Бристоль Скаут
Бристоль Скаут | |
---|---|
![]() | |
RNAS Bristol Scout D третьей серийной партии | |
Роль | одноместный разведчик/истребитель |
Производитель | Британская и колониальная авиастроительная компания |
Дизайнер | Фрэнк Барнуэлл |
Первый полет | 23 февраля 1914 г. |
Основные пользователи | Королевский летный корпус Королевская военно-морская авиационная служба Австралийский летный корпус |
Произведено | 1914–1916 |
Количество построенных | 374 [ 1 ] |
Bristol Scout — одноместный роторный биплан, первоначально спроектированный как гоночный самолет. Как и аналогичные быстрые и легкие самолеты того периода, он использовался RNAS и RFC в качестве « разведчика » или быстрого разведывательного типа. Это был один из первых одноместных самолетов, использовавшихся в качестве истребителя , хотя оснастить его эффективным передним вооружением было невозможно до тех пор, пока первые синхронизаторы орудий позднее в 1916 году не стали доступны британской разработки. Скаут устарел. Одноместные истребители продолжали называться «разведчиками» в британском обиходе до начала 1920-х годов. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Bristol Scout был спроектирован во второй половине 1913 года Фрэнком Барнуэллом и Гарри Бастидом , главным летчиком-испытателем Бристоля, которые задумали построить небольшой высокопроизводительный биплан во время испытаний гидросамолета Bristol X.3 , проект которого был разработан отдельный секретный конструкторский отдел, возглавляемый Барнвеллом. Первоначально проекту был присвоен заводской номер SN.183, унаследованный от аннулированного проекта Анри Коанды для итальянского правительства , наполовину законченный фюзеляж которого остался в мастерских, а чертежи самолета носили этот номер. [ 2 ]

Конструкция представляла собой однопролетный биплан равного размаха с расположенными в шахматном порядке крыльями с параллельными хордами, загнутыми законцовками и элеронами, прикрепленными к верхнему и нижнему крыльям, которые имели двугранный наклон примерно в полградуса , благодаря чему они выглядели почти прямыми, если смотреть сверху. передний. Секция крыла была разработана Коандой и использовалась для крыльев бипланов Бристоль Коанда . [ 3 ] Фюзеляж прямоугольного сечения представлял собой традиционную деревянную конструкцию с проволочными расчалками, построенную из ясеня и ели, при этом носовая часть была покрыта алюминиевыми листами, а задняя часть - тканью. [ 3 ] Он был оснащен Gnome Lambda роторным двигателем мощностью 80 л.с. (60 кВт) , заключенным в капот , не имевший открытой лобовой части, хотя нижняя часть была срезана, чтобы обеспечить доступ охлаждающего воздуха к двигателю. [ 4 ] Он имел прямоугольный сбалансированный руль направления без фиксированного киля и разделенные рули высоты, прикрепленные к неподъемному горизонтальному стабилизатору. Неподвижное горизонтальное оперение было выполнено из стальных труб с деревянными нервюрами, а рули высоты были полностью изготовлены из стальных труб. [ 5 ]

Первый полет был совершен в Ларкхилле 23 февраля 1914 года самолетом Бастидом, а затем он был выставлен на аэрошоу в марте 1914 года в Олимпии в Лондоне. После дальнейших полетов в Ларкхилле прототип, позже получивший название Scout A , был возвращен на завод в Филтоне и оснащен крыльями большего размера, увеличившими хорду на шесть дюймов (15 см), а размах — с 22 футов (6,71 м) до 24 фута 7 дюймов (7,49 м). Они были оснащены увеличенным двугранником. 1 + 3⁄4 . ° Другие изменения включали более крупный руль направления, новый открытый капот с шестью внешними ребрами жесткости, расположенными симметрично неравномерно под углами по бокам капота (особенно если смотреть «носом вперед»). [ 6 ] и колеса с тканевыми панелями. Он был оценен британскими военными 14 мая 1914 года в Фарнборо , когда под управлением Бастида самолет достиг скорости 97,5 миль в час (157 км/ч) со скоростью сваливания 40 миль в час (64 км/ч). [ 7 ] Затем самолет был заявлен на участие в Воздушном Дерби 1914 года , но не принял участия, поскольку погода в день гонки была настолько плохой, что Бристоль не хотел рисковать самолетом. К этому времени еще два экземпляра (заводские номера 229 и 230) находились в стадии строительства, и прототип был продан лорду Карбери за 400 фунтов стерлингов без двигателя. Карбери оснастил его девятицилиндровым роторным двигателем Le Rhône 9C мощностью 80 л.с. и участвовал в гонке Лондон-Манчестер, состоявшейся 20 июня, но повредил самолет при приземлении в замке Бромвич, и ему пришлось отказаться от участия. После ремонта, включая модификацию ходовой части для расширения колеи , Карбери принял участие в гонке Лондон-Париж-Лондон, состоявшейся 11 июля, но на обратном этапе ему пришлось покинуть самолет в Ла-Манше; в то время как во Франции по ошибке был заполнен только один из двух топливных баков. Карбери удалось приземлиться рядом с кораблем и скрыться, но самолет был потерян. [ 8 ]

Номера 229 и 230, позже получившие обозначение Scout B , когда Фрэнк Барнуэлл ретроспективно дал номера типов ранним самолетам Bristol, были идентичны модифицированному Scout A, за исключением наличия подкрыльевых полозьев в форме полуобруча, которые представляют собой шесть ребер жесткости, расположенных вокруг внешняя окружная поверхность капота двигателя (также имеющая большее круглое переднее отверстие для охлаждения двигателя по сравнению с Scout A) и увеличенный руль направления. Завершенные вскоре после начала войны в августе 1914 года, они были реквизированы военным министерством. Учитывая серийные номера Королевского летного корпуса 644 и 648, один был передан для оценки 3-й эскадрилье , а другой - 5-й эскадрилье . [ 1 ] Номер 644 был поврежден и не подлежал ремонту 12 ноября 1914 года в результате аварийной посадки.
Впечатленное характеристиками самолетов, военное министерство заказало двенадцать экземпляров 5 ноября, а Адмиралтейство заказало еще 24 экземпляра 7 ноября. [ 9 ] Серийный самолет, позже названный Scout C , отличался от своих предшественников в основном конструктивными деталями, хотя капот был заменен на с небольшим лобовым отверстием и без ребер жесткости, верхний настил перед кабиной имел более глубокий изгиб и Алюминиевая обшивка бортов фюзеляжа доходила лишь до носовых стоек центроплана, настил кормовой части которых был фанерным. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Период службы Bristol Scout (1914–1916) ознаменовал зарождение истребительной авиации как отдельного типа, и многие из самых ранних попыток вооружить британские самолеты тракторной конфигурации орудиями, стреляющими вперед, были опробованы в действии с использованием Bristol Scouts. Они начались с вооружения второго Scout B, номер RFC 648, двумя винтовками, по одной с каждой стороны, направленными наружу и вперед, чтобы очистить дугу винта. [ 1 ] [ 10 ]
Два первых самолета Bristol Scout C Королевского летного корпуса, номера 1609 и 1611, которыми пилотировал капитан Лано Хокер из 6-й эскадрильи RFC , были каждый в свою очередь - поскольку 1609-й был списан из-за боевых повреждений, 1611-й получил свое орудие. крепежное оборудование в качестве его замены - вооружено пулеметом Льюиса на левой стороне фюзеляжа, почти идентично винтовкам, опробованным на втором Scout B, с использованием крепления, разработанного Хокером. Когда 25 июля 1915 года Хокер сбил два немецких самолета и отбил третий над Пашендалем и Зиллебеке, он был награжден первым в истории Крестом Виктории за действия британского одноместного военного разведчика/летчика-истребителя в воздушном бою против более тяжелых самолетов противника. чем воздушные самолеты, [ 11 ] после предыдущих наград VC Уильяму Роудсу-Мурхаусу (управлявшему двухместным наблюдательным бипланом BE2) и Реджинальду Уорнефорду (полету против вражеского дирижабля) в апреле [ 12 ] и июнь 1915 г. [ 13 ] [ 14 ] соответственно.

Некоторые из 24 первых серийных самолетов Scout C для RNAS были вооружены одним (или иногда двумя) пулеметами Льюиса, иногда пулеметом Льюиса, установленным на верхней части центроплана крыла, как у Nieuport 11 ; более распространенным был очень сомнительный выбор некоторыми пилотами RNAS установки пушки Льюиса на носовую часть фюзеляжа их Scout C, как если бы это было синхронизированное оружие, стреляющее прямо вперед и через дугу винта, - действие, которое, вероятно, привести к серьезному повреждению гребного винта. Тип отклоняющих пули клиньев, которые Ролан Гаррос опробовал на своем моноплане Morane-Saulnier Type N, также был опробован на одном из последних Scout C RFC, № 5303, но, поскольку это, похоже, также потребовало использования Morane Type N. Огромный кок «запеканки», который почти полностью блокировал доступ охлаждающего воздуха к двигателю, метод отклоняющего клина не получил дальнейшего развития в Bristol Scouts. [ 1 ] [ 15 ] [ 16 ]
RNAS Scout был первым сухопутным самолетом, управляемым с корабля, когда Flt. Лейтенант Х.Ф. Таулер летал под номером 1255 с летной палубы гидросамолета HMS Vindex 3 ноября 1915 года. [ 17 ] В качестве попытки защиты от немецких дирижаблей некоторые разведчики RNAS Scout D были оснащены Ranken Darts , стрелой с 1 фунтом (0,45 кг) взрывчатого вещества на снаряд, выбрасываемым из пары вертикальных цилиндрических контейнеров под сиденьем пилота, каждый из которых содержал 24 дротика. [ 18 ] 2 августа 1916 года Flt. Лейтенант К. Т. Фриман управлял разведчиком с палубы Виндекса и атаковал Цеппелин L 17 с помощью Ранкен Дартс. Ни один из дротиков не причинил никакого вреда «Цеппелину», а поскольку самолет Фримена не смог приземлиться на « Виндекс» и находился слишком далеко от земли для безопасного возвращения, ему пришлось бросить свой Scout C после атаки. [ 6 ]

В марте 1916 года RFC Scout C No.5313 был оснащен пулеметом Vickers , синхронизированным для стрельбы через винт с помощью неудобного синхронизирующего механизма Vickers-Challenger , единственного механизма, доступного RFC в то время. Шесть других Scouts, поздние Scout C и ранние Scout D, также были оснащены той же комбинацией. Все типы, использующие это оборудование (включая BE12 , RE8 и Vickers FB19 ), имели орудие, установленное на левом борту фюзеляжа. Попытка использовать механизм синхронизации центрально установленной пушки на Bristol Scout не удалась, а испытания, продолжавшиеся по крайней мере до мая 1916 года, привели к отказу от этой идеи, и ни один Bristol Scout, вооруженный Vickers, в боевых действиях не использовался. [ 1 ]
Ни одна из эскадрилий RFC или RNAS, эксплуатирующих Bristol Scout, не была оснащена исключительно этим самолетом, и к концу лета 1916 года ни один новый самолет Bristol Scout не поставлялся в британские эскадрильи ни одной службы, первые истребительные эскадрильи на вооружении RFC. Вместо этого он будет оснащен истребителем Airco DH.2 одноместным конфигурации Pusher . Небольшое количество бристольских скаутов было отправлено на Ближний Восток (в Египет, Месопотамию и Палестину ) в 1916 году. Другие служили в Македонии и в RNAS в Восточном Средиземноморье. Последним известным скаутом Бристоля на военной службе был бывший разведчик RNAS D № 8978 в Австралии , который базировался в Пойнт-Куке , недалеко от Мельбурна , еще в октябре 1926 года.
Когда бристольские скауты больше не требовались для службы на передовой, их перераспределили в учебные подразделения, хотя многие из них были оставлены старшими офицерами в качестве личных «маленьких автомобилей».
№ 5570 пережил войну и перешел в частную собственность, а в 1933 году был списан. [ 19 ]
Варианты
[ редактировать ]Скаут А
[ редактировать ]Единственный прототип самолета.
Скаут Б
[ редактировать ]Изготовлено два экземпляра, идентичных модифицированному Scout A, за исключением подкрыльевых полозьев в форме полуобруча и увеличенного руля направления.
Тип 1 Разведчик С
[ редактировать ]
Подобно предыдущему Scout B. У этих ранних Scout C, всего 36 самолетов (двенадцать для Королевского летного корпуса и 24 для RNAS), основной масляный бак также был перемещен в положение непосредственно за плечами пилота, что потребовало приподнятый задний спинной обтекатель сразу за сиденьем пилота для его размещения. На этих самолетах использовался куполообразный капот с небольшим центральным отверстием, который предназначался только для использования с семицилиндровым роторным двигателем Gnome Lambda мощностью 80 л.с. , что любопытно, именно этот роторный двигатель предпочитал Королевская военно-морская авиационная служба. [ 1 ] [ 20 ]
После первоначального запуска 36 планеров Scout C в более поздних производственных партиях Scout C, состоящих из 50 самолетов, построенных для RNAS и 75 для RFC, капот был заменен на версию с плоской передней частью и меньшей глубиной, способную вместить либо роторный двигатель Gnome Lambda. или альтернативный выбор девятицилиндрового роторного двигателя Le Rhône 9C мощностью 80 л.с. , когда Gnome Lambda не использовался, и переместил масляный бак вперед в положение перед пилотом для лучшего распределения веса и более надежной работы двигателя. Более поздний капот с относительно «плоской» передней частью для оставшихся самолетов Scout C все еще имел небольшое отверстие куполообразного блока, при этом обе конструкции капота имели вырез по окружности в виде прорези, сделанный на глубине середины капота примерно в одну шестую окружности. , к самому нижнему периметру капота, чтобы усилить охлаждающий эффект и дать возможность стечь несгоревшей топливно-масляной смеси. [ 1 ] Всего для британской армии было произведено около 161 планера Scout C, при этом переход на стандарт Scout D происходил постепенно, внося изменения в характеристики. [ 21 ]
Типы 2, 3, 4 и 5 Scout D
[ редактировать ]Последняя и самая массовая серийная версия, Scout D , постепенно появилась в результате ряда дальнейших усовершенствований конструкции Scout C. Одно из первых изменений появилось на семнадцати из 75 морских Scout Cs с увеличением двугранного угла крыла от 1 + 3 ⁄ 4 ° до 3 ° и другие самолеты из 75 серийных самолетов ВМФ имели набор горизонтальных оперений большего размаха и руль направления с расширенной хордой , элероны с более коротким размахом и большое переднее отверстие для капота, что значительно как у Scout B, но без внешних ребер жесткости. [ 22 ]
Новый капот иногда модифицировали с помощью блистера на нижней стороне правого борта для более эффективной очистки выхлопных газов, поскольку он предназначался для размещения в конечном итоге более мощного девятицилиндрового роторного двигателя Gnôme Monosoupape B2 мощностью 100 л.с. в более поздних серийных партиях. , чтобы улучшить характеристики Scout D. Было произведено около 210 экземпляров версии Scout D, из которых 80 были заказаны RNAS, а остальные 130 - Королевским летным корпусом. [ 1 ] [ 23 ]
Другие варианты
[ редактировать ]- S.2A : двухместный истребитель Scout D. Два из них были построены как самолеты для повышения квалификации. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]
|
- Австралийский летный корпус
- 1-я эскадрилья AFC в Египте и Палестине .
- № 6 (учебная) эскадрилья AFC в Великобритании .
- Центральная летная школа AFC в Пойнт-Куке, Виктория .
- Османские ВВС использовали несколько захваченных в плен бристольских разведчиков.
Выжившие самолеты и репродукции
[ редактировать ]

Для полета были построены две известные репродукции и одна копия Bristol Scout: Лео Опдайк, основатель ежеквартального издания AERO времен Первой мировой войны, начал создавать репродукцию Scout D в 1962 году в штате Нью-Йорк. [ 24 ] что он будет оснащен Le Rhône 9C мощностью 80 л.с. роторным двигателем Предполагалось , Самолет медленно формировался у него дома, затем в Покипси, штат Нью-Йорк , в начале 1980-х годов, когда он был завершен, затем доставлен на близлежащий аэродром Олд-Райнбек и однажды успешно долетел там, что закончилось небольшой аварией без травм. Открытый полный планер с двигателем сегодня выставлен в Музее авиации флота в Йовилтоне , Великобритания. [ 25 ]
Другой представляет собой копию Bristol Scout C, копию № 1264, одного из первых 24 самолетов Scout C, построенных для RNAS, но с сохранившимся джойстиком, рулем направления и все еще функционирующим пусковым магнето Bosch от оригинального самолета № 1264. . Дэвид и Ричард Бремнеры из Великобритании, внуки первого пилота № 1264, в 2002 году хотели создать достойную дань уважения своему деду, пилоту RNAS Фрэнсису Дональду Холдену Бремнеру, используя артефакты оригинала своего деда. Исследования начались в 2002 году, а строительство планера началось в 2008 году. Первый полет модели, аналогично более раннему проекту воспроизведения Опдике с роторным двигателем Le Rhône 9C, произошел 9 июля 2015 года с посещением района вокруг Галлиполи , где Самолет их деда базировался с декабря 1915 года по август 1916 года, чтобы летать на копии оригинального Scout C их деда, летавшего против Центральных держав. [ 26 ]
Реплика Bristol Scout D летает вместе с Ассоциацией боевых птиц Новой Зеландии, базирующейся в аэропорту Ардмор, Окленд, Новая Зеландия. Эта конкретная машина была построена в Калифорнии Хербом Харки в 1990-х годах и завершена в 1997 году. Она имеет оригинальные компоненты того времени, такие как инструменты в кабине, и настоящий двигатель Le'Rhone мощностью 80 л.с. Он прибыл в Новую Зеландию в 2018 году и регулярно демонстрируется на ежегодных авиашоу и днях открытых дверей Ассоциации боевых птиц Новой Зеландии. [ 27 ]
Дополнительная полноразмерная копия самолета представляет собой репродукцию Scout D № A1742 в Аэрокосмическом музее Бристоля на бывшем аэродроме Филтон .
Технические характеристики (Бристоль Скаут Д)
[ редактировать ]
Данные Bristol Aircraft с 1910 года. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 20 футов 8 дюймов (6,30 м)
- Размах крыльев: 24 фута 7 дюймов (7,49 м)
- Рост: 8 футов 6 дюймов (2,59 м)
- Площадь крыла: 198 кв. футов (18,4 м 2 )
- Пустой вес: 789 фунтов (358 кг)
- Полная масса: 1195 фунтов (542 кг)
- Силовая установка: 1 × Le Rhône 9C 9-цилиндровый роторно-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 80 л.с. (60 кВт)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 94 миль в час (151 км/ч, 82 узла)
- Диапазон: 187 миль (301 км, 162 миль)
- Продолжительность: 2 часа 30 минут.
- Практический потолок: 16 000 футов (4900 м)
- Время набора высоты: 10 000 футов (3048 м) за 18 минут 30 секунд.
- Нагрузка на крыло: 6,03 фунта/кв. футов (29,4 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,067 л.с./фунт (0,110 кВт/кг)
Вооружение
- Орудия: 1 пулемет Льюиса или Виккерса.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Евро 511
- Фоккер Д.II
- Хальберштадт Д.II
- Ньюпор 11
- Пембертон-Биллинг PB9
- Королевский авиационный завод SE2
- Таблоид Сопвич
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Барнс 1964 г.
- ^ Барнс 1970, стр.91
- ^ Jump up to: а б Бристоль "Скаут" мощностью 80 л.с. , Полет , 25 апреля 1914 г., стр. 434–6.
- ^ Брюс, Дж. М. (1994). Файл данных Windsock № 44, Бристольские скауты . Берхамстед, Хертс, Великобритания: Публикации Альбатроса. стр. 2–3. ISBN 0-948414-59-6 .
- ↑ Восстановление дедушкиного разведчика , 18 декабря 1913 г. Дата доступа в среду, 28 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Брюс, Дж. М. (1994). Файл данных Windsock № 44, Бристольские скауты . Берхамстед, Хертс, Великобритания: Публикации Альбатроса. п. 5. ISBN 0-948414-59-6 .
- ^ Jump up to: а б Брюс, Дж. М. Бристольский разведчик, часть 1 , Flight International , 26 сентября 1958 г., стр. 525–8.
- ^ Барнс 1970, стр. 92–3.
- ^ Барнс 1970, с. 94
- ^ Брюс, Дж. М. (1994). Файл данных Windsock № 44, Бристольские скауты . Берхамстед, Хертс, Великобритания: Публикации Альбатроса. стр. 3–4. ISBN 0-948414-59-6 .
- ^ Брюс, Дж. М. (1994). Файл данных Windsock № 44, Бристольские скауты . Берхамстед, Хертс, Великобритания: Публикации Альбатроса. стр. 5, 6. ISBN 0-948414-59-6 .
- ^ «№29170» . Лондонская газета (Приложение). 21 мая 1915 г. с. 4990.
- ^ Стертивант, Рэй, Британская военно-морская авиация: Авиация флота, 1917–1990 , Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1990, ISBN 0-87021-026-2 , с. 215.
- ^ Уайтхаус, Арка, Истребители Цеппелинов , Нью-Йорк: Ace Books, 1966, без ISBN, стр. 84–92.
- ^ Брюс, Дж. М. (1994). Файл данных Windsock № 44, Бристольские скауты . Берхамстед, Хертс, Великобритания: Публикации Альбатроса. стр. 10, 11. ISBN 0-948414-59-6 .
- ^ Шорс и Рольф 2001, стр. 10–11.
- ^ Брюс, JM The Bristol Scout Pt II Flight International, 3 октября 1958 г., стр. 544–6.
- ^ Брюс, Дж. М. Бристольский разведчик, часть V Flight International , 31 октября 1958 г., стр. 701–11.
- ^ Заяц, Пол (2014). Британские забытые истребители Первой мировой войны . Страуд Великобритания: Фонтхилл. стр. 56–57. ISBN 978-1781551974 .
- ^ Брюс, Дж. М. (1994). Файл данных Windsock № 44, Бристольские скауты . Берхамстед, Хертс, Великобритания: Публикации Альбатроса. стр. 5–7. ISBN 0-948414-59-6 .
- ^ «Бристоль Скаут» . Военный завод . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Брюс, Дж. М. (1994). Файл данных Windsock № 44, Бристольские скауты . Берхамстед, Хертс, Великобритания: Альбатрос. п. 8. ISBN 0-948414-59-6 .
- ^ "Бристоль Скаут Д." Музей авиации флота. Проверено: 18 октября 2011 г.
- ^ Лео Опдике (31 октября 2011 г.). WWI Aero - Бристольский разведчик Лео Опдайка (YouTube) (YouTube). США: ww1aeroinc. Событие происходит в 3:07. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ «Музей авиации Королевского военно-морского флота - Выставки - Зал 4 - Передний край - Бристоль Скаут D» . www.fleetairarm.com . Музей авиации Королевского военно-морского флота . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Бремнер, Дэвид, Рик и Сью (июль 2012 г.). «Bristol Scout – Восстановление дедушкиного самолета – О проекте» . bristolscout.wordpress.com . WordPress.com . Проверено 28 августа 2017 г.
Дедушка летал на крыле № 2 RNAS с декабря 1915 по август 1916 года в Имбросе, у полуострова Галлиполи, и на Тасосе, греческом острове у побережья Болгарии, которая недавно присоединилась к [центральным] державам... Он летал десять раз. В его время существовало множество различных типов самолетов, и из них всем его любимым был Bristol Bullet, или Scout. Он летал на семи разных Скаутах, и его любимым был серийный номер 1264... После его смерти мы нашли в его мастерской три сувенира: палку, руль направления и магнето, и догадались, что это из 1264.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дисплей, Реплика-Летная годность- Вкл. «Бристоль Скаут Д» . Новозеландская ассоциация боевых птиц Inc. Проверено 28 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Барнс, CH Bristol Aircraft с 1910 года. Лондон: Патнэм, 1964.
- Барнс, CH Bristol Aircraft с 1910 года. (второе изд.) Лондон: Патнэм, 1970. ISBN 0 370 00015 3
- Брюс, Дж. М. Бристольские скауты (файл данных Windsock № 44). Берхамстед, Хертс, Великобритания: Альбатрос, 1994. ISBN 0-948414-59-6 .
- Шорс, Кристофер и Рольф, Марк. Британские и имперские асы Первой мировой войны. Оксфорд, Великобритания: Оспри, 2001. ISBN 978-1-84176-377-4 .
- Томас, Эндрю. «По следам Дедула: ранняя греческая военно-морская авиация». Air Enthusiast , № 94, июль – август 2001 г., стр. 8–9. ISSN 0143-5450
Внешние ссылки
[ редактировать ]