№ 27-я эскадрилья RAF
№ 27-я эскадрилья RAF | |
---|---|
![]() | |
Активный |
|
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | Летающая эскадрилья |
Роль | Вертолетная поддержка тяжелых грузов |
Часть | Объединенное авиационное командование |
Домашняя станция | РАФ Одихам |
Девиз (ы) | Как быстро к звездам ( на латыни «Со всей скоростью к звездам») [1] |
Самолет | Боинг Чинук HC5,HC6a |
Боевые почести |
|
Знаки отличия | |
Геральдика значка эскадрильи | Слон, основанный на неофициальной эмблеме, впервые использованной в 1934 году и посвященной первому боевому самолету эскадрильи ( Martinsyde G100 Elephant ) и связи подразделения с Индией . Утвержден королем Эдуардом VIII в октябре 1936 года. |
27-я эскадрилья Королевских ВВС эксплуатирует Боинг Чинук из Королевских ВВС Одихам .
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]
27-я эскадрилья Королевского летного корпуса сформирована на аэродроме Хаунслоу-Хит 5 ноября 1915 года и выделена из 24-й эскадрильи . [2] Первоначально используя самолеты, заимствованные у 24-й эскадрильи, 27-я эскадрилья в конце ноября 1915 года перебралась в Суингейт-Даун недалеко от Дувра , а в начале февраля 1916 года получила свое первое боевое оборудование - Martinsyde Elephant . истребители [3] отсюда и использование слона в качестве значка эскадрильи. [4] Он был передан Франции 1 марта 1916 г. [5] служил в составе 9-го крыла RFC. [6] Первоначально перед эскадрильей была поставлена задача использовать свои самолеты в качестве истребителей сопровождения, но к началу битвы на Сомме стало ясно, что «Элефант» непригоден в качестве истребителя. [7] Первоначально на Сомме эскадрилье было поручено организовать постоянное патрулирование истребителей для защиты британских бомбардировщиков и самолетов-разведчиков. [8] [9] и с обязанностями бомбардировщика-разведчика, воспользовавшись хорошей дальностью полета и грузоподъемностью «Мартинсайда», выполнив свою первую бомбардировку 1 июля 1916 года. [7] [8] 9 июля ему было приказано сконцентрироваться на бомбардировках. [10]
Эскадрилья продолжала эксплуатировать свои «Мартинсайды» до 1917 года, приняв участие в битве при Аррасе в апреле – мае. [11] [12] битва при Мессине в июне, где эскадрилья атаковала немецкие аэродромы, [13] и битва при Пашендейле (также известная как Третья битва при Ипре), где с июля того же года эскадрилья атаковала железнодорожные объекты и аэродромы. [11] [14] В период с сентября по декабрь 1917 года он был переоборудован самолетами Airco DH.4 , которые несли вдвое большую бомбовую нагрузку, чем Martinsyde, с большей скоростью и высотой, а также имели наводчика для защиты от истребителей противника, но все еще были оснащены смесью Martinsyde. и DH.4, когда он летал в поддержку британского наступления в Камбре . [15] [16]
В марте 1918 года эскадрилья двинулась в Виллер-Бретонне к востоку от Амьена в рамках концентрации ресурсов RFC на вероятном маршруте предполагаемого немецкого наступления. [17] Утром 21 марта началась операция «Михаэль» , первая часть весеннего наступления немцев . Сначала эскадрилья была развернута против железнодорожных узлов, чтобы замедлить движение немецких подкреплений. [18] [19] 24 марта эскадрилья была вынуждена эвакуироваться из Виллер-Бретонне, находившегося под угрозой немецкого наступления, в Бовуа-ан-Камбрези . [20] 25 марта, когда немцы угрожали прорывом в районе Бапауме , всем имеющимся эскадрильям, включая 27-ю, было приказано нанести удары по немецким войскам на малых высотах. [21] [22] В течение следующих нескольких дней эскадрилья продолжала сочетать атаки на малых высотах против скоплений войск и атаки на высоких высотах, а 29 марта была вынуждена снова перенести аэродромы, на этот раз в Рюиссовиль . [23] 1 апреля 1918 года RFC объединился с Королевской военно-морской воздушной службой , чтобы сформировать Королевские военно-воздушные силы , но это мало повлияло на эскадрильи на фронте: 27-я эскадрилья продолжала действовать против немецкого наступления. [24] 9 апреля немцы начали второй этап своего наступления — атаку у реки Лис на стыке Первой и Второй британской армий. 27-я эскадрилья снова была развернута против наступательных атак на железнодорожные объекты с 12 апреля. [25] Он начал получать бомбардировщики DH.9 в июле 1918 года, но, поскольку они оказались хуже DH.4, ему удалось сохранить некоторые из своих DH.4 до конца войны. 22 января 1920 года эскадрилья была расформирована. [16]
Межвоенный период
[ редактировать ]1 апреля 1920 года 27-я эскадрилья была реформирована путем изменения нумерации 99-й эскадрильи RAF, находившейся тогда в Индии, на легких бомбардировщиках Airco DH.9A из Рисалпура над северо-западной границей . [26] Операции включали «Войну Пинка» — кампанию воздушных бомбардировок воинствующих членов племени Махсуд в Южном Вазиристане в марте и апреле 1925 года, первую колониальную полицейскую операцию, проведенную исключительно ВВС Великобритании без участия британской армии. [27] DH.9A эскадрильи в конечном итоге были заменены на Westland Wapitis в 1928 году, когда эскадрилья перебралась в Кохат . [26] В декабре 1928 года летный офицер Туск и ведущий летчик Дональдсон (оба из 27-й эскадрильи) совершили первый вылет Кабульского воздушного транспорта . Строго разведывательный полет для выяснения ситуации с британской миссией в Кабуле во время гражданской войны . Они были обстреляны местными соплеменниками и вынуждены приземлиться на близлежащей взлетно-посадочной полосе. После этого им удалось прорваться через нейтральную полосу и добраться до дипломатической миссии, чтобы установить связь со своей базой в Рисалпуре. [28]
Война на Востоке
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны в Европе в сентябре 1939 года часть эскадрильи была развернута в прибрежных противолодочных и противокорабельных патрулях из Мадраса , а затем 1 октября 1939 года эскадрилья стала летной школой подготовки пилотов для Indian Air. Force , эксплуатирующий de Havilland Tiger Moth и Hawker Hart бипланы , а также Wapitis и базирующийся в Рисалпуре. [29] Многие из бывших боевых пилотов эскадрильи были задействованы в переправке бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм» из Египта в Индию и на Дальний Восток, а в январе 1941 года «Бленхеймы» начали поставляться в эскадрилью, что позволило отделить 27-ю эскадрилью, оснащенную «Бленхеймом», от учебной. школу в феврале и отправили в Сингапур . [30] «Бленхеймы» эскадрильи представляли собой самолеты Mk IF, оснащенные подфюзеляжной артиллерийской установкой для использования в качестве дальнего и ночного истребителя. [31] и были единственными ночными истребителями Королевских ВВС на Дальнем Востоке. [32] Эскадрилья перебралась в Баттерворт в мае 1941 года и в Сунгай-Петани в августе того же года. [33] Япония вторглась в Малайю 8 декабря 1941 года, и тем утром 27-я эскадрилья вылетела из восьми «Бленхеймов», чтобы атаковать японские корабли вторжения. Однако плохая погода не позволила им обнаружить какие-либо японские корабли, а воздушные атаки на Сунгай-Петани в тот день разрушили аэродром, и в эскадрилье осталось только четыре годных к полетам самолета. В тот же вечер его эвакуировали в Баттерворт. [34] Остальные самолеты были отведены обратно в Сингапур к 12 декабря, где они вместе с несколькими самолетами Blenheim Is из других эскадрилий действовали под названием 27-й эскадрильи. [35] Остальные Бленхеймы, базирующиеся в Сингапуре, включая самолеты 27-й эскадрильи, были эвакуированы на Суматру с 23 января 1941 года. [36] в конечном итоге работаем из Палембанга . [37] 14 февраля четыре его «Бленхейма» атаковали японские корабли, вторгшиеся на Суматру , при этом два «Бленхейма» были потеряны. [38] все годные к полетам самолеты будут эвакуированы на Яву . 15 февраля [39] Здесь эскадра фактически прекратила свое существование. [26] [40] [41]
Новая 27-я эскадрилья была сформирована на авиабазе RAF Amarda Road India 19 сентября 1942 года, хотя изначально у нее не было самолетов, она получила свой первый Bristol Beaufighter только 22 октября и не имела полного состава Beaufighter до 21 декабря. Свою первую операцию - атаку на аэродром Таунгу в Бирме - 24 декабря 1942 года. [42] эскадрилья перебралась в Канчрапару . В январе 1943 года [43] [44] и в Агарталу в феврале, присоединившись к 169-му крылу 224-й группы. [43] [45] Эскадрилья использовала свои истребители Beaufighter для наземных атак над Бирмой и ударов по кораблям. [46] В апреле 1943 года эскадрилья получила для оценки несколько самолетов de Havilland Mosquito , а в декабре того же года один из них был переоборудован на Mosquito. [47] Конструкция превосходного «Москито» из клея и фанеры оказалась далеко не оптимальной для тропической Бирмы, и при эксплуатации возникли технические проблемы. [48] В конце концов они передали «Москиты» 680-й эскадрилье Королевских ВВС , сохранив «Бофайтеры» и продолжив диету эскадрильи, состоящую из наземных атак и ударов по кораблям, а переключились на спасение в воздушных джунглях . в апреле 1945 года [4] [47]
После капитуляции Японии он был переброшен в Батавию во время индонезийской войны за независимость и был расформирован 1 февраля 1946 года. [4] [47]
Послевоенная служба
[ редактировать ]24 ноября 1947 года эскадрилья была преобразована в Королевские ВВС в Окингтоне в транспортное подразделение, оснащенное транспортами Douglas Dakota . Он летал как по обычным регулярным транспортным маршрутам, так и обучался буксировке планеров , а также принимал участие в Берлинском воздушном сообщении в 1948–49 годах. Расформирован 10 ноября 1950 года. [47] 15 июня 1953 года 27-я эскадрилья была реформирована в RAF Scampton в составе бомбардировочного командования RAF с бомбардировщиками Canberra . Он принял участие в Суэцком кризисе в 1956 году и был расформирован на авиабазе RAF Waddington 31 декабря 1957 года. [47]

В апреле 1961 года эскадрилья была реформирована в RAF Scampton и стала первой эскадрильей, оснащенной бомбардировщиками Avro Vulcan B2 V. [49] и входил в состав ударных сил ядерного сдерживания Великобритании. Вулканцы эскадрильи были оснащены противостоящей бомбой Blue Steel мощностью одной мегатонны до 1969 года, когда каждый из восьми самолетов был переоборудован бомбой для укладки WE.177B. [50] мощностью 450 тыс. тонн. Роль эскадрильи, возложенная на SACEUR в роли проникновения на низком уровне, заключалась в тактической поддержке сухопутных войск, сопротивляющихся советскому наземному нападению на Западную Европу, путем нанесения ударов по целям, указанным SACEUR, за передним краем поля боя и в глубине территорий, удерживаемых противником. [51] К концу 1971 года эскадрилья отказалась от своей роли по доставке ядерного оружия и прекратила свое существование до тех пор, пока в декабре 1973 года она не была преобразована в RAF Scampton с Vulcan B2 для работы в роли морской радиолокационной разведки (MRR), назначенной SACLANT . [4]
С 1973 по 1982 год эскадрилья выполняла обязанности «стратегической разведки» с бортовым оборудованием для наблюдения за осадками в результате воздушных и наземных ядерных испытаний, проводимых новыми ядерными державами на Индийском субконтиненте и в Юго-Восточной Азии. Входящие в состав эскадрильи самолеты Vulcan B2 были модифицированы (и переименованы в «Vulcan B.2 (MRR)») для установки подкрыльевого «анализатора» и оборудования для сбора проб для обнаружения и сбора образцов переносимого по воздуху загрязнения для последующего анализа в Исследовательском центре по атомному оружию (AWRE). ) в Олдермастоне. Образцы были собраны путем пролета через облако пыли на большой высоте в ходе наземных испытаний или через загрязнение верхних слоев атмосферы с подветренной стороны после воздушного взрыва. Эскадрилья снова расформировалась в Скамптоне в 1982 году. [4]

Эскадрилья снова была реформирована в ВВС Великобритании в Мархэме в 1983 году с двенадцатью самолетами Tornado GR1 и восемнадцатью ядерными бомбами WE.177 и снова передана в состав SACEUR в 1984 году. [52] Роль эскадрильи заключалась в тактической поддержке низкого уровня проникновения сухопутных войск, сопротивляющихся советскому наземному нападению на Западную Европу, путем нанесения ударов по целям за передним краем поля боя. В эскадрилью было выделено восемнадцать орудий WE.177 из-за большей грузоподъемности «Торнадо», который мог нести два орудия. Очевидное несоответствие между двенадцатью самолетами «Торнадо» и восемнадцатью ядерными боеголовками объяснялось тем, что планировщики штаба Королевских ВВС ожидали сокращения самолетов на обычной фазе до одной трети, при этом в резерве оставалось достаточное количество самолетов, чтобы доставить полный запас ядерного оружия эскадрильи, если конфликт перерастет в применение тактического ядерного оружия. В сентябре 1993 года самолеты и персонал «Торнадо» эскадрильи перебрались в Королевские ВВС Лоссимаут и получили номерной знак 12-й эскадрильи , которая недавно была расформирована в Королевских ВВС Мархем. [53]
Вертолеты
[ редактировать ]
Номерной знак 27-й эскадрильи был передан RAF Odiham и стала 27-й (резервной) эскадрильей , подразделением оперативной переоборудования «Чинук» / «Пума». [54] ранее № 240 отряда оперативного переоборудования РАФ (OCU). В январе 1998 года она восстановила полноценный статус эскадрильи, оснащенной только «Чинуками». В 2002 году «Чинуки» эскадрильи прошли службу в Афганистане , перевозя морских пехотинцев из 3-й бригады коммандос для операции «Якана» . [55]
Эскадрилья также выполняла транспортные функции во время вторжения в Ирак в 2003 году и дислоцировалась в Басре в составе рейса № 1310 RAF , поддерживая операцию «Телик» . [56] В июле 2006 года 3 вертолета «Чинук» 27-й эскадрильи были отправлены в ВВС Великобритании в Акротири на Кипре для эвакуации британских граждан из Ливана . [57] Он был отправлен в Афганистан для участия в операции «Херрик» в 2011 году. [58]
В марте 2020 года эскадрилья получила право разместить боевую награду на своем штандарте в знак признания ее роли в войне в Афганистане с 2001 по 2014 год. [59]
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]Даты | Самолет | Вариант | Примечания |
---|---|---|---|
1915 | Различные самолеты, унаследованные от 24-й эскадрильи RFC. | ||
1916–1917 | Мартинсайд G.100 и 102 | Одномоторный истребитель-бомбардировщик-биплан. | |
1917–1918 | Кондиционер DH.4 | Одномоторный дневной бомбардировщик-биплан | |
1918–1919 | де Хэвилленд DH.9 | Одномоторный бомбардировщик-биплан | |
1930–1940 | Вестленд Вапити | Одномоторный биплан общего назначения | |
1939–1940 | де Хэвилленд Тайгер Мотылек | Одномоторный учебно-тренировочный биплан | |
1939–1940 | Хокер Харт | Одномоторный легкий бомбардировщик-биплан. | |
1940–1942 | Бристоль Бленхейм | ЕСЛИ | Двухмоторный легкий бомбардировщик |
1942–1944 | Бристоль Бофайтер | ВИФ | Двухмоторный штурмовик |
1943 1943–1944 | де Хэвилленд Москито | II МЫ | Двухмоторный легкий бомбардировщик |
1943–1946 | Бристоль Бофайтер | Х | Двухмоторный штурмовик |
1947–1950 | Дуглас Дакота | Двухмоторный транспорт | |
1953–1957 | Инглиш Электрик Канберра | Б2 | Двухмоторный легкий бомбардировщик |
1961–1972 1973–1983 | Авро Вулкан | Б2 B2(МРР) | Четырехмоторный V-бомбардировщик |
1983–1993 | Панавиа Торнадо | ГР1 | Двухмоторный штурмовик/бомбардировщик |
1993 – настоящее время | Боинг Чинук | ХК2,2А,3,4,4А,5,6А | Двухвинтовой транспортный вертолет |
Культурные ссылки
[ редактировать ]В 2007 году Олли Ламберт снял для BBC документальный фильм о двухмесячном дислокации 27-й эскадрильи в Гильменде, Афганистан. В нем документированы распорядок дня и работа личного состава эскадрильи, дежурившего во время операции «Херрик» . [60] Названный «Над линиями врага», он был впервые показан на BBC One 9 октября 2007 года и был известен своим графическим изображением эвакуации и потери рядового Кристофера Грея, смертельно раненного в засаде в Ноу-Заде 13 апреля 2007 года. [61]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пайн 1983 , с. 190
- ^ Бойер 1972 , с. 17
- ^ Бойер 1972 , стр. 18–19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и « Истории эскадрилий № 26–30. Архивировано 18 марта 2012 года в Wayback Machine ». Атмосфера власти - История организации RAF. Архивировано 26 декабря 2007 года в Wayback Machine . Проверено 29 декабря 2009 г.
- ^ Бойер 1972 , стр. 22–23.
- ^ Истребительные эскадрильи Роулингс Королевских ВВС. 1969 , с. 523
- ^ Перейти обратно: а б Роулингс 1969 , с. 370.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс 1928 , с. 200
- ^ Бойер 1972 , с. 29
- ^ Бойер 1972 , с. 31
- ^ Перейти обратно: а б Мойес 1964 , с. 44
- ^ Бойер 1972 , стр. 47–50.
- ^ Бойер 1972 , стр. 50–51.
- ^ Бойер 1972 , стр. 54–58.
- ^ Бойер 1972 , стр. 60–62.
- ^ Перейти обратно: а б Роулингс 1969 , стр. 370–371.
- ^ Бойер 1972 , стр. 63–64.
- ^ Бойер 1972 , стр. 65–66.
- ^ Джонс 1934 , стр. 296, 304, 312.
- ^ Бойер 1972 , с. 66
- ^ Бойер 1972 , стр. 68–69.
- ^ Джонс 1934 , стр. 320–321.
- ^ Бойер 1972 , стр. 69–70.
- ^ Бойер 1972 , с. 71
- ^ Бойер 1972 , стр. 71–73.
- ^ Перейти обратно: а б с Роулингс 1969 , с. 371
- ^ Бойер 1972 , стр. 115–117.
- ^ Роу 2012 , стр. 25–26.
- ^ Бойер 1972 , стр. 157–159.
- ^ Бойер 1972 , стр. 159–161.
- ^ Истребительные эскадрильи Роулингс Королевских ВВС. 1969 , с. 75
- ^ Бойер 1972 , с. 163
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1992 , с. 33
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1992 , стр. 87–88, 94, 96.
- ^ Бойер 1972 , с. 171
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1992 , с. 340
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , стр. 19, 50.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , с. 193
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , стр. 114–114.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , с. 108
- ^ «27-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 29 декабря 2009 г.
- ^ Бойер 1972 , стр. 177–178.
- ^ Перейти обратно: а б Бойер 1972 , с. 178
- ^ Шорс 2005 , стр. 48–49.
- ^ Шорс 2005 , стр. 56–57.
- ^ Роулингс 1969 , стр. 371–372.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Роулингс 1969 , с. 372
- ^ Хакстейбл, Марк. « 27-я эскадрилья ». www.mossie.org . Проверено 29 декабря 2009 г.
- ^ Винн 1997 , с. 500
- ^ «Боевой порядок линии ядерного фронта Королевских ВВС 1970 года» .
- ^ "nuclear-weapons.info" . Nuclear-Weapons.info .
- ^ «Боевой порядок на передовой ядерной линии Королевских ВВС 1984 года» .
- ^ «Подробности истории оружия @ www.nuclear-weapons.info/images/1994» . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Март 1998 г. , с. 160
- ^ «Операция Джакана – Афганистан – 2002» . Шаттерсток . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ «Боевые награды Королевских ВВС» . Они работают на вас . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ «Операция Высоколобость» . Хелис . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ «Экипажи RAF Chinook тренируются для Афганистана в Калифорнии» . Министерство обороны. 22 июля 2011 года . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ «Эскадрильи Королевских ВВС получили боевые награды от Ее Величества Королевы» . Королевские ВВС . 24 марта 2020 г. Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «Вчерашнее ТВ: ОДНА жизнь: Над линией врага» . Хранитель . 10 октября 2007 года . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ «BBC One – Одна жизнь, Серия 9, Над линией врага» . Би-би-си . Проверено 22 июня 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бойер, Чаз (1972). Летающие слоны: история 27-й эскадрильи RFC/RAF, 1915–1969 гг . Лондон: Macdonald and Co. (Publishers) Ltd. ISBN 0-356-038165 .
- Хэлли, Джеймс Дж. Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1988. ISBN 0-85130-164-9 .
- Иннес, Дэвид Дж. Бофайтеры над Бирмой: 27-я эскадрилья Королевских ВВС, 1942–45 . Пул, Дорсет, Великобритания: Blandford Press, 1985. ISBN 0-7137-1599-5 .
- Джеффорд, командир звена CG эскадрилий RAF, всеобъемлющий отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий RAF и их предшественников с 1912 года . Шрусбери: Издательство Airlife, 2001. ISBN 1-84037-141-2 .
- Джонс, Барри. Фай-бомбардировщики: Валиант, Виктор и Вулкан . Рамсбери, Великобритания: The Crowood Press, 2007. ISBN 978-1-86126-945-4 .
- Джонс, ХА (1928). Война в воздухе: история участия Королевских ВВС в Великой войне: Том II . История Великой войны на основе официальных документов. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Джонс, ХА (1934). Война в воздухе: история участия Королевских ВВС в Великой войне: Том IV . История Великой войны на основе официальных документов. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Марш, Питер Р. (1998). От проводной связи к дистанционному управлению – 80 лет Королевским ВВС, 1918–1998 гг . RAF Fairford: Предприятия благотворительного фонда Королевских ВВС. ISBN 1-899808-06-Х .
- Мойес, Филип-младший (1964). Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Co. (Publishers) Ltd.
- Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-9339-Х .
- Роулингс, JDR (октябрь 1969 г.). «История 27-й эскадрильи». Воздушная картина . Том. 32, нет. 10. С. 370–372.
- Роулингс, Джон Д. Р. Прибрежные, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Jane's Publishing Company Ltd., 1982. ISBN 0-7106-0187-5 .
- Роулингс, Джон Д.Р. (1969). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd.
- Роу, Эндрю (весна 2012 г.). «Эвакуация по воздуху: почти забытый Кабулский воздушный транспорт 1928–1929 годов» . Обзор авиации . Том. 15, нет. 1. Шривенхэм, Великобритания: Центр исследований авиации Королевских ВВС . стр. 21–38. ISSN 1463-6298 . Проверено 10 июля 2021 г.
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1992). Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-50-Х .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1993). Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-67-4 .
- Шорс, Кристофер (2005). Воздушная война за Бирму: ВВС союзников отбиваются в Юго-Восточной Азии в 1942–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-904010-95-4 .
- Винн, Хамфри (1997). Стратегические силы ядерного сдерживания Королевских ВВС: их происхождение, роль и развертывание, 1946–1969 гг. Документальная история . Канцелярский офис. ISBN 0-11-772833-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Эскадрилья на сайте RAF
- Королевские ВВС Одихам - 27-я эскадрилья