржемысловичей . Евреи были изгнаны из большинства королевских городов в пятнадцатом и шестнадцатом веках по требованию бюргеров из-за экономического соперничества и религиозной напряженности. С 1526 года Богемия и Моравия находились под властью Габсбургской монархии . В 1557 году Фердинанд I изгнал евреев из Богемии, но не из Моравии, хотя этот указ так и не был полностью приведен в исполнение. Полная свобода проживания была предоставлена ​​в 1623 году, но отменена Законом о семьях (действовавшим с 1726 по 1848 год), который ограничивал еврейские поселения 8 541 семьей в Богемии и 5 106 семьями в Моравии. Некоторые евреи эмигрировали, а другие разошлись по небольшим деревням, чтобы избежать ограничений. Юридическое равенство чешских евреев было предоставлено в результате серии реформ между 1841 и 1867 годами. [1] В конце девятнадцатого и начале двадцатого века тысячи евреев приехали в Прагу и другие крупные города Чехии и Моравии из небольших деревень и поселков. [1] [2]

Большинство евреев в Богемии и Моравии говорили на немецком как на своем основном языке и идентифицировали себя с немецкой культурой во время обострения национального конфликта между немцами и чехами в девятнадцатом веке. [3] Со временем многие евреи в Богемии перешли на чешский язык, который составлял большинство по переписи 1910 года, но евреи, живущие в Моравии и Чешской Силезии, по-прежнему предпочитали немецкий язык . [4] После окончания Первой мировой войны в 1918 году Богемия и Моравия, включая приграничную Судетскую область , большинство населения которой составляли этнические немцы , стали частью новой страны Чехословакии . [5] Из 10 миллионов жителей чешских земель, включая Судетскую область, по переписи 1930 года евреи составляли около 1 процента ( 551 117 человек ) . В это время большинство евреев проживало в крупных городах, таких как Прага (35 403 еврея, составлявших 4,2 процента населения), Брно (11 103, 4,2 процента) и Моравска-Острава (6 865, 5,5 процента). [6]

Между 1917 и 1920 годами произошли антиеврейские беспорядки , и многие евреи столкнулись с предрассудками в своей повседневной жизни. [7] [8] [9] Антисемитизм в чешских землях был ниже, чем где-либо еще в Центральной и Восточной Европе. [7] [10] и было маргинальным явлением после 1920 года. [9] После резкого упадка религиозных обрядов в девятнадцатом веке большинство чешских евреев были безразличны к религии. [11] хотя в Моравии это было менее верно. [12] Секуляризм как среди евреев, так и среди неевреев способствовал интеграции. [13] У евреев Богемии был самый высокий уровень смешанных браков в Европе; [14] между 1928 и 1933 годами 43,8 процента чешских и 30 процентов моравских евреев вышли замуж за партнера-нееврея. [15] [16] Высокий уровень интеграции позже привел к трудностям с выявлением чешских евреев для депортации и убийства. [17]

Немецкая аннексия

[ редактировать ]
Немецкая оккупация Чехословакии в 1938 и 1939 годах.

Чехословакия приняла тысячи немецких евреев, бежавших из Германии после захвата власти нацистами в 1933 году. Правая политика привела к иммиграционным ограничениям, и после 1935 года расовые преследования больше не считались основанием для предоставления убежища. [18] [19] В то же время в Чехословакии рос антисемитизм. [20] В феврале 1938 года многие евреи с польским гражданством, в том числе постоянные жители, были высланы в Польшу из Моравской Остравы. Некоторых из них польская полиция немедленно отправила обратно; другие остались в затруднительном положении вдоль границы, где некоторые погибли. [21] [22] После аннексии Австрии Германией в марте 1938 года всем австрийским беженцам был запрещен въезд. Польских евреев, депортированных из Австрии, переправили к польской границе. [23] [24]

В сентябре 1938 года Мюнхенское соглашение привело к аннексии Судетской области Германией. [20] Около 200 000 человек бежали или были изгнаны из аннексированных территорий в остальную часть Чехословакии, в том числе более 90 процентов из 30 000 проживающих там евреев. Чехословацкие власти пытались помешать евреям пересечь новую границу, хотя Мюнхенское соглашение давало этим евреям возможность сохранить чехословацкое гражданство. Некоторым еврейским беженцам пришлось несколько дней ждать вдоль границы. [25] [26] [27] Хотя этнических чешских беженцев приветствовали и интегрировали, евреев и немцев-антифашистов заставили немедленно покинуть страну. [28] Прибытие немецкоязычных еврейских беженцев способствовало росту антисемитизма в Чехословакии . [20] [29] связано с изменением определения национальности и гражданства, которое стало этнически исключительным. [30]

Немецкие войска приветствуются мирными жителями, приветствующими нацистов на площади Свободы [ cs ] , Брно , 16 марта 1939 года .

В середине декабря Рудольф Беран , премьер-министр авторитарного, этнонационалистического правительства Второй Чехословацкой Республики , заявил, что намерен «решить еврейский вопрос». [31] [32] [33] В январе 1939 года евреев, иммигрировавших в Чехословакию после 1914 года, включая натурализованных граждан, было приказано депортировать из страны. Иностранцы, не являющиеся этническими чехами, словаками или русинами, были обязаны покинуть страну в течение шести месяцев, а еврейским беженцам из Судетской области систематически отказывали в чехословацком гражданстве. Эта денатурализация была остановлена ​​в середине 1939 года немецкими оккупационными властями, поскольку она препятствовала эмиграции евреев за границу. [34] [35] Евреям запретили занимать государственную службу [36] [33] и исключены из профессиональных ассоциаций и учебных заведений; [37] [30] государственные больницы уволили врачей-евреев, а офицеров еврейской армии отправили в отпуск. [38] Преследование евреев во Второй республике имело внутренние корни и не было результатом внешнего давления. [34] [39]

14 марта 1939 года Словацкое государство провозгласило независимость при поддержке Германии. Германия вторглась в чешское государство, основав протекторат Богемии и Моравии . Этот номинально автономный протекторат был частично присоединен к Великому Германскому Рейху . [40] Протекторату было разрешено управлять собой в рамках параметров, установленных немецкими оккупантами. [41] Администрация Второй Республики в основном осталась на месте. [42] хотя он имел юрисдикцию только над чехами и евреями, которые считались подданными протектората, что является статусом второго сорта. Этническим немцам было предоставлено гражданство Рейха , и они были подотчетны только немецким властям. [43] [44] И премьер-министр Протектората Алоис Элиаш (начиная с апреля), и президент Эмиль Гаха. [45] были консервативными католиками, которые одобряли антиеврейские меры, сохраняя при этом контакты с чехословацким правительством в изгнании ; Министр юстиции протектората Ярослав Крейчи был известен своими пронацистскими настроениями. В марте Гаха сформировал Национальное партнерство — политическую организацию, к которой должны были принадлежать все взрослые мужчины-подданные Чешского протектората — женщинам и евреям было запрещено вступать в нее. [46] Немецкую администрацию контролировали рейхпротектор Константин фон Нейрат , бывший министр иностранных дел Германии, и Карл Герман Франк , бывший заместитель председателя Судетско-немецкой партии . [45]

Преследование евреев

[ редактировать ]

Постепенное преследование евреев создало «гетто без стен» и условий, которые впоследствии сделали возможным их депортацию и убийство. [17] Этапы преследования перед массовой депортацией в основном осуществлялись администрацией Протектората, особенно местными властями, с некоторым вмешательством из Берлина. В этом участвовали как немецкие, так и чешские официальные лица. [47] Историк Бенджамин Фроммер утверждает, что архивные записи показывают, что в некоторых случаях участие чешских местных властей в антиеврейских мерах намного превышало пассивное выполнение приказов сверху. Он также обнаружил, что в других случаях местные власти неохотно реагировали на требования преследовать евреев. [48] По мнению историка Вольфа Грюнера , карьеризм и возможность получения материальной выгоды, вероятно, были мотивами чешских бюрократов для введения антиеврейских правил. [49] Некоторые инициативы, впервые примененные в Протекторате, такие как замораживание банковских счетов евреев, позже были реализованы в других частях Великой Германии. [49]

Первоначальные меры

[ редактировать ]
Интерьер оломоуцкой синагоги , сожженной в марте 1939 года.

Сообщалось, что на 15 марта 1939 года 118 310 евреев проживали в 136 признанных общинах Протектората. [50] Во время аннексии в нескольких местах произошли антиеврейские беспорядки. В Оломоуце , Всетине и Моравской Остраве немецкие и чешские бунтовщики сожгли синагоги. В Йиглаве евреям запретили ездить на трамваях и заставили расчищать улицы от снега. Пражские еврейские организации были закрыты или захвачены гестапо . [51] В первую неделю после аннексии среди евреев прокатилась волна самоубийств: в Праге ежедневно сообщалось о 30–40 самоубийствах. [52] [53] Волна арестов коснулась тысяч левых активистов и немецких беженцев. Более тысячи были депортированы в концентрационные лагеря Рейха. [51] [54] В сентябре 1939 года очередная волна арестов была направлена ​​против граждан Протектората, которых можно было использовать в качестве заложников, и лиц, имевших связи с Польшей. Эти аресты в непропорционально большей степени были направлены против евреев, которые составляли 22 процента из 8000 человек, арестованных в первые месяцы нацистского правления. [54]

После создания Протектората Нюрнбергские законы были немедленно применены к отношениям между евреями и людьми немецкой крови, запрещая отношения между ними. Первоначально браки между евреями и чехами-неевреями все еще были разрешены. [16] После прихода к власти профессиональные ограничения, введенные во времена Второй республики, усилились. 17 марта правительство Берана объявило о запрете евреям заниматься широким спектром профессий. [55] 25 марта Министерство внутренних дел Германии решило делегировать правительству Протектората вопрос о том, «принимать ли и какие меры против евреев». В последующие недели профессиональные ассоциации торговцев, юристов и врачей решили изгнать своих членов-евреев. К июню зонтичная еврейская организация сообщила, что многие евреи среднего класса потеряли работу. [56] Еврейскому социальному институту , организации социального обеспечения, было разрешено вновь открыться 6 апреля, и он оказал помощь многим безработным евреям, а также беженцам. [57]

Правительство Элиаша разработало антиеврейский закон, который определял бы еврея как человека, у которого четыре еврейских бабушки и дедушки принадлежали к еврейской общине после 1918 года. Евреям будет запрещено работать в государственных учреждениях, корпорациях, школах, администрациях, судах, на фондовых рынках. обмены, искусство и медицина. Управление имперского протектора отклонило это предложение как слишком мягкое в определении еврея и поэтому 21 июня опубликовало собственную резолюцию. [58] приняв то же определение, что и в Нюрнбергских законах, — любой, у кого есть три еврейских дедушки и бабушки, был евреем. [59] Часть расчетов чешского правительства, выступавших за более узкое определение еврея, заключалась в том, чтобы уменьшить количество еврейской собственности, которая будет передана немцам в результате арианизации. [60] На протяжении большей части 1939 года имело место незначительное нерегулярное антиеврейское насилие. [61] за исключением второй волны поджогов синагог в мае и июне — в Брно, Оломоуце, Угерском Броде , Хлумце , Находе , Пардубице и Моравской Остраве. [58]

Эмиграция

[ редактировать ]

Четырнадцать тысяч евреев, непропорционально большая часть из Судетской области, эмигрировали после Мюнхенского соглашения и до вторжения в марте 1939 года. [33] [31] Многие евреи не хотели оставлять членов семьи или пытаться начать новую жизнь в стране, языка которой они не знали. Другая проблема заключалась в том, что большинство евреев не могли эмигрировать из-за иммиграционных ограничений, а квоты других стран уже были заполнены немецкими и австрийскими евреями. Некоторые отчаявшиеся родители согласились отправить своих детей в Великобританию на «Киндертранспорте» , который до начала войны забрал 669 еврейских детей из Богемии и Моравии. [33] Растущая бедность среди евреев, вызванная антиеврейскими ограничениями, стала еще одним препятствием на пути их эмиграции, которая была запрещена Службой безопасности (СД) в мае 1939 года, чтобы отдать приоритет эмиграции немецких евреев. [62] Запрет на выезд был снят в июле [63] пражский филиал Центрального управления еврейской эмиграции . в том же месяце был открыт [64] Первоначально Центральный офис имел юрисдикцию только над Прагой и ее окрестностями, а в марте 1940 года она была распространена на весь Протекторат. [65]

Пропорционально меньше евреев смогли бежать из Протектората, чем из довоенной Германии или Австрии, из-за более узкого окна для легальной эмиграции. По официальным данным, эмигрировали 26 111 человек, [63] почти половина из них приходится на другие европейские направления, [66] где некоторые были убиты в странах, которые позже были оккупированы Германией. Неизвестное число нелегально бежало в Польшу в 1939 году или к союзникам Германии Словакии и Венгрии. [67] [68] Историк Гилель Я. Киеваль подсчитал, что эта нелегальная эмиграция составила несколько тысяч евреев, многие из которых присоединились к чехословацким военным формированиям за рубежом . [69] В феврале 1940 года евреям трудоспособного возраста было запрещено эмигрировать из Протектората; [70] к этому времени почти не было открытых направлений, кроме Шанхая . [71] Вся еврейская эмиграция была запрещена на всей территории Рейха 16 октября 1941 года. [72]

Низкий план

[ редактировать ]
Столперштейн для депортированного из Моравской Остравы

Начало Второй мировой войны в сентябре 1939 года с вторжением в Польшу резко изменило положение чешских евреев. [73] План Ниско представлял собой схему концентрации евреев в Люблинском районе , в то время самом отдаленном районе оккупированной немцами Европы и прилегающем к новой границе с Советским Союзом, образовавшейся в результате раздела Польши. [74] Операция Ниско была нацелена на приграничные районы как первый шаг к депортации всех 2 миллионов евреев в Великой Германии, которая должна была завершиться к апрелю 1940 года. [75]

18 октября 1939 года 901 мужчина был депортирован из Моравской Остравы в Ниско . сотрудники пограничной полиции и СС . Транспорт сопровождали [76] Второй транспорт перевозил 400 мужчин-евреев из Моравской Остравы и сопровождался демонстрацией чехов. Третий захватил 300 человек из Праги 1 ноября, и чехи также выразили протест. Поезд развернулся в Сосновце , и его пассажиры вернулись домой, когда план Ниско был отменен. [77] [78] Шеф СС Генрих Гиммлер отменил депортацию, поскольку она противоречила более приоритетной цели переселения этнических немцев в Вартегау и Западную Пруссию в оккупированную немцами Польшу. [79] Вместо этого еврейское население Великой Германии должно было быть сокращено за счет принудительной эмиграции. [80] Депортированных бросили в Ниско и его окрестностях, чтобы они могли позаботиться о себе. Суровые условия побудили некоторых бежать через границу в Советский Союз; [80] 123 депортированных вернулись в Чехословакию в 1945 году вместе с Армией Свободы . [81] В апреле 1940 года лагерь был распущен, а 460 выжившим из Протектората разрешили вернуться домой. [80] [81] [82]

Конфискация имущества

[ редактировать ]
Мебель, конфискованная у депортированных евреев в синагоге, 1944 год.

Чтобы избежать хаотичной передачи собственности, как это произошло в Вене после аннексии Австрии Германией, вся конфискация собственности (известная как арианизация ) у евреев в Протекторате должна была осуществляться с одобрения Министерства экономики Рейха . После основания Протектората евреям было запрещено продавать компании и недвижимость. Чехи и немцы спорили о том, кто будет иметь право взять на себя управление 30 000 принадлежащими евреям предприятиями в Протекторате. Немцам отдавалось предпочтение, а конфискация собственности была даже распространена на некоторые предприятия, принадлежавшие чехам, что побудило Гаху жаловаться на «германизацию под прикрытием арианизации ». [83] 21 июня, одновременно с тем, как оккупанты решили создать Центральное управление, рейхпротектор объявил, что вся еврейская собственность претендует на Германию. Продажа собственности использовалась для финансирования эмиграции евреев; указ также сорвал усилия Чехии по захвату предприятий, принадлежащих евреям. [61] [84]

В начале 1940 года ликвидация еврейского бизнеса ускорилась благодаря новым постановлениям протектора Рейха, запрещающим евреям вести бизнес в нескольких секторах экономики и требующим от всех предприятий, принадлежащих евреям, регистрировать свои активы. Некоторые предприятия были проданы неевреям, часто за небольшую часть их стоимости, а другие были закрыты. Полиция Протектората начала закрывать магазины, принадлежащие евреям. [85] К этому времени большинством еврейских предприятий управляли попечители. [86]

Банковские счета евреев были заморожены 25 марта 1939 года министром финансов Протектората Йозефом Калфусом [ cs ] . [87] Вся частная собственность должна была быть зарегистрирована к 1 августа 1939 года. первоначально оценивавшаяся в 14 миллиардов крон, к тому времени упала до 3 миллиардов крон. Согласно сообщениям современных газет, стоимость еврейской собственности, [88] [а] К 1940 году все большее число евреев продавало свою собственность из-за бедности или в качестве первого шага к эмиграции. [90] Пары, в которых один партнер был евреем, особенно те, в которых другой был этническим немцем, сталкивались с давлением, вынуждающим их развестись. Некоторые предпочли бумажный развод, чтобы сохранить семейное имущество на имя партнера-нееврея или работу партнера-нееврея, продолжая при этом жить вместе. Развод лишил партнера-еврея права на освобождение от депортации. [91]

До нацистской оккупации многие муниципалитеты хотели приобрести еврейские синагоги, кладбища и другую общественную собственность для общественного использования или жилья. Нацистские власти были разочарованы тем, что некоторые чешские муниципалитеты смогли приобрести эту собственность по низкой или нулевой цене, и настаивали на том, чтобы муниципалитеты, желающие приобрести еврейскую собственность, выплатили полную стоимость Центральному управлению по делам еврейской эмиграции. Несмотря на эти затраты, некоторые муниципалитеты пошли на эти приобретения; продажа еврейских надгробий в качестве строительного материала была обычным явлением. [92] Конфискация еврейской собственности была в основном завершена к 1941 году. [93]

Занятость и принудительный труд

[ редактировать ]
Принудительные работы на дорожном строительстве, 1943 год.

К середине 1939 года их исключение из государственных должностей и профессиональных ассоциаций оставило евреям мало рабочих мест, кроме ручного труда. На тот момент 25 458 мужчин и 24 028 женщин были трудоспособного возраста (18–45 лет). [94] 23 октября еще один приказ протектора Рейха запретил евреям работать по найму. [95] 26 января 1940 года были объявлены новые правила трудоустройства, в результате чего евреям, среди прочего, было запрещено занимать все руководящие должности. Все большее число евреев оставались без работы и дохода. [95] [96] 24 апреля евреям запретили работать в сфере права, образования, аптек, медицины и издательского дела. [97] Вынужденная безработица евреев привела к огромному давлению на списки благосостояния еврейской общины, которому она пыталась противостоять путем переобучения евреев сельскому хозяйству и квалифицированным ремеслам через бюро труда Протектората. [70] [98]

В середине 1940 года, несмотря на рост безработицы среди евреев, центральные власти не ввели какой-либо общей программы принудительного труда. Вместо этого муниципалитеты взяли на себя инициативу и разработали программу принудительного труда, аналогичную той, что существует в Германии и Австрии, но организованную на местном уровне. В начале июля 1940 года город Голешов запросил разрешение на привлечение евреев на принудительные работы. Отчет в журнале Neuer Tag призвал другие населенные пункты последовать этой практике. К июлю 60 процентов мужчин-евреев в Протекторате были заняты на проектах принудительного труда, а остальные занимались независимой работой, которая для них еще не была запрещена. В отличие от Германии и Австрии, евреи изначально не отделялись от чехов при выполнении принудительного труда, поскольку оба считались ниже немцев. [99]

В начале 1941 года принудительный труд усилился, поскольку многие муниципалитеты, включая Прагу, нанимали евреев за минимальную заработную плату для уборки снега. Еврейским общинам было приказано оценивать трудоспособность всех мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. К середине 1941 года более 11 700 из 15 000 подходящих еврейских мужчин были задействованы в различных проектах принудительного труда, первоначально ориентированных на сельское хозяйство, строительство и позже промышленность и лесное хозяйство. Детали сегрегированного труда были введены в первой половине 1941 года. [100] Использование принудительного труда еще больше усилилось в начале 1942 года, несмотря на начало систематической депортации из Протектората. [101] Пик численности подневольных рабочих пришелся на май 1942 года, когда было задействовано 15 000 мужчин и 1 000 женщин. После этого увеличение набора женщин и менее физически способных не смогло компенсировать потери от депортации. [101] [102] Многие подневольные работники не получали достаточной заработной платы для покрытия своих основных потребностей и поэтому по-прежнему нуждались в пособиях, выплачиваемых еврейской общиной. Многие евреи страдали от проблем со здоровьем из-за плохих условий и недостаточного питания. [101]

Ограничения гражданских прав

[ редактировать ]
Евреи с желтыми значками в Праге, ок. 1942 год

В январе 1940 года полномочия центрального офиса Праги были распространены на весь Протекторат. В марте он получил контроль над всеми еврейскими общинами, перед которыми было приказано отчитываться всем, кто был отнесен к евреям в соответствии с Нюрнбергскими законами, даже если они не были членами еврейской общины. евреев Свобода передвижения была ограничена правительством Гахи, введя комендантский час с 20:00 и запретив посещение кинотеатров и театров. На удостоверениях личности протектората для евреев была проштампована красная буква «J». [103] В августе 1940 года приказом протектора Рейха евреям было запрещено иметь все избирательные права и государственные должности, все должности, связанные со средствами массовой информации и общественным мнением, а также во всех чешских ассоциациях. [104] С середины 1940 года евреям также было запрещено совершать покупки, за исключением нескольких часов в день. [105] [106] и в конечном итоге компаниям пришлось выбирать, обслуживать ли исключительно клиентов-евреев или нет. [107] Евреям запретили посещать немецкие школы в марте 1939 года, а в августе 1940 года чешское правительство запретило еврейским студентам посещать чешские школы. [108] Последовал запрет на частное репетиторство еврейских студентов, а в июле 1942 года было запрещено любое образование для еврейских студентов. [109]

С 1939 г. [110] Протектор Рейха получил множество петиций с требованием обязать евреев носить специальные знаки, такие как желтая звезда или нарукавная повязка. Несмотря на то, что евреи были так отмечены в бывших польских регионах, присоединенных к нацистской Германии, первоначально это не было одобрено для Богемии и Моравии. [111] [112] Желтая звезда была введена в Чехии и Моравии одновременно с Германией, в сентябре 1941 года. [113] Раньше отсутствие различия между евреями и другими жителями затрудняло соблюдение антиеврейских законов; принудительное ношение звезды облегчило преследование евреев за антисемитское насилие. [110] Ношение звезды было самым строго соблюдаемым антиеврейским законом, а нарушителей могли депортировать в концентрационный лагерь. [80] Позже в сентябре высокопоставленный функционер СС Рейнхард Гейдрих был назначен протектором Рейха и сверг чешское правительство под руководством Элиаша, заменив его сторонником жесткой линии Крейчи. [114] [115] Одним из первых действий Гейдриха в качестве протектора Рейха 1 октября было закрытие всех синагог. [110] [113]

Поскольку нацисты рассматривали евреев с расовой точки зрения, лица еврейского происхождения, которые не идентифицировали себя как евреи, были вынуждены зарегистрироваться в еврейской общине как «би-евреи». В марте 1941 года в Протекторате проживало 12 680 евреев, большинство из которых были христианами. [110] В ноябре 1940 года правительство Гахи ввело запрет на браки между этническими чехами и евреями. Нацистские власти неоднократно отказывались опубликовать указ, который вступил в силу только в марте 1942 года. [116] В конце 1941 — начале 1942 года некоторые евреи воспользовались этой лазейкой, чтобы избежать депортации, вступив в брак с чехом. [117] Чем дольше продолжалась война, тем длиннее и причудливее становился список запретов, призванных усложнить жизнь евреям. [118]

геттоизация

[ редактировать ]
Замок Млада-Болеслав [ cs ] (в центре), где в 1940 году были заключены 250 евреев.

В первые годы немецкой оккупации многие евреи переехали в Прагу, чтобы подать заявление на получение визы в зарубежные страны, а другие направились в сельскую местность, чтобы избежать антиеврейских ограничений или приобрести товары на черном рынке . [119] В 1940 и 1941 годах ограничения на общественный транспорт были введены как в Праге, так и в других муниципалитетах. Евреям либо ограничили доступ к последнему вагону трамвая , либо полностью запретили пользоваться общественным транспортом. Также были введены ограничения на выезд из муниципалитета проживания или переезд по другому адресу без разрешения властей. [120]

) впервые предложили В середине 1939 года немецкие чиновники ( Oberlandräte сделать части Богемии и Моравии свободными от евреев путем депортации евреев в Прагу. [121] Позже в том же году евреи из Немецкого Брода , Пельгржимова , Каменице-над-Липой , Гумполца , Ледеча-над-Сазавой , Ческе-Будеёвице и других муниципалитетов были в кратчайшие сроки высланы в Прагу. [122] В начале 1940 года муниципалитеты начали оказывать давление на евреев, чтобы они покинули свои дома и переселились в менее желательное жилье в том же городе. [123] Первое внутреннее изгнание евреев произошло в 1940 году из Млада-Болеслава, когда по приказу Оберландрата Йичина 250 евреев были заключены в тюрьму в близлежащем замке [ cs ] . [121] Позже были изгнаны евреи, проживавшие в городе Йиглава и Злинском районе за пределами Угерского Брода, где евреев загнали в гетто. [121] В конце 1940 года двадцать пять муниципалитетов заставили своих еврейских жителей покинуть свои дома и жить в заброшенных замках или на фабриках. [93] Принудительное переселение нарушило довоенные социальные связи с неевреями и снизило их способность справляться с антиеврейскими правилами. [124] Из-за растущей бедности к 1940 году чешские евреи заболевали туберкулезом в десять раз чаще, чем в среднем по Центральной Европе. [125]

В конце 1940 года Центральное управление зарегистрировало принадлежащее евреям жилье в Праге и Брно. К началу следующего года евреи были сконцентрированы в Judenhäuser [ de ; фр ; он ] ( букв. « Еврейские дома » ) в Праге, совместная инициатива городского правительства, центрального офиса и нацистской партии. [126] В первую очередь это повлекло за собой переселение евреев из периферийных районов Праги в более старые дома, уже занятые другими евреями, в центре города, особенно в Йозефове и Старом городе . [124] Тысячи евреев были выселены из квартир по всему городу, и большинству из них пришлось переселиться в однокомнатные квартиры. [127] К сентябрю 1941 года в каждой двухкомнатной квартире проживало в среднем двенадцать человек. [128] В том же месяце Гейдрих начал заключительную фазу геттоизации, заставив евреев переселиться в меньшее количество городов, чтобы облегчить их депортацию. [129] Национальное партнерство требовало дальнейшей геттоизации евреев; в октябре 1941 года Гаха предъявил такие требования рейхспротектору. Они были отклонены, поскольку немцы уже планировали систематическую депортацию евреев. [113]

Реакция на преследование

[ редактировать ]
Евреи едят в общественной столовой, 1943 год или раньше.

Большинство чехов-неевреев симпатизировали евреям и не сотрудничали с нацистами, что неоднократно подчеркивалось в военной западной прессе. [130] В 1940 году антисемитская фракция взяла на себя руководство Национальным партнерством и издала указы, запрещавшие чехам-неевреям общаться с евреями, но указы широко игнорировались, и большинство из них были отменены после общественного протеста. Пренебрежение антисемитскими указами, а также публичные протесты против депортации Ниско в 1939 году были тесно связаны с сопротивлением немецкой оккупации. [60] [131] Чехи-неевреи беспокоились, что после уничтожения евреев они окажутся следующими . [60] Служба безопасности сообщила , что в 1941 году «отношение Чехов к евреям стало серьезной проблемой для оккупационных властей». [132] Даже некоторые деятели чешского сопротивления публиковали антисемитские статьи. [133]

Меньшинство чехов принимало участие в преследовании евреев. [133] Хотя убежденных фашистов и антисемитов было немного, они оказали непропорционально большое влияние на антиеврейскую политику Протектората. [134] Чешские фашистские газеты «Влайка» и «Арийский бой» («Арийская борьба» — чешский вариант нацистской газеты « Дер Штюрмер» ) были известны своими антисемитскими оскорблениями и публикациями обличений евреев и их любителей . [135] Фроммер утверждал, что эти газеты облегчили некоторым простым чехам осуждение своих соседей, предоставив альтернативу нацистским властям. [130] Арийский мальчик ежедневно получал 60 доносов; В октябре 1941 года [136] такие доносы часто приводили к арестам евреев за нарушение правил. [137] Те, кто отправлял доносы, помогали обеспечивать соблюдение законов, сообщая о предполагаемых нарушениях. [138] Служба безопасности сообщила, что некоторые чехи-неевреи пытались помочь евреям избежать депортации. В 1943 году сообщалось, что отношение изменилось, и чехи-неевреи были благодарны за то, что оккупанты избавили их от еврейского населения. [139] Сопротивление также сообщило правительству в изгнании, что некоторые чехи считают, что евреи заслужили свою судьбу. [102]

Еврейские лидеры пытались смягчить преследования, помогая евреям эмигрировать и предоставляя социальные и трудовые задания тем, кто оказался в нужде в результате конфискации их собственности и исключения с рынка труда. Еврейские общины также пытались смягчить преследования, натравливая друг на друга различные ведомства. [140] [141] Отдельные евреи сопротивлялись несколькими способами, например, отказываясь подчиняться антиеврейским ограничениям, покупая товары на черном рынке, не нося желтую звезду. Некоторые дезертировали с принудительных работ или уклонились от депортации. Другие помогали евреям эмигрировать или присоединились к сопротивлению. Сотни евреев были наказаны за сопротивление преследованиям, которое могло варьироваться от штрафа до тюремного заключения, депортации в концентрационный лагерь или казни. [142] Более тысячи человек, отнесенных к евреям, ходатайствовали о признании их почетными арийцами , но все эти прошения были отклонены. [143]

Систематическая депортация

[ редактировать ]

Прямые перевозки

[ редактировать ]

16 или 17 сентября 1941 года Гитлер одобрил предложение о депортации 60 000 евреев из Рейха и Протектората в Лодзинское гетто в Вартегау. [144] Готовясь к депортации, была проведена еще одна перепись населения. По критериям Нюрнбергских законов, в Протекторате все еще проживало 88 000 евреев, в Праге — 46 800. Гейдрих, Франк, Хорст Бёме и Адольф Эйхман встретились в Пражском Граде 10 октября , чтобы завершить план депортации. Они решили, что 5000 евреев будут депортированы из Праги с 15 октября, сначала в нацистские гетто , где они будут выполнять принудительные работы. После депортации оставшееся имущество евреев будет экспроприировано. [113] Из-за переполненности Лодзинского гетто и частично для того, чтобы освободить место для вновь прибывших, лагерь смерти Кульмгоф . в конце 1941 года был открыт [145]

Паника и волна самоубийств вспыхнули в Праге и Брно в начале октября после объявления о массовой депортации в неизвестном направлении. [146] Многим депортированным давали только одну ночь, чтобы явиться на депортацию, и максимум несколько дней. [147] В Праге депортация 46 801 еврея города растянулась более чем на два года, но в других частях протектората (за исключением Брно) все евреи были депортированы из населенного пункта в течение нескольких дней. [148] В Праге депортированные должны были собираться в Выставочном дворце [ cs ] в Голешовицах , где им приходилось спать на полу в неотапливаемых деревянных бараках в течение нескольких дней. Эсэсовцы украли оставшиеся у них вещи и забили до смерти некоторых заключенных. [146] [147] [149] Транспорты, в каждом из которых находилось по 1000 евреев, отправились из Праги 16, 21, 26 и 30 октября и 3 ноября и прибыли в Лодзь на следующий день. [150] [151] Эти перевозки были организованы Центральным управлением и гестапо, последнее отвечало за составление списков перевозок. [113] Гитлер назначил Минск и Ригу пунктами назначения для последующих перевозок из-за переполненности Лодзи; 16 ноября транспорт доставил евреев из Брно в Минск. [152] [113]

Многие депортированные в Лодзь погибли из-за плохих условий жизни в гетто. Другие умерли в трудовых лагерях на западе Польши или после депортации в лагеря смерти Кульмхоф , Майданек или Освенцим ; только около 250 из 5000 евреев, депортированных в Лодзь, пережили войну. Из транспорта в Минск около 750 депортированных были убиты в ходе массового расстрела 27–29 июля 1942 г.; только 12 вернулись после войны. [153] После убийства Рейнхарда Гейдриха 27 мая 1942 года военное положение . в Протекторате было объявлено [102] [154] Сотни людей, особенно евреев, были казнены по обвинению во вредительстве, государственной измене и экономических преступлениях. [129] 10 июня 1000 евреев были депортированы из Праги; некоторых сняли с транспорта в Майданеке, а других депортировали в Уяздов возле лагеря смерти Собибор ; [102] [154] [155] выжил только один человек. [155] 27 октября 1944 года 18 лидеров пражской еврейской общины были депортированы прямо в Освенцим и убиты. [154] [155]

Терезиенштадтское гетто

[ редактировать ]
Население Терезиенштадтского гетто по странам происхождения. Первоначальное население составляло 3500 солдат и 3700 гражданских лиц. [156]

В октябре 1941 года Пражской еврейской общине было приказано подготовиться к депортации оставшихся евреев в места на территории Протектората. Местом для строительства был выбран Терезиенштадт (Терезин), обнесенный стеной город-крепость к северу от Праги, на границе с Судетской областью. [157] Депортация в Терезиенштадт началась в ноябре 1941 года с перевозки 350 человек из Праги. В следующем месяце в Терезиенштадт было депортировано более 7000 человек из Праги, Пльзеня, Брно и других мест. [158] [159] Депортированным было разрешено провезти только 50 килограммов (110 фунтов) личных вещей, которые в конечном итоге были украдены. [147] Гетто было оснащено имуществом, которое ранее было конфисковано у евреев и финансировалось за счет конфискованного имущества и доходов от принудительного труда заключенных. [160] С самого начала Терезиенштадт считался транзитным гетто. Первый транспорт из Терезиенштадта отправился в Ригу 9 января 1942 года. [158] [159]

На Ванзейской конференции 20 января Гейдрих объявил, что Терезиенштадт готовится как гетто престарелых для немецких евреев. [158] Это решение означало, что перевезенных туда чешских евреев пришлось депортировать дальше на восток. [161] Коренные жители Терезиенштадта были изгнаны, а немцы, среди них, получили компенсацию от Центрального управления из фонда конфискованного еврейского имущества. [158] 29 мая, через два дня после убийства Гейдриха чешским сопротивлением, еврейским лидерам было приказано ожидать депортации всех евреев, живущих в Германии, Австрии, Богемии и Моравии. Те, кто старше 65 лет, останутся в Терезиенштадте, а молодые евреи будут депортированы на Восток. [102] Заключенных в Терезиенштадте использовали для принудительных работ внутри гетто и за его пределами для таких проектов, как лесное хозяйство, добыча угля и металлургический завод в Праге. После резни в Лидице в июне 1942 года рабочая группа из 30 евреев из Терезиенштадта была вынуждена хоронить жертв. [162]

Из 141 000 евреев, депортированных в Терезиенштадт, [163] 73 608 человек были выходцами из Протектората. [164] В гетто от голода и болезней, вызванных недоеданием, стесненными и антисанитарными условиями, умерло около 33 000 человек. [165] В период с 9 января 1942 года по 28 октября 1944 года около 60 000 евреев из Протектората были депортированы дальше на восток в места Восточной Европы, около половины - в Освенцим. [166] Транспорты в сентябре и декабре 1943 года, а также в мае 1944 года доставляли евреев из Терезиенштадта в семейный лагерь Терезиенштадт , изолированную зону Освенцима II-Биркенау. В ночь с 8 на 9 марта 1944 года 3792 еврея из семейного лагеря были убиты в газовых камерах — это самая крупная массовая казнь чехословацких граждан во время войны. Семейный лагерь был распущен в июле 1944 года, большинство заключенных были убиты. [167] После войны 10 818 чешских евреев вернулись из депортации в Терезиенштадт, из которых 3 371 был депортирован за пределы Протектората. [168] [169]

Остальные евреи

[ редактировать ]
Еврейские женщины сортируют конфискованные ткани, 1943 год.

Имущество депортированных евреев было изъято Попечительским управлением Пражской еврейской общины для перепродажи. На пике своего развития в этом офисе работали сотни евреев, собирая такие предметы, как одежда, мебель, посуда и ковры, а также сотни тысяч книг и сотни пианино. [158] За пределами Праги существовало более пятидесяти филиалов по управлению имуществом евреев. Предметы были классифицированы и оценены для продажи. После убийства Гейдриха усилились попытки конфисковать последнее оставшееся имущество семей, которые еще не были депортированы. В ноябре 1942 года был принят закон о конфискации всего имущества евреев, депортированных из Протектората. [170]

К июню 1943 года почти все еврейское население Протектората было депортировано; большинство оставшихся состояли в смешанных браках. [163] [171] Евреи, состоящие в браке с неевреями, и дети до 14 лет, у которых один из родителей-евреев, в основном освобождались от депортации. [172] [173] Эти пары столкнулись с растущими преследованиями и давлением с целью развода, но многие отказались это сделать. [172] [174] С марта 1943 года такие евреи подвергались принудительной трудовой повинности. К 1944 году 83,4 процента евреев за пределами Терезиенштадта выполняли принудительный труд, а остальные считались нетрудоспособными. [175] Людей частичного еврейского происхождения, которые не были депортированы, также привлекали к программам принудительного труда. [176] В середине 1944 года мужей еврейских женщин-неевреев вызывали на принудительные работы. [172] В сентябре всех трудоспособных евреев за пределами Праги призвали на раскалывание слюды в лагере в Хагиборе , а многие исправительно-трудовые лагеря за пределами города были закрыты. [172] [177]

С июня 1943 г. по январь 1945 г. еще 900 человек были отправлены в Терезиенштадт небольшими группами; в основном это были разведенные и вдовы от смешанных браков, а также дети от таких браков, достигшие 14-летнего возраста. [163] [178] К концу 1944 года в Протекторате официально проживало всего 6795 евреев. [178] [179] В период с января по 16 марта 1945 года 3654 еврея, состоящего в смешанных браках, и лиц частичного еврейского происхождения были депортированы в Терезиенштадт; [163] [164] [172] 2803 евреям было разрешено остаться в Праге до конца войны. [180]

Историки считают, что сокрытие в Протекторате было относительно редким явлением. [132] [181] из-за географических, демографических и политических факторов, а не из-за сотрудничества Чехии с оккупацией. [132] Чехи, пойманные за помощь евреям с поддельными документами или укрытиями, были приговорены к смертной казни. [182] Точное количество евреев, которые выжили, скрываясь в Протекторате, неизвестно; Герберт Адлер оценил его в 424. [183] [181] [184] По одной из оценок, около 1100 евреев приобрели фальшивые документы, но большинство покинуло Протекторат либо ради работы иностранными рабочими в Германии, либо в Словакии или Венгрии; не все из них пережили войну. Наибольшие шансы на выживание имели те небольшие группы, которые никогда не были зарегистрированы как евреи. [185]

Последствия

[ редактировать ]
Карл Герман Франк (слева) на суде в Праге, 1946 год.

Богемия и Моравия были освобождены к маю 1945 года западными союзниками , прибывшими в Пльзень 5 мая, и Красной Армией , захватившей Прагу 9 мая 1945 года после Пражского наступления . [184] [186] Более трех четвертей погибших на чехословацкой войне составили евреи, убитые во время Холокоста. [184] [187] Общее число евреев-жертв Холокоста в Протекторате составило около 80 000 человек. [184] [187] 80 процентов довоенного населения. [188] Помимо тех, кто эмигрировал, около 14 000 евреев выжили другими способами. [187] [189] Треть эмигрировавших евреев вернулась после войны. [190] В 1946 году на чешских землях проживало около 23 000 евреев, половина из которых до войны жила в других местах. [191] Эмиграция в Палестину не ограничивалась до конца 1949 года, после коммунистического переворота 1948 года . [192] К 1950 году в Чехословакии оставалось всего от 14 000 до 18 000 евреев. [193]

Президент Эдвард Бенеш ясно дал понять, что послевоенная Чехословакия будет нацией только чехов и словаков. Евреи, оставшиеся в стране, столкнулись с давлением с требованием ассимилироваться или уехать. [194] [195] Две-три тысячи евреев, назвавших себя немцами в ходе довоенных переписей населения, подвергались той же дискриминации, что и немцы-неевреи, включая лишение гражданства , конфискацию имущества и требование носить белые повязки. [195] [196] Из-за дискриминации тысячи евреев подали заявления о добровольном выезде из страны. [197] Депортация евреев в рамках изгнания немцев была внезапно прекращена в сентябре 1946 года из-за возмущения средств массовой информации и возражений военного губернатора американской оккупационной зоны Германии. [195] [198] Тем не менее некоторые евреи были депортированы. [199] [200] Хотя две тысячи евреев, считавшихся немцами, в конечном итоге смогли восстановить свое чехословацкое гражданство, [195] большинство из них эмигрировали, в первую очередь в Германию. [200]

Хотя послевоенные законы запрещали конфискацию собственности, большинство евреев (даже тех, кто был признан чехами) столкнулись с серьезными препятствиями при возвращении своей собственности. [201] [202] Многие евреи не смогли вернуться в свои дома, которые теперь были заняты чехами-неевреями. [190] Считаться немцем в любом случае (например, посещать немецкоязычную школу) было основанием не возвращать конфискованный дом выжившему еврею. [203] Когда евреи оставляли движимое имущество знакомым-неевреям, они часто не желали его возвращать. [204] [205] И коммунисты, и некоторые националисты требовали национализации еврейской собственности. [206] Большая часть конфискованного имущества не была востребована наследниками и была передана в 1947 году в Валютный ликвидационный фонд. [207] В 1990-х годах законы позволили выжившим и их потомкам, которые были гражданами Чехии, вернуть себе собственность или ее эквивалентную стоимость. Этот процесс исключил большинство евреев, эмигрировавших в Израиль или Соединенные Штаты. [208] В течение нескольких лет после войны несколько виновников и пособников Холокоста были преданы суду и осуждены в рамках чистки пособников, которая была одной из самых жестоких в Европе. [209] [210] Люди, осуждавшие евреев или помогавшие вывести их из ассоциаций, подвергались суровому наказанию, в отличие от тех, кто получил финансовую выгоду от конфискации имущества. [210]

Некоторые пережившие Холокост приняли коммунизм, надеясь построить совершенно новый политический режим на основе равенства и социальной справедливости. [211] Спонсируемый государством антисемитизм был наиболее заметен в 1950-х годах, особенно это проявилось в суде над Сланским , на котором в основном еврейские коммунисты были обвинены в заговоре от имени всемирного сионистского заговора . [212] [213] Суд сопровождался общенациональной антисемитской кампанией; другие евреи были привлечены к ответственности в политически мотивированных процессах, а сотни евреев потеряли работу. [214] Многие еврейские коммунисты поддержали Пражскую весну. [213] и 6000 евреев эмигрировали после вторжения Варшавского договора в Чехословакию с целью его подавления в 1968 году. К Бархатной революции 1989 года в Чехословакии проживало не более 10 000 евреев. [215] По состоянию на 2021 год В еврейских общинах Чехии официально зарегистрировано около 3000 человек, однако Федерация еврейских общин оценивает число людей, связанных с иудаизмом, в 15-20 тысяч человек. [216]

Наследие

[ редактировать ]
Список жертв на стене синагоги Пинкаса в Праге, Брумель-Финк

Во время коммунистического правления в Чехословакии Холокост по большей части игнорировался в коммунистической исторической культуре . [217] Резня в Лидице стала гегемонистским символом немецкой оккупации, но крупнейшая резня чехословацких граждан во время войны (8–9 марта 1944 года в Освенциме) была почти забыта за пределами еврейской общины. [218] Тенденция добавлять еврейских жертв к общему числу жертв чехословацкой войны, игнорируя при этом Холокост, была распространена в коммунистической историографии и подвергалась критике со стороны оппозиционной группы « Хартия 77» . [219] В 1970-х и 1980-х годах Мирослав Карны был первым чешским историком, написавшим о Холокосте в Богемии и Моравии, прежде всего по собственной инициативе как частное лицо. [220] [221]

После падения коммунистического режима в 1989 году научный интерес к Холокосту значительно возрос, было опубликовано множество научных тезисов, касающихся Холокоста. Этот интерес достиг своего пика примерно в 2000 году. [222] Геноцид цыган вызвал горячие общественные дебаты по поводу роли Второй Республики и правительства Протектората в создании концентрационных лагерей для цыган и синти в Лети и Годонине . [222] [223] Изгнание немцев также было очень спорным вопросом в историографии и чешско-германских отношениях . [224] Напротив, в Чехии Холокост часто воспринимался как нечто не вызывающее споров. [222] [223] В конце 2010-х годов некоторые историки начали изучать Холокост за пределами национальных рамок и исследовать такие вопросы, как роль правительства Протектората и некоторых частей чешского населения в преследовании евреев. [225]

Холокост также стал предметом чешской массовой культуры, в основном после 1989 года. [226] Репрезентация Холокоста больше в мягких формах массовой культуры (например, в литературе), чем в жестких формах, таких как музеи и памятники. [227] Имена 77 297 известных жертв Холокоста из Богемии и Моравии написаны на стенах синагоги Пинкаса в Праге. [189] [228] Другие мемориалы расположены в Терезине и нескольких других местах. [227] Фильм 1960 года «Ромео, Джулия и тма» был одним из самых успешных чехословацких фильмов за рубежом и изображает безуспешную попытку молодого человека спрятать свою еврейскую возлюбленную. [229] Иржи Вейль и Арношт Люстиг , пережившие Холокост, стали известны благодаря своей литературе об этом событии. [230] В XXI веке важной тенденцией в литературе являются писатели, которые связывают воедино Холокост и изгнание немцев, рассматривая оба события как часть десятилетнего процесса, в ходе которого традиционное сосуществование чехов, немцев и евреев в Чешские земли были насильственно разрушены. [231]

Рекомендации

[ редактировать ]
  1. ^ Эквивалентно 350 и 75 миллионам долларов США в то время или 8 и 2 миллиардам долларов сегодня. [89]
  1. ^ Перейти обратно: а б Киеваль, Гилель Я. «Богема и Моравия» . Энциклопедия YIVO . Проверено 4 ноября 2020 г. .
  2. ^ Чапкова 2012 , стр. 17, 24–25.
  3. ^ Франкл и др. 2021 , с. 141.
  4. ^ Франкл и др. 2021 , стр. 141–142.
  5. ^ Остерло 2015 , с. 68.
  6. ^ Грюнер 2015 , с. 101.
  7. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2015 , с. 100.
  8. ^ Грюнер 2019 , с. 25.
  9. ^ Перейти обратно: а б Кельч и др. 2021 , с. 195.
  10. ^ Чапкова 2012 , стр. 25.
  11. ^ Чапкова 2012 , стр. 16, 22.
  12. ^ Роткирхен 2006 , с. 34.
  13. ^ Чапкова 2012 , стр. 24.
  14. ^ Роткирхен 2006 , с. 49.
  15. ^ Чапкова 2012 , стр. 22.
  16. ^ Перейти обратно: а б Фроммер 2020 , с. 48.
  17. ^ Перейти обратно: а б Фроммер 2014 , с. 137.
  18. ^ Грюнер 2015 , с. 102.
  19. ^ Франкл 2014 , стр. 547–548.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Грюнер, 2015 , стр. 102–103.
  21. ^ Кельч и др. 2021 , с. 193.
  22. ^ Грюнер 2019 , с. 33.
  23. ^ Кельч и др. 2021 , с. 171.
  24. ^ Франкл 2014 , с. 549.
  25. ^ Франкл 2014 , стр. 549–550.
  26. ^ Остерло 2015 , с. 76.
  27. ^ Фроммер 2021 , стр. 200–201.
  28. ^ Франкл 2014 , стр. 551–552.
  29. ^ Фроммер 2021 , с. 201.
  30. ^ Перейти обратно: а б Франкл 2014 , с. 550.
  31. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2019 , с. 42.
  32. ^ Франкл 2014 , с. 537.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Фроммер 2021 , с. 202.
  34. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2019 , с. 43.
  35. ^ Франкл 2014 , с. 551.
  36. ^ Грюнер 2019 , с. 41.
  37. ^ Грюнер 2019 , стр. 39–40.
  38. ^ Грюнер 2015 , с. 103.
  39. ^ Фроммер 2020b , с. 73.
  40. ^ Грюнер 2015 , стр. 103–104.
  41. ^ Лёв 2020 , стр. 20, 22.
  42. ^ Грюнер 2019 , с. 66.
  43. ^ Лёв 2020 , с. 20.
  44. ^ Грюнер 2015 , стр. 104–105.
  45. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2006 , с. 141.
  46. ^ Грюнер 2015 , стр. 106, 108.
  47. ^ Грюнер 2019 , стр. 381, 394.
  48. ^ Фроммер 2014 , с. 149.
  49. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2019 , с. 396.
  50. ^ Грюнер 2019 , стр. 59, 399.
  51. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2015 , с. 106.
  52. ^ Грюнер 2019 , с. 61.
  53. ^ Фроммер 2021 , с. 203.
  54. ^ Перейти обратно: а б Фроммер 2021 , с. 205.
  55. ^ Фроммер, 2021 , стр. 203–204.
  56. ^ Грюнер 2015 , стр. 107–108.
  57. ^ Грюнер 2006 , стр. 143–144.
  58. ^ Перейти обратно: а б Грюнер, 2015 , стр. 108–109.
  59. ^ Грюнер 2019 , с. 71.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Ланичек 2013 , стр. 18.
  61. ^ Перейти обратно: а б Фроммер 2021 , с. 206.
  62. ^ Грюнер 2019 , стр. 68–69.
  63. ^ Перейти обратно: а б Шмидт-Хартманн 2015 , с. 358.
  64. ^ Грюнер 2019 , стр. 84–85.
  65. ^ Грюнер 2019 , стр. 11, 397.
  66. ^ Грюнер 2019 , с. 400.
  67. ^ Фроммер 2019 , с. 39.
  68. ^ Грюнер 2019 , стр. 60–61.
  69. ^ Киеваль, Гилель Я. «Чехословакия» . Энциклопедия YIVO . Проверено 4 ноября 2020 г. .
  70. ^ Перейти обратно: а б Фроммер 2021 , с. 217.
  71. ^ Грюнер 2019 , стр. 387, 389.
  72. ^ Браунинг 2007 , с. 197.
  73. ^ Грюнер 2006 , с. 146.
  74. ^ Браунинг 2007 , стр. 12, 37.
  75. ^ Грюнер 2019 , стр. 116–117.
  76. ^ Грюнер 2019 , с. 112.
  77. ^ Грюнер 2015 , стр. 111–112.
  78. ^ Браунинг 2007 , с. 41.
  79. ^ Браунинг 2007 , с. 43.
  80. ^ Перейти обратно: а б с д Фроммер 2021 , с. 220.
  81. ^ Перейти обратно: а б Шмидт-Хартманн 2015 , с. 360.
  82. ^ Браунинг 2007 , с. 42.
  83. ^ Грюнер 2015 , стр. 107, 109.
  84. ^ Грюнер 2019 , стр. 71, 84, 139.
  85. ^ Грюнер 2019 , стр. 136–137.
  86. ^ Грюнер 2019 , с. 144.
  87. ^ Грюнер 2019 , с. 63.
  88. ^ Грюнер 2019 , с. 92.
  89. ^ Комиссия по урегулированию иностранных претензий 1968 , стр. 454.
  90. ^ Грюнер 2019 , с. 189.
  91. ^ Фроммер 2020 , стр. 57–58.
  92. ^ Фроммер, 2021 , стр. 212–213.
  93. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2019 , с. 389.
  94. ^ Грюнер 2019 , с. 97.
  95. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2015 , с. 112.
  96. ^ Грюнер 2006 , стр. 148–149.
  97. ^ Грюнер 2015 , с. 113.
  98. ^ Грюнер 2019 , с. 388.
  99. ^ Грюнер 2006 , стр. 149–150.
  100. ^ Грюнер 2019 , стр. 389–390.
  101. ^ Перейти обратно: а б с Грюнер, 2019 , стр. 392–393.
  102. ^ Перейти обратно: а б с д Это Грюнер 2015 , с. 119.
  103. ^ Грюнер 2006 , с. 148.
  104. ^ Грюнер 2006 , с. 145.
  105. ^ Грюнер 2006 , с. 150.
  106. ^ Грюнер 2015 , с. 114.
  107. ^ Фроммер, 2021 , стр. 208–209.
  108. ^ Фроммер, 2021 , стр. 213–214.
  109. ^ Фроммер 2021 , с. 215.
  110. ^ Перейти обратно: а б с д Фроммер 2021 , с. 219.
  111. ^ Грунер 2006 , стр. 150–151.
  112. ^ Грюнер 2015 , стр. 113–114.
  113. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Грюнер 2015 , с. 117.
  114. ^ Грюнер 2015 , с. 116.
  115. ^ Грюнер 2019 , с. 260.
  116. ^ Фроммер 2020 , с. 49.
  117. ^ Фроммер 2021 , с. 223.
  118. ^ Хайм 2019 , стр. 50–51.
  119. ^ Фроммер 2021 , с. 210.
  120. ^ Фроммер 2021 , с. 209.
  121. ^ Перейти обратно: а б с Фроммер 2021 , с. 211.
  122. ^ Грюнер 2019 , стр. 90–91.
  123. ^ Грюнер 2019 , с. 387.
  124. ^ Перейти обратно: а б Фроммер 2021 , с. 212.
  125. ^ Грюнер 2019 , стр. 146–147.
  126. ^ Грюнер 2015 , стр. 114–115.
  127. ^ Грюнер 2019 , с. 223.
  128. ^ Грюнер 2019 , с. 253.
  129. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2019 , с. 391.
  130. ^ Перейти обратно: а б Ланичек 2013 , стр. 17–18.
  131. ^ Грюнер 2015 , стр. 112, 114.
  132. ^ Перейти обратно: а б с Ланичек 2013 , стр. 17.
  133. ^ Перейти обратно: а б Ланичек 2013 , стр. 20.
  134. ^ Фроммер 2014 , с. 148.
  135. ^ Фроммер 2014 , стр. 139–140.
  136. ^ Фроммер 2014 , с. 140.
  137. ^ Грюнер 2019 , с. 233.
  138. ^ Фроммер 2014 , стр. 140–141.
  139. ^ Ланичек 2013 , стр. 19–20.
  140. ^ Фроммер 2021 , с. 224.
  141. ^ Грюнер 2019 , с. 397.
  142. ^ Грюнер 2019 , стр. 397–398.
  143. ^ Фроммер 2020b , с. 72.
  144. ^ Браунинг 2007 , с. 325.
  145. ^ Браунинг 2007 , с. 366.
  146. ^ Перейти обратно: а б Дом 2019 , стр. 52.
  147. ^ Перейти обратно: а б с Фроммер 2021 , с. 222.
  148. ^ Фроммер, 2021 , стр. 222–223.
  149. ^ Грюнер 2019 , с. 270.
  150. ^ Грюнер 2019 , с. 272.
  151. ^ Браунинг 2007 , стр. 375–376.
  152. ^ Браунинг 2007 , с. 376.
  153. ^ Шмидт-Хартманн 2015 , стр. 361–362.
  154. ^ Перейти обратно: а б с Ланичек 2013 , стр. 77.
  155. ^ Перейти обратно: а б с Шмидт-Хартманн 2015 , с. 362.
  156. ^ Роткирхен 2006 , с. 234.
  157. ^ Фроммер 2021 , с. 221.
  158. ^ Перейти обратно: а б с д Это Грюнер 2015 , с. 118.
  159. ^ Перейти обратно: а б Блодиг и Уайт 2012 , с. 181.
  160. ^ Грюнер 2019 , с. 392.
  161. ^ Грюнер 2019 , стр. 316–317.
  162. ^ Фроммер 2021 , с. 228.
  163. ^ Перейти обратно: а б с д Шмидт-Хартманн 2015 , с. 365.
  164. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2015 , с. 122.
  165. ^ Фроммер 2021 , с. 231.
  166. ^ Шмидт-Хартманн 2015 , с. 366.
  167. ^ Фроммер, 2021 , стр. 232–233.
  168. ^ Фроммер 2021 , с. 200.
  169. ^ Хайкова 2014 , стр. 48–49.
  170. ^ Грюнер 2019 , с. 393.
  171. ^ Грюнер 2019 , стр. 360–361, 367.
  172. ^ Перейти обратно: а б с д Это Фроммер 2021 , с. 227.
  173. ^ Грюнер 2019 , с. 296.
  174. ^ Грюнер 2019 , стр. 365–366.
  175. ^ Грюнер 2019 , стр. 360–361.
  176. ^ Грюнер 2019 , стр. 362–363.
  177. ^ Грюнер 2019 , с. 363.
  178. ^ Перейти обратно: a b Грюнер 2019 , с. 367.
  179. ^ Грюнер 2015 , стр. 120–121.
  180. ^ Грюнер 2019 , с. 368.
  181. ^ Перейти обратно: а б Фроммер 2019 , стр. 37, 40.
  182. ^ Грюнер 2019 , с. 359.
  183. ^ Шмидт-Хартманн 2015 , с. 367.
  184. ^ Перейти обратно: а б с д Грюнер 2015 , с. 121.
  185. ^ Хайкова 1997 , стр. 56.
  186. ^ Ланичек 2013 , стр. 146.
  187. ^ Перейти обратно: а б с Грюнер 2019 , с. 380.
  188. ^ Ланичек 2013 , стр. 1.
  189. ^ Перейти обратно: а б Шмидт-Хартманн 2015 , с. 368.
  190. ^ Перейти обратно: а б Грюнер 2019 , с. 373.
  191. ^ Чапкова 2021 , стр. 240.
  192. ^ Франкл 2014 , стр. 553–554.
  193. ^ Ланичек 2013 , стр. 186.
  194. ^ Чапкова 2021 , стр. 244, 252.
  195. ^ Перейти обратно: а б с д Грюнер 2019 , с. 372.
  196. ^ Чапкова 2018 , стр. 69.
  197. ^ Чапкова 2018 , стр. 74–75.
  198. ^ Чапкова 2018 , стр. 79–80.
  199. ^ Хайкова 2014 , стр. 51.
  200. ^ Перейти обратно: а б Чапкова 2021 , стр. 246.
  201. ^ Грюнер 2019 , стр. 372, 374.
  202. ^ Чапкова 2021 , стр. 247–248.
  203. ^ Чапкова 2021 , стр. 245, 247–248.
  204. ^ Чапкова 2021 , стр. 248.
  205. ^ Хайкова 2014 , стр. 50.
  206. ^ Грюнер 2019 , стр. 372–373.
  207. ^ Бэзилер и др. 2019 , стр. 113–114.
  208. ^ Бэзилер и др. 2019 , стр. 110–111.
  209. ^ Грюнер 2019 , стр. 369–370, 374.
  210. ^ Перейти обратно: а б Чапкова 2021 , стр. 247.
  211. ^ Чапкова 2021 , стр. 253.
  212. ^ Снигон 2014 , с. 61.
  213. ^ Перейти обратно: а б Чапкова 2021 , стр. 254.
  214. ^ Чапкова 2021 , стр. 255–256.
  215. ^ Халлама 2015 , с. 12.
  216. ^ Чапкова 2021 , стр. 278.
  217. ^ Снигон 2014 , с. 211.
  218. ^ Франкл 2013 , стр. 166–167.
  219. ^ Франкл 2013 , стр. 173–174.
  220. ^ Халлама 2015 , с. 29.
  221. ^ Франкл 2013 , с. 175.
  222. ^ Перейти обратно: а б с Франкл 2017 , с. 262.
  223. ^ Перейти обратно: а б Франкл 2021 , с. 7.
  224. ^ Франкл 2013 , с. 188.
  225. ^ Франкл 2021 , стр. 8–9.
  226. ^ Франкл 2013 , с. 189.
  227. ^ Перейти обратно: а б Типпнер 2021 , с. 83.
  228. ^ Франкл 2013 , стр. 177–178.
  229. ^ Снигон 2014 , с. 64.
  230. ^ Снигон 2014 , стр. 58, 64.
  231. ^ Типпнер 2021 , стр. 81–82.

Источники

[ редактировать ]

Главы книги

[ редактировать ]
  • Бэзилер, Майкл Дж .; Бойд, Кэтрин Ли; Нельсон, Кристен Л.; Шах, Раджика Л. (2019). "Чешская Республика". В поисках справедливости после Холокоста: выполнение Терезинской декларации и реституция недвижимого имущества . Издательство Оксфордского университета . стр. 103–116. ISBN  978-0-19-092306-8 .
  • Блодиг, Войтех; Уайт, Джозеф Роберт (2012). «Протекторат Богемии и Моравии». Гетто в оккупированной немцами Восточной Европе . Энциклопедия лагерей и гетто, 1933–1945 гг . Том. 2. Издательство Университета Индианы . стр. 177–184. ISBN  978-0-253-00202-0 .
  • Чапкова, Катерина (2021). «Периферия и Центр: евреи в богемных землях с 1945 года по настоящее время». Прага и за ее пределами: евреи в чешских землях . Издательство Пенсильванского университета . стр. 235–279. ISBN  978-0-8122-9959-5 .
  • Франкл, Михал (2013). «Лидицкие овцы: Холокост и построение чешской национальной истории». Вынесение темного прошлого на свет. Восприятие Холокоста в посткоммунистической Европе . Издательство Университета Небраски. стр. 166–194. ISBN  978-0-8032-2544-2 .
  • Франкл, Михал; Нидхаммер, Мартина; Кельч, Инес (2021). «Оспариваемое равенство: евреи на богемных землях, 1861–1917». Прага и за ее пределами: евреи в чешских землях . Издательство Пенсильванского университета. стр. 120–156. ISBN  978-0-8122-9959-5 .
  • Фроммер, Бенджамин (2014). » «Преследования со стороны прессы: как пражские бюрократы и чешская полиция помогли изолировать евреев протектората Богемии и Моравии жизнь во время Холокоста: жизнь евреев в . Повседневная Великом германском рейхе, 1941–1945 ] (на немецком языке). Де Грютер. стр. 137–150. дои : 10.1524/9783486735673.137 . ISBN  978-3-486-73567-3 .
  • Фроммер, Бенджамин (2019). «Спасенные и преданные: скрытые евреи в нацистском протекторате Богемии и Моравии». Невероятные герои: место спасателей Холокоста в исследованиях и преподавании . Издательство Университета Небраски. стр. 37–56. ISBN  978-1-4962-1632-8 .
  • Фроммер, Бенджамин (2020). «Привилегированные жертвы: смешанные браки между евреями, чехами и немцами в нацистском протекторате Богемия и Моравия». Смешанные браки от Центральной Европы до Центральной Азии: смешанные семьи в эпоху крайностей . Издательство Университета Небраски. стр. 47–82. ISBN  978-1-4962-0211-6 .
  • Фроммер, Бенджамин (2020b). «Почетные чехи и немцы: прошения об арийском статусе в нацистском протекторате Богемии и Моравии». Сопротивление преследованиям: евреи и их петиции во время Холокоста . Книги Бергана. стр. 72–91. ISBN  978-1-78920-720-0 .
  • Фроммер, Бенджамин (2021). «Холокост в Богемии и Моравии». Прага и за ее пределами: евреи в чешских землях . Издательство Пенсильванского университета. стр. 196–234. ISBN  978-0-8122-9959-5 .
  • Грюнер, Вольф (2015). «Протекторат Богемии и Моравии». Великий Германский Рейх и евреи: политика нацистского преследования на аннексированных территориях 1935–1945 гг . Война и геноцид. Книги Бергана. стр. 99–135. ISBN  978-1-78238-444-1 .
  • Кельч, Инес; Франкл, Михал; Нидхаммер, Мартина (2021). «Становление чехословаками: евреи в богемных землях, 1917–38». Прага и за ее пределами: евреи в чешских землях . Издательство Пенсильванского университета. стр. 157–195. ISBN  978-0-8122-9959-5 .
  • Остерло, Йорг (2015). «Судетская область». Великий Германский Рейх и евреи: политика нацистского преследования на аннексированных территориях 1935–1945 гг . Война и геноцид. Книги Бергана. стр. 99–135. ISBN  978-1-78238-444-1 .
  • Шмидт-Хартманн, Ева (2015). «Чехословакия» [Чехословакия]. ( на Измерение геноцида: число еврейских жертв нацизма немецком языке). Де Грютер. стр. 353–380. дои : 10.1524/9783486708332.353 . ISBN  978-3-486-70833-2 .

Журнальная статья

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9431CB2883D42C893B0E9D13CA5002DC__1719274920
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/The_Holocaust_in_Bohemia_and_Moravia
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Holocaust in Bohemia and Moravia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)