Вьетнамизация (культурная ассимиляция)
Вьетнамизация или вьетнамизация ( вьетнамский : вьетнамизация , китайские иероглифы : 越化 или вьетнамский : вьетнамизация , китайские иероглифы : 越南化) [1] это приобретение или навязывание элементов вьетнамской культуры , в частности вьетнамского языка и обычаев. В некоторые исторические периоды это испытывало невьетнамское население территорий, контролируемых или существенно находящихся под влиянием Вьетнама . Как и в случае с другими примерами культурной ассимиляции , она могла быть либо добровольной, либо принудительной и наиболее заметна в случае территорий, где вьетнамский язык или культура доминировали или где их принятие могло привести к повышению престижа или социального статуса, как это было в случае с вьетнамским языком или культурой. дворянство . Чампа кхмеры или другие меньшинства, такие как тайцы, китайцы и В определенной степени вьетнамизация поощрялась властями и в административном порядке, независимо от эпох.
Краткое содержание
[ редактировать ]Вьетнамизация является одним из главных примеров культурной ассимиляции.
Возникшее еще в древности древнего Вьетнама, вьетнамское государство, независимо от правительства, инициировало попытку ассимиляции путем внедрения вьетнамизации по всей стране. Усилия по вьетнамизации были разделены на две эпохи:
- Древний и средневековый Вьетнам : судя по сложной природе Вьетнама и его страны, особенно Чи Вьет , вьетнамские императоры использовали несколько процессов ассимиляции; с одной стороны, лояльность и государственная ассимиляция были осуществлены с племенами тай и хмонг внутри страны; и, с одной стороны, происходит принудительная этническая ассимиляция оставшихся этнических групп, таких как китайцы , чамы , монтаньяры , малайцы и кхмеры . Хотя первый был более успешным, поскольку племена тай и хмонг во Вьетнаме остаются в значительной степени лояльными императорским вьетнамским династиям, второй, как правило, был менее успешным из-за сопротивления и даже насилия. Чтобы обеспечить полную этническую ассимиляцию на более поздних территориях, вьетнамцы часто прибегали к жестокому насилию и казням.
- Современный Вьетнам : из-за предыдущих войн вьетнамский процесс насильственной ассимиляции, как правило, возникал путем умиротворения различных этнических групп. Поскольку вьетнамцы только что восстановили свою независимость от Франции и Японии , они оказались уязвимыми и даже немыслимым распад вьетнамского государства. Поскольку более 30% вьетнамского населения тогда не были вьетнамцами и имели тенденцию поддерживать сепаратизм, вьетнамские националисты движения за независимость Вьетнама, особенно Вьет Минь , независимо от того, какие типы, оба подчеркивали необходимость этнической и культурной однородности государства в долгосрочной перспективе. срок. Эта тенденция продолжилась в разгар войны во Вьетнаме , особенно в Южном Вьетнаме , в то время как Северный Вьетнам также следовал аналогичным методам, несмотря на различную тактику. Продвижение вьетнамского языка в администрации и обществе вскоре оказалось большей угрозой для невьетнамцев, что в конечном итоге привело их к сопротивлению вьетнамскому правлению. В конце концов, это привело к массовым этническим восстаниям, особенно на Юге, где, как считалось, его политика оттолкнула в равной степени коренное население. Даже после 1975 года этнические восстания оставались проблемой для недавно созданного коммунистического правительства, но в отличие от прежнего имперского правительства и правительства Южного Вьетнама, которые боролись за сохранение единства на юге, коммунисты реализовали вьетнамские националистические настроения и использовали Юзеф Пилсудский основывает государственную ассимиляцию, оценивая их лояльность по отношению к государству выше, но не исключает этнической ассимиляции после возникновения восстаний. Впоследствии этнические восстания начали ослабевать, хотя и не прекратились полностью, как, например, дегарское восстание в Центральном Хайленде в 2004 году.
От древности до средневековой вьетнамизации
[ редактировать ]Попытки ассимилировать невьетнамцев начались еще в древнюю эпоху, после десятилетий китайского доминирования во Вьетнаме и китаизации вьетнамского народа. Ко времени древних Ван Ланга и Ау Лока , а также Наньюэ , политики ассимиляции не существовало.
Используя элементы предыдущего процесса китаизации, вьетнамские династии начали процесс вьетнамизации более мелких этнических групп, ориентированный на первых, тай, мыонг, китайцев и другие горные племена, включая хмонгов. Все эти попытки были в основном успешными благодаря возможности заручиться поддержкой и лояльностью со стороны этих племен, и это сохранялось на протяжении большей части от древности до средневековья. Против него происходили и предыдущие восстания, такие как восстание племен Чжуан Тай во главе с Нунг Три Цао , которые ранее сражались вместе с вьетнамцами против династии Сун, опасаясь вьетнамизации против народа Чжуан . [2] Восстание Нунг Три Цао не смогло дать отпор вьетнамцам, но он смог обеспечить безопасность границы внутри Юньнани , что помогло ему основать тайское государство Данан (Великий Юг), а затем Наньюэ. На протяжении всей истории отношения Нунга с вьетнамцами были противоречивыми из-за смешанных характеристик или одновременного сотрудничества и его сопротивления подчинению вьетнамизации. Сегодня народ Нунг во Вьетнаме был назван в честь его фамилии и до сих пор является почитаемым героем, а правительство Вьетнама официально признало роль Нунга в истории Вьетнама. [3] [4]
С тех пор процесс вьетнамизации продолжался с небольшими перерывами, за единственным исключением более позднего Четвертого китайского доминирования во Вьетнаме . Однако изгнание китайцев из страны вскоре привело к более агрессивной вьетнамизации, поскольку Вьетнам начал атаковать ряд союзников Китая, таких как Лан Ксанг , Лан На , Камбоджа и Чампа , а также проникать на юг и атаковать малайцев в море. Захваченные заключенные, а затем и этнические люди, особенно хмонги из Центрального Вьетнама, которые, в отличие от хмонгов на севере, практически не имели никаких связей, основали новую главу. [4] Вьетнамизация чамов и кхмеров была самой известной и самой жестокой. Многие чамы отказались от вьетнамской власти внутри них, и что касается растущей войны Трун-Нгуен и более поздней эпохи вьетнамского сёгуната, лорды Нгуена решили ввести ограничение на передвижение чамов и кхмеров, импортируя китайских беженцев, бежавших от завоевания Цин Мин (в котором многие китайские иммигранты были позже вьетнамизированы и более успешны, чем чамы и кхмеры). [5] Вьетнамизация чамов, возникшая в результате сопротивления чамов, продолжавшегося с 15 века до конца войны во Вьетнаме , была единственным свидетельством устойчивости процесса вьетнамизации; хотя и не судите об антивьетнамских беспорядках, проводимых чамами. [6]
Процесс вьетнамизации распространился и на Центральное нагорье , создавая тревожные настроения среди монтаньяров , тех, кто оставался независимыми племенами в течение многих лет, несмотря на предыдущие вторжения. В то время как бывшая Кхмерская империя и Чампа не смогли завоевать и вместо этого сделали их вассалами, вьетнамцы добились большего успеха, захватив Хайленд и поставив его под контроль Вьетнама. Тем не менее, в первые годы правления династии Нгуен вьетнамское имперское правительство рассматривало этот регион только как свою буферную зону, а не проводило ассимиляцию, поскольку им требовалась лояльность со стороны этих людей. В конце концов, процесс пошел нормально, поскольку этнические племена горцев были лояльны вьетнамскому государству и даже помогли вьетнамской армии подавить восстание чамов в 1830-х годах. [4] Этот процесс будет продолжаться до французского завоевания.
Французский Индокитай 1858–1954 гг.
[ редактировать ]Когда Французская империя / Французская Республика захватила Вьетнам в 1884 году, Вьетнам перешел под прямое управление Парижа . Тем не менее, из-за сложной природы региона Франция вскоре обнаружила, что единственный способ построить единый Французский Индокитай (включающий Лаос, Вьетнам и Камбоджу) — это поставить возможную этническую ассимиляцию под контроль французского правительства. К этому моменту французы вскоре терпимо относились к некоторым частям процесса вьетнамизации, помещая вьетнамских чиновников в колонию и ценя их; в то же время покупая лояльность невьетнамских этнических групп, чтобы де-вьетнамизировать другие, заставляя / приглашая их создать свое собственное сообщество, поддерживающее Францию всякий раз, когда могут произойти какие-либо попытки вьетнамских восстаний. Это была тенденция политики «разделяй и властвуй», направленной на процесс вьетнамизации. [7]
Например, китайская иммиграция во Вьетнам заметно увеличилась после французской колонизации Вьетнама , начиная с 1860 года, после подписания Пекинской конвенции , согласно которой права китайцев искать работу за рубежом были официально признаны китайскими, британскими и французскими властями. В отличие от своих вьетнамских предшественников, которые вьетнамизировали их, французы были очень восприимчивы к этим китайским иммигрантам, поскольку это давало возможность стимулировать торговлю и промышленность, и они обычно находили работу в качестве чернорабочих или посредников. В 1874 году французы учредили специальное иммиграционное бюро, требующее от китайских иммигрантов регистрироваться в ассоциациях китайских кланов и диалектных групп, а также ослабили торговые ограничения, которые действовали ранее. [8] Историки, такие как Хан Чан, рассматривали это как политику «разделяй и властвуй», особенно в связи с возможной вьетнамизацией, и целью ее реализации было свести к минимуму вероятность любого внутреннего восстания против французских властей. [9] [10] Тем не менее, население Китая стало свидетелем экспоненциального роста в конце 19 века и еще больше в 20 веке; между 1870-ми и 1890-ми годами в Кочинчине поселилось около 20 000 китайцев. Еще 600 000 человек прибыли в 1920-е и 1930-е годы, а пики в структуре миграции особенно ярко проявились в 1920-х и конце 1940-х годов, когда стали очевидны последствия боевых действий и экономической нестабильности, возникших в результате Гражданской войны в Китае . [11] Оба спонсировались и финансировались французскими властями в попытке де-вьетнамизации меньшинств во французском Индокитае. Это правило «разделяй и властвуй» во Франции останется на практике и будет очень успешным в устранении этнических разногласий, поскольку процесс девьетнамизации Франции повысил этническое самосознание невьетнамцев.
В то же время французская политика ассимиляции и умиротворения создала в стране новую группу образованных элит. Примечательно, что Франция принесла христианство в общину дегар, а племена дегар получили образование и находились под влиянием французской системы, что сделало их одним из самых образованных меньшинств в стране. Монтаньяры даже обнаружили, что их община поднимает свою цель, которая актуальна и сегодня. [12] Помощь из Франции поступала и другим людям невьетнамского происхождения, хотя и в разное время.
Французское правительство будет поддерживать эту этническую политику, поскольку их власть оставалась во Вьетнаме до начала Первой войны в Индокитае . Война быстро изменилась с появлением Вьетминя , антиколониальной группы, которая позже превратилась в собственную армию. Вьетминь, представленный идеей единого вьетнамского государства, напрямую поддержал идею процесса вьетнамизации и нацелил меньшинства на свою цель через лояльность к нации. Это в значительной степени было нацелено на невьетнамцев и даже небуддистов. Считалось, что многие из них встали на сторону Франции против вьетнамцев, особенно хмонгов, чамов, кхмеров и дегаров. [4] Когда Франция была изгнана из Вьетнама, политика вьетнамизации, поощряемая как коммунистическим, так и капиталистическим правительствами, продолжала приводить к вынужденной смене названий, религиозному обращению и росту осведомленности вьетнамцев. [1]
Вьетнамская война и после 1975 г.
[ редактировать ]И Северный Вьетнам , и Южный Вьетнам практиковали аналогичный процесс вьетнамизации, как направленный на меньшинства, так и для повышения осведомленности вьетнамцев.
Наиболее актуальным был процесс вьетнамизации, начатый Югом против дегарского населения. Хотя южновьетнамцы и дегары были общими союзниками Соединенных Штатов в борьбе с растущей угрозой со стороны коммунистического Севера, южновьетнамцы, состоящие в основном из этнических вьетнамцев и вьетнамских меньшинств, таких как кхмеры, не доверяли своим союзникам-дегарам и очень мало делали для повышения этнической осведомленности о дегарах. . Скорее, правительство Южного Вьетнама продвигало вьетнамство и вьетнамский национализм, надеясь полностью вьетнамизировать дегаров, в которых после 1975 года продолжался коммунистический Север. [13] Американцы, однако, рассматривались как нежелательное противодействие процессу вьетнамизации дегарских меньшинств, поскольку они установили связи с монтаньярами, в то время как монтаньяры ненавидели рост вьетнамского населения, независимо от того, на Севере или на Юге. [14] Союз монтаньяров с американцами не заставил их отдать предпочтение южновьетнамцам, поскольку правительство Южного Вьетнама продолжало проводить вьетнамизацию, которую монтаньяры обвиняли в этническом геноциде; в чем категорически отрицали и Южный Вьетнам, и позднее коммунистическое правительство Вьетнама. [15] Непрерывная вьетнамизация спонсировалась непосредственно правительством Юга без сопротивления со стороны этнического вьетнамского большинства. [16] [17]
Коммунистическое правительство Северного Вьетнама, с другой стороны, пыталось использовать процесс вьетнамизации для той же цели и унаследовало предыдущую успешную вьетнамизацию коренных племен тай, лаосцев и хмонгов на севере, чтобы справиться с Южным Вьетнамом, особенно с дегарами. [18] Дегары почти противостояли каждому вьетнамцу, независимо от того, с юга или с севера, им приходилось сталкиваться с вынужденным перемещением в результате различных атак, проводимых как южно-вьетнамской, так и северно-вьетнамской армией. Американцы не смогли предотвратить это, несмотря на то, что они были союзниками Дегара и Южного Вьетнама, поскольку вьетнамизация практиковалась как в Северном, так и в Южном Вьетнаме. [17] Монтаньяры восстали против южновьетнамцев в 1974 году. [19]
Подобно дегарам, чамы и кхмеры были слишком крупными представителями других этнических групп, чтобы подвергнуться насильственной вьетнамизации, хотя вьетнамизация длилась для них дольше, чем для дегаров. [20] Вьетнамцы, уже ассимилировавшие и вьетнамизировавшие чамов с 15 века, [21] продолжал открыто дискриминировать чамов из-за неограниченного сопротивления вьетнамизации среди последних, даже более жесткого, чем в случае с дегарами, из-за более длительной истории контактов. [20] Чамс основал FULRO в надежде бороться с гораздо более крупными и вооруженными вьетнамцами, что стало кульминацией повстанческого движения FULRO против Вьетнама . Как и Дегары, чамы и кхмеры также боролись с правительством Северного и Южного Вьетнама, а затем с единым коммунистическим правительством Вьетнама, и их сопротивление процессу вьетнамизации сохранилось. [22]
Окончание войны во Вьетнаме вынудило этнические меньшинства, в основном на юге, столкнуться с насильственной вьетнамизацией или сдаться. ФУЛРО стал объединенной силой почти всех этнических меньшинств Южного Вьетнама против вьетнамцев, в которую вошли как кхмеры, чамы, дегары, так и хмонги (в основном христиане-хмонги). [4] Уровень повстанческого движения против единого Вьетнама стал более напряженным в 1980-х годах после вьетнамского вторжения в Камбоджу , когда оно получило оружие и боеприпасы против вьетнамских войск. Камбоджийцы, большинство этнических кхмеров, которые ранее пострадали от дискриминации и процесса вьетнамизации, также пытались сопротивляться вьетнамизации. [23] Оба этих сопротивления в конечном итоге закончились полным провалом в 1990-х годах, когда Вьетнам провел реформы Đổi mới и нормализацию отношений между Вьетнамом, Китаем и Западом, которые раньше поддерживали процесс девьетнамизации. Нормализация отношений позволила Вьетнаму быть свободным в продолжающемся процессе вьетнамизации.
Несмотря на крах FULRO и ослабление повстанческого движения, процесс вьетнамизации стал причиной дегарских восстаний 2001 и 2004 годов в Центральном Хайленде, направленных на то же обвинение во вьетнамизации. [24] С тех пор продолжающаяся вьетнамизация вынудила дегарских беженцев массово бежать из Вьетнама. Точно так же чамские и кхмерские беженцы также пытались бежать из Вьетнама из-за вьетнамизации, хотя это и не такое большое, как положение дегарских беженцев. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Херб, Гунтрам Х.; Каплан, Дэвид Х. (22 мая 2008 г.). Нации и национализм: Глобальный исторический обзор [4 тома]: Глобальный исторический обзор . Абк-Клио. п. 1271. ИСБН 978-1-85109-908-5 .
- ^ Андерсон, Джеймс А. (1 сентября 2012 г.). Логово повстанцев Нунг Три Цао: лояльность и идентичность на китайско-вьетнамской границе . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-80077-6 .
- ^ Андерсон (2012) , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и Нет, Ронг (20 июня 2017 г.). «Ответ на запрос Вьетнама: обращение с группами этнических меньшинств во Вьетнаме: хмонги и монтаньяры» (PDF) . Консультации по исследованиям в области убежища .
- ^ «Отношения Вьетнама и Чампы и малайско-исламская региональная сеть в 17–19 веках | Киотский обзор Юго-Восточной Азии» . 11 марта 2004 г.
- ^ Ань, Нгуен Тхе (1995). «Вьетнамизация чамского божества По Нагара». Азиатский журнал . 2 (1): 55–67. JSTOR 43105706 .
- ^ «Французский колониализм во Вьетнаме» . 6 января 2019 г.
- ^ Хан (1993) , стр. 21–22.
- ^ Хан (1993) , с. 28.
- ^ Тонг (2010) , с. 77.
- ^ Хан (1993) , стр. 22–23.
- ^ «Кто такие Дегары? |» .
- ^ «Новая информация о горцах Центрального нагорья Вьетнама» .
- ^ Джексон, Ларри Р. (1969). «Вьетнамская революция и монтаньяры». Азиатский опрос . 9 (5): 313–330. дои : 10.2307/2642459 . JSTOR 2642459 .
- ^ «История горцев» .
- ^ Салеминк, Оскар (2003). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850-1990 гг . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2579-9 .
- ^ Jump up to: а б Пейдж, Доминик. «Эксперимент Монтаньяра» . Академия .
- ^ «Горцы – друг или враг во Вьетнамской войне?» . 22 марта 2016 г.
- ^ «Во Вьетнаме распространяется восстание горцев» . Нью-Йорк Таймс . 2 ноября 1974 года.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, КВ; Уитмор, Джон К. (31 мая 2018 г.). Очерки вьетнамского прошлого . Издательство Корнельского университета. п. 42. ИСБН 978-1-5017-1899-1 .
- ^ Фуонг, Чан Ки; Локхарт, Брюс (1 января 2011 г.). Чамы Вьетнама: история, общество и искусство . НУС Пресс. ISBN 978-9971-69-459-3 .
- ^ Кристи, Клайв Дж. (31 декабря 1997 г.). Современная история Юго-Восточной Азии: деколонизация, национализм и сепаратизм . Академик Блумсбери. ISBN 978-1-86064-354-5 .
- ^ Хедер, Стив (2018). «Камбоджа-Вьетнам: особые отношения против враждебных и недружественных сил». Дела Юго-Восточной Азии : 113–132. дои : 10.1355/aa18-1g . ISSN 0377-5437 . JSTOR 26492773 .
- ^ «Нет убежища | Постоянные угрозы коренным горцам в центральном нагорье Вьетнама» . Хьюман Райтс Вотч . 14 июня 2006 г.
- ^ Вонг Цзе-Кен, Дэнни (2013). «Прибытие чамов в Малайзию: далекие воспоминания и возобновление связей» . Архипел . 85 : 151–165. дои : 10.3406/arch.2013.4389 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Джеймс А. (2012) [2007], Логово повстанцев Нунг Три Као: лояльность и идентичность на китайско-вьетнамской границе , University of Washington Press, ISBN 978-0-295-80077-6 .
- ——— (2001), «Монументальная гордость: китайско-вьетнамские трансграничные поминки Нунг Три Цао» (PDF) , Бюллетень тайско-юньнаньского проекта (1).