Jump to content

Минимальная мораль

Минима Моралии: размышления о поврежденной жизни
Обложка немецкого издания
Автор Теодор В. Адорно
Оригинальное название Минима Моралии: Размышления о поврежденных жизнях
Язык немецкий
Предмет Философия
Опубликовано 1951
Место публикации Германия
Тип носителя Распечатать

Minima Moralia: Reflections from Damaged Life (нем. Minima Moralia: Reflexionen aus dem beschädigten Leben ) — книга по критической теории немецкого философа Теодора В. Адорно , вышедшая в 1951 году . Адорно начал писать ее во время Второй мировой войны , в 1944 году, когда он жил в изгнании в Америке, и завершил ее в 1949 году. Первоначально она была написана к пятидесятилетию со дня рождения его друга и сотрудника Макса Хоркхаймера , который был соавтором более ранней книги. Книга «Диалектика Просвещения» с Адорно.

Книга состоит из 153 афоризмов и коротких эссе, размышляющих о природе современной жизни и влиянии капитализма , фашизма и массовой культуры на личность. Адорно критикует отчуждение , конформизм и потерю индивидуальности в современном обществе, утверждая, что условия позднего капитализма все больше затрудняют ведение настоящей, полноценной жизни.

Он исследует такие темы, как превращение культуры в товар, упадок критического мышления и разрушение личных отношений. Историк философии Питер Э. Гордон утверждает, что «задача Minima Moralia - помочь нам увидеть искупительный излишек, который лежит нереализованным в промежутках повседневного опыта». [1]

Книга оказала глубокое влияние на развитие критической теории и, наряду с другими его основными книгами, продолжала влиять на поколения ученых, писателей и художников в различных областях, включая эстетику , моральную философию , культурологические исследования , социологию и психологию . [2] [3] [4]

Название и подзаголовок

[ редактировать ]

Книга получила свое название от Magna Moralia , работы по этике, которая традиционно приписывалась Аристотелю , хотя современные научные круги приписывают ее более позднему, хотя и симпатизирующему писателю. По словам ученого Питера Э. Гордона , Адорно чувствовал огромную вину «самого факта», что он сбежал от нацистского режима и выжил. «Подзаголовок книги представляет собой запись этой незаживающей раны, горькое признание того, что даже написание об индивидуальном опыте предполагает соучастие в «невыразимых коллективных событиях». [1]

Обзор книги

[ редактировать ]

Как пишет Адорно в посвящении, «печальная наука» (каламбур на ) Ницше «Веселую науку» , о которой идет речь в книге, — это «учение хорошей жизни». [5] центральная тема как греческих, так и еврейских источников западной философии. В середине 20 века Адорно утверждает, что хорошая, честная жизнь уже невозможна, потому что мы живем в бесчеловечном обществе. книги «Жизнь не живет», — гласит вступительная эпиграмма , цитата из Фердинанда Кюрнбергера книги «Америкамуде » . [6] Адорно иллюстрирует это в серии коротких размышлений и афоризмов , на которые разбита книга, переходя от повседневного опыта к тревожным взглядам на общие тенденции позднеиндустриального общества . Рассматриваемые темы включают подрывную природу игрушек, опустошение семьи, неискренность искренности, упадок разговора, рост оккультизма, использование и злоупотребление точками с запятой, а также историю такта. Адорно показывает, как малейшие изменения в повседневном поведении соотносятся с самыми катастрофическими событиями двадцатого века.

Книга признает, что ее корни лежат в «искалеченной жизни» ее автора, одного из многих интеллектуалов, изгнанных фашизмом и которые, по словам Адорно, «без исключения искалечены». Но, как гласит один из его афоризмов: «Осколок в глазу — лучшая лупа». Итак, как осколки, оставшиеся от разбитого зеркала философии, фрагменты книги пытаются пролить свет на подсказки о падении человечества в бесчеловечность в их непосредственном окружении. Своего рода постфилософия, работающая против «ложного целого» собственно философии, «Минима Моралия» твердо придерживается иудео-марксистского видения искупления, которое она называет единственной обоснованной точкой зрения, с помощью которой можно взаимодействовать с глубоко обеспокоенным миром. Проливая «мессианский свет» критики на ландшафт полнейшего негатива, Адорно пытается «негативно спроецировать образ утопии».

Скорбя о безвозвратной утрате рая привилегированного детства, Адорно противопоставляет свое защищенное существование примитивному и антисемитскому «кошмару детства», который он считал зарождающейся формой фашизма. Он отверг любую попытку под эгидой США реконструировать культуру 19-го века, потому что любая такая попытка была бы либо ложной, либо просто привела бы в движение ту же самую динамику, которая породила фашизм, рассуждая, возможно, вдохновленную мысленным экспериментом Ницше. о вечном возвращении.

Искупление должно было стать окончательным разрывом с системой, которую он считал детерминистской в ​​целом, порождая, конечно же, множество альтернативных «виртуальных» историй, но виртуальных историй, которые имели бы общие характеристики. С музыкальной точки зрения, как это видно у Малера , некоторые темы вернутся, сначала в виде трагедии, а затем в виде трагического и убийственного фарса (где фарс Второй империи породил невысказанную, но реальную трагедию резни рабочего класса в Париже в 1871 году ). один не упоминается и не оплакивается, потому что жертвы сегодня не в моде).

  1. ^ Jump up to: а б Гордон, Питер Э. (01 февраля 2022 г.). «Испорченная жизнь Адорно» . Новый государственный деятель . Проверено 4 октября 2023 г.
  2. ^ Бьюкенен, Ян (15 февраля 2018 г.), «Адорно, Теодор» , Словарь критической теории , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198794790.001.0001/acref-9780198794790-e-11?rskey=ijw2fv&result=11 , ISBN  978-0-19-879479-0 , получено 4 октября 2023 г.
  3. ^ Зейдерваарт, Ламберт (9 декабря 2008 г.). «Обзор Теодора Адорно: Ключевые понятия» . ISSN   1538-1617 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Буш, Лоуренс (5 августа 2016 г.). «6 августа: Теодор Адорно» . Еврейские течения . Проверено 4 октября 2023 г.
  5. ^ Адорно, Теодор (1978). Minima Moralia (под ред. EFN Jephcott). Лондон: Версо. п. 15.
  6. ^ Брю, Саша; Хюмер, Вольфганг; Налог, Дэниел (29 октября 2013 г.). Витгенштейн Чтение . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-029469-9 .

Источники

[ редактировать ]
  • Джагги, Рахель (март 2005 г.) «Ни один человек не может сопротивляться»: Минима морали как критика форм жизни», Constellations: Международный журнал критической и демократической теории 12 (1): стр. 65–82;
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 392650883162c6ace37ca5adcdf504ec__1711434420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/ec/392650883162c6ace37ca5adcdf504ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Minima Moralia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)