Марксистская классовая теория
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2017 г. ) |
Часть серии о |
Марксистская экономика |
---|
Марксистская теория классов утверждает, что положение человека в классовой иерархии определяется его ролью в производственном процессе, и утверждает, что политическое и идеологическое сознание определяется классовым положением. [1] Класс – это те, кто разделяет общие экономические интересы, осознает эти интересы и участвует в коллективных действиях , продвигающих эти интересы. [2] В рамках марксистской теории классов структура производственного процесса составляет основу построения классов.
Для Маркса класс — это группа с внутренними тенденциями и интересами, которые отличаются от таковых у других групп внутри общества, что является основой фундаментального антагонизма между такими группами. [ нужна ссылка ] Например, в интересах рабочего максимизировать заработную плату и льготы, а в интересах капиталиста — максимизировать прибыль за счет этого, что приводит к противоречию внутри капиталистической системы , даже если сами рабочие и капиталисты не осознают столкновение интересов .
Марксистская классовая теория была открыта для ряда альтернативных позиций, в первую очередь со стороны таких ученых, как Э. П. Томпсон и Марио Тронти . И Томпсон, и Тронти предполагают, что классовое сознание в производственном процессе предшествует формированию производственных отношений. В этом смысле марксистская классовая теория часто связана с дискуссией о ранее существовавшей классовой борьбе.
Истоки теории Карла Маркса [ править ]
Классовая теория Карла Маркса берет свое начало в ряде философских школ, включая левое гегельянство, шотландский эмпиризм и англо-французскую политэкономику. Взгляд Маркса на класс возник из ряда личных интересов, связанных с социальным отчуждением и человеческой борьбой, при этом формирование классовой структуры связано с острым историческим сознанием. Политическая экономия также внесла свой вклад в теории Маркса, сосредоточив внимание на концепции «происхождения дохода», согласно которой общество разделено на три подгруппы: рантье , капиталисты и рабочие. Эта конструкция основана на Давида Рикардо теории капитализма . Маркс подкрепил это обсуждением поддающихся проверке классовых отношений.
Маркс стремился определить класс как неотъемлемую часть производственных отношений, а не как социальный статус. Его политическая и экономическая мысль развивалась в направлении интереса к производству, а не к распределению, и отныне это стало центральной темой его концепции класса.
Структура класса [ править ]
Маркс отличает один класс от другого по двум критериям: собственности на средства производства и контроля над рабочей силой других. Исходя из этого, Маркс утверждает: «Общество в целом все более и более распадается на два великих враждебных лагеря, на два великих класса, прямо стоящих друг против друга»:
I. Капиталисты, или буржуазия, владеют средствами производства и покупают рабочую силу у других.
II. Рабочие, или пролетариат, не владеют никакими средствами производства и не имеют возможности покупать рабочую силу у других. Скорее, они продают свою собственную рабочую силу.
Таким образом, класс определяется отношениями собственности, а не доходом или статусом. Эти факторы определяются распределением и потреблением, которые отражают производственные и властные отношения классов.
Манифест Коммунистической партии описывает два дополнительных класса, которые «приходят в упадок и окончательно исчезают перед лицом современной промышленности»:
III. Небольшой переходный класс, известный как мелкая буржуазия, владеет достаточными средствами производства, но не покупает рабочую силу. Маркса «Коммунистический манифест» не дает правильного определения мелкой буржуазии, помимо «мелких капиталистов» (Маркс и Энгельс, 1848, 25).
IV. «Опасный класс», или Люмпенпролетариат , «социальная нечисть, эта пассивно гниющая масса, сброшенная низшими слоями старого общества».
Конфликт как природа классовых отношений [ править ]
«История всех до сих пор существовавших обществ есть история классовой борьбы... Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, цеховой мастер и подмастерье, словом, угнетатель и угнетенный стояли в постоянном противостоянии друг другу, несли на непрерывной, то скрытой, то открытой борьбе, борьбе, которая каждый раз заканчивалась либо революционным переустройством общества в целом, либо общей гибелью борющихся классов... Современное буржуазное общество, выросшее из Развалины феодального общества не устранили классовых противоречий, а установили новые классы, новые условия угнетения, новые формы борьбы взамен старых. Наша эпоха, эпоха буржуазии, обладает, однако, этим своеобразием. особенность: оно упростило классовые антагонизмы. Общество в целом все более и более распадается на два великих враждебных лагеря, на два великих класса, прямо стоящих друг перед другом: буржуазию и пролетариат». - Коммунистический манифест
Маркс установил конфликт как ключевую движущую силу истории и главный фактор, определяющий социальные траектории (Кингстон). Однако, чтобы понять природу « классового конфликта », мы должны сначала понять, что такой конфликт возникает из единого классового интереса, также известного как классовое сознание. Классовое сознание - это аспект марксистской теории, относящийся к самосознанию социальных классов, способности действовать в своих собственных рациональных интересах или к измерению степени, в которой человек осознает исторические задачи своего класса (или классовой принадлежности). наборы для них.
Более того, по определению, объективные интересы классов фундаментально противоположны; следовательно, эти противоположные интересы и сознания в конечном итоге приводят к классовому конфликту.
Маркс впервые увидел развитие классового конфликта внутри отдельных фабрик и капиталистов. Однако по мере созревания капитализма условия жизни буржуазии и пролетариата стали становиться все более несопоставимыми. Эта возросшая поляризация и гомогенизация внутри классов создала среду, в которой индивидуальная борьба стала более общей. Когда усиление классового конфликта проявляется на уровне общества, также возрастают классовое сознание и общие интересы. Следовательно, когда классовое сознание усиливается, проводится политика, обеспечивающая продолжительность такого интереса для правящего класса. Здесь начинается борьба за политическую власть и классы становятся политическими силами.
Поскольку распределение политической власти определяется властью над производством или властью над капиталом, неудивительно, что класс буржуазии использует свое богатство для легитимации и защиты своей собственности и, как следствие, социальных отношений. Таким образом, правящий класс – это те, кто обладает экономической властью и принимает решения ( Дарендорф ).
Классовая структура капитализма [ править ]
В марксистской теории капиталистическая буржуазии стадия производства состоит из двух основных классов: , капиталистов, владеющих средствами производства, и гораздо более крупного пролетариата (или «рабочего класса»), который должен продавать свою собственную рабочую силу (см. также: наемный труд ). Это фундаментальная экономическая структура труда и собственности (см. также: наемный труд ), состояние неравенства, которое нормализуется и воспроизводится посредством культурной идеологии . Таким образом, пролетариат сам по себе оказывается в подчиненном положении властью капитала, отнявшего у него средства производства. Когда пролетариат осознает свое положение и власть, организуется и предпринимает коллективные политические действия, он становится классом для себя, обладающим революционным потенциалом, чтобы стать правящим классом. [2]
Макс Вебер критиковал исторический материализм , утверждая, что стратификация основана не только на экономическом неравенстве, но и на других различиях в статусе и власти. Социальный класс, относящийся в широком смысле к материальному богатству, можно отличить от статусного класса, основанного на чести, престиже, религиозной принадлежности и так далее. Условия капитализма и его классовая система сошлись благодаря множеству «избирательных связей». [ нужна ссылка ]
Марксисты объясняют историю «цивилизованных» обществ с точки зрения войны классов между теми, кто контролирует производство, и теми, кто производит товары или услуги в обществе. В марксистском взгляде на капитализм это конфликт между капиталистами ( буржуазией ) и наемными рабочими ( пролетариатом ). Для марксистов классовый антагонизм коренится в том положении, что контроль над общественным производством обязательно влечет за собой контроль над классом, производящим товары — в капитализме это эксплуатация рабочих буржуазией . [ нужна ссылка ]
Сам Маркс утверждал, что целью самого пролетариата было заменить капиталистическую систему социализмом , изменив социальные отношения, лежащие в основе классовой системы, а затем развиться в будущее коммунистическое общество, в котором: «...свободное развитие каждого является условием для свободного развития всех». ( Манифест Коммунистической партии ) Это ознаменовало бы начало бесклассового общества , в котором мотивом производства были бы человеческие потребности, а не прибыль. В обществе с демократическим контролем и производством для использования не было бы ни класса, ни государства, ни потребности в деньгах. [ нужна ссылка ]
Для Маркса класс имеет три основных факта: [3]
- Объективные факторы
- Класс разделяет общие отношения со средствами производства . То есть все люди одного класса зарабатывают на жизнь общим образом, владея вещами, производящими социальные блага. Класс может владеть вещами, владеть землей, владеть людьми, быть собственностью, но не владеть ничем, кроме своего труда. Класс будет собирать налоги, производить сельское хозяйство, порабощать и работать других, быть порабощенным и работать или работать за заработную плату.
- Субъективные факторы
- Члены обязательно будут иметь некоторое представление об их сходстве и общих интересах. Маркс назвал это классовым сознанием . Классовое сознание — это не просто осознание собственных классовых интересов (например, максимизация акционерной стоимости или максимизация заработной платы при минимизации рабочего дня), классовое сознание также воплощает глубоко разделяемые взгляды на то, каким должно быть общество. организованы юридически, культурно, социально и политически.
- Воспроизводство классовых отношений
- Класс как совокупность социальных отношений, воспроизводящаяся от одного поколения к другому.
Первый критерий делит общество на владельцев и невладельцев средств производства. При капитализме это капиталист (буржуазия) и пролетариат . Однако можно провести более тонкое разделение: наиболее важной подгруппой капитализма является мелкая буржуазия (мелкая буржуазия), люди, которые обладают собственными средствами производства, но используют их в первую очередь, работая над ними сами, а не нанимая для работы над ними других. В их число входят самозанятые ремесленники , владельцы мелких магазинов и многие специалисты . Джон Эльстер нашел у Маркса упоминание о 15 классах различных исторических периодов. [4]
Владимир Ленин определял классы как «большие группы людей, отличающиеся друг от друга местом, которое они занимают в исторически определенной системе общественного производства, своим отношением (в большинстве случаев закрепленным и сформулированным в законе) к средствам производства, своим роли в общественной организации труда, а, следовательно, и по размерам доли общественного богатства, которым они распоряжаются, и способа его приобретения». [5]
Пролетаризация [ править ]
Самой важной трансформацией общества для марксистов стал массовый и быстрый рост пролетариата за последние двести пятьдесят лет. Начиная с сельскохозяйственных и домашних текстильщиков в Англии и Фландрии, все больше и больше профессий обеспечивают существование только за счет заработной платы. Частное производство, ведущее к самозанятости, уже не так жизнеспособно, как до промышленной революции, поскольку автоматизация сделала производство очень дешевым. Многие люди, которые когда-то контролировали свое рабочее время, в результате индустриализации превратились в пролетариев. Сегодня группы, которые в прошлом существовали за счет стипендий или частного капитала – например, врачи, ученые или юристы – теперь все чаще работают в качестве наемных рабочих. Марксисты называют этот процесс пролетаризацией и указывают на него как на главный фактор того, что пролетариат является самым многочисленным классом в нынешних обществах богатых стран «первого мира». [6]
Предсказание социалистической революции [ править ]
Маркс предсказывает революцию из капиталистического общества в социалистическое из-за возможного недовольства. [ нужна ссылка ] Обобществление труда, рост крупного производства, капиталистических групп и организаций интересов, а также колоссальное увеличение размеров и могущества финансового капитала создают главную материальную основу неизбежного наступления социализма. Физическим, интеллектуальным и моральным виновником этой трансформации является пролетариат. Борьба пролетариата против буржуазии неизбежно становится политической борьбой с целью политического завоевания пролетариата. При господстве пролетариата обобществление производства не может не привести к переходу средств производства в собственность общества. Прямые последствия этой трансформации — падение производительности труда, сокращение рабочего дня, замена мелкого единого производства коллективным и улучшение условий труда. [ нужна ссылка ] Капитализм навсегда разрывает связи между производителем и собственником, когда-то скрепленные узами классового конфликта. Теперь будет создан новый союз, основанный на сознательном применении науки и концентрации коллективного труда. [ нужна указание авторства ]
Он также распространил это перераспределение на структуру власти в семьях. Маркс предполагал, что при социализме статус женщины повысится, что приведет к распаду патриархальной семьи.
«Современная промышленность, отводя важную роль в общественно организованном процессе производства за пределами домашней сферы женщинам, молодежи и детям обоих полов, создает новую экономическую основу для более высокой формы семья и отношения между полами… Более того, очевидно, что тот факт, что коллективная рабочая группа состоит из индивидов обоих полов и всех возрастов, должен обязательно, при подходящих условиях, стать источником человеческого развития; его стихийно развившаяся, грубая, капиталистическая форма, где рабочий существует для процесса производства, а не процесс производства для рабочего, этот факт является губительным источником коррупции и рабства». («Капитал», т. I, глава 13).
в классе по марксизму Объективные и субъективные факторы
В марксизме существует довольно четко выраженная диалектика между объективными факторами (т. е. материальными условиями, социальной структурой) и субъективными факторами (т. е. сознательной организацией членов класса). В то время как большинство форм марксистского анализа рассматривают класс людей на основе объективных факторов (классовой структуры), основные марксистские тенденции все чаще используют субъективные факторы в понимании истории рабочего класса. Э. П. Томпсона « Книга Становление английского рабочего класса» является ярким примером этого «субъективного» марксистского направления. Томпсон анализирует английский рабочий класс как группу людей с общими материальными условиями, приходящих к позитивному самосознанию своего социального положения. Эта особенность социального класса в марксизме обычно называется классовым сознанием , концепция, ставшая известной благодаря книге Георга Лукача « История и классовое сознание» (1923). Это рассматривается как процесс движения «класса в себе» в направлении «класса для себя», коллективного агента, который меняет историю, а не просто становится жертвой исторического процесса. По словам Лукача, пролетариат был « субъект – объект истории», и первый класс, который смог выделить ложное сознание (присущее сознанию буржуазии ), который овеществил экономические законы как универсальные (тогда как они являются лишь следствием исторического капитализма). [7] [8] [ нужна полная цитата ] [ нужен неосновной источник ]
капиталистический Транснациональный класс
Теоретики глобализации, такие как Уильям И. Робинсон , Лесли Склер , Кис Ван дер Пейл и Джерри Харрис, утверждают, что сегодня транснациональный капиталистический класс . возник [9]
См. также [ править ]
- Капиталистический способ производства
- Экономическое неравенство
- Эксплуатация (марксизм)
- Способ производства
- Производственные отношения
- Надстройка
- Избыточная рабочая сила
- Прибавочная стоимость
Ссылки [ править ]
- ^ Паркин, Ф. (1979). Теория истории Маркса: буржуазная критика . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231048811 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эндрю, Эдвард (сентябрь 1983 г.). «Класс сам по себе и класс против капитала: Карл Маркс и его классификаторы». Канадский журнал политической науки / Revue Canadienne de Science Politique . 16 (3). Канадская ассоциация политических наук: 577–584. дои : 10.1017/S0008423900023994 . JSTOR 3227396 . S2CID 145504985 .
- ^ Ханаган, Майкл П. (1994). "Сорт" . В Стернсе, Питер Н. (ред.). Энциклопедия социальной истории . Тейлор и Фрэнсис. п. 184. ИСБН 978-0-8153-0342-8 .
- ^ Эльстер, Джон (1986). Знакомство с Карлом Марксом . Издательство Кембриджского университета. п. 124.
Классы таковы: «бюрократы и теократы при азиатском способе производства; свободные люди, рабы, плебеи и патриции в рабстве; помещик, крепостной, цеховой мастер и подмастерье при феодализме; промышленные капиталисты, финансовые капиталисты, помещики, крестьяне, мелкие буржуазия и наемные рабочие при капитализме.
- ^ Ленин, Владимир (28 июня 1919 г.). «Великое начало» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2020 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ это основное положение «Капитала» Маркса.
- ^ Томпсон, EP (1963). Становление английского рабочего класса .
- ^ Лукач, Георг (1923). История и классовое сознание .
- ^ Спрэг, Джеб (2009). «Транснациональный капиталистический класс в условиях глобального финансового кризиса: дискуссия с Лесли Склер» (PDF) . Глобализации . 6 (4): 499–507. дои : 10.1080/14747730903298835 . S2CID 144307790 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года.
- Блэкледж, Пол (2011). «Почему рабочие могут изменить мир» . Социалистическое обозрение 364 . Лондон. Архивировано из оригинала 10 декабря 2011 года.
- Дарендорф, Ральф. Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1959.
- Дэвид Маклеллан, изд. «Капитал». Читатель Маркса-Энгельса, 1977. Издательство Оксфордского университета: Великобритания.
- Кингстон, Пол В. Бесклассовое общество. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2000.
- Маркс и Энгельс. Коммунистический манифест. Нью-Йорк: группа Пингвин, 1998.
- Молодежь за международный социализм - NewYouth.com