Дети в Холокосте
В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Ноябрь 2019 г. ) |
Во время Холокоста дети были особенно уязвимы перед смертью при нацистском режиме. По оценкам, 1,5 миллиона детей, почти все евреи , были убиты во время Холокоста либо непосредственно, либо в результате действий нацистов.
Нацисты выступали за убийство детей нежелательных или «опасных» людей в соответствии со своими идеологическими взглядами либо как часть нацистской идеи расовой борьбы, либо как мера превентивной безопасности. В первую очередь они были нацелены на еврейских детей, но также были нацелены на этнических поляков детей , детей цыган (также называемых цыганами) и детей с умственными или физическими недостатками. Нацисты и их пособники убивали детей по этим идеологическим причинам и в отместку за реальные или предполагаемые нападения партизан. [1] Ранние убийства поощрялись нацистами в «Акции Т4» , где детей-инвалидов отравляли газом с использованием угарного газа , морили голодом, делали инъекции фенола в сердце или вешали .
Спаслось гораздо меньшее число. Некоторые просто выживали, часто в гетто , иногда в концлагерях . Некоторые были спасены в рамках различных программ, таких как «Детский транспорт» и «Тысяча детей» , в рамках которых дети покинули родину. Другие дети были спасены, став Скрытыми детьми . Во время и даже до войны организация Œuvre de Secours aux Enfants (OSE) спасла многих уязвимых детей.
Сегрегация в школах
[ редактировать ]25 апреля 1933 года нацистский режим принял «Закон против переполненности немецких школ и университетов», который положил начало школьной сегрегации для еврейских детей и молодежи. [2] Этот закон ограничил количество еврейских детей, которые могли поступить в государственные школы, до 1,5 процента от общего числа школьников. Однако, когда еврейское население в окрестностях превышало 5 процентов, 5 процентов учащихся школы могли быть евреями. Кроме того, многие еврейские дети имели право на льготы, позволяющие им обходить закон. Эти исключения распространялись на еврейских детей от смешанных браков, детей, чьи отцы участвовали в Первой мировой войне , и детей, имеющих иностранное гражданство. [3]
Несмотря на расширение прав еврейских детей и молодых людей в результате исключений, многие еврейские учащиеся старше 14 лет покинули школьную систему, поскольку после этого возраста посещать школу уже не обязательно. Например, в Вюртемберге 58 процентов еврейских студентов высших школ уехали, несмотря на то, что закон 1933 года распространялся только на 10 процентов студентов. [4] Это подчеркивает, как много еврейских учащихся покинули систему государственных школ по своему выбору, чтобы избежать растущей антисемитской школьной среды. [3] Растущая враждебность к еврейским детям отражается в том, что еврейские ученики получали худшие оценки, чем их сверстники, независимо от качества их работы. Кроме того, учителя запретили еврейским ученикам участвовать в школьных мероприятиях и включили в свои классы элементы нацистской идеологии, такие как использование антисемитских терминов в классе. В результате антагонистической атмосферы в классе многие еврейские студенты столкнулись с изоляцией от своих бывших друзей. [3]
В конце концов многие немецкие евреи записали своих детей в еврейские школы, чтобы предотвратить преследования в классе. В результате количество детей, обучающихся в еврейских школах, увеличилось с 14 процентов в 1932 году до 60 процентов в 1937 году. [5] Кроме того, за два года количество еврейских школ увеличилось со 130 в 1935 году до 167 в 1937 году. [5] Увеличение числа еврейских школ, а также числа учащихся в таких школах подчеркивает переход немецкой еврейской общины от государственных школ к частным.
Хотя еврейская община в целом перешла в сторону частных школ, немецкие евреи продолжали посещать государственные школы до 15 ноября 1938 года, когда рейхсминистр образования запретил всем еврейским учащимся посещать немецкие государственные школы. [6]
Причины смерти
[ редактировать ]Немецкие войска создали гетто в начале войны во многих польских городах, таких как Варшава и Лодзь . В них еврейские дети умирали от голода и холода, а также от отсутствия подходящей одежды и крова. Немецкие власти были безразличны к этой массовой гибели, поскольку считали большинство младших детей из гетто непродуктивными и, следовательно, «бесполезными едоками». Над обитателями гетто устанавливался строгий контроль, а предоставляемое им питание сознательно ограничивалось. С 1942 года программа гетто закончилась. Жителей гетто уничтожали в различных лагерях смерти . Поскольку дети, как правило, были слишком молоды, чтобы их можно было использовать в качестве принудительного труда, они были особенно уязвимы перед убийством: они были одной из основных групп при первых депортациях в центры смерти или при массовых расстрелах возле братских могил вместе со стариками, больными, и инвалиды. [7] Детей, которые были достаточно здоровы для работы, часто заставляли работать до смерти, выполняя работу на благо лагеря; в других случаях детей заставляли выполнять ненужную работу, например рыть канавы.
Нееврейские дети из некоторых других целевых групп не были пощажены. В концентрационном лагере Освенцим были убиты цыганские дети. Тем временем от пяти до семи тысяч детей погибли в результате программы «эвтаназии». Другие были убиты в результате репрессий, в том числе большинство детей Лидице ; многие дети в деревнях оккупированных частей Советского Союза были убиты вместе со своими родителями. [8]
Медицинские инциденты
[ редактировать ]Немецкие власти также заключили ряд детей в концентрационные лагеря и транзитные лагеря. Врачи и медицинские исследователи Schutzstaffel ( SS), нацистской военизированной организации, использовали детей, особенно близнецов, в концентрационных лагерях для медицинских экспериментов, которые часто приводили к гибели детей.
В своем «поиске «арийской крови»» или идеальной расы эксперты по расам СС приказали похитить сотни детей в оккупированной Польше и оккупированных частях Советского Союза и передать их в Рейх для усыновления подходящим по расовому признаку немцем. семьи. Хотя основанием для этих решений была «расовая наука», часто светлых волос, голубых глаз или светлой кожи было достаточно, чтобы заслужить «возможность» быть «германизированным». С другой стороны, поляков и советских гражданских лиц, депортированных в Германию на принудительные работы, часто принуждали к сексуальным отношениям с немцами; многие случаи приводили к беременности, и женщин заставляли делать аборты или рожать детей в условиях, которые гарантировали бы смерть младенца, если расовые эксперты определили, что у ребенка недостаточно немецкой крови. [9]
Транзитные лагеря
[ редактировать ]Транзитные лагеря были временными остановками на пути в концентрационные лагеря во время Холокоста. Многих детей привозили вместе с семьями в транзитные лагеря, они не знали, что их ждет. Некоторые надеялись начать новую жизнь и найти друзей в лагерях, а многие боялись. Дети, доставленные в транзитные лагеря, происходили из самых разных слоев общества.
В пересыльных лагерях детей окружали обнаженные тела. Их кровати представляли собой просто металлические каркасы. Не хватало еды, а также боялись прибытия поездов для депортации. Школьных принадлежностей не было. Дети стали смотреть на своих родственников по-другому, поскольку каждый член семьи пережил в пересыльных лагерях различные лишения. [10]
В транзитных лагерях у детей было мало ресурсов для содействия росту. Группа венгерских сионистов создала комитет спасения для переговоров и предотвращения депортаций. Старшие девочки заботились о маленьких детях. Врачи, медсестры и музыканты организовывали для детей лекции, концерты и мероприятия. [10] Добровольные стажеры и благотворительные организации снабжали детей едой, одеждой и организовывали секретные учебные классы, чтобы помочь детям продолжить образование. Работники по уходу за детьми обучали детей идеям сионизма и духу демократии; они также создавали дружескую атмосферу. Эти группы также помогли решить проблему голода в лагерях.
Печально известным случаем, когда нацисты держали ребенка в транзитном лагере, является случай Анны Франк и ее сестры в Берген-Бельзене . Другие примечательные случаи включают детей, содержавшихся в концентрационном лагере Майданек , некоторые из которых остались сиротами, потому что их родители были убиты в ходе антипартизанских операций. [11]
Освенцим и Йозеф Менгеле
[ редактировать ]Йозеф Менгеле был врачом, работавшим в Освенцим концентрационном лагере . Его испытуемые питались и размещались лучше, чем другие заключенные, и были временно защищены от газовых камер. [12] Он основал детский сад для детей, ставших объектами экспериментов, а также для всех цыганских детей в возрасте до шести лет. В этом учреждении были лучшие условия питания и проживания, чем в других частях лагеря, и даже была игровая площадка. [13] При посещении своих детей-подданных он представлялся «дядей Менгеле» и предлагал им сладости. [14] Однако он также несет личную ответственность за смерть неизвестного числа жертв. [15] Автор Роберт Джей Лифтон описывает Менгеле как садиста, лишенного сочувствия и крайне антисемитского человека, утверждая, что он считал, что евреи должны быть полностью уничтожены как низшая и опасная раса. [16] Сын Менгеле Рольф сказал, что его отец не выказал раскаяния в своей деятельности во время войны. [17] Отсутствие правил проведения экспериментов позволило Менгеле свободно проводить свои эксперименты.
Бывший врач-узник Освенцима сказал:
Он был способен быть таким добрым к детям, заставить их полюбить себя, приносить им сахар, думать о мелких деталях их повседневной жизни и делать то, чем мы искренне восхищались бы... И затем, рядом с что... крематории дымят, и этих детей он завтра или через полчаса отправит туда. Ну вот в этом и заключалась аномалия. [18]
Менгеле увлекался близнецами. Его интересовала разница между однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами, а также то, как на них влияют генетические заболевания и откуда они возникли. Эксперименты также различали генетические черты и черты, развитые окружающей средой ребенка. Известно, что Менгеле притворялся не при исполнении служебных обязанностей, пока прибывал поезд с новыми заключенными, чтобы он мог лично выбрать любых близнецов, которых он видел. Он оперировал детей, отчасти для того, чтобы найти генетические слабости в составе евреев и цыган, чтобы предоставить научные доказательства идей нацистской партии. Менгеле предположил, что его подопытные были особенно уязвимы к определенным заболеваниям из-за их расы. Вдобавок к этому, судя по его образцам, он полагал, что у них были дегенеративные кровь и ткани. [19]
Менгеле или один из его помощников еженедельно осматривали близнецов и измеряли их физические характеристики. [20] Он проводил такие эксперименты, как ненужная ампутация конечностей; в другом эксперименте он намеренно заразил близнеца тифом или другим заболеванием и перелил кровь инфицированного близнеца другому. Многие из его подданных умерли во время прохождения этих процедур. [21] После окончания эксперимента близнецов иногда убивали, а их тела расчленяли. [22] Миклош Ньизли , узник Освенцима, вспоминал один случай, когда Менгеле лично убил четырнадцать близнецов за одну ночь с помощью инъекции хлороформа в сердце. [23] Если один из близнецов умирал от болезни, Менгеле убивал другого, чтобы после их смерти можно было подготовить сравнительные отчеты. [24]
Он был известен экспериментами с глазами. Одно из его конкретных исследований касалось гетерохромии радужной оболочки — состояния, при котором глаза людей имеют разный цвет. [19] После того, как он убил гетерохроматиков, он удалил им глаза и отправил их в Берлин для изучения. Другой эксперимент Менгеле с глазами включал попытки изменить цвет глаз путем введения химических веществ в глаза живым субъектам. [25] Его эксперименты над карликами и людьми с физическими отклонениями включали в себя проведение физических измерений, взятие крови, удаление здоровых зубов, а также лечение ненужными лекарствами и рентгеном. [26] Многих жертв примерно через две недели отправили в газовые камеры, а их скелеты отправили в Берлин для дальнейшего изучения. [27] Менгеле искал беременных женщин, над которыми он проводил эксперименты, прежде чем отправить их в газовые камеры. [28] Свидетельница Вера Александер рассказала, как он сшил двух цыганских близнецов спиной к спине, пытаясь создать сиамских близнецов . [21] Дети умерли от гангрены после нескольких дней страданий. [29]
Освенцим: рассказ из первых рук о сожженных заживо детях
[ редактировать ]25 июля 1945 года в Кракове судья Станислав Змуда (доктор философии) делегировал в Главную комиссию по расследованию немецких преступлений в Польше по просьбе, при участии и в присутствии члена Главной комиссии, прокурора Винцента Яросинского (доктор философии). ), согласно ст. 254, в связи со ст. 107 и 115 УПК, допросил бывшего узника концлагеря № 1 Освенцима. 26281 [Станислава Рахвал, урожденная Суровка] в качестве свидетеля. Уведомленный об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, свидетель показал следующее: [30]
«Рядом с крематориями были глубокие ямы, предназначенные для сжигания тех трупов, которые не помещались в крематории. Я знаю, что маленьких детей, приехавших ночью на транспорте, грузили в самосвалы, везли в ямы и живыми «сбрасывали» в крематории. ямы из кузова автоматически поднятого грузовика. Ямы уже горели, когда туда бросали детей. Ужасные крики жертв были слышны по всему женскому лагерю в течение одной-трех минут». - Станислава Рахвал, урожденная Сурувка | Узник концлагеря № 1 Освенцима. 26281 [30]
Концентрационный лагерь Сисак
[ редактировать ]В этот раздел следует включить более подробное описание детского концентрационного лагеря Сисак . ( март 2018 г. ) |
Во время существования Независимого государства Хорватия во время Второй мировой войны в хорватские усташи основали многочисленные концентрационные лагеря, подобные тем, что были Ясеноваце , [31] Джаково , [32] и Ястребарско [33] в котором многие сербские , еврейские и цыганские дети умерли в качестве заключенных. [34] [35] Среди них был концлагерь Сисак, специально созданный для детей в рамках концлагеря Ясеновац. [36] [37]
Детский концентрационный лагерь Сисак был основан 3 августа 1942 года после Козарского наступления . [38] Он был частью сборного лагеря, официально названного «Транзитный лагерь беженцев». [38] Этот концентрационный лагерь состоял из особой части, официально названной «Приютом для детей-беженцев», находящейся под эгидой «Женской линии усташей» и «Службы безопасности усташей» и под непосредственным контролем Антуна Найжера . Лагерь располагался в нескольких зданиях в Сисаке : бывшей Югославской ассоциации соколиной охоты («Соколана»), женском монастыре сестер Святого Винсента, складе риса, складе солеварни Райс, начальной школе Нови Сисак и «Карантене» (Карантин). . Все эти здания считались непригодными для проживания детей. [ по мнению кого? ] Например, в Ассоциации соколиной охоты не было дверей; в нем было сквозняки, потому что он был построен для сушки соли. Детям, даже тем, которым было всего несколько месяцев, приходилось лежать на полу, покрытом лишь тонким слоем соломы, без какой-либо одежды и одеял. Когда разразилась эпидемия тифа, Найжер приказал перевести инфицированных детей в импровизированную больницу, что только увеличило число смертей.
Первая группа детей прибыла 3 августа 1942 года; [38] их было 906. На следующий день привезли еще одну группу из 650 детей; третья группа прибыла 6 августа с 1272 детьми. В теплице Теслич и недавно построенных бараках, получивших название «Карантена», был организован общий концентрационный лагерь для мужчин, женщин и детей. В августе и сентябре 1942 года усташи забрали родителей у 3971 ребенка, отправив их на принудительные работы. С августа 1942 года по 8 февраля 1943 года было задержано 6693 ребенка, в основном сербов из Козары , Кордуна и Славонии . Несмотря на действия Дианы Будисавлевич и группы гуманитариев – Яны Кох, Веры Лукетич, Драгицы Хабазин, Любицы и Веры Бечич, Камиля Бреслера, Анте Думбовича и сестер Красного Креста – каждый день умирало до 40 детей.
Лазар Маргульеш рассказал об условиях в концлагере: [39]
Я заметил, что продуктовые посылки, присланные Красным Крестом, ни разу не были переданы заключенным детям. Моей обязанностью как медика было исследовать этих маленьких заключенных, поэтому я часто посещал эти места: здание Соколаны , где дети лежали на голом бетоне или, если им не везло, на соломе. В так называемой больнице в маленькой школе в Старом Сисаке не было коек, поэтому дети лежали на полу с немного отвлеченной и зараженной соломой, покрытой кровью и экскрементами и покрытой роем мух.
Яна Кох, бывший секретарь Хорватского Красного Креста, рассказала об условиях в лагере следующее:
Казармы соединялись коридорами, охраняемыми усташами. Недалеко от машины скорой помощи, из другого барака, послышались печальные крики детей. На голом полу стояло четыреста детей: новорожденных, детей от нескольких недель или месяцев до десяти лет. Сколько пришло детей и куда их отправили, узнать уже не удалось. Дети в детском бараке неумолимо плакали и звали своих матерей, которые находились всего в нескольких шагах от детей, но фашистские преступники не подпускали матерей к своим детям. Дети постарше сквозь слезы рассказывают нам, что не могут успокоить малышей, потому что они голодны, некому менять памперсы малышам, и они боятся, что все умрут. Эти дети, которым еще не исполнилось десяти лет, клянутся нам: «Давай, сестренка, приведи нам матерей, приведи хотя бы матерей этим малышам. Вот увидишь, если ты не принесешь им их матерей, они задохнусь одними слезами».
Коронер Давид Эгич официально зафиксировал, что из 6693 детей в лагере умерло 1152, а учитель Анте Думбович позже заявил, что это число составило 1630. [38] [40]
Средства выживания
[ редактировать ]Несмотря на свою острую уязвимость, многие дети нашли способы выжить. Дети провозили контрабандой еду и лекарства в гетто, в свою очередь вывозя контрабандой свои личные вещи для обмена на указанные товары. Дети из молодежных движений позже сбежали из гетто и присоединились к подпольной деятельности сопротивления, например, к советским партизанским отрядам; другие сформировали свои собственные подразделения для преследования немецких оккупантов. Многие дети бежали вместе с родителями или другими родственниками в семейные лагеря, управляемые еврейскими партизанами; другим пришлось бежать самостоятельно. [8] [41]
Многие еврейские дети были вынуждены скрывать свою личность ради собственной безопасности. Они получили фальшивые документы, удостоверяющие личность, которые обычно получали в результате антинацистского сопротивления, чтобы выдать себя за арийцев. [42] Несмотря на то, что это был один из немногих способов выживания для детей, он создавал серьезные риски для безопасности. Полиция и другие нацистские власти внимательно исследовали документы в поисках евреев, чтобы обнаружить замаскированных евреев. [43]
Обрезание — еврейская традиция, при которой у младенцев-евреев мужского пола удаляют крайнюю плоть. [44] Это был простой способ идентифицировать евреев, поскольку неевреи обычно не проходили эту процедуру. Мальчикам приходилось с осторожностью пользоваться общественными туалетами и участвовать в командных видах спорта, поскольку их еврейская идентичность могла быть раскрыта. [42] В качестве решения им пришлось пройти дополнительные процедуры, которые бы скрывали обрезание. [ нужен пример ] а иногда даже переодеваются девочками. [45]
Между 1938 и 1939 годами «Киндертранспорт» (Детский транспорт) представлял собой спасательную операцию, организованную британским правительством в сотрудничестве с еврейскими организациями. Он доставил около 10 000 еврейских детей-беженцев в безопасное место в Великобритании из нацистской Германии и оккупированных немцами территорий, хотя их семьи не приехали с ними. Аналогичным образом, Молодежная алия (молодежная иммиграция) отвечала за интеграцию тысяч детей в жизнь в Палестине для их выживания, а также за возрождение ишува , еврейского поселения в Палестине. [46]
В Соединенных Штатах некоторые люди пытались помочь, а усилия по всей стране позволили спасти 1000 еврейских детей от нацистов. В отличие от работ англичан, реальные спасательные работы никак не поддерживались правительством; тем, кто хотел помочь, пришлось искать собственные способы борьбы с иммиграционными квотами. [47] Гилберт и Элеонора Краус были парой, которая привезла 50 еврейских детей в Соединенные Штаты, чтобы спасти их от нацистов в 1939 году, еще до начала войны. Они выбрали 50 детей, опросив их семьи, которые были близки к получению визы в США. Большинство детей, переехавших в Филадельфию, в конечном итоге воссоединились со своими семьями. [48] Вдохновленный «Киндертранспортом», Конгрессу было предложено разрешить до 100 000 еврейских детей приехать в Америку. В 1939 году был предложен законопроект Вагнера-Роджерса , который должен был допустить в Соединенные Штаты 20 000 несопровождаемых еврейских детей-беженцев в возрасте до 14 лет. Однако в феврале 1939 года законопроект не получил одобрения Конгресса. [49]
Тем временем некоторые неевреи прятали еврейских детей; иногда, как в случае с Анной Франк, они прятали и других членов семьи. В некоторых случаях евреи действительно были спрятаны; в других случаях их усыновляли в семью своего «скрывателя». Уникальный случай сокрытия произошел во Франции. Почти все протестантское население Ле Шамбон-сюр-Линьон , а также многие католические священники, монахини и миряне скрывали в городе еврейских детей с 1942 по 1944 год. В Италии и Бельгии многие дети выжили, скрываясь. [50]
В Бельгии христианская организация Jeunesse Ouvrière Chrétienne скрывала еврейских детей и подростков при поддержке королевы-матери Бельгии Елизаветы. [51]
После капитуляции нацистской Германии, положившей конец Второй мировой войне, беженцы и перемещенные лица искали по всей Европе пропавших детей . Тысячи детей-сирот были перемещены в лагеря. Многие выжившие еврейские дети бежали из Восточной Европы в рамках массового исхода ( Бриха ) в западные зоны оккупированной Германии по пути в ишув. Молодежная алия продолжила свою деятельность после войны, помогая выжившим детям переехать в Палестину, которая вскоре в 1948 году стала государством Израиль. [52] [53]
См. также
[ редактировать ]- Булленхузер Дамм
- СЕНТОС (благотворительность)
- Похищение восточноевропейских детей нацистской Германией
- Николас Винтон
- Януш Корчак
- Белостокские дети
- Тысяча детей
- Наши дети
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ДЕТИ ВО ВРЕМЯ ХОЛОКОСТА» . Мемориальный музей Холокоста США . 1 октября 2019 года . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Хеберер, Патрисия (2011). Дети во время Холокоста . Лэнхэм, Мэриленд, с. 9. ISBN 978-0-7591-1984-0 . OCLC 681481430 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Каплан, Мэрион (1998). Между достоинством и отчаянием: еврейская жизнь в нацистской Германии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 94–118.
- ^ Каплан, Мэрион А. (1999). Между достоинством и отчаянием: еврейская жизнь в нацистской Германии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 98. ИСБН 0-19-513092-8 . ОСЛК 44099183 .
- ^ Перейти обратно: а б Каплан, Мэрион А. (1999). Между достоинством и отчаянием: еврейская жизнь в нацистской Германии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 103. ИСБН 0-19-513092-8 . ОСЛК 44099183 .
- ^ Хеберер, Патрисия (2011). Дети во время Холокоста . Лэнхэм, Мэриленд, с. 8. ISBN 978-0-7591-1984-0 . OCLC 681481430 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Делаю это ради детей!» . FightDemBack . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года.
- ^ Перейти обратно: а б «ДЕТИ ВО ВРЕМЯ ХОЛОКОСТА» . Архивировано из оригинала 6 мая 2009 года . Проверено 5 апреля 2009 г.
- ^ «Дети во время Холокоста» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2009 года . Проверено 1 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дворк, Дебора. «Транзитные лагеря». Дети со звездой: еврейская молодежь в нацистской Европе, издательство Йельского университета, 1993, стр. 113–154.
- ^ « Глава «Люблин» из Пинкаса Хакехиллота Полина (продолжение)» . JewishGen, Дюйм . 10 апреля 2004 года . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Ньизли 2011 , с. 57.
- ^ Кубица 1998 , стр. 320–321.
- ^ Лагнадо и Декель 1991 , с. 9.
- ^ Лифтон 1986 , с. 341.
- ^ Лифтон 1986 , стр. 376–377.
- ^ Познер и Уэр 1986 , с. 48.
- ^ Лифтон 1985 , с. 337.
- ^ Перейти обратно: а б «Йозеф Менгеле» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ Лифтон 1986 , с. 350.
- ^ Перейти обратно: а б Познер и Уэр 1986 , с. 37.
- ^ Лифтон 1986 , с. 351.
- ^ Лифтон 1985 .
- ^ Лифтон 1986 , стр. 347, 353.
- ^ Лифтон 1986 , с. 362.
- ^ Астор 1985 , с. 102.
- ^ Лифтон 1986 , с. 360
- ^ Брозан 1982 .
- ^ Мозес-Кор 1992 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Верховный национальный трибунал (25 июля 1945 г.). «Рахвал Станислава» . www.zapisyterroru.pl . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ «Список отдельных жертв концлагеря Ясеновац» . Мемориальный комплекс Ясеновац . Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ ABSEES (январь 1973 г.). ABSEES - Серия советских и восточноевропейских рефератов . АБСЕС.
- ^ «Лагерь Ястребарско» . www.jusp-jasenovac.hr . Мемориальный комплекс Ясеновац. Архивировано из оригинала 2 января 2017 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
- ^ Фумич, Иван (2011). Дети — жертвы усташского режима [ Дети-жертвы усташского режима ]. Загреб, Хорватия: Союз борцов-антифашистов и антифашистов Республики Хорватия. ISBN 978-953-7587-09-3 .
- ^ Лукич, Драгое (1980). Преступления оккупанта и его пособников против детей Козарского района 1941–1945 гг. . ] [ Преступления оккупантов и их пособников против детей в Козарском районе 1941–1945 гг . Козара в Национально-освободительной войне и Социалистической революции: (1941–1945) (27–28 октября 1977 г.). Приедор, Югославия: Национальный парк «Козара». стр. 269–284. ОСЛК 10076276 .
- ^ Мария Вуселица: Регионы Хорватии в месте террора: лагеря трудового воспитания, гетто, лагеря защиты молодежи, полицейские лагеря, специальные лагеря, цыганские лагеря, принудительные трудовые лагеря, Том 9 «Места террора», Издательство CHBeck, 2009 г., ISBN 9783406572388, страницы 321–323.
- ^ Анна Мария Грюнфельдер: Трудовые обязательства по реорганизации Европы: Гражданские и подневольные рабочие из Югославии в «Остмарке» 1938/41-1945, Издательство Böhlau Verlag Вена, 2010 г. ISBN 9783205784531, страницы 101–106.
- ^ Перейти обратно: а б с д «ЛАГЕРЬ СИСАК» . Мемориальный комплекс Ясеновац . Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ Мацух, Боян; Гориуп, Яна (8 ноября 2017 г.). «Социальная роль матери после прекращения супружеских и внебрачных связей» . Социологический дискурс . 4 (7). дои : 10.7251/socsr1407005m . ISSN 2232-867X .
- ^ Обзор международных отношений, том 33, выпуски 762-785, Федерация югославских журналистов, 1982, стр. 31.
- ^ «Учебное пособие Соня Орбух: Молодая женщина среди русских партизан» (PDF) . Еврейский партизанский образовательный фонд . 2005. Архивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2021 года . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Скрытые дети Холокосута» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Как фальсификатор времен Второй мировой войны спасал жизни, по одному фальшивому документу за раз» . www.cbsnews.com . 29 октября 2017 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Брит Мила: Ритуал обрезания» . ReformJudaism.org . 19 декабря 2012 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Жизнь в тени: Скрытые дети и Холокост» . www.ushmm.org . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Каплан, Мэрион А. (1999). Между достоинством и отчаянием: еврейская жизнь в нацистской Германии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 116-117.
- ^ Колл, Дэн Шиэн и Саманта Маркус, «Утро» (22 марта 2014 г.). «Еврейские дети были помещены в приемные семьи, чтобы спастись от нацистов» . themorningcall.com . Проверено 19 апреля 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Иммиграция детей-беженцев в США» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Гурок, Джеффри С. (1998). Американская еврейская история: колониальный и ранний национальный периоды, 1654-1840 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-91920-7 . ОСЛК 37261034 . стр.227
- ^ Альтам, Элизабет. «Католические герои Холокоста» . Колумбия . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Лазарь Уолл, Уолл, Лазар (12 декабря 2018 г.). «Музыкальная связь выжившего с настоящим» . Еврейский адвокат . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Офер, Далия (февраль 1996 г.). «Пережившие Холокост как иммигранты: случай Израиля и задержанных на Кипре». Современный иудаизм . 16 (1): 1–23. дои : 10.1093/mj/16.1.1 .
- ^ «Шиват-Цион – Возвращение в Сион» . Марш Живого Интернационала . Архивировано из оригинала 19 августа 2002 года . Проверено 30 марта 2021 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Астор, Джеральд (1985). Последний нацист: жизнь и времена доктора Йозефа Менгеле . Нью-Йорк: Дональд И. Хорошо. ISBN 978-0-917657-46-7 .
- Брозан, Надин (15 ноября 1982 г.). «Из смерти — жажда жизни» . Нью-Йорк Таймс .
- Кубица, Хелена (1998) [1994]. «Преступления Йозефа Менгеле». В Гутмане, Израиль; Беренбаум, Майкл (ред.). Анатомия лагеря смерти Освенцим . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 317 –337. ISBN 978-0-253-20884-2 .
- Ланьядо, Люсетт Фармер ; Декель, Шейла Кон (1991). Дети пламени: доктор Йозеф Менгеле и нерассказанная история близнецов Освенцима Нью-Йорк: Уильям Морроу. ISBN 978-0-688-09695-3 .
- Лифтон, Роберт Джей (21 июля 1985 г.). «Что сделало этого человека? Менгеле» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 января 2014 г.
- Лифтон, Роберт Джей (1986). Нацистские врачи: медицинские убийства и психология геноцида . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-04905-9 .
- Мозес-Кор, Ева (1992). «Близнецы Менгеле и эксперименты на людях: личный отчет». В Аннасе, Джордж Дж .; Гродин, Майкл А. (ред.). Нацистские врачи и Нюрнбергский кодекс: права человека в экспериментах над людьми . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 53–59. ISBN 978-0-19-510106-5 .
- Ньизли, Миклош (2011) [1960]. Освенцим: рассказ очевидца врача . Нью-Йорк: Аркадный паб. ISBN 978-1-61145-011-8 .
- Познер, Джеральд Л .; Уэр, Джон (1986). Менгеле: Полная история . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-050598-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Никаких детских игр» – Дети в Холокосте: творчество и игра. Архивировано 5 декабря 2014 г. в Wayback Machine, онлайн-выставка Яд Вашем.
- Мемориальный музей Холокоста США – Статья « Дети во время Холокоста »; и онлайн-выставки «Жизнь в тени» ; и отдай мне своих детей
- Мемориальный альбом Холокоста, посвященный более чем 1,5 миллионам душ в возрасте до 12 лет, которые так и не вернулись... из проекта «Пережившие Холокост и память»: «Не забудь тебя»
- Дети и Холокост
- Нацисты похищают польских детей
- Что теперь? Дети, выжившие после Холокоста ( видео Яд Вашем )