Экономическая география
Часть серии о |
География |
---|
![]() |
Часть серии о |
Экономика |
---|
Экономическая география — это раздел человеческой географии , изучающий экономическую деятельность и факторы, влияющие на нее. Его также можно рассматривать как подполе или метод в экономике . [1] Существует четыре раздела экономической географии.
Экономическая география использует различные подходы к множеству различных тем, включая расположение отраслей, экономику агломерации (также известную как «связи»), транспорт , международную торговлю , развитие, недвижимость , джентрификацию , этническую экономику, гендерную экономику, базовую экономику . теория периферии , экономика городских форм , взаимосвязь между окружающей средой и экономикой (связанная с долгой историей географов, изучающих взаимодействие культуры и окружающей среды) и глобализация .
и Теоретическая влияние основа
В области теории локации существуют разнообразные методологические подходы. неоклассического Теоретики местоположения , следуя традиции Альфреда Вебера , часто концентрируются на промышленном расположении и используют количественные методы. Однако с 1970-х годов две основные реакции на неоклассические подходы изменили эту дисциплину. Одной из них является марксистская политическая экономия, основанная на вкладе таких ученых, как Дэвид Харви , которая предлагает критический взгляд на пространственную экономику. Другая — новая экономическая география, которая учитывает социальные, культурные и институциональные факторы наряду с экономическими аспектами в понимании пространственных явлений.
Такие экономисты, как Пол Кругман и Джеффри Сакс, внесли большой вклад в анализ экономической географии. Кругман, в частности, назвал свое применение пространственного мышления в теории международной торговли «новой экономической географией», которая представляет собой конкурирующую перспективу с одноименным подходом в рамках географической дисциплины. Такое совпадение в терминологии может привести к путанице. [2] В качестве альтернативы некоторые ученые предложили использовать термин «географическая экономика», чтобы различать два подхода. [3]
История [ править ]

Ранние подходы к экономической географии можно найти в семи китайских картах государства Цинь , датируемых IV веком до нашей эры, и в греческого географа Страбона » «Географике , составленной почти 2000 лет назад. По мере развития картографии географы освещали многие аспекты, используемые сегодня в этой области; карты, созданные различными европейскими державами, описывали ресурсы, которые, вероятно, можно найти на территориях Америки, Африки и Азии. Самые ранние путевые журналы включали описания местных жителей, климата, ландшафта и продуктивности различных мест. Эти ранние отчеты способствовали развитию моделей трансконтинентальной торговли и открыли эпоху меркантилизма .
Линдли М. Кисби писал в 1901 году, что экономической географии не существует, и ученые занимаются либо географией, либо экономикой. [4] Кисби выступал за дисциплину экономической географии, написав: [4]
С одной стороны, экономическая деятельность человека изначально определяется явлениями природы; и, с другой стороны, явления природы впоследствии видоизменяются хозяйственной деятельностью человека. Поскольку это так, то для начала экономических выводов необходимы географические индукции; и чтобы продолжить географические индукции, необходимы экономические выводы. Логически поэтому экономика невозможна без географии, а география неполна без экономики.
Вторая мировая война способствовала популяризации географических знаний в целом, а послевоенное экономическое восстановление и развитие способствовали росту экономической географии как дисциплины. Во экологического детерминизма времена популярности Эллсворт Хантингтон и его теория климатического детерминизма , хотя позже подвергались резкой критике, оказали заметное влияние на эту область. Ценный вклад также внесли такие теоретики местоположения, как Иоганн Генрих фон Тюнен или Альфред Вебер . Другие влиятельные теории включают Уолтера Кристаллера , теорию центрального места теорию ядра и периферии. [ нужна ссылка ]
Статья Фреда К. Шефера «Исключительность в географии: методологическое исследование», опубликованная в американском журнале «Анналы Ассоциации американских географов» , и его критика регионализма оказали большое влияние на эту область: статья стала объединяющим фактором. для молодого поколения экономических географов, которые намеревались заново изобрести эту дисциплину как науку, в исследованиях стали преобладать количественные методы. Среди известных экономических географов этого периода — Уильям Гаррисон , Брайан Берри , Уолдо Тоблер , Питер Хаггетт и Уильям Бунге .
Современные экономические географы, как правило, специализируются в таких областях, как теория местоположения и пространственный анализ (с помощью географических информационных систем ), исследования рынка, география транспорта, оценка цен на недвижимость, региональное и глобальное развитие, планирование, география Интернета , инновации, социальные сети . [5]
Подходы к изучению [ править ]
Поскольку экономическая география является очень широкой дисциплиной, экономические географы используют множество различных методологий при изучении экономических явлений в мире, с течением времени возникли отдельные подходы к изучению:
- Теоретическая экономическая география фокусируется на построении теорий пространственного расположения и распределения экономической деятельности.
- Региональная экономическая география изучает экономические условия отдельных регионов или стран мира. Он занимается вопросами экономической регионализации , а также местного экономического развития .
- Историческая экономическая география исследует историю и развитие пространственной структуры экономики. Используя исторические данные, он исследует, как смещаются центры населения и экономической активности, какие модели региональной специализации и локализации развиваются с течением времени и какие факторы объясняют эти изменения.
- Эволюционная экономическая география принимает эволюционный подход к экономической географии. В частности, ЭЭГ использует концепции и идеи эволюционной экономики, чтобы понять эволюцию городов, регионов и других экономических систем. [6]
- Критическая экономическая география — это подход, принятый с точки зрения современной критической географии и ее философии.
- Поведенческая экономическая география исследует когнитивные процессы, лежащие в основе пространственного мышления, принятия решений о местоположении и поведения фирм. [7] и частные лица.
Экономическую географию иногда рассматривают как раздел антропогеографии , изучающий региональные системы экономической деятельности человека. Альтернативное описание различных подходов к изучению экономической деятельности человека может быть организовано вокруг пространственно-временного анализа, анализа производства/потребления экономических объектов и анализа экономических потоков. Пространственно-временные системы анализа включают экономическую деятельность региона, смешанные социальные пространства и развитие.
Альтернативно, анализ может быть сосредоточен на производстве, обмене, распределении и потреблении предметов экономической деятельности. Позволяя варьировать параметры пространства-времени и предметов, географ может также исследовать материальные потоки, потоки товаров, потоки населения и потоки информации из разных частей системы экономической деятельности. Посредством анализа потоков и производства промышленные районы, сельские и городские жилые районы, транспортные объекты, объекты коммерческих услуг, а также финансовые и другие экономические центры связаны друг с другом в систему экономической деятельности.
Филиалы [ править ]
Тематически экономическую географию можно разделить на следующие субдисциплины:
Традиционно считается разделом экономической географии, изучающим те части поверхности Земли, которые преобразуются человеком в результате деятельности первичного сектора. Таким образом, он фокусируется на структурах сельскохозяйственных ландшафтов и спрашивает о процессах, которые приводят к этим пространственным закономерностям. Хотя большинство исследований в этой области концентрируются скорее на производстве, чем на потреблении[1], можно провести различие между номотетическими (например, распределением пространственных сельскохозяйственных моделей и процессов) и идиографическими исследованиями (например, взаимодействием человека и окружающей среды и формированием сельскохозяйственных ландшафтов). . Последний подход аграрной географии часто применяется в страноведении.
- География промышленности
- География международной торговли
- География ресурсов
- География транспорта и связи
- География финансов
Эти области исследования могут пересекаться с другими географическими науками .
Экономисты и экономические географы [ править ]
Как правило, экономисты, заинтересованные в пространстве, изучают влияние космоса на экономику . Географов же интересует влияние экономических процессов на пространственные структуры .
Более того, экономисты и экономические географы по-разному подходят к решению пространственно-экономических проблем. Экономический географ часто использует более целостный подход к анализу экономических явлений, который заключается в концептуализации проблемы с точки зрения пространства, места и масштаба, а также открытой экономической проблемы, которая исследуется. По мнению некоторых экономических географов, экономистский подход имеет главный недостаток, заключающийся в гомогенизации экономического мира, чего экономические географы стараются избежать. [8]
Вариации по отраслям [ править ]
Отрасли имеют разные модели экономической географии. Добывающие отрасли имеют тенденцию концентрироваться вокруг своих конкретных природных ресурсов . В Норвегии, например, большинство рабочих мест в нефтяной промышленности приходится на один избирательный округ. Отрасли являются географически сконцентрированными, если им не требуется близость к конечным потребителям, как, например, концентрация автомобильной промышленности в Детройте, США . Сельское хозяйство также имеет тенденцию к концентрации. Отрасли являются географически разбросанными, если им необходимо быть ближе к своим конечным потребителям, например парикмахерские, рестораны и индустрия гостеприимства . [9]
Новая экономическая география [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2020 г. ) |
С появлением Новой экономики экономическое неравенство пространственно увеличивается. Новая экономика, в целом характеризующаяся глобализацией, растущим использованием информационных и коммуникационных технологий, ростом товаров знаний и феминизацией, позволила экономическим географам изучать социальные и пространственные различия, вызванные растущей Новой экономикой, включая возникающий цифровой разрыв .
Новые экономические географии состоят преимущественно из секторов экономики, основанных на услугах и использующих инновационные технологии, таких как отрасли, где люди полагаются на компьютеры и Интернет. В рамках этих мер происходит переход от экономики, основанной на производстве, к цифровой экономике. В этих секторах конкуренция делает технологические изменения устойчивыми. Эти отрасли высоких технологий во многом полагаются на межличностные отношения и доверие, поскольку разработка таких вещей, как программное обеспечение, сильно отличается от других видов промышленного производства — она требует интенсивного сотрудничества между множеством разных людей, а также использования неявных знаний . В результате того, что сотрудничество становится необходимостью, в новой высокотехнологичной экономике происходит кластеризация многих фирм.
и разделения пространственные Социальные
Как характеризует работу Дайан Перронс, [10] В англо-американской литературе новая экономика состоит из двух различных типов. Новая экономическая география 1 (NEG1) характеризуется сложным пространственным моделированием. Он пытается объяснить неравномерное развитие и появление промышленных кластеров . Это делается посредством исследования связей между центростремительными и центробежными силами, особенно эффектом масштаба .
Новая экономическая география 2 (NEG2) также пытается объяснить явно парадоксальное появление промышленных кластеров в современном контексте, однако она подчеркивает реляционные, социальные и контекстуальные аспекты экономического поведения, особенно важность неявного знания. Основное различие между этими двумя типами заключается в акценте NEG2 на аспектах экономического поведения, которые NEG1 считает нематериальными.
Обе «Новые экономические географии» признают транспортные издержки, важность знаний в новой экономике, возможные эффекты внешних эффектов и эндогенные процессы, которые приводят к увеличению производительности. Они также разделяют акцент на фирме как на наиболее важной единице и на росте, а не на развитии регионов. В результате фактическому влиянию кластеров на регион уделяется гораздо меньше внимания по сравнению с акцентом на кластеризацию смежных видов деятельности в регионе.
Однако акцент на фирме как на основной значимой сущности препятствует обсуждению Новой экономической географии. Это ограничивает обсуждение национальным и глобальным контекстом и ограничивает его контекстом меньшего масштаба. Это также накладывает ограничения на характер деятельности фирмы и ее положение в глобальной цепочке создания стоимости. Дальнейшая работа, проделанная Бьорном Ашеймом (2001) и Гернотом Грабером (2002), бросает вызов идее фирмы посредством подходов к действию и исследованиям и картирования организационных форм и их связей. Короче говоря, фокус на фирме в новых экономических географиях недостаточно теоретизирован в НЭГ1 и недостаточно контекстуализирован в НЭГ2, что ограничивает обсуждение ее влияния на пространственное экономическое развитие.
Пространственные разделения внутри этих возникающих НЭГ проявляются в форме цифрового неравенства , возникающего в результате того, что регионы привлекают талантливых работников вместо развития навыков на местном уровне ( «Креативный класс дополнительную литературу см. в разделе »). Несмотря на растущую взаимосвязь благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий, современный мир по-прежнему определяется расширяющимися социальными и пространственными разделениями, большинство из которых становятся все более гендерными. Дэнни Куа объясняет эти пространственные разделения через характеристики товаров знаний в Новой экономике: товаров, определяемых их бесконечной расширяемостью, невесомостью и неконкурентностью . Социальные различия выражаются через новую пространственную сегрегацию, которая иллюстрирует пространственную сортировку по доходу, этнической принадлежности, способностям, потребностям и предпочтениям образа жизни. О сегрегации в сфере занятости свидетельствует чрезмерная представленность женщин и этнических меньшинств на низкооплачиваемых должностях в секторе услуг. Эти разделения в новой экономике гораздо труднее преодолеть из-за отсутствия четких путей перехода к более квалифицированной работе.
См. также [ править ]
- Бизнес-кластер
- Креативный класс
- Культурная география
- Культурная география
- Культурная экономика
- Культурная психология
- Экологический детерминизм
- География развития
- Гравитационная модель торговли
- География и богатство
- Теория местоположения
- Земля (экономика)
- Новая экономика
- Региональная наука
- География розничной торговли
- Сельская экономика
- Пространственный анализ
- Первый закон географии Тоблера
- Второй закон географии Тоблера
- Городская экономика
- задача Вебера
- Экономическая география (журнал) - основана и издается ежеквартально в Университете Кларка с 1925 года.
- Журнал экономической географии - издается издательством Oxford University Press с 2001 г. [11]
Ссылки [ править ]
- ^ Кларк, Гордон Л.; Фельдман, Мэриэнн П.; Гертлер, Мерик С.; Уильямс, Кейт (10 июля 2003 г.). Оксфордский справочник по экономической географии . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-925083-7 .
- ^ От С. Н. Дюрлауфа и Л. Е. Блюма, изд. (2008). Новый экономический словарь Пэлгрейва , 2-е издание:
- «Новая экономическая география» Энтони Дж. Венейблса . Абстрактный.
- «Региональное развитие, география» Джеффри Д. Сакса и Гордона МакКорда. Абстрактный.
- «Модели гравитации» Пьера-Филиппа Комба. Абстрактный.
- «Теория местоположения» Жака-Франсуа Тисса. Абстрактный.
- «Пространственная экономика» Жиля Дюрантона. Абстрактный.
- «Городская агломерация» Уильяма К. Стрэнджа. Абстрактный.
- «Системы городов» Дж. Вернона Хендерсона. Абстрактный.
- «Рост городов» Янниса М. Иоаннидеса и Эстебана Росси-Хансберга. Абстрактный.
- ^ Стивен Брэкман; Гарри Гарретсен; Чарльз ван Марревейк. Введение в географическую экономику .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кисби, Линдли М. (1901). «Изучение экономической географии» . Политология ежеквартально . 16 (1): 79–95. дои : 10.2307/2140442 . ISSN 0032-3195 . JSTOR 2140442 .
- ^ Браха, Дэн; Стейси, Блейк; Бар-Ям, Янир (2011). «Корпоративная конкуренция: самоорганизующаяся сеть» (PDF) . Социальные сети . 33 (3): 219–230. arXiv : 1107.0539 . Бибкод : 2011arXiv1107.0539B . дои : 10.1016/j.socnet.2011.05.004 . S2CID 1249348 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июня 2018 г. Проверено 16 февраля 2014 г.
- ^ Бошма, Рон; Френкен, Коэн (2006). «Почему экономическая география не является эволюционной наукой? На пути к эволюционной экономической географии» (PDF) . Журнал экономической географии . 6 (3): 273–302. дои : 10.1093/jeg/lbi022 .
- ^ Шенбергер, Э (2001). «Корпоративные автобиографии: повествовательные стратегии корпоративных стратегов». Журнал экономической географии . 1 (3): 277–98. дои : 10.1093/jeg/1.3.277 .
- ^ Юнг, Генри У.К.; Келли, Филипп (2007). Экономическая география: современное введение . Джон Уайли и сыновья .
- ^ Рикард, Стефани Дж. (2020). «Экономическая география, политика и политика» (PDF) . Ежегодный обзор политической науки . 23 : 187–202. doi : 10.1146/annurev-polisci-050718-033649 .
- ^ Перронс, Дайан (2004). «Понимание социальных и пространственных различий в новой экономике: новые медиа-кластеры и цифровой разрыв». Экономическая география . 80 (1): 45–61. дои : 10.1111/j.1944-8287.2004.tb00228.x . S2CID 144632958 .
- ^ Журнал экономической географии
Дальнейшее чтение [ править ]
- Барнс Т.Дж. , Пек Дж., Шеппард Э. и Адам Тикелл (ред.). (2003). Чтение экономической географии . Оксфорд: Блэквелл.
- Комбс, П.П., Майер, Т., Тисс, Дж.Т. (2008). Экономическая география: интеграция регионов и наций . Принстон: Издательство Принстонского университета. Описание. Прокрутите вниз до ссылок предварительного просмотра главы .
- Дикен, П. (2003). Глобальный сдвиг: изменение глобальной экономической карты в 21 веке . Нью-Йорк: Гилфорд.
- Ли Р. и Уиллс Дж. (1997). География экономики. Лондон: Арнольд.
- Мэсси, Д. (1984). Пространственное разделение труда, социальные структуры и структура производства , Макмиллан, Лондон.
- Пек, Дж. (1996). Рабочее место: Социальное регулирование рынков труда . Нью-Йорк: Гилфорд.
- Пек, Дж. (2001). Штаты труда . Нью-Йорк: Гилфорд.
- Тот, Г., Кинчеш, А., Надь, З. (2014). Европейская пространственная структура . ЛАП ЛАМБЕРТ Академическое издательство, ISBN 978-3-659-64559-4 , дои : 10.13140/2.1.1560.2247
Внешние ссылки [ править ]

- Научные журналы
- Журнал экономической и социальной географии (TESG). Архивировано 21 августа 2006 г. в Wayback Machine . Издается Королевским голландским географическим обществом (KNAG) с 1948 года.
- Journal of Economic Geography — Немецкий журнал экономической географии , издается с 1956 года.
- Другой