Jump to content

Хорватизация

Страница полузащищена

Доля хорватов в Боснии и Герцеговине в 1991 г.

Хорватизация или хорватизация ( сербско-хорватский : kroatizacija / хрватизација или pohrvaćenje / похрваћење ; итальянский : croatizzazione ; это процесс культурной ассимиляции и ее последствия, в которых люди или земли этнически лишь частично хорватские или нехорватские становятся хорватами.

Хорватизация сербов

Религия

Сербы на римско-католической хорватской военной границе находились вне юрисдикции Сербского Патриархата Печ , и в 1611 году, после требований общины, Папа учредил епархию Марка ( Вратания ) с резиденцией в построенном сербами монастыре Марча . Он назначил византийского викария епископом, подчинявшимся римско-католическому епископу Загреба , работая над тем, чтобы привести сербских православных христиан в общение с Римом, что вызвало борьбу за власть между католиками и сербами в регионе. [1] [2] В 1695 году митрополитом Атанасием Любоевичем была основана Сербская православная епархия Лика - Крбава и Зринополье и удостоверена императором Иосифом I в 1707 году. [3] [4] [ нужна страница ] В 1735 году православные сербы протестовали в монастыре Марча, и затем он стал частью Сербской православной церкви до 1753 года, когда Папа восстановил римско-католическое духовенство. [5] [6] 17 июня 1777 года Крижевцичья епархия на постоянной основе была учреждена Папой Пием VI с кафедрой в Крижевцах , недалеко от Загреба , образовав таким образом Хорватскую греко-католическую церковь , в которую после Первой мировой войны входили и другие люди; Русины и украинцы Югославии . [7]

Хорватизация итальянцев в Далмации

Австрийская лингвистическая карта 1896 года. Зеленым цветом обозначены территории, где славяне составляли большинство населения, оранжевым - районы, где истрийские итальянцы и далматинцы большинство населения составляли . Границы Венецианской Далмации в 1797 году обозначены синими точками.

Даже при преобладающем хорватском большинстве в Далмации сохранились относительно большие итальянские общины на побережье (итальянское большинство в некоторых городах и на островах, наибольшая концентрация в Истрии ). Многие далматинские итальянцы с симпатией относились к движению Рисорджименто , боровшемуся за объединение Италии . [8] Однако после 1866 года, когда регионы Венето и Фриули были переданы австрийцами вновь образованному Королевству Италия , Далмация осталась частью Австро-Венгерской империи вместе с другими италоязычными территориями на восточной Адриатике. Это вызвало постепенный рост итальянского ирредентизма среди многих итальянцев в Далмации , которые требовали объединения австрийского Приморья , Фиуме и Далмации с Италией. Итальянцы в Далмации поддерживали итальянское Рисорджименто: как следствие, австрийцы считали итальянцев врагами и отдавали предпочтение хорватским общинам Далмации. [9]

Во время заседания Совета министров 12 ноября 1866 года император Австрии Франц Иосиф I изложил широкомасштабный проект, направленный на германизацию или славянизацию территорий империи с итальянским присутствием: [10]

Его Величество дал четкий приказ принять решительные меры против влияния итальянских элементов, все еще присутствующих в некоторых регионах Короны и занимающих соответственно должности государственных, судебных, магистральных служащих, а также под влиянием прессы, работать в Южном Тироле , Далмации и Приморье для германизации и славянизации этих территорий в зависимости от обстоятельств, энергично и без всякого оглядки. Его Величество призывает центральные учреждения к строгому долгу продолжать таким образом то, что было установлено.

- Франц Иосиф I Австрийский, Совет Короны от 12 ноября 1866 г. [9] [11]
Доля далматинских итальянцев в районах Далмации в 1910 году по данным австро-венгерской переписи населения.

В Далмации, особенно в ее морских городах, когда-то проживало значительное местное италоязычное население ( далматинские итальянцы ), составлявшее 33% от общей численности населения Далмации в 1803 году. [12] [13] но в 1816 году эта цифра была снижена до 20%. [14] В Далмации наблюдалось постоянное сокращение итальянского населения на фоне репрессий, которые также принимали насильственный оттенок. [15] В этот период австрийцы проводили агрессивную антиитальянскую политику посредством насильственной славянизации Далмации. [16] Согласно австрийским переписям населения, в 1865 году итальяноязычные жители Далмации составляли 12,5% населения. [17] но в 1910 году этот показатель был снижен до 2,8%. [18]

Итальянское население Далмации было сконцентрировано в крупных городах. В городе Сплите в 1890 г. проживало 1969 итальянцев (12,5% населения), в Задаре 7423 (64,6%), в Шибенике 1018 (14,5%) и в Дубровнике 331 (4,6%). [19] В других далматинских местностях, по данным австрийских переписей, численность итальянцев резко сократилась: за двадцать лет 1890-1910 годов на Рабе их число возросло с 225 до 151, на Висе с 352 до 92, на Паге с 787 до 23, полностью исчезнув в почти все внутренние районы.

Есть несколько причин сокращения численности далматинского итальянского населения после подъема европейского национализма в 19 веке: [20]

В 1909 году итальянский язык потерял свой статус официального языка Далмации в пользу только хорватского языка (ранее оба языка были признаны): таким образом, итальянский язык больше не мог использоваться в общественной и административной сфере. [21] После Первой мировой войны Далмация была присоединена к Королевству Югославия , и итальянское сообщество подверглось политике принудительной хорватизации. [22] Большая часть итальянского далматинского меньшинства решила переехать в Королевство Италия. [23]

Во время итальянской оккупации Далмации во время Второй мировой войны она подверглась этническому насилию по отношению к неитальянцам во время фашистских репрессий. То, что осталось от итальянской общины в Далмации, покинуло этот район после Второй мировой войны во время истрийско-далматинского исхода : [24] с 1947 года, после войны, итальянцы-далматинцы подвергались со стороны югославских властей таким формам запугивания, как национализация, экспроприация и дискриминационное налогообложение, [25] что не оставляло им другого выбора, кроме эмиграции. [26] [27] [28]

В 2001 году в Далмации насчитывалось около 500 итальянцев. В частности, согласно официальной переписи населения Хорватии 2011 года, в Сплите проживает 83 итальянца (что соответствует 0,05% от общей численности населения), 16 в Шибенике (0,03%) и 27 в Дубровнике (0,06%). [29] Согласно официальной переписи населения Хорватии 2021 года, в Задаре проживают 63 итальянца (что составляет 0,09% от общей численности населения). [30]

Хорватизация в Боснии и Герцеговине

19 век

Антун Кнежевич был стойким сторонником боснийской национальной идентичности, будучи активным членом Иллирийского движения. [31]

В XIX веке, с появлением идеологий и активной политической деятельностью по внедрению этнонациональной идентичности и государственности среди южных славян , на разнообразные религиозные общины Боснии и Герцеговины оказывалось сильное давление со стороны внешних сил, в основном из Сербии и Хорватии. [32] В то время это давление вызвало некоторое сопротивление, особенно среди боснийских францисканцев , некоторые из которых яростно выступали против неминуемой хорватизации боснийских католиков с одной стороны, а также неминуемой сербизации боснийских православных людей с другой, как сказал известный монах и историк Антун . Кнежевич в своих работах называл их католическими боснийцами и православными боснийцами. Позиция и доктрина Кнежевича заключались в том, что все боснийцы или боснийцы представляют собой один народ трех конфессий, и что до конца 19 века хорватская идентичность (и / или сербская, если уж на то пошло) никогда не существовала в Боснии и Герцеговине. [33] Хотя фра Антун Кнежевич не был уникальным явлением в этом смысле, он, безусловно, был одним из наиболее красноречивых, и наряду с фра. Иван Франьо Юкич , который был его учителем и наставником в начале его жизни и у которого он учился и перенимал идеи, отстаивал идею о том, что католики, православные и мусульмане - это одна нация, а Босния и Герцеговина - страна с глубокими культурными и историческими корнями. Эти двое оказали сильнейшее влияние и оставили глубочайший след в боснийской культуре и истории, хотя и недостаточный, чтобы в конечном итоге остановить этот процесс. Еще раньше, по крайней мере, с 17 века, многие другие члены францисканского ордена в Боснии развивали и принимали идею боснийской идентичности независимо от религии, взращивая ее внутри братства и перенося ее в 18 и 19 века. [34] [35] [36] [37] [38] [39]

Между тем, современные ученые рассматривали хорватизацию как длительный процесс влияния и изменения исторической памяти с помощью различных методов и стратегий. [32] Дубравко Ловренович , например, видел в нем влияние на восприятие и интерпретацию боснийского средневековья, подчеркивая его современное использование посредством пересмотра и повторной интерпретации в формах, простирающихся от исторического мифотворчества отечественными и особенно соседними этнорелигиозными и националистическими элитами до идентичности. и культурная политика, часто основанная на маргинальной науке и публичной демагогии академической элиты, среди которой находится языковое и материальное наследие. [32]

Конец 20 века

Территория Боснии и Герцеговины, контролируемая незадолго до Дейтонского соглашения в 1995 году.

После создания Хорватской Республики Герцег-Босния в ноябре 1991 года, и особенно с мая 1992 года, руководство Герцег-Боснии предпринимало постоянные и скоординированные усилия по доминированию и «хорватизации» (или этнической чистке) муниципалитетов, которые, по их утверждениям, были часть Герцег-Боснии, с усилением преследований и дискриминации, направленной против боснийского населения. [40] Хорватский совет обороны (ХВО), военное формирование хорватов, взял под свой контроль многие муниципальные органы власти и службы, устранив или изолировав местных боснийских лидеров. [41] Власти Герцег-Боснии и хорватские военные силы взяли под свой контроль средства массовой информации и навязали хорватские идеи и пропаганду. [42] Были введены хорватские символы и валюта, а в школах были введены хорватские учебные программы и хорватский язык. Многие боснийцы были отстранены от должностей в правительстве и частном бизнесе; гуманитарная помощь распределялась и распределялась не в пользу боснийцев; и боснийцы в целом подвергались все более притеснениям. [ нужна ссылка ] Многие из них были депортированы в концентрационные лагеря : Гелиодром , Дретель , Габела , Войно и Шунье.

После распада Югославии официальный сербско-хорватский язык распался на отдельные официальные языки , и процесс в отношении хорватского языка включал хорватизацию его лексики. [43]

Хорватизация в NDH

Раздел Югославии после вторжения держав Оси во время Второй мировой войны.
  Территории, аннексированные Италией: территория, составляющая провинцию Любляна , территория, слитая с провинцией Фиуме , и территории, составляющие губернию Далмация.
  Территория, оккупированная нацистской Германией
  Территории, оккупированные Венгерским королевством

Хорватизация во время Независимого Государства Хорватия (NDH) была направлена ​​в первую очередь на сербов и, в меньшей степени, на евреев и цыган. Целью усташей Хорватии была «чистая Хорватия», а основной целью было этническое сербское население , Боснии и Герцеговины . Министры NDH объявили о целях и стратегии усташей в мае 1941 года. Те же заявления, а также аналогичные или связанные с ними заявления также повторялись в публичных выступлениях отдельных министров, таких как Миле Будак в Госпиче и месяц спустя Младен Лоркович . [44]

  • Треть сербов (в Независимом государстве Хорватия ) должна была быть насильно обращена в католицизм.
  • Одна треть сербов должна была быть изгнана (этническая чистка).
  • Треть сербов должна была быть убита

Хорватская православная церковь была создана с целью попытаться умиротворить государство, а также хорватизировать оставшееся сербское население после того, как усташи поняли, что полное искоренение сербов в NDH недостижимо. [45]

Известные люди, добровольно хорватизировавшие

Другой

Известные люди хорватского происхождения, частично мадьяризированные в результате смешанных браков, а затем снова хорватизированные , включают семьи:

См. также

Примечания

  1. ^ З. Куделич, Отчет иезуитов о беспорядках в Краине 1658 и 1666 годов , Хорватский институт истории, 2007, стр. 121.
  2. ^ Дюкре, Мари-Элизабет (2001). «Границы веры: религиозный обмен и формирование религиозной идентичности 1400–175» . Анналы. История, Социальные науки . 57 (3): 812–815. дои : 10.1017/s0395264900034983 . ISSN   0395-2649 . S2CID   147078894 .
  3. ^ Милеушнич, Слободан (2007). «Духовный геноцид» . www.intratext.com . Проверено 6 марта 2021 г.
  4. ^ Хорват, Рудольф (1941). Лика и Крбава: Исторические картины, очерки и заметки . Малая библиотека Матицы Хрватской, VI (31). Загреб: Matica hrvatska . Проверено 21 января 2023 г.
  5. ^ Хорват, Зорислав (2018). «Монастырь в Марче – остатки останков» .
  6. ^ «Монастырь Марча - митрополит Загреб-Люблянский» (на сербском языке) . Проверено 6 марта 2021 г.
  7. ^ Икич, Нико (2019). «ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЦЕРКОВНЫЙ ВЗГЛЯД НА УНИЮ В ХОРВАТИИ С 1611 ГОДА – РАСТУЩИЕ ТРУДНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УМЕНЬШЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО ДОВЕРИЯ» . Факультет католической теологии в Сараево.
  8. ^ «Триест, Истрия, Фиуме и Далмация: спорная земля» (на итальянском языке) . Проверено 2 июня 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б Протоколы Австрийского совета министров 1848/1867 гг. V Департамент: министерства Райнера и Менсдорфа. VI отдел: Министерство Белькреди , Вена, Австрийское федеральное издательство образования, науки и искусства, 1971 г.
  10. Протоколы Совета министров Австрии 1848/1867. V Департамент: министерства Райнера и Менсдорфа. VI Отдел: Министерство Белькреди , Вена, Австрийское федеральное издательство образования, науки и искусства, 1971, том. 2, с. 297. Citazione Complete della Fonte e Traduzione в Лучано Монцали, итальянцы Далмазии. Dal Risorgimento alla Grande Guerra , Le Lettere, Firenze, 2004, с. 69.)
  11. ^ Юрген Баурманн, Хартмут Гюнтер и Ульрих Кнооп (1993). Homo scribens: Перспективы исследования письма (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер. п. 279. ИСБН  3484311347 .
  12. ^ Бартоли, Маттео (1919). Итальянские диалекты Венеции Джулии и Далмации (на итальянском языке). Итало-восточная типографика. п. 16. [ISBN не указан]
  13. ^ Сетон-Уотсон, Кристофер (1967). Италия от либерализма к фашизму, 1870–1925 гг . Метуэн. п. 107. ИСБН  9780416189407 .
  14. ^ «Далмация», Итальянский энциклопедический словарь (на итальянском языке), вып. III, Треккани , 1970, с. 729
  15. ^ Раймондо Дераньес (1919). Подробности мученичества Далмации (на итальянском языке). Анкона: Типография Ордена.
  16. ^ Анджело Филипуцци (1966). Кампания 1866 года в австрийских военных документах: сухопутные операции (на итальянском языке). Университет Падуи . п. 396. [ISBN не указан]
  17. ^ Перичич, Шиме (19 сентября 2003 г.). «О численности итальянцев в Далмации в XIX веке» . Труды Института исторических наук HAZU в Задаре (на хорватском языке) (45): 342. ISSN   1330-0474 .
  18. ^ «Особый локационный репертуар австрийских государств I-XII, Вена, 1915–1919» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 29 мая 2013 года.
  19. ^ Гуэррино Перселли, Перепись населения Истрии, Фиуме и Триеста, а также некоторых городов Далмации между 1850 и 1936 годами , Центр исторических исследований - Ровиньо, Итальянский союз - Фиуме, Популярный университет Триеста, Триест-Ровиньо, 1993
  20. ^ Сетон-Уотсон, Кристофер (1967). Италия от либерализма к фашизму, 1870–1925 гг . Метуэн. стр. 47–48. ISBN  9780416189407 .
  21. ^ «Далмация», Итальянский энциклопедический словарь (на итальянском языке), вып. III, Треккани , 1970, с. 730
  22. ^ «Итальянцы Далмации: 1919-1924» Лучано Монцали
  23. ^ «Первый исход далматинцев: 1870, 1880 и 1920 годы — Трентино Века» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 16 мая 2023 г.
  24. ^ Общество хорватских писателей, Мост , том 1995, номера 9–10, серия хорватской литературы - Министерство культуры, Ассоциация хорватских писателей, 1989.
  25. ^ Памела Баллинджер (7 апреля 2009 г.). Геноцид: правда, память и представление . Издательство Университета Дьюка. п. 295. ИСБН  978-0822392361 . Проверено 30 декабря 2015 г.
  26. ^ Тессер, Л. (14 мая 2013 г.). Этническая чистка и Европейский Союз – стр. 136, Линн Тессер . Спрингер. ISBN  9781137308771 .
  27. ^ Баллинджер, Памела (2003). История в изгнании: память и идентичность на границах Балкан . Издательство Принстонского университета. п. 103. ИСБН  0691086974 .
  28. ^ Анна К. Брамвелл, Оксфордский университет, Великобритания (1988). Беженцы в эпоху тотальной войны . стр. 139, 143. ISBN.  9780044451945 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  29. ^ «Центральное статистическое бюро» . Проверено 27 августа 2018 г.
  30. ^ «Центральное статистическое бюро» . Проверено 25 января 2023 г.
  31. ^ Марко Атилла Хоаре, (2007), История Боснии: от средневековья до наших дней , стр.60
  32. ^ Jump up to: а б с Ловренович, Дубравко (2013). Говедарица, Благое (ред.). «Хорватизация боснийского средневековья в свете религиозного характера надгробий Штицака (О модели изменения исторической памяти)». Ежегодник/Jahrbuch (на сербско-хорватском языке). 42 . и Герцеговины Центр балканских исследований Академии наук и искусств Боснии : 103–130. doi : 10.5644/Godisnjak.CBI.ANUBiH-40 . ISSN   2232-7770 .
  33. ^ Трухелка, Чиро (1 октября 1930 г.). «Интересное письмо боснийского историка отца Анте Кнежевича» . Народная старина (на боснийском языке). 9 (22). hrcak.srce.hr: 227–233. ISSN   1849-1510 . Проверено 16 марта 2019 г.
  34. ^ География и история Боснии . Интернет-архив. 1851 год . Проверено 13 января 2012 г.
  35. ^ География и история Боснии Ивана Франо Юкича в роли Славолюба Бошняка, Загреб, 1851, УДК ​​911.3 (497.15)
  36. ^ Путешествия и историко-этнографические произведения Ивана Франо Юкича в роли Славолюба Бошняка ASIN: B004TK99S6
  37. ^ «Краткая история короля Боснии» . Хорошая книга. Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 13 января 2012 г.
  38. ^ «Введение: Краткая история короля Боснии» . visoko.co.ba.vinet.ba. Архивировано из оригинала 27 июля 2012 года . Проверено 13 января 2012 г.
  39. ^ Краткая история королей Боснии Антуна Кнежевича. ISBN   978-9958-688-68-3
  40. ^ «МТБЮ: приговор Блашкичу – А. Долина Ласва: май 1992 г. – январь 1993 г. в) Муниципалитет Киселяк» .
  41. ^ «МТБЮ: приговор Блашкичу – А. Долина Ласва: май 1992 г. – январь 1993 г. – б) Муниципалитет Бусовача» .
  42. ^ «МТБЮ: приговор Блашкичу — А. Долина Ласва: май 1992 г. - январь 1993 г. - в) Муниципалитет Киселяк» . власти создали радиостанцию, которая транслировала националистическую пропаганду
  43. ^ Тодорова-Пиргова, Ивета (2001). «Язык и национальный дух: миф, фольклор, идентичность». Французская этнология . 31 (2): 291. doi : 10.3917/ethn.012.0287 .
  44. ^ Эрик Гобетти, «Веселая оккупация. Итальянцы в Югославии (1941–1943)» , Кароччи, 2007, 260 страниц; ISBN   88-430-4171-1 , ISBN   978-88-430-4171-8 , цитата из В. Новака, Сараево, 1964 г. и Союза еврейских муниципалитетов ФНР Югославии, Белграда, 1952 г.
  45. ^ Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941-1945: оккупация и сотрудничество . Издательство Стэнфордского университета. п. 547. ИСБН  978-0-80477-924-1 .
  46. ^ Крапина C. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  47. ^ Дора Пеячевич[4] РОДСТВО[5][6][7] Дора ПеячевичБудапешт, 1885 г. –Мюнхен, 1923 год.(римско-католический) Отец:Теодор Пеячевич Нашице, 1855 –Вена, 1928 г.)(римско-католический) дедушка:Ладислав Пеячевич [8][9](Шопрон, 18 – Нашице, Вероче, 1901 г.)(римско-католический) Прадед:Фердинанд Пеячевич[10] Шопрон1800-Грац, (A) 1878(...)(Римско-католик) (мать: Эрдёди)Прабабушка:Мария Дори де Джобахаса [11]Зомба, 1800 - Залабер, Зала 1880) (католик), мать: Юлианна Надь из ФельсобюкаБабушка:Габриэлла Дори де Джобахаса?Зомба 1830 –Нашице 1913)(римско-католический) Прадед:Габор Дори де Джобахаза [12](Печ 1803 г., Сентгал 1871 г.)(Римско-католическая) (мать: Юлия Надь из Фельсобюки 1766-1828)Прабабушка:Эржебет Дори де ДжобахазаЗомба 1806 - Нашице 18... (римско-католический) (ж: Пал Дори / м: Анна Кристина Таллиан, 1787 Адан-1809 Печ)Мать:Элизабет ВэйАльсосолка, Боршод 1860-1941 (католик) дедушка:масло барон Бела Вай(1829 г. Альсосолка, Боршод-1910 г. Альсосолка-)(римско-католический) Прадед:Барон Ваджай Лайош Вай1803 г. Голоп, Борсод - 1888 г. Ватта)(римско-католический)Прабабушка:граф Эржебет Телеки де Сек.(1812 Шаромберке, Марош-Торда - 1881 Будапешт) (католик)Бабушка:Граф Жофия Телеки Герниесег 1836, Марош-Торда, Трансильвания, –, 1898)(римско-католический) Прадед:граф Домокос Телеки де Сек1810 г. Марошвашархей, Марош-Торда - 1876 г. Клуж, Клуж(римско-католический)Прабабушка:Жозефа Банфи де Лосонц1810 Дева, Хуньяд(римско-католический)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab084a5a49d434133c6e2e25e49940d6__1722253800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/d6/ab084a5a49d434133c6e2e25e49940d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Croatisation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)