Нонг Чжигао
Нонг Чжигао Нонг Чжигао | |||||
---|---|---|---|---|---|
Император | |||||
Вождь клана Нонг (儂) | |||||
Царствование | 1041 [ 1 ] | ||||
Предшественник | Нонг Цюаньфу | ||||
Император Дали (календарь 大) | |||||
Царствование | 1042 [ 2 ] | ||||
Император Наньтяня (南天) | |||||
Царствование | 1048 [ 2 ] | ||||
Император Данана (大南) | |||||
Царствование | 1052 – 1055 [ 2 ] | ||||
Рожденный | 1025 Гуанъюань , Западный округ Гуаннань , династия Северная Сун (современный Цао Бон , Вьетнам) | ||||
Проблема | Нонг Цзифэн (Нонг Цзифэн) Нонг Цзимин (Нонг Цзимин) | ||||
| |||||
Дом | Нет | ||||
Династия | Дали (Дали; 1041) Наньтянь (南天; 1045–1052) Данан (大南; 1052–1053) | ||||
Отец | Нонг Цюаньфу | ||||
Мать | И Нонг | ||||
Религия | Шаманизм , Анимизм |
Нонг Чжигао ( китайский : 儂智高 ; пиньинь : Нонг Чжигао ; современный чжуанский язык : Нунгз Цикгао ; вьетнамский : Нунг Чжигао ) [ 3 ] (1025–1055?) был вождем Чжуана ( Нун ) и единственным императором Дали (大里; 1041), Наньтяня (南天; 1045–1052) и, в конечном итоге, Дананя (大南; 1052–1053).
Сегодня им восхищаются народы чжуан в Китае, а также народы нунг и тай во Вьетнаме. Его отец, Нонг Цюаньфу , был лидером местного народа чжуан в Гуанъюане , Западный округ Гуаннань , династии Северная Сун .
Краткое содержание
[ редактировать ]Согласно « Истории песни : биография Гуанъюань Чжоу Мана» (宋史·廣源州蠻傳), Нонг Чжигао сменил своего отца, Нонг Цюаньфу, на посту вождя местного народа чжуан в Гуанъюане (современный Цао Бонг , Вьетнам). ), тогда под властью династии Северная Сун.
В 1042 году, в возрасте 17 лет, Чжигао провозгласил независимость и основал новое государство Дали (大曆). [ 4 ] За это Чжигао был захвачен вьетнамскими войсками и удерживался в Тханлонге . несколько лет [ 4 ] После своего освобождения в 1048 году Чжигао объявил об основании Наньтянского королевства (南天, «Южные небеса»). [ 4 ] После его заявления вьетнамский суд начал нападение на цитадель Чжигао, преуспев лишь в перемещении сил Чжигао и его последователей дальше на север, на территорию Сун . [ 4 ] Позже, в 1052 году, Чжигао провозгласил создание Королевства Данан (大南, «Великий Юг») и взял себе новое имя «Император Жэньхуэй» (仁惠帝). [ 2 ] Затем он взял Юн ( Наньнин ), прошёл через юго-восток по пути в Гуандун и осаждал Гуанчжоу в течение 57 дней. [ 5 ] После снятия осады Гуанчжоу Нонг Чжигао двинулся на север, быстро разгромив ряд сил Сун благодаря своей превосходной мобильности. [ 6 ] Затем Чжуан повернул на юг и запад, отбив в октябре 1052 года Юн, который снова попал в руки Сун. [ 6 ] В Юне Нонг Чжигао немедленно начал строить лодки, заявив о своем намерении снова напасть на Гуанчжоу и основав там государство Наньюэ. [ 6 ] Против него было послано несколько войск Сун, но он разгромил их в горах вокруг Юна. [ 6 ] Император Жэньцзун из Сун отправил Ди Цина , кадрового военного чиновника, атаковать Чжигао, и в конце концов ему удалось победить армию Чжигао. [ 6 ] После этого Чжигао и его последователи бежали в Юньнань , а также на территории современных Таиланда и Лаоса. [ 7 ]
Поражение Нонг Чжигао, возможно, в конечном итоге произошло из-за того, что кланы Хуан и Цен среди Чжуана не смогли его поддержать. [ 6 ] И кланы Хуан, и Цен уступили территорию клану Нонг из Нонг Чжигао и были обеспокоены вторжениями Нонг. [ 6 ] Одной из слабых сторон объединенных сил Чжуана была их кавалерия. Этот регион был центром торговли лошадьми, и здесь существовали специализированные конные подразделения, в которых как люди, так и лошади были тяжелобронированы, но гористая местность и множество рек ограничивали использование кавалерии. [ 6 ]
Почитание
[ редактировать ]Современное почитание Нонг Чжигао, его отца Нонг Цюаньфу и его матери А Нонг. [ 8 ] [ 9 ] в провинции Цао Бонг тесно связана с общей региональной идентичностью жителей этого региона. Нонг Чжигао остается героем и «человеком доблести», и поклонение включает в себя практики, подчеркивающие особые сильные стороны Нонг Чжигао, в том числе его готовность противостоять агрессии властей Сун и Дайвьет, а также его стремление объединить и усилить статус жителей своего региона. Из исторических данных также видно, что к концу 19 века ежегодные фестивали, посвященные духу Нонг Чжигао, имели важное региональное значение. Столь же очевидно, что привлекательность этих фестивалей распространялась не только на клановую или этническую принадлежность, но и на население в целом, которое часто включало общины по обе стороны современной политической границы. В деревне Ду-чжун в Гуанси ему находился Храм Духов, где явления молний и грома еще фиксировались в 18 веке. [ 10 ]
Пять храмов, посвященных Нонг Чжигао во Вьетнаме, оставались действующими до 20 века. Все хранители храма Ком Сам носят фамилию Нунг. Хотя для языка нунг была создана латинизированная письменность, прихожане храма предпочитают китайский язык, похожий на чжуан в Китае, а иногда и вьетнамский. В 1990-х годах программа «Дой Мой» сместила политику этнических отношений в сторону либерализации и сохранения. Частично это было связано с привлекательностью создания туристических достопримечательностей и получения доходов. Храм Ком Сам был отремонтирован где-то до 2001 года, чтобы придать ему более националистический имидж. Внешние и внутренние колонны храма были ретушированы, а надписи китайскими иероглифами спереди и надписи Куок нгу на стенах были удалены. Ссылки на «короля Нунга», который «высоко поднял знамя, провозглашающее независимость», были заменены цветочными узорами и изображениями лошадей, общими символами, связанными с местными героями. Большая вывеска указывает на храм как на историческую достопримечательность. [ 11 ] [ 12 ] Вьетнам иногда называл Нонг Чжигао коренным вьетнамцем, но это недавнее явление, связанное с антагонизмом с современным Китаем, тогда как раньше вьетнамцы считали его китайцем. [ 13 ]
В отличие от множества свидетельств поклонения на севере Вьетнама, в китайских исторических записях мало подтверждений существования храмов, посвященных Нонг Чжигао в Китае. Фактически, большинство важных китайских источников описывают только стелы и храмы, которые чтят имена генералов Сун, которые подавали заявку Нонг Чжигао на независимость. Лишь в последние несколько лет был рассмотрен вопрос об общественном мемориале Нонг Чжигао в Китае. 8 января 1997 года местная группа потомков Нонг Чжигао и их сторонников из городка Гуанси Цзинси (靖西) и крошечной деревни Сялей (下雷) выступила с инициативой возродить интерес к жизни и поступкам этого повстанца. Заместитель директора Центра исследований чжуан в Наньнине Пань Цисюй (潘其旭) ранее был приглашен в Ся Лэй для подтверждения открытия пещеры, которая, как полагают, была жилищем и складом Нонг Чжигао в то время, когда он основал свой первый королевство. На этом месте тогда была установлена современная стела. Сообщается, что на церемонии поминовения присутствовала большая группа провинциальных чиновников и ведущих ученых из Гуанси.
Эта церемония действительно вызвала некоторые споры. Средства на эту стелу пришлось собирать в частном порядке. Организаторы мероприятия заявили, что высокопоставленные политические деятели избегали участия в проекте, выражая обеспокоенность по поводу его "сепаратистских" последствий. Тем не менее, цель вернуть Нонг Чжигао в поле зрения общественности оказалась в целом успешной, о чем свидетельствует длинный список мелких спонсоров установки стелы. Однако взгляд на список крупных доноров показывает, что 32 из 34 включенных в него человек имели фамилию Нонг. Этот факт говорит о том, что, хотя чиновники из отдаленных ханьских стран опасаются, что мемориал может быть использован для разжигания региональных « пантайских » настроений, ассоциации старых кланов могут формировать местную идентификацию с этим местом.
Если оставить в стороне местные споры, этот недавний мемориал в Гуанси и продолжающаяся региональная популярность храмов во Вьетнаме являются признаками того, что регион оправился от «темных дней» 1980-х годов, когда китайско-вьетнамская граница оставалась напряженной, а холодные дипломатические отношения ограничивали официальное трансграничное движение. деятельность. Сообщества, почитающие Нонг Чжигао, по-прежнему охватывают регион, где есть много исторических мест кровавого противостояния между китайской и вьетнамской армиями. Однако эти общины имеют общую идентичность, частично сохраненную благодаря преданности фигуре Нонг Чжигао. [ 14 ] [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Андерсон 2012 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с д Андерсон 2012 , стр. 7–8.
- ^ К.В. Тейлор (9 мая 2013 г.). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета. стр. 70–. ISBN 978-0-521-87586-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Андерсон 2012 , с. 7.
- ^ Бейкер и Фонгпайчит, 2017 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Барлоу 2005а .
- ^ Чаппелл, Хилари (2001). Синитическая грамматика: синхроническая и диахроническая . Издательство Оксфордского университета. п. 397. ИСБН 0-19-829977-Х .
- ^ Барлоу 2002 .
- ^ Андерсон 2012 , стр. 104.
- ^ Барлоу 2005b .
- ^ Андерсон 2012 , с. 177-178.
- ^ Мой 2012 .
- ^ Барлоу 1987 , с. 265.
- ^ Андерсон 2001 .
- ^ Андерсон 2012 , с. 173.
Цитируемые работы
- Андерсон, Джеймс А. (2012) [2007], Логово повстанцев Нунг Три Као: лояльность и идентичность на китайско-вьетнамской границе , University of Washington Press, ISBN 978-0-295-80077-6 .
- ——— (2001), «Монументальная гордость: китайско-вьетнамские трансграничные поминки Нунг Три Цао» (PDF) , Бюллетень тайско-юньнаньского проекта № 1 .
- Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (2017), История Аюттхая , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1-107-19076-4 .
- Барлоу, Джеффри Г. (2002), «Нонг (ок. 1005–1055)» , в Коммире, Энн (редактор), « Женщины в мировой истории: биографическая энциклопедия» , Уотерфорд, Коннектикут: Yorkin Publications, ISBN 0-7876-4074-3 .
- ——— (1987), «Чжуанские меньшинства на китайско-вьетнамской границе в период песни», Журнал исследований Юго-Восточной Азии , 18 (2): 250–269, doi : 10.1017/s0022463400020543 , JSTOR 20070970 , S2CID 163042066 .
- ——— (2005a), «Междуцарствие Тан-Сун» , «Чжуан: продольное исследование их истории и культуры» , Тихоокеанский университет , заархивировано из оригинала 8 февраля 2007 г. , получено 4 мая 2018 г.
- ——— (2005b), «Чжуан в песне» , «Чжуан: продольное исследование их истории и культуры» , Тихоокеанский университет , заархивировано из оригинала 08 февраля 2007 г. , получено 4 мая 2018 г.
- Минахан, Джеймс Б. (30 августа 2012 г.), Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: энциклопедия , ABC-CLIO , ISBN 9781598846607