Нападение на двадцатый конвой
Нападение на Двадцатый конвой в Освенцим | |
---|---|
![]() Мемориал теракту | |
Расположение | Между Боортмеербеком и Хаахтом , Бельгия. |
Дата | 19 апреля 1943 г. |
Тип инцидента | Саботаж, массовый побег заключенных |
Преступники | Бельгийское сопротивление |
Выжившие | 118 беглецов, [1] 153 выживших в Освенциме [1] |
Мемориалы | Да |
19 апреля 1943 года члены бельгийского Сопротивления остановили поезд, посвященный Холокосту , и освободили несколько евреев, которых везли в концентрационный лагерь Освенцим из транзитного лагеря Мехелен в Бельгии , на двадцатом конвое из лагеря. После нападения еще несколько человек смогли выпрыгнуть из поезда. Всего спастись удалось 233 людям, из которых в конечном итоге выжили 118. Остальные были либо убиты во время побега, либо вскоре после этого снова схвачены. Нападение было необычным как попытка сопротивления освободить депортированных евреев и стало единственным массовым побегом депортированных в поезде, посвященном Холокосту.
Предыстория [ править ]
от 70 000 до 75 000 евреев . В 1940 году в Бельгии проживало [2] Лишь немногие из них проживали там постоянно, и многие прибыли в страну во время межвоенного периода , спасаясь от преследований в Германии и Восточной Европе. [2] Вскоре после вторжения Германии в Бельгию в мае 1940 года немецкие оккупационные власти приняли ряд антиеврейских законов. В 1942 году желтый значок был введен для всех бельгийских евреев. В августе 1942 года в рамках « Окончательного решения» началась депортация бельгийских евреев в концентрационные лагеря и лагеря смерти в Восточной Европе в опломбированных железнодорожных конвоях. [3]
Из них 46 процентов были депортированы из бывшего транзитного лагеря Мехелен , а еще 5034 человека были депортированы через лагерь для интернированных Дранси (недалеко от Парижа ). Reichssicherheitshauptamt ( RSHA ) в Берлине отвечал за организацию перевозки, а начальник казарм Доссена ( sammellager ) подготовил бумажный список конвоя в трех экземплярах. Один экземпляр предназначался для полицейского, отвечавшего за безопасность во время перевозки, второй — для саммеллажа в Мехелене, а третий — для отдела BSD, расположенного в Брюсселе . Поскольку все копии казарм Доссена сохранились, историки смогли отследить и нанести на карту все немецкие перевозки бельгийских евреев в концентрационные лагеря . С лета 1942 по 1944 год двадцать восемь транспортов покинули Бельгию, чтобы доставить 25 257 евреев и 351 цыгана в Восточную Европу. [4] Их пунктом назначения обычно был Освенцим-Биркенау . [4]
Атака [ править ]

19 апреля 1943 года двадцатый транспорт покинул транзитный лагерь Мехелен, перевозя 1631 еврейского мужчину, женщину и ребенка. [1] Впервые использовавшиеся ранее вагоны третьего класса были заменены грузовыми вагонами с колючей проволокой, закрывающей небольшие окна. Был добавлен специальный вагон Sonderwagen с 19 евреями (18 мужчин и одна женщина), состоящими из членов сопротивления и «прыгунов» из предыдущих транспортов. Эти узники «специального списка» были отмечены на спине своей одежды крестом, окрашенным в красный цвет, чтобы охранники знали, что их следует казнить немедленно по прибытии в Освенцим. В конце концов трое заключенных сбежали из фургона; четвертый был застрелен.
Трое молодых студентов и члены бельгийского сопротивления, в том числе еврейский врач Юра Лившиц ( фр. ) и два его друга-нееврея Роберт Майстрио. [5] и Жан Франклемон ( Франция ), вооружившись одним пистолетом, фонарем и красной бумагой, чтобы создать импровизированный красный фонарь (для использования в качестве сигнала опасности), смогли остановить поезд на пути Мехелен- Лёвен , между муниципалитетами Боортмеербек и Хаахт . [1] Двадцатый конвой охраняли один офицер и пятнадцать солдат Sicherheitspolizei ( SiPo-SD), прибывших из Германии. Несмотря на эти меры безопасности, Майстрио смог открыть один фургон и освободить 17 человек. [1]
Остальные заключенные сбежали из конвоя, не причастные к нападению. Машинист поезда Альберт Дюмон сделал все, что мог, чтобы поддерживать самый медленный темп между Тиненом и Тонгереном , останавливаясь всякий раз, когда это было возможно и оправданно, и таким образом дать возможность большему количеству людей прыгнуть, не убивая себя.
Всего из поезда удалось спастись 233 человекам. [1] В конечном итоге 89 человек были пойманы и отправлены в последующие конвои. [1] Еще 26 человек были убиты либо в результате стрельбы, либо в результате падения, а 118 удалось бежать. [1] Самому младшему, Саймону Гроновски , было всего 11 лет. [1] Регине Крохмаль ( фр. ), восемнадцатилетняя медсестра, участвовавшая в сопротивлении, также сбежала после того, как разрезала хлебным ножом деревянные решетки, установленные перед воздухозаборником поезда, и спрыгнула с поезда недалеко от Хаахта. Оба пережили войну.
Дальнейшее путешествие [ править ]

22 апреля 1943 года поезд прибыл в Освенцим. В ходе отбора только 521 идентификационный номер (276 мужчин и 245 женщин) был присвоен в качестве рабских работников, и только 150 из 521 в конечном итоге пережили войну. Остальные 874 невыбранных человека были немедленно убиты в газовых камерах Освенцима II-Биркенау. Считается, что в результате побега необычно большая часть заключенных конвоя была убита по прибытии. [1] Около 70 процентов женщин-заключённых были убиты сразу в газовых камерах , а остальные были направлены на медицинские эксперименты. [1]
Последствия [ править ]

Нападение было необычным как попытка сопротивления освободить депортированных евреев и стало единственным массовым побегом депортированных. [1]
Двадцатая колонна была исключительно крупной и стала первым транспортом, в котором использовались грузовые вагоны с дверями, огороженными колючей проволокой. В предыдущих перевозках использовались вагоны третьего класса, в которых можно было легко спастись через окна. После двадцатого конвоя каждый конвой до тех пор, пока не достиг границы с Германией, был усилен немецкой резервной ротой (базирующейся в Брюсселе).
Троих участников сопротивления, совершивших рейд, постигла следующая судьба:
- Юра Лившиц (1917-1944): Через месяц после налета на конвой Лившиц был арестован гестапо. Ему удалось одолеть охрану, одеться в форму и сбежать из штаб-квартиры гестапо в Брюсселе. 26 июня 1943 года Лившиц и его брат Александр были остановлены фельджандармерией . В машине было обнаружено оружие, и оба были арестованы. 17 февраля 1944 года Юра Лившиц был расстрелян в Схарбеке .
- Жан Франклемон (1917–1977): Франклемон был арестован 4 августа 1943 года и заключен в тюрьму форта Бреендонк . 14 марта 1944 года немецкий военный трибунал приговорил его к шести годам тюремного заключения. В апреле 1944 года его перевезли в концентрационный лагерь Зонненбург как узника «Нахт и Небель» . В ноябре 1944 года его перевели в Заксенхаузен . После освобождения Франклемон остался в Германии, где и умер в 1977 году.
- Робер Майстрио (1921–2008): После налета на конвой Майстрио бежал в Арденнский лес , где семь месяцев скрывался у партизан. Он принял участие в La Grande Coupure , акции сопротивления, в ходе которой 15 января 1944 года было разрушено 20 опор электропередачи. 20 марта 1944 года Майстрио был арестован Sicherheitspolizei . Его держали в форте Бреендонк, а затем переправили в Бухенвальд . После дальнейших периодов в концентрационных лагерях возле Харцунгена (подлагерь Миттельбау-Дора ) и Эльриха его перевели в Берген-Бельзен , где он был освобожден 15 апреля 1945 года. В 1949 году он переехал в Бельгийское Конго. Умер в 2008 году. в Волюве-Сен-Ламбер .
В память об акциях сопротивления в 1993 году возле железнодорожного вокзала Боортмеербека была открыта статуя . Он помнит Холокост и транспортировку 25 483 евреев и 351 цыгана по железнодорожному пути Мехелен-Лёвен в концентрационные лагеря. [1]
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Би-би-си 2013 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саеренс 1998 , с. 160
- ^ Яхиль 1991 , с. 394.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Яхиль 1991 , с. 436.
- ^ Роберт Майстрио - его деятельность по спасению жизней евреев во время Холокоста , на Яд Вашем . сайте
Ссылки [ править ]
- Уильямс, Алтея; Эрлих, Сара (19 апреля 2013 г.). «Побег из поезда в Освенцим» . Новости Би-би-си . Проверено 22 апреля 2013 г.
- Саеренс, Ливен (1998). «Отношение Антверпена к евреям с 1918 по 1940 год и его последствия для периода оккупации». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. ISBN 965-308-068-7 .
- Яхиль, Лени (1991). Холокост: судьба европейского еврейства, 1932–1945 гг . Исследования по еврейской истории (Перепечатка (пер.) под ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504523-8 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Михилс, Марк; Вейнгарт, Марк Ван ден (2012). XX-й транспорт в Освенцим: неравная борьба не на жизнь, а на смерть . Антверпен: Стандартные издатели. ISBN 9789022327173 .
- Шрайбер, Мэрион (2003). Двадцатый поезд: правдивая история засады поезда смерти в Освенцим (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-1766-3 .
Внешние ссылки [ править ]
- Выжившие из Транспортной двадцатки
- Историческое объяснение XX-го конвоя (возможен выбор английского языка)
- Гроновски, Саймон . «Побег конвоя из Освенцима» . Всемирная служба Би-би-си (интервью) . Проверено 25 августа 2013 г.
50 ° 58'55 "N 4 ° 34'25" E / 50,9820 ° N 4,5737 ° E