экономизм
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2014 г. ) |
Экономизм , иногда пишется экономизм , [1] является «наиболее ортодоксальной [позицией в марксизме , которая] обеспечивает однозначные корреляции между социально-экономическим базисом и интеллектуальной надстройкой ». [2] [3] Экономизм означает отвлечение политической активности рабочего класса от глобального политического проекта к чисто экономическим требованиям. Эта концепция предполагает вознаграждение рабочих при социализме денежными стимулами, а не стимулирование рабочих посредством революционной политики. Этот термин первоначально связан с Владимиром Лениным критикой профсоюзного движения .
В марксистском анализе
[ редактировать ]Ленин
[ редактировать ]Термин «экономизм» использовался Лениным в его критике профсоюзного движения в отношении того, как требования рабочего класса о более глобальном политическом проекте могут быть вытеснены чисто экономическими требованиями. [4] Экономические требования включают более высокую заработную плату, сокращение рабочего времени, гарантированную занятость, здравоохранение и другие льготы. [4]
В своей критике экономизма Ленин считал, что политическая фигура рабочего не обязательно может быть выведена из его социального положения. [5] При капитализме рабочая сила рабочего превращается в товар и продается в обмен на заработную плату. [5] Хотя переговоры о продаже рабочей силы необходимы для выживания при капитализме, Ленин утверждал, что участие в этих переговорах не гарантировало политическое существование рабочего и фактически скрывало основные политические ставки. [5]
Ленин использовал этот термин в своих нападках на направление в ранней Российской социал-демократической рабочей партии вокруг газеты «Рабочая Мысль» . [6] Среди представителей русского экономизма были Николай Лохов , Екатерина Кускова , Александр Мартынов , Сергей Прокопович , К. М. Тахтарев и другие. [7]
Культурная революция
[ редактировать ]Обвинения в экономизме часто выдвигаются антиревизионистами против ревизионистов , когда экономика, а не политика, ставится во главе общества; и когда развитие производительных сил отдается приоритету над заботой о природе и отношениях, окружающих эти производительные силы.

Термин «экономизм» стал привычным в китайском политическом дискурсе только во время Культурной революции . [4] Мао Цзэдун раскритиковал материальные стимулы экономизма, утверждая, что производством должна руководить революционная политика, а вознаграждение производительности деньгами продвигает неправильные ценности и несовместимо с превращением фабрик в бастион пролетарской политики. [8]
В частности, экономизм стал важнейшим вопросом во времена Шанхайской народной коммуны . [4] Хотя во многих исторических повествованиях о Культурной революции экономизм описывается как попытка руководства Коммунистической партии Китая подкупить рабочих и заставить их политическую пассивность, более поздние исследования утверждают, что эти повествования верны лишь «в лучшем случае частично». [9] Академик Ичин Ву утверждает, например, что, хотя местные бюрократы на самом деле были готовы пойти на экономические уступки рабочим, они не могли контролировать всплеск недовольства и требований рабочих. [9] Вместо этого экономические требования в этот период были укоренены в реальных условиях труда рабочих и обусловлены такими факторами, как ухудшение условий труда во время государственного экономического накопления в конце 1950-х годов, слабость китайских профсоюзов и коллапс экономики во время экономического кризиса. Большой скачок вперед . [10]
Другое использование
[ редактировать ]Этот термин часто используется для критики экономики как идеологии , в которой спрос и предложение являются единственными важными факторами при принятии решений и опережают или позволяют игнорировать все другие факторы. [11] Считается, что это побочный эффект неоклассической экономики и слепой веры в « невидимую руку » или средства принятия решений, распространяющиеся далеко за пределы контролируемых и регулируемых рынков и используемые для принятия политических и военных решений. [11] Традиционная этика не будет играть никакой роли в решениях в рамках чистого экономизма, за исключением случаев, когда предложение будет ограничено, а спрос ограничен моральным выбором людей. [11] Таким образом, критики экономизма настаивают на политических и других культурных аспектах общества . [11]
старых правых Социальный критик Альберт Джей Нок использовал этот термин в более широком смысле, обозначая моральную и социальную философию, «которая интерпретирует всю сумму человеческой жизни с точки зрения производства, приобретения и распределения богатства», добавляя: «Иногда я думал, что Возможно, именно здесь западная цивилизация в конце концов разобьется. тот, который обладает вкусом и глубиной и который проявляет непреодолимую силу притяжения, которой обладает красота. Возможно, к тому времени, когда экономизм исчерпает себя, общество, которое он построил, может устать от себя, наскучить своей собственной отвратительности и в отчаянии согласится на это. уничтожение, осознавая, что это слишком уродливо, чтобы позволить ему жить дальше». [12]
См. также
[ редактировать ]- Классовый редукционизм
- Экономический детерминизм
- Валовое национальное счастье
- Вульгарный марксизм - марксистская философия истории.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарбер, Меган (30 июня 2014 г.). «Почему «эффективность» бесчеловечна» . Атлантика . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Будущее политики в образовании, Том 3, Номер 1, 2005. Трансмодернизм, марксизм и социальные изменения: некоторые последствия для педагогического образования. Майк Коул, Колледж епископа Гроссетеста , Линкольн, Великобритания
- ^ Янг, Р.М. (1998) Марксизм и история науки . Обзор человеческой природы. «Определяющей чертой марксистских подходов к истории науки является то, что история научных идей, приоритетов исследований, концепций природы и параметров открытий коренится в исторических силах, которые в конечном счете являются социально-социальными. экономический... Есть вариации в том, насколько буквально это понимается... Существует целый ряд позиций».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ву, Ичин (2014). Культурная революция на задворках: китайский социализм в кризисе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 98. ИСБН 978-0-674-41985-8 . OCLC 881183403 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Руссо, Алессандро (2020). Культурная революция и революционная культура . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 180. ИСБН 978-1-4780-1218-4 . OCLC 1156439609 .
- ^ Ленин, Владимир (1902). «Что делать?» . www.marxists.org . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ "ЭКОНОМИСТЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия" . bigenc.ru . Retrieved 14 April 2021 .
- ^ Карл, Ребекка Э. (2010). Мао Цзэдун и Китай в мире двадцатого века: краткая история . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 137. ИСБН 978-0-8223-4780-4 . OCLC 503828045 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ву, Ичин (2014). Культурная революция на задворках: китайский социализм в кризисе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . стр. 98–99. ISBN 978-0-674-41985-8 . OCLC 881183403 .
- ^ Ву, Ичин (2014). Культурная революция на задворках: китайский социализм в кризисе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . стр. 99–101. ISBN 978-0-674-41985-8 . OCLC 881183403 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Калифорнийский университет в Мандале, Словарь государственного управления (2007), стр. 149, ISBN 9788176257848 , издательство Sarup & Sons
- ^ Нок, Альберт Джей. Мемуары лишнего человека . п. 147.
Библиография
[ редактировать ]- Джон Ралстон Сол (2005). Крах глобализма .
- Ричард Норгаард (2015). «Церковь экономизма и ее недовольство». В Инициативе Великого Перехода .
Внешние ссылки
[ редактировать ]