Затмение разума (Хоркхаймер)
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Макс Хоркхаймер |
---|---|
Предмет | Философия |
Издатель | Издательство Оксфордского университета |
Дата публикации | 1947 |
Тип носителя | Распечатать |
Часть серии о |
Франкфуртская школа |
---|
![]() |
«Затмение разума» — книга Макса Хоркхаймера , немецкого философа и социолога, который был ключевой фигурой во Франкфуртской школе критической теории , вышедшей в 1947 году . В книге Хоркхаймер утверждает, что в современности концепция разума свелась к простому инструменту достижения практических целей, а не к средству понимания объективной истины. Он утверждает, что это «затмение разума» привело к росту авторитаризма , а также к доминированию манипулятивной « культурной индустрии », которая служит интересам власть имущих. Хоркхаймер утверждает, что для противодействия этим тенденциям необходимо разработать более содержательную и критическую форму разума, основанную на приверженности эмансипации человека и стремлении к более справедливому обществу. [1] [2]
Резюме [ править ]
Хоркхаймер занимается концепцией разума в истории западной философии . [3] Он определяет истинный разум как рациональность . [3] чему можно способствовать только в среде свободного критического мышления. Он подробно описывает разницу между объективным , субъективным и инструментальным разумом и утверждает, что мы перешли от первого через центр ко второму (хотя субъективный и инструментальный разум тесно связаны). Объективный разум имеет дело с универсальными истинами, которые диктуют, является ли действие правильным или неправильным. Это конкретная концепция и сила в мире, требующая определенных моделей поведения. Объективная способность разума фокусируется на целях, а не на средствах. Субъективный разум — это абстрактная концепция разума, фокусирующаяся в первую очередь на средствах. В частности, разумная природа цели действия не имеет значения - цели служат только цели субъекта (как правило, саморазвитию или сохранению). Быть «разумным» в этом контексте означает быть пригодным для определенной цели, быть «годным для чего-то другого». Этот аспект разума универсален и легко дает идеология . В инструментальном разуме единственным критерием разума является его операциональная ценность или целенаправленность, и при этом идея истины становится зависимой от простого субъективного предпочтения (отсюда и связь с субъективным разумом).
Хоркхаймер утверждает, что современная философия все чаще защищает субъективную рациональность до такой степени, что отвергает любую форму смысла или объективной рациональности и допускает технократию . Упадок объективной рациональности в философии он связывает с механическим мировоззрением , разочарованием и упадком веры в живую или целостную природу. Хотя он осуждает широкий спектр современных философских школ, Хоркхаймер утверждает, что эти тенденции воплощены в позитивизме , термине, который он определяет широко. [4]
Поскольку правит субъективный/инструментальный разум, идеалы общества, например демократические идеалы , становятся зависимыми от «интересов» людей, а не от объективных истин. Тем не менее Хоркхаймер признает, что объективный разум имеет свои корни в Разуме (« Логос » по-гречески) субъекта. Он заключает:
Если под просвещением и интеллектуальным прогрессом мы подразумеваем освобождение человека от суеверной веры в злые силы, в демонов и фей, в слепую судьбу – короче говоря, освобождение от страха, – то осуждение того, что сейчас называется разумом, является величайшей услугой, которую мы можем оказать. оказывать. [5] [6]
Влияние [ править ]
Аргумент Хоркхаймера в «Затмении разума» о том, что социальные репрессии требуют подавления природной среды и человеческой природы, повлиял на более позднее развитие экофеминизма . [7]
Библиография [ править ]
- Затмение разума . Издательство Оксфордского университета. 1947. ISBN 9781847144645 .
Затмение разума.
; перепечатка Международной издательской группы Continuum, 2004 г., ISBN 978-0-8264-7793-4
Ссылки [ править ]
- ^ «Макс Хоркхаймер» . Архивировано из оригинала 12 января 2010 г. Проверено 10 марта 2011 г.
- ^ «Литературная энциклопедия | Затмение разума» . litencyc.com . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Дом – Файлер» . filer.case.edu. Архивировано из оригинала 29 января 2010 г. Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 244. ИСБН 978-0-226-40336-6 .
- ^ Затмение разума, Seabury Press, 1974 (первоначально 1941). стр. 187
- ^ Хоркхаймер, Макс (январь 1974 г.). Затмение разума . ISBN 9780826400093 .
- ^ Эпштейн, Барбара (1991). Политический протест и культурная революция: ненасильственные прямые действия в 1970-х и 1980-х годах . Издательство Калифорнийского университета. п. 177 .