детский лагерь Ястребарско
Ястребарско | |
---|---|
Детский лагерь | |
Координаты | 45 ° 40'19 "N 15 ° 39'4" E / 45,67194 ° N 15,65111 ° E |
Расположение | Ястребарско , Независимое Государство Хорватия |
Управляется | Они встали Дочери милосердия Святого Винсента де Поля |
комендант | Сестра Барта Пульхерия |
Оригинальное использование | Замок Монастырь Казармы Кирпичный завод |
Оперативный | 12 июля - октябрь 1942 г. |
Заключенные | сербские дети |
Убит | 449–1500 (оценка) |
Освобожден | Югославские партизаны |
В детском лагере Ястребарско содержались сербские дети, привезенные туда из различных районов Оси марионеточного государства , Независимого государства Хорватия ( хорватский : Nezavisna Država Hrvatska , NDH), во время Второй мировой войны . Дети были захвачены в результате массовых убийств и операций по борьбе с повстанцами, проведенных правительством усташей проводившими геноцид , его союзниками по оси и другими пособниками, после вторжения стран Оси в Югославию и создания NDH в апреле 1941 года. Лагерь располагался в город Ястребарско , примерно в 37 километрах (23 миль) к юго-западу от столицы NDH, Загреба , и работал с 12 С июля по октябрь 1942 года. Администрацию лагеря осуществляли монахини ордена Дочерей милосердия Святого Винсента де Поля с охраной-усташами.
Дети прибыли в истощенном и слабом состоянии из других лагерей усташской лагерной системы, всего через лагерь прошло 3336 детей. От 449 до 1500 детей умерли, в основном от болезней и недоедания. Дополнительный лагерь был создан в соседней Донья-Реке . Югославские партизаны освободили около 350 детей из главного лагеря в августе 1942 года. В октябре 1942 года около 500 выживших детей были рассеяны по местным семьям католической группой помощи Каритас ; Всего 1637 мальчиков и девочек были приняты семьями в Ястребарско, Загребе и окрестных деревнях, а еще 113 были переселены в Градишку .
Фон
[ редактировать ]В апреле 1941 года Германии под руководством вторжение войск Оси в Югославию захватило страну. Пока вторжение еще продолжалось, немцы организовали провозглашение Независимого государства Хорватия ( хорватский : Nezavisna Država Hrvatska , NDH) фашистской и хорватско -шовинистской партией усташей . Правительство этого итало -германского квазипротектората немедленно начало проводить «жестокую политику, направленную на создание в значительной степени однородного государства из разнородного населения». [ 1 ] [ 2 ] По словам историка и политолога Сабрины П. Рамет , NDH управлялся самым жестоким и кровавым марионеточным режимом в Европе, где доминировали страны Оси, во время Второй мировой войны . [ 1 ] которые спровоцировали массовые массовые убийства и управляли концентрационными лагерями для сербов , евреев , цыган и других «нежелательных лиц». [ 1 ] [ 3 ] В частности, режим усташей изгнал большое количество сербов из НДХ. [ 4 ] и был вовлечен в широкомасштабные массовые убийства, [ 5 ] в результате чего Рамет пришел к выводу, что это был геноцид как с намерением, так и с практической точки зрения. [ 6 ]
У Католической церкви были сложные отношения с правительством NDH, особенно из-за тесной связи между католицизмом, хорватским национализмом и историческим хорватским государством. Некоторые католические священнослужители, особенно молодые, были нетерпимы к сербам и Сербской Православной Церкви по ряду причин: [ 7 ] при этом некоторое католическое духовенство участвовало в принудительном обращении православных сербов в католицизм в соответствии с политикой усташей. [ 8 ]
В соответствии с Римским договором от 18 мая 1941 года итальянские оккупационные войска отошли к югу от так называемой «Венской линии», которая разделяла NDH на итальянскую и немецкую сферы влияния. В августе они вновь оккупировали эту территорию, чтобы должным образом обезопасить Адриатическое побережье. Однако в июне 1942 года они вновь вывели большую часть своих войск из этого района, сосредоточившись лишь на обеспечении безопасности крупных населенных пунктов и железных дорог. [ 9 ] В этот вывод были включены итальянские войска, дислоцированные в районе Ястребарско . [ 10 ]
Происхождение
[ редактировать ]Решение о создании детского лагеря Ястребарско было принято из-за большого количества сербских детей, задержанных во время антисербских расправ, проводимых силами NDH с апреля 1941 года. [ 11 ] Дети также были похищены во время антипартизанских операций , проводимых немцами, NDH и другими коллаборационистскими силами в период с апреля 1941 года по июнь 1942 года, таких как наступление на Козару . [ 12 ] [ 13 ] Их родителей, старших братьев и сестер часто убивали или отправляли в трудовые лагеря как на территории NDH, так и в других местах оккупированной Осью Европы. Те дети, которые не были убиты в ходе массовых убийств и операций по борьбе с повстанцами, были собраны, поскольку их деревни в большинстве случаев были сожжены дотла, и у них не было средств к существованию. [ 11 ]
К середине 1942 года более 1000 детей, задержанных во время наступления Козара, содержались в концентрационном лагере Стара Градишка , который сам по себе являлся частью комплекса концентрационных лагерей Ясеновац . Информация о тяжелом положении этих детей была передана обеспокоенным гражданам столицы NDH Загреба , одной из которых была Диана Будисавлевич , австрийка. Будисавлевич подошел к назначенному усташами члену правления Хорватского Красного Креста Камило Брёсслеру и рассказал ему о детях в Старой Градишке. Брёсслер пришел в ужас и при поддержке представителей Международного комитета Красного Креста начал оказывать давление на правительство NDH, чтобы оно освободило детей. Будисавлевич также использовала свои контакты с немецкой армией, чтобы вмешаться в дела режима усташей от имени детей. [ 12 ]
Правительство NDH пришло к идее попытаться перевоспитать детей, чтобы они стали чем-то вроде усташской версии Гитлерюгенда , тем самым настроив их против своих сербских родителей. Режим рассматривал это как более эффективный способ оказать давление на партизанское движение, чем прямое убийство детей. Однако режим NDH не предпринял никаких мер для реализации этой идеи, поэтому детский лагерь был создан в спешке, тем более что существовало сильное давление с целью сделать что-нибудь для детей. [ 14 ] [ 13 ] Пропаганда режима NDH продвигала идею о том, что дети были освобождены от рабства от рук партизан. [ 15 ]
Учреждение
[ редактировать ]Лагерь был создан в городе Ястребарско , примерно в 37 километрах (23 милях) к юго-западу от столицы NDH, Загреба. Это место было выбрано из-за его непосредственной близости к Загребу, что уменьшало влияние партизан и облегчало оборону. Зданиями, предназначенными для размещения детей, были: замок Дворац Эрдёди, близлежащий францисканский монастырь, а также бывшие итальянские казармы и конюшни. [ 10 ] [ 16 ] Он располагался на территории, где ранее располагался гарнизон итальянских войск по соглашению с правительством NDH. [ 17 ]
Ранее в замке располагался детский дом, а весной и летом 1941 года — пересыльный лагерь для евреев и политических противников режима, в котором их содержали, пытали, а затем переправляли в другие концентрационные лагеря. [ 18 ] Приготовления к приему детей велись в спешке хорватским Красным Крестом и местными крестьянами. [ 10 ] [ 16 ] Во главе лагерной администрации стояла монахиня сестра Барта Пульхерия . [ 19 ] [ 13 ] член ордена Дочерей милосердия Святого Винсента де Поля , [ 20 ] а сестра Гауденция была управляющей поместьем. [ 21 ] Пульхерия была невесткой Миле Будака , старшего усташского идеолога и высокопоставленного чиновника НДХ. В остальном персонал состоял из членов усташской молодежи и женщин-усташей. [ 22 ]
Дополнительный лагерь был создан 31 июля в Донья Река , в 3 км (1,9 мили) к северу от Ястребарско, под той же администрацией, что и основной лагерь. Он располагался на территории старого кирпичного завода, а также казарм и конюшен, ранее использовавшихся итальянской армией. Условия в этом дополнительном лагере были даже хуже, чем в основном лагере: не было ни электричества, ни водопровода, ни санитарных условий. Еда была крайне плохой, а болезни и смерть были обычным явлением среди содержавшихся там до 2000 детей. [ 23 ]
Операция
[ редактировать ]Первоначальная транспортировка
[ редактировать ]В начале июля 1942 года 16 медсестер Красного Креста были отправлены из Загреба в концентрационный лагерь Стара Градишка, чтобы собрать 650 детей и доставить их в Ястребарско. Дорога длиной 135 километров (84 мили) от Старой Градишки до Загреба заняла 24 часа, в течение которых погибло 17 детей. Во время дезактивации в Загребе погибли еще 30 детей. Еще 37 тяжело больных детей были помещены в больницу Загреба, но и они вскоре умерли. Остальные 566 детей добрались до Ястребарско живыми, и лагерь открылся 12 июля 1942 года. [ 20 ] [ 13 ]
Дальнейшие перевозки
[ редактировать ]Вторая группа из 770 детей из Старой Градишки последовала за ней 13–14 июля, а третья, состоящая еще из 850 детей, была перевезена из концентрационных лагерей в Млаке и Ябланаце недалеко от Ясеноваца в конце месяца. 5 августа из Млаки прибыло еще 800 детей. Последняя группа прибыла на объект Донья Река из деревни Горня Риека 14 августа со 150 детьми, все мальчики. [ 24 ] Всего по состоянию на 14 августа в лагерь прибыло 3136 детей. [ 22 ] По данным историка Драгое Лукича, всего за время его существования через лагерь прошло 3336 детей в возрасте от одного до четырнадцати лет. [ 19 ]
Одна из выживших, Душанка Шмитран, которая ранее содержалась в одном из подлагерей комплекса концлагерей Ясеновац, заявила, что ее оттащили от матери в подлагерь, и ее и других детей плотно запихнули в железнодорожные вагоны. вагоны для путешествия. По прибытии в Загреб, по ее словам, их отвезли в здание Хорватского Красного Креста, где их вымыли, подстригли и разрешили есть столько, сколько они могли. Она отметила, что это был единственный раз, когда подобные вещи происходили за время ее пребывания в лагерях усташей. [ 25 ]
Прибытие
[ редактировать ]По прибытии дети были измучены и практически обнажены. [ 15 ] Их внешний вид был скелетным, особенно у тех, кто был перевезен из Старой Градишки. У многих из-за недоедания были вздуты животы, худые бледные лица и выпадали зубы. Почти все страдали от тяжелой диареи , и у большинства было несколько заболеваний. Некоторые дети умирали после попытки просто встать. [ 19 ]
Никакой подготовки к прибытию первого транспорта не было, не было выделено жилье и не было приготовлено питание. Детей разместили в разных частях лагеря в зависимости от их состояния. Более здоровых и сильных детей размещали в казармах, более слабых и больных размещали в замке, а самых слабых и тифозных - в монастыре. [ 22 ] По прибытии дети были одеты в черную усташскую форму с кепками с символом усташей. [ 23 ]
В бывшем замке располагался лагерный «больница», вмещавший около 300 детей. Еще 250 девочек разместили в расположенных неподалеку бывших итальянских казармах. Монастырская территория лагеря состояла из трех бывших конюшен итальянской армии, в которых содержалось около 700 мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет. [ 26 ] В лагере содержались только сербские дети, причем они приехали со всего НДХ. Ранее их содержали в лагерях в Старой Градишке, Ясеноваце, Ябланаце, Церовлянах , Млаке, Горне Риеке и районах Славонии. У тех, кто размещался в бараках, не было ни электричества, ни водопровода, а еда первоначально состояла лишь из кукурузной муки. [ 22 ]
Лагерный распорядок и наказания
[ редактировать ]По словам выжившей Нады Пожеги из Славонии, детей заставляли ходить в церковь молиться и приветствовать других усташским приветствием « Спремни» («Готов») или нацистским приветствием « Хайль Гитлер» . Те дети, которые этого не сделали, были наказаны усташской охраной избиениями или одиночным заключением . Пожега далее заявила, что монахини не относились к детям с сочувствием и заботой. [ 27 ] Другой выживший, Михайло Велич, вспоминает, что бараки были огорожены колючей проволокой, и что они спали на полу, покрытом соломой. Он заявил, что усташи пытались обратить детей в католичество . Лично он боялся монахини сестры Мерседес, но все дети боялись Пульхерии. [ 28 ]
Другой выживший, Радомир Крняич, вспоминает, что их кормили разнообразной едой, в том числе тыквенным супом, огурцами, свеклой и другими овощами, а иногда получали немного макарон или фасоли, но очень мало хлеба. [ 29 ] Гойко Кнежевич, еще один выживший в лагере, много лет спустя рассказал, как монахини избивали детей березовыми ветками, смоченными в соленой воде или уксусе. [ 30 ] Автор и бывший военный судья Иван Фумич заключает, что детей систематически наказывали за различные нарушения, и с ними жестоко обращались усташи и большинство монахинь. [ 23 ] Однако некоторые монахини в лагере проявили привязанность и внимание к детям. [ 31 ]
Гуманитарный ответ
[ редактировать ]В ответ на ужасные условия и плохое состояние здоровья детей Хорватский Красный Крест и некоторые местные жители из Ястребарско и Донья Река, [ 15 ] под руководством Татьяны Маринич , местной учительницы, коммунистки и социального работника, [ 32 ] собирали еду и раздавали ее детям, украшали стены и лечили их болезни. Помощникам потребовалось некоторое время, чтобы завоевать доверие детей из-за жестокого обращения с последними со стороны усташей, но постепенно их здоровье начало улучшаться. [ 22 ] Помощники жили в лагере и подлагере вместе с детьми. [ 33 ] Пульхерия протестовала против всего этого, но не смогла это остановить. [ 15 ]
Болезни и смерти
[ редактировать ]Тяжелое состояние здоровья детей становится очевидным, когда в какой-то момент 400 человек заболели дизентерией , 300 - корью , 200 - тифом , 200 - дифтерией и еще 100 - паротитом . Многие дети также страдали от цинги из -за плохого питания. На основании неполных данных месячные показатели смертности составили: июль – 153; август – 216; сентябрь – 67; и октябрь – 8. К ним можно добавить пять детей, умерших в больнице Загреба, всего 449 человек. [ 19 ] [ 23 ] [ а ]
Лукич утверждает, что эта цифра, а также цифра 468 жертв, выгравированная на памятнике жертвам лагеря в Ястребарско, недостоверны. Он приводит документальные свидетельства местного могильщика Франьо Иловара, чьи записи указывают на гораздо более высокую смертность среди детей. Иловар перечислил в общей сложности 768 захоронений детей на Ястребарском кладбище, но Лукич указывает, что Иловар был не единственным могильщиком, хоронившим детей, и далее сообщает, что сам Иловар считал, что цифра на памятнике слишком занижена. [ 36 ] Выживший, опрошенный в 2010 году, процитировал слова Иловара о том, что он похоронил 1018 детей из лагеря. В новостях за 2010 год говорилось, что в лагере погибло 1500 детей. [ 30 ] По данным Хорватского Красного Креста, из 1507 козаранских детей, доставленных в Ястребарско, 163 умерли. [ 37 ] Когда дети умирали, их помещали в пустые ящики из-под сахара, которые были сложены вдоль забора лагеря в ожидании утилизации. [ 23 ]
Лукич отмечает, что уровень смертности среди детей в Ястребарско был намного ниже, чем среди детей в Старой Градишке и Сисаке , по двум причинам. Во-первых, почти половина детей в Ястребарско были детьми старшего возраста, более способными справиться с суровыми условиями. Что еще более важно, с конца июля двадцать шесть медсестер-добровольцев из учительской школы в Руде недалеко от Самобора вместе с несколькими врачами и другим медицинским персоналом под руководством Маринича начали вмешиваться в дела лагерной администрации и усташей-охранников, чтобы улучшить здоровье детей. Усташская пропаганда вскоре воспользовалась улучшением положения детей. [ 36 ]
Частичное освобождение лагеря
[ редактировать ]Местных партизан проинформировал о присутствии лагеря и детей, вероятно, Бранко Давила, врач, работавший в ранее существовавшем детском доме на территории лагеря. [ 38 ] На рассвете 26 августа 1942 года партизанская 4-я Кордунская бригада атаковала лагерь и разогнала усташскую охрану. Дети услышали стрельбу и стали кричать, что пришли партизаны. Несмотря на попытки монахинь спрятать детей, партизанские отряды ворвались в здания и спасли многих детей. Некоторые из бойцов даже нашли в лагере брата или сестру. Партизаны раздали детям все, что у них было, и увели из лагеря всех детей, которые могли ходить. [ 39 ] [ 13 ]
По словам Фумича, более слабых и больных детей разместили у сердобольных местных крестьян, но 350 самых сильных детей боевики забрали. По словам Лукича, всего из лагеря освободили 727 детей, но на первой остановке для отдыха в Светоянске медицинское обследование Давилы выявило около 400 слабых и больных детей, которые больше не могли ходить, и их вернули в Ястребарско. [ 39 ] Давила оценивает число детей, фактически освобожденных из лагеря, примерно в 400 человек. [ 40 ]
Во время марша по виноградникам и кукурузным полям изможденные дети ели, сколько могли. [ 41 ] Лукич утверждает, что партизаны оставили оставшихся детей в Жумбераке на отдых в течение дня, прежде чем организовать их переправу через реку Купа в освобожденные районы Босанской Краины . [ 39 ] По словам одного из выживших, Михайло Велича, некоторые из детей, освобожденных из лагеря партизанами в августе 1942 года, были помещены в семьи в районе Жумберак и впоследствии вновь схвачены усташами. Некоторые были убиты, другие были возвращены в лагерь. [ 42 ]
Закрытие и последствия
[ редактировать ]Нападение партизан на лагерь и освобождение ими значительного числа детей привели усташей к осознанию того, что этот и подобные детские лагеря невозможно содержать. В конце октября 1942 года католическая группа помощи «Каритас» разослала 500 оставшихся детей по семьям в окрестные деревни . В общей сложности 1637 мальчиков и девочек были приняты семьями в Загребе, Ястребарско и близлежащих деревнях. Из оставшихся детей 113 были переселены в Босанску Градишку . Лагерь Ястребарско затем был демонтирован. [ 16 ] [ 39 ] хотя в замке продолжали проживать около 300 больных детей, многие из которых оставались там до окончания войны. [ 13 ]
15 октября 1944 года Маринич выдвинул обвинения против Пульхерии и Гауденции перед Государственной комиссией Хорватии по выявлению преступлений, совершенных оккупантами и их сторонниками. Пульхерия сбежала в Австрию до окончания войны, будучи единственной монахиней, работавшей в лагере, которая сделала это. Гауденсия осталась в детском доме, а затем переехала в Любляну . Хотя она была приговорена к смертной казни партизанами после освобождения Загреба и годом ее смерти указан 1945 год, не существует твердых доказательств или надежного источника, подтверждающего, что она действительно была казнена. Никаких попыток экстрадиции Пульхерии не предпринималось. [ 43 ] По словам Фумича, бесчеловечные действия Пульхерии и других монахинь и их роль в гибели многих детей никогда не рассматривались, а тем более не осуждались Католической церковью . Пульхерия умерла в Австрии в 1981 году. [ 31 ]
Те дети, которые выжили в лагерях Ястребарско и Донья Река, сделали это только потому, что неравнодушные люди из Загреба, Ястребарско и окрестных деревень предложили гуманитарную помощь. Среди тех, кто работал над облегчением страданий детей, были Маринич, Будисавлевич и Давила. [ 42 ] Один выживший, Милан Вуич, был забран из лагеря, когда он был болен, и до конца войны о нем заботилась хорватская семья в Копривнице . Они никогда не принимали режим усташей и его политику. По его словам, многие хорваты взяли и даже усыновили детей из Ястребарско и относились к ним по-доброму. [ 44 ]
26 августа 2010 года, в 68-ю годовщину частичного освобождения лагеря партизанами, память детей, погибших в лагере, была отмечена на церемонии у памятника на Ястребарском кладбище. На нем присутствовало всего 40 человек, в основном члены Союза антифашистов и антифашистов Республики Хорватия. На мемориале не присутствовали ни журналисты, ни местные жители, ни политики, ни официальные лица, за исключением местного заместителя мэра Александра Станича, который заявил, что местные жители «не имеют никакого отношения к тому, что произошло в лагерях». [ 30 ]
В 2022 году Сербская Православная Церковь канонизировала жертв лагеря вместе с жертвами детского лагеря Сисак II как «Святых детей-мучеников Ястребарско и Сисака». [ 45 ] В ответ Римско-католическая архиепископия Загреба письмо направила патриарху Порфирию с протестом против канонизации, заявив, что «по этому вопросу Священный Синод Епископов Сербской Православной Церкви, очевидно, принял риторику и коммунистическую пропаганду , полную неправды и манипуляции, с помощью которых пытаются обвинить невинных людей в якобы пытках и убийствах детей, тысячи из которых благодаря любви и заботе хорватских католиков были спасены от смерти и пережил тяжелые условия военного времени». [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рамет 2007 , с. 1.
- ^ Томасевич 2001 , с. 231.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 380–387.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 392–397.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 397–409.
- ^ Рамет 2007 , с. 4.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 522–528.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 534–544.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 234–241, 246–250.
- ^ Jump up to: а б с Фумич 2011 , стр. 53 и 55.
- ^ Jump up to: а б Фумич 2011 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Адели 2004 , стр. 179–180.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мегарджи и Уайт 2018 , с. 66.
- ^ Фумич 2011 , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б с д Фумич 2011 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Мемориальный комплекс Ясеновац 2016 .
- ^ Фумич 2011 , стр. 52 и 55.
- ^ Вулесица 2011 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и Лукич 1980 , стр. 280.
- ^ Jump up to: а б Фумич 2011 , с. 53.
- ^ Огненович и Йозелич 2016 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д и Фумич 2011 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фумич 2011 , с. 56.
- ^ Диздар 1990 , с. 101.
- ^ Фумич 2011 , с. 64.
- ^ Лукич 1980 , стр. 279–280.
- ^ Фумич 2011 , с. 43.
- ^ Фумич 2011 , стр. 44.
- ^ Фумич 2011 , стр. 68.
- ^ Jump up to: а б с Ученик 26 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Фумич 2011 , стр. 14.
- ^ Рихтер-Малаботта, ноябрь 2006 г. , стр. 3, 8.
- ^ Фумич 2011 , стр. 78–79.
- ^ Фумич 2011 , стр. 22.
- ^ Фумич 2011 , стр. 80.
- ^ Jump up to: а б Лукич 1980 , стр. 280–281.
- ^ Лукич 1980 , стр. 282.
- ^ Адели 2004 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б с д Лукич 1980 , стр. 281.
- ^ Адели 2004 , с. 202.
- ^ Фумич 2011 , стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б Фумич 2011 , с. 20.
- ^ Огненович и Йозелич 2016 , стр. 77–78.
- ^ Фумич 2011 , с. 81.
- ↑ Сербская Православная Церковь, 23 мая 2022 г ..
- ↑ Католическое информационное агентство, 27 июля 2022 г ..
Ссылки
[ редактировать ]- Адели, Лиза М. (2004). От Ясеноваца до югославизма: этнические преследования в Хорватии во время Второй мировой войны (доктор философии). Университет Аризоны. HDL : 10150/290017 . ОСЛК 880162996 .
- Фумич, Иван (2011). Дети — жертвы усташского режима [ Дети-жертвы усташского режима ]. Загреб, Хорватия: Союз борцов-антифашистов и антифашистов Республики Хорватия. ISBN 978-953-7587-09-3 .
- «Лагерь Ястребарско» . www.jusp-jasenovac.hr . Мемориальный комплекс Ясеновац. Архивировано из оригинала 2 января 2017 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
- Лукич, Драгое (1980). Преступления оккупанта и его пособников против детей Козарского района 1941–1945 гг. . ] [ Преступления оккупантов и их пособников против детей в Козарском районе 1941–1945 гг . Козара в Национально-освободительной войне и Социалистической революции: (1941–1945) (27–28 октября 1977 г.). Приедор, Югославия: Национальный парк «Козара». стр. 269–284. OCLC 10076276 .
- Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р. (2018). Лагеря и гетто европейских режимов, связанных с нацистской Германией . Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945 гг. Том. 3. Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- Огненович, Горана; Йозелич, Ясна, ред. Революционный тоталитаризм, Прагматический социализм, Переходный период: Том первый, Югославия Тито, Нерассказанные истории . Лондон, Англия: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-59743-4 .
- Рамет, Сабрина П. (2007). «NDH – Введение». В Рамете, Сабрина П. (ред.). Независимое государство Хорватия 1941–45 . Абингдон, Оксфордшир: Рутледж. стр. 1–10. ISBN 978-0-415-44055-4 .
- Рихтер-Малаботта, Мелита (ноябрь 2006 г.). «Жизнь и времена Татьяны Маринич, одной из основоположниц изучения социальной работы в Хорватии» [Жизнь и времена Татьяны Маринич, одной из основоположниц изучения социальной работы в Хорватии]. Ежегодник социальной работы (на хорватском языке). 13 (1). Загреб, Хорватия: Загребский университет. OCLC 316183018 . Проверено 11 сентября 2016 г.
- «Открытое письмо католических епископов Загребской митрополии Патриарху Сербской Православной Церкви Порфирию » Католическое информационное агентство. июля 27 Получено 2 августа.
- «Заявление Святого Архиерейского Собора» (на сербском языке). Сербская Православная Церковь. 23 мая 2022 г. Проверено 2 августа 2022 г.
- Шегрт, Раде (26 августа 2010 г.). « Впервые отмечены страдания детей» (на сербском языке). Независимая газета . Проверено 11 сентября 2016 г.
- Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3615-2 .
- Вулесица, Мария (2011). «Охранники или медперсонал? Детский дом или детский лагерь? Сестры в Ястребарско в Хорватии, 1942 год» [Охранники или воспитатели? Детский дом или детский лагерь? Монахини в Ястребарско, Хорватия, 1942 год]. В Бенце, Анжелика; Вулесица, Мария (ред.). в нацистских лагерях (на немецком языке Охрана и реализация: повседневная жизнь преступников ). Берлин, Германия: Метрополь Верлаг. стр. 87–100. ISBN 978-3-86331-036-3 .
- Диздар, Здравко (1990). «Лагеря на северо-западе Хорватии во время Второй мировой войны 1941-1945 гг.» . Журнал современной истории (на хорватском языке). 22 (1–2). Загреб: Хорватский институт истории: 83–110. ISSN 0590-9597 . Проверено 3 февраля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лукич, Драгое (1990). и дети Козары ( Война на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Книжевне новине. ISBN 978-86-391-0057-5 .
- «Групповой портрет обнаженных, истощенных детей в детском концлагере Ястребарско, около 1942–1945 годов» . Мемориальный музей Холокоста США, любезно предоставлено Мемориальным музеем Ясеноваца . Проверено 18 июня 2019 г.
- Милекич, Свен (25 апреля 2017 г.). «Сербы вспоминают детское заключение в хорватском лагере времен Второй мировой войны» . Балканский взгляд . Проверено 18 июня 2019 г.
- 1942 заведения в Хорватии
- Закрытие 1942 года в Хорватии
- Загреб во Второй мировой войне
- Антисербские настроения
- Антивосточное православие в католицизме
- Католицизм и крайне правая политика
- Католическая церковь в Хорватии
- Концентрационные лагеря Независимого Государства Хорватия
- Хорватские монахини
- История сербов Хорватии
- Преследование православных христиан
- Насилие над детьми в Европе