6-й Национальный конгресс Коммунистической партии Вьетнама
![]() Флаг Коммунистической партии Вьетнама | |
Дата | 15–18 декабря 1986 г. (4 дня) |
---|---|
Расположение | Ба Динь Холл |
Участники | 1129 делегатов (включая членов ЦК 5-го созыва ) |
Исход | Выборы ЦК VI созыва. |
6- й Национальный конгресс Коммунистической партии Вьетнама ( вьетнамский : Đại hội Đảng Cộng sản Việt Nam VI ) (CPV) проводился в Ба Динь Холле , Ханой, с 15 по 18 декабря 1986 года. 1 129 делегатов представляли примерно 1 900 000 членов партии. Конгресс проводится раз в пять лет. Подготовка к VI Национальному съезду началась с 8-го пленума ЦК 5-го созыва и завершилась 10-м пленумом, продолжавшимся 19 дней. После X пленума местные и губернские партийные организации приступили к выбору делегатов на съезд, а также обновлению партийных документов.
Съезд примечателен проведением экономических реформ под названием Đổi Mới (Обновление) и избранием нового партийного руководства. Действующий генеральный секретарь Чынг Чинь не был переизбран, и Нгуен Ван Линь его место занял 6- е Политбюро , 6-й Секретариат и Контрольная комиссия . Были избраны . Был создан Консультативный совет при ЦК , в который вошли высокопоставленные чиновники, вышедшие в отставку на VI Национальном конгрессе. VI национальный конгресс подчеркнул необходимость укрепления социалистического способа производства .
Фон
[ редактировать ]VIII пленум и реформы
[ редактировать ]8-й пленум ЦК 5-го созыва (10–17 июня 1985 г.) - и предшествующие ему 6-й (3–10 июля 1984 г.) и 7-й (11–17 декабря 1984 г.) пленумы - поручили партии провести анализ эффективности своей деятельности. организация, персонал и эффективность. [1] Ле Док Тхо , глава Центральной организационной комиссии , заявил, что партия превратилась в «громоздкий и громоздкий механизм, лишь незначительно эффективный, отличающийся плохо определенными обязанностями и плохо разделенными функциями». [2] Он далее заявил, что путаница внутри партии по поводу оперативной ответственности между центральным партийным руководством, массовыми организациями и государством, а также между высшими и низшими партийными эшелонами превратилась в серьезную проблему, и что циничное коллективное мышление внутри партии укрепилось и проявлялось через коррупцию, негибкость и нечестность. [3]
Пленум выдвинул три пункта для решения проблем, на которые указал Тхо; (1) заставить партийные кадры сосредоточиться на технических, экономических и управленческих обязанностях, (2) кадры должны были быть организованы и пройти специальную подготовку в экономической и административной областях, чтобы перевооружить их информацией о том, как управлять все более сложной экономикой, и (3) ) изменить внутренний баланс сил. [3] В редакционной статье Nhân Dân ( «Народ ») Ле Ок Тхо подчеркнул необходимость выйти за рамки политических лозунгов и протестов и повысить уровень управленческих навыков партийных кадров в организациях партийного уровня. [3] Ле Дык Тхо хотел изменить роль партии в экономике с роли исполнителя на роль наблюдателя. [3] Центральное руководство столкнулось с препятствием; большинство партийных кадров имели то, что партийное руководство считало устаревшим еще 20–30 лет назад, в то время как партии не хватало молодых кадров. [3] Для решения этой проблемы центральное партийное руководство заговорило о необходимости введения кадрового планирования, пенсионного возраста, ротации чиновников и сроков пребывания в должности кадровых и ответственных должностей. [3]
В начале процесса реформы КПВ передала некоторые полномочия партийных секретарей районным комитетам. [4] Партия планировала децентрализовать некоторые обязанности и ответственность на уровне департаментов и секторов, одновременно расширяя возможности партийных органов на районном уровне, усиливая их роль в экономическом планировании, управлении рынком и общественной безопасности, а также пытаясь улучшить работу Контрольной комиссии и ее нижних уровней. тела. [5] Партийное руководство пыталось сделать громоздкую бюрократию эффективной. [5]
Экономические реформы 1985 года привели к безудержной инфляции, а 9-й пленум (середина декабря 1985 года) вынудил центральное руководство вновь ввести нормирование, чтобы уменьшить трудности для бедных, а в марте 1985 года Совет Министров узаконил ограниченное, мелкомасштабное , частное предпринимательство в ремесленном и мелком промышленном секторах. [5] КПВ пыталась ввести рыночные правила в советскую плановую экономику , подчеркивая при этом необходимость контроля над рынками. [6] На этом раннем этапе партия начала дискуссию о том, насколько необходим государственный контроль и экономическое планирование. [6] 8 апреля 5-е Политбюро приняло « Проект постановления о гарантиях автономии основных хозяйственных единиц », который предписывал реализацию программы реформ, согласованной 8-м пленумом. [7] Резолюция попыталась решить несколько проблем путем оптимизации бюрократии и повышения ее эффективности. [7] Однако, хотя партия поддерживала повышение автономности государственных предприятий, они по-прежнему добивались отмены индивидуальной торговли, то есть торговли, не санкционированной государством. [7] На этом этапе власти не стремились изменить обязанности и ответственность центральных государственных и партийных органов. [8]
Препараты
[ редактировать ]Планирование VI Национального конгресса началось на 19-дневном 10-м пленуме ЦК 5-го созыва (19 мая - 9 июня 1986 г.). [8] Ле Дун , генеральный секретарь, произнес вступительную речь, в которой подтвердил приверженность центрального партийного руководства реформам. [8] X пленум единогласно одобрил проект политического отчета VI Национального конгресса. [8] Подготовка к съезду началась с партийных съездов на низовом и провинциальном уровнях. [8] в ходе которого были избраны делегаты. [8]
Подготовка к съезду началась медленно. [9] По данным конференции Центральной организационной комиссии, отсутствие подготовки произошло из-за того, что неустановленное количество низовых партийных органов не смогло подготовить свой персонал к съезду, а высшие эшелоны не смогли проинформировать нижестоящие эшелоны о статусе съезда. [9] 5-й Секретариат объявил об организации 11 марта кампании критики/самокритики на всех партийных уровнях для подготовки к Конгрессу. [9] Основными целями кампании было дисциплинирование партийных комитетов на предстоящих местных партийных съездах; оценить деятельность партии с упором на экономику после 5-го Национального конгресса ; способствовать будущей реорганизации партии и перераспределению кадров; и обеспечить своевременное завершение подготовки проектов резолюций Конгресса и назначить новые местные исполнительные комитеты с учетом требований проведения реформы. [10] В середине марта 1986 года 5-й секретариат опубликовал список требований к возможным кандидатам в члены местных исполнительных комитетов: [11]
- (1) способность кандидатов понимать экономические и управленческие навыки, сформулированные на 8-м пленуме ЦК 5-го созыва; [11]
- (2) потребность в молодых членах внутри партийной организации с упором на назначение в областные исполкомы должностных лиц в возрасте 40–49 лет, а в районные и низовые исполкомы должны были назначаться чиновники в возрасте 30–39 лет; [11]
- (3) обеспечить географическую мобильность и гибкость в отношении назначения персонала. [11]
Районные и областные конгрессы и конференции
[ редактировать ]Местные съезды, предшествовавшие VI Национальному конгрессу, были гораздо более организованными, чем те, которые проводились до V Национального конгресса. [12] В отличие от предыдущего съезда, центральное партийное руководство издало инструкции и программы обучения партийных кадров по организации партийных съездов и конференций. [12] На определенные партийные кадры возлагалась ответственность за обучение непосредственно подчиненного им исполнительного комитета по проекту политического отчета ЦК. [12] В начале августа местные исполнительные комитеты начали созывать конференции для изучения проекта отчета. [12] Эти конференции послужили предшественниками съездов партийных комитетов на уровне деревень, городов, районов и предприятий, которые начали собираться в середине августа. [12] К началу августа некоторые низовые партийные органы начали выборы делегатов VI Национального конгресса. [12] К сентябрю как минимум пять провинций завершили подготовку к партийным съездам базового уровня, в четырех из них съезды базового уровня продлились до конца сентября. [12]
Съезды районного уровня состоялись в некоторых провинциях в конце августа, а в других провинциях они начали проводиться в конце сентября. [13] По данным вьетнамских СМИ, районные съезды в основном согласовали основные экономические цели и предложили несколько поправок к проекту политического доклада. [13] Сообщается, что в партийной организации провинции Бинь Три Тьен 250 человек внесли 3000 предложений, «включая поправки и пересмотр проекта политического отчета», а также конкретные политические решения, которые заняли в нем видное место. [13] То же самое произошло в Постоянном комитете Хошиминского горкома партии, где руководящие кадры единогласно одобрили программу действий и предложили изменения в проект политического отчета. [13] Муниципальная партийная организация Нячанга провела однодневную конференцию по обсуждению проекта политического отчета, которая закончилась прохладно; дискуссии были расширены настолько, что делегаты достигли без энтузиазма «единства взглядов» (о чем говорилось, неизвестно, поскольку СМИ этого не заявляли). [13] В то время как другие партийные конференции раскритиковали проект политического отчета, некоторые другие выразили энтузиазм или единогласно поддержали его. [13] Поскольку Национальное собрание не смогло опубликовать проект четвертой пятилетки , конференции районного уровня были вынуждены обсуждать в основном местные экономические цели, поскольку им не хватало национальных экономических данных. [13]
Конференция Кыулонг, состоявшаяся с 6 по 10 октября, стала первой конференцией на провинциальном уровне. [13] К 22 октября в 21 провинции прошли партийные конференции на провинциальном уровне. [13] Центральное партийное руководство столкнулось с меньшей критикой по поводу проекта политического отчета и социально-экономической политики на конференциях провинциального уровня, чем на конференциях районного уровня. [13] Конференции на провинциальном уровне меньше критиковали политику центра и уклонялись от решения важнейших вопросов. [14] Однако конференции на провинциальном уровне не были полностью бездействующими и добились некоторых незначительных побед, таких как снижение среднего возраста, необходимого для вступления в исполнительный комитет, и принятие более гибкого и эффективного режима планирования и организации. [15] Как и во время конференций на районном уровне, были определенные собрания, которые привлекали внимание; Комитет партии Анзянг раскритиковал прошлые экономические показатели, а Конгресс Ха Сон Бинь раскритиковал иррациональное управление экономическими делами провинции. [15] Хотя эти комитеты критиковали прошлую политику или известные недостатки, ни один из них не критиковал политику центрального партийного руководства. [15]
Генеральный секретарь Чынг Чинь в своем выступлении перед городской партийной организацией Хошимина признал «серьезные недостатки и ошибки» центральных партийных лидеров в экономическом руководстве и раскритиковал навязывание надстройки над нынешними условиями Вьетнама. [15] Чынг Чинь одобрил программу 8-го пленума ЦК 5-го созыва и «новые экономические концепции», но сообщил присутствующим, что 5-е Политбюро провело систематическую оценку экономической политики, которая включала продолжение смешанной экономики , принятие частная собственность в обозримом будущем, необходимость положить конец бюрократическому централизму и необходимость децентрализации в принятии экономических решений. [16] В своей речи на 4-м съезде партийной организации города Хошимина Нгуен Ван Линь , член 5-го Политбюро и 5-го секретариата , поддержал платформы 6-го, 7-го и 8-го пленумов ЦК 5-го созыва, поддержав при этом достигнутый вывод. на 10-м пленуме ЦК 5-го созыва. [17] Он подчеркнул несколько директив Политбюро. [17] Фам Хонг , министр внутренних дел , в своем выступлении на Конгрессе провинции Кыулонг сказал, что восстановление рыночной экономики и возобновление признания частной собственности не повредят социалистическим преобразованиям Вьетнама. [17] Чтобы обеспечить социалистическую репутацию Вьетнама, государство должно оставаться доминирующим в защите Вьетнама от неконтролируемого свободного рынка. [17] 11-й пленум (17–25 ноября 1986 г.), последний пленум перед VI съездом, одобрил платформу съезда. [1]
Конгресс
[ редактировать ]VI Национальный конгресс был созван 15 декабря 1986 года и продлился до 18 декабря. [18] Съезд подтвердил свою приверженность программе реформ 8-го пленума ЦК 5-го созыва и вынес пять пунктов; [18]
- «согласованные усилия по увеличению производства продуктов питания, потребительских товаров и экспортных товаров»; [18]
- «продолжать усилия по контролю над мелкими торговцами и капиталистами, в то же время признавая реальность поддержки смешанной экономики»; [18]
- «возродить плановую бюрократию, одновременно сделав систему экономического управления более эффективной за счет децентрализации власти и создания места для более независимого принятия решений»; [18]
- «уточнить полномочия и юрисдикцию Совета Министров , а также реорганизовать аппарат государственного управления, чтобы сделать его более эффективным; [18]
- «для улучшения партийных организационных возможностей, лидерства и подготовки кадров». [18]
«ЦК, Политбюро, Секретариат и Совет Министров несут главную ответственность за вышеупомянутые ошибки [экономический кризис и дублирование бюрократии] и недостатки в партийном руководстве. Следует подчеркнуть, что задержка в правильном воздействии на Переход в руководящем органе ядра явился непосредственной причиной неспособности партийного руководства в последние годы соответствовать требованиям новой ситуации. Центральный Комитет желает серьёзно критиковать [себя] перед съездом за свои недостатки».
- цитата из Политического отчета, зачитанного Чынг Чином на 6-м Национальном конгрессе. [19]
В политическом отчете, представленном 6-му Национальному конгрессу 15 декабря, Чынг Чинь заявил, что Центральный комитет, Политбюро, Секретариат и Совет министров несут ответственность за свои собственные недостатки и экономические неудачи Вьетнама. [18] Доклад представлял собой жесткую самокритику центрального партийного руководства. [20] О неудачах руководства подтвердили многие ораторы, в том числе Нгуен Ван Линь, который говорил о проблемах «вялого производства, неразберихи в системах распределения, сохраняющихся социально-экономических трудностей и ослабевающего доверия населения». [20] Нгуен Тхань Бинь , секретарь ЦК, ответственный за сельское хозяйство, повторил предыдущие настроения во время подготовки к Конгрессу и говорил о необходимости децентрализации, домохозяйства и семейной экономики , а также введения независимого рынка. [20] Вы Трун Чи , член Постоянного комитета городского комитета партии Хошимина, подтвердил приверженность Конгресса реформам, направленным на повышение производительности и эффективности управления. [20]
Поддерживая перемены, Чынг Чинь в своем политическом отчете говорил о действенности организационных принципов партии, которые управляли экономикой Вьетнама. [20] Демократический централизм должен был остаться неизменным, а централизованное управление некоторыми секторами должно было быть сохранено. [20] На закрытом заседании Президиум VI Национального конгресса 18 декабря признал важность продолжения трансформации частной промышленности и торговли, а также действительности экономических контрактов между производственными и хозяйственными единицами. Он поддержал роль государства как поставщика товаров, производимых государственными предприятиями, и поддержал давнюю политику распределения рабочей силы. [20] Эта политика была принята и стала основой экономической политики, начатой на 4-м и 5-м национальных конгрессах. [20] Непосредственными целями партийного руководства, изложенными в Политическом отчете, были: Реструктуризация производственной системы; скорректировать инвестиционные затраты внутри системы; продолжать строительство и укрепление социалистических производственных отношений; правильно использовать и развивать секторы экономики; обновить способы управления экономикой; подчеркнуть роль науки и техники в экономике; расширение и повышение эффективности внешнеэкономических связей Вьетнама. [19]
Ни Политический отчет, ни кто-либо из выступавших на VI Национальном конгрессе не сигнализировали об изменении внешней политики Вьетнама. [21] Конгресс подтвердил прочные связи Вьетнама с Советским Союзом и его «особые отношения» с социалистическими государствами Лаосом и Кампучией (Камбоджа). [22] Однако Конгресс подчеркнул необходимость укрепления отношений со странами, входящими в СЭВ , международную коммунистическую торговую организацию. [22] Егор Лигачев , глава советской делегации в Конгрессе, удивил вьетнамских и многих иностранных наблюдателей, объявив о пакете экономической помощи в 8–9 миллиардов рублей (11–13 миллиардов долларов США) на тот момент, что было примерно равно на душу населения Помощь, оказанная Южному Вьетнаму Соединенными Штатами до 1975 года. [22] В политическом отчете упоминается важность отношений Вьетнама с Индией и его продолжающегося членства в Движении неприсоединения . [22] Конгресс объявил о желании Вьетнама улучшить свои отношения с капиталистическим миром, особо упомянув Швецию, Финляндию, Францию, Австралию и Японию. [23]

Вы Ван Кьет , заместитель председателя Совета министров, представил экономический отчет VI Национальному конгрессу. [19] В политических и экономических отчетах подчеркивалось Đổi Mới (Ремонт), а специалист по Вьетнаму Карлайл Тайер писал, что Вы Ван Кьет, возможно, был главным сторонником этой концепции. [19] В своем выступлении на Конгрессе Вы Ван Кьет заявил: «В экономической сфере произойдет обновление экономической политики и системы управления». [24] Вы Ван Кьет сказал, что в четвертой пятилетке наибольшее значение будет иметь сельское хозяйство, а не тяжелая промышленность. [24] Во время четвертой пятилетки Вы Ван Кьет сказал: «[т] он ... основная ориентация тяжелой промышленности на этом этапе - поддержка сельского хозяйства и легкой промышленности в должном масштабе и на соответствующем техническом уровне». [24] Вы Ван Кьет подчеркнул роль экспорта и производства зерна, продуктов питания и потребительских товаров для оживления вьетнамской экономики. [24] Основной задачей 4-й пятилетки было производство зерна и продуктов питания; На 1990 год была установлена «цель в 22–23 миллиона тонн зерна в рис-сырце». [24] Хотя для достижения этой цели необходимо было использовать несколько методов, важную роль должны были сыграть материальные стимулы и контракты на конечную продукцию. [24]
Увеличение производства зерна и продуктов питания, в свою очередь, согласно Экономическому докладу, приведет к увеличению производства потребительских товаров. [24] В отчете говорилось, что эта политика была «направлена на обеспечение повседневных потребностей людей и восстановление рабочей силы, а также на привлечение миллиона рабочих для решения проблемы занятости людей, и на этой основе создать источник накопления и важный источник экспорта». [24] Согласно Экономическому отчету, в течение четвертой пятилетки «уровень экспорта должен быть повышен примерно на 70 процентов по сравнению с уровнем предыдущей пятилетки». [24] В Экономическом отчете особое внимание уделялось экспорту сельскохозяйственной продукции, «продукции сельскохозяйственной переработки, товаров легкой и мелкой промышленности, ремесленных изделий, а также продукции водного и морского транспорта». [24] Для достижения этих целей в Экономическом отчете заявлены экономические реформы, направленные на повышение эффективности, а также важность иностранных инвестиций и возможных доходов от туризма. [24]
VI Национальный конгресс избрал VI Центральный комитет . [25] На 4-м, 5-м и 6-м национальных конгрессах примерно 45 процентов полноправных членов ЦК были сохранены, 18 процентов альтернативных членов были повышены до полноправных членов и 37 процентов были вновь избраны в ЦК в качестве полноправных или альтернативных членов. [25] VI съезд продолжил тенденцию увеличения численности ЦК; членство составило 124 полных и 49 заместителей членов. [21] Большинство новых чиновников в ЦК были представителями второго поколения вьетнамских революционеров, получивших известность во время борьбы Вьетнама против французского колониального правления в 1940-х и 1950-х годах. [21] Состав ЦК изменился на VI Национальном конгрессе, при этом заметно увеличилось количество специалистов-экономистов, технократов и провинциальных секретарей, но военное представительство в ЦК уменьшилось. [21] Лишь 8 процентов членов 6-го ЦК были из Вьетнамской народной армии . [21] Число чиновников центрального уровня также уменьшилось; 74 процента членов ЦК 2-го созыва были чиновниками центрального уровня, тогда как в ЦК 6-го созыва только 46 процентов были из центра. [21] Эти изменения отражали первостепенную озабоченность партии основными проблемами. [21]
1-й пленум ЦК 6-го созыва.
[ редактировать ]18 декабря по итогам VI Национального конгресса делегаты избрали VI ЦК. [20] в который входило на восемь членов больше, чем в ЦК 5-го созыва, а альтернативное членство было увеличено на 13; общее количество членов нового ЦК составило 173 человека. [20] Сразу после VIII Национального съезда 18 декабря VI ЦК созвал свой I пленум для избрания состава VI Политбюро, VI Секретариата , Контрольной комиссии и других центральных партийных органов. [20]
1-й пленум ЦК 6-го созыва положил конец длительной смене поколений, начавшейся на 4-м Национальном конгрессе в 1976 году. [25] 17 декабря, на третий день Конгресса, три высших лидера - Чынг Чинь, Ле Док Тхо - и глава правительства Фум Ван Донг объявили, что они не будут добиваться членства в 6-м Политбюро или 6-м Центральном комитете . [26] Однако эти трое были назначены в состав Консультативного совета при ЦК . [25] Это не было чем-то новым; на 5-м Национальном конгрессе шесть старших членов 5-го Политбюро ушли в отставку. [25] На вопрос иностранных журналистов, сохранится ли такая же картина, представитель партии заявил, что она сохранится и на VI Национальном конгрессе. [25] Ван Тьен Дунг , министр национальной обороны , ушел из Политбюро, но сохранил свое место в Центральном комитете 6-го созыва. [25] Первый пленум избрал Нгуен Ван Линь преемником Чыонг Чиня на посту генерального секретаря партии. [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стерн 1987 , с. 345.
- ^ Стерн 1987 , стр. 345–346.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стерн 1987 , с. 346.
- ^ Стерн 1987 , стр. 346–347.
- ^ Jump up to: а б с Стерн 1987 , с. 347.
- ^ Jump up to: а б Стерн 1987 , с. 348.
- ^ Jump up to: а б с Стерн 1987 , с. 349.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стерн 1987 , с. 350.
- ^ Jump up to: а б с Стерн 1987 , с. 353.
- ^ Стерн 1987 , стр. 353–354.
- ^ Jump up to: а б с д Стерн 1987 , с. 354.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стерн 1987 , с. 355.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стерн 1987 , с. 356.
- ^ Стерн 1987 , стр. 356–357.
- ^ Jump up to: а б с д Стерн 1987 , с. 357.
- ^ Стерн 1987 , стр. 357–358.
- ^ Jump up to: а б с д Стерн 1987 , с. 358.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стерн 1987 , с. 359.
- ^ Jump up to: а б с д Тайер 1987 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стерн 1987 , с. 360.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тайер 1987 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д Тайер 1987 , с. 18.
- ^ Тайер 1987 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тайер 1987 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тайер 1987 , с. 16.
- ^ Тайер 1987 , с. 13.
Библиография
[ редактировать ]- Стерн, Льюис (1987). «Коммунистическая партия Вьетнама в 1986 году: инициативы партийной реформы, борьба за экономическое возрождение и путь к Шестому национальному конгрессу». Дела Юго-Восточной Азии . 14 (1). Институт исследований Юго-Восточной Азии : 345–363. дои : 10.1355/seaa87t . JSTOR 27908584 .
- Тайер, Карлайл (июнь 1987 г.). «Шестой съезд партии Вьетнама: обзор». Современная Юго-Восточная Азия . 9 (1). Институт исследований Юго-Восточной Азии : 12–22. дои : 10.1355/cs9-1b . JSTOR 25797929 .