Государственный социализм
Часть серии о |
Социализм |
---|
Государственный социализм — политическая и экономическая идеология внутри социалистического движения , которая защищает государственную собственность на средства производства . Это задумано либо как временная мера, либо как характеристика социализма при переходе от капиталистического к социалистическому способу производства или к коммунистическому обществу . Государственный социализм был впервые теоретизирован Фердинандом Лассалем . Он выступает за плановую экономику, контролируемую государством, в которой все отрасли промышленности и природные ресурсы находятся в государственной собственности . [1] [2]
Помимо анархистов и других либертарианских социалистов , в прошлом среди социалистов существовала уверенность в концепции государственного социализма как наиболее эффективной формы социализма. Некоторые ранние социал-демократы конца 19-го и начала 20-го веков, такие как Фабианцы , утверждали, что британское общество уже было в основном социалистическим и что экономика была в значительной степени социалистической благодаря государственным предприятиям, созданным консервативными и либеральными правительствами, которыми можно было управлять для интересы людей через влияние их представителей - аргумент, который вновь использовали некоторые социалисты в послевоенной Британии. [3] Государственный социализм пришел в упадок, начиная с 1970-х годов, со стагфляцией во время энергетического кризиса 1970-х годов . [4] [5] [6] подъем неолиберализма , а затем падение государственных социалистических стран в Восточном блоке во время революций 1989 года и падения Советского Союза . [7]
Либертарианские социалисты часто рассматривают государственный социализм как синоним государственного капитализма , утверждая, что экономические системы таких марксистско-ленинских государств, как Советский Союз, не были подлинно социалистическими из-за их автократического характера. [8] Демократические и либертарианские социалисты утверждают, что эти государства имели лишь ограниченное количество социалистических характеристик. [9] [10] [11] Однако другие утверждают, что рабочие в Советском Союзе и других марксистско-ленинских государствах имели подлинный контроль над средствами производства через такие институты, как профсоюзы . [12] [13] [14] [15] [16] Академики, политические обозреватели и другие ученые склонны различать авторитарный государственный социализм и демократический государственный социализм, причем первый представляет Советский блок , а второй представляет страны Западного блока , которые демократически управляются социалистическими партиями, такими как Великобритания, Франция, Швеция и западные страны. социал-демократии вообще, среди прочих. [17] [18] [19] [20]
Как классификация внутри социалистического движения, государственный социализм противопоставляется либертарианскому социализму, который отвергает точку зрения, согласно которой социализм может быть построен с использованием существующих государственных институтов или государственной политики. [21] Напротив, сторонники государственного социализма утверждают, что государство – исходя из практических соображений управления – должно играть хотя бы временную роль в построении социализма. Можно представить себе демократическое социалистическое государство , которое владеет средствами производства и внутренне организовано на основе участия и сотрудничества, тем самым достигая как общественной собственности на производственную собственность, так и демократии на рабочем месте . [17] [18] [19] [20] Сегодня государственный социализм в основном защищают марксисты-ленинисты и другие социалисты, поддерживающие социалистическое государство. [22] [23]
История [ править ]
Роль государства в социализме разделила социалистическое движение. Философия государственного социализма была впервые подробно изложена Фердинандом Лассалем . В отличие от точки зрения Карла Маркса , Лассаль отверг концепцию государства как классовой структуры власти, основной функцией которой было сохранение существующих классовых структур. Лассаль также отверг марксистскую точку зрения о том, что государству суждено « отмереть ». Лассаль считал государство субъектом, независимым от классовой принадлежности, и инструментом справедливости, который, следовательно, будет необходим для достижения социализма. [24]
Ранние концепции государственного социализма были сформулированы анархистскими и либертарианскими философами, которые выступали против концепции государства. В книге «Этатизм и анархия» Михаил Бакунин определил этатистскую тенденцию внутри марксистского движения, которую он противопоставил либертарианскому социализму и приписал философии Маркса. Бакунин предсказал, что теория Маркса о переходе от капитализма к социализму , предполагающем захват государственной власти рабочим классом в условиях диктатуры пролетариата, в конечном итоге приведет к узурпации власти государственным аппаратом, действующим в своих интересах, положив начало новой форме капитализм, а не установление социализма. [25]
В качестве политической идеологии государственный социализм приобрел известность во время большевистской , ленинской , а затем марксистско-ленинской революций 20-го века, когда однопартийный контроль над государством и, как следствие, над политической и экономической сферами общества был оправдан как средство защитить революцию от контрреволюционного восстания и иностранного вторжения. [26] Сталинистская социализма теория в одной стране была попыткой узаконить направленную государством деятельность по ускорению индустриализации Советского Союза .
Описание и теория [ править ]
Как политическая идеология государственный социализм является одной из основных разделительных линий в более широком социалистическом движении. Его часто противопоставляют негосударственным или антигосударственным формам социализма, например, тем, которые защищают прямое самоуправление , адхократию и прямое кооперативное владение и управление средствами производства. Политические философии, контрастирующие с государственным социализмом, включают либертарианские социалистические философии, такие как анархизм , де Леонизм , экономическая демократия , социализм свободного рынка , либертарианский марксизм и синдикализм . Эти формы социализма противостоят иерархическому технократическому социализму , научному менеджменту и государственному экономическому планированию . [27]
Современная концепция государственного социализма, используемая в отношении экономических и политических систем советского типа, возникла в результате отклонения в марксистской теории, начиная с Владимира Ленина . Согласно марксистской теории , социализм должен возникнуть в наиболее развитых капиталистических экономиках, где капитализм страдает от наибольших внутренних противоречий и классовых конфликтов. С другой стороны, государственный социализм стал революционной теорией для беднейших, часто квазифеодальных стран мира. [28]
В таких системах государственный аппарат используется как инструмент накопления капитала, насильственно извлекающий излишки у рабочего класса и крестьянства для модернизации и индустриализации бедных стран. Такие системы описываются как государственный капитализм , поскольку государство занимается накоплением капитала , прежде всего как часть первоначального накопления капитала (см. также советскую теорию первоначального социалистического накопления ). Разница в том, что государство действует как публичная организация и занимается этой деятельностью для достижения социализма путем реинвестирования накопленного капитала в общество, будь то в здравоохранение, образование, занятость или потребительские товары. Напротив, в капиталистических обществах излишки рабочего класса тратятся на все нужды владельцев средств производства. [29]
В традиционном взгляде на социализм такие мыслители, как Фридрих Энгельс и Анри де Сен-Симон, занимали позицию, согласно которой в социалистическом обществе природа государства изменится, а функция государства изменится с политического правления над людьми на научную. управление процессами производства. В частности, государство станет координирующим экономическим субъектом, состоящим из взаимозависимых инклюзивных объединений, а не механизмом классового и политического контроля, перестав быть государством в традиционном определении. [30] [31] [32]
До революции в России, возглавляемой большевиками , многие социалистические группы, такие как анархисты , ортодоксальные марксистские течения, такие как советский коммунизм и меньшевики , реформисты и другие демократические и либертарианские социалисты, критиковали идею использования государства для проведения централизованного планирования и национализации средств. производства как путь к установлению социализма. [33]
перспективы Политические
Государственный социализм традиционно пропагандировался как средство достижения общественной собственности на средства производства посредством национализации промышленности. Это было задумано как переходный этап в построении социалистической экономики. Целью национализации было лишение собственности крупных капиталистов и консолидация промышленности, чтобы прибыль направлялась в государственные финансы, а не в частное состояние. Национализация стала бы первым шагом в долгосрочном процессе обобществления производства, введении управления персоналом и реорганизации производства для непосредственного производства для использования, а не для получения прибыли. [34]
В состав Британского Фабианского общества входили сторонники государственного социализма, такие как Сидней Уэбб . Джордж Бернард Шоу называл фабианцев «всеми социал-демократами, с общим убеждением [ sic ] в необходимости передать организацию промышленности и материалы производства государству, которое идентифицируется со всем народом посредством полной демократии». [35] Тем не менее, Шоу также опубликовал « Отчет о фабианской политике» (1896 г.), в котором заявил: «Фабианское общество не предполагает, что государство должно монополизировать промышленность в отличие от частного предпринимательства или индивидуальной инициативы». [36] Роберт Блатчфорд , член Фабианского общества и Независимой лейбористской партии , написал работу «Веселая Англия» (1894), в которой поддержал муниципальный социализм . [37] В «Веселой Англии» Блатчфорд различал два типа социализма, а именно идеальный социализм и практический социализм. Практический социализм Блатчфорда был государственным социализмом, который определял существующие государственные предприятия, такие как почтовое отделение, управляемое муниципалитетами, как демонстрацию практического социализма в действии, одновременно утверждая, что практический социализм должен включать распространение государственного предприятия на средства производства как общую собственность. людей. Блатчфорда Несмотря на поддержку государственного социализма, «Веселая Англия» и другие его произведения, тем не менее, находились под влиянием анархо-коммуниста Уильяма Морриса - как засвидетельствовал сам Блатчфорд - и анархо-коммунистические темы Морриса присутствуют в «Веселой Англии» . [38]
Демократические социалисты выступают за постепенный и мирный переход от капитализма к социализму. Они хотят нейтрализовать или уничтожить капитализм посредством политической реформы, а не революции . Этот метод постепенности предполагает использование существующего государственного аппарата и механизма управления для продвижения общества к социализму. Другие социалисты иногда высмеивают это как форму социализма сверху или политического элитизма, основанного на использовании избирательных средств для достижения социализма. [39] Напротив, марксизм и революционный социализм считают, что пролетарская революция — единственный практический способ осуществить фундаментальные изменения в структуре общества. Социалисты, выступающие за представительную демократию, полагают, что после определенного периода социализма государство «отомрет » , потому что классовые различия перестанут существовать. представительная демократия будет заменена прямой демократией В остальных общественных объединениях, входящих в состав бывшего государства, . Политическая власть будет децентрализована и равномерно распределена среди населения, что приведет к созданию коммунистического общества . [40] [41] [42]
В 1888 году анархист-индивидуалист Бенджамин Такер , провозгласивший себя анархическим социалистом в оппозиции государственному социализму, включил полный текст «Социалистического письма» Эрнеста Лесинья в свое эссе «Государственный социализм и анархизм». [43] По мнению Лесинье, существует два социализма: «Один — диктаторский, другой — либертарианский». [44] Двумя социализмами Такера были государственный социализм, который он ассоциировал с марксистской школой, и либертарианский социализм, который он защищал. Такер отметил, что «тот факт, что государственный социализм затмил другие формы социализма, не дает ему права на монополию социалистической идеи». [45] По мнению Такера, эти две школы социализма имели общую трудовую теорию стоимости и цели, ради которых анархизм преследовал разные средства. [46]
В социалистических государствах [ править ]
Экономическую модель, принятую в бывшем Советском Союзе , Восточном блоке и других социалистических государствах, часто называют формой государственного социализма. Идеологической основой этой системы была сталинская теория социализма в отдельной стране . Система, сложившаяся в 1930-е годы в Советском Союзе, была основана на государственной собственности на средства производства и централизованном планировании, а также на бюрократическом управлении рабочими местами со стороны государственных чиновников, которые в конечном итоге подчинялись всеобъемлющей коммунистической партии . Вместо того, чтобы производители контролировали и управляли производством, партия контролировала правительственный аппарат, который направлял национальную экономику от имени коммунистической партии и планировал производство и распределение капитальных товаров.
Из-за этого развития классические и ортодоксальные марксисты и троцкистские группы осудили коммунистические государства как сталинистские , а их экономику как государственно-капиталистические или представляющие деформированные или выродившиеся рабочие государства соответственно. В социалистическом движении существует критика использования термина «социалистические государства» по отношению к таким странам, как Китай и ранее Советский Союз, а также государствам Восточной и Центральной Европы до того, что некоторые называют « крахом сталинизма » в 1989 году. [47] [48] [49] [50]
Троцкизм утверждает, что руководство коммунистических государств было коррумпировано и отказалось от марксизма во всем, кроме названия. В частности, некоторые троцкистские школы называют эти страны выродившимися рабочими государствами, чтобы противопоставить их истинному социализму (т.е. рабочим государствам), в то время как другие марксисты и некоторые троцкистские школы называют их государственными капиталистическими, чтобы подчеркнуть отсутствие подлинного социализма и наличие определяющих капиталистических сил. характеристики (наемный труд, товарное производство и бюрократический контроль над рабочими).
В Германии [ править ]
Отто фон Бисмарк реализовал социальные программы между 1883 и 1889 годами в соответствии со своими антисоциалистическими законами , отчасти в качестве мер по исправлению положения, чтобы успокоить рабочий класс и уменьшить поддержку Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Биограф Бисмарка А. Дж. П. Тейлор писал: «Было бы несправедливо сказать, что Бисмарк занялся социальным обеспечением исключительно для того, чтобы ослабить социал-демократов; он давно имел это в виду и глубоко в это верил. Но, как обычно, он действовал по своему усмотрению. убеждения именно в тот момент, когда они служили практической необходимости». [51] Когда была упомянута его дружба с Фердинандом Лассалем (националистом и государственным социалистом), Бисмарк сказал, что он более практичный социалист, чем социал-демократы. [52] Либеральные и консервативные оппоненты неофициально называли эту политику государственным социализмом, а сторонники программ позже приняли этот термин в дальнейшей попытке отвлечь рабочий класс от СДПГ, чтобы заставить рабочий класс довольствоваться националистически ориентированным капиталистическим благосостоянием. состояние . [53] [54]
Бисмарк сделал следующее заявление в оправдание своих программ социального обеспечения: «С тем, у кого есть пенсии по старости, гораздо легче иметь дело, чем с тем, у кого нет такой перспективы. Посмотрите на разницу между частным слугой в канцелярии или при дворе. последний вытерпит гораздо больше, потому что у него есть пенсия, которую он ждет». [55]
Это не помешало социал-демократам стать крупнейшей партией в парламенте к 1912 году. По словам историка Джонатана Стейнберга , «все сказано, что система Бисмарка имела огромный успех - за исключением одного аспекта. Его цель - сохранить Социал-демократическую партию выйти из власти совершенно не удалось. Голосование за Социал-демократическую партию возросло, и к 1912 году они стали самой крупной партией в рейхстаге». [56]
Анализ и прием [ править ]
Многие демократические и либертарианские социалисты , в том числе анархисты , мутуалисты и синдикалисты , критикуют государственный социализм за защиту рабочего государства вместо полной отмены буржуазного государственного аппарата. Они используют термин « государственный социализм», чтобы противопоставить его своей форме социализма, которая предполагает либо коллективную собственность (в форме рабочих кооперативов ), либо общую собственность на средства производства без централизованного государственного планирования . Эти социалисты считают, что в социалистической системе нет необходимости в государстве, потому что не будет класса, который можно было бы подавлять, и нет необходимости в институте, основанном на принуждении, и поэтому считают государство остатком капитализма. [21] [40] [41] Они считают, что этатизм противоречит истинному социализму. [42] цель которого — глаза таких социалистов, как Уильям Моррис следующее , который написал в статье «Содружества» : «Государственный социализм? — Я с этим не согласен; на самом деле я думаю, что эти два слова противоречат друг другу, и что это Задача социализма — уничтожить государство и поставить на его место свободное общество». [57]
Классические и ортодоксальные марксисты также рассматривают государственный социализм как оксюморон, утверждая, что, хотя ассоциация по управлению производством и экономическими делами будет существовать при социализме, она больше не будет государством в марксистском определении, основанным на доминировании одного класса . До большевиками , возглавляемой революции в России , многие социалистические группы, в том числе реформисты, ортодоксальные марксистские течения, такие как советский коммунизм и меньшевики , а также анархисты и другие либертарианские социалисты, критиковали идею использования государства для планирования и национализации экономики. средства производства как путь построения социализма. [58] Сам Ленин признавал свою политику государственным капитализмом. [23] [59] [60] [61]
Некоторые троцкисты, следующие за Тони Клиффом, отрицают, что это социализм, называя его государственным капитализмом. [62] Другие троцкисты согласны с тем, что эти государства нельзя назвать социалистическими. [63] но отрицают, что они были госкапиталистами. [64] Они поддерживают анализ Льва Троцкого Советского Союза до восстановления как рабочего государства, которое переродилось в бюрократическую диктатуру , опиравшуюся на в значительной степени национализированную промышленность, работающую в соответствии с производственным планом. [65] [66] [67] и утверждал, что бывшие сталинистские государства Центральной и Восточной Европы были деформированными рабочими государствами, основанными на тех же производственных отношениях, что и Советский Союз. [68] Некоторые троцкисты, такие как Комитет Рабочего Интернационала , иногда включали конституционные социалистические государства Африки, Азии и Ближнего Востока, когда они имели национализированную экономику, как деформированные рабочие государства. [69] [70] Другие социалисты утверждали, что необаасисты продвигали капиталистов внутри партии и за пределами своих стран. [71]
Те социалисты, которые выступают против любой системы государственного контроля, верят в более децентрализованный подход, который передает средства производства непосредственно в руки рабочих, а не косвенно через государственную бюрократию. [40] [41] [42] которые, по их утверждению, представляют собой новую элиту или класс . [72] [73] [74] [75] Это заставляет их рассматривать государственный социализм как форму государственного капитализма. [76] (экономика, основанная на централизованном управлении, накоплении капитала и наемном труде, но с государственной собственностью на средства производства) [77] который, по утверждению Энгельса, будет окончательной формой капитализма, а не социализма. [78] Более того, национализация и государственная собственность сами по себе не имеют ничего общего с социализмом, поскольку исторически осуществлялись для различных целей в различных политических и экономических системах. [79]
Государственный социализм часто называют правыми хулителями просто социализмом , в том числе экономистами австрийской школы, такими как Фридрих Хайек. [80] и Людвиг фон Мизес , [81] [82] который использовал социализм как синоним централизованного планирования и государственного социализма. [83] Это особенно заметно в Соединенных Штатах, где «социализм» — уничижительный термин, обозначающий государственный социализм, используемый представителями правых политических сил, чтобы остановить реализацию либеральной и прогрессивной политики и предложений, а также критиковать общественных деятелей, пытающихся их реализовать. [84] [85] [86] Одной из критических замечаний, в первую очередь относящихся к государственному социализму, является проблема экономических расчетов . [87] [88] за которым последовали дебаты о социалистических расчетах . [89] [90] [91]
См. также [ править ]
- Мустафа Кемаль Ататюрк
- Авторитарный социализм
- Эдвард Беллами
- Бюрократический коллективизм
- Выродившееся рабочее государство
- Деформированное рабочее государство
- Либертарианский социализм
- Марксизм–ленинизм
- Новый класс
- Плановая экономика
- Государственная собственность
- Государственный сектор
- реформизм
- Социал-демократия
- Социализм в одной стране
- Социалистическое государство
- Планирование советского типа
- Государственный капитализм
- Государственный социализм (Германия)
- Троцкизм
Ссылки [ править ]
- ^ Такер, Бенджамин (1985) [1886]. Государственный социализм и анархизм и другие очерки: включая отношение анархизма к промышленным объединениям и почему я анархист (1-е изд.). Колорадо-Спрингс: Издательство Ральфа Майлза. ISBN 9780879260156 .
- ^ Эллман, Майкл (2014). Социалистическое планирование (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107427327 .
- ^ Итуэлл, Роджер; Райт, Энтони (1999). Современные политические идеологии (2-е изд.). Лондон: Континуум. стр. 87–88 ISBN 9781855676053 .
- ^ Эй, Питер; Коста, Е.Г. Иржи; Квайссер, Вольфганг (1987). Кризис и реформы в социалистической экономике . Издательство Авалон. ISBN 9780813373324 .
- ^ Миллер, Тоби (2008). Спутник культурологии . Уайли. ISBN 9780470998793 .
- ^ Энс, Дирк Х. (2016). Современная денежная теория и европейская макроэкономика . Рутледж. стр. 4–5. ISBN 9781138654778 .
- ^ Итуэлл, Роджер; Райт, Энтони (1999). Современные политические идеологии (2-е изд.). Лондон: Континуум. стр. 93–95. ISBN 9781855676053 .
- ^ Эллман, Майкл (2014). Социалистическое планирование, третье издание . Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 978-1107427327 .
Соответственно, после Второй мировой войны советская модель была принята во всем государственно-социалистическом мире.
- ^ Ховард, MC; Кинг, Дж. Э. (2001). «Государственный капитализм в Советском Союзе» . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Хомский, Ноам (1986). «Советский Союз против социализма» . Наше поколение . Хомский.инфо. Проверено 20 октября 2015 г.
- ↑ Вольф, Ричард Д. (27 июня 2015 г.). «Социализм означает отмену различия между начальниками и служащими» . Правда . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ Уэбб, Сидни; Уэбб, Беатрис (1935). Советский коммунизм: новая цивилизация? . Лондон: Лонгманс.
- ^ Слоан, Пэт (1937). Советская демократия . Лондон: Левый книжный клуб; Виктор Голланц ООО.
- ^ Костелло, Мик (1977). Участие рабочих в Советском Союзе . Издательский дом «Агентство печати Новости».
- ^ Фарбер, Сэмюэл (1992). «До сталинизма: взлет и падение советской демократии». Исследования советской мысли . 44 (3): 229–230.
- ^ Гетцлер, Израиль (2002) [1982]. Кронштадт 1917-1921: Судьба советской демократии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521894425 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барретт, Уильям, изд. (1 апреля 1978 г.). «Капитализм, социализм и демократия: симпозиум» . Комментарий . Проверено 14 июня 2020 года. «Если бы мы расширили определение социализма, включив в него Лейбористскую Британию или социалистическую Швецию, не было бы никаких трудностей с опровержением связи между капитализмом и демократией».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейлбронер, Роберт Л. (зима 1991 г.). «От Швеции к социализму: небольшой симпозиум по большим вопросам» . Диссидент . Баркан, Джоанна; Бранд, Хорст; Коэн, Митчелл; Козер, Льюис; Денич, Богдан; Фехер, Ференц; Хеллер, Аньес; Хорват, Бранко; Тайлер, Гас. стр. 96–110. Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кендалл, Диана (2011). Социология в наше время: основы . Cengage Обучение. стр. 125–127. ISBN 9781111305505 . «Швеция, Великобритания и Франция имеют смешанную экономику, которую иногда называют демократическим социализмом — экономическую и политическую систему, которая сочетает в себе частную собственность на некоторые средства производства, государственное распределение некоторых основных товаров и услуг и свободные выборы. Например, государственная собственность в Швеции ограничена в основном железными дорогами, минеральными ресурсами, государственным банком, а также деятельностью по производству спиртных напитков и табачных изделий».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ли, Хэ (2015). Политическая мысль и трансформация Китая: идеи, формирующие реформу в Китае после Мао . Спрингер. стр. 60–69. ISBN 9781137427816 . «Ученые из лагеря демократического социализма считают, что Китаю следует использовать опыт Швеции, который подходит не только Западу, но и Китаю. В Китае после Мао китайские интеллектуалы столкнулись с множеством моделей. либералы отдают предпочтение американской модели и разделяют мнение, что советская модель стала архаичной и от нее следует полностью отказаться. Между тем, демократический социализм в Швеции предоставил альтернативную модель. Ее устойчивое экономическое развитие и обширные программы социального обеспечения очаровали многих ученых-демократов. Лагерь утверждает, что Китай должен политически и экономически моделировать себя по образцу Швеции, которая считается более подлинно социалистической, чем Китай.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шумпетер, Йозеф (2008) [1942]. Капитализм, социализм и демократия . Многолетник Харпер. п. 169. ИСБН 978-0-06-156161-0 .
Но есть и другие (концепции и институты), которые по своей природе не выносят трансплантации и всегда несут в себе привкус определенной институциональной структуры. Крайне опасно, фактически равнозначно искажению исторического описания, использовать их за пределами социального мира или культуры, обитателями которых они являются. Итак, собственность или собственность – а также, как я полагаю, налогообложение – являются такими обитателями мира коммерческого общества, точно так же, как рыцари и феодальные владения являются обитателями феодального мира. Но то же самое можно сказать и о государстве (обитателе коммерческого общества).
- ^ Баски, Дональд Ф. (20 июля 2000 г.). Демократический социализм: глобальный обзор . Прегер. п. 9. ISBN 978-0275968861 .
В современном смысле слова коммунизм относится к идеологии марксизма-ленинизма.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пенья, Дэвид С. (21 сентября 2007 г.). «Задачи правительств рабочего класса в условиях социалистической рыночной экономики» . Политические дела . Архивировано 5 сентября 2008 года в Wayback Machine . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Жемчуг 1949 , с. 21.
- ^ Бакунин, Михаил (1873). «Этатизм и анархия» . Марксисты.орг. Проверено 27 декабря 2019 года. «Теория этатизма, а также теория так называемой «революционной диктатуры» основана на идее о том, что «привилегированная элита», состоящая из тех ученых и «революционеров-доктринеров», которые считают, что «теория первична». к социальному опыту», должны навязать людям свою предвзятую схему социальной организации. Диктаторская власть этого образованного меньшинства скрыта фикцией псевдопредставительного правительства, которое претендует на выражение воли народа».
- ^ Фланк, Ленни (август 2008 г.). Взлет и падение ленинского государства: марксистская история Советского Союза . Издательство «Красное и черное». п. 57. ИСБН 978-1-931859-25-7 .
Ленин защищал свои действия, утверждая, что революция может быть закреплена «только посредством диктатуры, потому что осуществление преобразований, немедленно и безусловно необходимых для пролетариата и крестьянства, вызовет отчаянное сопротивление помещиков, крупной буржуазии и крестьянства». Царизм. Без диктатуры было бы невозможно победить контрреволюционные усилия.
- ^ «Перераспределение при государственном социализме: сравнение СССР и КНР» . Лестерский исследовательский архив. Архивировано из оригинала 5 января 2018 года . Проверено 21 марта 2008 г.
- ^ Бади, Бертран; Берг-Шлоссер, Дирк; Морлино, Леонардо (2011). Международная энциклопедия политической науки . Публикации SAGE. п. 2457. ИСБН 978-1412959636 .
Марксистская теория была разработана и основана на наиболее развитых странах мира. Хотя проект государственного социализма зародился на основе марксистской теории, он, однако, был отклонением от первоначальной теории Карла Маркса. Применение этой теории в отсталых странах, начиная с ленинской России, можно рассматривать как обращение ее к другой крайности, т. е. к революционной теории для беднейших стран мира.
- ^ Бади, Бертран; Берг-Шлоссер, Дирк; Морлино, Леонардо (2011). Международная энциклопедия политической науки . Публикации SAGE. п. 2459. ИСБН 978-1412959636 .
Репрессивный государственный аппарат фактически действует как инструмент государственного капитализма, осуществляющий процесс накопления капитала посредством насильственного изъятия излишков у рабочего класса и крестьянства.
- ^ Энгельс, Фридрих (1880). «Развитие утопического социализма» . Социализм: утопический и научный . Интернет-архив марксистов . Проверено 12 января 2016 г.
В 1816 году он заявляет, что политика — это наука о производстве, и предсказывает полное поглощение политики экономикой. Знание того, что экономические условия являются основой политических институтов, появляется здесь лишь в зачаточном состоянии. Однако здесь уже очень ясно выражена идея будущего превращения политического господства над людьми в управление вещами и управление процессами производства.
- ^ "Анри де Сен-Симон" . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ "Социализм" . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Скрепанти, Замагни (2005). Очерк истории экономической мысли (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 295.
Не следует, однако, забывать, что в период Второго Интернационала некоторые реформистские течения марксизма, а также некоторые крайне левые, не говоря уже об анархистских группах, уже критиковали мнение, что государственная собственность и централизованное планирование — лучший путь к социализму. Но с победой ленинизма в России все инакомыслие было подавлено, и социализм стал отождествляться с «демократическим централизмом», «центральным планированием» и государственной собственностью на средства производства.
- ^ Нове, Александр (1991). Возвращение к экономике возможного социализма . Рутледж. п. 176. «Первоначальная идея заключалась в том, что национализация позволит достичь трех целей. Первая заключалась в лишении собственности крупных капиталистов. Вторая заключалась в перенаправлении прибылей от частного присвоения в общественную казну. В-третьих, национализированный сектор будет служить общественному благу, а не пытаться получать частную прибыль [...] К этим целям некоторые (но не все) добавили бы своего рода контроль рабочих, подотчетность руководства перед сотрудниками».
- ^ Британия, Ян (2005) [1982]. Фабианство и культура: исследование британского социализма и искусства, ок. 1884–1918 . Издательство Кембриджского университета. п. 14. ISBN 9780521021296 .
- ^ Блаазер, Дэвид (2002) [1992]. Народный фронт и прогрессивная традиция: социалисты, либералы и поиски единства, 1884–1939 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 59–60. ISBN 9780521413831 .
- ^ Макбрайар, AM (1962). Фабианский социализм и английская политика: 1884–1918 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 296.
- ^ Томпсон, Ноэль (2006). Политическая экономия и Лейбористская партия: Экономика демократического социализма, 1884–2005 (2-е изд.). Абингдон, Англия: Рутледж. п. 21. ISBN 9780415328807 .
- ^ Дрейпер, Хэл (1963). «Две души социализма» . «Фердинанд Лассаль является прототипом государственного-социалиста, то есть того, кто стремится добиться передачи социализма существующему государству».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккей, Иэн, изд. (2012). «Почему анархисты выступают против государственного социализма?». Анархистский FAQ . Том. II. Эдинбург: АК Пресс. ISBN 978-1-902593-90-6 . OCLC 182529204 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккей, Иэн, изд. (2012). «Как бы выглядело анархическое общество?». Анархистский FAQ . Том. II. Эдинбург: АК Пресс. ISBN 978-1-902593-90-6 . OCLC 182529204 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккей, Иэн, изд. (2008). «Разве либертарианский социализм не является оксюмороном?». Анархистский FAQ . Том. И. Стерлинг: АК Пресс. ISBN 978-1-902593-90-6 . OCLC 182529204 .
- ^ Такер, Бенджамин (1911) [1888]. Государственный социализм и анархизм: насколько они согласны и в чем различаются . Файфилд.
- ^ Лесинь (1887). «Социалистические письма». Архивировано 7 августа 2020 г. в Wayback Machine . Ле Радикальный . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Такер, Бенджамин (1893). Вместо книги человека, слишком занятого, чтобы написать ее . стр. 363–364.
- ^ Браун, Сьюзен Лав (1997). «Свободный рынок как спасение от правительства». В Carrier, Джеймс Г., изд. Значения рынка: свободный рынок в западной культуре . Издательство Берг. п. 107. ISBN 9781859731499 .
- ^ Комитет Интернационала рабочих (июнь 1992 г.). «Крах сталинизма» . Марксист.нет. Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Грант, Тед (1996). «Крах сталинизма и классовая природа российского государства» . Интернет-архив марксистов. Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Арнове, Энтони (зима 2000 г.). «Падение сталинизма: десять лет спустя». Архивировано 15 января 2020 г. в Wayback Machine . Международное социалистическое обозрение . 10 . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Даум, Уолтер (осень 2002 г.). «Теории краха сталинизма» . Пролетарская революция . 65 . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Тейлор, AJP (1955). Бисмарк. Человек и государственный деятель . Лондон: Хэмиш Гамильтон. п. 202. «Поскольку он не мог поколебать Центр, он хотел привлечь на свою сторону социал-демократов – конечно, не апеллируя к их лидерам, которых он преследовал и отправлял в тюрьму, но посредством конструктивной социальной программы, которая, как он надеялся, отстранит рабочих Избиратели из социал-демократической партии. Было бы несправедливо сказать, что Бисмарк занялся социальным обеспечением исключительно для того, чтобы ослабить социал-демократов, он давно имел в виду это и глубоко в это верил. Но он, как обычно, действовал. на своих убеждениях именно в тот момент, когда они служили практической необходимости. Он впервые заявил о своей социальной программе, когда Бебель насмехался над его старой дружбой с Лассалем. Он ответил, назвав себя социалистом, более практичным, чем социалистом. социал-демократов, и он провокационно радовался, вторя желанию Фридриха Великого стать le roi des guex , королем бедных, прогрессивный лидер Рихтер назвал предложения Бисмарка «не социалистическими, а коммунистическими». Предложение заключалось лишь в том, что часть расходов на социальное страхование должно взять на себя государство; и сегодня Бисмарк кажется прогрессивным, а Рихтер - непросвещенным реакционером».
- ^ Тейлор, AJP (1955). Бисмарк. Человек и государственный деятель . Лондон: Хэмиш Гамильтон. п. 202.
- ↑ Бисмарк, Отто (15 марта 1884 г.). «Речь Бисмарка в рейхстаге о законе о компенсациях рабочим» . История Германии в документах и изображениях. Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Фейхтвангер, Эдгар (2002) [1970]. Бисмарк . Лондон: Рутледж. п. 221. ISBN 9780415216142 .
- ^ Тейлор, AJP (1955). Бисмарк. Человек и государственный деятель . Лондон: Хэмиш Гамильтон. п. 203.
- ↑ Буассоно, Лотарингия (14 июля 2017 г.). «Бисмарк пытался положить конец хватке социализма, предложив государственное здравоохранение» . Смитсоновский институт . Проверено 30 января 2020 г.
- ↑ Уильям Моррис (17 мая 1890 г.). «Восемь часов» и демонстрация» . Содружество . 6 (227). п. 153. Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Скрепанти, Эрнесто; Замани, Стефано (2005). Очерк истории экономической мысли (2-е изд.). Оксфорд. п. 295.
Не следует, однако, забывать, что в период Второго Интернационала некоторые реформистские течения марксизма, а также некоторые крайне левые, не говоря уже об анархистских группах, уже критиковали мнение, что государственная собственность и централизованное планирование — лучший путь к социализму. Но с победой ленинизма в России все инакомыслие было подавлено, и социализм стал отождествляться с «демократическим централизмом», «центральным планированием» и государственной собственностью на средства производства.
- ^ Ленин, Владимир (1917). Государство и революция . «Глава 5» . Интернет-архив марксистов. Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Ленин, Владимир (февраль-июль 1918 г.). Ленинское собрание сочинений. 27 . Интернет-архив марксистов. п. 293. Цитируется Ауфхебеном . Архивировано 18 марта 2004 года в Wayback Machine .
- ^ Ленин, Владимир (1921). «Налог натурой» . Интернет-архив марксистов. Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Клифф, Тони (1948). «Теория бюрократического коллективизма: критика» . Интернет-архив марксистов. Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Мандель, Эрнест (1979). «Почему советская бюрократия не является новым правящим классом» . Интернет-архив Эрнеста Манделя. Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Таафф, Питер (1995). Восстание боевиков . «Предисловие» . «Троцкий и крах сталинизма». Бертрамс. «Советская бюрократия и западный капитализм опирались на взаимно антагонистические социальные системы». ISBN 978-0906582473 .
- ^ Троцкий, Леон (1936). Преданная революция . Интернет-архив марксистов. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Троцкий, Леон (1938). «СССР и проблемы переходной эпохи» . В Переходной программе . Интернет-архив марксистов. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ «Азбука материалистической диалектики» . Из книги «Мелкобуржуазная оппозиция в Социалистической рабочей партии» (1939). Интернет-архив марксистов. У Троцкого, Леона (1942). В защиту марксизма . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Франк, Пьер (ноябрь 1951 г.). «Эволюция Восточной Европы» . Четвертый Интернационал . Интернет-архив марксистов. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Грант, Тед (1978). «Колониальная революция и деформированные рабочие государства» . Неразрывная нить . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Джаясурия, Сиритунга. "О нас" . Объединенная социалистическая партия. Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Уолш, Линн (1991). Империализм и война в Персидском заливе . «Глава 5». Социалистическая альтернатива. Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Жилас, Милован (1983) [1957]. Новый класс: анализ коммунистической системы (изд. в мягкой обложке). Сан-Диего: Харкорт Брейс Йованович. ISBN 0-15-665489-Х .
- ^ Жилас, Милован (1969). Несовершенное общество: за пределами нового класса . Перевод Кука, Дориана. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и мир. ISBN 0-15-693125-7 .
- ^ Жилас, Милован (1998). Падение нового класса: история самоуничтожения коммунизма (изд. в твердом переплете). Альфред А. Кнопф. ISBN 0-679-43325-2 .
- ^ Троцкий, Леон (1991) [1937]. Преданная революция: что такое Советский Союз и куда он движется? (изд. в мягкой обложке). Детройт: Лейбористские публикации. ISBN 0-929087-48-8 .
- ^ Бордига, Амадео (1952). «Диалог со Сталиным» . Интернет-архив марксистов. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Уильямс, Раймонд (1985) [1976]. «Капитализм» . Ключевые слова: Словарь культуры и общества . Оксфордские книги в мягкой обложке (переработанное издание). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 52 . ISBN 9780195204698 . Проверено 30 апреля 2017 г.
Новая фраза «государственный капитализм» широко использовалась в mC20, с прецедентами из eC20, для описания форм государственной собственности, в которых первоначальные условия определения – централизованная собственность на средства производства, ведущая к системе заработной платы. труда – особо не изменились.
- ^ Энгельс, Фридрих (1880). Социализм: утопический и научный . «III: Исторический материализм» . Интернет-архив марксистов. Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Алистер, Мейсон; Пайпер, Хью (21 декабря 2000 г.). Гастингс, Адриан (ред.). Оксфордский справочник христианской мысли . Издательство Оксфордского университета. п. 677 . ISBN 978-0198600244 . Проверено 28 декабря 2019 г.
В основе его видения лежала общественная или коллективная собственность на средства производства. Общая собственность и демократический контроль над ними были гораздо более важными для идей ранних социалистов, чем государственный контроль или национализация, которые развились позже. [...] Национализация сама по себе не имеет ничего общего с социализмом и существовала при несоциалистических и антисоциалистических режимах. Каутский в 1891 году указывал, что «кооперативное государство» не может быть результатом «всеобщей национализации всех отраслей промышленности», если не произойдет изменение «характера государства»
. - ^ Хайек, Фридрих (1944). Дорога к крепостному праву . Рутледж Пресс. ISBN 0-226-32061-8 . ОСЛК 30733740 .
- ^ Фон Мизес, Людвиг (1936) [1922]. Социализм: экономический и социологический анализ . Лондон: Джонатан Кейп. OCLC 72357479 .
- ^ Фон Мизес, Людвиг; Райко, Ральф, пер.; Годдард, Артур, изд. (1962) [1927]. Свободное и процветающее Содружество: изложение идей классического либерализма . Принстон, Д. Ван Ностранд. ISBN 978-0442090579 .
- ↑ Блок, Уолтер (15 января 2013 г.). «Был ли Милтон Фридман социалистом? Да». Журнал МЭСТ . 1 (1): 11–26. дои : 10.12709/mest.01.01.01.02.pdf . «В разделе 2 этой статьи мы основываем наш анализ на предположении, что социализм определяется с точки зрения государственной собственности на средства производства. [...] Наиболее техническое и, возможно, самое точное определение этой концепции таково: государственная собственность. всех средств производства, например, средств производства». [...] Социализм можно разделить на добровольную и принудительную части. В первом случае это женский монастырь, монастырь, кибуц, коммуна, коллектив, синдикалист, кооператив, монастырь, аббатство, монастырь, монастырь, религиозная община; в последнем — экономики социалистических стран, таких как Куба, Северная Корея, СССР, нацистская Германия и т. д. На протяжении всей статьи мы будем использовать слово «социализм» в последнем понимании. [...] Нацистское социалистическое правительство не было крайним в своей явной собственности на средства производства. Но эта версия социализма, то есть фашизма, была отмечена скрытой государственной собственностью или контролем над капитальными благами».
- ^ Джексон, Сэмюэл (6 января 2012 г.). «Провал американской политической речи» . Экономист . Проверено 15 июня 2019 г.
Социализм – это не «правительство должно обеспечивать здравоохранение» или «богатых следует облагать более высокими налогами» или какие-либо другие размытые социал-демократические позиции, которые американские правые любят демонизировать, называя их «социалистическими». правые так и делают, но тот факт, что правым так редко противостоят и высмеивают за это, означает, что они успешно замутили политический дискурс до такой степени, что очень многие американцы имеют лишь самое слабое представление о том, что такое социализм.
- ^ «Задняя платформа и другие неофициальные замечания в Нью-Йорке | Гарри С. Трумэн» . www.trumanlibrary.gov . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Астор, Мэгги (12 июня 2019 г.). «Что такое демократический социализм? О чьей версии мы говорим?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Фон Мизес, Людвиг (1990). Экономический расчет в Социалистическом Содружестве (PDF) . Институт Мизеса . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Хайек, Фридрих (1935). «Природа и история проблемы». «Современное состояние дебатов». Коллективистское экономическое планирование . стр. 1–40, 201–243.
- ^ Дурлауф, Стивен Н.; Блюм, Лоуренс Э., изд. (1987). Новый экономический онлайн-словарь Пэлгрейва . Пэлгрейв Макмиллан. дои : 10.1057/9780230226203.1570 .
- ^ Биддл, Джефф; Сэмюэлс, Уоррен; Дэвис, Джон (2006). «Спутник истории экономической мысли», Уайли-Блэквелл . п. 319. «То, что стало известно как дебаты о социалистических расчетах, началось, когда фон Мизес (1935 [1920]) начал критику социализма».
- ^ Леви, Дэвид М.; Пирт, Сандра Дж. (2008). «Дебаты о социалистическом расчете». Новый экономический словарь Пэлгрейва (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0333786765 .
Библиография [ править ]
- Берлау, Джозеф (1949). Немецкая социал-демократическая партия, 1914–1921 . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.