Продлить
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2010 г. ) |
Часть серии о |
Хо Ши Мин думал |
---|
![]() |
Часть серии о |
Социализм |
---|
![]() |
Инновации ( IPA: [ɗo᷉i mə̌ːi] ; перевод «обновление» или «инновация» ) — название экономических реформ, начатых во Вьетнаме в 1986 году с целью создания « социалистически ориентированной рыночной экономики ». Сам термин đổi mới представляет собой общий термин, широко используемый во вьетнамском языке и означающий «инновации» или «обновление». Однако политика Đổi Mới ( Chính sách Đổi Mới ) относится конкретно к этим реформам, направленным на переход Вьетнама от командной экономики к социалистически ориентированной рыночной экономике. [1] [ нужна страница ]
Экономические реформы Đổi Mới были инициированы Коммунистической партией Вьетнама партии в 1986 году во время 6-го Национального конгресса . Эти реформы повысили роль рыночных сил в координации экономической деятельности между предприятиями и государственными учреждениями, позволили создать частную собственность на малые предприятия и создать фондовую биржу как для государственных, так и для негосударственных предприятий. [2]
Фон
[ редактировать ]После воссоединения в 1976 году экономика Вьетнама страдала от огромных трудностей в производстве, дисбаланса спроса и предложения, неэффективности распределения и обращения, стремительного роста инфляции и растущих долговых проблем. Валовой внутренний продукт (ВВП) Вьетнама в 1984 году оценивался в 18,2 миллиарда долларов США, а доход на душу населения оценивался от 200 до 300 долларов США в год. Причинами таких посредственных экономических показателей являются суровые климатические условия, от которых пострадали сельскохозяйственные культуры, санкции, введенные Соединенными Штатами после их поражения, бюрократическое бесхозяйственность, угасание предпринимательства и военная оккупация Камбоджи (которая привела к прекращению столь необходимой международной помощи для Камбоджи). реконструкция). [3]
С 1978 по 1991 год Вьетнам был крупным членом СЭВ и поэтому сильно зависел от торговли с Советским Союзом и его союзниками. После распада СЭВ и потери своих традиционных торговых партнеров Вьетнам был вынужден либерализовать торговлю, девальвировать свой обменный курс для увеличения экспорта и приступить к политике экономического развития. [4] В годы, непосредственно предшествовавшие реформам Ди Муи, Вьетнам столкнулся с экономическим кризисом; инфляция выросла до более чем 700 процентов, экономический рост замедлился, а доходы от экспорта покрыли меньше, чем общая стоимость импорта. [5] [ нужна страница ] Кроме того, советская помощь уменьшилась, что усилило международную изоляцию Вьетнама. [6] Это привело к интенсивным дебатам внутри Коммунистической партии об эффективности системы командной экономики и возможности реформ в преддверии 6-го Национального конгресса Коммунистической партии Вьетнама в декабре 1986 года. [5] [ нужна страница ]
Одним из важных событий, спровоцировавших перемены внутри партии, стала смерть генерального секретаря партии Ле Дуана в июле 1986 года. [6] В декабре 1986 года Шестой съезд партии избрал секретарем партии более либерального Нгуена Ван Линя , реформиста и бывшего лидера Фронта национального освобождения . [6]
Ранние реформы
[ редактировать ]Хотя Ои Муи был официально представлен на 6-м Национальном конгрессе Коммунистической партии Вьетнама в 1986 году, государство начало реформы в начале 1980-х годов. В частности, в октябре и ноябре 1978 года руководителям кооперативов на севере было разрешено сдавать в аренду поля членам в течение зимы при условии, что последние коллективно собирали озимые культуры в течение необходимого количества дней и возвращали землю вовремя для выращивания риса весной. . [7] [ нужна страница ] [8]
На Шестом партийном пленуме в августе 1979 года партия допустила децентрализацию принятия экономических решений, связанных с сельским хозяйством, и ввела больше стимулов для расширения производства. [5] [ нужна страница ] В 1980 году правительствам провинций было разрешено создавать торговые фирмы, что нарушило монополию внешней торговли центрального государства Вьетнама. [9] [ нужна страница ] В 1981 году были проведены сельскохозяйственные реформы, которые позволили распределить сельскохозяйственные угодья между отдельными работниками, индивидуально управлять коллективом, а фермеры могли сохранить всю продукцию сверх своей сельскохозяйственной квоты. [8] Эти сельскохозяйственные реформы способствовали восстановлению промышленного производства. [10] После этих мер контроль над ценами был снят с многих потребительских товаров, чтобы увеличить торговлю по реальным рыночным ценам и уменьшить их нехватку в государственной торговой системе. [9] [ нужна страница ]
Создание социалистической рыночной экономики.
[ редактировать ]Реформы 1990-х годов
[ редактировать ]VI Национальный конгресс Коммунистической партии Вьетнама был созван 15 декабря 1986 года и продлился до 18 декабря. [11] Съезд подтвердил свою приверженность программе реформ 8-го пленума ЦК 5-го созыва и вынес пять пунктов; [11]
- «согласованные усилия по увеличению производства продуктов питания, потребительских товаров и экспортных товаров»; [11]
- «продолжать усилия по контролю над мелкими торговцами и капиталистами, в то же время признавая реальность поддержки смешанной экономики»; [11]
- «возродить плановую бюрократию, одновременно сделав систему экономического управления более эффективной за счет децентрализации власти и создания места для более независимого принятия решений»; [11]
- «уточнить полномочия и юрисдикцию Совета Министров , а также реорганизовать аппарат государственного управления, чтобы сделать его более эффективным; [11]
- «для улучшения партийных организационных возможностей, лидерства и подготовки кадров». [11]
Вы Ван Кьет , заместитель председателя Совета министров, представил экономический отчет VI Национальному конгрессу . [12] В политических и экономических отчетах подчеркивалось Đổi Mới (Ремонт), а специалист по Вьетнаму Карлайл Тайер писал, что Вы Ван Кьет, возможно, был главным сторонником этой концепции. [12] В своем выступлении на Конгрессе Вы Ван Кьет заявил: «В экономической сфере произойдет обновление экономической политики и системы управления». [13] сельское хозяйство, а не тяжелая промышленность . Вы Ван Кьет сказал, что в четвертой пятилетке наибольшее значение будет иметь [13] Во время четвертой пятилетки Вы Ван Кьет сказал: «[т] он ... основная ориентация тяжелой промышленности на этом этапе - поддержка сельского хозяйства и легкой промышленности в должном масштабе и на соответствующем техническом уровне». [13] Вы Ван Кьет подчеркнул роль экспорта и производства зерна, продуктов питания и потребительских товаров для оживления вьетнамской экономики. [13] Основной задачей 4-й пятилетки было производство зерна и продуктов питания; «Цель в 22–30 миллионов тонн зерна в рисовых полях» была установлена на 1990 год. [13] Хотя для достижения этой цели необходимо было использовать несколько методов, важную роль должны были сыграть материальные стимулы и контракты на конечную продукцию. [13] Центральная система управления была упразднена, а фокус экономики был перенесен на создание рыночной экономики с различными секторами и конкуренцию между частным сектором и государством в нестратегических секторах. [5] [ нужна страница ] В 1987 году инспекционные посты вдоль национальной автомагистрали были удалены, чтобы обеспечить более эффективный поток товаров и услуг между различными муниципалитетами. [5] [ нужна страница ] Рынки, на которых разрешалось продавать частную сельскохозяйственную продукцию, быстро росли.
Впоследствии Национальное собрание представило Закон об иностранных инвестициях 1987 года с намерением «мобилизовать все средства для привлечения иностранного капитала для местного развития» (Закон об иностранных инвестициях 1987 года), даже разрешая полную иностранную собственность на внутренние материальные активы и ставя вне закона перспективы национализации.
разрешила частным предприятиям заниматься товарным производством (а позже и поощряла их) Коммунистическая партия Вьетнама . В первой половине 1990-х годов наблюдались изменения в законодательной базе частного сектора. [14] В 1990 году был принят Закон о частных предприятиях, который обеспечил правовую основу частным фирмам, а Закон о компаниях признал акционерные общества и частные общества с ограниченной ответственностью . В том же году партия начала обсуждать потенциал приватизации государственных предприятий (ГП), а также нормализации отношений с Китайской Народной Республикой . Впоследствии Конституция 1992 года официально признала роль частного сектора.
В сельскохозяйственном секторе в 1988 году был принят Закон о земле, который признал права частного землепользования. Кроме того, было издано Постановление ЦК № 10; согласно этому постановлению фермеры не были обязаны участвовать в кооперативах и им разрешалось продавать свою продукцию на свободном рынке. [5] [ нужна страница ] [8] Также Постановление вернуло права землепользования частным домохозяйствам и признало их автономными экономическими единицами. В результате сельскохозяйственный сектор и сельская экономика начали переходить от автаркии к товарному производству, позволяя каждому региону производить продукцию в соответствии со своими сравнительными рыночными преимуществами. В этой обновленной экономической модели государство вернулось к регулирующей роли, а рынок определял цены на товары и услуги. [15] [ нужна страница ]
В начале 1990-х годов Вьетнам принял некоторые рекомендации Всемирного банка по реформированию рынка по либерализации рынка, но отверг программы структурной перестройки и условное финансирование помощи, требующее приватизации государственных предприятий. [16] В ходе реформ увеличилось количество частных предприятий; а к 1996 году было зарегистрировано 190 акционерных обществ и 8900 компаний с ограниченной ответственностью. [5] [ нужна страница ] Частный сектор сыграл важную роль в сфере услуг, поскольку доля в розничной торговле увеличилась с 41% до 76% в 1996 году. [14]
В течение этого периода Национальное собрание вводило различные налоговые вычеты по корпоративному налогу и подоходному налогу, чтобы стимулировать как внутренние, так и иностранные инвестиции. Что касается развития сельских районов, правительство реструктуризировало сельскую экономику, отказавшись от сельского хозяйства, стимулируя малые и ремесленные деревни и обучая рабочую силу для промышленного сектора. [15] [ нужна страница ]
В то время как внешняя торговля контролировалась централизованно государством, государство начало ослаблять контроль над внешней торговлей. Потребительские товары отправляли домой вьетнамцы, работавшие или учившиеся в социалистических странах на первых этапах, вплоть до воссоединения. [9] [ нужна страница ] С тех пор источники коммерческих товаров диверсифицировались; они варьировались от подарков, отправленных вьетнамцами из-за границы своим семьям, до товаров, оставшихся во время американской оккупации юга, которые можно было продать в Советском Союзе для привлечения капитала. [9] [ нужна страница ] Кроме того, соседние страны, такие как Лаос и Камбоджа, предоставили возможности для контрабанды товаров во Вьетнам. Из Камбоджи осуществлялась контрабанда товаров двух типов; в первый вошли те, кого оставили жертвы красных кхмеров , а в другой – те, кто был импортирован из Таиланда . Например, тайское пиво, на которое налагались высокие пошлины, обычно ввозилось во Вьетнам контрабандой морским путем. [9] [ нужна страница ]
Успехи
[ редактировать ]В результате масштабной приватизации и экономических реформ в 1990-е годы во Вьетнаме произошла чудесная экономическая трансформация. В частности, в ранние периоды реформ (1986–1990 годы) средний рост ВВП составлял 4,4 процента в год, при этом средние темпы роста ВВП увеличивались примерно до 6,5 процента в год с 1990 года до азиатского финансового кризиса 1997 года . По масштабам ВВП Вьетнама вырос почти в пять раз с 6,472 миллиарда долларов в 1990 году до 31,173 миллиарда долларов в 2000 году, а ВВП на душу населения вырос с 95 долларов в 1990 году до 390 долларов в 2000 году. [17] То есть за этот период улучшилось как производство, так и уровень жизни. В отличие от многих других быстрорастущих экономик, вьетнамское правительство направило налоговые поступления, полученные от расширения экономической деятельности, на то, чтобы обеспечить слаборазвитым регионам адекватные инвестиции в инфраструктуру и социальное обеспечение. В результате уровень бедности значительно снизился в большинстве провинций, в то время как доходы также показали значительный рост в мегаполисах и провинциях, где уровень инвестиций был высоким. [18] По мере улучшения общей инвестиционной среды и правовой прозрачности во вьетнамскую экономику поступило около 18,3 миллиардов долларов фактических прямых иностранных инвестиций. Этот возросший приток ПИИ обеспечил столь необходимый капитал для экономического роста, а также создал рабочие места для рабочих в сельских провинциях и привел к положительному технологическому эффекту. Например, в провинциях с высоким притоком прямых иностранных инвестиций, таких как Виньфук или Биньзыонг , уровень безработицы снизился более значительно, чем общенациональный уровень, в то время как их местный доход на душу населения также значительно вырос. [19] [ нужна страница ] Для местного бизнеса увеличение притока ПИИ создало больше возможностей для партнерства с иностранными фирмами через совместные предприятия и для поставок запчастей и услуг для иностранных фирм, а также позволило местным жителям воспользоваться преимуществами технологического распространения от ПИИ. Со временем эти местные предприятия смогут развивать собственные производственные мощности и даже стать стратегическими партнерами иностранных инвесторов.
По данным Всемирного банка , Вьетнам добился успеха в развитии. Его экономические реформы с начала Đổi Mới в 1986 году помогли превратить Вьетнам из одной из беднейших стран мира в экономику со средним уровнем дохода за одно поколение. [20]
Ограничения
[ редактировать ]Несмотря на высокие темпы роста ВВП, вьетнамская экономика в преддверии нового столетия все еще имела множество структурных проблем. Без опыта управления рыночной экономикой неравенство доходов, негативные экологические и социальные последствия по-прежнему представляют собой серьезную угрозу, поскольку страна начала задумываться об интеграции в мировую экономику. Государственные предприятия , которые по-прежнему составляют значительную часть экономики, остаются неэффективными и страдают от проблем коррупции. Что касается борьбы с бедностью, несмотря на значительное снижение уровня бедности в стране, абсолютная бедность по-прежнему широко распространена в горных провинциях и провинциях вдоль центрального побережья. Мало того, относительная бедность и разрыв в доходах между городом и деревней продолжают расти. [21] В крупных мегаполисах не хватало доступного жилья, что препятствовало дальнейшему потенциальному росту уровня жизни внутренних трудовых мигрантов. [15] [ нужна страница ] Несмотря на зафиксированный высокий приток ПИИ, большая часть ПИИ по-прежнему сосредоточена на эксплуатации дешевой рабочей силы и низких экологических стандартов Вьетнама, тем самым препятствуя фактическому устойчивому росту . Что касается распространения технологий, многие отечественные компании по-прежнему не имеют возможности воспользоваться преимуществами увеличения притока ПИИ. В различных отраслях с высокой добавленной стоимостью, особенно в сфере розничной торговли, компании с ПИИ стали доминировать на внутреннем рынке, вытесняя отечественных частных инвесторов. Более того, прибыль, полученная от иностранных инвестиций, как правило, репатриируется в свои страны и, таким образом, не реинвестируется в местную экономику, как это было бы с прибылью отечественной фирмы. С точки зрения технологического развития уровень автоматизации экономики и запас высококвалифицированной рабочей силы оставались низкими. В то же время рабочая среда остается крайне неэффективной и нежелательной для дальнейших реформ, настолько, что в настоящее время страна испытывает серьезную утечку мозгов.
Теоретическая основа
[ редактировать ]Коммунистическая партия Вьетнама утверждает, что социалистическая рыночная экономика соответствует классическому марксистскому взгляду на экономическое развитие и историческому материализму, согласно которому социализм может возникнуть только после того, как материальные условия будут достаточно развиты, чтобы сделать возможными социалистические отношения. Социалистически-ориентированная рыночная модель рассматривается как ключевой шаг для достижения необходимого экономического роста и модернизации, позволяющего сосуществовать в современной глобальной рыночной экономике и получать выгоду от глобальной торговли. [22] Коммунистическая партия Вьетнама подтвердила свою приверженность развитию социалистической экономики своими реформами Ои Муи. [23]
См. также
[ редактировать ]- Экономическая история Вьетнама
- Пятилетние планы Вьетнама
- Перестройка
- Социализм с китайской спецификой
- Социалистическая рыночная экономика
- Социалистически ориентированная рыночная экономика
- Государственный капитализм
- Переходная экономика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бересфорд 1988 .
- ^ «Последовательно проводить социалистическую ориентацию в развитии рыночной экономики во Вьетнаме» . Коммунистическое обозрение. Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Вьетнам – Экономика» . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ Профиль страны во Вьетнаме . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 2005 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Arkadie & Mallon 2004 .
- ^ Jump up to: а б с Джонатан Лондон, Вьетнам и становление рыночного ленинизма, Pacific Review , том 22, № 3, стр. 375–399. 2009 год
- ^ Бересфорд 2006 .
- ^ Jump up to: а б с Бенедикт Дж. Триа Керквлит. Сила повседневной политики: как вьетнамские крестьяне изменили национальную политику . Итака, США: Издательство Корнельского университета. 2005.
- ^ Jump up to: а б с д и Бересфорд и Данг Фонг 2000 .
- ^ Адам Ффорде и Стефан де Вилдер. От плана к рынку: экономический переход во Вьетнаме , Боулдер: Westview Press. 1996 год
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стерн 1987 , с. 359.
- ^ Jump up to: а б Тайер 1987 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тайер 1987 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Катарина Хаккала и Ари Кокко. Государство и частный сектор во Вьетнаме . Рабочий документ 236. Июнь 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Бутройд и Фам Суан Нам, 2000 .
- ^ Клинг, Жан-Пьер; Разафиндракото, Мирей; Рубо, Франсуа (весна 2013 г.). «Совместим ли Всемирный банк с «социалистической рыночной экономикой»?» . Обзор регулирования: Капитализм, институты, полномочия . 13 (13). дои : 10.4000/regulation.10081 . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «ВВП (текущий доллар США) – Вьетнам | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ «Коэффициент бедности при уровне 1,90 доллара США в день (ППС 2011 г.) (% населения) – Вьетнам | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ Керквлит и Марр 2004 .
- ^ «Обзор» . Всемирный банк .
- ^ «Индекс Джини (оценка Всемирного банка) – Вьетнам | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ «Осознание социалистически-ориентированной рыночной экономики во Вьетнаме». Архивировано 14 июля 2012 г., archive.today .
- ^ «Твердо придерживаясь социалистической ориентации» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 10 января 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аркади, Брайан Ван; Мэллон, Раймонд (2004). ВЬЕТНАМ: тигр переходного периода . Азиатско-Тихоокеанская пресса. дои : 10.22459/ВНТТ.01.2004 . ISBN 9780975122990 .
- Бересфорд, Мелани (1988). Вьетнам: политика, экономика и общество . Лондон: Пинтер. ISBN 9780861874484 .
- Бересфорд, Мелани; Донг Фонг (2000). Экономический переход во Вьетнаме: помощь и торговля в условиях упадка централизованно планируемой экономики . Челтнем, Великобритания и Нортгемптон, Массачусетс, США: Эдвард Элгар. ISBN 9781782541516 . OCLC 263616259 .
- Бересфорд, Мелани (2006). «Вьетнам: переход к централизованному планированию». У Гарри, Родана; Кевин, Хьюисон; Робисон, Ричард (ред.). Политическая экономия Юго-Восточной Азии: рынки, власть и борьба (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195517583 .
- Бутройд, Питер; Фам Суан Нам (2000). Социально-экономическое обновление во Вьетнаме: происхождение, эволюция и влияние Дой Мой . Международный исследовательский центр развития. ISBN 978-1-55250-318-8 . ОСЛК 957461954 .
- Керквлит, Бенедикт Дж.; Марр, Дэвид Г. (2004). За пределами Ханоя: местное самоуправление во Вьетнаме . НИАС Пресс. ISBN 9788791114557 .
- Стерн, Льюис (1987). «Коммунистическая партия Вьетнама в 1986 году: инициативы партийной реформы, борьба за экономическое возрождение и путь к Шестому национальному конгрессу». Дела Юго-Восточной Азии . 14 (1). Институт исследований Юго-Восточной Азии: 345–363. дои : 10.1355/seaa87t . JSTOR 27908584 .
- Тайер, Карлайл (июнь 1987 г.). «Шестой съезд партии Вьетнама: обзор». Современная Юго-Восточная Азия . 9 (1). Институт исследований Юго-Восточной Азии: 12–22. дои : 10.1355/cs9-1b . JSTOR 25797929 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чен Дж. и Ву А. Вьетнам после регионального экономического кризиса. Архивировано 23 ноября 2015 г. в Wayback Machine .
- Мюррей, Джеффри. Вьетнам: рассвет нового рынка . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1997.
- Фам, Минь Чинь и Выонг, Куан Хоанг. Экономика Вьетнама – Тханг Трам и Дот Фа . Ханой: Издательство Chinh Tri Quoc Gia, 2009.
- Саката, Сёдзо (2013). Экономические субъекты Вьетнама в переходный период . Спрингер. ISBN 978-1-349-45205-7 .
- Винсент Эдвардс и Ань Фан (2014) Менеджеры и менеджмент во Вьетнаме. 25 лет экономического обновления (Doi moi) . Рутледж. ISBN 9781138816657
- Вы, Нхан Три (1990). Экономическая политика Вьетнама с 1975 года . Институт исследований Юго-Восточной Азии . ISBN 9789813035546 .
- Вонг Куан Хоанг (2010). Финансовые рынки в переходной экономике Вьетнама: факты, идеи, последствия . Саарбрюккен, Германия: VDM Verlag д-р Мюллер. ISBN 978-3-639-23383-4 .
- Ву, Туонг; Нгуен, Туи (2023). « «Дой Мой», но не «Дой Мау»: красный клановый капитализм Вьетнама в исторической перспективе». В Труонге, Нху; Ву, Туонг (ред.). Подбрюшье дракона: динамика и дилеммы в экономике и политике Вьетнама . Сингапур: ISEAS – Институт Юсофа Исхака. ISBN 9789815011401 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хатт, Дэвид (31 января 2023 г.). «Миф о Дой Мой во Вьетнаме» . Дипломат .