Jump to content

Философский дискурс современности

Философский дискурс современности
Обложка немецкого издания
Автор Юрген Хабермас
Оригинальное название Философский дискурс современности: двенадцать лекций
Переводчик Фредерик Лоуренс
Язык немецкий
Предмет Современность
Издатель Зуркамп Верлаг , MIT Press
Дата публикации
1985
Место публикации Германия
Опубликовано на английском языке
1987
Тип носителя Распечатать
Страницы 430 (английское издание)
ISBN 0-262-58102-7

«Философский дискурс современности: двенадцать лекций » ( нем . Der Philosophische Diskurs der Moderne: Zwölf Vorlesungen ) — книга философа Юргена Хабермаса 1985 года , в которой автор реконструирует и подробно рассматривает ряд философских подходов к критике модерна. разум и Просвещения «проект» со времен Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Фридриха Ницше , включая работы философов 20-го века Макса Хоркхаймера , Теодора Адорно , Мартина Хайдеггера , Мишеля Фуко , Жака Деррида , Корнелиуса Касториадиса и Никласа Лумана . Работа рассматривается как важный вклад в критическую теорию Франкфуртской школы . Его характеризуют как критическую (в основном негативную) оценку концепции раскрытия мира в современной философии. [1]

Английский перевод Фредерика Г. Лоуренса был опубликован в 1987 году. [2] Французский перевод Кристиана Бушендома и Райнера Рохлица был опубликован в 1988 году. [3]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Хабермас представляет собой очерк «культурного самопонимания современности», возникшего в Европе в восемнадцатом и девятнадцатом веках, и пытается восстановить «исторический контекст западного рационализма», в котором современность или модернизация (более узко понимаемая с точки зрения социальные и экономические преобразования) [4] Первоначально понималось одновременно как процесс разочарования и отчуждения , а также как «историческая объективация рациональных структур». [5] Эта презентация подготавливает почву для более широкого аргумента книги, а именно, что, упуская из виду «культурный импульс современности» и отказываясь от проекта современности в целом, европейские интеллектуалы на обоих концах политического спектра проигнорировали освободительное измерение европейского Просвещения и тем самым отказались от единственного средства разработки последовательной и имманентной критики самой современности.

Современность определяется Хабермасом как совокупность проблем, связанных с проблемой времени, проблем, порожденных трансформацией европейского общества в соответствии с тем, что Гегель называл «принципом субъективности » , представлением индивидуальной автономии как сущности человека. [6] Эта свобода от всех форм внешней власти , которая включает в себя как природу , так и традицию , означает, что субъект «должен создать свою нормативность из самого себя»; [7] поскольку он свободен, он не может принять никакую ценность или закон, которые не признает как свои собственные. Другими словами, субъективность определяется «правом на критику: принцип современного мира требует, чтобы то, что каждый должен признать, открывалось перед ним как нечто, имеющее право на признание». [8] Поскольку субъект желает только тех законов, которые признает разумными, законов, которые «самоограничены и самообязательны», субъект желает только самого себя, или, говоря гегелевскими терминами, он «желает Воли»: «Воля свободна » . только тогда, когда оно не желает ничего чужого, внешнего, чуждого себе (пока оно делает это, оно зависимо), а желает только самого себя – желает Воля. Это абсолютная Воля – желание быть свободным». [9]

Согласно Хабермасу, Ницше предпринимает критику «субъектно-центрированного разума», современных форм познания и этики с точки зрения, которая лишь кажется « генеалогической », то есть исторически находящейся вне современности и мышления Просвещения. архаическая, дионисическая эпоха мифа, предшествовавшая формированию современной субъективности в отказе от инстинкта или «жизни». Он рассматривает аргумент Ницше о том, что все моральные и когнитивные претензии (вместе с рациональным субъектом) являются историческими продуктами власти, вынужденной замкнуться в себе из-за своей неспособности разрядить себя, не как основанный на генеалогии современности, а, скорее, как критика современного мира. познавательный и практический предмет с точки зрения столь же современной эстетики (которую Ницше «переносит», по Хабермасу, «в архаику»), возводя «суждение вкуса искусствоведа в модель оценочного суждения». Другими словами, критика субъекта Ницше основана на современном эстетическом опыте – в частности, на «болезненной дедифференциации, де-разграничении личности, слиянии с аморфной природой внутри и снаружи», – который предполагает современный субъект. сам. Таким образом, то, что выступает у Ницше как историческая «другая» причина, на самом деле является версией Кантианская эстетика лишена всяких претензий на интерсубъективную значимость.

«Философский дискурс современности» рассматривается как важный вклад в критическую теорию Франкфуртской школы . Его характеризуют как критическую (в основном негативную) оценку концепции раскрытия мира в современной философии. [1]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Николас Компридис, Критика и раскрытие информации: критическая теория между прошлым и будущим (Кембридж: MIT Press, 2006).
  2. ^ См . события в Google Книгах .
  3. ^ Юрген Хабермас, Философский дискурс современности: Двенадцать конференций (Париж: Галлимар, 1988). ISBN   978-2-07-074632-3 .
  4. Хабермас резюмирует эту трансформацию следующим образом: «…понятие модернизации относится к совокупности процессов, которые кумулятивны и взаимно усиливают друг друга: к образованию капитала … развитию производительных сил … установлению централизованной государственной власти и формирование национальной идентичности; к распространению прав на участие в политической жизни, на городские формы жизни и на формальное школьное образование; к секуляризации ценностей и норм». Философский дискурс , 2.
  5. ^ Хабермас, Юрген, Философский дискурс современности . Тр. Фредерик Лоуренс. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1987. 2.
  6. ^ «В современности… религиозная жизнь, государство и общество, а также наука, мораль и искусство превращаются во множество воплощений принципа субъективности». Философский дискурс , 18.
  7. ^ Хабермас, Философский дискурс , 7.
  8. ^ Хабермас, Философский дискурс , 17.
  9. ^ ГВФ Гегель, Философия истории , пер. Дж. Сибри, Буффало: Книги Прометея. 1991, 442.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b324cd694f8572350e4ce73b33a22b45__1587063660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/45/b324cd694f8572350e4ce73b33a22b45.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Philosophical Discourse of Modernity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)