Марксизм и религия
Часть серии о |
марксизм |
---|
Немецкий философ XIX века Карл Маркс , основатель и главный теоретик марксизма , рассматривал религию как «душу бездушных состояний» или « опиум народа ». Согласно Марксу, религия в этом мире эксплуатации является выражением страдания и в то же время протестом против реального бедствия. Другими словами, религия продолжает выживать из-за репрессивных социальных условий. Когда это гнетущее и эксплуататорское состояние будет уничтожено, религия станет ненужной. В то же время Маркс рассматривал религию как форму протеста рабочего класса против его плохих экономических условий и его отчуждения. [1] Денис Тернер , исследователь Маркса и исторической теологии , классифицировал взгляды Маркса как придерживающиеся пост-теизма , философской позиции, которая рассматривает поклонение божествам как устаревший, но временно необходимый этап исторического духовного развития человечества. [2]
В марксистско-ленинской интерпретации все современные религии и церкви рассматриваются как «органы буржуазной реакции», используемые для «эксплуатации и одурманивания рабочего класса». Ряд марксистско-ленинских правительств в 20-м веке, таких как Советский Союз после Владимира Ленина и Китайская Народная Республика при Мао Цзэдуне , ввели правила, вводящие государственный атеизм .
Марксистские политические теоретики и революционеры о религии
[ редактировать ]Карл Маркс и Фридрих Энгельс о религии
[ редактировать ]Религиозные взгляды Карла Маркса были предметом множества интерпретаций. В «Критике философии права» Гегеля 1843 года Маркс заявил:
Основа нерелигиозной критики такова: человек создает религию, а не религия создает человека. Религия, действительно, есть самосознание и самооценка человека, который либо еще не добил себя, либо уже снова потерял себя. Но человек — не абстрактное существо, находящееся вне мира. Человек – это мир человека – государство, общество. Это государство и это общество производят религию, которая является перевернутым сознанием мира, потому что они и есть перевернутый мир. Религия — это общая теория этого мира, его энциклопедический сборник, его логика в популярной форме, его духовный пункт чести, его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное дополнение и его универсальная основа утешения и оправдания. Это фантастическое осознание человеческой сущности, поскольку человеческая сущность не обрела никакой истинной реальности. Борьба против религии, следовательно, является косвенной борьбой против того мира, духовным ароматом которого является религия.
Религиозное страдание является одновременно выражением реального страдания и протестом против реального страдания. Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бездушного мира и душа бездушных условий. Это опиум народа.
Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его настоящего счастья. Призвать их отказаться от иллюзий относительно своего положения — значит призвать их отказаться от состояния, требующего иллюзий. Критика религии, следовательно, находится в зачаточном состоянии, критика той юдоли слез, ореолом которой является религия.
Критика сорвала воображаемые цветы на цепи не для того, чтобы человек продолжал нести эту цепь без фантазии и утешения, а для того, чтобы он сбросил цепь и сорвал живой цветок. Критика религии разочаровывает человека, так что он будет думать, действовать и формировать свою реальность, как человек, отбросивший свои иллюзии и вновь обретший рассудок, так что он будет вращаться вокруг себя как свое собственное истинное Солнце. Религия — это лишь иллюзорное Солнце, которое вращается вокруг человека до тех пор, пока он не вращается вокруг себя. [3]
По словам Говарда Зинна , «[т] это помогает нам понять массовую привлекательность религиозных шарлатанов телеэкрана, а также работу теологии освобождения по соединению душевности религии с энергией революционных движений в ужасно бедных странах». . [4] Некоторые недавние ученые предположили, что «опиум для народа» сам по себе является диалектической метафорой, «протестом» и «выражением» страдания. [5] [6]
Есть те, кто считает, что ранняя христианская церковь, подобная той, которая описана в Деяниях апостолов, была ранней формой коммунизма и религиозного социализма . Считается, что коммунизм был просто христианством на практике, а Иисус — первым коммунистом. [7] Эта связь была подчеркнута в одном из ранних сочинений Маркса, в котором говорилось, что «поскольку Христос является посредником, перед которым человек излагает всю свою божественность, все свои религиозные узы, так и государство является посредником, которому он передает все свое безбожие, все свои религиозные узы». его человеческая свобода». [7] Кроме того, Томас Мюнцер возглавил крупное анабаптистское коммунистическое движение во время немецкой крестьянской войны , которую Фридрих Энгельс проанализировал в «Крестьянской войне в Германии» . Марксистский этос, стремящийся к единству, отражает христианское универсалистское учение о том, что человечество едино и что есть только один Бог, который не делает различий между людьми. [8] Тристрам Хант приписывает Энгельсу религиозные убеждения. [9]
Роланд Бур утверждает, что описание религии Марксом как «опиума», хотя и с подозрением относится к потенциалу зависимости от религии, также подчеркивает лечебные свойства религии, сходные со свойствами опиума в западной медицине . [10]
Владимир Ленин о религии
[ редактировать ]В «Отношении рабочей партии к религии » Ленин писал:
Религия — опиум народа : это изречение Маркса — краеугольный камень всей идеологии марксизма о религии. Все современные религии и церкви, все виды религиозных организаций всегда рассматриваются марксизмом как органы буржуазной реакции, используемые для защиты эксплуатации и одурманивания рабочего класса. [11]
Тем не менее Ленин допустил христиан и других религиозных людей в партию большевиков . Критикуя религию, Ленин также особо подчеркнул, что не следует включать ее в «Нашу программу» и свои идеологические цели, утверждая:
Но ни в коем случае мы не должны впадать в ошибку, ставя религиозный вопрос абстрактно, идеалистически, как вопрос «интеллектуальный», не связанный с классовой борьбой, как это нередко делают радикалы-демократы из среды буржуазии. Было бы глупо думать, что в обществе, основанном на бесконечном угнетении и огрублении рабочих масс, религиозные предрассудки можно развеять чисто пропагандистскими методами. Было бы буржуазной ограниченностью забывать, что иго религии, тяготеющее над человечеством, является лишь продуктом и отражением экономического ига внутри общества. Никакие брошюры и никакие проповеди не смогут просветить пролетариат, если он не будет просвещен своей собственной борьбой с темными силами капитализма. Единство в этой действительно революционной борьбе угнетенного класса за создание рая на земле для нас важнее, чем единство пролетарского мнения о рае на небесах. [12]
Иосиф Сталин о религии
[ редактировать ]Публичные заявления Иосифа Сталина по вопросам религии за годы его пребывания на посту Генерального секретаря КПСС были немногочисленны. В 1927 году, отвечая на вопрос делегата американского профсоюза, Сталин подтвердил, что Коммунистическая партия должна проводить антирелигиозную политику: [13]
Мы ведем и будем вести пропаганду против религиозных предрассудков. Наше законодательство гарантирует гражданам право исповедовать любую религию. Это дело совести каждого человека. Именно поэтому мы осуществили отделение Церкви от государства. Но, отделяя Церковь от государства и провозглашая религиозную свободу, мы в то же время гарантировали право каждого гражданина бороться аргументами, пропагандой и агитацией против любой религии.
Партия не может быть нейтральной по отношению к религии и ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяческих религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки противоречат науке, потому что всякая религия есть нечто противоположное науке. Случаи, подобные недавно произошедшим в Америке, когда дарвинисты были привлечены к ответственности в суде, не могут произойти здесь, поскольку партия проводит политику всеобщей защиты науки. Партия не может быть нейтральной по отношению к религиозным предрассудкам и будет продолжать вести пропаганду против этих предрассудков, ибо это является одним из лучших средств подрыва влияния реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего подчинение этим классам. Партия не может быть нейтральной по отношению к носителям религиозных предрассудков, по отношению к реакционному духовенству, отравляющему сознание трудящихся масс. Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, у нас есть. К сожалению, он не был полностью ликвидирован.
Антирелигиозная пропаганда является средством полной ликвидации реакционного духовенства. Имеют место случаи, когда отдельные члены партии препятствуют полному развитию антирелигиозной пропаганды. Если таких членов исключат, то это хорошо, потому что таким «коммунистам» нет места в рядах нашей партии. [13]
Nikolai Bukharin and Evgenii Preobrazhensky on religion
[ редактировать ]В своей влиятельной книге «Азбука коммунизма » Николай Бухарин и Евгений Преображенский резко выступили против религии, написав, что «коммунизм несовместим с религиозной верой». [14] Однако большое значение придавалось секуляризму и ненасилию по отношению к религиозным:
Но кампания против отсталости масс в этом вопросе религии должна вестись с терпением и внимательностью, а также с энергией и настойчивостью. Доверчивая толпа чрезвычайно чувствительна ко всему, что задевает ее чувства. Навязывание атеизма массам и в сочетании с этим насильственное вмешательство в религиозные обряды и высмеивание объектов народного почитания не помогло бы, а помешало бы кампании против религии. Если бы церковь подверглась гонениям, она завоевала бы симпатию масс, поскольку гонения напомнили бы им о почти забытых днях, когда существовала связь между религией и защитой национальной свободы; это усилило бы антисемитское движение; и вообще это мобилизовало бы все остатки идеологии, которая уже начинает вымирать. [14]
Анатолий Луначарский о религии
[ редактировать ]Богостроительство было идеей, предложенной некоторыми видными ранними фракции Российской марксистами большевистской социал -демократической рабочей партии . Вдохновленный Людвига Фейербаха «религией человечества» , он имел прецедент во время Французской революции с « культом разума ». Идея предполагала, что вместо отмены религии должен существовать метарелигиозный контекст, в котором религии рассматривались прежде всего с точки зрения психологического и социального эффекта ритуалов , мифов и символизма в попытке использовать эту силу для процветания. коммунистические цели, как путем создания новых ритуалов и символики, так и путем переосмысления существующих ритуалов и символики в социалистическом контексте. В отличие от атеизма Ленина, Богостроители заняли официальную позицию агностицизма . [15]
Ким Ир Сен о религии
[ редактировать ]Лидер Северной Кореи Ким Ир Сен писал о религии в контексте национально-освободительной борьбы Кореи против Японии. В этом контексте Ким раскритиковал протестантское христианское вероучение, заявив, что, хотя «не существует закона, мешающего верующим совершить революцию», их бездействие привело к «непротивлению», и одни лишь псалмы не могли блокировать японское движение. орудия, когда были необходимы «решающие бои». [16]
В произведениях Кима метафора «опиум для народа» затрагивалась дважды, оба в контексте ответа товарищам, возражающим против работы с религиозными группами (чонбулыго и хондоизм ). [17] В первом случае Ким отвечает, что человек «ошибается», если он или она считает, что утверждение о том, что религия является «опиумом народа», может быть применено во всех случаях, объясняя, что, если религия «молится о вынесении божественного наказания в Японию и благословляя корейскую нацию», то это «патриотическая религия», и ее верующие — патриоты. [17] Во втором Ким заявляет, что метафору Маркса «не следует истолковывать радикально и односторонне», поскольку Маркс предостерег от «искушения религиозного миража, а не против противодействия верующим вообще». [17] Поскольку коммунистическое движение в Корее вело борьбу за «национальное спасение» против Японии, Ким пишет, что любой, у кого схожая программа, может присоединиться к борьбе и что «даже религиозный деятель... должен быть зачислен в наши ряды без колебаний». [17]
В марксистско-ленинских государствах
[ редактировать ]Религия в Советском Союзе
[ редактировать ]Советский Союз был атеистическим государством. [18] [19] [20] в котором религия в значительной степени не поощрялась, а иногда и подвергалась жестоким преследованиям. [21] По данным различных советских и западных источников, более трети населения страны по-прежнему исповедовали религиозные убеждения ( в христианстве и исламе больше всего верующих было ). Христиане принадлежали к различным церквям: православной , имевшей наибольшее количество последователей; католик ; Восточно-православные (в основном Армянская апостольская церковь ), баптистские и другие протестантские конфессии . Большинство верующих ислама были суннитами (с заметным шиитским меньшинством, в основном в Азербайджане ), в то время как у иудаизма также было много последователей. Другие религии, которые практиковали относительно небольшое количество верующих, включали буддизм и шаманизм . После 1941 года, в сталинскую эпоху, религиозные преследования значительно сократились. Чтобы заручиться поддержкой масс во время Второй мировой войны, сталинское правительство вновь открыло тысячи храмов и ликвидировало Союз воинствующих атеистов . Атеистическая пропаганда в меньшей степени вернулась при правительстве Хрущева и продолжалась в менее строгой форме в годы Брежнева. [ нужна ссылка ]
Роль религии в повседневной жизни советских граждан сильно различалась, но две трети советского населения были нерелигиозными. Около половины населения, включая членов правящей Коммунистической партии и высокопоставленных государственных чиновников, исповедовали атеизм . Для большинства советских граждан религия казалась несущественной. До его распада в конце 1991 года официальные данные о религии в Советском Союзе отсутствовали. Государственный атеизм в Советском Союзе был известен как госатеизм . [22]
Религия в Социалистической Народной Республике Албании
[ редактировать ]Албанию объявил Энвер Ходжа атеистическим государством . [23] Религия в Албании была подчинена интересам национализма в периоды национального возрождения, когда она рассматривалась как иностранное хищничество по отношению к албанской культуре. В конце 19 века, а также когда Албания стала государством, религии подавлялись, чтобы лучше объединить албанцев. Этот национализм также использовался для оправдания коммунистической позиции государственного атеизма в период с 1967 по 1991 год. [24] Эта политика в основном применялась и ощущалась в пределах нынешнего албанского государства, создавая нерелигиозное большинство населения. [ нужна ссылка ]
Религия в Китайской Народной Республике
[ редактировать ]была Китайская Народная Республика основана в 1949 году и на протяжении большей части своей ранней истории сохраняла враждебное отношение к религии, которая рассматривалась как символ феодализма и иностранного колониализма . Мао Цзэдун боролся против традиционных религий, называя их суеверием, от которого следует отказаться. [25] : 62 Молитвенные дома, включая храмы, мечети и церкви, были преобразованы в нерелигиозные здания для светского использования. Однако это отношение значительно смягчилось в конце 1970-х годов с окончанием Культурной революции . [ нужна ссылка ] Конституция Китайской Народной Республики 1978 года гарантировала «свободу религии» с рядом ограничений. [ нужна ссылка ] С середины 1990-х годов осуществляется масштабная программа по восстановлению буддийских и даосских храмов, разрушенных во время Культурной революции. [ нужна ссылка ] Тем не менее, Коммунистическая партия Китая по-прежнему остается явно атеистической, а религия жестко регулируется: богослужения разрешены только в определенных государственных церквях, мечетях и храмах. [ нужна ссылка ]
Религия в Камбодже
[ редактировать ]Демократическая Кампучия
[ редактировать ]Пол Пот , лидер режима красных кхмеров , подавил буддийскую религию в Камбодже, поскольку монахов лишили сана; храмы и артефакты, в том числе статуи Будды, были разрушены; и людей, молившихся или выражавших другие религиозные чувства, часто убивали. Христианская и мусульманская общины также оказались в числе наиболее преследуемых. Римско-католический собор Пномпеня был снесен. Красные кхмеры заставляли мусульман есть свинину, которую они считают мерзостью . Многие из тех, кто отказался, были убиты. Были казнены христианское духовенство и мусульманские имамы. [26] [27]
Народная Республика Кампучия
[ редактировать ]После свержения красных кхмеров было создано социалистическое государство, более отражающее ценности, разделяемые Вьетнамом и союзниками Советского Союза . Притеснение религиозных групп было почти полностью прекращено, и отношения между религиозными группами и Народной Республикой Кампучия были гораздо более нейтральными на протяжении всего ее существования до восстановления монархии десять лет спустя. [ нужна ссылка ]
Религия в Лаосе
[ редактировать ]В отличие от жестоких репрессий против сангхи, предпринятых в Камбодже , коммунистическое правительство Лаоса не стремилось в какой-либо значительной степени противостоять буддизму в Лаосе или подавлять его, а скорее с первых дней существования Патет Лао коммунистические чиновники стремились использовать это влияние. и уважение, оказываемое буддийскому духовенству для достижения политических целей, одновременно препятствуя религиозной практике, которая считается вредной для марксистских целей. [28]
Начиная с конца 1950-х годов, члены Патет Лао стремились заручиться поддержкой коммунистического дела, объединяя членов лаосской сангхи с коммунистической оппозицией. [28] Несмотря на сопротивление со стороны королевского правительства Лаоса , эти усилия были довольно успешными и привели к увеличению поддержки Патет Лао, особенно в сельских общинах. [28]
Религия в Северной Корее
[ редактировать ]Конституция Северной Кореи гарантирует свободу религии в статье 68, хотя этот принцип ограничен требованием, что религия не может использоваться в качестве предлога для нанесения вреда государству, введения иностранных сил или нанесения ущерба существующему общественному порядку. [29] [30] В Северной Корее государство признает и поддерживает чондоизм как явно корейскую революционную религию. [30]
После Корейской войны христиане обычно организовывались в домашние церкви или небольшие общины. [31] В 1960 году правительство разрешило создание двухсот неформальных общин в бывших центрах христианства. [32]
Религия в Социалистической Республике Румыния
[ редактировать ]В эпоху социализма румынское правительство осуществляло значительный контроль над Православной церковью и внимательно следило за религиозной деятельностью, а также пропагандировало атеизм среди населения. [33] Священников-диссидентов осуждали, арестовывали, депортировали и/или лишали сана, но Православная Церковь в целом согласилась с требованиями правительства и получила от него поддержку. В отличие от других государств Восточного блока , где духовенство было вынуждено полагаться на пожертвования или прожиточный минимум, православное духовенство в Румынии получало зарплату, эквивалентную средней зарплате, получаемой населением в целом, и получало значительные государственные субсидии на восстановление церквей, разрушенных во время войны. [34] Начиная с 1960-х годов государство использовало религиозных деятелей Православной церкви в качестве послов на Западе, участвуя в диалоге с религиозными организациями в Соединенном Королевстве. [35] Это относительно благоприятное отношение к церкви продолжалось до смерти Патриарха Румынии Юстиниана в 1977 году, после чего государство начало новую антицерковную кампанию, участвуя в проектах обновления городов, которые повлекли за собой разрушение церквей. [36]
Коммунизм и авраамические религии
[ редактировать ]Коммунизм и христианство
[ редактировать ]Роланд Бур утверждает, что теологические влияния пронизывают работы «библейских марксистов» Эрнста Блоха и Вальтера Беньямина , «католических марксистов» Альтюссера , Анри Лефевра , Антонио Грамши и Терри Иглтона , а также марксистов «протестантского поворота» в Жижеке и Адорно . [37]
В «Коммунистическом манифесте» Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали: «Нет ничего легче, чем придать христианскому аскетизму социалистический оттенок. Разве христианство не выступало против частной собственности, против брака, против государства? Разве оно не проповедовало вместо этого благотворительность а бедность, безбрачие и умерщвление плоти, монашеская жизнь и Мать-Церковь, христианский социализм — это не что иное, как святая вода, которой священник освящает горение аристократа». [38] В книге «Социализм: утопический и научный» Энгельс провел определенную аналогию между разновидностью утопического коммунализма некоторых ранних христианских общин и современным коммунистическим движением, научным коммунистическим движением, представляющим пролетариат в эту эпоху, и его всемирно-исторической трансформацией общества. . Энгельс отмечал как определенное сходство, так и определенные контрасты. [39]
Христианский коммунизм можно рассматривать как радикальную форму христианского социализма . Это богословская и политическая теория, основанная на том, что учение Иисуса Христа заставляет христиан поддерживать коммунизм как идеальную социальную систему. Хотя не существует единого мнения о точной дате основания христианского коммунизма, многие христианские коммунисты утверждают, что свидетельства из Библии позволяют предположить, что первые христиане, включая апостолов , создали свое собственное маленькое коммунистическое общество в годы после смерти и воскресения Иисуса. . Сторонники христианского коммунизма утверждают, что ему учил Иисус и практиковали сами Апостолы. [7] [40]
Современный коммунизм, включая современный христианский коммунизм, во многом обязан марксистской мысли , особенно марксистской экономике. Хотя не все коммунисты полностью согласны с марксизмом, коммунисты разделяют марксистскую критику капитализма. Марксизм включает в себя сложный набор взглядов, охватывающих несколько различных областей человеческого знания, и можно легко провести различие между марксистской философией , марксистской социологией и марксистской экономикой . Марксистская социология и марксистская экономика не имеют никакого отношения к религиозным вопросам и не делают никаких утверждений по этому поводу. С другой стороны, марксистская философия известна как атеистическая, хотя некоторые ученые-марксисты, как христианские, так и нехристианские, настаивают на том, что марксистская философия и философия Маркса и Энгельса существенно отличаются друг от друга и что это различие требует признания. В частности, Хосе Порфирио Миранда обнаружил, что Маркс и Энгельс последовательно выступали против детерминистского материализма и в целом симпатизировали христианству и тексту Библии, хотя и не верили в сверхъестественное божество. [41]
В ХХ веке многие аналитики работ Маркса начали считать, что Маркс осуждал не религию в целом, а скорее прусский протестантизм, с которым он столкнулся конкретно в Германии: [42]
Как и большинство пересмотров ортодоксального марксизма-ленинизма тех лет, эта трансформированная критика религии сначала была представлена как возвращение к настоящему Марксу. Мастер определял религию не только как опиум, но и как протест; то есть религия была не только наркотиком, который верующий употреблял, чтобы переварить безнадежность своего социального статуса, но и знаком протеста и немого сопротивления этому статусу. Используя это различие между функциями опиата и протеста, многие писатели утверждали, что Маркс осуждал не религию как таковую, а весьма специфическую ее форму, а именно протестантизм Пруссии Вильгельма IV. Определение религии как опиата, данное Марксом, в таком прочтении было бы не «метафизической спецификацией религии», а выражением опыта в определенный исторический период и в определенной географической области. Даже христианские участники диалога подхватили это утверждение и сделали его основой для обращения к марксизму. [42]
Попытку примирить религию с коммунизмом предпринимали последователи еврокоммунизма . Еврокоммунисты Италии, Франции и Испании считали необходимым обратиться к католическому населению и заручиться его помощью в строительстве социализма. Это повлекло за собой отказ от государственного атеизма в пользу секуляризма и большую терпимость к католицизму, а также смягчение критики религии в пользу восхваления конкретных аспектов религии, таких как солидарность и товарищество католиков, особенно в контексте аномии. . [42] Этот сдвиг был особенно заметен в Коммунистической партии Италии , которая включила в свои избирательные списки нескольких католиков левого толка в качестве «независимых». Многие итальянские коммунисты, такие как Лучио Ломбардо-Радиче и Чезаре Лупорини, начали выступать за более широкое сотрудничество с католиками, что побудило Энрико Берлингуэра подчеркнуть, что PCI «не поддерживает атеизм» на 15-м съезде партии в 1979 году. [42]
Теология освобождения
[ редактировать ]Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: широкое заявление, блистающее общностью , о том, что все теологическое движение освобождения, такая обширная тема, опирается на марксистские принципы, является WP:LIBEL и намекает на это как на ересь. Более того, WP:OPINION . Вместо этого, возможно, мы могли бы сказать: «Кто-то XYZ утверждает , что теория освобождения имеет диалектико-материалистический взгляд на мировоззрение». Цитирование чьего-то мнения – это не мнение, а факт. Далее, Торрес имеет гуманистические, а не, скажем, структурные марксистские основы - это WP: МНЕНИЕ - но сказать: «СОГЛАСНО человеку XYZ, Торрес имеет гуманистические стремления» - это нормально. Добавление цитат имеет первостепенное значение. ( Ноябрь 2022 г. ) |
В 1950-х и 1960-х годах теология освобождения была политической практикой латиноамериканских богословов, таких как Густаво Гутьеррес из Перу, Леонардо Бофф из Бразилии, Хуан Луис Сегундо из Уругвая и Джон Собрино из Испании, которые сделали популярной фразу « Преференциальный выбор ». для бедных ». Хотя теология освобождения имела наибольшее влияние в Латинской Америке, она также получила развитие и в других частях мира, например, черная теология в Соединенных Штатах и Южной Африке, палестинская теология освобождения , теология далитов в Индии и теология Минджунг в Южной Корее. Состоящая из синтеза христианской теологии и марксистского социально-экономического анализа, теология освобождения подчеркивает социальную заботу о бедных и выступает за освобождение угнетенных народов. Теология освобождения не только была теологическим вопросом, но и часто была связана с конкретной политической практикой. [43]
Камило Торрес Рестрепо был одним из ключевых мыслителей теологии освобождения. После его смерти Торрес стал иконой в Колумбии и остальной части Латинской Америки, а также среди многих католиков по всему миру. [44] Торрес утверждал, что христиане в прошлом боролись с социально-экономическим неравенством, и хотя Евангелие не было предназначено для изменения общества, оно повлияло на такие важные изменения, как отмена рабства, демократическая оценка человеческого существа и марксистский гуманизм . По этой причине Торрес считал марксистский гуманизм продуктом христианского гуманистического движения . Торрес выразил разочарование церковью за ее исключительно духовный подход к социальным проблемам, утверждая, что духовный подход не должен исключать социально-экономический. Он считал союз между марксистами и католиками необходимым, утверждая, что это единственные движения, которые могут привести к политическим изменениям, и что оба посвящены борьбе с социальным неравенством. [44] Он верил в необходимость революции, рассматривая бедность в Колумбии как доказательство того, что до сих пор мирные способы католической церкви добиться перемен потерпели неудачу. [44]
Коммунизм и ислам
[ редактировать ]С 1940-х по 1960-е годы коммунисты, социалисты и исламисты иногда объединяли свои силы, выступая против колониализма и добиваясь национальной независимости . Коммунистическая партия Ирана Туде объединилась с исламистами в их в конечном итоге успешном восстании против шаха Пехлеви в 1979 году, хотя после свержения шаха исламисты обратились против своих бывших союзников. Организация борьбы за освобождение рабочего класса , исчезнувшая политическая партия, выступавшая против Исламской Республики, когда-то защищала коммунистические идеалы. [45]
Философ-коммунист Мир-Саид (Мирза) Султан-Галиев , Иосифа Сталина протеже в Наркомнате , писал в Жизнь национальностей ». журнале Наркомнаца « [46]
Коммунизм и иудаизм
[ редактировать ]Во время Гражданской войны в России евреи считались сторонниками коммунистов, и тысячи людей были убиты в погромах Белой армией . Во время « красной паники» в США в 1950-х годах представитель Американского еврейского комитета заверил влиятельный комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности , что « иудаизм и коммунизм совершенно несовместимы». [47] С другой стороны, некоторые ортодоксальные евреи , в том числе ряд видных религиозных деятелей, активно поддерживали либо анархистскую , либо марксистскую версии коммунизма. Примеры включают раввина Йехуду Ашлага , откровенного либертарианского коммуниста русских революционеров и территориалистов , лидера Исаака Стейнберга и раввина Авраама Бика, американского коммунистического активиста. [48]
Коммунизм и вера Бахаи
[ редактировать ]Анализ показывает, что Вера Бахаи как доктринальный манифест и как современное формирующееся организованное сообщество по своей природе в значительной степени взаимодействует с элементами, которые соответствуют различным направлениям марксистской мысли, анархистской мысли и более поздним нововведениям освободительной мысли. К таким элементам относятся, например, отсутствие духовенства и темы, связанные с мутуализмом , либертарианским социализмом и демократическим конфедерализмом . Между школами мысли есть много сходств и различий, но одна из наиболее общих вещей, которые они разделяют, — это временные рамки, в которых были основаны обе идеологии, а также некоторые социальные и экономические перспективы. [49] Книга Ассоциации исследований бахаи была написана как диалог между двумя школами мысли. [50]
Коммунизм и буддизм
[ редактировать ]буддизм совместим с коммунизмом, поскольку оба могут быть интерпретированы как атеистические и, возможно, имеют некоторые сходства в отношении своих взглядов на мир природы и отношения между материей и разумом. Говорят, что [51] Несмотря на это, буддисты до сих пор подвергаются преследованиям в некоторых коммунистических странах . [52] особенно Китай, Монголия и Камбоджа под властью красных кхмеров. [ нужна ссылка ]
Многие сторонники Вьетконга были буддистами. [ нужна ссылка ] твердо верят в объединение Вьетнама, при этом многие выступают против Южного Вьетнама бывшим президентом Нго Динь Зьемом из-за преследований буддизма в начале 1960-х годов. Нынешний Далай-лама Тензин Гьяцо положительно отзывается о марксизме, несмотря на жестокие преследования тибетского народа со стороны китайского правительства после Мао Цзэдуна и после Культурной революции. Далай-лама далее заявил, что «из всех современных экономических теорий экономическая система марксизма основана на моральных принципах, в то время как капитализм озабочен только выгодой и прибыльностью. [...] Крах режима в Для меня бывший Советский Союз был не провалом марксизма, а провалом тоталитаризма. По этой причине я до сих пор считаю себя наполовину марксистом, наполовину буддистом». [53]
В Индии Б. Р. Амбедкар писал в своем эссе « Будда или Карл Маркс» , что «русские гордятся своим коммунизмом. Возможно, это был коммунизм в очень малых масштабах, но это был коммунизм без диктатуры, чудо, которого Ленину не удалось сделать». [54]
Религиозная критика коммунизма
[ редактировать ]Из-за воспринимаемой атеистической природы коммунизма некоторые обвиняют коммунизм в преследовании религии. [55] [ нужна цитата для проверки ] Другая критика предполагает, что коммунизм – несмотря на его собственные претензии на научную основу в диалектическом материализме и игнорирование открытого и развивающегося канона писаний марксизма от Маркса до Мао и далее – сам по себе является религией. [56] [57] – или, по крайней мере, « карикатура на религию». [58]
«Безбожный коммунизм»
[ редактировать ]На протяжении Второй красной паники конца 1940-х и 1950-х годов страх перед «безбожными коммунистами» укоренился как эпитет и предупреждение Соединенным Штатам в меняющейся глобальной обстановке. По мере того как предполагаемая угроза «безбожного коммуниста» и материализма американскому образу жизни росла, «выбор между американизмом и коммунизмом был жизненно важен, без места для компромисса». [59]
См. также
[ редактировать ]- Анархизм и религия
- Антирелигия
- Христианский атеизм
- Еврейский атеизм
- Теология освобождения
- Марксистско-ленинский атеизм
- Красный Террор
- Религиозный коммунизм
- Религиозное преследование
- Государственный секретарь по делам церкви
- Еврейская коммунистическая партия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рейнс, Джон. 2002. «Введение». Маркс о религии (Маркс, Карл). Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 5–6.
- ^ Д. Тернер, «Религия: иллюзии и освобождение», в: Террелл Карвер (редактор), Кембриджский компаньон Маркса (1991), ISBN 978-0521366946 , с. 337.
- ^ Маркс, Карл. «Критика философии права Гегеля» . Марксистский интернет-архив . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Зинн, Ховард. «Говард Зинн: О Марксе и марксизме» . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 г.
- ^ Маккиннон, AM. (2005). «Чтение «Опиума для народа»: выражение, протест и диалектика религии». Критическая социология, том 31, вып. 1–2, стр. 15–38 «Опиум как диалектика религии: метафора, выражение и протест» .
- ^ Роланд Бур в международном социализме. Выпуск 123 «Полный рассказ: о марксизме и религии» .
- ^ Перейти обратно: а б с Хоулден, Лесли; Минар, Антоне (2015). Иисус в истории, легендах, Священных Писаниях и традициях: Всемирная энциклопедия: Всемирная энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 357. ИСБН 9781610698047 .
- ^ Халфин, Игал (2000). От тьмы к свету: класс, сознание и спасение в революционной России . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. п. 46. ИСБН 0822957043 .
- ^ Хант, Тристрам (2009). Коммунист в сюртуке: революционная жизнь Фридриха Энгельса . Метрополитен/Генри Холт и Ко. ISBN 9780805080254 . OCLC 263983621 .
- ^ «Слева от своего поля» . newcastle.edu.au . Университет Ньюкасла. 13 декабря 2013 года . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Ленин В.И. «Об отношении рабочей партии к религии» . Собрание сочинений, т. 17, с. 41 . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 9 сентября 2006 г.
- ^ Ленин В.И. «Социализм и религия» . Ленинское собрание сочинений, т. 10, с. 83–87 . Проверено 9 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сталин, Иосиф. «Вопросы и ответы американским профсоюзным деятелям: интервью Сталина с первой делегацией американских профсоюзов в Советской России» . www.marxists.org . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бухарин, Николай; Преображенский, Евгений (1920). «Глава 11: Коммунизм и религия» . Азбука коммунизма . ISBN 9780472061129 .
- ^ Анатолий Луначарский (1908). Религия и социализм . Москва. п. 20.
- ^ Бур, Роланд (2019). Красная теология: о христианской коммунистической традиции . Бостон: Книги Хеймаркет . п. 225. ИСБН 978-90-04-38132-2 . OCLC 1078879745 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бур, Роланд (2019). Красная теология: о христианской коммунистической традиции . Бостон: Книги Хеймаркет . п. 221. ИСБН 978-90-04-38132-2 . OCLC 1078879745 .
- ^ Ковалевски, Дэвид (1980). «Протест за религиозные права в СССР: особенности и последствия». Русское обозрение . 39 (4): 426–441. дои : 10.2307/128810 . JSTOR 128810 .
- ^ Сабрина Петра Рамет, редактор, Религиозная политика в Советском Союзе. Издательство Кембриджского университета (1993). п. 4
- ^ Джон Андерсон, Религия, государство и политика в Советском Союзе и государствах-преемниках, Cambridge University Press, 1994, стр. 3.
- ^ «Антирелигиозные кампании» .
- ^ Протест за религиозные права в СССР: характеристики и последствия , Дэвид Ковалевски, Русское обозрение , Vol. 39, № 4 (октябрь 1980 г.), стр. 426–441, Blackwell Publishing от имени редакции и попечительского совета «Русского обозрения».
- ^ Санг М. Ли пишет, что Албания была «[о] официально атеистическим государством при Ходже…» Реструктуризация албанской инфраструктуры бизнес-образования [ мертвая ссылка ] Август 2000 г. (по состоянию на 6 июня 2007 г.)
- ^ Представления места: Албания , Дерек Р. Холл, Географический журнал , Том. 165, № 2, Изменение значения места в постсоциалистической Восточной Европе: коммодификация, восприятие и окружающая среда (июль 1999 г.), стр. 161–172, издательство Blackwell Publishing от имени Королевского географического общества (совместно с Институтом Британские географы)
- ^ Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Кунюань Цяо. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.12987/9780300268836 . ISBN 978-0-300-26883-6 . JSTOR j.ctv3006z6k . OCLC 1348572572 .
- ^ «Пол Пот – MSN Encarta» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2003 г.
- ^ Камбоджа - Общество под Ангкаром
- ^ Перейти обратно: а б с Савада, Андреа Матлес (1994). Лаос: Страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Генеральный офис Библиотеки Конгресса.
- ^ «Социалистическая конституция КНДР» . www.naenara.com.kp . Архивировано из оригинала 15 августа 2021 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бур, Роланд (2019). Красная теология: о христианской коммунистической традиции . Бостон: Книги Хеймаркет . п. 216. ИСБН 978-90-04-38132-2 . OCLC 1078879745 .
- ^ Бур, Роланд (2019). Красная теология: о христианской коммунистической традиции . Бостон: Книги Хеймаркет . ISBN 978-90-04-38132-2 . OCLC 1078879745 .
- ^ Бур, Роланд (2019). Красная теология: о христианской коммунистической традиции . Бостон: Книги Хеймаркет . п. 222. ИСБН 978-90-04-38132-2 . OCLC 1078879745 .
- ^ Лавиния Стэн и Лучиан Турческу. Румынская православная церковь и посткоммунистическая демократизация. Европа-Азиатские исследования, Vol. 52, № 8 (декабрь 2000 г.), стр. 1467–1488.
- ^ Люциан Н. Леустин. Между Москвой и Лондоном: румынское православие и национал-коммунизм, 1960–1965. Славянское и восточноевропейское обозрение, Vol. 85, № 3 (июль 2007 г.), стр. 491–521.
- ^ Люциан Н. Леустин. Построение коммунизма в Румынской Народной Республике. Православие и государство, 1948–49. Европа-Азиатские исследования, Vol. 59, № 2 (март 2007 г.), стр. 303–329.
- ^ Лавиния Стэн и Лучиан Турческу. Политика, национальные символы и Румынский православный собор. Европа-Азиатские исследования, Vol. 58, № 7 (ноябрь 2006 г.), стр. 1119–1139.
- ↑ Бур, Р. (24 октября 2013 г.). «Критика неба и земли (5 томов)». В «Критике неба и земли» (5 томов). Лейден, Нидерланды: Brill. Получено 13 декабря 2022 г. с https://brill.com/view/package/9789004261358 . Архивировано на Wayback Machine 13 декабря 2022 г.
- ^ Маркс, Карл; Энгельс, Фридрих (2002). «3. И. а. Феодальный социализм». В Джонсе, Гарет Стедман (ред.). Коммунистический манифест (мягкая обложка) (Новое изд.). Лондон: Группа Пингвин. стр. 246–247. ISBN 978-0140447576 . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ Энгельс, Фридрих (1970) [1880]. Социализм: утопический и научный . Маркс/Энгельс Избранные произведения . III . Москва: Издательство Прогресс. стр. 95–151. Проверено 1 октября 2020 г. - из Интернет-архива марксистов.
- ^ Каутский, Карл (1953) [1908]. «IV.II. Христианская идея Мессии. Иисус как мятежник». . Основы христианства . Рассел и Рассел.
Христианство было выражением классового конфликта в античности.
- ^ Миранда, Хосе Порфирио (1980). Маркс против марксистов: христианский гуманизм Карла Маркса . Лондон: СКМ Пресс. ISBN 0334009758 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Шпикер, Манфред; Блейкли, Томас (1983). «Еврокоммунизм и христианство: на границах диалога». Обзор политики . 45 . Издательство Кембриджского университета для Университета Нотр-Дам-дю-Лак от имени Review of Politics: 2–19. дои : 10.1017/S0034670500040699 . S2CID 144435142 .
- ↑ Теология освобождения . Архивировано 11 марта 2012 г., в Wayback Machine ., Канада и мир, 10 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Габбас, Марко (2021). «Камило Торрес, теология освобождения и марксизм» (PDF) . Краткие очерки и комментарии . Университет Корвинуса в Будапеште.
- ^ «Коммунизм и ислам» . Оксфордские исламские исследования онлайн. Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года . Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ Бирн, Джерри (17 марта 2004 г.). «Большевики и ислам. Часть 3: Исламский коммунизм» . Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ Дайнер, Хасия Р. (2004). Евреи США, 1654–2000 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 279 . ISBN 9780520227736 .
- ^ «Блог Seforim - Все о Seforim - Новое и старое, а также еврейская библиография» . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ «Вера Бахаи и марксизм» . bahai-library.com . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Исследования, Ассоциация бахаи (1987). Вера Бахаи и марксизм . ISBN 978-0920904183 .
- ^ Шарма, Арвинд (1995). Наши религии: семь мировых религий, представленные выдающимися учеными каждой традиции . ХарперКоллинз. стр. 82–83 . ISBN 9780060677008 .
- ^ Монголия . Британская энциклопедия Интернет.
- ^ «Далай-лама отвечает на вопросы на разные темы» . hhdl.dharmakara.net .
- ^ https://www.mea.gov.in/Images/attach/amb/Volume_03.pdf. [ пустой URL PDF ]
- ^ Коммунизм преследует религию . NoCommunism.com. По состоянию на 15 ноября 2008 г.
- ↑ Скрытая связь между коммунизмом и религией. Архивировано 1 июля 2007 г. в archive.today , Гейтер Стюарт, Всемирная ассамблея Прута , 08.12.07 – «Хотя коммунизм всегда провозглашал себя безбожным и антирелигиозным, его приверженцев сравнивали с Иезуиты как результат строгой догмы их веры, железной дисциплины, их страстной преданности и уверенности в будущем. Отсюда историческая тенденция, особенно среди бывших коммунистов, называть коммунизм религией, а Манифест - священной книгой».
- ^ Определение религии в операционных и институциональных терминах , Стивен Боян-младший, по состоянию на 01.04.2010 г. - « Термин« религия », используемый сегодня, может включать практически любой вид предельной заботы с актом личного обязательства или без него. Коммуниста, конечно, охватывает предельная забота, которая для него является вопросом жизни и существования, не только лично, но и теоретически с точки зрения его собственной ничтожности, его небытия и никчемности, кроме того, [когда] он участвует[s] в осознании своей мессианской эпохи, своего бесклассового общества». - Цитируя Гарольда Штаммера: «Определение религии: федеральная помощь и академическая свобода», в журнале «Религия и общественный порядок » , стр. 116, 128–129 (под редакцией Дональда А. Джанеллы, 1963).
- ^ Уайт, Джессика (июнь 2016 г.). « Человек производит универсально»: практика и производство у Агембена и Маркса». В Маклафлине, Дэниеле (ред.). Агамбен и радикальная политика . Критические связи. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета (опубликовано в 2016 г.). п. 72. ИСБН 978-1474402651 . Проверено 4 декабря 2021 г.
[...] Нападки Лешека Колаковского на марксизм как карикатуру на религию, которая «представляет свою временную эсхатологию как научную систему» [...].
- ^ Айелло, Томас. «Построение« безбожного коммунизма »: религия, политика и массовая культура, 1954–1960». Американа: Журнал американской популярной культуры (1900 – настоящее время) 4.1 (2005).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Майлз, Роберт Дж. (2019). Классовая борьба в Новом Завете . Лэнхэм: Крепость Академик. ISBN 978-1978702097 .
- Смолкин, Виктория / Священное пространство никогда не бывает пустым: история советского атеизма (Принстон, UP, 2018) онлайн-обзоры
Внешние ссылки
[ редактировать ]- О религии , сборник сочинений Маркса и Энгельса.
- О религии , сборник сочинений Ленина.
- История на нашей стороне Джозеф Нидэм
- Марксизм и христианство: симпозиум
- Актуальность марксистско-христианского диалога Герберт Аптекер
- Диалог христианства и марксизма
- Какая революция? Христианско-коммунистический диалог
- Драматическую критику см. в радиопостановке «Гражданин Уитни» , презентации Destination Freedom.