Jump to content

Диалектика Просвещения

Диалектика Просвещения
Авторы Макс Хоркхаймер
Теодор В. Адорно
Оригинальное название Диалектика Просвещения
Переводчик Джон Камминг (1972)
Язык немецкий
Предметы Философия , социальная критика
Дата публикации
1947
Место публикации Германия
Опубликовано на английском языке
1972 (Нью-Йорк: Гердер и Гердер )
Тип носителя Распечатать ( пбк )
Страницы 304
ISBN 0-8047-3633-2
ОКЛК 48851495
193 21
Класс ЛК B3279.H8473 P513 2002 г.

Диалектика Просвещения ( нем . Dialektik der Aufklärung ) — труд по философии и социальной критике, написанный Франкфуртской школы философами Максом Хоркхаймером и Теодором В. Адорно . [1] Текст, опубликованный в 1947 году, представляет собой переработанную версию того, что авторы первоначально распространили среди друзей и коллег в 1944 году под названием «Философские фрагменты» (нем. Philosophische Fragmente ). [2]

, один из основных текстов критической теории , «Диалектика Просвещения» исследует социально-психологический статус-кво , который был ответственен за то, что Франкфуртская школа считала провалом Просвещения . Они утверждают, что ее провал завершился подъемом фашизма , сталинизма , культурной индустрии и массового капитализма потребления . Они утверждают, что вместо освобождения человечества, как обещало Просвещение, оно привело к противоположному: к тоталитаризму и новым формам варварства и социального доминирования. [3]

Адорно Вместе с «Авторитарной личностью» (1950) и Герберта Маркузе (1964) его «Одномерным человеком» коллеги, члена Франкфуртской школы , он оказал большое влияние на философию, социологию, культуру и политику 20-го века, особенно вдохновив новых левых . 1960-х и 1970-х годов. [4]

Исторический контекст [ править ]

В предисловии 1969 года к публикации 2002 года Хоркхаймер и Адорно написали, что оригинал был написан, «когда уже был виден конец национал-социалистического террора». [5] : xi Одной из отличительных характеристик новой критической теории , которую Адорно и Хоркхаймер намеревались разработать в «Диалектике Просвещения» , является определенная двойственность относительно основного источника или основы социального господства . [5] : 229 

Это породило бы « пессимизм » новой критической теории относительно возможности человеческого эмансипации и свободы . [5] : 242  Более того, эта двойственность коренилась в исторических обстоятельствах, в которых «Диалектика Просвещения» первоначально создавалась : авторы рассматривали национал-социализм , сталинизм , государственный капитализм и культурную индустрию как совершенно новые формы социального доминирования, которые не могли быть адекватно объяснены в терминах традиционная теория. [6] [7]

Для Адорно и Хоркхаймера (основываясь на экономиста Фридриха Поллока ) тезисе [8] о национал-социализме), [9] Государственное вмешательство в экономику фактически устранило напряжение в капитализме между « производственными отношениями » и «материальными производительными силами общества», напряжение, которое, согласно традиционной теории, составляло главное противоречие внутри капитализма. Рынок (как «бессознательный» механизм распределения товаров) был заменен централизованным планированием . [5] : 38 

[G]one — это объективные законы рынка, которые управляли действиями предпринимателей и вели к катастрофе. Вместо этого сознательное решение управляющих директоров приводит в исполнение (которые более обязательны, чем самые слепые механизмы ценообразования) старый закон стоимости и, следовательно, судьбу капитализма.

Диалектика Просвещения , с. 38

Поэтому, вопреки книге знаменитому предсказанию Маркса в его предисловии к «К критике политической экономии» , этот сдвиг привел не к «эре социальной революции », а, скорее, к фашизму и тоталитаризму . По существу, традиционная теория осталась, по словам Юргена Хабермаса , «без ничего, к чему она могла бы обратиться; и когда производительные силы вступают в губительный симбиоз с производственными отношениями, которые они должны были широко раскрыть, больше нет никакого динамизма, на котором критика могла бы основывать свои надежды». [10] : 118  Для Адорно и Хоркхаймера это поставило проблему того, как объяснить кажущееся сохранение доминирования в отсутствие того самого противоречия, которое, согласно традиционной критической теории, было источником самого доминирования. [4]

Темы и темы [ править ]

Проблемы, возникшие в связи с подъемом фашизма и упадком либерального государства и рынка (вместе с неспособностью социальной революции материализоваться в результате этого), составляют теоретическую и историческую перспективу, которая определяет общую аргументацию книги - две тезисы о том, что «миф — это уже просвещение, а просвещение возвращается к мифологии». [5] : восемнадцатый

История человеческих обществ, а также история формирования индивидуального эго или самости переоцениваются с точки зрения того, что Хоркхаймер и Адорно воспринимали в то время как конечный результат этой истории: коллапс или «регресс» разум с возникновением национал-социализма превратился в нечто (называемое в большей части текста просто «просвещением»), напоминающее те самые формы суеверий и мифов, из которых разум предположительно возник в результате исторического прогресса или развития.

Хоркхаймер и Адорно полагают, что в процессе «просвещения» современная философия стала чрезмерно рационализированной и стала инструментом технократии . Пик этого процесса они характеризуют как позитивизм , имея в виду как логический позитивизм Венского кружка , так и более широкие тенденции, которые они видели в преемственности этого движения. [11] Критика позитивизма Хоркхаймером и Адорно подверглась критике как слишком широкая; их особенно критикуют за интерпретацию Людвига Витгенштейна как позитивиста (в то время был опубликован только его «Логико-философский трактат» , а не его более поздние работы) и за неспособность рассмотреть критику позитивизма изнутри аналитической философии . [12]

Чтобы охарактеризовать эту историю, Хоркхаймер и Адорно опираются на широкий спектр материалов, включая философскую антропологию, содержащуюся в ранних трудах Маркса, сосредоточенную на понятии « труд »; и Ницше Генеалогия морали возникновение совести через отказ от воли к власти ; « Рассказ Фрейда в Тотеме и табу» о возникновении цивилизации и закона в убийстве первородного отца; [13] и этнологическое исследование магии и ритуалов в первобытных обществах; [14] а также мифоведение , филология и литературный анализ . [15]

Адорно и Хоркхаймер утверждают, что антисемитизм — это глубоко укоренившееся иррациональное явление, возникшее из-за провала проекта Просвещения и внутренних противоречий буржуазного общества. Они утверждают, что евреи служат универсальным козлом отпущения, на которого отдельные люди и общества проецируют свои самые глубокие страхи, тревоги и неврозы. Согласно их анализу, сложный и зачастую противоречивый характер современной жизни порождает чувство отчуждения , бессилия и психологического стресса. Не имея возможности противостоять этим чувствам напрямую, люди стремятся выразить их вовне, идентифицируя реального « другого », виноватого в своих проблемах. Евреи с их исторически маргинальным статусом и предполагаемой связью с разрушительными силами современности становятся идеальной мишенью для этой проекции. [1]

Адорно и Хоркхаймер предполагают, что антисемитские стереотипы евреев , такие как предполагаемая жадность, хитрость и безродность , не основаны на какой-либо объективной реальности, а скорее отражают бессознательные страхи и желания самих антисемитов. Приписывая евреям свои собственные негативные импульсы, они способны сохранять чувство психологической целостности и моральной чистоты. Эта иррациональная, проективная ненависть еще больше подкрепляется экономическим негодованием и националистической идеологией, которые создают более широкую социальную основу для антисемитизма. В конечном счете, Адорно и Хоркхаймер рассматривают преследование евреев как симптом неразрешенных противоречий и патологий современного общества, справиться с которыми можно только посредством радикальной критики проекта Просвещения и социальных условий, поддерживающих его. [1]

Авторы ввели термин «культурная индустрия» , утверждая, что в капиталистическом обществе массовая культура сродни фабрике, производящей стандартизированные культурные товары — фильмы, радиопрограммы, журналы и т. д. [16] Эти гомогенизированные культурные продукты используются для манипулирования массовым обществом, принуждения его к послушанию и пассивности. [17] Появление радио, средства массовой информации , больше не предоставляет слушателю никакого механизма ответа, как это было в случае с телефоном. Вместо этого слушатели больше не субъекты, а пассивные вместилища, подвергающиеся «авторитарному воздействию одних и тех же программ, транслируемых разными станциями». [18]

Связывая Просвещение и тоталитаризм с маркиза де Сада работами - особенно Жюльетты в экскурсе II - текст также способствует патологизации садомазохистских желаний, как обсуждает историк сексуальности Элисон Мур. [19]

Издания [ править ]

Книга была впервые опубликована под названием Philosophische Fragmente в Нью-Йорке в 1944 году Институтом социальных исследований , который переехал из Франкфурта-на-Майне десятью годами ранее. Переработанная версия была опубликована под названием «Dialektik der Aufklärung» в Амстердаме Керидо в 1947 году. Она была переиздана во Франкфурте С. Фишером в 1969 году с новым предисловием авторов.

Было два английских перевода: первый — Джона Камминга (Нью-Йорк: Herder and Herder , 1972; переиздания Версо с 1979 года — в обратном порядке имен авторов), а другой — основанный на окончательном тексте из собрания сочинений Хоркхаймера. Эдмунд Джефкотт (Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета, 2002).

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Макс Хоркхаймер ; Теодор В. Адорно (1972) [1947]. Диалектика Просвещения . Перевод Джона Камминга. Нью-Йорк: Гердер и Гердер . ISBN  0-8047-3633-2 . OCLC   48851495 .
  2. ^ Шмидт, Джеймс (1998). « Язык, мифология и Просвещение: исторические заметки о диалектике Просвещения Хоркхаймера и Адорно». ". Социальные исследования . 65 (4): 807-38 (с.809).
  3. ^ Чикай, Клейтон (04 мая 2023 г.). «Диалектика Просвещения: работа Адорно и Хоркхаймера в 6 частях» . Коллекционер . Проверено 22 марта 2024 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хелд, Д. (1980). Введение в критическую теорию: от Хоркхаймера до Хабермаса . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хоркхаймер, Макс; Адорно, Теодор В. (2002) [1947]. Шмид Нёрр, Гунцелин (ред.). Диалектика Просвещения: Философские фрагменты (PDF) . Перевод Джефкотта, Эдмунда. Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-3632-4 .
  6. ^ Хабермас, Юрген . [1985] 1987. Философский дискурс современности: двенадцать лекций , перевод Ф. Лоуренса. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 116: «Критическая теория изначально была разработана в кругу Хоркхаймера, чтобы осмыслить политические разочарования по поводу отсутствия революции на Западе, развития сталинизма в Советской России и победы фашизма в Германии. Предполагалось, что она объясняет ошибочные марксистские прогнозы. но не нарушая марксистских намерений».
  7. ^ Дубиэль, Хельмут (1985) [1978]. Теория и политика: исследования по развитию критической теории . Перевод Грегга, Бенджамина Гринвуда. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 207. ИСБН  0-262-04080-8 .
  8. ^ Поллок, Фридрих. 1941. «Является ли национал-социализм новым порядком?» Исследования по философии и социальным наукам 9 (2): 440–45. п. 453.
  9. ^ ван Рейен, Виллем и Ян Брансен. «Исчезновение классовой истории в диалектике Просвещения». В Диалектике Просвещения . п. 248.
  10. ^ Хабермас, Юрген. 1982. « Переплетение мифа и Просвещения: перечитывание« Диалектики Просвещения » ». Новая немецкая критика 26 (4): 13-30. дои : 10.2307/488023 . JSTOR   488023 .
  11. ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета . п. 244–5. ISBN  978-0-226-40336-6 .
  12. ^ Джозефсон-Шторм (2017 , стр. 242, 243–4)
  13. ^ Диалектика Просвещения , 7, 159, 162.
  14. ^ Диалектика Просвещения , 10, 256.
  15. ^ Мур, Элисон (сентябрь 2010 г.). «Садовская природа и разумная мораль в «Диалектике просвещения» Адорно/Хоркхаймера ». Психология и сексуальность . 1 (3): 249–260. дои : 10.1080/19419899.2010.494901 . S2CID   143713118 .
  16. ^ стр. 94–5, цитата:

    Культура сегодня заражает все однообразием. Кино, радио и журналы образуют систему. Каждая ветвь культуры единодушна внутри себя и все единодушны вместе. Даже эстетические проявления политических противоположностей провозглашают один и тот же негибкий ритм... Вся массовая культура в условиях монополии одинакова... Кино и радио больше не должны позиционировать себя как искусство. Тот факт, что они не что иное, как бизнес, используется в качестве идеологии для легализации мусора, который они намеренно производят.

  17. ^ стр. 94–5, цитата:

    ...Утверждается, что стандартизированные формы изначально были созданы из потребностей потребителей: именно поэтому они принимаются с таким небольшим сопротивлением. В действительности, цикл манипуляций и ретроактивных потребностей все сильнее объединяет систему.

  18. ^ стр. 95–6, цитата:

    Переход от телефона к радио четко разграничил роли. Первые щедро позволяли участнику играть роль субъекта. Последний демократическим путем делает всех равными слушателями, чтобы в авторитарной манере подвергать их воздействию одних и тех же программ, выпускаемых разными станциями. Никакого механизма ответа не разработано...

  19. ^ Мур, Элисон М. 2015. Сексуальные мифы современности: садизм, мазохизм и историческая телеология . Лэнхэм: Лексингтонские книги . ISBN   978-0-7391-3077-3 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f25974bb7dd80198b6fc11d7c9f9c247__1717876860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/47/f25974bb7dd80198b6fc11d7c9f9c247.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dialectic of Enlightenment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)