Jump to content

Производительные силы

(Перенаправлено с Производственные силы )

Производительные силы , производительные силы или производительные силы ( нем . Produktivkräfte ) — центральная идея марксизма и исторического материализма .

В Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом собственной критике политической экономии она относится к сочетанию средств труда (инструментов, машин, земли, инфраструктуры и т. д.) с человеческой рабочей силой . Маркс и Энгельс, вероятно, вывели эту концепцию из ссылки Адама Смита на «производительные силы труда» (см., например, главу 8 « Богатства народов» (1776 г.)), хотя немецкий политэконом Фридрих Лист также упоминает концепцию «производительных сил труда». полномочия» в «Национальной системе политической экономии» (1841).

В это понятие входят все те силы, которые прикладывают люди в производственном процессе (тело и мозг, орудия и приемы, материалы, ресурсы, качество взаимодействия рабочих, оборудование), включая те управленческие и инженерные функции, которые технически необходимы для производства. (в отличие от функций социального контроля). Человеческие знания также могут быть производительной силой.

вместе с общественно-техническими отношениями производства Производительные силы составляют исторически специфический способ производства .

Карл Маркс подчеркивал, что средства труда, за немногими исключениями, не являются производительной силой, если они фактически не эксплуатируются, не обслуживаются и не сохраняются живым человеческим трудом. Без применения живого человеческого труда их физическое состояние и ценность ухудшятся, обесценятся или будут уничтожены (примером может служить город-призрак или обесценивание капитала из-за забастовок ).

Сам капитал, будучи одним из факторов производства , начинает рассматриваться в капиталистическом обществе как самостоятельная производительная сила, независимая от труда, субъект, ведущий «собственную жизнь». Действительно, Маркс видит суть того, что он называет «отношением капитала», как суммируемое тем обстоятельством, что «капитал покупает труд», т.е. властью собственности распоряжаться человеческой энергией и рабочим временем, а, следовательно, и неодушевленными «вещами». осуществлять автономную власть над людьми. Что исчезает из поля зрения, так это то, что власть капитала зависит в последней инстанции от человеческого сотрудничества.

«Производство жизни, как своей собственной в труде, так и новой жизни в продолжении рода... выступает как двойное отношение: с одной стороны, как естественное, с другой стороны, как общественное отношение. Под общественным мы понимаем со- деятельность нескольких индивидов, независимо от того, при каких условиях, каким образом и с какой целью. Из этого следует, что определенный способ производства, или промышленная стадия, всегда сочетается с известным способом сотрудничества, или социальной стадией. и этот способ сотрудничества сам по себе является «производительной силой». [1]

Производительную силу сотрудничества начинают рассматривать как производительную силу капитала, поскольку именно капитал насильственно организует людей, а не люди организуют капитал. Маркс считал это высшей реификацией .

В отличие от британской классической экономики, марксистская экономика классифицирует финансовый капитал как элемент производственных отношений, а не как факторы или силы производства («не вещь, а общественное отношение между людьми, установленное с помощью вещей»). [2]

Разрушительные силы

[ редактировать ]

Маркс и Энгельс не верили, что человеческая история характеризуется непрерывным ростом производительных сил. Скорее, развитие производительных сил характеризовалось социальными конфликтами. Одни производительные силы уничтожали другие производительные силы, иногда методы производства терялись или разрушались, а иногда производительные силы могли превратиться в силы разрушительные:

«Как мало высокоразвитых производительных сил застраховано от полного уничтожения, даже при сравнительно очень обширной торговле, доказано финикийцами, чьи изобретения большей частью были надолго утрачены вследствие вытеснения этого народа из торговли, завоевание ее Александром и последующий ее упадок. гарантировано ли постоянство приобретенных производительных сил (...) Конкуренция вскоре вынудила каждую страну, которая хотела сохранить свою историческую роль, защищать свою промышленность [ sic ] обновленными таможенными правилами (старые пошлины больше не были бесполезны против крупной промышленности). ) и вскоре после этого ввела крупную промышленность под протекционистские пошлины. Крупная промышленность универсализировала конкуренцию, несмотря на эти протекционистские меры (это практическая свободная торговля; покровительственная пошлина является лишь паллиативом, мерой защиты в рамках свободной торговли), установила средства связи. а современный мировой рынок, подчинивший себе торговлю, превратил весь капитал в промышленный капитал и тем самым произвел быстрое обращение (развитие финансовой системы) и централизацию капитала. Всеобщая конкуренция заставила всех индивидуумов максимально напрячь свою энергию. Оно уничтожило, насколько это было возможно, идеологию, религию, мораль и т. д., а там, где это было невозможно, превратило их в явную ложь. Она впервые произвела всемирную историю, поскольку поставила все цивилизованные нации и каждого отдельного их члена в зависимость удовлетворения своих потребностей от всего мира, разрушив тем самым прежнюю естественную исключительность отдельных наций. Она подчинила естествознание капиталу и лишила разделения труда последнего подобия его естественного характера. Она уничтожила естественный прирост вообще, насколько это возможно, пока существует труд, и превратила все естественные отношения в денежные отношения. На месте естественно возникших городов возникли современные крупные промышленные города, возникшие в одночасье. Куда бы он ни проникал, он уничтожал ремесла и все прежние ступени промышленности. Это завершило победу торгового города над деревней. [Его первой предпосылкой] была автоматическая система. [Ее развитие] породило массу производительных сил, для которых частная [собственность] стала такой же оковой, как цех был для мануфактуры и маленькая сельская мастерская для развивающегося ремесла. Эти производительные силы получили при системе частной собственности лишь одностороннее развитие и стали для большинства разрушительными силами; более того, великое множество таких сил не могло найти вообще никакого применения внутри этой системы. (...) из обрисованной нами концепции истории мы получаем следующие дальнейшие выводы: (1) В развитии производительных сил наступает этап, когда возникают производительные силы и средства общения, которые при существующих отношениях , причиняют только вред и являются уже не производительными силами, а силами разрушения (машины и деньги); и в связи с этим вызывается класс, который должен нести все тяготы общества, не пользуясь его преимуществами, который, будучи вытеснен из общества, принужден к самому решительному антагонизму со всеми другими классами; класс, который образует большинство всех членов общества и от которого исходит сознание необходимости коренной революции, коммунистическое сознание, которое может, конечно, возникнуть и среди других классов благодаря созерцанию положения этого сорт. (...) Как для производства в массовом масштабе этого коммунистического сознания, так и для успеха самого дела изменение людей в массовом масштабе необходимо, изменение, которое может произойти только в практическом движении. , революция; эта революция необходима, следовательно, не только потому, что господствующий класс не может быть свергнут каким-либо иным способом, но и потому, что свергающий его класс может только в революции успеть избавиться от всей гадости веков и подготовиться к основанию общество заново. (От Немецкая идеология [3] )

Марксистско-ленинское определение в Советском Союзе

[ редактировать ]

В учебнике Института экономики АН СССР (1957, стр. xiv) сказано, что «производительные силы отражают отношение людей к предметам и силам природы, используемым для производства материальных благ». (курсив добавлен) Хотя производительные силы представляют собой человеческую деятельность, концепция производительных сил включает в себя концепцию, согласно которой технология опосредует отношения между человеком и природой. Производительные силы не включают в себя предмет труда (обрабатываемое сырье или материалы природы). Производительные силы — это не то же самое, что средства производства . Маркс выделил три компонента производства: человеческий труд, предмет труда и средства труда (1967, с. 174). Производительные силы — это союз человеческого труда и средств труда; Средства производства представляют собой соединение предмета труда и средств труда. (Институт экономики АН СССР, 1957, стр. xiii).

С другой стороны, в Большой советской энциклопедии (1969–1978) говорится:

Главными производительными силами общества являются люди — участники общественного производства, или рабочие и трудящиеся массы вообще (Маркс К. и Энгельс Ф., т. 46, ч. 1, с. 403; Ленин В. И., Полн. собр. соч.). ., 5-е изд., т. 38, с. 359). <…>

Путем целенаправленного расходования рабочей силы в трудовой деятельности человек «объективирует» или воплощает себя в материальном мире. Материальные элементы производительных сил (средства производства и средства потребления) являются продуктом человеческого разума и труда. К средствам производства относятся средства труда, передающие воздействие человека на природу, и предметы труда, к которым применяется человеческий труд. Важнейшими компонентами средств труда являются орудия труда (например, орудия, приспособления, машины).

(Из «Производительные силы». — Большая советская энциклопедия: в 30 томах. — Москва: «Советская энциклопедия», 1969–1978. ; английская веб-версия статьи [2] ; оригинальная версия на русском языке [3] ).

Согласно этому, производительные силы имеют такую ​​структуру:

  • Люди (человеческая рабочая сила)
  • Средства (материальные элементы производительных сил)
    • Средства производства
      • Средства труда
        • Орудия труда
      • Объекты труда (также известные как Предмет труда)
    • Средства потребления

Марксизм в СССР служил основной философской парадигмой или платформой и развивался как наука. Поэтому различные взгляды, гипотезы и подходы широко обсуждались, проверялись и уточнялись со временем.

Реификация технологии

[ редактировать ]

Другие интерпретации, иногда под влиянием постмодернизма и концепции товарного фетишизма , напротив, подчеркивают овеществление сил технологии, которое, как утверждается, происходит в результате отделения техники от производителей и ложного приписывания технологии человеческих сил как автономной силы, эффектом является перспектива неизбежного и неостановимого технологического прогресса, действующего вне всякого человеческого контроля и невосприимчивого к человеческому выбору.

В свою очередь, это, как говорят, приводит к натурализации и легитимации социальных механизмов, созданных людьми, утверждая, что они технически неизбежны. Ошибка здесь, по-видимому, состоит в том, что социальные отношения между людьми путают и смешивают с техническими отношениями между людьми и вещами и объектными отношениями между вещами; но эта ошибка считается спонтанным результатом функционирования универсального рынка и процесса коммерциализации .

Производительность

[ редактировать ]

Концепция производительных сил Маркса также имеет определенное значение для экономических дискуссий о значении и измерении производительности .

Современная экономическая теория рассматривает производительность с точки зрения предельного продукта факторов производства . Маркс теоретизирует производительность в рамках капиталистического способа производства с точки зрения социальных и технических отношений производства , используя концепцию органического состава капитала и стоимости продукта . Он предполагает, что не существует полностью нейтрального взгляда на производительность; то, как определяется производительность, зависит от ценностей и интересов людей. Таким образом, разные социальные классы имеют разные представления о производительности, отражающие их собственное положение в жизни и порождающие разные представления о производительном и непроизводительном труде .

Китайский контекст

[ редактировать ]

В 1984 году Дэн Сяопин заявил, что «фундаментальной задачей социалистического этапа является развитие производительных сил». [4] По мнению Дэна, «только путем постоянного развития производительных сил страна может постепенно стать сильной и процветающей, с повышающимся уровнем жизни». [5]

Дэн Сяопин в 1988 году назвал науку и технику основной производительной силой. [6] : 100  Эта идея была включена в теорию Дэн Сяопина . [6] : 100 

  • Карл Маркс, Бедность философии.
  • Карл Маркс, Немецкая идеология
  • Карл Маркс, «Формула Троицы», глава 48 третьего тома «Капитала» Маркса .
  • Иосиф В. Сталин, Диалектический и исторический материализм .
  • Г. А. Коэн , Теория истории Карла Маркса: защита .
  • Перри Андерсон, Аргументы внутри английского марксизма .
  • Исаак И. Рубин, Очерки теории стоимости Маркса .
  • Бертелл Оллман, Отчуждение: Марксовая концепция человека в капиталистическом обществе .
  • Костас Акселос, Отчуждение, практика и техне в мысли Карла Маркса .
  • Питер Л. Бергер, Пирамиды жертвоприношений .
  • Джон Кеннет Гэлбрейт, Новое индустриальное государство .
  • Жак Эллюль, Технологическое общество .
  • Лео Кофлер, Технологическая рациональность в позднем капитализме .
  • Анвар Шейх , «Законы производства и законы алгебры: обманная производственная функция», в «Обзоре экономики и статистики» , том 56 (1), февраль 1974 г., стр. 115–120.
  • Франсиско Луса и Кристофер Фриман, «Время идет»; От промышленных революций к информационной революции .
  • Дэвид Ф. Ноубл, «Прогресс без людей: в защиту луддизма»
  • Институт экономики АН СССР (1957). Политическая экономия: Учебник . Лондон: Лоуренс и Уишарт.
  • Маркс, Карл (1867 | 1967). Капитал Том. Я. Нью-Йорк: Международные издательства.
Специфический
  1. ^ «Немецкая идеология» .
  2. ^ Маркс, Карл. [1] Das Kapital , Vol. I, Ch. 33, любезно предоставлено www.marxists.org.
  3. ^ «Немецкая идеология» .
  4. ^ Чжан, Юянь; Фэн, Вэйцзян (2018). Путь мирного развития в Китае . Спрингер Природа Сингапур. п. 59.
  5. ^ Лу, Ян (2016). Китайско-индийские отношения в современном мире. Динамика национальной идентичности и интересов . Тейлор и Фрэнсис . п. 53.
  6. ^ Перейти обратно: а б Ху, Ричард (2023). Переосмысление китайского города . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN  978-0-231-21101-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b634a9ebf0ab8dd45e00e23a1ac3a70f__1706792160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/0f/b634a9ebf0ab8dd45e00e23a1ac3a70f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Productive forces - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)