Демократический конфедерализм
Демократический конфедерализм [1] [2] ( курдский : демократизм конфедерализма ), также известный как курдский коммунализм или апоизм , [номер 1] это политическая концепция , выдвинутая лидером Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллой Оджаланом о системе демократической самоорганизации. [4] с чертами конфедерации , основанной на принципах автономии , прямой демократии , политической экологии , феминизма , мультикультурализма , самообороны , самоуправления и элементах кооперативной экономики . [5] [6] [7] Под влиянием социальной экологии , либертарианского муниципализма , истории Ближнего Востока и общей теории государства , Оджалан представляет эту концепцию как политическое решение курдских национальных устремлений, а также других фундаментальных проблем в странах региона, глубоко укорененных в классовом обществе , и как путь к свободе и демократизации для людей во всем мире. [8] [9] [10] [11]
Хотя освободительная борьба РПК изначально руководствовалась перспективой создания курдского национального государства на марксистско-ленинской основе, [7] [12] Оджалан разочаровался в модели национального государства и государственном социализме . [13] Под влиянием идей западных мыслителей, таких как либертарианский муниципалист и бывший анархист Мюррей Букчин , [14] [15] [16] [17] Оджалан переформулировал политические цели курдского освободительного движения , отказавшись от старого этатистского и централизующего социалистического проекта в пользу радикального и обновленного предложения формы либертарианского социализма. [18] [19] [20] эта цель больше не направлена на построение независимого государства, отдельного от Турции , а на создание автономного , демократического и децентрализованного образования, основанного на идеях демократического конфедерализма. [21] [22]
Теория
[ редактировать ]Часть серии о |
Либертарианский социализм |
---|
Отвергая как авторитаризм и бюрократизм государственного социализма , так и хищнический капитализм , который, по мнению Оджалана, несет наибольшую ответственность за экономическое неравенство , сексизм и разрушение окружающей среды в мире, [7] [23] демократический конфедерализм защищает «тип организации или управления, который можно назвать негосударственной политической администрацией или безгосударственной демократией», [1] который обеспечил бы основу для автономной организации «каждой общины, конфессиональной группы, гендерно-ориентированного коллектива и/или этнического меньшинства, среди прочего». [4] Это модель либертарианского социализма. [18] [19] [20] и демократия участия [24] построенный на самоуправлении местных сообществ и организации открытых советов, городских советов , местных парламентов и более крупных конгрессов, [4] где граждане являются агентами самоуправления, позволяя отдельным лицам и сообществам оказывать реальное влияние на их общую среду и деятельность. [2] [25] Вдохновленный борьбой женщин в РПК, демократический конфедерализм имеет феминизм как один из своих центральных столпов. [1] [25] Рассматривая патриархат как «идеологический продукт национального государства и власти», не менее опасный, чем капитализм, [26] Оджалан выступает за новое видение общества, чтобы разрушить институциональные и психологические отношения власти, существующие в настоящее время в капиталистических обществах, и обеспечить, чтобы женщины играли жизненно важную и равную роль с мужчинами на всех уровнях организации и принятия решений. [14] [15] Другими ключевыми принципами демократического конфедерализма являются защита окружающей среды, мультикультурализм (религиозный, политический, этнический и культурный), индивидуальные свободы (например, свободы выражения мнения , выбора и информации ), самозащита и экономика совместного использования, где контроль над экономическими ресурсами не принадлежит. государству, а обществу. [27] [28] Хотя демократический конфедерализм представляет собой модель, противостоящую национальному государству, он допускает возможность, при определенных обстоятельствах, мирного сосуществования между ними, при условии, что государство не вмешивается в центральные вопросы самоуправления или не пытается при культурной ассимиляции . [29] Хотя первоначально демократический конфедерализм был теоретизирован как новая социальная и идеологическая основа для курдского освободительного движения, теперь он представлен как антинационалистическое , многоэтническое и интернационалистическое движение. [2] [30] [31]
Общие линии демократического конфедерализма были представлены в марте 2005 года в декларации «к курдскому народу и международному сообществу». [2] а в последующие годы эта концепция получила дальнейшее развитие в других публикациях, таких как четыре тома «Манифеста демократической цивилизации» . [32] Вскоре после опубликования декларация была немедленно принята РПК, которая организовала тайные собрания в Турции, Сирии и Ираке , в результате которых был создан Союз общин Курдистана ( Koma Civakên Kurdistan , KCK). [33] [34] [35] Первый шанс реализовать это появился во время гражданской войны в Сирии . [16] [23] [36] когда Партия Демократического союза ( Partiya Yekîtiya Demokrat , PYD) провозгласила автономию трех кантонов в Сирийском Курдистане , которая со временем переросла в Автономную администрацию Северной и Восточной Сирии ). [37]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Часть серии о |
Зеленая политика |
---|
Созданная в 1970-х годах в условиях холодной войны геополитической биполярности , Рабочая партия Курдистана (РПК) изначально была вдохновлена национально-освободительными движениями по всей планете. [38] [39] многие из которых находились под влиянием марксистско-ленинских идеалов и левого национализма . [40] [41] [42] Однако с годами РПК дистанцировалась от этих идеологий, считая, что курдский вопрос не был просто проблемой этнической принадлежности и национальности. [номер 2] решается революционным захватом государственной власти или конституированием независимого государства . [38] Став главным критиком самой идеи национального государства и даже национального и социального освобождения с марксистско-ленинской точки зрения, [12] [13] Абдулла Оджалан инициировал существенный переход от курдского освободительного движения в поисках формы социализма, отличной от этатистской и централизующей системы, связанной с бывшей советской сверхдержавой . [13] [14] [15]
Этот процесс укрепился после поимки и ареста Оджалана турецкими спецслужбами в 1999 году. [13] держат в изоляции на тюремном острове Имрали Хотя его и , Оджалан использовал свое время не только для подготовки своей стратегии защиты в ходе турецкого суда, приговорившего его к смертной казни , но и для разработки своих предложений по курдскому вопросу и по ее политическое решение. [13] Имея доступ к сотням книг, включая турецкие переводы многочисленных исторических и философских текстов западной мысли , его план изначально состоял в том, чтобы найти в этих работах теоретические основы, которые оправдали бы прошлые действия РПК, и обсудить курдско-турецкий конфликт в рамках всестороннего обсуждения. анализ развития национального государства на протяжении всей истории. [14] Таким образом, Оджалан начал свои исследования с шумерской мифологии и истоков неолитических культур , а также с истории первых городов-государств . [15] Но это были чтения таких мыслителей, как Фридрих Ницше (которого Оджалан называет «пророком капиталистической эпохи»). [43] ), Фернан Бродель , Иммануэль Валлерстайн , Мария Мис , Мишель Фуко и особенно Мюррей Букчин , [номер 3] , что привело его к окончательному разрыву с марксистско-ленинской социалистической точкой зрения и разработало новое предложение системы, называемое «демократический конфедерализм». [15] [39]
В 2005 году, когда Европейский суд по правам человека осудил Турцию за «бесчеловечное обращение» и «несправедливое судебное преследование» по делу Оджалана, [44] призывая к новому суду над курдским лидером, [45] Оджалан издал «Декларацию демократического конфедерализма в Курдистане», в которой заложил основу демократического конфедерализма. [2] Позже концепция получила дальнейшее развитие и представлена в таких работах, как «Демократический конфедерализм» и «Манифест демократической цивилизации» (последний в четырех томах). [32]
Демократический конфедерализм Курдистана – это не государственная система, а демократическая система народа без государства. С женщинами и молодежью на переднем плане, это система, в которой все слои общества будут развивать свои собственные демократические организации. Это политика, которую осуществляют свободные и равные граждане конфедерации, избирая своих собственных свободных региональных представителей. Он основан на принципе собственных сил и опыта. Он черпает свою власть от народа и во всех областях, включая экономику, будет стремиться к самодостаточности.
- Абдулла Оджалан, Декларация демократического конфедерализма в Курдистане, 2005 г. [2]
Концепция
[ редактировать ]Отвечая на потребности курдского движения по всему Курдистану , исследования Оджалана, приведшие к демократическому конфедерализму, затрагивали различные аспекты курдского общества в области антропологии , лингвистики и международной политики , международного права , а также введения феминистского подхода, называемого джинеологией , последняя в частности, будучи вдохновленной борьбой женщин в РПК и Сакине Джансиз . [25] Его величайшее теоретическое вдохновение пришло из социальной экологии и либертарианского муниципализма , сформулированных американским анархистом Мюрреем Букчином . [7] [14] В своих работах Букчин утверждает, что господство и разрушение природы есть продолжение господства людей друг над другом, в том числе через формы капитализма и национального государства . Устанавливая связь между экологическим кризисом и социальной иерархией, американский философ отмечает, что социальная структура человечества нуждается в переосмыслении и преобразовании из деструктивного иерархического общества в экологическое социальное общество, сохраняющее баланс между своими частями и сообщества которого могут организовать свои живет независимо. [46] [47] [48]
Восхищаясь концепциями Букчина, Оджалан развил критический взгляд на национализм и национальное государство, который побудил его интерпретировать право народов на самоопределение как «основу для установления базовой демократии без необходимости искать новые политические границы». [14] Основываясь на этом, Оджалан предлагает, чтобы политическое решение проблемы курдского народа включало не создание нового национального государства , а создание демократической , децентрализованной и автономной системы самоорганизации в форме конфедерации . [5] [6] [7]
Я предлагаю турецкому обществу простое решение. Мы требуем демократической нации. Мы не против унитарного государства и республики. Мы принимаем республику, ее унитарное устройство и лаицизм. Однако мы считаем, что его необходимо переопределить как демократическое государство, уважающее народы, культуры и права. На этой основе курды должны иметь возможность свободно организовываться таким образом, чтобы они могли жить своей культурой и языком и могли развиваться экономически и экологически. Это позволило бы курдам, туркам и представителям других культур объединиться под крышей демократической нации в Турции. Однако это возможно только при наличии демократической конституции и развитой правовой базы, гарантирующей уважение к различным культурам. Наша идея демократической нации не определяется флагами и границами. Наша идея демократической нации включает модель, основанную на демократии, а не модель, основанную на государственных структурах и этническом происхождении. Турции необходимо определить себя как страну, включающую все этнические группы. Это будет модель, основанная на правах человека, а не на религии или расе. Наша идея демократической нации охватывает все этнические группы и культуры.
- Абдулла Оджалан, Война и мир в Курдистане, 2008 г. [49]
Основные моменты
[ редактировать ]Основные принципы демократического конфедерализма можно резюмировать следующим образом: [5] [6] [8]
- Новые политические , философские и идеологические подходы курдского освободительного движения находят свое наиболее подходящее выражение в так называемом демократическом социализме . Свободный демократический Курдистан возможен только как Курдистан .
- Курдское движение не работает над созданием курдского национального государства, основанного на праве народов на самоопределение , а рассматривает это право « как основу для установления низовых демократий », не стремясь к новым политическим границам и стремясь к созданию системы. демократической самоорганизации в Курдистане с чертами конфедерации, которая « обеспечивает основу, в рамках которой, среди прочего, меньшинства , религиозные общины , культурные группы , гендерно-ориентированные группы и другие социальные группы » могут самоорганизовываться автономно.
- Процесс демократизации в Курдистане включает в себя « широкий социальный проект, направленный на экономический, социальный и политический суверенитет всех частей общества », а также создание необходимых институтов и разработку инструментов, которые гарантируют и делают возможным самоуправление общества и демократический контроль, при котором каждый процесс принятия решений (организованный в открытых советах, муниципальных советах , местных и общих парламентах ) должен иметь прямое участие местных сообществ. Модель самоуправления позволяет более адекватно реализовать основные ценности, такие как свобода и равенство.
- Решение курдского вопроса должно быть предпринято вместе с процессом демократизации не только всех стран, которые осуществляют гегемонистскую власть над различными частями Курдистана , но также распространяется на весь Ближний Восток . Однако новая демократическая политика может существовать только в случае демократических партий и связанных с ними институтов, «преданных интересам общества, а не выполнения государственных заказов».
- Хотя эти демократические реформы пока невозможны, мирное сосуществование с национальным государством допускается до тех пор, пока не будет вмешательства в центральные вопросы самоуправления или попыток социальной ассимиляции , а также это сосуществование не означает принятия его «классическая государственная структура с ее деспотическим отношением к власти ». В конце этого процесса подчинения демократическим реформам национальное государство должно стать более скромным политическим институтом, функционирующим как социальная власть, выполняющая функции только в области внутренней безопасности и предоставления социальных услуг , а его государство -связанные суверенные права лишь ограничены.
- Система здравоохранения и право на образование на родном языке и культуре должны быть гарантированы как государством, так и гражданским обществом .
- Свобода и права женщин должны быть стратегической частью борьбы за свободу и демократию в Курдистане, а защита окружающей среды должна восприниматься серьезно в процессе социальных перемен.
- Индивидуальные свободы выражения мнений и выбора не подлежат отмене. Свобода информации – это не только индивидуальное право, но и важная социальная проблема, которая зависит от существования независимых средств массовой информации которых , общение с общественностью характеризуется демократическим балансом.
- Экономические ресурсы являются собственностью не государства, а общества , и их справедливое перераспределение также крайне важно «для процесса освобождения общества». Экономика , ориентированная на население, также должна быть основана на реализации альтернативной экономической политики , которая направлена не только на получение прибыли , но и на производство, основанное на совместном использовании и удовлетворении основных естественных потребностей для всех.
Выполнение
[ редактировать ]1 июня 2005 года РПК официально приняла программу демократического конфедерализма по итогам 3-й Генеральной ассамблеи Народного Конгресса Курдистана ( Kongra Gelê Kurdistan ). [ нужна ссылка ]
После этого курдское освободительное движение начало формировать тайные собрания сразу в Турции , Сирии и Ираке , что в 2007 году привело к созданию Союза общин Курдистана ( Koma Civakên Kurdistan , KCK), организации , созданной для реализации концепции Оджалана. [33] [34] KCK объединяет курдские политические партии, такие как ( PYD Партия Демократического союза ), Партия свободной жизни Курдистана PJAK ( ) и ( PÇDK Партия демократического решения Курдистана ); организации гражданского общества ; и вооруженные группы во всех странах региона в различных частях Курдистана. [33] [35]
Вдохновленные проектом демократического конфедерализма, мэры Партии демократического общества ( Demokratik Toplum Partisi , DTP) начали борьбу за коллективные права политического характера в Турции посредством кампаний гражданского неповиновения . [35] Оспаривая законы, запрещающие официальное использование курдского языка , эти политики начинают пользоваться муниципальными услугами и отправлять официальную корреспонденцию на курдском языке, повторно вставлять курдские имена в общественные места и тратить ресурсы на развитие и распространение курдского языка. [35] Однако эта политика сделала мэров и депутатов DTP объектом судебного преследования. [50] а курдская партия была запрещена Конституционным судом Турции в 2009 году. [51] [52]
Именно во время гражданской войны в Сирии появилась возможность глубоко реализовать новую политическую доктрину Оджалана, после того как ПДС провозгласила автономию трех кантонов в Рожаве , регионе, включающем части севера и северо-востока сирийской территории . [15] [16] [23] Создав политическое образование, противостоящее капиталистическому национальному государству, Рожава испытала оригинальный опыт демократического , децентрализованного и неиерархического общества. [36] основанный на феминизме , экологии , культурном плюрализме кооперативной экономики совместного использования, а также политике участия и консенсусном строительстве. , идеях [27] [53] [54]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Последователи Оджалана и члены РПК известны под его уменьшительным именем Апоку (Апо-итес), а его движение известно как Апокулук (Апоизм). [3]
- ↑ В своей книге «В защиту народа» (опубликованной на немецком языке в 2010 году) Оджалан писал, что «развитие власти и иерархии даже до возникновения классового общества является важным поворотным моментом в истории», добавляя, что «нет закона о природа требует, чтобы естественные общества превратились в иерархические общества, основанные на государстве», и глубоко заблуждаются, оценивая «марксистскую веру в неизбежность классового общества». [14]
- ↑ Оджалан прочитал «Экологию свободы» и согласился с анализом Букчина. В поисках теоретического руководства курдский лидер попросил Реймара Хайдера, своего немецкого переводчика, отправить электронное письмо Букчину. В послании, отправленном в апреле 2004 года, ему говорилось, что Оджалан читал в тюрьме турецкие переводы книг Букчина и считает себя «хорошо изучающим» его произведения. Кроме того, Оджалан «рекомендовал книги Букчина каждому мэру всех курдских городов и хотел, чтобы все их прочитали». [14] Букчин и Оджалан некоторое время переписывались. [16] но философ умер в 2006 году.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Оджалан 2011 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Оджалан 2005 .
- ^ Манго 2005 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с Оджалан 2008 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с Оджалан 2011 , стр. 21–32.
- ^ Jump up to: а б с Оджалан 2008 , стр. 31–36.
- ^ Jump up to: а б с д и Дирик 2016 , гл. 2.
- ^ Jump up to: а б Оджалан 2011 , стр. 35–44.
- ^ Оджалан 2008 , стр. 7–8, 34–35.
- ^ Докстейдер, Джейсон; Мукриян, Рожин (2022). «Курдская свобода» . Философия и социальная критика . 48 (8): 1174–1196. дои : 10.1177/01914537211040250 .
- ^ Фадаи, Симин; Бранколини, Камилла (2019). «От национального освобождения к радикальной демократии: изучение изменений в курдском освободительном движении в Турции» . Этносы . 19 (5): 858–875. дои : 10.1177/1468796819826146 .
- ^ Jump up to: а б Оджалан 2011 , стр. 7–14.
- ^ Jump up to: а б с д и Оджалан 2008 , стр. 28–30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Букчин 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шилтон 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д Энзинна 2015 .
- ^ Гербер, Дамиан; Бринкат, Шеннон (2021). «Когда Оджалан встретил Букчина: курдское движение за свободу и политическая теория демократического конфедерализма». Геополитика . 26 (4): 973–997. дои : 10.1080/14650045.2018.1508016 .
- ^ Jump up to: а б Блащик, Цезари (27 июня 2022 г.). «Жинеология: курдский «феминизм» в доктрине демократического конфедерализма и политической системе Демократической федерации Северной Сирии (Рожава)» . Studia Iuridica (90): 77. doi : 10.31338/2544-3135.si.2022-90.4 . S2CID 253829748 .
Таким образом, доктрина демократического конфедерализма представляет собой либертарианский социализм, основанный на неомарксизме, экологизме и, наконец, феминизме.
- ^ Jump up to: а б Де Йонг, Алекс (18 марта 2016 г.). «Новая-Старая РПК» . Якобинец . Проверено 24 июля 2023 г.
Это было достаточно убедительно, чтобы привлечь на свою сторону Оджалана, который, согласно популярной версии, подвел итоги неудач РПК и решил переориентировать свои цели на аналогичный либертарианский социализм, называемый «демократическим конфедерализмом».
- ^ Jump up to: а б Фицгерберт, Иво (26 августа 2014 г.). «Новый вид свободы, рожденный в терроре» . открытая демократия . Проверено 24 июля 2023 г.
Идеология этой прогрессивной автономной структуры, имеющей светскую конституцию, принадлежит лидеру РПК Абдулле Оджалану. Его видение «демократического конфедерализма» основано на концепции американского анархиста Мюррея Букчина. После ареста Оджалана в 1999 году идеология РПК значительно изменилась, настолько, что они практически осудили национализм в пользу одной из форм либертарианского социализма.
- ^ Оджалан 2011 , стр. 21, 33–34.
- ^ Оджалан 2008 , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б с Уайт, 2015 , стр. 126–149.
- ^ Оджалан 2011 , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б с Дирик 2016 , гл. 3.
- ^ Оджалан 2011 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Малик 2019 .
- ^ Биль 2012 .
- ^ Оджалан 2011 , с. 32.
- ^ Оджалан 2008 , с. 24.
- ^ Майзель 2018 , с. 347.
- ^ Jump up to: а б МЕРК 2015 .
- ^ Jump up to: а б с Чандар 2012 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Маур и Стаал, 2015 , с. 174–175.
- ^ Jump up to: а б с д Жертвоприношение 2014 .
- ^ Jump up to: а б Плутон 2016 .
- ^ Малик (2019) ; Краески (2019) ; Маркус (2020) ; Мейзел (2018) , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б Оджалан 2011 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б Хелликер и Уолт 2019 .
- ^ ScienceClassPolitics 1984 , стр. 3–30.
- ^ Швиковский 2018 .
- ^ Дуайер и Цейлиг 2018 .
- ^ Построение свободной жизни: диалоги с Оджаланом . Кайрос. стр. 227, 235. ISBN. 9781629637044 .
- ^ Худок 2005 .
- ^ Штурке 2005 .
- ^ Букчин 2006 .
- ^ Букчин 2007 .
- ^ Стоколс 2018 , с. 33.
- ^ Оджалан 2008 , с. 39.
- ^ REFWorld 2010 .
- ^ Тейт 2009 .
- ^ Националия 2009 .
- ^ Краески 2019 .
- ^ Маркус 2020 .
Источники
[ редактировать ]- Биль, Джанет (16 февраля 2012 г.). «Букчин, Оджалан и диалектика демократии» . Новый Компас . Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- Букчин, Дебби (15 июня 2018 г.). «Как идеи моего отца помогли курдам создать новую демократию» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 6 июля 2020 г.
- Букчин, Мюррей (2006). Социальная экология и коммунализм (PDF) . АК Пресс . ISBN 978-1-904859-49-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 ноября 2020 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- Букчин, Мюррей (2007). «Что такое социальная экология?» (PDF) . psichenatura.it . Проверено 6 июля 2020 г.
- Чандар, Дженгиз (2012). Уход с горы: Как РПК может сложить оружие? Освобождение курдского вопроса от насилия (PDF) . Перевод Бёлме, Сюзан. Стамбул: Тесев. п. 113. ИСБН 978-605-5832-02-5 . Проверено 6 июля 2020 г.
- Дирик, Дилар ; Штраус, Дэвид Леви ; Тауссиг, Майкл ; Уилсон, Питер Ламборн , ред. (2016). Осмелиться воображать: Революция в Рожаве . Нью-Йорк: Автономедиа . п. 160. ИСБН 978-1570273124 .
- Дуайер, Питер ; Цейлиг, Лео (9 января 2018 г.). «Марксизм, класс и революция в Африке: наследие русской революции 1917 года» . Журнал «Международный социализм» . Проверено 7 июля 2020 г.
- Энзинна, Уэс (24 ноября 2015 г.). «Мечта о светской утопии на заднем дворе ИГИЛ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 июля 2020 г.
- Хелликер, Кирк ; Уолт, Люсьен ван дер , ред. (2019). Политика на расстоянии от государства: радикальные и африканские перспективы . Рутледж . п. 172. ИСБН 978-0815346920 . Проверено 7 июля 2020 г.
- Краески, Дженна (14 октября 2019 г.). «Что потеряет мир, если Турция уничтожит сирийских курдов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 июля 2020 г.
- Курбан, Дилек (2014). «Европа как агент перемен» (PDF) . Берлин: Исследовательский документ SWP . Проверено 7 июля 2020 г.
- Мейзел, Себастьян, изд. (2018). Курды: энциклопедия жизни, культуры и общества . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . п. 376. ИСБН 978-1440842566 .
- Малик, Кенан (27 октября 2019 г.). «Сирийские курды мечтали о «революции в Рожаве». Асад подавит ее» . Хранитель . Проверено 6 июля 2020 г.
- Манго, Эндрю (2005). Турция и война с террором: сорок лет мы сражались в одиночку . Тейлор и Фрэнсис . п. 32. ISBN 978-0-415-35002-0 . Проверено 6 июля 2020 г.
- Маркус, Эзра (1 июля 2020 г.). «В автономных зонах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 июля 2020 г.
- Маур, Рене Ин дер; Стаал, Йонас , ред. (2015). Читатель Академии Нового Мира № 5: Демократия без гражданства (PDF) . Утрехт: Академия Нового Мира. п. 256. ИСБН 978-90-77288-22-1 . Проверено 6 июля 2020 г.
- «Национально-освободительные движения и вопрос социализма» (PDF) . Сакраменто, Калифорния: Наука, класс и политика. 1984. стр. 3–30 . Проверено 7 июля 2020 г.
- Оджалан, Абдулла (2011). Демократический конфедерализм (PDF) . Перевод Международной инициативы свободы для Абдуллы Оджалана. Лондон: Издательство Трансмедиа. п. 48. ИСБН 978-0-9567514-2-3 . Проверено 7 июля 2020 г.
- Оджалан, Абдулла (2008). Война и мир в Курдистане (PDF) . Перевод Международной инициативы свободы для Абдуллы Оджалана. Лондон: Издательство Трансмедиа. п. 46. ИСБН 978-3942961059 . Проверено 7 июля 2020 г.
- Оджалан, Абдулла (20 марта 2005 г.). «Декларация демократического конфедерализма в Курдистане» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2016 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- Швиковски, Мартина (4 мая 2018 г.). «Маленький след марксизма в Африке» . Немецкая волна . Проверено 7 июля 2020 г.
- Шилтон, Дор (9 июня 2019 г.). «В самом сердце тьмы Сирии возникает демократическое, эгалитарное и феминистское общество» . Гаарец . Проверено 6 июля 2020 г.
- Стоколс, Дэниел (2018). Социальная экология в эпоху цифровых технологий: решение сложных проблем в глобализированном мире . Эльзевир Наука . п. 33. ISBN 978-0-12-803114-8 . Проверено 6 июля 2020 г.
- Штурке, Джеймс (12 мая 2005 г.). «Европейский суд признал процесс Оджалана несправедливым» . Хранитель . Проверено 7 июля 2020 г.
- Тейт, Роберт (11 декабря 2009 г.). «Турция запрещает основную курдскую партию из-за предполагаемых связей с терроризмом» . Хранитель . Проверено 7 июля 2020 г.
- Уайт, Пол (15 августа 2015 г.). «Демократический конфедерализм и феминистская трансформация РПК». В: РПК: Спускаясь с гор . Лондон: Zed Book (опубликовано в 2015 г.). стр. 126–149. ISBN 9781783600403 .
- «Революция в демократической автономии Рожавы и освобождение женщин в Сирийском Курдистане» . Книги Плутона . Проверено 6 июля 2020 г.
- «РЕШЕНИЕ БОЛЬШОЙ ПАЛАТЫ – ОДЖАЛАН против ТУРЦИИ» . Европейский суд по правам человека . 12 мая 2005 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- «7748 курдов находятся под стражей в Турции, 3895 арестовано за 30 месяцев в рамках операций КСК» . Националия. 23 декабря 2009 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- «Турция: Положение и обращение с членами и сторонниками Партии демократического общества (Democratik Toplum Partisi, DTP) и Партии мира и демократии (Bariş ve Demokrasi Partisi, BDP)» . Агентство ООН по делам беженцев . 9 марта 2010 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- «Манифест демократической цивилизации» . Совет по ближневосточной политике. 2015 . Проверено 8 июля 2020 г.