Земельная реформа во Вьетнаме
Часть серии о |
Хо Ши Мин думал |
---|
Земельная реформа во Вьетнаме началась в результате политических потрясений, последовавших за Второй мировой войной , когда гражданская война столкнула коммунистического Вьетминя с французскими колонистами и их сторонниками. В то время большой процент сельскохозяйственных земель принадлежал крупным землевладельцам, а большинство сельского населения Вьетнама владело лишь небольшими наделами земли или было безземельным. Ранний успех программы земельной реформы Вьетминя (и их преемников, Вьетконга ) дал коммунистам прочную базу поддержки среди 80 процентов вьетнамского народа, жившего в сельской местности. Поддержка коммунистов со стороны большого числа сельских жителей явилась важным фактором, определившим исход войны во Вьетнаме .
С 1954 по 1975 год земельная реформа шла по двум направлениям, поскольку страна была временно разделена на две части: Южный Вьетнам (Республика Вьетнам) и Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам). Коммунистический Северный Вьетнам и его южные сторонники Вьетконг рано начали проводить политику конфискации земель помещиков и богатых крестьян и раздачи их бедным и безземельным крестьянам, а затем организации сельского населения в коллективы . Капиталистический Южный Вьетнам потерпел неудачу в нескольких начинаниях по земельной реформе, прежде чем, наконец, добился определенного успеха с программой «Земля земледельцу» в начале 1970-х годов. Поражение Южного Вьетнама от Северного Вьетнама в 1975 году положило конец этой программе.
Эксперт по Вьетнаму Бернард Фолл заявил, что земельная реформа в Южном Вьетнаме была так же важна для успеха во Вьетнамской войне, как «боеприпасы для гаубиц ». Союзник и финансовый сторонник Южного Вьетнама, Соединенные Штаты , либо не осознали важности земельной реформы, либо не смогли убедить правительство Южного Вьетнама в ее важности. По словам американского чиновника: «Американцы предложили крестьянину конституцию; Вьетконг предложил ему свою землю, а вместе с ней и право на выживание». [1]
Земельная реформа в Северном Вьетнаме проводилась с 1954 по 1956 год путем конфискации и перераспределения помещичьих земель среди бедных и безземельных крестьян. Эта программа привела к казням «помещиков и реакционеров», число убитых которых наиболее достоверно оценивается в 13 500 человек, а также к сопротивлению, включая беспорядки, в сельской местности. Правительство Северного Вьетнама извинилось за эксцессы и попыталось исправить ошибки. Коммунистическое правительство Северного Вьетнама (а после 1975 года и всего Вьетнама) продолжило перераспределение земли путем создания колхозов, но коллективизированное сельское хозяйство не привело к значительному увеличению сельскохозяйственного производства. Коллективы были заброшены после 1988 года, и после этого сельскохозяйственное производство быстро росло.
Доколониальный Вьетнам
В доколониальном Вьетнаме существовало два типа собственности на землю: частная собственность (этой землей можно было свободно торговать) и государственная собственность (эта земля в основном отдавалась для обработки безземельным крестьянам). Эти два вида земельной собственности облагались налогом по одинаковым ставкам. [2]
Историческое доколониальное государство регулярно захватывало частную землю и передавало ее безземельным крестьянам в рамках государственной системы. Такие программы выравнивания земель ( ph´ep quan ˆ điˆe `ền ) документируются с 11 века. Хорошо документированная программа выравнивания земель была проведена в провинции Биньдинь в 1839 году. [2]
Династия Нгуен провела земельный кадастр, чтобы установить официальную собственность на землю по всему Вьетнаму в период 1805–1836 годов. Вьетнамское государство получало свои доходы в основном за счет налогов на сельскохозяйственные земли и подушных налогов, что требовало точных обследований земельных владений и эффективных переписей взрослых мужчин. У частных владельцев земли были стимулы скрывать безземельных фермеров, которые работали у них, чтобы уклоняться от уплаты налогов. Однако крестьяне в системе государственной собственности были заинтересованы в том, чтобы заявить о себе, чтобы не потерять права на обработку земли. [2]
Французское правление
В период французского правления в Индокитае (1887—1954) Вьетнам состоял из трёх областей: Тонкин — рисоводческий район долины Красной реки на севере Вьетнама; Кочинчина — рисоводческий район дельты Меконга на юге Вьетнама; и Аннам — связующее звено между двумя регионами (он же Центральный Вьетнам ), состоящее из узкой прибрежной равнины и высокогорья. Тонкин и Аннам с трудом выращивали достаточно риса, чтобы прокормить свое население, и часто импортировали рис из Кочинчины, что давало излишек. [3]
При французском правлении французским гражданам и вьетнамским сторонникам французов (в основном католикам ) были предоставлены большие участки земли, конфискованные или полученные каким-либо образом у их традиционных обитателей и владельцев. производство технических культур на экспорт, в частности каучука На юге Вьетнама началось крупномасштабное . Вьетнам управлялся французами в первую очередь для получения доходов, которые достигались за счет экспорта, налогообложения и государственных монополий. К 1930-м годам одним из результатов экономической эксплуатации Франции стала серьезная проблема неравномерного распределения земли. [4] Примерно 80 процентов населения Вьетнама проживало в сельской местности, и средства к существованию зависели от сельского хозяйства. Около миллиона семей/домохозяйств — 40 процентов сельского населения южного Вьетнама — были безземельными арендаторами. [5] В северном Вьетнаме около 21 процента сельского населения были безземельными, а еще 35 процентов владели лишь очень небольшими участками земли. [6] Из общей численности населения Вьетнама, составлявшей в 1940 году около 25 миллионов человек, 7–8 миллионов человек, вероятно, были безземельными крестьянами. [7] Самый богатый сельскохозяйственный регион страны, дельта Меконга, считался одним из пяти худших районов в мире по распространенности безземелья и аренды среди его жителей. [8]
Для более чем 70 процентов населения дельты Меконга, которое не имело земли или арендовало землю в качестве дополнения к своему небольшому хозяйству, «арендная плата была такой же высокой, как и любая другая в Азии — 50 процентов урожая. Арендатор должен был предоставить свою хижину, инструменты и скот и нанимать в разгар сезона дополнительную рабочую силу... К тому времени, когда арендатор выполнил все свои обязательства, его доля урожая составляла примерно треть всего урожая». [9]
Вьетминь
Вьетминь — вьетнамское движение за независимость — боролось за независимость от Франции после Второй мировой войны. Они были доминирующей политической силой во многих сельских районах Вьетнама, особенно на севере, где французское присутствие было меньше, чем на юге. В 1948 году Вьетминь инициировал скромную программу по снижению арендной платы, выплачиваемой крестьянами помещикам, хотя они старались не обидеть крупных землевладельцев и помещиков, поддержавших революцию. Вьетминь конфисковал землю, принадлежавшую французским гражданам, «предателям» и помещикам, бежавшим в города, чтобы избежать войны в сельской местности. Перераспределенная земля была передана бедным и безземельным крестьянам, но Вьетминь сохранил контроль над собственностью на землю. [10] Ученый Джеффри Рэйс , проводивший массовое исследование населения одной из провинций дельты Меконга, сказал, что «никакая другая деятельность [Коммунистической] партии не оказала такого немедленного и глубокого воздействия… обещание земли было одним из основных средств получения земли». ядро активистов в каждом селе, чтобы изгнать правительственные власти». [11]
В 1953 году Вьетминь, теперь контролирующий от 60 до 90 процентов сельских районов Вьетнама, предпринял более смелый подход к расширению программ перераспределения земли в рамках так называемого движения за исправление ситуации. Они продолжили движение за исправление после того, как Вьетнам был временно разделен на Южный Вьетнам и Северный Вьетнам в результате Женевского соглашения 1954 года. Земельные реформы, проведенные в Северном и Южном Вьетнаме, разделились после 1954 года. [12]
Южный Вьетнам
Помещики и богатые крестьяне владели большим процентом земли в Южном Вьетнаме, особенно в богатых сельскохозяйственных угодьях дельты Меконга, чем в Северном Вьетнаме. Еще до временного разделения Северного и Южного Вьетнама император Баодай в 1953 году отреагировал на программу Вьетминя по перераспределению земли и снижению арендной платы указом, провозглашавшим, что арендная плата за землю не должна превышать 15 процентов урожая. Указ не имел исковой силы и был признан недействительным слабеющим колониальным правительством и, в любом случае, содержал лазейки, которыми могли воспользоваться землевладельцы. [13]
В 1954 году союзник Южного Вьетнама, США, посоветовал новому правительству Южного Вьетнама во главе с Нго Динь Зьемом провести «необходимые реформы», включая земельную реформу. В ответ 8 января 1955 года Дьем принял Постановление № 2, ограничивавшее арендную плату за землю 25 процентами производства. В октябре 1956 года Дьем принял Постановление № 57, которое запрещало частное владение более чем 100 гектарами (250 акров) рисовых угодий и предписывало условия и условия, при которых излишки земли, экспроприированные у богатых, могли быть переданы безземельным землевладельцам. богатые фермеры. [14] США будут платить землевладельцам и получать платежи от покупателей в течение 6-летнего периода. США полагали, что земельная реформа важна для укрепления поддержки правительства, и пригрозили сократить помощь, если земельная реформа и другие изменения не будут проведены. [15] : 14–16 В рамках программы правительство приобрело 422 000 га (1 040 000 акров) с 1958 по 1961 год и распределило 244 000 га (600 000 акров). [16] Таким образом, перераспределенная земля составляла менее 10 процентов от 7,5 миллионов акров обрабатываемых земель в Южном Вьетнаме. [17]
Программа земельной реформы, реализованная в соответствии с Постановлением 57, была непопулярна в сельской местности. Вьетминь уже разделил землю – «справедливо», по словам одного чиновника. [18] Программа правительства была менее щедрой по отношению к большинству фермеров, чем перераспределение земли Вьетминем на территориях, которые оно контролировало. Количество земли, которую людям разрешалось сохранить, было большим, фермеры были обязаны платить за землю, которую они приобретали в рамках программы, а программа была пронизана коррупцией и неэффективностью. [19] Многие сельские жители считали, что армия США и правительство Южного Вьетнама находятся на стороне помещиков. Военные операции армий США и Южного Вьетнама по изгнанию коммунистических повстанцев с территории часто приводили к тому, что землевладельцы возвращали земли, ранее заброшенные или конфискованные и перераспределенные Вьетминем или Вьетконгом.
Постановление 57 привело к противоположному результату, который был целью сторонников земельной реформы: крупные землевладельцы и землевладельцы увеличили свое влияние, особенно в важном районе выращивания риса в дельте Меконга. [20] Постановление оставалось в силе до 1970 года, но практически не применялось после 1960 года, когда повстанцы Вьетконга взяли под свой контроль или оспорили контроль правительства над большей частью сельских районов Южного Вьетнама. [21]
Земля земледельцу. В 1967 году эксперт по земельной реформе Рой Простерман возродил идею земельной реформы в Южном Вьетнаме. Опираясь на опыт других стран, Простерман предложил программу «земля — земледельцу», чтобы конкурировать «с Вьетконгом за преданность крестьян». План имел две основные особенности: (1) все сельскохозяйственные земли в Южном Вьетнаме должны были принадлежать фермерам, фактически обрабатывающим землю, включая землю, ранее распределенную Вьетконгом, и (2) землевладельцы получали полную компенсацию за землю, взятую у их с оплатой, гарантированной Соединенными Штатами. Простерман подсчитал, что программа «земля — земледельцу» может быть реализована за 900 миллионов долларов — меньше, чем война во Вьетнаме обходилась Соединенным Штатам каждый месяц. [22]
26 марта 1970 года, когда война во Вьетнаме еще продолжалась, правительство Южного Вьетнама начало реализацию программы «Земля — земледельцу», аналогичной той, которую предложил Простерман. Реформа была направлена на экспроприацию земли у землевладельцев, которые лично не обрабатывали землю и передавали ее фермерам-арендаторам; арендодателям была выплачена компенсация. Индивидуальное землевладение ограничивалось 15 гектарами. Юридическое право собственности было распространено на крестьян, которые жили в районах, находящихся под контролем правительства Южного Вьетнама, которым земля ранее была передана Вьетконгом . [23]
Президент США Ричард Никсон поддержал новые меры земельной реформы в июне 1969 года в коммюнике Мидуэй , посчитав их благоприятными для вьетнамизации конфликта. [23] В общей сложности Соединенные Штаты профинансировали 339 миллионов долларов из общей стоимости реформы в 441 миллион долларов. [24]
«По общему мнению, программа оказалась очень успешной», по словам одного ученого. К концу 1973 года 953 000 прав на землю были розданы бедным или безземельным фермерам, а также было роздано 1 198 000 гектаров земли — почти 40 процентов обрабатываемых земель в Южном Вьетнаме. По оценкам США, к концу войны во Вьетнаме в 1975 году аренда земли в Южном Вьетнаме практически исчезла, а уровень жизни фермеров увеличился на 30–50 процентов. [25] Однако программа «Земля — земледельцу» «не смогла оказать решающего воздействия [на войну во Вьетнаме], потому что ее было слишком мало и слишком поздно». [26]
Северный Вьетнам
Неполные данные; итоговые суммы не составляют 100%; домохозяйства состоят в среднем из более чем 5 человек. | Домохозяйства (% от общего числа) | Земля в собственности (% от общей суммы) | Земля в собственности на человека (га) |
Французская и католическая церковь | 0.0% | 1.6 % | непригодный |
Арендодатели | 1.8% | 17.3% | 1,009 га (2,49 акра) |
Богатые крестьяне | 1.2% | 4.4% | 0,398 га (0,98 акра) |
Середняки | 33.6% | 34.6% | 0,137 га (0,34 акра) |
Бедные крестьяне | 43.5% | 15.7% | 0,043 га (0,11 акра) |
Разнорабочие | 19.8% | 1.9% | 0,016 га (0,040 акра) |
Коммунальная земля | непригодный | 25.0% | непригодный |
Кампания по исправлению ситуации, начатая революционерами Вьетминя, продолжалась при коммунистическом правительстве Северного Вьетнама с 1954 по 1956 год. В характерной коммунистической манере правительство разделило фермеров на социальные классы: помещики, богатые крестьяне, середняки, бедняки и безземельные или почти безземельные рабочие. В Северном Вьетнаме около четверти сельскохозяйственных земель принадлежало общинам и распределялось руководителями деревень или поселков среди отдельных фермеров. [28]
Закон о земельной реформе от 4 декабря 1953 г. предусматривал (1) конфискацию земель, принадлежащих помещикам, которые были врагами режима; (2) реквизиция земли у помещиков, не признанных врагами; и (3) покупка с оплатой облигациями. Земельная реформа проводилась с 1953 по 1956 год пятью «волнами», каждая из которых была крупнее предыдущей и охватывала большую часть хороших сельскохозяйственных земель Северного Вьетнама. В некоторых сельскохозяйственных районах земельная реформа не проводилась, а лишь снижалась арендная плата, а горные районы, занятые меньшинствами, существенно не пострадали. Часть земли осталась за правительством, но большая часть была роздана без оплаты, при этом приоритет отдавался бойцам Вьетминя и их семьям. [29]
Общее количество сельских жителей, затронутых программой земельной реформы, составило более 4 миллионов человек. Программа снижения арендной платы затронула почти 8 миллионов человек. [30] В 1955 году общая численность населения Северного Вьетнама составляла около 15 миллионов человек.
Программа земельной реформы имела успех с точки зрения раздачи большого количества земли бедным и безземельным крестьянам, а также сокращения или ликвидации земельных владений помещиков (địa chủ) и богатых крестьян. К 1960 году насчитывалось 40 000 кооперативов, занимавших почти девять десятых всех сельскохозяйственных угодий. Программа, основанная на Трехлетнем плане (1957-1960), увеличила сельскохозяйственное производство до 5,4 миллиона тонн, что вдвое превысило уровень, существовавший до войны в Индокитае. [31]
Однако оно осуществлялось с применением насилия и репрессий, направленных в первую очередь против крупных землевладельцев, которых иногда ошибочно считали помещиками. [32] Казни и тюремное заключение лиц, отнесенных к категории «реакционных и злостных помещиков», планировались с самого начала программы земельной реформы. Число лиц, фактически казненных сотрудниками, проводившими программу земельной реформы, оценивается по разным оценкам: некоторые из них достигают 200 000 человек. [33] Однако другие ученые пришли к выводу, что более высокие оценки были основаны на политической пропаганде, исходящей из Южного Вьетнама при поддержке США, и что фактическое количество казненных было значительно ниже. Ученый Балаш Салонтай писал, что документы венгерских дипломатов, живших в Северном Вьетнаме во время земельной реформы, свидетельствуют о минимальном количестве казней в 1337 человек. [34] Это согласуется с отчетом Гарета Портера о правительственном документе Южного Вьетнама, опубликованном в 1959 году, в котором оценивается около 1500 казней. [35] Ученый Эдвин Э. Мойс оценил общее количество казней в 3000–15 000, а позже пришел к более точной цифре - 13 500. [36] [37]
В начале 1956 года Северный Вьетнам инициировал «исправление ошибок», которое положило конец земельной реформе, а также исправило ошибки и нанесенный ущерб. 18 августа 1956 года лидер Северного Вьетнама Хо Ши Мин извинился и признал серьезные ошибки, допущенные правительством в земельной реформе. По его словам, слишком много фермеров были ошибочно отнесены к "землевладельцам" и казнены или заключены в тюрьму, а в процессе перераспределения земли было допущено слишком много ошибок. [38] Серьезные беспорядки в знак протеста против крайностей земельной реформы вспыхнули в ноябре 1956 года в одном преимущественно католическом сельском районе, в результате чего 1000 человек погибли или получили ранения, а несколько тысяч были заключены в тюрьму. В рамках исправительной кампании к сентябрю 1957 года Северный Вьетнам освободил 23 748 политических заключенных. [39] К 1958 году кампания по исправлению положения привела к возвращению земли многим из тех, кто пострадал от земельной реформы. [40]
Коллективное хозяйство
Конечная цель программы земельной реформы правительства Северного Вьетнама, ставшего в 1975 году правительством всего Вьетнама, заключалась не в достижении справедливого распределения сельскохозяйственных угодий, а, скорее, в организации всех фермеров в кооперативы, в которых земля и другие факторы сельскохозяйственное производство будет находиться в коллективной собственности и использоваться. Фермеры, которым была предоставлена земля в рамках программы земельной реформы, не получили права собственности на землю. Конечная собственность на землю оставалась за государством. [41]
Первыми шагами после земельной реформы 1953–1956 годов были поощрение правительством бирж труда, на которых фермеры объединялись для обмена рабочей силой; во-вторых, в 1958 и 1959 годах произошло формирование «кооперативов низкого уровня», в которых фермеры сотрудничали в производстве. К 1961 году 86 процентов фермеров были членами кооперативов низкого уровня. Третьим шагом, начавшимся в 1961 году, была организация «кооперативов высокого уровня», настоящего коллективного хозяйства, в котором земля и ресурсы использовались коллективно, без индивидуальной собственности на землю. Рабочие получали баллы за качество и количество выполненной ими работы, а накопленные баллы использовались для расчета доли, получаемой каждым членом от прибыли или продукции кооператива. Эта система баллов превратилась в систему, в которой доли рассчитывались только на основе отработанных часов, без какой-либо выгоды, получаемой фермерами на основе качества их труда. [42]
К 1971 году подавляющее большинство фермеров Северного Вьетнама были организованы в кооперативы высокого уровня. Однако в бывшем Южном Вьетнаме после 1975 года коллективизационное движение реализовывалось гораздо медленнее. К 1986 году более 90 процентов фермеров бывшего Северного Вьетнама были организованы в кооперативы; напротив, только 5,9 процента фермеров в дельте Меконга («вьетнамская «рисовая чаша») на территории бывшего Южного Вьетнама были членами кооперативов. Перераспределение земли, начатое при правительстве Южного Вьетнама, продолжалось: каждый взрослый получил от 0,1 до 0,15 га земли, а каждый несовершеннолетний ребенок или пожилой человек получил от 0,08 до 0,1 га земли. Несмотря на усилия по коллективизации, семейные фермы оставались основой сельского хозяйства в дельте Меконга. [43]
Упразднение колхозов
Производство риса на душу населения в условиях коллективизации оставалось на прежнем уровне в северном Вьетнаме и снижалось в южном Вьетнаме. Ученые объяснили этот спад неопределенностью и противодействием попыткам коллективизации Юга. [44] Производство риса обычно составляет более 90 процентов от общего объема производства зерна во Вьетнаме, а в 1978 году производство риса достигло минимального уровня в 9 790 000 метрических тонн. [45]
Реформа колхозной системы началась в 1981 году, когда фермерам было разрешено продавать свою сельскохозяйственную продукцию после достижения необходимого уровня производства для государства. Это был переход от системы фиксированной заработной платы к системе производства с фиксированной рентой. Хотя первоначально в результате производство риса и других культур увеличилось, правительство по-прежнему контролировало распределение ресурсов и диктовало землепользование и выбор культур. В 1988 году для дальнейшего стимулирования сельскохозяйственного производства правительство приняло Постановление № 10, положившее конец большинству характеристик колхозной системы. Постановление 10 позволяло фермерам арендовать землю у государства на срок до 20 лет, обеспечивая тем самым гарантии владения. [46]
В 1993 году правительство провело дальнейшую либерализацию сельскохозяйственного сектора, приняв Закон о земле, который предоставил землевладельцам права «обмена, передачи, наследования, аренды и ипотеки» арендованной земли. Реформы прошли успешно. Производство риса во Вьетнаме выросло с 15 103 000 метрических тонн в 1987 году до 32 554 000 метрических тонн в 2000 году. В 1989 году Вьетнам стал нетто-экспортером риса, а затем стал одним из крупнейших экспортеров риса в мире. [47]
Ссылки
- ^ Простерман, Рой Л. (август 1970 г.), «Земля для земледельца в Южном Вьетнаме: ситуация меняется», Asian Survey , Том 10, № 8, стр. 751. Скачано с JSTOR.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хо, Хоанг-Ань (2023). «Права на землю в историческом Вьетнаме: теория и доказательства» . Исследования по экономической истории . 90 : 101551. doi : 10.1016/j.eeh.2023.101551 . ISSN 0014-4983 .
- ^ Мойс, Эдвард Э. (1983), Земельная реформа в Китае и Северном Вьетнаме , Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press, стр. 154
- ^ Сима, Рональд Дж. Вьетнам: страновое исследование , Вашингтон: GPO, 1987. http://countrystudies.us/vietnam/16.htm и http://countrystudies.us/vietnam/47.htm , по состоянию на 16 сентября 2015 г.
- ^ Простерман, Рой Л. (ноябрь 1967 г.), «Земельная реформа в Южном Вьетнаме: предложение по изменению ролей во Вьетконге», Cornell Law Review, Vol. 53, http://scholarship.law.cornell.edu/clr /vol53/iss1/3 , по состоянию на 16 сентября 2015 г.
- ^ Моисей, с. 150
- ^ Cima, http://countrystudies.us/vietnam/16.htm , по состоянию на 16 сентября 2015 г.
- ^ Простерман, Рой Л. (1970), «Земля для земледельца в Южном Вьетнаме: ситуация меняется», Asian Survey , Том 10, № 8, стр. 753. Скачано с JSTOR
- ^ Простерман (1967), с. 28
- ^ Моисей, с. 155-159
- ^ Гонка, Джереми (1972), Война приходит в Лонг Ан , Беркли: Калифорнийский университет Press, стр. 126-128.
- ^ Моисей, с. 168
- ^ Простерман (1967), с. 27-29
- ^ Вурфель, Дэвид (июнь 1957 г.), «Аграрная реформа в Республике Вьетнам», Дальневосточное исследование , Том 26, № 6, стр. 82-83. Скачано с JSTOR.
- ^ Дойл, Эдвард; Вайс, Стивен (1984). Опыт Вьетнама: столкновение культур . Бостонская издательская компания. ISBN 978-0939526123 .
- ^ Дэйси, Дуглас К. (1986), Иностранная помощь, война и экономическое развитие: Южный Вьетнам 1955-1975, Остин: Техасский университет Press, стр. 112
- ^ Простерман (1967), с. 35; Тайсон, Джеймс Л. (1973), «Земельная реформа во Вьетнаме: отчет о ходе работы», « Дела Азии» , Vol. л, № 1, с. 36. Скачано с JSTOR.
- ^ Рэйс, Джеффри (1972), Война приходит в Лонг Ан , Беркли: University of California Press, стр. 70
- ^ Такер, Спенсер С., Ред. (1998), Энциклопедия войны во Вьетнаме , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 219
- ^ Вуфель, стр. 91-92.
- ^ Дэйси, с. 112
- ^ Простерман (1967), стр. 26-44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Простерман, Рой Л. (август 1970 г.). «Земля к земледельцу в Южном Вьетнаме: ситуация меняется» (PDF) . Азиатский опрос . 10 (8): 751–764. дои : 10.2307/2642811 . JSTOR 2642811 . Проверено 19 апреля 2013 г.
- ^ Броше, Пьер (2000). От конфликта в Индокитае к конфликтам в Индокитае . Брюссель: Комплекс. п. 89. ИСБН 9782870278116 .
- ^ Дэйси, с. 113
- ^ Эллиотт, Дэвид (2003), Вьетнамская война: революция и социальные изменения в дельте Меконга, 1930-1975, Нью-Йорк: Routledge, стр. 372
- ^ Мойзе (1983), стр. 151, 165.
- ^ Мойзе (1983), стр. 159-166.
- ^ Мойзе (1983), стр. 178-181.
- ^ Салонтай, Балаж (2005), «Политический и экономический кризис в Северном Вьетнаме, 1955-1956», История холодной войны, Том. 5, № 4, с. 401. Скачано с JSTOR.
- ^ «Северный Вьетнам» . История Альфа . 2020.
- ^ Во, Алекс Тай Д. (зима 2015 г.). «Нгуен Тхи Нам и земельная реформа в Северном Вьетнаме, 1953 год» . Журнал вьетнамских исследований . 10 (1): 9–10, 14, 36. doi : 10.1525/vs.2015.10.1.1 .
- ↑ Лам Тхань Лием (2005), «Земельная реформа Хо Ши Мина: ошибка или преступление». Архивировано 18 февраля 2013 г. на Wayback Machine , по состоянию на 4 октября 2015 г.
- ^ Салонтай, Балаж. «Политический и экономический кризис в Северном Вьетнаме, 1955–56» (PDF) . История холодной войны (журнал) . Проверено 1 июля 2023 г.
- ^ Портер, Гарет. «Миф о кровавой бане: пересмотр земельной реформы Северного Вьетнама» (PDF) . Бюллетень обеспокоенных азиатских ученых . Проверено 1 июля 2023 г.
- ^ Ву, Туонг (2010). Пути развития в Азии: Южная Корея, Вьетнам, Китай и Индонезия . Издательство Кембриджского университета . п. 103. ИСБН 9781139489010 .
- ^ Балаж, с. 401
- ^ Мойзе, стр. 237–268.
- ^ Салонтай, с. 401
- ^ Мойзе, стр. 237–268.
- ^ Мойзе, стр. 155-159.
- ^ Керквлит, Бендедикт Дж. Триа (1998), «Шаткие фундаменты», строящие кооперативы в сельских районах Вьетнама, 1955–61, « South East Research» , Том 6, № 3, стр. 193–197. Загружено из JSTOR; Пингали, Прабху и Во-Тонг Суан (1992), «Вьетнам: деколлективизация и рост производства риса», Экономическое развитие и культурные изменения, Том 40, № 4, стр. 702. Загружено из JSTOR.
- ^ Пингали и Во-Тонг Сюань, стр. 700-704.
- ^ Пингали и Во-Тонг Сюань, с. 706
- ^ Янг, Кеннет Б., Уэйлс, Эрик Дж., Крамер, Гейл Л. и Нгуен Три Кхием (2002), «Рисовая экономика Вьетнама: развитие и перспективы», Сельскохозяйственная экспериментальная станция Арканзаса , Отдел сельского хозяйства, Университет Арканзаса, http: //arkansasagnews.uark.edu/968.pdf , по состоянию на 5 октября 2015 г.
- ^ Пингали и Во-Тонг Сюань, стр. 706-707.
- ^ Янг и др ., стр. 7, 27.