Jump to content

№ 14-й эскадрильи RAF

№ 14 (Крестоносцы) эскадрилья RAF
Значок эскадрильи
Активный
  • 3 февраля 1915 г. - 4 февраля 1919 г.
  • 1 февраля 1920 г. - 1 июня 1945 г.
  • 1 июня 1945 г. - 31 марта 1946 г.
  • 1 апреля 1946 г. - 17 декабря 1962 г.
  • 17 декабря 1962 г. - 30 июня 1970 г.
  • 30 июня 1970 г. - 1 июня 2011 г.
  • 14 октября 2011 г. – настоящее время
Страна Великобритания Великобритания
Ветвь Королевские ВВС
Тип Летающая эскадрилья
Роль Разведка поля боя
Часть №1 Группа РАФ
Домашняя станция РАФ Уоддингтон
Девиз (ы) Я расправляю крылья и держу свое обещание
( по-арабски «Я расправляю крылья и держу свое обещание»). [ 1 ]
Самолет Бичкрафт Тень R1
Боевые почести * Награды, отмеченные звездочкой, могут быть изображены на штандарте эскадрильи.
Знаки отличия
Геральдика значка эскадрильи Крылатая пластина, заряженная крестом по всей длине и наплечниками доспеха. Значок был одобрен королем Георгом VI в мае 1937 года и представляет собой крестоносца в сочетании с Георгиевским крестом из-за тесной связи эскадрильи во время Первой мировой войны с Диосполем , Палестина , предполагаемым местом захоронения Святого, и его расположением в Ближний Восток на момент подачи в Chester Herald .
Эскадронный медальон
Коды эскадрилий БФ (апрель 1939 г. - сентябрь 1939 г.)
CX (сентябрь 1944 г. - июнь 1945 г., апрель 1946 г. - февраль 1951 г.)
Б (май 1953 г. - июнь 1955 г.)
A (переносится на Ягуары)
B (переносится на Jaguar)
BA – BZ (август 1985 г. – июнь 2011 г.)

14-я эскадрилья (Крестоносцы) Королевских ВВС в настоящее время эксплуатирует Beechcraft Shadow R1 (модифицированный Beechcraft Super King Air ) в роли разведки, наблюдения, обнаружения целей и разведки (ISTAR) от RAF Waddington .

Первая мировая война

[ редактировать ]

14-я эскадрилья Королевского летного корпуса была сформирована 3 февраля 1915 года в Шорхэме из самолетов Maurice Farman S.11 и BE2 . [ 2 ] После нескольких месяцев обучения в ноябре того же года он отправился на Ближний Восток для по сотрудничеству с армией выполнения задач во время Синайской и Палестинской кампании . [ 3 ] В 1916 году BE2 эскадрильи были дополнены небольшим количеством двухместных истребителей DH1A для сопровождения, которые использовались до марта 1917 года. [ 4 ] Среди других истребителей, входивших в состав истребительного звена эскадрильи, были Bristol Scout и Vickers FB.19 , но истребительное звено покинуло эскадрилью в августе 1917 года и сформировало 111-ю эскадрилью . [ 5 ] Эскадрилья летала на поддержку британских войск в Третьей битве за Газу в конце 1917 года. [ 6 ] В ноябре 1917 года эскадрилья была оснащена самолетами RE8 Королевского авиационного завода , которые использовались для выполнения разведывательных задач при атаке 7-й турецкой армии , отступавшей после битвы при Наблусе . Он был отозван в Великобританию в январе 1919 года и расформирован в следующем месяце. [ 5 ] [ 6 ]

Девиз эскадрильи

[ редактировать ]

Девиз эскадрильи — « Я расправляю крылья и держу свое обещание » — многие, в том числе и в Королевских ВВС, полагают, что это отрывок из Корана, предложенный Королевским ВВС эмиром Трансиордании, но на арабском языке это не совсем так, как показано на значок эскадрильи. [ 3 ] Прозвище эскадрильи было «Крестоносцы» , что отражало мотив крестоносцев на значке эскадрильи. Это прозвище было исключено в 2024 году после жалобы со стороны службы коннотации крестоносцев в отношении мусульман, с которыми они сражались. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Между войнами

[ редактировать ]

1 февраля 1920 года эскадрилья была реформирована в Рамле путем изменения нумерации 111-й эскадрильи . Эскадрилья управляла истребителями «Бристоль» и использовала их для различных задач, включая фотосъемку и воздушную полицию. Эскадрилья патрулировала Трансиорданию и Палестину в течение следующих 20 лет, и именно в этот период эскадрилья получила свой арабский девиз. [ 10 ] Бомбардировщики Airco DH.9A дополнили истребители «Бристоль» эскадрильи в июне 1924 года, используя их для атак и вместе с броневиками Королевских ВВС, помогая разгромить многотысячный рейдовый отряд племени Ихван в Умм-эль-Амаде, в 12 милях (19 км) к югу. Аммана в Иордании в августе того же года. [ 11 ] [ 12 ] Эскадрилья полностью укомплектована DH.9A в январе 1926 года. [ 5 ] Fairey III F заменили DH.9A эскадрильи в ноябре 1929 года, используя их для разведки во время гражданских беспорядков в Палестине. [ 5 ] [ 13 ] [ 14 ] Fairey Gordon , модификация IIIF с радиальным двигателем, переоснастила эскадрилью в сентябре 1932 года и использовалась для операций против арабских мятежников во время палестинских беспорядков 1933 года . [ 5 ] [ 15 ] В марте 1938 года эскадрилья заменила свои «Гордоны» на Vickers Wellesley бомбардировщики- монопланы . [ 5 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Когда разразилась Вторая мировая война , эскадрилья была переброшена в Египет, но вскоре вернулась в Амман. [ 3 ] В мае 1940 года, когда вероятность войны между Великобританией и Италией быстро росла, 14-й эскадрилье было приказано перебраться в Порт-Судан для усиления слабых сил Королевских ВВС в Восточной Африке, противостоящих итальянским войскам в Эфиопии и Эритрее . [ 16 ] 10 июня Италия объявила войну Великобритании и Франции, а в ночь с 11 на 12 июня 14-я эскадрилья выполнила свою первую наступательную миссию во Второй мировой войне, когда девять самолетов «Уэллсли» разбомбили резервуары для хранения топлива и аэродром в Массауа . [ 17 ] Он потерял свой первый Уэлсли из-за итальянской обороны 14 июня во время второго рейда на Массауа. [ 18 ] Эскадрилья получила единственный Supermarine Walrus из 47-й эскадрильи , который использовался для патрулирования над Красным морем в июле 1940 года. [ 19 ] в то время как «Уэллсли» эскадрильи продолжали бомбить итальянские цели. [ 20 ] Эскадрилья начала получать двухмоторные самолеты Bristol Blenheim в сентябре того же года, выполнив свой первый полет в Blenheim 20 сентября. [ 21 ] и совершил свой последний вылет в Уэлсли 20 ноября. [ 22 ] В марте 1941 года осуществляла бомбардировки в поддержку штурма Керена . [ 23 ]

14-я эскадрилья Бленхеймов

В апреле 1941 года, после освобождения Аддис-Абебы , эскадрилья была отправлена ​​в Египет для действий над Западной пустыней. [ 24 ] Эскадрилья была развернута для поддержки операции «Краткость» 15–16 мая 1941 года, неудачного британского наступления. [ 25 ] пять самолетов «Бленхейм» были сбиты Messerschmitt Bf 109 истребителями III группы , Jagdgeschwader 27 во время обстрела дороги Тобрук Капуццо . и совершил атаки на немецкий и итальянский автотранспорт: 21 мая [ 26 ] Эскадрилья атаковала аэродром Малеме 25 и 27 мая во время битвы за Крит . [ 27 ] а в июне участвовал в поддержке операции «Боевой топор» , еще одного неудачного британского наступления в Западной пустыне. [ 28 ] 7 июля 1941 года эскадрилья вышла из Западной пустыни и базировалась в Палестине и Ираке, пока в ноябре 1941 года не вернулась в Египет. [ 29 ] [ 30 ]

Мартин Мародер из 14-й эскадрильи в 1942 году.

17 августа 1942 года 14-я эскадрилья была выведена из боевых действий и преобразована в Martin Marauder , первую эскадрилью британских ВВС, эксплуатирующую этот американский бомбардировщик. Свой первый боевой вылет эскадрилья совершила на корабле «Мародер» — морской разведывательной миссии 26 октября 1942 года. [ 31 ] [ 32 ] Эскадра использовала свои «Мародеры» для дальней морской разведки, постановки мин и противокорабельных атак с использованием торпед над Эгейским морем . «Мародеры» эскадры потопили торпедами танкер 19 января 1943 года и еще два торговых судна 21 февраля. [ 32 ] [ 33 ] В марте 1943 года он начал выполнять противолодочные задачи и задачи дальней морской разведки, находя цели для атаки других противокорабельных подразделений, действовавших из Блиды , а затем из Мезон Бланш в Алжире . [ 34 ] [ 35 ] В мае 1943 года эскадрилья пополнила свои «Мародеры» шестью предоставленными в аренду бывшими ВВС США «Мустангами» P-51A , которые оборудовали дополнительный полет для наступательных операций, но в июле они были возвращены ВВС США, а эскадрилья продолжала эксплуатировать «Мародеры». [ 36 ] Его отряды действовали в Италии и Сардинии , а в июне 1944 года полностью перебрались в Альгеро на Сардинии. [ 34 ] В июле 1944 года эскадрилья начала осуществлять морское патрулирование совместно с «Бристольскими истребителями» 39 - й эскадрильи , при этом «Мародер» курсировал в открытом море и направлял истребители «Бофайтер» атаковать любое замеченное судно. [ 37 ] Свой последний вылет на «Мародере» эскадрилья совершила 21 сентября того же года, оставив свое оборудование, когда перебралась обратно в Великобританию. [ 34 ]

Эскадрилья действовала в составе прибрежного командования Королевских ВВС с 24 октября 1944 года. [ 38 ] По возвращении в Великобританию эскадрилья базировалась на авиабазе RAF Chivenor и выполняла противолодочные задачи над западными подходами и Бискайским заливом, используя самолеты Vickers Wellington Mk.XIV . Эскадрилья была снова расформирована 1 июня 1945 года, но возродилась в тот же день, когда 143-я эскадрилья в Банфе , оснащенная истребителями De Havilland Mosquito Mk.VI для противокорабельных ударов, была перенумерована. Это воплощение эскадрильи просуществовало недолго: 31 марта 1946 года она была расформирована. [ 6 ]

С РАФ Германии

[ редактировать ]

Однако расформирование длилось недолго: на следующий день 128-я эскадрилья , эксплуатировавшая Mosquito B.16 на авиабазе RAF Wahn в Германии, была переименована в 14-ю эскадрилью, и эскадрилья снова ожила. В декабре 1947 года Mosquito B.16 были заменены вариантом Mosquito B.35. Эскадрилья перешла в RAF Celle в сентябре 1949 года, но это было непродолжительное размещение, поскольку в ноябре 1950 года они снова перебрались, на этот раз в RAF Fassberg . В 1951 году эскадрилья получила Vampire FB.5 на замену Mosquitos, а в 1953 году Vampires уступили место Venom FB.1 . Эскадрилья перешла на роль дневных истребителей, когда в 1955 году получила истребители Hunter F.4 во время базирования в ВВС Ольденбург , где они пробыли два года, прежде чем перебраться в ВВС Альхорн . Эскадрилья использовала «Хантеры» до 17 декабря 1962 года, когда подразделение было расформировано в RAF Gutersloh . Однако в тот же день 88-я эскадрилья была переименована в 14-ю эскадрилью, летавшую на самолетах Canberra B(I).8 из RAF Wildenrath . [ 39 ]

30 июня 1970 года эскадрилья была реформирована в RAF Bruggen и эксплуатировала Phantom FGR.2 до апреля 1975 года, когда их заменили SEPECAT Jaguar . С 1976 года их роль в ВВС Брюгген, закрепленная за SACEUR , заключалась в поддержке армии в наземном сражении в Европе, сначала в роли обычного оружия, а затем в роли доставки ядерного оружия в случае использования тактического ядерного оружия. Планирующий персонал Королевских ВВС ожидал, что двенадцать «Ягуаров» эскадрильи потеряют одну треть своей численности, в результате чего останется достаточно выживших, чтобы доставить свой запас из восьми ядерных бомб WE.177 . [ 40 ] [ 41 ] С 1986 года двенадцать Jaguar эскадрильи были заменены на двенадцать Tornado GR.1 для использования в аналогичной роли. [ 42 ] «Торнадо» могли нести две ядерные бомбы WE.177, и штаб Королевских ВВС ожидал, что уцелевших после фазы обычной войны будет достаточно, чтобы доставить увеличенный запас из восемнадцати бомб. Роль эскадрильи, эксплуатирующей ядерные бомбы WE.177, была запрограммирована на сохранение до середины 1990-х годов. [ 43 ]

В августе 1990 года эскадрилья была отправлена ​​в Бахрейн в ответ на иракское вторжение в Кувейт в рамках операции «Грэнби» вместе с двумя другими эскадрильями из Брюггена, №. 9 и нет. 31 эскадрилья. [ 44 ]

Ирак и Афганистан

[ редактировать ]

Эскадрилья вернулась в Великобританию из Германии в январе 2001 года. [ 45 ] Он действовал из Королевских ВВС Лоссимаута в составе эскадрильи Tornado GR4 Force, специализирующейся на TIALD на малых высотах , ночных электрооптических полетах на малых высотах и ​​оперативных полетах на малых высотах. До января 2003 года она участвовала в операции «Резинат» (Юг), вылетая из авиабазы ​​Али-аль-Салем , Кувейт. Эскадрилья вернулась в Али-аль-Салем в августе 2003 года в рамках операции TELIC (этап 4). [ 46 ] В сентябре 2003 года шесть «Торнадо» в последний раз вылетели из Али-аль-Салема, начали выполнять оперативные задания над Ираком и приземлиться на авиабазе Аль-Удейд в Катаре. [ 46 ]

четыре экипажа эскадрильи приняли участие в первом отряде личного состава Tornado GR Force для операции HERRICK . Летом 2009 года [ 47 ] С ноября 2010 года по февраль 2011 года 14-я эскадрилья провела свое единственное автономное подразделение в Кандагаре , выполняя полеты днем ​​и ночью для поддержки сил ISAF по всему Афганистану. Эскадрилья установила наземную боевую готовность, а также совершила множество запланированных разведывательных вылетов с использованием капсулы RAPTOR и вылетов CAS, оснащенных 500-фунтовыми бомбами Paveway IV Dual Mode Seeker MBDA Brimstone . и ракетами [ 48 ]

Beechcraft Shadow R1 в июне 2011 года.

После его возвращения в Великобританию в 2011 году было объявлено, что эскадрилья будет расформирована как одна из двух эскадрилий «Торнадо» в связи с прекращением операций в составе SDSR 2010 года вместе с XIII эскадрильей, базирующейся в Королевских ВВС Мархэм. [ 49 ]

Эскадрилья прекратила свою деятельность в марте 2011 года и после официального рассмотрения герцогом Йоркским была официально расформирована 1 июня 2011 года. Командир эскадрильи Эрик Альдрованди, бирманский питон , который служил талисманом полка и был в составе эскадрильи. после переоборудования на «Торнадо» в 1985 году, воспользовался возможностью выйти на пенсию и был переведен в Амазонию, достопримечательность для посетителей в загородном парке Стратклайд. [ 50 ]

Реформация

[ редактировать ]

Эскадрилья была переформирована 14 октября 2011 года в ВВС Великобритании в Уоддингтоне, эксплуатируя Beechcraft Shadow R1 в роли тактической поддержки ISR, деятельность, которая ранее выполнялась как полет под эскадрильей V (AC) . [ 51 ]

С сентября 2014 года эскадрилья временно переехала в Конингсби вместе с эскадрильей V (AC) в связи с ремонтом взлетно- посадочной полосы Королевских ВВС Уоддингтон, на завершение которого ушло более года. [ 52 ] В 2017 году было объявлено, что парк эскадрильи из пяти Shadow R1 будет увеличен на три и будут профинансированы дальнейшие модернизации. [ 53 ]

Самолет эксплуатировался

[ редактировать ]

В состав эксплуатируемых самолетов входили:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 104 . ISBN  0-7100-9339-Х .
  2. ^ Галлей 1988, стр. 46–47.
  3. ^ Jump up to: а б с «14-я эскадрилья». Архивировано 6 октября 2016 года в Wayback Machine . Королевские ВВС . Проверено 27 апреля 2013 г.
  4. ^ Брюс 1982, с. 40.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Эшворт 1989, с. 58.
  6. ^ Jump up to: а б с Роулингс 1982, с. 33.
  7. ^ Эшворт 1989 , с. 60.
  8. ^ «Эскадрилья Королевских ВВС отказалась от прозвища Crusaders после жалобы» . Новости Би-би-си . 29 июля 2024 г. Проверено 29 июля 2024 г.
  9. ^ Стрингер, Коннор (29 июля 2024 г.). «Королевские ВВС отказываются от ярлыка «Крестоносец», поскольку это оскорбительно для мусульман». «Дейли телеграф» . № 52, 631. с. 6. ISSN   0307-1235 .
  10. ^ Эшворт 1989, стр. 57–58.
  11. ^ Thetford Airplane Monthly , август 1992 г., стр. 19–20.
  12. Рейс 18 января 1934 г., с. 50.
  13. ^ Thetford Airplane Monthly , май 1994 г., стр. 34.
  14. ^ «Меморандум государственного секретаря по авиации». Архивировано 21 сентября 2013 года в Wayback Machine . Рейс , Том XXII, № 1107. 14 марта 1930 г. с. 300.
  15. ^ Thetford Airplane Monthly , июнь 1994 г., стр. 17–18.
  16. ^ Napier Airplane , июнь 2013 г., с. 96.
  17. ^ Napier Airplane , июнь 2013 г., стр. 98–99.
  18. ^ Шорс 1996, с. 21.
  19. ^ Шорс 1996, с. 35.
  20. ^ Napier Airplane , июнь 2013 г., стр. 99–102.
  21. ^ Шорс 1996, стр. 60–61.
  22. ^ Napier Airplane , июнь 2013 г., с. 102.
  23. ^ Шорс 1996, стр. 124, 131.
  24. ^ Шорс 1996, стр. 143–144.
  25. ^ Шорс и др. Средиземноморская воздушная война, том 1, с. 212.
  26. ^ Шорс и др. Средиземноморская воздушная война , том 1, стр. 191–192.
  27. ^ Шорс и др. Средиземноморская воздушная война , том 1, стр. 197–199, 202–203.
  28. ^ Шорс и др. Средиземноморская воздушная война , том 1, стр. 216, 224–225.
  29. ^ Шорс и др. Средиземноморская воздушная война, том 1, с. 237.
  30. ^ Мойес 1964, с. 32.
  31. ^ Шорс и др. Средиземноморская воздушная война , том 2, стр. 581, 611.
  32. ^ Jump up to: а б Air International , февраль 1988 г., с. 81.
  33. ^ Шорс и др. Средиземноморская воздушная война , том 2, стр. 630, 635.
  34. ^ Jump up to: а б с Галлей 1980, стр. 38–39.
  35. ^ Шорс и др. Средиземноморская воздушная война , том 3, стр. 383–384, 392.
  36. ^ Шорс и др. Средиземноморская воздушная война , Том 4, с. 19.
  37. ^ Шорс и др. Воздушная война в Средиземноморье , Том 5, стр. 149, 153.
  38. ^ Эшворт 1992 , с. 235.
  39. ^ Галлей 1980, с. 126
  40. ^ «Детали вооружения и данные 14-й эскадрильи за 1976 год» . Архивировано из оригинала 26 марта 2012 года . Проверено 2 июня 2012 г.
  41. ^ «Обзор оружия @ www.nuclear-weapons.info/vw.htm#WE.177 Лафет» . Nuclear-weapons.info. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года . Проверено 2 июня 2012 г.
  42. ^ «Детали вооружения и данные 14-й эскадрильи за 1986 год» . Архивировано из оригинала 26 марта 2012 года . Проверено 2 июня 2012 г.
  43. ^ Уокер, доктор Джон Р. (2018). «История программы ядерного оружия WE 177 Соединенного Королевства» (PDF) . Британско-Американский совет по безопасности и информации. п. 24 . Проверено 10 июня 2019 г.
  44. ^ Прайс, Альфред (23 октября 1991 г.). «Шторм Торнадо» (PDF) . Рейс Интернешнл. п. 42 . Проверено 8 февраля 2019 г.
  45. ^ «Истории эскадрилий № 11–15» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 10 июня 2019 г.
  46. ^ Jump up to: а б Напье 2015, стр. 246.
  47. ^ Напье 2015, стр. 262.
  48. ^ Напье 2015, стр. 272.
  49. ^ «Эскадрильи «Торнадо» будут расформированы» . Архивировано из оригинала 14 августа 2012 года . Проверено 15 августа 2012 г.
  50. ^ «Самый продолжительный член эскадрильи уходит на пенсию» . мод.uk. Архивировано из оригинала 11 августа 2012 года.
  51. ^ «Конец эпохи Королевских ВВС Лоссимаут Торнадо» . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 24 марта 2017 г.
  52. ^ «RAF Waddington — Королевские ВВС» (PDF) . www.raf.mod.uk. Архивировано (PDF) из оригинала 2 апреля 2015 г.
  53. ^ «Великобритания обязуется провести масштабную модернизацию флота наблюдения Shadow» . Полет Глобал . 14 сентября 2017 года . Проверено 10 июня 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эшворт, Крис (1989). Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо: Стивенс. ISBN  1-85260-013-6 .
  • Эшворт, Крис (1992). Береговое командование Королевских ВВС, 1936–1969 гг . Спаркфорд , Великобритания: Патрик Стивенс. ISBN  1-85260-345-3 .
  • Бойер, Майкл Дж. Ф. и Джон Д. Р. Роулингс. Кодексы эскадрильи, 1937–56 гг . Кембридж, Кембриджшир, Великобритания: Патрик Стивенс Лтд., 1979. ISBN   0-85059-364-6 .
  • Брюс, Дж. М. Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN   0-370-30084-X .
  • Флинтэм, Вик и Эндрю Томас. Боевые коды: полное объяснение и список кодов подразделений ВВС Великобритании, Содружества и союзников с 1938 года . Шрусбери, Шропшир, Великобритания: Airlife Publishing Ltd., 2003. ISBN   1-84037-281-8 .
  • Галлей, Джеймс Дж. Эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air Britain (Historians) Ltd, 1980. ISNM 0-85130-083-9.
  • Хэлли, Джеймс Дж. Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1988. ISBN   0-85130-164-9 .
  • Джеффорд, CG Эскадрильи RAF, полный отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий RAF и их предшественников с 1912 года . Шрусбери: Airlife Publishing, 1998 (второе издание, 2001 г.). ISBN   1-84037-141-2 .
  • Льюис, Питер. Истории эскадрилий: RFC, RNAS и RAF, 1912–59 . Лондон: Патнэм, 1959.
  • «Мародер: Подлая машина мистера Мартина: Часть вторая». Air International , февраль 1988 г., Vol. 34, № 2, с. 75–82, 94. ISSN   0306-5634 .
  • Мойес, Филип-младший Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Макдональд и компания, 1964.
  • Мойес, Филип-младший Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd., 1976. ISBN   0-354-01027-1 .
  • «14-я (бомбардировочная) эскадрилья» . Полет , Том XXVI, № 1308, 18 января 1934 г., стр. 49–53.
  • Нэпьер, Майкл. «Крылатые крестоносцы: Годы Уэлсли». Самолет , июнь 2013, Том. 41 № 6. С. 96–102. ISSN 0143-7240.
  • Нэпьер, Майкл. Голубые бриллианты: подвиги 14-й эскадрильи Королевских ВВС в 1945–2015 гг . Перо и меч, 2015. ISBN   978-1473823273
  • Оранжевый, доктор Винсент; Лорд Дерамор ; Командир звена Э. Донован и вице-маршал авиации Дерик К. Стэплтон. Крылатые обещания: история 14-й эскадрильи RAF, 1915–1945 гг . RAF Fairford , Великобритания: Благотворительный фонд Королевских ВВС, 1996. ISBN   1-899808-45-0 .
  • Роулингс, Джон Д. Р. Прибрежные, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Jane's Publishing Company Ltd., 1982. ISBN   0-7106-0187-5 .
  • Роулингс, Джон Д. Р. Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd., 1969 (новое издание 1976 г., переиздание в 1978 г.). ISBN   0-354-01028-X .
  • Шорс, Кристофер. Облака пыли на Ближнем Востоке: воздушная война за Восточную Африку, Ирак, Сирию, Иран и Мадагаскар, 1940–42 . Лондон: Груб-стрит, 1996. ISBN   1-898697-37-X .
  • Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; и Рассел Гест. История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 гг.: Том первый: Северная Африка, июнь 1940 г. - январь 1942 г. Лондон: Груб-стрит, 2012. ISBN   9781908117076 .
  • Шорс, Кристофер, Массимелло, Джованни; Гость, Рассел; Олиник, Фрэнк; и Винфрид Бок. История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 гг.: Том второй: Пустыня Северной Африки, февраль 1942 г. - март 1943 г. Лондон: Груб-стрит, 2012. ISBN   9781909166127 .
  • Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел; Олиник, Фрэнк; и Винфрид Бок. История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том третий: Тунис и конец Африки: ноябрь 1942 года - май 1943 года . Лондон: Груб-стрит, 2016. ISBN   978-1-910690-00-0 .
  • Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел; Олиник, Фрэнк; Бок, Винфрид и Энди Томас. История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 гг.: Том четвертый: Сицилия и Италия до падения Рима: 14 мая 1943 г. - 5 июня 1944 г. Лондон: Груб-стрит, 2018. ISBN   978-1-911621-10-2 .
  • Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел; Олиник, Фрэнк; Бок, Винфрид и Энди Томас. История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том пятый: От падения Рима до конца войны 1944–1945 годов . Лондон: Груб-стрит, 2021. ISBN   978-1-911621-97-3 .
  • Тетфорд, Оуэн. «Днем и ночью – Часть 3». Airplane Monthly , август 1992 г., Vol. 20 № 8. С. 16–22. ISSN   0143-7240 .
  • Тетфорд, Оуэн. «Фейри IIIF и Гордон на службе: Часть 1». Airplane Monthly , май 1994 г., том 22, № 5, выпуск 253. Лондон: IPC. стр. 32–38. ISSN   0143-7240 .
  • Тетфорд, Оуэн. «Фейри IIIF и Гордон на службе: Часть 2». Airplane Monthly , июнь 1994 г., том 22, № 6. стр. 16–20. ISSN   0143-7240 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73272dc95ddecdc06347fe340571133e__1722811620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/3e/73272dc95ddecdc06347fe340571133e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
No. 14 Squadron RAF - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)