Jump to content

Пережившие Холокост

Выжившие в Холокосте — это люди, пережившие Холокост , определяемый как преследование и попытки уничтожения евреев со стороны нацистской Германии и ее союзников до и во время Второй мировой войны в Европе и Северной Африке. Не существует общепринятого определения этого термина, и он по-разному применялся к евреям, пережившим войну в оккупированной Германией Европе или на других территориях Оси, а также к тем, кто бежал в союзные и нейтральные страны до или во время войны. В некоторых случаях неевреи, которые также подверглись коллективным преследованиям при нацистском режиме, также считаются пережившими Холокост. Определение менялось с течением времени.

К числу переживших Холокост относятся те преследуемые гражданские лица, которые были еще живы в концентрационных лагерях , когда они были освобождены в конце войны, или те, кто либо выжил как партизаны , либо был спрятан с помощью неевреев , либо бежал. на территории, находящиеся вне контроля нацистов, до того, как было реализовано « Окончательное решение» .

В конце войны непосредственными проблемами, с которыми столкнулись пережившие Холокост, были физическое и эмоциональное восстановление после голода, жестокого обращения и страданий, которые они пережили; необходимость поиска своих родственников и воссоединения с ними, если кто-то из них еще жив; восстановить свою жизнь, вернувшись в свои прежние дома или, что чаще, иммигрировав в новые и более безопасные места, потому что их дома и общины были разрушены или потому что они оказались под угрозой из-за новых актов антисемитского насилия.

После того, как первоначальные и неотложные потребности людей, переживших Холокост, были удовлетворены, на первый план вышли дополнительные проблемы. Примеры такого рода включают социальное обеспечение и психологическую помощь, возмещение ущерба и реституцию за преследование, рабский труд и понесенный ими имущественный ущерб, возвращение украденных книг, произведений искусства и другого украденного имущества их законным владельцам, сбор свидетелей и свидетельства выживших, увековечивание памяти убитых членов семей и разрушенных сообществ, а также забота об инвалидах и пожилых людях, выживших, и это лишь некоторые из них.

Определение [ править ]

Дети в концлагере Освенцим во время его освобождения советскими войсками

Термин «переживший Холокост» применяется к евреям, пережившим массовые истребления, осуществленные нацистами. Однако этот термин также может быть применен к тем, кто не попал под прямой контроль нацистского режима в Германии или оккупированной Европе , но был существенно затронут им, например, к евреям, которые бежали из Германии или своей родины, чтобы спастись от нацистов. , и никогда не жили в стране, контролируемой нацистами после прихода к власти Адольфа Гитлера , но жили в ней до того, как нацисты привели в действие « Окончательное решение », или другие, которые не преследовались самими нацистами, но преследовались своими союзниками или коллаборационисты как в странах-сателлитах нацистов, так и в оккупированных странах. [1]

Яд Вашем , официальный мемориал Государства Израиль жертвам Холокоста, определяет выживших в Холокосте как евреев, которые жили под контролем нацистов, будь то прямой или косвенный, в течение любого периода времени, и пережили его. В это определение входят евреи, которые всю войну жили при нацистских коллаборационистских режимах, включая Францию , Болгарию и Румынию , но не были депортированы, а также евреи, которые бежали или были вынуждены покинуть Германию в 1930-х годах. Кроме того, другие еврейские беженцы считаются пережившими Холокост, в том числе те, кто покинул свои родные страны в Восточной Европе , спасаясь от вторгшейся немецкой армии, и провел годы, живя в Советском Союзе . [2]

дает Мемориальный музей Холокоста США более широкое определение пережившим Холокост: «Музей чтит любых выживших людей, евреев или неевреев, которые были перемещены, преследовались или подвергались дискриминации по расовым, религиозным, этническим, социальным и политическая политика нацистов и их пособников в период с 1933 по 1945 год. Помимо бывших узников концентрационных лагерей , гетто и тюрем, это определение включает, среди прочего, людей, которые жили как беженцы, или людей, которые жили в бегах». [3]

В последние годы двадцатого века, по мере развития общественного сознания о Холокосте, другие группы, которые ранее игнорировались или маргинализировались как выжившие, начали делиться своими свидетельствами в мемориальных проектах и ​​добиваться возмещения за свой опыт. Одна из таких групп состояла из синти (цыган), переживших нацистские преследования, которые объявили голодовку в Дахау , Германия, в 1980 году, чтобы привлечь внимание к своему положению и потребовать моральной реабилитации за свои страдания во время Холокоста, а Западная Германия официально признала Холокост. геноцид цыган в 1982 году. [4] [5] есть беженцев, которые бежали на восток в районы, контролируемые Советским Союзом, с начала войны или людей, которые были депортированы в различные части Советского Союза НКВД Другая группа, которая была определена как пережившие Холокост, состоит из «выживших в бегстве», то . [6] [7]

Растущая осведомленность о дополнительных категориях выживших привела к расширению определения переживших Холокост такими учреждениями, как Клеймс Конференс , Яд Вашем и Мемориальный музей Холокоста США, чтобы оно могло включать выживших в бегстве и других лиц, которые ранее были исключены из реституции и признание, например, тех, кто скрывался во время войны, в том числе детей, которых прятали , чтобы защитить их от нацистов. [7]

Число выживших [ править ]

В начале Второй мировой войны в сентябре 1939 года около девяти с половиной миллионов евреев жили в европейских странах , которые либо уже находились под контролем нацистской Германии, либо были захвачены или завоеваны добровольно или силой во время войны. [8] [9] Почти две трети этих европейских евреев, почти шесть миллионов человек, были уничтожены, так что к концу войны в Европе в мае 1945 года из них выжило около 3,5 миллионов. [1] [10] По состоянию на январь 2024 года в живых осталось около 245 000 выживших. [11]

К числу тех, кому удалось при различных обстоятельствах остаться в живых до конца войны, относятся:

Узники концлагеря [ править ]

От 250 000 до 300 000 евреев выдержали концентрационные лагеря и марши смерти , хотя десятки тысяч из них были настолько слабы или больны, что даже при наличии медицинской помощи после освобождения они умерли в течение нескольких месяцев после освобождения. [10] [12]

Другие выжившие [ править ]

Другие евреи по всей Европе выжили, потому что немцам и их пособникам не удалось завершить депортации и массовые убийства до прибытия союзных войск, или же коллаборационистские режимы были свергнуты до того, как « Окончательное решение» удалось осуществить . Так, например, в Западной Европе около трёх четвертей довоенного еврейского населения пережило Холокост во Франции и Италии , около половины выжило в Бельгии выжила лишь четверть довоенного еврейского населения , тогда как в Нидерландах . [13] Около трети австрийских евреев и 70% немецких евреев, не бежавших из этих стран к 1939 году, были убиты. [14] В Восточной и Юго-Восточной Европе большинство евреев Болгарии пережили войну. [15] а также 60% евреев в Румынии [16] и почти 30% еврейского населения Венгрии . [17] Две трети выжили в Советском Союзе . [18] Богемия , Словакия и Югославия потеряли около 80% своего еврейского населения. [14] В Польше , [9] В странах Балтии и Греции около 90% евреев были убиты нацистами и их местными пособниками. [19] [10] [20] [21]

По всей Европе несколько тысяч евреев также выжили, скрываясь или имея фальшивые документы, выдавая себя за неевреев, прячась или получая помощь неевреев , которые рисковали своей жизнью, чтобы спасти евреев индивидуально или небольшими группами. Несколько тысяч евреев также выжили, скрываясь в густых лесах Восточной Европы и будучи еврейскими партизанами, активно сопротивляясь нацистам, а также защищая других беглецов, а в некоторых случаях работая с нееврейскими партизанскими группами для борьбы с немецкими захватчиками. [10]

Беженцы [ править ]

Еврейские беженцы, прибывающие в Лондон из нацистской Германии и Польши в феврале 1939 года.

Самой большой группой выживших были евреи, которым удалось бежать из оккупированной немцами Европы до или во время войны. Евреи начали эмигрировать из Германии в 1933 году, когда к власти пришли нацисты , а из Австрии — в 1938 году, после аншлюса . К моменту начала войны в Европе около 282 000 евреев покинули Германию, а 117 000 покинули Австрию. [22]

Только 10% польских евреев пережили войну. [21] Большинство выживших (около 300 000) были теми, кто бежал в оккупированную Советским Союзом Польшу и внутренние районы Советского Союза в период между началом войны в сентябре 1939 года и вторжением Германии в Советский Союз в июне 1941 года. [21] [20] Советские власти депортировали десятки тысяч из них в советскую Среднюю Азию , Сибирь и другие отдаленные районы страны. [20] Некоторые депортированные пережили принудительный труд, экстремальные условия, голод и болезни. Тем не менее, большинству удалось выжить, несмотря на суровые обстоятельства. [6] [7]

После вторжения Германии в Советский Союз более миллиона советских евреев бежали на восток, во внутренние районы страны. Во время войны некоторым европейским евреям удалось бежать в нейтральные европейские страны , такие как Швейцария, которая разрешила въезд почти 30 000, но отказала примерно 20 000 другим; Испания, которая в период с 1939 по 1941 год разрешила въезд почти 30 000 еврейских беженцев, в основном из Франции, по пути в Португалию, но под давлением Германии разрешила въезд менее 7 500 в период с 1942 по 1944 год; Португалия, которая позволила тысячам евреев въехать, чтобы они могли продолжить свое путешествие из порта Лиссабона в Соединенные Штаты и Южную Америку; и Швеция, которая допустила в 1940 году некоторых норвежских евреев, а в октябре 1943 года приняла почти всю датскую еврейскую общину, спасённую датским движением сопротивления , организовавшим побег 7000 датских евреев и 700 их родственников-неевреев в небольших лодки из Дании в Швецию. Около 18 000 евреев бежали путем тайной иммиграции в Палестину. из Центральной и Восточной Европы в период с 1937 по 1944 год в 62 рейсах, организованных Моссадом л'Алия Бет (Организацией по нелегальной иммиграции), созданной еврейским руководством Палестины в 1938 году. Эти рейсы проводились в опасных условиях во время войны. с сотнями жизней, потерянных в море. [10] [20] [23]

Непосредственные последствия [ править ]

Когда Вторая мировая война закончилась, евреи, пережившие нацистские концентрационные лагеря , лагеря смерти , марши смерти , а также евреи, выжившие, скрываясь в лесах или скрываясь у спасателей, почти все страдали от голода , истощения и жестокого обращения, которому они подверглись, а десятки тысяч выживших продолжали умирать от слабости, еды больше, чем могли выдержать их истощенные тела, эпидемических заболеваний, истощения и шока освобождения. Некоторые выжившие вернулись в страны своего происхождения, в то время как другие попытались покинуть Европу, иммигрировав в Палестину или другие страны. [24] [25]

освобождения Травма

Хирург армии США оказывает помощь выжившей в подлагере концентрационного лагеря Бухенвальд вскоре после освобождения.
Выживший, превратившийся от голода в живой скелет, сфотографирован после освобождения Берген-Бельзена британцами.

Для выживших окончание войны не положило конец их страданиям. Само освобождение было чрезвычайно трудным для многих выживших, а переход к свободе от террора, жестокости и голода, которые они только что пережили, часто был травматичным:

Продвигаясь союзные войска по Европе и захватывая территории, оккупированные немцами, обнаружили нацистские концентрационные лагеря и лагеря смерти. В некоторых местах нацисты пытались уничтожить все свидетельства существования лагерей, чтобы скрыть преступления , которые они там совершили. В других местах союзники обнаружили только пустые здания, поскольку нацисты уже перевезли заключенных, часто маршами смерти, в другие места. Однако во многих лагерях солдаты союзников обнаружили сотни или даже тысячи выживших слабых и голодающих. Советские войска достигли концентрационного лагеря Майданек в июле 1944 года и вскоре наткнулись на многие другие места, но часто не афишировали то, что нашли; Британские и американские части Западного фронта добрались до концентрационных лагерей в Германии только весной 1945 года. [12] [26]

Когда войска союзников вошли в лагеря смерти, они обнаружили тысячи выживших евреев и неевреев, страдающих от голода и болезней, живущих в самых ужасных условиях, многие из них умирали вместе с грудами трупов, костей и человеческого пепла. жертвы массового убийства нацистов. Освободители не были готовы к тому, что обнаружили, но сделали все возможное, чтобы помочь выжившим. Несмотря на это, тысячи людей погибли в первые недели после освобождения. Многие умерли от болезней. Некоторые умерли от синдрома возобновления питания, поскольку после длительного голодания их желудки и организм не могли принимать нормальную пищу. У выживших также не было имущества. Поначалу им все еще приходилось носить лагерную форму, поскольку другой одежды у них не было. [12] [27]

В течение первых недель освобождения выжившие столкнулись с проблемой употребления подходящей пищи в количествах, соответствующих их физическому состоянию; восстановление после болезней, травм и сильной усталости и восстановление здоровья; и восстановление некоторого чувства психической и социальной нормальности. Почти каждому выжившему также пришлось столкнуться с потерей многих близких, многие из которых были единственными, кто остался в живых из всей своей семьи, а также с потерей своих домов, прежних занятий или средств к существованию, а также образа жизни. [24] [28]

Поскольку выжившие столкнулись с непростыми задачами восстановления своей разрушенной жизни и поиска оставшихся членов семьи, подавляющее большинство также обнаружило, что им нужно найти новое место для жизни. Вернуться к жизни, какой она была до Холокоста, оказалось невозможным. Сначала, после освобождения, многие выжившие пытались вернуться в свои прежние дома и общины, но еврейские общины были разорены или уничтожены и больше не существовали на большей части территории Европы, а возвращение в свои дома часто оказывалось опасным. Когда люди пытались вернуться в свои дома из лагерей или укрытий, они обнаруживали, что во многих случаях их дома были разграблены или захвачены другими. Большинство из них не нашли выживших родственников, практически повсеместно встречали безразличие со стороны местного населения и, особенно в Восточной Европе, встречали враждебность, а иногда и насилие. [24] [29] [30]

Беженцы и перемещенные лица [ править ]

Группа сирот, переживших Холокост, в лагере для задержанных Атлит , Палестина , 1944 год.

Выжившие евреи, которые не могли или не хотели возвращаться в свои старые дома, особенно те, чьи целые семьи были убиты, чьи дома, кварталы или целые общины были разрушены или которые столкнулись с возобновлением антисемитского насилия, стали известны под термином « Шерит ха-Плета » ( ивр .: уцелевший остаток ). Большинство выживших, входящих в группу, известную как Шерит ха-Плета, были выходцами из стран Центральной и Восточной Европы, тогда как большинство из стран Западной Европы вернулись в них и восстановили там свою жизнь. [24]

Большинство этих беженцев собрались в лагерях для перемещенных лиц в британских, французских и американских оккупационных зонах Германии , а также в Австрии и Италии. Условия в этих лагерях поначалу были суровыми и примитивными, но как только основные потребности выживания были удовлетворены, беженцы организовали представителей в каждом лагере, а затем и координирующую организацию для различных лагерей, чтобы представить свои потребности и запросы. властям, контролировать культурную и образовательную деятельность в лагерях и выступать за то, чтобы им было разрешено покинуть Европу и иммигрировать в Палестину, находящуюся под британским мандатом , или другие страны. [25]

Первая встреча представителей выживших в лагерях для перемещенных лиц состоялась через несколько недель после окончания войны, 27 мая 1945 года, в лагере Сент-Оттилиен , где они сформировали и назвали организацию « Шерит ха-Плетах ». действовать от их имени перед союзными властями. После того, как большинство выживших в лагерях для перемещенных лиц иммигрировали в другие страны или переселились, Центральный комитет Шеарит Хаплета распался в декабре 1950 года, а в августе 1951 года организация распалась в британской зоне Германии. [25] [31]

Таким образом, термин « Шерит ха-Плета » обычно используется по отношению к еврейским беженцам и перемещенным лицам в период после войны с 1945 по примерно 1950 год. В исторических исследованиях этот термин используется для евреев в Европе и Северной Африке в примерно через пять лет после Второй мировой войны.

Лагеря для перемещенных лиц [ править ]

После окончания Второй мировой войны большинство неевреев, перемещенных нацистами, вернулись в свои дома и общины. Однако у евреев десятки тысяч не имели домов, семей или общин, куда они могли бы вернуться. Более того, пережив ужасы Холокоста, многие хотели полностью покинуть Европу и восстановить свою жизнь в другом месте, где они могли бы столкнуться с меньшим антисемитизмом . Другие евреи, которые пытались вернуться в свои прежние места жительства, были вынуждены снова уехать после того, как обнаружили, что их дома и имущество были украдены их бывшими соседями, особенно в Центральной и Восточной Европе, после того, как они встретили враждебность и насилие . [24] [29] [30] [32] [33]

Поскольку им больше некуда было идти, около 50 000 бездомных, переживших Холокост, собрались в лагерях для перемещенных лиц (ДП) в Германии, Австрии и Италии. Эмиграция в Подмандатную Палестину по-прежнему строго ограничивалась британским правительством, а эмиграция в другие страны, такие как Соединенные Штаты, также была строго ограничена. К первым группам выживших в лагерях для перемещенных лиц присоединились еврейские беженцы из Центральной и Восточной Европы, бежавшие в британские и американские оккупационные зоны в Германии, поскольку послевоенные условия на востоке ухудшились. К 1946 году около 250 000 выживших перемещенных евреев – около 185 000 в Германии, 45 000 в Австрии и 20 000 в Италии – были размещены в сотнях центров беженцев и лагерей для перемещенных лиц, находящихся под управлением военных США, Великобритании и Франции, а также Администрация помощи и восстановления ООН (ЮНРРА). [27] [24] [25] [32]

Выжившие первоначально жили в ужасных условиях в лагерях для перемещенных лиц. Условия в лагере были очень плохими, и многие выжившие страдали от серьезных физических и психологических проблем. Помощь извне поначалу доходила до выживших медленно. Более того, выжившие часто оказывались в тех же лагерях, что и немецкие заключенные и нацистские коллаборационисты, которые до недавнего времени были их мучителями, а также большее количество освобожденных подневольных рабочих-неевреев и этнических немецких беженцев, спасавшихся от Советской армии. были частыми случаями антиеврейского насилия. В течение нескольких месяцев, после визита и доклада представителя президента Рузвельта Эрла Дж. Харрисона , власти США признали необходимость создания отдельных лагерей для переселенцев для выживших евреев и улучшения условий жизни в лагерях для переселенцев. Однако британская военная администрация действовала гораздо медленнее, опасаясь, что признание уникального положения выживших евреев может каким-то образом быть воспринято как одобрение их призывов эмигрировать в Палестину и дальнейшее противодействие тамошним арабам. Таким образом, еврейские беженцы, как правило, собирались в лагерях для перемещенных лиц в американской зоне. [12] [33] [34] [35] [36]

Лагеря для перемещенных лиц были созданы как временные центры для облегчения расселения бездомных еврейских беженцев и удовлетворения неотложных гуманитарных потребностей, но они также стали временными сообществами, где выжившие начали восстанавливать свою жизнь. При помощи еврейских организаций по оказанию помощи, таких как Объединенный распределительный комитет (Джойнт) в США и Еврейский отряд помощи в Великобритании, были открыты больницы и школы, особенно в нескольких лагерях, где находилось большое количество детей и сиротами, а выжившие возобновили культурную деятельность и религиозные обряды. Многие из их усилий были направлены на подготовку к эмиграции из Европы к новой и продуктивной жизни в других местах. Они создали комитеты для представления своих проблем властям союзников и более широкой аудитории под еврейским названием «Шерит ха-Плета» — организации, существовавшей до начала 1950-х годов. Политическая жизнь омолодилась, и ведущую роль взяло на себя сионистское движение. , при этом большинство еврейских перемещенных лиц заявили о своем намерении переехать в еврейское государство в Палестине. [7] [24] [32] [33] [37]

Медленное и беспорядочное решение вопросов, касающихся еврейских перемещенных лиц и беженцев, а также значительное увеличение числа людей в лагерях для перемещенных лиц в 1946 и 1947 годах привлекли международное внимание; общественное мнение привело к усилению политического давления с целью снять ограничения на иммиграцию в такие страны, как США, Канада и Австралия, а также на британские власти, чтобы они прекратили задерживать беженцев, которые пытались покинуть Европу и отправиться в Палестину, и заключать их в тюрьму для интернирования. лагеря на Кипре или возвращение их в Европу. Обращение Великобритании с еврейскими беженцами, такое как обращение с кораблем беженцев «Исход» , шокировало общественное мнение во всем мире и усилило международные требования о создании независимого государства для еврейского народа. Это побудило Великобританию передать этот вопрос в Организацию Объединенных Наций, которая в 1947 году проголосовала за создание еврейского и арабского государств . Таким образом, когда британский мандат в Палестине в мае 1948 года закончился , было создано Государство Израиль , и кораблям еврейских беженцев был немедленно разрешен неограниченный въезд. Кроме того, Соединенные Штаты также изменили свою иммиграционную политику, чтобы позволить большему количеству еврейских беженцев въезжать в соответствии с положениями закона. Закон о перемещенных лицах , в то время как другие западные страны также ослабили ограничения на эмиграцию. [24] [25] [30]

Открытие границ Израиля после обретения им независимости, а также принятие более мягких правил эмиграции в западных странах в отношении выживших привели к закрытию большинства лагерей для перемещенных лиц к 1952 году. Ференвальд , последний действующий лагерь для перемещенных лиц, закрылся в 1957 году. 136 000 жителей лагерей для перемещенных лиц, более половины от общего числа, иммигрировали в Израиль; около 80 000 эмигрировали в Соединенные Штаты, а остальные эмигрировали в другие страны, включая Канаду, Австралию, Южную Африку, Мексику и Аргентину. [37] [38]

Поиск выживших [ править ]

Как только война закончилась, выжившие начали искать членов семьи, и для большинства это было их главной целью, поскольку их основные потребности в поиске еды, одежды и крова были удовлетворены. [29]

Местные еврейские комитеты в Европе пытались зарегистрировать живых и дать отчет об умерших. Родители искали детей, которых они спрятали в монастырях, детских домах или в приемных семьях. Другие выжившие вернулись в свои первоначальные дома, чтобы найти родственников или собрать новости и информацию о них, надеясь на воссоединение или, по крайней мере, на уверенность в том, что погиб любимый человек. Международный Красный Крест и еврейские организации по оказанию помощи создали службы розыска для поддержки этих поисков, но расследования часто занимали много времени из-за трудностей со связью и перемещения миллионов людей в результате конфликта, нацистской политики депортации и разрушений, и массовое переселение населения в Центральной и Восточной Европе. [29] [39] [38]

Службы определения местоположения были созданы такими организациями, как Всемирный еврейский конгресс , Общество помощи еврейским иммигрантам (HIAS) и Еврейское агентство для Палестины . Это привело к успешному воссоединению выживших, иногда спустя десятилетия после их разлуки во время войны. Например, Служба определения местоположения Американского еврейского конгресса в сотрудничестве с другими организациями в конечном итоге успешно выследила 85 000 выживших и воссоединила 50 000 широко разбросанных родственников с их семьями во всех частях мира. [40] Однако процесс поиска и нахождения пропавших родственников порой занимал годы и у многих выживших продолжался до конца жизни. Во многих случаях выжившие всю жизнь искали членов семьи, так и не узнав об их судьбе. [41] [42] [43] [44]

В Израиле , куда иммигрировали многие пережившие Холокост, некоторые родственники воссоединились после случайной встречи. Многие выжившие также нашли родственников, с которыми они были разлучены, благодаря объявлениям о пропавших без вести родственниках, опубликованным в газетах и ​​радиопрограмме, посвященной воссоединению семей под названием « Кто узнает, кто знает?» [45]

Списки выживших [ править ]

Первоначально выжившие просто размещали рукописные заметки на досках объявлений в центрах помощи, лагерях для перемещенных лиц или зданиях еврейских общин, где они находились, в надежде, что их увидят члены семьи или друзья, которых они искали, или в самый по крайней мере, чтобы другие выжившие передали информацию о людях, которых они искали. Другие публиковали объявления в информационных бюллетенях лагерей для перемещенных лиц и организаций выживших, а также в газетах в надежде восстановить связь с родственниками, нашедшими убежище в других местах. Некоторые выжившие связались с Красным Крестом и другими организациями, которые составили списки выживших, например, с Управлением помощи и реабилитации ООН , которое создало Центральное бюро розыска , чтобы помочь выжившим найти родственников, переживших концентрационные лагеря. [29] [38]

Различные списки были объединены в более крупные буклеты и публикации, которые были более постоянными, чем оригинальные заметки или газетные объявления. Один из таких ранних сборников, «Шарит ха-Платах» ( «Выживший остаток »), был опубликован в 1946 году в нескольких томах с именами десятков тысяч евреев, переживших Холокост, собранными в основном Авраамом Клаузнером , капелланом армии США , посетившим во многих лагерях для перемещенных лиц на юге Германии и собрал списки находящихся там людей, впоследствии добавив дополнительные имена из других регионов. [46] [47]

Первый «Реестр выживших евреев» ( Пинкас ха-Ницолим I ) был опубликован Бюро поиска пропавших без вести родственников Еврейского агентства в 1945 году и содержал более 61 000 имен, составленных из 166 различных списков выживших евреев в различных европейских странах. В 1945 году также был опубликован второй том «Регистра выживших евреев» ( Пинкас ха-Ницолим II ), в котором указаны имена около 58 000 евреев в Польше. [48] [49]

Газеты за пределами Европы также начали публиковать списки выживших и их местонахождение, поскольку более конкретная информация о Холокосте стала известна ближе к концу и после войны. Так, например, немецко-еврейская газета « Ауфбау » , издававшаяся в Нью-Йорке, с сентября 1944 по 1946 год напечатала многочисленные списки евреев, переживших Холокост и проживающих в Европе. [50]

Со временем множество реестров переживших Холокост было создано . Первоначально это были бумажные записи, но с 1990-х годов все большее количество записей было оцифровано и размещено в Интернете. [51]

Скрытые дети [ править ]

После войны еврейские родители часто месяцами и годами искали детей, которых они отправили в подполье . В удачных случаях они обнаруживали, что их дети все еще были с первоначальным спасателем. Многим, однако, пришлось прибегнуть к объявлениям в газетах, службам розыска и реестрам выживших в надежде найти своих детей. Эти поиски часто заканчивались горем – родители обнаруживали, что их ребенок был убит или пропал без вести и его не удалось найти. Что касается спрятанных детей, тысячи тех, кто был спрятан среди неевреев, теперь стали сиротами, и ни один из выживших членов семьи не остался в живых, чтобы вернуть их. [39] [33]

Для детей, которых прятали, спасаясь от нацистов, на карту часто было поставлено нечто большее, чем просто найти или быть найденными родственниками. Те, кто был очень молод, когда их скрывали, не помнили ни своих биологических родителей , ни своего еврейского происхождения, и единственной семьей, которую они знали, была семья их спасителей. Когда их находили родственники или еврейские организации, они обычно боялись и сопротивлялись тому, чтобы оставить единственных опекунов, которых они помнили. Многим пришлось изо всех сил пытаться заново открыть для себя свою настоящую личность. [39] [52]

В некоторых случаях спасатели отказывались выдавать спрятавшихся детей , особенно в тех случаях, когда они были сиротами, не помнили свою личность или были крещены и помещены в христианские учреждения. Еврейским организациям и родственникам пришлось бороться за возвращение этих детей, включая судебные разбирательства по поводу опеки. Например, « Дело Финали» закончилось только в 1953 году, когда два молодых брата Финали, оставшиеся сиротами и находившиеся под опекой католической церкви в Гренобле, Франция, были переданы под опеку своей тети после интенсивных усилий по обеспечению их возвращения в их семья. [53] [54]

В XXI веке развитие ДНК-тестирования в генеалогических целях иногда предоставляло важную информацию людям, пытающимся найти родственников, с которыми они были разлучены во время Холокоста, или восстановить свою еврейскую идентичность, особенно еврейских детей, которых спрятали или усыновили. нееврейскими семьями во время войны. [55] [56]

и абсорбция Иммиграция

Молодые люди, пережившие Холокост, на борту корабля беженцев «Матароа» прибывают в Хайфы , июль 1945 года. порт

После войны антиеврейское насилие произошло в нескольких странах Центральной и Восточной Европы , мотивированное в разной степени экономическим антагонизмом, усиленное тревогой по поводу того, что вернувшиеся в живых выжившие попытаются вернуть свои украденные дома и имущество, а также вековыми антисемитскими мифами . особенно кровавый навет . Самый крупный антиеврейский погром произошел в июле 1946 года в Кельце , городе на юго-востоке Польши, когда участники беспорядков убили 41 человека и ранили еще 50. Когда распространились новости о погроме в Кельце, евреи начали бежать из Польши , понимая, что там у них нет жизнеспособного будущего, и эта модель послевоенного антиеврейского насилия повторилась в других странах, таких как Венгрия, Румыния, Словакия и Украина. Большинство выживших стремились покинуть Европу и начать новую жизнь в другом месте. [30] [57] [58] [59]

Таким образом, около 50 000 выживших собрались в лагерях для перемещенных лиц (ДП) в Германии, Австрии и Италии, и к ним присоединились еврейские беженцы, бежавшие из Центральной и Восточной Европы, особенно из Польши, поскольку послевоенные условия там ухудшились. К 1946 году насчитывалось около 250 000 перемещенных евреев, из которых 185 000 находились в Германии, 45 000 в Австрии и около 20 000 в Италии. Когда в мае 1948 года закончился британский мандат в Палестине и было создано Государство Израиль , туда иммигрировали почти две трети выживших. Другие отправились в западные страны, поскольку ограничения были смягчены и у них появилась возможность эмигрировать. [24] [25]

Реабилитация [ править ]

Медицинская помощь [ править ]

Психологическая помощь [ править ]

Выжившие в Холокосте пострадали в годы войны и после нее по-разному: физически, умственно и эмоционально. [60]

Большинство выживших были глубоко травмированы как физически, так и морально, и некоторые последствия продолжались на протяжении всей их жизни. Это выражалось, среди прочего, в эмоциональной и психической травме от ощущения, что они находятся на «другой планете», которой они не могут поделиться с другими; что они не смогли или не смогли пережить траур по своим убитым близким, потому что в то время они были поглощены усилиями, необходимыми для выживания; и многие испытывали чувство вины за то, что они выжили , а другие нет. Этот ужасный период охватил некоторых выживших, получив как физические, так и психические шрамы, которые впоследствии были охарактеризованы исследователями как «синдром концентрационного лагеря» (также известный как синдром выжившего ).

Тем не менее, многие выжившие черпали внутреннюю силу и научились справляться с ситуацией, восстановили свою жизнь, переехали на новое место, создали семью и сделали успешную карьеру. [61]

Социальное обеспечение [ править ]

и возмещение ущерба Реституция

Мемуары и свидетельства [ править ]

Пережившие Холокост зажигают памятную свечу вместе с освободителем концлагеря на церемонии памяти , Вашингтон, округ Колумбия, 2013 год.
Переживший Холокост Дэвид Фабер рассказывает в 2006 году о своем опыте пребывания в девяти различных концентрационных лагерях в период с 1939 по 1945 год.

После войны многие пережившие Холокост пытались записать свидетельства о своем опыте во время войны, а также увековечить память погибших членов семьи и разрушенных общин . Эти усилия включали как личные отчеты, так и мемуары о событиях, написанные отдельными выжившими о событиях, которые они пережили, а также составление книг памяти разрушенных общин, называемых книгами Изкора , обычно печатаемых обществами или группами выживших из общей местности. [62] [63] [64]

Выжившие и свидетели также участвовали в устных показаниях о своем опыте. Поначалу они проводились в основном с целью преследования военных преступников, а часто только много лет спустя, ради рассказа об их опыте, чтобы помочь справиться с травмирующими событиями, от которых они пострадали, или для исторических записей и образовательных целей. [62] [65]

Несколько программ были предприняты такими организациями, как Институт Фонда Шоа Университета Южной Калифорнии , чтобы собрать как можно больше устных свидетельств выживших. [66] Кроме того, выжившие также начали выступать на образовательных и памятных мероприятиях в школах и для других аудиторий, а также вносить свой вклад и участвовать в строительстве музеев и мемориалов в память о Холокосте .

Мемуары [ править ]

Некоторые выжившие начали публиковать мемуары сразу после окончания войны, чувствуя необходимость написать о своем опыте, и около дюжины мемуаров выживших публиковались каждый год в течение первых двух десятилетий после Холокоста, несмотря на то, что широкая публика была в основном настроена против Холокоста. равнодушен к их чтению. Однако многие выжившие чувствовали, что не могут описать свой опыт тем, кто не пережил Холокост. Те, кто смог записать свидетельства о своем опыте или опубликовать свои мемуары, сделали это на идиш . [1] [62]

Количество опубликованных мемуаров постепенно увеличивалось, начиная с 1970-х годов, что указывает как на растущую потребность и психологическую способность выживших рассказывать о своем опыте, так и на растущий общественный интерес к Холокосту, вызванный такими событиями, как захват и суд над Адольфом. Эйхман в 1961 году, экзистенциальные угрозы евреям со стороны Шестидневной войны 1967 года и войны Судного дня 1973 года, трансляция во многих странах телевизионного документального сериала « Холокост » в 1978 году и создание новых мемориальных центров Холокоста. и мемориалы, такие как Мемориальный музей Холокоста США . [62]

Написание и публикация мемуаров, распространенная среди переживших Холокост, была признана связанной с обработкой и восстановлением воспоминаний о травмирующем прошлом. [65] К концу двадцатого века мемуары о Холокосте были написаны евреями не только на идише, но и на других языках, включая иврит, английский, французский, итальянский, польский и русский. Их писали выжившие в концлагерях/лагерях смерти, а также те, кто скрывался или кому удалось бежать с территорий, удерживаемых нацистами до или во время войны, а иногда они также описывали события после Холокоста, включая освобождение и восстановление жизни после разрушений. [62]

Мемуары выживших, как и другие личные свидетельства, такие как устные свидетельства и дневники, являются важным источником информации для большинства исследователей истории Холокоста , дополняя более традиционные источники исторической информации и представляя события с уникальных точек зрения индивидуального опыта. в гораздо большей совокупности, и эти отчеты важны для понимания опыта Холокоста. [1] [62] Хотя сами историки и выжившие осознают, что пересказ событий субъективен в зависимости от источника информации и остроты памяти, все они признаны обладателями «твердого ядра общей памяти», и основная суть рассказов не отменяет мелких противоречий. и неточности в некоторых деталях. [67] [68]

Книги Изкора [ править ]

Книги «Изкор» («Память») собирались и издавались группами выживших или земляческими обществами бывших жителей, чтобы увековечить память погибших членов семьи и разрушенных общин , и были одним из первых способов коллективного увековечения памяти о Холокосте. Первая из этих книг появилась в 1940-х годах, и почти все они обычно публиковались частными лицами, а не издательскими компаниями. По оценкам, было опубликовано более 1000 книг этого типа, хотя и в очень ограниченном количестве. [63] [64] [69]

Большинство этих книг написаны на идиш или иврите , а некоторые также включают разделы на английском или других языках, в зависимости от того, где они были опубликованы. Первые книги «Изкор» были опубликованы в Соединенных Штатах, в основном на идише, родном языке земельных шафтенов и переживших Холокост. Начиная с 1950-х годов, после массовой иммиграции переживших Холокост в новое независимое Государство Израиль, большая часть книг Изкора была опубликована там, в основном между серединой 1950-х и серединой 1970-х годов. С конца 1970-х годов количество коллективных мемориальных книг сократилось, но увеличилось количество личных воспоминаний выживших. Большинство книг Изкора были посвящены восточноевропейским еврейским общинам в Польше, России, Литве, Латвии, Румынии и Венгрии, меньшее количество — общинам Юго-Восточной Европы. [64]

С 1990-х годов многие из этих книг или их разделов были переведены на английский язык, оцифрованы и размещены в Интернете. [70] [71]

Свидетельства и устные истории [ править ]

В послевоенный период сотрудники лагерей для перемещенных лиц и организаций, оказывающих помощь выжившим, проводили интервью с выжившими, главным образом, с целью оказания физической помощи и помощи в переселении. Допросы также проводились с целью сбора доказательств о военных преступлениях и для исторических данных. [72] Это были одни из первых зарегистрированных свидетельств переживших Холокост переживших Холокост.

Некоторые из первых проектов по сбору свидетельских показаний начались в лагерях для перемещенных лиц, среди самих выживших. Лагерные газеты, такие как «Ундзер Штимме » («Наш голос»), опубликованные в лагере Хоне ( Берген-Бельзен ), и «Ундзер Хофенунг» («Наша надежда»), опубликованные в лагере Эшвеге (Кассель), содержали первые свидетельства очевидцев о еврейском опыте под нацистской властью. правление, и одна из первых публикаций о Холокосте, «Фун Летсн Хурбн » («О недавних разрушениях»), была выпущена членами лагеря ДП и в конечном итоге была распространена по всему миру. [7] [33]

В последующие десятилетия были предприняты согласованные усилия по записи воспоминаний и свидетельств выживших для потомков. Французские евреи были одними из первых, кто основал институт, посвященный документации Холокоста, в Центре современной еврейской документации . [33] В Израиле мемориал Яд Вашем был официально установлен в 1953 году; организация уже начала проекты, включая приобретение документации о Холокосте и личных свидетельств выживших для своих архивов и библиотеки. [73] [74]

Самая большая коллекция отзывов была в конечном итоге собрана в Институте Фонда Шоа Университета Южной Калифорнии , который был основан Стивеном Спилбергом в 1994 году после того, как он снял фильм «Список Шиндлера» . Первоначально называвшийся «Фонд визуальной истории выживших в Шоа», в 2006 году он стал частью Университета Южной Калифорнии. Миссия фонда заключалась в том, чтобы заснять на видео личные рассказы 50 000 переживших Холокост и других свидетелей, и эта цель была достигнута в 1999 году, а затем в 1999 году. превзошел. [75]

коллекция свидетельств синти и рома, переживших Холокост . открылась В 2002 году в Центре документации и культуры немецких синти и рома в Гейдельберге, Германия, [75]

Организации и конференции [ править ]

Митинг выживших из Варшавского гетто и концентрационных лагерей в Тель-Авиве, 1968 год.

Был создан широкий спектр организаций для удовлетворения потребностей и решения проблем переживших Холокост и их потомков. Сразу после войны была создана организация «Шерит ха-Плета » для удовлетворения неотложных потребностей в физической реабилитации и реабилитации в лагерях для перемещенных лиц, а также для защиты прав на иммиграцию. Как только к началу 1950-х годов эти цели были в основном достигнуты, организация была расформирована. В последующие десятилетия выжившие создали как местные, национальные, так и, в конечном итоге, международные организации для удовлетворения долгосрочных физических, эмоциональных и социальных потребностей, а также были созданы организации для конкретных групп, таких как выжившие дети и потомки, особенно дети, выживших. Начиная с конца 1970-х годов стали проводиться конференции и собрания выживших, их потомков, а также спасателей и освободителей, которые часто служили толчком к созданию и поддержанию постоянных организаций.

Выжившие [ править ]

В 1981 году около 6000 переживших Холокост собрались в Иерусалиме на первый Всемирный слет евреев, переживших Холокост. [76] [77]

В 1988 году был создан Центр организаций переживших Холокост в Израиле как головная организация 28 групп, переживших Холокост в Израиле, для защиты прав и благополучия выживших во всем мире и перед правительством Израиля, а также для чествования памяти Холокоста и возрождения. еврейского народа. В 2010 году правительство признало ее представительной организацией для всего выжившего населения Израиля. В 2020 году он представлял 55 организаций и выживших, средний возраст которых составлял 84 года. [78]

Выжившие дети [ править ]

Солдат еврейской бригады и медсестры Еврейского агентства ухаживают за детьми-евреями-беженцами во Флоренции, Италия, 1944 год.

Дети, пережившие Холокост, часто были единственными, кто остался в живых из всей своей большой семьи, а еще больше детей были сиротами. В эту группу выживших входили дети, выжившие в концентрационных лагерях/лагерях смерти, скрывавшиеся в нееврейских семьях или в христианских учреждениях, или отправленные родителями в безопасное место на детских транспортах , или сбежавшие с семьями в отдаленные места. местах в Советском Союзе или Шанхае в Китае. После войны выживших детей иногда отправляли на попечение дальних родственников в другие части мира, иногда принимали неохотно, с ними плохо обращались или даже оскорбляли. Их опыту, воспоминаниям и пониманию ужасных событий, которые они пережили, будучи детьми-жертвами нацистов и их сообщников, уделялось мало внимания. [79]

В 1970-х и 80-х годах в ряде сообществ по всему миру начали формироваться небольшие группы этих выживших, теперь уже взрослых, чтобы справиться со своим болезненным прошлым в безопасной и понимающей среде. Первая Международная конференция о детях, переживших Холокост, состоялась в 1979 году под эгидой Захора, Ресурсного центра по Холокосту. В конференции приняли участие около 500 человек, переживших Холокост, детей выживших и специалистов в области психического здоровья, и была создана сеть для детей переживших Холокост в Соединенных Штатах и ​​​​Канаде. [80]

Международная сеть детей евреев, переживших Холокост, провела свою первую международную конференцию в Нью-Йорке в 1984 году, в которой приняли участие более 1700 детей евреев, переживших Холокост, с заявленной целью добиться более глубокого понимания Холокоста и его влияния на современный мир. и установление контактов среди детей выживших в США и Канаде. [81]

Всемирная федерация еврейских детей, переживших Холокост, и их потомков была основана в 1985 году для объединения детей, переживших Холокост, и координации деятельности во всем мире. Организация начала проводить ежегодные конференции в городах США, Канады, Европы и Израиля. Было также признано, что на потомков выживших людей глубоко повлияла история их семей. В дополнение к ежегодным конференциям по построению сообщества среди выживших детей и их потомков, участники рассказывают о своей истории выживания и потерь, стойкости, героизме еврейского сопротивления и самопомощи другим евреям, а также о Праведниках народов мира. , в школах, общественных и общественных мероприятиях; они участвуют в памяти Холокоста церемониях и проектах ; и кампания против антисемитизма и фанатизма. [79]

Второе поколение выживших [ править ]

«Второе поколение переживших Холокост» — это имя, данное детям, рожденным после Второй мировой войны от одного или нескольких родителей, переживших Холокост. Хотя второе поколение не испытало непосредственно ужасов Холокоста, влияние травмы их родителей часто проявляется в их воспитании и мировоззрении, и с 1960-х годов дети выживших начали исследовать и выражать различными способами, какие последствия имеют для них значились дети переживших Холокост. [1] Этот разговор расширил общественное обсуждение событий и последствий Холокоста. [82]

Второе поколение Холокоста подняло несколько исследовательских вопросов в психологии, и были проведены психологические исследования, чтобы определить, как ужасные переживания их родителей повлияли на их жизнь, в том числе, может ли психологическая травма, полученная родителем, передаться их детям даже когда они не присутствовали во время испытания, а также психологические проявления этого переноса травмы на второе поколение. [83]

Вскоре после появления описаний синдрома концентрационного лагеря (также известного как синдром выжившего ) в 1966 году врачи заметили, что большое количество детей, переживших Холокост , обращались за лечением в клиники Канады. Внуки людей, переживших Холокост, также были на 300% перепредставлены среди обращений в детскую психиатрическую клинику по сравнению с их представительством в общей популяции. [84]

Модель общения, которую психологи определили как особенность общения между родителями, пережившими травму, и их детьми, называется «связью молчания». Эта молчаливая связь является молчаливым согласием в семьях переживших Холокост не обсуждать травму родителя и отделять ее от повседневной жизни семьи. Потребность родителей в этом обусловлена ​​не только их потребностью забыть и адаптироваться к своей жизни после травмы, но и защитить психику своих детей от вреда, нанесенного их изображениями зверств, которые они пережили во время Холокоста.

Таким образом, были созданы группы по повышению осведомленности, в которых дети переживших Холокост изучают свои чувства в группе, которая разделяет и может лучше понять их опыт детей, переживших Холокост. Некоторые выжившие во втором поколении также организовали местные и даже национальные группы для взаимной поддержки и достижения дополнительных целей и задач, касающихся проблем Холокоста. Например, в ноябре 1979 года была проведена Первая конференция детей, переживших Холокост, в результате которой были созданы группы поддержки по всей территории Соединенных Штатов. [1]

Многие представители «второго поколения» искали способы преодолеть страдания детей, переживших Холокост, и интегрировать свой опыт и опыт своих родителей в свою жизнь. Например, некоторые стали участвовать в мероприятиях, посвященных жизни людей и образу жизни сообществ, уничтоженных во время Холокоста. Они исследуют историю еврейской жизни в Европе до войны и самого Холокоста; участвовать в обновлении культуры идиш ; заниматься просвещением других о Холокосте; борьба с отрицанием Холокоста , антисемитизмом и расизмом ; стать политически активными, например, в отношении поиска и преследования нацистов или занятия еврейскими или гуманитарными делами; и с помощью творческих средств, таких как театр, искусство и литература , изучить Холокост и его последствия для себя и своих семей. [1]

В апреле 1983 года пережившие Холокост в Северной Америке основали Американское собрание евреев, переживших Холокост, и их потомков ; на первом мероприятии присутствовал президент Рональд Рейган и 20 000 выживших и их семьи. [85] [86] [87]

Амча, Израильский центр психологической и социальной поддержки переживших Холокост и второго поколения, был основан в Иерусалиме в 1987 году для обслуживания переживших Холокост и их семей. [88]

Реестры и базы данных выживших [ править ]

Архивы Арользена — Международный центр нацистских преследований в Бад-Арользене , Германия , хранилище информации о жертвах нацистских преследований, включая выживших.

Одним из наиболее известных и полных архивов документов эпохи Холокоста, включая списки выживших, является Архив Арользена – Международный центр по нацистским преследованиям, основанный союзниками в 1948 году как Международная служба розыска (ITS). На протяжении десятилетий после войны в ответ на запросы основными задачами ИТС были выяснение судеб жертв нацистских преследований и поиск пропавших без вести людей. [51] [89]

Глобальный реестр Холокоста — это онлайн-коллекция баз данных, поддерживаемая еврейским генеалогическим сайтом JewishGen , филиалом Музея еврейского наследия — Живого мемориала Холокоста; он содержит тысячи имен как выживших, пытающихся найти семью, так и семей, ищущих выживших. [51]

База данных переживших и жертв Холокоста , поддерживаемая Мемориальным музеем Холокоста США , содержит миллионы имен людей, преследуемых нацистским режимом, включая списки концентрационных лагерей или лагерей для перемещенных лиц, поиск по которым можно осуществлять по названию места или ключевым словам. [51]

, Реестр переживших Холокост Бенджамина и Владки Мид созданный в 1981 году Американским собранием евреев, переживших Холокост, для документирования опыта выживших и оказания помощи выжившим и их семьям в поисках пропавших без вести родственников и друзей, включает более 200 000 записей, касающихся выживших и их родственников. семьи со всего мира. [90] [91]

В сотрудничестве с Архивами Арользена веб-сайт семейной истории Ancestry в 2019 году начал оцифровывать миллионы записей о Холокосте и нацистских преследованиях и делать их доступными для поиска в Интернете. В записи включены две отдельные базы данных: «Списки пассажиров перемещенных лиц из Африки, Азии и Европы». (1946–1971)» и «Европа, регистрация иностранцев и преследуемых немцев (1939–1947)». [92]

Веб-сайт « Дети, пережившие Холокост: пропавшая личность» , посвящен проблеме детей, переживших Холокост, которые все еще надеются найти родственников или людей, которые могут рассказать им о своих родителях и семье, а также других людей, которые надеются узнать базовую информацию о себе, такую ​​​​как их настоящие имена, даты и место рождения и имена родителей на основе их детской фотографии. [51] [52]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Эта статья включает текст из Мемориального музея Холокоста США и опубликована под лицензией GFDL .
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Розетт, Роберт; Спектор, Шмуэль (2013). «Пережившие Холокост». Энциклопедия Холокоста . Тейлор и Фрэнсис. стр. 427–428. ISBN  978-1-135-96950-9 .
  2. ^ «Часто задаваемые вопросы – База данных имен» . www.yadvashem.org . Проверено 25 августа 2019 г.
  3. ^ «Часто задаваемые вопросы. FAQ №11» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 25 августа 2019 г.
  4. ^ Харран, Мэрилин, изд. (2000). «Эпилог: Последствия» . Хроники Холокоста (1-е изд.). Публикации Интернешнл. стр. 655–698 . ISBN  978-0-7853-2963-3 .
  5. ^ Барани, Золтан Д. (2002). Восточноевропейские цыгане: смена режима, маргинальность и этнополитика . Издательство Кембриджского университета. стр. 265–266. ISBN  978-0-521-00910-2 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адлер, Элияна Р; Алексюн, Наталья, ред. (2018). «В поисках относительной безопасности: бегство польских евреев на Восток осенью 1939 года». Исследования Яд Вашем . 46 (1): 41–71.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Гринберг, Эмануэлла (1 мая 2019 г.). «Как изменилось определение понятия «переживший Холокост» после окончания Второй мировой войны» . Смитсоновский институт . Проверено 23 августа 2019 г.
  8. ^ Уильям В. Хаген . Перед «окончательным решением»: к сравнительному анализу политического антисемитизма в межвоенной Германии и Польше. Журнал современной истории , июль 1996 г.: 1–31.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грабовский, Ян (2013). Охота на евреев: предательство и убийства в оккупированной немцами Польше . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-01074-2 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Гилберт, Мартин (2009). Атлас Холокоста Рутледжа (4-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 223–229. ISBN  978-0-415-48486-2 .
  11. ^ Гришабер, Кирстен (23 января 2024 г.). «Спустя почти 80 лет после Холокоста, 245 000 выживших евреев все еще живы» . АП Новости .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д — Что случилось с выжившими? . Объяснение Холокоста: предназначено для школ . Лондон, Великобритания: Винерская библиотека по изучению Холокоста и геноцида. 22 июня 1933 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
  13. ^ Для Италии — «Италия» . Яд Вашем.
    Для Франции «Франция» . Яд Вашем.
    Для Бельгии — «Бельгия» . Яд Вашем.
    Для Нидерландов — «Нидерланды» . Яд Вашем.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Еврейские потери во время Холокоста: По странам» . www.ushmm.org .
  15. ^ "Болгария" . Яд Вашем.
  16. ^ "Румыния" . Яд Вашем.
  17. ^ "Венгрия" . Яд Вашем.
  18. ^ «Евреи, убитые при нацистском правлении, по странам». / «Евреи по странам, убитым при нацистском правлении». Федеральное агентство гражданского образования / Федеральное агентство гражданского образования (Германия), 29 апреля 2018 г.
  19. ^ Снайдер, Тимоти (2012). «Причины Холокоста» . Современная европейская история . 21 (2): 164–165. дои : 10.1017/S0960777312000094 . S2CID   144399366 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Бегство из оккупированной немцами Европы» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 17 декабря 2019 г.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Судьба евреев по всей Европе» . Яд Вашем: Всемирный центр памяти Холокоста . Иерусалим, Израиль. 2019 . Проверено 24 ноября 2019 г.
  22. ^ «Немецкие еврейские беженцы, 1933–1939» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 17 декабря 2019 г.
  23. ^ «Алия Бет» . Энциклопедия Холокоста . Проверено 19 декабря 2019 г.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Пережившие Холокост» . Ресурсный центр Холокоста . Иерусалим: Яд Вашем. Архивировано из оригинала 28 августа 2019 года . Проверено 27 августа 2019 г.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Шеарит Хаплета (Выживший остаток)» (PDF) . Центр просвещения о Холокосте . Иерусалим: Яд Вашем . Проверено 27 августа 2019 г.
  26. ^ Розетт, Роберт; Спектор, Шмуэль, ред. (2013). «Освобождение». Энциклопедия Холокоста . Тейлор и Фрэнсис. стр. 297–298. ISBN  978-1-135-96950-9 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Последствия Холокоста» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 1 декабря 2019 г.
  28. ^ «Освобождение и возвращение к жизни» . Яд Вашем: Всемирный центр памяти Холокоста . 2019 . Проверено 24 ноября 2019 г.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Как выжившие восстановили свою жизнь?» . Объяснение Холокоста: предназначено для школ . Лондон, Великобритания: Винерская библиотека по изучению Холокоста и геноцида. 22 июня 1933 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Выжившие» . Энциклопедия Холокоста . Вашингтон, округ Колумбия: Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 1 декабря 2019 г.
  31. ^ Кенигседер, Анжелика; Ветцель, Джулиана (2001). В ожидании надежды: еврейские перемещенные лица в Германии после Второй мировой войны . Перевод Бродвина, Джона А. Эванстона, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 80–82, 90, 93–94. ISBN  978-0-8101-1477-7 . Проверено 6 января 2019 г.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Розетт, Роберт; Спектор, Шмуэль, ред. (2013). «Перемещенные лица, евреи». Энциклопедия Холокоста . Тейлор и Фрэнсис. стр. 191–192. ISBN  978-1-135-96950-9 .
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Чесарани, Дэвид (2013). «Последствия Холокоста». В Розетте, Роберт; Спектор, Шмуэль (ред.). Энциклопедия Холокоста . Тейлор и Фрэнсис. стр. 85–86. ISBN  978-1-135-96950-9 .
  34. ^ Отчет Эрла Г. Харрисона . Цитируется в Мемориальном музее Холокоста США, «Ресурсы», « Возрождение жизни: еврейские перемещенные лица, 1945–1951 гг.».
  35. The New York Times , 30 сентября 1945 г., «Президент приказывает Эйзенхауэру положить конец новым злоупотреблениям в отношении евреев. Он действует на основании отчета Харрисона, который сравнивает наше обращение с обращением с нацистами»,
  36. ^ Роберт Л. Хиллиард, «Выжить среди американцев: продолжающаяся борьба евреев после освобождения» (Нью-Йорк: Seven Stories Press , 1997), с. 214
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Лагеря для перемещенных лиц» . Ресурсный центр Холокоста . Иерусалим: Яд Вашем. Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 года . Проверено 2 сентября 2019 г.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Перемещенные лица» . Энциклопедия Холокоста . Вашингтон, округ Колумбия: Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 1 декабря 2019 г.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Скрытые дети: В поисках семьи» . Энциклопедия Холокоста . Вашингтон, округ Колумбия: Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 1 декабря 2019 г.
  40. ^ Осубель, Натан (1977). «Реабилитация» . Иллюстрированная история еврейского народа . Нью-Йорк: Crown Publishers, Inc., стр. 266–267 . ISBN  978-0-517-09757-1 .
  41. ^ «Архивные истории – успех! Истории связей» . Сайт JewishGen.org . 9 сентября 2019 года . Проверено 12 декабря 2019 г.
  42. ^ Гибсон, Кейтлин (2 мая 2016 г.). «Двух братьев разлучил Холокост. Спустя 77 лет их семьи просто воссоединились» . Вашингтон Пост . Проверено 12 декабря 2019 г.
  43. ^ Зиве, Тамара (1 июля 2017 г.). «Потомки братьев и сестер, переживших Холокост, обнаруживают 500 давно потерянных родственников» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 12 декабря 2019 г.
  44. ^ «Женщина, пережившая Холокост, всю жизнь искала своих мертвых родителей» . Международный Марш Живых . 14 января 2016 года . Проверено 12 декабря 2019 г.
  45. ^ Сегев, Том: 1949: Первые израильтяне
  46. ^ Стюарт, Джоселин (4 июля 2007 г.). «Авраам Дж. Клаузнер, 92 года; раввин был защитником переживших Холокост» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 15 января 2020 г. .
  47. ^ «Шарит хаПлатах» . Сайт JewishGen.org . 18 октября 2004 года . Проверено 17 января 2020 г.
  48. ^ «Пинкас ха-Ницолим I» . Сайт JewishGen.org . 2003 . Проверено 17 января 2020 г.
  49. ^ «Пинкас ха-Ницолим II» . Сайт JewishGen.org . 2001 . Проверено 17 января 2020 г.
  50. ^ «База данных Ауфбау» . Сайт JewishGen.org . Проверено 12 декабря 2019 г.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Меткевич, Марк (13 мая 2016 г.). «Поиск выживших и жертв Холокоста» . Канадские еврейские новости . Проверено 12 декабря 2019 г.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «О пропавшей личности» . Дети, пережившие Холокост . 2018 . Проверено 24 декабря 2019 г.
  53. ^ Наор, Мордехай (1998). «1953 год». Двадцатый век в Эрец Исраэль . Перевод Крауша, Джудит (английское изд.). Кёльн: Konenmann Verlagsgesellschaft mbH. п. 311. ИСБН  978-3-89508-595-6 .
  54. ^ Боди, Николя (1 июня 1953 г.). «Дело последних детей: Франция обсуждает драму веры и семьи» . Комментаторский журнал . Проверено 10 января 2018 г.
  55. ^ «ДНК и детективная работа воссоединяют скрытого ребенка и семью» . Канадские еврейские новости . 10 октября 2018 г. Проверено 15 января 2020 г. .
  56. ^ «Холокост разрушил еврейские семьи. Генеалогия может помочь их восстановить» . Вашингтон Пост . Проверено 4 июня 2021 г.
  57. ^ Энгель, Дэвид (1998). «Модели антиеврейского насилия в Польше, 1944–1946». Исследования Яд Вашем Том. XXVI . Яд Вашем .
  58. ^ Жан Ансель (2005). «Возвращение выживших из Приднестровья». В Банкир, Дэвид (ред.). Евреи возвращаются . Яд Вашем. п. 241.
  59. ^ Саломони, Антонелла (апрель 2010 г.). Браззо, Лаура; Шварц, Гури (ред.). «Государственный антисемитизм в послевоенном СССР. Исследования и перспективы исследований». Квест. Проблемы современной еврейской истории (1).
  60. ^ Келлерманн, Натан (2001). «Долгосрочные психологические последствия и лечение травмы Холокоста». Журнал потерь и травм . 6 (3): 197–218. дои : 10.1080/108114401753201660 . S2CID   32745354 .
  61. ^ Грин, Роберта (2002). «Пережившие Холокост: исследование устойчивости». Журнал геронтологической социальной работы . 37 (1): 3–18. дои : 10.1300/J083v37n01_02 . S2CID   147036179 .
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Розетт, Роберт (2001). «Опубликованные мемуары переживших Холокост». В Роте, Дж. К.; Максвелл, Э. (ред.). Память ради будущего: Холокост в эпоху геноцида . Том. 3. Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 167–171. ISBN  978-0-333-80486-5 .
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Розетт, Роберт; Спектор, Шмуэль, ред. (2013). «Изкор Букс». Энциклопедия Холокоста . Тейлор и Фрэнсис. п. 487. ИСБН  978-1-135-96950-9 .
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тайдор-Баумель, Джудит (1995). : память о Холокосте отдельными людьми и обществом в Государстве Израиль» « Вечная память» (PDF) . Исследования воскресения Израиля (на иврите). 5 : 364–387.
  65. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Духин, А.; Уайзман, Х (2019). «Мемуары детей, переживших Холокост: обработка и исцеление травм посредством письма». Качественная психология . 6 (3): 280–296. дои : 10.1037/qup0000128 . S2CID   166977958 .
  66. ^ "О нас" . Фонд Университета Южной Калифорнии «Шоа» . 2015 . Проверено 25 декабря 2020 г.
  67. ^ Браунинг, Кристофер (2000). Нацистская политика, еврейские рабочие, немецкие убийцы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 89–115. ISBN  978-0-521-77490-1 .
  68. ^ Лангер, Лоуренс Л. (1991). Свидетельства о Холокосте: руины памяти . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. хв. ISBN  978-0-300-04966-4 .
  69. ^ «Изкор Букс» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 20 декабря 2018 г.
  70. ^ «Книги Изкора в библиотеке YIVO» . YIVO Институт еврейских исследований . Нью-Йорк . Проверено 20 мая 2020 г.
  71. ^ «Изкорские книги» . Еврейский ген . Проверено 24 декабря 2020 г.
  72. ^ Крелл, Роберт; Шерман, Марк, ред. (1997). Медицинские и психологические последствия концентрационных лагерей для людей, переживших Холокост . Геноцид: критический библиографический обзор. Том. 4. Нью-Йорк: Рутледж. п. 7. ISBN  978-1-56000-290-1 .
  73. ^ Силберкланг, Дэвид (осень 2003 г.). «Больше, чем мемориал: эволюция Яд Вашем» (PDF) . Ежеквартальный журнал «Яд Вашем» (специальное памятное издание). Иерусалим, Иллинойс : Яд Вашем: 6–7.
  74. ^ Наор, Мордехай (1998). «1954 год». Двадцатый век в Эрец Исраэль . Перевод Крауша, Юдит. Кельн, Германия : Konenmann Verlagsgesellschaft. стр. 317–318. ISBN  978-3-89508-595-6 .
  75. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Хронология истории института» . Фонд Университета Южной Калифорнии «Шоа» . 24 апреля 2015 года . Проверено 6 сентября 2018 г.
  76. ^ Беренбаум, Майкл; Скольник, Фред, ред. (2007). «Хронология Холокоста». Энциклопедия иудаики . Том. 9 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. п. 351.
  77. ^ Брозан, Надин (15 июня 1981 г.). «Пережившие Холокост в «Паломничестве памяти» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 мая 2015 г.
  78. ^ «Центр организации переживших Холокост в Израиле» . Организационный центр переживших Холокост в Израиле (на иврите). 20 декабря 2020 г. . Проверено 25 декабря 2020 г.
  79. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «История» . Всемирная федерация еврейских детей, переживших Холокост, и их потомков . 2018 . Проверено 2 сентября 2019 г.
  80. ^ Каминс, Тони Л. (7 ноября 1979 г.). «Дети переживших Холокост проводят первый международный конклав» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 2 сентября 2019 г.
  81. ^ Каминс, Тони Л. (30 мая 1984 г.). «Более 1700 детей, переживших Холокост, проводят первую Всемирную встречу» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 2 сентября 2019 г.
  82. ^ Штейн, Арлин (2014). Неохотные свидетели: выжившие, их дети и рост сознания Холокоста . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-973358-3 .
  83. ^ Дэвидсон, Шамай (январь 1980 г.). «Клинические последствия тяжелой психической травмы в семьях переживших Холокост». Журнал супружеской и семейной терапии . 6 (1): 11–12. дои : 10.1111/j.1752-0606.1980.tb01700.x .
  84. ^ Фоссион П., Режас М., Серве Л., Пелч И. и Хирш С. (2003). «Семейный подход к внукам переживших Холокост», Американский журнал психотерапии, 57 (4), 519–527.
  85. ^ Миллер, Стивен (26 октября 2006 г.). «Бенджамин Мид, 88 лет, организованная организация, пережившая Холокост» . Нью-Йорк Сан . Проверено 16 мая 2015 г.
  86. ^ Трауш, Сьюзен (10 апреля 1983 г.). «Пережившие Холокост собираются, чтобы собрать головоломку вместе». Бостон Глобус . ISSN   0743-1791 . ПроКвест   294115949 . (требуется подписка)
  87. ^ «Рональд Рейган: Замечания к американскому собранию евреев, переживших Холокост» . Проект американского президентства . 11 апреля 1983 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 4 октября 2018 г.
  88. ^ «Амча – что это значит?» . Израильский центр психологической и социальной поддержки переживших Холокост и второго поколения . Проверено 2 сентября 2019 г.
  89. ^ «Международный центр по преследованию нацистов» . Архив Арользена . 2019 . Проверено 24 декабря 2019 г.
  90. ^ «Зарегистрируйте человека, пережившего Холокост» . Мемориальный музей Холокоста США . 24 февраля 2014 года . Проверено 12 декабря 2019 г.
  91. ^ «Реестр выживших – Музей еврейского наследия» . Музей еврейского наследия – живой мемориал Холокоста . 24 июня 2017 г. Проверено 12 декабря 2019 г.
  92. ^ Бэйг, Эдвард К. (31 июля 2019 г.). «Поиск предков может помочь вам найти родственников, перемещенных в результате Холокоста» . США сегодня . Проверено 12 декабря 2019 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Выжившие [ править ]

Выжившие дети [ править ]

поколений Влияние

Внешние ссылки [ править ]

Организации [ править ]

Реестры выживших [ править ]

Свидетельства переживших Холокост свидетелей свидетельства и

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcdf0b443c86159335e30368d624d17c__1716159840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/7c/dcdf0b443c86159335e30368d624d17c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Holocaust survivors - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)