Черные якобинцы
![]() Обложка 1-го издания | |
Автор | CLR Джеймс |
---|---|
Предмет | Гаитянская революция |
Жанр | История |
Опубликовано | 1938 год |
Издатель | Секер и Варбург Лтд. |
Место публикации | Великобритания |
«Черные якобинцы: Туссен Л'Увертюр и революция Сан-Доминго» — это книга тринидадского историка К. Л. Р. Джеймса , вышедшая в 1938 году , об истории гаитянской революции 1791–1804 годов.
Для исследования этой работы он отправился в Париж, где встретил гаитянского военного историка Альфреда Огюста Немура . Текст Джеймса помещает революцию в контекст Французской революции и фокусируется на руководстве Туссена Л'Увертюра , который родился рабом, но добился выдающегося положения, поддерживая французские революционные идеалы свободы и равенства . Эти идеалы, которые многие французские революционеры не поддерживали последовательно в отношении чернокожего человечества своих колониальных владений, были, по словам Джеймса, с большей чистотой восприняты преследуемыми чернокожими Гаити ; такие идеалы «значили для них гораздо больше, чем для любого француза». [1]
Джеймс исследует жестокие условия рабства, а также социальный и политический статус рабовладельцев, бедных или «маленьких» белых и «свободных» чернокожих и мулатов, приведших к революции. В книге исследуется динамика экономики Карибского бассейна и европейской феодальной системы в эпоху, предшествовавшую гаитянской революции, и рассматривается каждая революция в сравнительной исторической и экономической перспективе.
Туссен Л'Увертюр становится центральным и символическим персонажем в повествовании Джеймса о гаитянской революции. Его полное воплощение революционных идеалов того периода было, по мнению Джеймса, непостижимым даже для революционных французов, которые, казалось, не осознавали актуальности этих идеалов в умах и духах людей, выходящих из рабства. Л'Увертюр вызывающе заявлял, что он намерен «перестать жить, прежде чем благодарность умрет в моем сердце, прежде чем я перестану быть верным Франции и своему долгу, прежде чем бог свободы будет осквернен и запятнан либертицидами, прежде чем они смогут вырвите из моих рук тот меч, то оружие, которые Франция доверила мне для защиты своих прав и прав человечества, для торжества свободы и равенства». [1]
французская буржуазия не могла понять эту мотивацию и приняла ее за риторику или напыщенность. По мнению Джеймса, [1] «Реки крови должны были пролиться прежде, чем они это поняли», — пишет Джеймс. [1]
Джеймс писал в «Черных якобинцах» , что «жестокость собственности и привилегий всегда более жестока, чем месть за бедность и угнетение. Ибо одна направлена на увековечивание возмущенной несправедливости, а другая - всего лишь мимолетная страсть, которая вскоре утихает». [2]
Исторический и социальный контекст
[ редактировать ]Книга была впервые опубликована в Лондоне в 1938 году издательством Secker & Warburg , которое недавно опубликовало «Мятную аллею» Джеймса в 1936 году и «Мировую революцию» в 1937 году. Надвигающаяся мировая война была признана и упомянута в тексте Джеймсом, который жил в Англии. с 1932 г.; в своем предисловии он помещает написание истории в контекст «грохота тяжелой артиллерии Франко , грохота расстрельных команд Иосифа Сталина и яростного пронзительного революционного движения, стремящегося к ясности и влиянию». [3] В более позднем отрывке Джеймс пишет о рабах в первые дни французского революционного насилия: «Рабы только наблюдали, как их хозяева уничтожали друг друга, как африканцы наблюдали за ними в 1914–1918 годах , и вскоре будут наблюдать за ними снова». [4] О своем тексте Джеймс предполагает, что «если бы он был написан при других обстоятельствах, это была бы другая, но не обязательно лучшая книга». [3] он встретил Альфреда Огюста Немура Во время работы над книгой в Париже. Немур, гаитянский дипломат, написал «Военную историю войны за независимость Сен-Доминго» в 1925 году, когда Гаити находилась под оккупацией США . [5]
Писать историю становится все труднее. Силу Бога или слабость человека, христианство или божественное право королей управлять неправильно, легко можно сделать ответственными за падение государств и рождение новых обществ. Такие элементарные концепции охотно поддаются повествовательной обработке, и от Тацита до Маколея , от Фуицидида до Грина традиционно известные историки были скорее художниками, чем учеными: они писали так хорошо, потому что видели так мало. Сегодня в силу естественной реакции мы склонны к персонификации социальных сил, при этом великие люди являются просто или почти инструментами в руках экономической судьбы. Как это часто бывает, истина не лежит посередине. Великие люди творят историю, но только такую историю, которую они могут создать. Их свобода достижений ограничена потребностями их окружения. Изобразить пределы этих потребностей и реализацию, полную или частичную, всех возможностей — вот истинная задача историка. [3]
Размышления Джеймса о контексте его произведений перекликаются с его опасениями по поводу контекста событий в традиционном изложении. По мнению некоторых комментаторов, книга представляет собой вызов общепринятой «географии» истории, которая обычно идентифицирует национальные истории государств как дискретные явления, причем « западная цивилизация », в частности, отделена от ее реальных составляющих элементов. [6] В «Черных якобинцах» , по словам Эдварда Саида , «события во Франции и на Гаити перекрещиваются и отвечают друг другу, как голоса в фуге». [6] «Черные принимали участие в разрушении европейского феодализма », по словам Джеймса, и, по мере того как рабочие и крестьяне Франции ожесточились в своем сопротивлении местной тирании, они также стали страстными аболиционистами, несмотря на их географическую удаленность от французского рабовладельческого предприятия. в Западном полушарии. [7]
Черные якобинцы были охарактеризованы как демонстраторы того, что «Французская революция не была повстанческим опытом, ограниченным Европой». [7] Учитывая его происхождение как раба на колонизированной земле и безошибочное течение французской революционной идеологии, которую он впитал и поддерживал, Туссен Л'Увертюр становится, согласно одному из прочтений Джеймса, не просто выдающимся лидером островного восстания, но « апогей революционных доктрин, лежащих в основе Французской революции». [7]
Текст
[ редактировать ]Джеймс намеревается предложить взгляд на события, учитывающий точку зрения европейцев и белых, но не оставляющий их бесспорными. Для Джеймса пренебрежение и маргинализация, с которыми столкнулись революционные усилия рабов, были не только проблемой современной историографии , но и проблемой в каждый исторический момент, начиная с революции и на протяжении всего ее периода. В то время как Туссен Л'Увертюр намеревался защищать и поддерживать человеческое достоинство, почерпнутое им из французской революционной литературы, и особенно из Рейналя , по словам Джеймса, « фелььянты и якобинцы во Франции, белые и мулаты в Сан-Доминго (Сен-Доминго) , все еще смотрели на восстание рабов как на огромный бунт, который со временем будет подавлен, как только разделение между рабовладельцами будет преодолено». [8] По словам Джеймса, в повествовании о гаитянской революции в значительной степени доминировали далекие, иностранные или оппортунистические рассказчики, которые делали акцент на своих собственных предпочтениях. Об этой пластичности исторического повествования Джеймс так думает о Французской революции: «Если бы монархисты были белыми, буржуазия — коричневыми, а массы Франции — черными, Французская революция вошла бы в историю как расовая война». [9]

Туссен Л'Увертюр — центральная фигура в рассказе Джеймса о гаитянской революции. Хотя он родился рабом, Джеймс пишет о Туссене, «и телом, и разумом он был далеко за пределами среднего раба». [10] Туссен присоединился к революции после ее начала и сразу же стал считаться лидером, организовавшим гаитянский народ в силу, способную сломить власть французов в колонии Сан-Доминго. Он стал одновременно мощным, объединяющим символом движения порабощенных африканцев к свободе и выдающимся политиком: «невероятно одаренный, он воплотил решимость своего народа никогда, никогда больше не быть рабами». [1] Джеймс подчеркивает творчество и мысли Туссена и подробно цитирует его, чтобы продемонстрировать то, как этот человек существовал в политическом отношении, часто в отличие, по мнению Джеймса, от того, что о нем было написано. Джеймс считает, что слова Туссена лучше всего передают его личность и гений, что тем более примечательно, учитывая его маловероятное происхождение:
Перикл , Том Пейн , Джефферсон , Маркс и Энгельс были людьми гуманитарного образования, сформированными в традициях этики, философии и истории. Туссен был рабом, не прошло и шести лет после рабства, он нес в одиночестве непривычное бремя войны и управления, диктовал свои мысли грубыми словами на сломанном диалекте, который писали и переписывали его секретари, пока их преданность и его воля не вбили их в адекватная форма. [1]
В одном письме, которое подробно цитирует Джеймс и отправленном Туссеном Директории в то время, когда французские колонисты сговорились восстановить рабовладельческую систему, Туссен писал, что свобода подвергалась нападкам со стороны колонистов под «завесой патриотизма»:
К нам уже вмешались вероломные эмиссары, чтобы заквасить разрушительную закваску, приготовленную руками либертицидов. Но им это не удастся. Клянусь всем, что свобода считает самым священным. Моя привязанность к Франции, мое знание чернокожих делают моим долгом не оставлять вас в неведении ни о преступлениях, которые они замышляют, ни о клятве, которую мы возобновляем, похоронить себя под руинами страны, возрожденной свободой, вместо того, чтобы страдать от возвращение рабства.
В предисловии к британскому изданию 1980 года, опубликованному Allison & Busby , [11] Джеймс объясняет, что он был «специально подготовлен к написанию «Черных якобинцев », поскольку вырос в Тринидаде и глубоко исследовал русскую революцию , изучая марксизм в Англии. [12] В этом предисловии, написанном спустя 42 года после первой публикации работы, Джеймс обсуждает свое собственное прошлое, причины, по которым он вел хронику истории, и основных людей, которые повлияли на работу. Он заявил, что надеется, что другие подробно расскажут о его исследовании. Зная о некоторых нападках на его книгу, Джеймс чувствовал, что никто не может оспорить точность его истории; он «никогда не беспокоился о том, что они найдут, будучи уверенным, что [его] фундамент останется нетленным». [12]
О своем тексте о «единственном успешном восстании рабов в истории» [3] Джеймс пишет: «Я решил написать книгу, в которой африканцы или люди африканского происхождения вместо того, чтобы постоянно быть объектом эксплуатации и жестокости других народов, сами будут предпринимать масштабные действия и формировать других людей, чтобы они свои собственные нужды». [13] Джеймс скептически отзывается о попытках Великобритании подавить работорговлю, используя Уильяма Уилберфорса в качестве подставного лица. Джеймс утверждает, что фактическая озабоченность британцев была стратегической, и что их гуманитарный интерес в отмене рабства на самом деле был прагматическим интересом, поскольку он подрывал французов, ограничивая доступ к рабскому труду для наиболее прибыльных колоний Франции. [14]
Издания
[ редактировать ]- 1938 - Лондон: Секер и Варбург.
- 1963 - Нью-Йорк: Vintage Books / Random House , с приложением «От Туссена Л'Увертюра до Фиделя Кастро»
- 1980 — Лондон: Эллисон и Басби , с новым предисловием К.Л.Р. Джеймса.
- 2011 — Penguin Books , с введением и примечаниями Джеймса Уолвина
Критический ответ
[ редактировать ]Литературные критики уважают «Черных якобинцев» с момента их первой публикации в 1938 году. В обзоре 1940 года Людвелл Ли Монтегю утверждает, что Джеймс «мастерски находит свой путь через калейдоскопические последовательности событий как на Гаити, так и во Франции, достигая ясности там, где сложности класса, цвета кожи , и раздел привели других в смутное замешательство». [15] Другой рецензент, У. Г. Сибрук, называет работу Джеймса «общественной услугой, за которую он заслуживает внимания ученого, прокладывающего путь в практически забытой области». [16] Сибрук продолжает предсказывать важность этой работы для истории Карибского бассейна и вероятное широкое распространение книги. Спустя десятилетия после первой публикации работы «Черные якобинцы» оставались выдающимся артефактом истории культуры Карибского бассейна . [17]
Джеймс смотрит на Вест-Индию более широко в своем приложении 1963 года к тексту «От Туссена Л'Увертюра до Фиделя Кастро». [18] В приложении Джеймс рассматривает закономерности между последующими событиями в Карибском бассейне и революцией на Гаити. Литературный критик Сантьяго Валлес резюмирует в приложении то, что пытается сделать Джеймс: «В приложении ко второму изданию Джеймс отметил интеллектуальные и социальные движения на Кубе, Гаити и Тринидаде в 1920-е и 1930-е годы. Сначала на Кубе, Гаити (1927 г.), затем в Бразилии, Суринаме и Тринидаде (1931 г.) другие небольшие группы столкнулись с проблемой примирения с событиями, которые нарушили их понимание и связь с более широким миром, обнажив отношения силы». [19]
Историки до сих пор продолжают комментировать значение этой работы и то, как она проложила путь к более детальному изучению социальных и политических движений в Карибском регионе. Рассматривая роль, которую сами рабы сыграли в карибских и американских восстаниях, Аделеке Адееко особо указывает на влияние «черных якобинцев» на восприятие рабов в «Восстании рабов» . [20] В этой работе, опубликованной в 2005 году, Адееко предполагает: « Черные якобинцы вызывают этот высокий уровень вдохновения своей символической реконфигурацией воли рабов к свободе». [21]
Некоторые критики обвинили книгу в партийности, в прославлении борьбы с рабством и колониализмом или в идеологическом уклоне. По словам Монтегю, «симпатии и кругозор автора очевидны, но он рассказывает свою историю с большей сдержанностью, чем обычно можно найти в работах на эту тему, написанных другими, менее четко обозначенными». [22] Адееко предполагает, что «работа Джеймса радикальна, задумана в марксистских рамках и способствует поиску определяющих факторов внутри социальных диалектов». [21] Томас О. Отт также акцентирует внимание на связи Джеймса с марксистской концепцией, предполагая, что «неудачная попытка Джеймса соединить гаитянскую и французскую революции через некое общее массовое движение является хорошим примером «подгонки фактов» под конкретный тезис или идеологию». ." [23] Как недавние, так и современные рецензенты согласны с тем, что взгляды Джеймса (и критика) на дошедшую до нас историографию делают эту работу чрезвычайно ценной для изучения истории Карибского бассейна.
«Черные якобинцы» как драма
[ редактировать ]В 1934 году Джеймс написал пьесу о гаитянской революции « Туссен Лувертюр: история единственного успешного восстания рабов в истории» , которая была поставлена в 1936 году в лондонском Вестминстерском театре с Полем Робсоном в главной роли. [24] Спектакль сыграл важную роль в привлечении внимания британской общественности к гаитянской революции. Пьеса опубликована издательством Verso в виде графического романа . [25] адаптированный художниками Ником Уоттсом и Сакиной Каримджи.
В 1967 году Джеймс переработал пьесу с помощью Декстера Линдерсея, и его новая пьеса « Черные якобинцы » впоследствии была показана на международном уровне, включая радиоадаптацию, транслируемую на BBC Radio 4 13 декабря 1971 года, с Эрлом Кэмероном в роли Туссена Л'Увертюра. . [26]
В 1986 году пьеса «Черные якобинцы» была поставлена в Лондоне в Riverside Studios в первой постановке Talawa Theater Company с полностью черным актерским составом, включая Нормана Битона в роли Туссена Л'Увертюра, режиссер Ивонн Брюстер . [27] [28] [29]
В 2018 году было объявлено, что книга будет превращена в телевизионную программу благодаря Bryncoed Productions и при содействии Кваме Квей-Армаха . [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Якобинцы , стр. 197–98.
- ^ Чопра, Самир (20 сентября 2013 г.). «CLR Джеймс о «на удивление умеренных» репрессиях за гаитянскую революцию» . samirchopra.com . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс, х–кси».
- ^ Джеймс, с. 82.
- ^ Далео 44.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Физерстоун, Сопротивление, пространство и политическая идентичность , Wiley-Blackwell, 2008, стр. 24–25.
- ^ Перейти обратно: а б с Лиза Лоу, Дэвид Ллойд. Политика культуры в тени капитала . 1997, стр. 231–32.
- ^ Джеймс, с. 117.
- ^ Якобинцы , с. 128.
- ^ Джеймс, с. 91.
- ^ Варфоломей, Эмма (23 января 2017 г.). Издатель CLR James Маргарет Басби: «Мои 50 лет работы с книгами » . Хакни Газетт .
- ^ Перейти обратно: а б CLR Джеймс, Черные якобинцы , Лондон: Эллисон и Басби, 1980 ( ISBN 978-0850313352 ), Предисловие, с. VI. Цитируется по Роберту А. Хиллу , «Предисловие» , Форсдик и Хёгсбьерг (2017), The Black Jacobins Reader , стр. XVIII.
- ^ Джеймс (1980), от первого лица
- ^ Джеймс, стр. 53–54, 2-е издание.
- ^ Монтегю 130.
- ^ Сибрук, 127.
- ^ Уильям К. Саттлс (1971).
- ^ Джеймс, Приложение.
- ^ Сантьяго-Вальес, 73.
- ^ Аделеке Адеко (2005).
- ^ Перейти обратно: а б Аделеке Адеко, 89 лет.
- ^ Монтегю, 126.
- ^ Отт, Томас О. Гаитянская революция, 1789–1804 гг . 1973, с. 185.
- ^ CLR Джеймс; Кристиан Хёгсбьерг (редактор), Туссен Лувертюр: история единственного успешного восстания рабов в истории; Пьеса в трёх действиях . Издательство Университета Дьюка , 2012.
- ^ «Туссен Лувертюр» . Версо . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ «Пьеса по понедельникам | Черные якобинцы» , BBC Radio 4, 13 декабря 1971 г. Списки, Radio Times , выпуск 2509, стр. 33.
- ^ Сьюзан Крофт, «Новые черные театральные труппы» , Переезд сюда - истории миграции. Архивировано 5 декабря 2013 года.
- ^ «Черные якобинцы» , Архив черных пьес, Королевский национальный театр.
- ^ «Черные якобинцы» , Талава.
- ↑ Былыкбаши, Калтрина, «Бринкоед опционы CLR Джеймса «Черные якобинцы»» , TBI Television Business International, 26 ноября 2018 г.
Примечания/дополнительная литература
[ редактировать ]- Адееко, Аделе (2005). Восстание рабов: литература, история, оратория . Нью-Йорк: Издательство Университета Индианы.
- Даллео, Рафаэль (2014). « Независимость, завоеванная с таким трудом, была сохранена»: CLR Джеймс и американская оккупация Гаити». Культурная критика . 87 : 38–59. doi : 10.5749/culturalcritique.87.2014.0038 . S2CID 140362980 .
- Фигероа, Виктор (2006). «Королевство черных якобинцев: CLR Джеймс и Алехо Карпентье о гаитянской революции». Афро-латиноамериканский обзор . 25 (2): 55–71, 227. JSTOR 23055334 .
- Форсдик, Чарльз; Хогсбьерг, Кристиан, ред. (2017). Читатель «Черных якобинцев» . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка.
- Хёгсбьерг, Кристиан (2014). CLR Джеймс в Имперской Британии . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка.
- Хёгсбьерг, Кристиан (2016). « 'Лихорадка и раздражение': CLR Джеймс, гражданская война в Испании и написание черных якобинцев» (PDF) . Критика: Журнал социалистической теории . 44 (1–2): 161–177. дои : 10.1080/03017605.2016.1187858 . S2CID 147908021 .
- Джеймс, CLR (1938). Черные якобинцы (PDF) . Лондон: Секер и Варбург.
- Монтегю, Людвелл Л. (1940). « Черные якобинцы. Туссен Л'Увертюр и революция Сан-Доминго . Сирил Лайонел Роберт Джеймс». Обзор. Латиноамериканское историческое обозрение . 20 (1): 129–130. дои : 10.2307/2507494 . JSTOR 2507494 .
- Сантьяго-Вальес, ВФ (2003). «CLR Джеймс: задавая вопросы прошлого». Раса и класс . 45 (1): 61–78. дои : 10.1177/0306396803045001003 . S2CID 145376669 .
- Сибрук, WG (1939). « Черные якобинцы К. Л. Р. Джеймса». Обзор. Журнал истории негров . 24 (1): 125–127. дои : 10.2307/2714508 . JSTOR 2714508 .
- Скотт, Дэвид (2004). Призывники современности: трагедия колониального Просвещения . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка.
- Смит, Эшли (январь 2009 г.). «Черные якобинцы - обзор классического отчета CLR Джеймса о восстании рабов на Гаити». ISR (Международное социалистическое обозрение) (63).
- Суини, Фионнгуала (2011). К.Л.Р. Джеймса «Гаитянская пьеса. Туссен Лувертюр (1936)» . Международный журнал франкофонных исследований . 14 (1–2): 143–163. дои : 10.1386/ijfs.14.1-2.143_1 .
- Саттлс-младший, Уильям К. (1971). «Религиозные пережитки Африки как фактор восстаний рабов в Америке». Журнал истории негров . 56 (2): 97–104. дои : 10.2307/2716232 . JSTOR 2716232 . S2CID 149485699 .
- Ян, Мануэль (3 февраля 2008 г.). «Черные якобинцы 70 лет спустя». Ежемесячный обзор онлайн . Ежемесячный обзор прессы.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отрывок из «Черных якобинцев»
- Кристиан Хёгсбьерг, «CLR Джеймс и черные якобинцы» , Международный социализм , 126 (2010).
- Обсуждение пьесы К.Л.Р. Джеймса «Туссен Лувертюр» в sx salon , 16 (2014).