Минимальная мораль
Автор | Теодор В. Адорно |
---|---|
Оригинальное название | Минима Моралии: Размышления о поврежденных жизнях |
Язык | немецкий |
Предмет | Философия |
Опубликовано | 1951 |
Место публикации | Германия |
Тип носителя | Распечатать |
Часть серии о |
Франкфуртская школа |
---|
Minima Moralia: Reflections from Damaged Life (нем. Minima Moralia: Reflexionen aus dem beschädigten Leben ) — книга по критической теории немецкого философа Теодора В. Адорно , вышедшая в 1951 году . Адорно начал писать ее во время Второй мировой войны , в 1944 году, когда он жил в изгнании в Америке, и завершил ее в 1949 году. Первоначально она была написана к пятидесятилетию со дня рождения его друга и сотрудника Макса Хоркхаймера , который был соавтором более ранней книги. Книга «Диалектика Просвещения» с Адорно.
Книга состоит из 153 афоризмов и коротких эссе, размышляющих о природе современной жизни и влиянии капитализма , фашизма и массовой культуры на личность. Адорно критикует отчуждение , конформизм и потерю индивидуальности в современном обществе, утверждая, что условия позднего капитализма все больше затрудняют ведение настоящей, полноценной жизни.
Он исследует такие темы, как превращение культуры в товар, упадок критического мышления и разрушение личных отношений. Историк философии Питер Э. Гордон утверждает, что «задача Minima Moralia - помочь нам увидеть искупительный излишек, который лежит нереализованным в промежутках повседневного опыта». [1]
Книга оказала глубокое влияние на развитие критической теории и, наряду с другими его основными книгами, продолжала влиять на поколения ученых, писателей и художников в различных областях, включая эстетику , моральную философию , культурологические исследования , социологию и психологию . [2] [3] [4]
Название и подзаголовок
[ редактировать ]Книга получила свое название от Magna Moralia , работы по этике, которая традиционно приписывалась Аристотелю , хотя современные научные круги приписывают ее более позднему, хотя и симпатизирующему писателю. По словам ученого Питера Э. Гордона , Адорно чувствовал огромную вину «самого факта», что он сбежал от нацистского режима и выжил. «Подзаголовок книги представляет собой запись этой незаживающей раны, горькое признание того, что даже написание об индивидуальном опыте предполагает соучастие в «невыразимых коллективных событиях». [1]
Обзор книги
[ редактировать ]Как пишет Адорно в посвящении, «печальная наука» (каламбур на ) Ницше «Веселую науку» , о которой идет речь в книге, — это «учение хорошей жизни». [5] центральная тема как греческих, так и еврейских источников западной философии. В середине 20 века Адорно утверждает, что хорошая, честная жизнь уже невозможна, потому что мы живем в бесчеловечном обществе. книги «Жизнь не живет», — гласит вступительная эпиграмма , цитата из Фердинанда Кюрнбергера книги «Америкамуде » . [6] Адорно иллюстрирует это в серии коротких размышлений и афоризмов , на которые разбита книга, переходя от повседневного опыта к тревожным взглядам на общие тенденции позднеиндустриального общества . Рассматриваемые темы включают подрывную природу игрушек, опустошение семьи, неискренность искренности, упадок разговора, рост оккультизма, использование и злоупотребление точками с запятой, а также историю такта. Адорно показывает, как малейшие изменения в повседневном поведении соотносятся с самыми катастрофическими событиями двадцатого века.
Книга признает, что ее корни лежат в «искалеченной жизни» ее автора, одного из многих интеллектуалов, изгнанных фашизмом и которые, по словам Адорно, «без исключения искалечены». Но, как гласит один из его афоризмов: «Осколок в глазу — лучшая лупа». Итак, как осколки, оставшиеся от разбитого зеркала философии, фрагменты книги пытаются пролить свет на подсказки о падении человечества в бесчеловечность в их непосредственном окружении. Своего рода постфилософия, работающая против «ложного целого» собственно философии, «Минима Моралия» твердо придерживается иудео-марксистского видения искупления, которое она называет единственной обоснованной точкой зрения, с помощью которой можно взаимодействовать с глубоко обеспокоенным миром. Проливая «мессианский свет» критики на ландшафт полнейшего негатива, Адорно пытается «негативно спроецировать образ утопии».
Скорбя о безвозвратной утрате рая привилегированного детства, Адорно противопоставляет свое защищенное существование примитивному и антисемитскому «кошмару детства», который он считал зарождающейся формой фашизма. Он отверг любую попытку под эгидой США реконструировать культуру 19-го века, потому что любая такая попытка была бы либо ложной, либо просто привела бы в движение ту же самую динамику, которая породила фашизм, рассуждая, возможно, вдохновленную мысленным экспериментом Ницше. о вечном возвращении.
Искупление должно было стать окончательным разрывом с системой, которую он считал детерминистской в целом, порождая, конечно же, множество альтернативных «виртуальных» историй, но виртуальных историй, которые имели бы общие характеристики. С музыкальной точки зрения, как это видно у Малера , некоторые темы вернутся, сначала в виде трагедии, а затем в виде трагического и убийственного фарса (где фарс Второй империи породил невысказанную, но реальную трагедию резни рабочего класса в Париже в 1871 году ). один не упоминается и не оплакивается, потому что жертвы сегодня не в моде).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гордон, Питер Э. (01 февраля 2022 г.). «Испорченная жизнь Адорно» . Новый государственный деятель . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ Бьюкенен, Ян (15 февраля 2018 г.), «Адорно, Теодор» , Словарь критической теории , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198794790.001.0001/acref-9780198794790-e-11?rskey=ijw2fv&result=11 , ISBN 978-0-19-879479-0 , получено 4 октября 2023 г.
- ^ Зейдерваарт, Ламберт (9 декабря 2008 г.). «Обзор Теодора Адорно: Ключевые понятия» . ISSN 1538-1617 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Буш, Лоуренс (5 августа 2016 г.). «6 августа: Теодор Адорно» . Еврейские течения . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ Адорно, Теодор (1978). Minima Moralia (под ред. EFN Jephcott). Лондон: Версо. п. 15.
- ^ Брю, Саша; Хюмер, Вольфганг; Налог, Дэниел (29 октября 2013 г.). Витгенштейн Чтение . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-029469-9 .
Источники
[ редактировать ]- Джагги, Рахель (март 2005 г.) «Ни один человек не может сопротивляться»: Минима морали как критика форм жизни», Constellations: Международный журнал критической и демократической теории 12 (1): стр. 65–82;