№ 312 (Чехословацкая) эскадрилья RAF
№ 312 (Чехословацкая) эскадрилья RAF | |
---|---|
![]() Знак № 312 (Чехословацкой) эскадрильи Королевских ВВС. | |
Активный | 29 августа 1940 г. - 15 февраля 1946 г. |
Страна | ![]() |
Верность | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Роль | Истребительная эскадрилья |
Часть | Истребительное командование Королевских ВВС |
Псевдоним(а) | чехословацкий |
Девиз (ы) | Латынь : Non Multi Sed Fine («Не много, но много») |
Помолвки | Дьепп Рейд Высадка в Нормандии |
Знаки отличия | |
Значок эскадрильи | Аистовый руль |
Коды эскадрилий | ДУ (август 1940 г. - февраль 1946 г.) |

312-я эскадрилья RAF — чехословацкая истребительная эскадрилья Королевских ВВС во время Второй мировой войны .
История
[ редактировать ]Эскадрилья была сформирована в Даксфорде 29 августа 1940 года. [ 1 ] Его экипаж состоял в основном из беглых чехословацких пилотов, но его первым командиром был командир британской эскадрильи Фрэнк Тайсон. [ 2 ] 12 сентября словацкий истребитель летчик - Ян Амбруш был назначен сокомандиром эскадрильи. [ 3 ] Планировалось постепенно передать ответственность от Тайсона Амбрушу.
Первоначально эскадрилья была оснащена Hawker Hurricane Mk I. истребителями 26 сентября эскадрилья перебралась в RAF Speke. [ 4 ] присоединиться к противовоздушной обороне Мерсисайда . Его первая победа была одержана 8 октября 1940 года, когда его Желтый рейс (Денис Гиллам, Алоис Вашатко и Йозеф Стелик ) сбил Junkers Ju 88 средний бомбардировщик над Ливерпулем . [ 5 ]
13 октября Амбруш возглавил патрульную группу из трех истребителей Hurricane Mk I. Над Ирландским морем Амбруш по ошибке возглавил полет для атаки двух Bristol Blenheim Mk IF легких бомбардировщиков RAF 29-й эскадрильи . Один «Бленхейм», L6637, кодовые буквы RO-S, упал в море у мыса Эйр на острове Мэн , недалеко от в заливе Моркам плавучего судна . Все трое членов его экипажа погибли. Другой «Бленхейм», L7135, кодовые буквы RO-S, выжил с незначительными повреждениями и благополучно вернулся на базу британских ВВС Тернхилл в Шропшире со своим экипажем невредимым. [ 6 ] Амбруш был освобожден от своего командования, а 12 декабря его преемником был назначен эскадрилья Евжен Чижек. [ 3 ] 17 декабря Амбруш был переведен в Генеральную инспекцию ВВС Чехословакии в Лондоне.
3 марта 1941 года эскадрилья перебралась в долину Королевских ВВС. [ 7 ] на Англси и начал патрулирование конвоев над Ирландским морем. [ 8 ] 24 апреля эскадрилья перебралась в RAF Jurby , остров Мэн . В мае 1941 года эскадрилья была перевооружена на Hurricane Mk II . 27 мая эскадрилья Ян Клан сменил Чижека на посту командира. [ 3 ] а через два дня эскадрилья перебралась в RAF Kenley. [ 7 ] в Суррее . Срок полномочий Клана был недолгим, поскольку 5 июня его заменил эскадрилья-лейтенант Алоис Вашатко . [ 3 ] 20 июля эскадрилья перебралась в британские ВВС Мартлшем-Хит. [ 7 ] в Саффолке . 19 августа он снова переехал в RAF Heathfield. [ 7 ] в Эйршире , Шотландия.
Эскадрилья была перевооружена на Supermarine Spitfire Mk IIA в октябре 1941 года и снова на Spitfire Mk VB/C в декабре. [ 9 ] Первую половину 1942 года эскадрилья провела в Уэльсе. он переехал в RAF Fairwood Common в Гламоргане 1 января в RAF Angle в Пембрукшире . , затем 20 февраля [ 7 ] а затем вернулся в Фэрвуд Коммон 10 апреля. [ 10 ] В обязанности эскадрильи входило прибрежное патрулирование и морские разведывательные полеты.

23 июня 1942 года эскадрилья Вашатко погиб в бою, и его преемником был назначен эскадрилья Ян Чермак. [ 3 ] 3 июля 1942 года эскадрилья перебазировалась на авиабазу RAF Harrowbeer в Девоне . [ 10 ] 19 августа эскадрилья обеспечивала прикрытие с воздуха рейда операции «Юбилейный» на Дьепп . Во время налета Мирослав Лишкутин сбил Dornier Do 217. бомбардировщик [ 11 ] а 312-я эскадрилья потеряла один свой самолет. [ нужна ссылка ]
10 октября 1942 года эскадрилья перебралась в авиабазу RAF Church Stanton. [ 10 ] в Сомерсете . 1 января 1943 года эскадрилья Томаш Выбирал сменил Чермака на посту командира эскадрильи. [ 3 ] 24 июня эскадрилья перебазировалась в RAF Skaebrae на Оркнейских островах . 7 сентября эскадрилья перешла в RAF Ibsley. [ 10 ] в Хэмпшире и присоединился ко 2-й тактической воздушной армии в качестве истребительно-бомбардировочной части. Эскадрилья действовала над Францией, смягчая цели при подготовке к вторжению, а затем поддерживая высадку. [ 12 ] 1 ноября эскадрилья-лейтенант Франтишек Ванцл сменил Выбирала на посту командира эскадрильи. [ 4 ]
В январе 1944 года эскадрилья была перевооружена на Spitfire Mk IX . [ 9 ] С 20 февраля он провел несколько дней в RAF Mendlesham в Саффолке, а затем 23 февраля перебрался в RAF Rochford в Эссексе . [ 10 ]

3 апреля 1944 года эскадрилья перебазировалась в авиабазу RAF Appledram в Западном Суссексе . [ 13 ] Отсюда его операции включали перехват летающих бомб Фау-1 , сопровождение бомбардировщиков и нападение на железнодорожные и автомобильные цели в оккупированной немцами Европе . [ 11 ] 15 мая эскадрилья-лейтенант Ярослав Хладьо сменил Ванцла на посту командира эскадрильи. [ 4 ] 22 июня эскадрилья перебралась в близлежащий Королевский ВВС Тангмер . [ 13 ] также в Западном Суссексе.
С 4 июля 1944 года эскадрилья провела неделю на авиабазе RAF Lympne в Кенте . [ 13 ] 11 июля он снова переехал в RAF Coltishall. [ 13 ] в Норфолке и выполнял дневные полеты по сопровождению бомбардировщиков над континентальной Европой. [ 12 ] Однако 27 августа его обязанности были переданы ПВО Великобритании (ADGB), для чего он был переведен на авиабазу RAF North Weald в Эссексе. [ 13 ] 3 октября он снова переехал в RAF Bradwell Bay , также в Эссексе. [ 13 ]
15 ноября 1944 года эскадрилья Вацлав Шлоуф сменил Хладо на посту командира эскадрильи. [ 4 ] С 27 февраля по 8 июня 1945 года эскадрилья базировалась на авиабазе RAF Manston. [ 13 ] в Кенте.

3 августа члены всех чехословацких эскадрилий Королевских ВВС провели прощальный парад в Королевских ВВС в Манстоне. Маршал авиации Джон Слессор проинспектировал парад в сопровождении маршала авиации Карела Яноушека . 24 августа 312-я эскадрилья перебралась в аэропорт Рузине в Праге . [ 13 ] Она стала эскадрильей новых чехословацких ВВС и 15 февраля 1946 года была официально расформирована как эскадрилья Королевских ВВС. [ 1 ] [ 9 ]
Сегодня сохранились семь Spitfire F Mk IX, которые летали в составе эскадрильи в 1944–45 годах. На сегодняшний день это самое большое количество уцелевших самолетов, связанных с одной эскадрильей.
Известные участники
[ редактировать ]- Ян Амбруш
- Мирослав Лишкутин [ 11 ] [ 14 ]
- Франтишек Перина
- Отто Смик [ 15 ]
- Мирослав Стандера [ 16 ] [ 17 ]
- Йозеф Стелик [ 18 ]
- Эмиль Бочек (последний выживший член эскадрильи)
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]
От | К | Самолет | Вариант | Примечания |
---|---|---|---|---|
август 1940 г. май 1941 г. |
май 1941 г. декабрь 1941 г. |
Хоукер Ураган | я IIб |
одномоторный истребитель-моноплан с поршневым двигателем |
Октябрь 1941 г. ноябрь 1941 г. декабрь 1941 г. август 1942 г. сентябрь 1943 г. Январь 1944 г. июнь 1944 г. |
декабрь 1941 г. Январь 1942 г. февраль 1944 г. июнь 1943 г. февраль 1944 г. июнь 1944 г. февраль 1946 г. |
Супермарин Спитфайр | IIа IIб Вб ВК ВК LF.IXb HF.IX |
одномоторный истребитель-моноплан с поршневым двигателем |
Самолеты этой эскадрильи использовали кодовые буквы DU .
Лох Дун Спитфайр
[ редактировать ]
25 октября 1941 года, когда 312-я эскадрилья базировалась в британских ВВС Хитфилд , флирт-офицер Франтишек Хекль врезался на Spitfire Mk IIA в водохранилище в Эйршире во время одиночного тренировочного полета. «Спитфайр» имел серийный номер P7540 и маркировку DU-W. [ 22 ]
Очевидец, что «Спитфайр» пролетел низко над поверхностью Лох-Дуна, когда Хекл накренился на правый борт, и законцовка его правого крыла зацепилась за поверхность воды. Хекль потерял управление, самолет развалился и затонул, оставив на воде лишь пятно нефти. Спасательная команда британских ВВС привела лодку и провела несколько дней, прочесывая части дна озера, но не нашла ни самолета, ни тела Хекла. [ 23 ]
В 1977 году филиал шотландского подводного клуба в Дамфрисе начал систематические поиски дна озера в том районе, где, по мнению очевидца, разбился самолет. В 1979 году к поискам присоединились несколько клубов Северной федерации британских подводных клубов, и Блэкпульский подводный клуб взял на себя организацию проекта. [ 23 ]
Поиски не увенчались успехом, поэтому в 1982 году его перенесли в другой район озера, где водолазы быстро нашли хвостовую часть и заднюю часть фюзеляжа «Спитфайра». В ходе последующих погружений были обнаружены и другие части самолета, разбросанные на расстоянии 200 метров. Оба крыла были сильно повреждены, магниевые детали, такие как колеса ходовой части, подверглись коррозии, но двигатель Merlin Mk XII был восстановлен в хорошем состоянии. Тело Хекла не было найдено. [ 23 ]
Обломки были перевезены в Музей авиации Дамфриса и Галлоуэя , где самолет медленно восстановили и установили пару точных крыльев. [ 23 ] Восстановление до нелетного состояния завершилось в 2017 году. [ нужна ссылка ]
Выживший самолет
[ редактировать ]Supermarine Spitfire Vc 'AR501' (гражданская регистрация G-AWII), построенный в 1942 году, остается годным к полетам, обслуживается и эксплуатируется компанией Shuttleworth Collection в Бедфордшире, Англия. AR501 был одним из серийной партии из 300 самолетов Spitfire, заказанных по контракту № 1305/40 от августа 1940 года у компании Westland Aircraft, Йовил.

После реставрации в 2018 году компанией The Shuttleworth Collection он представлен в цветах 312-й (Чешской) эскадрильи, в которую самолет перешел 10 октября 1943 года из 310-й (Чешской) эскадрильи. Шаттлворт периодически переключается между эллиптической и подрезанной конфигурацией крыла.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Льюис 1968 , с. 96.
- ^ «Командиры эскадрилий 300–361 эскадрилий» . Воздух власти – история организации RAF .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж ван Эйк 1993 , стр. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д ван Эйк 1993 , стр. 17.
- ^ «10.08.1940 — Юнкерс Ju88 Wk № 4068» . Спик . Саут-Ланс Авиэйшн. Архивировано из оригинала 30 июня 2012 года . Проверено 30 сентября 2006 г.
- ^ Шафарик, Ян Йозеф (7 апреля 2010 г.). «Ян К. Амбруш» . Air Aces (на чешском языке) . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ван Эйк 1993 , стр. 18.
- ^ «История станции» . Долина РАФ . Министерство обороны.
- ^ Перейти обратно: а б с Джексон 2003 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ван Эйк 1993 , стр. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мирослав Лискутин – чешский летчик-истребитель Королевских ВВС» . Чичестерский обозреватель . Джонстон Пресс . 7 июля 2017 года . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Орбис 1985, стр. 4092.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час ван Эйк 1993 , стр. 20.
- ^ «В живых только двое. Пилот Королевских ВВС Лишкутин отпраздновал свое 97-летие» . iDNES (на чешском языке). 28 августа 2016 г. Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ «Отто Смик» . Свободные чехословацкие ВВС . 19 августа 2010 года . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ «Чешский летчик-истребитель Королевских ВВС времен войны Стандера умер в возрасте 95 лет» . Чешское информационное агентство . 20 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Чешский летчик, сражавшийся за Великобританию и Францию, умер в возрасте 95 лет» . Ассошиэйтед Пресс . 2 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2014 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Стелик, Йозеф» (на чешском языке). Валька . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Роулингс 1978, с. 398
- ^ Галлей 1988, с. 363
- ^ Джеффорд 2001, с. 87
- ^ «Спитфайр Р7540 (Лок Дун)» . Музей авиации Дамфрис и Галлоуэй . Архивировано из оригинала 29 декабря 2018 года . Проверено 6 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Моран, Питер (15 марта 2013 г.). «Лок Дун Спитфайр P7540» . Свободные чехословацкие ВВС . Проверено 6 января 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Халли, Джеймс Дж (1988). Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж: Air-Britain (Historians) Ltd. ISBN 0-85130-164-9 .
- Больно, Зденек (2004). В фокусе: чехи в Королевских ВВС . Уолтон-на-Темзе: Красный коршун. ISBN 0-9538061-9-7 .
- Джексон, Роберт (2003). Spitfire История самого известного британского истребителя времен Второй мировой войны . Ванна: Паррагон . п. 89. ИСБН 0-75258-770-6 .
- Джеффорд, командир CG (2001) [1998]. Эскадрильи Королевских ВВС, Всесторонний отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года (второе изд.). Шрусбери: Издательство Airlife. ISBN 978-1-84037-141-3 .
- Льюис, Питер (1968) [1959]. Истории эскадрилий RFC, RNAS и RAF, с 1912 года . Лондон: Патнэм . п. 96. СБН 370-00022-6.
- Лишкутин, Мирослав А (1988). Вызов в воздухе: вспоминает пилот «Спитфайра» . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 0718306910 .
- Полак, Томас; Райлих, Иржи; Ванката, Павел (2008). Хорошо 310-я (Чехословацкая) эскадрилья, 1940–45: Ураган, Спитфайр . Франция: www.RAF-in-Combat.com. ISBN 978-2-9526381-1-1 .
- Роулингс, Джон Д.Р. (1976) [1969]. Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их авиация (новое изд.). Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd. ISBN 0-354-01028-Х .
- Ситенский, Ладислав (2017). 312-я эскадрилья (на чешском языке). Перевод Мартина Хелебранта. Введение Иржи Райлиха. Прага: Молодой Фронт. ISBN 978-80-204-4627-5 .
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.) . Издательство Орбис . 1985.
- ван Эйк, Мануэль Ф (1993). Мы умерли за Англию (по-чешски). Перевод Франтишека Файтла . Пролог Франтишека Файтла. Прага: Наша армия. ISBN 80-206-0321-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «312-я эскадрилья» . История формирования РАФ . Министерство обороны .
- «№ 312 (Чехословацкая) эскадрилья RAF» . Истребительное командование Королевских ВВС, 1939–1945 гг . Командование Королевских ВВС. 2013 г. – история движения и техники.
- «312-я (Чехословацкая) эскадрилья» . Воздух власти – история организации RAF .
- Дарлингтон, Роджер. «Чехословаки в РАФ» .