Ортодоксальный марксизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2018 г. ) |
Часть серии о |
марксизм |
---|
Ортодоксальный марксизм — это совокупность марксистской мысли, возникшая после смерти Карла Маркса и Фридриха Энгельса в конце 19 века и выраженная в своей первичной форме Карлом Каутским . [1] Взгляды Каутского на марксизм доминировали в европейском марксистском движении в течение двух десятилетий, а ортодоксальный марксизм был официальной философией большинства социалистического движения , представленного во Втором Интернационале, вплоть до Первой мировой войны в 1914 году, начало которой привело к ослаблению влияния Каутского и привело к выдвинуть на первый план православие Владимира Ленина . Ортодоксальный марксизм стремился упростить, систематизировать и систематизировать марксистский метод и теорию путем прояснения предполагаемых двусмысленностей и противоречий в классическом марксизме . Он во многом пересекается с инструментальным марксизмом .
Маркса Ортодоксальный марксизм утверждал, что исторический материализм является наукой, раскрывающей законы истории и доказывающей краха капитализма и замены его социализмом неизбежность . Следствием этого детерминистского взгляда было то, что историю нельзя «торопить» и что политически рабочие и рабочие партии должны ждать, пока будут созданы материальные экономические условия, прежде чем сможет произойти революционная трансформация общества. [2] Например, эта идея привела к тому, что Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) приняла постепенный подход, используя преимущества буржуазной парламентской демократии для улучшения жизни рабочих до тех пор, пока капитализм не был разрушен своими объективными внутренними противоречиями.
Употребление слова «ортодоксальный» для обозначения линии Каутского имеет целью прежде всего отличить ее от реформизма Эдуарда Бернштейна . таких « ревизионистов Ортодоксальные марксисты порицали » за разрыв с мыслью Маркса.
Теория
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2012 г. ) |
Возникновение ортодоксального марксизма связано с последними работами Фридриха Энгельса , такими как «Диалектика природы и социализма: утопическое и научное» , которые представляли собой попытки популяризировать работы Карла Маркса, сделать их систематическими и применить к фундаментальным вопросам марксизма. философия. [3] Дэниел Де Леон , один из первых американских социалистических лидеров, внес большой вклад в эту мысль в последние годы XIX и в начале XX века. Ортодоксальный марксизм получил дальнейшее развитие во время Второго Интернационала такими мыслителями, как Георгий Плеханов и Карл Каутский в «Эрфуртской программе» и «Классовой борьбе» (Эрфуртской программе) .
Характерными чертами ортодоксального марксизма являются:
- Усиленная версия теории о том, что экономическая база (материальные условия) определяет культурную и политическую надстройку общества. В своей наиболее развернутой форме эта точка зрения называется экономическим детерминизмом , экономизмом и вульгарным материализмом. Родственная вариация – это технологический детерминизм .
- Мнение о том, что капитализм не может быть реформирован посредством политики и что любая попытка сделать это только усугубит его противоречия или исказит эффективность рыночной экономики (в отличие от реформизма ). Ортодоксальный марксизм считает, что единственным жизнеспособным и прочным решением противоречий капитализма является создание посткапиталистической социалистической экономики .
- Центральная роль класса как процесса и мнение о том, что существующие политики и правительство в значительной степени и структурно подчиняются интересам правящего класса . [4] Эта точка зрения называется инструментальным марксизмом .
- Утверждение, что марксистская методология является наукой.
- Попытка сделать марксизм целостной системой, адаптируя ее к изменениям в сфере текущих событий и знаний.
- Понимание идеологии с точки зрения ложного сознания .
- Всякая открытая классовая борьба является политической борьбой.
- Докризисный акцент на организации независимого массового рабочего движения (в форме социальных, развлекательных, образовательных и культурных организаций) и особенно его политической партии, сочетающей борьбу за реформы и массовые забастовки, не слишком полагаясь ни на один из них. [ нужна ссылка ]
- Социалистическая революция обязательно является актом большинства (в отличие от марксизма-ленинизма взглядов на авангардную партию и демократический централизм ).
Ортодоксальный марксизм противопоставляется ревизионистскому марксизму , развитому в социал-демократических партиях после Первой мировой войны . [5] Некоторые авторы также противопоставляют его марксизму-ленинизму, развивавшемуся в Советском Союзе. [ нужна ссылка ] в то время как другие описывают последнее как твердо придерживающееся ортодоксальности:
Ортодоксальный марксизм опирался на европейское рабочее движение и вырос из него, возникшего в последней четверти XIX века и продолжавшегося в этой форме до середины XX века. Двумя его институциональными проявлениями были 2-й и 3-й Интернационалы, которые, несмотря на великий раскол 1919 года, были отмечены общей концепцией капитала и труда . Поэтому их состояния росли и падали одновременно. Троцкизм и левый коммунизм были одинаково ортодоксальными по своему мышлению и подходу, и поэтому их следует считать левыми вариантами этой традиции. [6]
Двумя вариантами ортодоксального марксизма являются импосибилизм и антиревизионизм . Импосибилизм — это форма ортодоксального марксизма, которая одновременно отвергает реформизм ревизионистского марксизма и выступает против ленинистских теорий империализма, авангардизма и демократического централизма (которые утверждают, что социализм может быть построен в слаборазвитых, квазифеодальных странах посредством революционных действий, а не путем возникающий результат достижений в материальном развитии). Крайней формы этой позиции придерживается Социалистическая партия Великобритании . [7] Напротив, антиревизионистская традиция критиковала официальные коммунистические партии с противоположной точки зрения за отказ от ортодоксального марксизма их основателей.
Варианты
[ редактировать ]Появился ряд теоретических взглядов и политических движений, которые прочно укоренились в ортодоксальном марксистском анализе, в отличие от более поздних интерпретаций и альтернативных разработок марксистской теории и практики, таких как марксизм-ленинизм, ревизионизм и реформизм.
Импосибилизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2022 г. ) |
Импосибилизм подчеркивает ограниченную ценность экономических, социальных, культурных и политических реформ при капитализме и утверждает, что социалисты и марксисты должны сосредоточиться исключительно на усилиях по распространению и установлению социализма, игнорируя любые другие причины, не имеющие никакого отношения к цели реализации социализма. [8]
Импосибилизм утверждает, что реформы капитализма контрпродуктивны, потому что они усиливают поддержку капитализма со стороны рабочего класса, делая его условия более терпимыми, создавая при этом свои собственные противоречия. [9] [10] одновременно устраняя социалистический характер партий, отстаивающих и осуществляющих указанные реформы. Поскольку реформы не могут решить системные противоречия капитализма, импосибилизм противостоит реформизму, ревизионизму и этическому социализму. [11] [9]
Импосибилизм также выступает против идеи революции под руководством авангарда и централизации политической власти в любой элитной группе людей, поддерживаемой ленинизмом и марксизмом-ленинизмом.
Эту точку зрения поддерживают Мировое Социалистическое Движение , Де Леонизм и в некоторой степени последователи Карла Каутского и дореформистской социал-демократии.
ленинизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |
Каутский и, в меньшей степени, Плеханов, в свою очередь, оказали большое влияние на Владимира Ленина , чья версия марксизма была известна как ленинизм современникам . Официальная мысль Третьего Интернационала изначально была основана на ортодоксальном марксизме в сочетании с ленинскими взглядами на революционную организацию. [ нужна ссылка ] Термины диалектический материализм и исторический материализм связаны с этой фазой ортодоксального марксизма. Роза Люксембург , Хэл Дрейпер и Рудольф Гильфердинг — выдающиеся мыслители ортодоксальной марксистской традиции. [ нужна ссылка ]
Ортодоксальный марксизм контрастирует с более поздними вариациями марксизма, особенно с ревизионизмом и сталинизмом . В отличие от сталинской идеи социализма в отдельной отсталой стране, ортодоксальные марксисты говорили, что имперская Россия была слишком отсталой для развития социализма и сначала должна была бы пройти капиталистическую (буржуазную) фазу развития, даже если бы марксистская партия возглавила ее. правительство. Ленин призывал к социалистической революции в России, чтобы вдохновить социалистическую революцию в Германии и в большинстве развитых стран. его и Бухарина Новая экономическая политика изначально была направлена на развитие капитализма в России. [12]
Люксембургизм
[ редактировать ]Люксембургизм — неофициальное обозначение течения марксистской мысли и практики, берущее начало от идей и творчества Розы Люксембург . [13] [14] В частности, подчеркивается важность стихийной революции , которая может возникнуть только в ответ на растущие противоречия между производительными силами и социальными отношениями общества. [15] [16] и поэтому отвергает ленинизм [17] и большевизм за его настойчивость в «практическом» подходе к революции. Люксембургизм также резко критикует реформистский марксизм, возникший в результате деятельности Эдуардом Бернштейном неформальной фракции Социал-демократической партии Германии, возглавляемой . По мнению Розы Люксембург, при реформизме «[капитализм] не свергается, а, наоборот, укрепляется развитием социальных реформ». [18]
Троцкизм
[ редактировать ]Традиция, основанная Львом Троцким, утверждает, что СССР был « выродившимся рабочим государством » на том основании, что, хотя и утверждается, что он сохранял некоторые аспекты революционного рабочего государства (такие как государственный контроль над внешней торговлей или экспроприация буржуазия), ей не хватало ключевых аспектов, которые у нее были раньше, а именно советской демократии и свободы организации рабочих, что приносило только пользу бюрократии во главе с Иосифом Сталиным . В своей книге «Преданная революция » Троцкий поддерживает многопартийную демократическую модель революционных организаций и предлагает решение проблемы бюрократической касты СССР — политическую революцию , которая восстановит те аспекты, которые стерли бюрократы. Троцкисты утверждают, что страны Восточного блока, Китай , Северная Корея , Вьетнам , Куба и другие были « деформированными рабочими государствами », которые нуждались в политических революциях, одновременно критически защищая эти страны от империалистической агрессии.
Антиревизионизм
[ редактировать ]Антиревизионисты (в число которых входят радикальные марксистско-ленинские фракции, ходжаисты и маоисты ) критикуют правление коммунистических государств, утверждая, что это были государственно-капиталистические государства, управляемые ревизионистами . [19] [20] Хотя периоды и страны, определяемые как государственно-капиталистические или ревизионистские, различаются в зависимости от разных идеологий и партий, все они признают, что Советский Союз был социалистическим во времена Сталина. Маоисты рассматривают Советский Союз и большинство его сателлитов как «государственно-капиталистические» в результате десталинизации ; некоторые из них также рассматривают современный Китай в этом свете, полагая, что Китайская Народная Республика стала государственным капиталистом после смерти Мао. Ходжаисты считают, что Китайская Народная Республика всегда была государственным капиталистом, и поддерживают Социалистическую Албанию как единственное социалистическое государство после Советского Союза при Сталине. [21]
Антисталинистские левые
[ редактировать ]меньшевизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |
Меньшевизм относится к политическим позициям, занимаемым меньшевистской фракцией Российской социал-демократической рабочей партии до Октябрьской революции 1917 года. Меньшевики считали, что социализм не может быть реализован в России из-за ее отсталых экономических условий и что России сначала придется пережить буржуазную революцию и пройти капиталистическую стадию развития до того, как социализм стал технически возможен и до того, как рабочий класс смог развить классовое сознание для социалистической революции . [22] Таким образом, меньшевики выступали против большевистской идеи авангардной партии и их стремления к социалистической революции в полуфеодальной России.
Карл Каутский и «каутскианство»
[ редактировать ]Карл Каутский признан самым авторитетным пропагандистом ортодоксального марксизма после смерти Фридриха Энгельса в 1895 году. В качестве советника Августа Бебеля , лидера Социал-демократической партии Германии (СДПГ) до смерти Бебеля в 1913 году, и в качестве редактора газеты Die Neue. Цейт с 1883 по 1917 год был известен как «Папа марксизма». Он был отстранен от должности редактора руководством СДПГ, когда Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ) отделилась от СДПГ. Каутский был откровенным критиком большевизма и ленинизма, рассматривая большевиков (или коммунистов, как они переименовали себя после 1917 года) как организацию, которая получила власть в результате переворота и инициировала революционные изменения, для которых в России не было экономического обоснования. Каутский также был противником реформистской политики Эдуарда Бернштейна в период 1896–1901 годов.
Инструментальный марксизм
[ редактировать ]Инструментальный марксизм - это теория, основанная на классическом марксизме, которая утверждает, что политики в правительстве и на руководящих должностях, как правило, «имеют общее деловое или классовое прошлое, и что их решения будут отражать их деловые или классовые интересы». [4]
Критика
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |
Внутри социалистического движения высказывался ряд критических замечаний в адрес ортодоксального марксизма. С 1890-х годов во время Второго Интернационала Эдуард Бернштейн и другие разработали позицию, известную как ревизионизм , которая стремилась пересмотреть взгляды Маркса, основанные на идее, что прогрессивное развитие капитализма и расширение демократии означают, что постепенная парламентская реформа может привести к социализму. Но сам Бернштейн был революционером и присоединился к Независимой социал-демократической партии в Германии, которая выступала за социалистическую республику в 1918 году. Эту точку зрения оспаривали ортодоксальные марксисты, такие как Каутский, а также молодой Дьёрдь Лукач , который в 1919 году разъяснил определение ортодоксальный марксизм следующим образом:
[О]ортодоксия относится исключительно к методу. Это научное убеждение, что диалектический материализм — это путь к истине и что его методы могут развиваться, расширяться и углубляться только по направлениям, заложенным его основателями. Более того, существует убеждение, что все попытки превзойти или «улучшить» его привели и должны привести к чрезмерному упрощению, тривиальности и эклектизму. [23]
Западный марксизм , интеллектуальный марксизм, который развивался в Западной Европе с 1920-х годов, стремился сделать марксизм более «сложным», открытым и гибким, исследуя такие вопросы, как культура, которые находились за пределами поля ортодоксального марксизма. Западные марксисты, такие как Дьёрдь Лукач , Карл Корш , Антонио Грамши и Франкфуртская школа , были склонны быть открытыми для влияний, которые ортодоксальные марксисты считают буржуазными , таких как психоанализ и социология Макса Вебера . Марко Торрес иллюстрирует отход Франкфуртской школы от ортодоксального марксизма:
В начале 1920-х годов первые члены Франкфуртского института — полузабытые имена, такие как Карл Грюнберг , Генрик Гроссман и Карл Август Виттфогель — были социологами ортодоксальных марксистских убеждений. Свою задачу они понимали как развитие наук, которые окажутся полезными в решении проблем общеевропейского перехода к социализму, который они считали если не столь неизбежным, то, по крайней мере, столь же весьма вероятным. Но когда фашизм поднял голову в Германии и по всей Европе, молодые члены Института увидели необходимость в марксистской стипендии другого типа. Помимо накопления знаний, относящихся к ортодоксальной марксистской линии, они чувствовали необходимость принять более критический и негативный подход, который необходим для поддержания целостного и глубокого понимания общества в момент реакции. Это можно было бы назвать политически необходимым переходом от марксистской позитивной науки к критической теории . [24]
Параллельно с этим Седрик Робинсон определил чёрную марксистскую традицию, включая таких людей, как К. Л. Р. Джеймс , Уолтер Родни и У. Э. Б. Дюбуа , которые открыли марксизм для изучения расы.
В послевоенный период « Новые левые» и новые социальные движения породили интеллектуальные и политические течения, которые снова бросили вызов ортодоксальному марксизму. К ним относятся итальянский автономизм , французский ситуационизм , югославская школа праксиса , британские культурологические исследования , марксистский феминизм , марксистский гуманизм , аналитический марксизм и критический реализм .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Колаковский, Лешек (2005). Основные течения марксизма: Основатели, Золотой век, Распад . Перевод Фаллы, PS Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-32943-8 . OCLC 213085194 .
- ^ Рис, Джон (июль 1998 г.). Алгебра революции: диалектика и классическая марксистская традиция . Рутледж . ISBN 978-0415198776 .
- ^ Мендельсон, Джек (1979). «О метафизической диалектике Энгельса: Основы ортодоксального «марксизма» ». Диалектическая антропология . 4 (1): 65–73. дои : 10.1007/BF00417685 . S2CID 145499456 .
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн, Джошуа С. (2004). Уитворт, Сандра (ред.). Международные отношения (канадское издание). Торонто: Pearson Education . п. 147.
- ^ Винер, Филип П. (ред.). Словарь истории идей . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . , в Киндерсли, РК (1973–74). Марксистский ревизионизм: от Бернштейна к современным формам . Проверено 28 апреля 2008 г. - из библиотеки Университета Вирджинии .
- ^ Рук, Майк. «Марксизм мертв! Да здравствует марксизм!» . Журнал «Что дальше» .
- ^ Ховард, MC; Кинг, Дж. Э. «Государственный капитализм в Советском Союзе» (PDF) . Обзор истории экономики . Мыслительное общество Австралии.
То же самое высказало в Соединенном Королевстве руководство безжалостно ортодоксальной Социалистической партии Великобритании.
- ^ «Импотенциализм» . Интернет-архив марксистов .
- ^ Jump up to: а б Браун, Уолдо Р., изд. (1921). «Импосибилизм, импосибилист». Что есть что в рабочем движении: словарь по трудовым вопросам и рабочей терминологии . Нью-Йорк: BW Huebsch . п. 215.
- ^ Маркс, Карл ; Энгельс, Фридрих (март 1850 г.). «Обращение ЦК к Союзу коммунистов» . Интернет-архив марксистов . Лондон . Проверено 5 января 2013 г.
Однако демократическая мелкая буржуазия хочет лучшей заработной платы и безопасности для рабочих и надеется достичь этого путем расширения государственной занятости и мер социального обеспечения; Короче говоря, они надеются подкупить рабочих более или менее замаскированной формой милостыни и сломить их революционную силу, временно сделав их положение терпимым.
- ^ Розенстон, Роберт (ноябрь 1978 г.). «Почему в США нет социализма?» (PDF) . Обзоры по американской истории .
- ^ Стил, Дэвид Рамзи (сентябрь 1999 г.). От Маркса до Мизеса: посткапиталистическое общество и проблема экономического расчета . Открытый суд. п. 67. ИСБН 978-0875484495 .
Ленин призывает к социалистической революции в России, вопреки традиционным марксистам, которые утверждают, что Россия слишком отстала для чего-либо, кроме буржуазной революции.
- ^ Неттл, Япония (14 января 2019 г.). «Множество интерпретаций наследия Розы Люксембург: отрывок из переизданной биографии Розы Люксембург Дж. П. Неттла» . Книги Версо . Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Харо, Леа (2008). «Уничтожение угрозы люксембургизма в СДПГ и КПГ: Роза Люксембург и теория массовой забастовки» . Критика: Журнал социалистической теории . 36 (1): 107–120. дои : 10.1080/03017600801892771 . S2CID 143284323 .
- ^ Роеш, Дженнифер (сентябрь 2012 г.). «Спонтанность и организованность» . Международное социалистическое обозрение (85). Архивировано из оригинала 18 января 2022 года.
- ^ Мэттик, Пол (1949). «Спонтанность и организованность» . Интернет-архив марксистов .
- ^ Люксембург, Роза (1940) [1918]. «Проблема диктатуры» . Русская революция . Перевод Вулфа, Бертрама. Нью-Йорк: Издательства Workers Age – через Интернет-архив марксистов .
- ^ Халлас, Дункан (1973). «Поддерживаем ли мы реформистские требования?» . Международный социализм . Проверено 14 ноября 2013 г. - из Интернет-архива марксистов .
- ^ «Реставрация капитализма в Советском Союзе» . Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ «Критика советской экономики» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ «Классовая борьба в Китае Билла Блэнда» . Архивировано из оригинала 6 июня 2010 года . Проверено 18 сентября 2010 г.
- ^ «Меньшевик» . Интернет-архив марксистов . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Лукач, Георг (1967) [1919]. «Что такое ортодоксальный марксизм?» . История и классовое сознание . Перевод Ливингстона, Родни. Merlin Press – через Интернет-архив марксистов .
Ортодоксальный марксизм, следовательно, не предполагает некритического принятия результатов исследований Маркса. Это не «вера» в тот или иной тезис или толкование «священной» книги. Напротив, ортодоксальность относится исключительно к методу.
- ^ Торрес, Марко (1 мая 2008 г.). «Наука, которой не было: ортодоксальный марксизм ранней Франкфуртской школы и поворот к марксистской критической теории» . Утконос .