Jump to content

Теория центрального места

Теория центрального места — это городская географическая теория , которая пытается объяснить количество, размер и диапазон рыночных услуг в коммерческой системе или населенных пунктов в жилой системе . [1] Он был введен в 1933 году для объяснения пространственного распределения городов по ландшафту. [2] Теория была впервые проанализирована немецким географом Вальтером Кристаллером , который утверждал, что поселения просто функционировали как «центральные места», предоставляющие экономические услуги прилегающим районам. [1] Кристаллер пояснил, что большое количество небольших поселений будет расположено относительно близко друг к другу из соображений эффективности, а также потому, что люди не хотят далеко ездить для повседневных нужд, например, за хлебом в пекарне. Но люди будут путешествовать дальше за более дорогими и редкими покупками или специализированными товарами и услугами, которые будут расположены в более крупных поселениях, находящихся дальше друг от друга.

Построение теории

[ редактировать ]

Для развития теории Кристаллер сделал следующие упрощающие предположения: [3]

Во всех районах есть:

  • неограниченная изотропная (плоская), однородная, безграничная поверхность ( абстрактное пространство )
  • равномерно распределенное население
  • все населенные пункты равноудалены и существуют в виде треугольной решетки.
  • равномерно распределенные ресурсы
  • механизм распада расстояния
  • совершенная конкуренция, и все продавцы являются экономическими людьми, максимизирующими свою прибыль.
  • потребители имеют одинаковый уровень дохода и одинаковое покупательское поведение
  • все потребители имеют одинаковую покупательную способность и спрос на товары и услуги.
  • Потребители посещают ближайшие центральные места, которые предоставляют необходимую им функцию. Они минимизируют пройденное расстояние
  • ни один поставщик товаров или услуг не может получать сверхприбыль (каждый поставщик имеет монополию на внутренние районы)

Следовательно, все торговые площади этих центральных мест, предлагающих конкретный товар или услугу, должны быть одинакового размера.

  • есть только один вид транспорта и это будет одинаково легко во всех направлениях
  • стоимость перевозки прямо пропорциональна пройденному расстоянию

Эти предположения обычно означают, что теория бесполезна за пределами абстрактных дискуссий.

Тогда теория опиралась на две концепции: порог и диапазон .

  • Порог — это минимальный рынок (население или доход), необходимый для продажи определенного товара или услуги.
  • Диапазон — это максимальное расстояние, которое потребители готовы преодолеть, чтобы приобрести товары — в какой-то момент стоимость или неудобства перевесят потребность в товаре.

Результатом таких потребительских предпочтений станет появление системы центров разного размера. Каждый центр будет поставлять определенные виды товаров, образуя уровни иерархии. В функциональных иерархиях можно сделать обобщения относительно расстояния, размера и функций поселений.

  1. Чем больше поселения по размеру, тем их будет меньше, т. е. мелких деревень много, а крупных городов мало.
  2. Чем больше населенные пункты, тем больше расстояние между ними, т.е. деревни обычно располагаются близко друг к другу, тогда как города располагаются гораздо дальше друг от друга.
  3. По мере увеличения размера поселения диапазон и количество его функций будут увеличиваться.
  4. По мере увеличения размера поселения будет увеличиваться и количество услуг более высокого порядка, т. е. происходит большая степень специализации услуг.

Чем выше порядок товаров и услуг (более долговечны, ценны и изменчивы), чем шире ассортимент товаров и услуг, тем большее расстояние люди готовы преодолеть, чтобы их приобрести.

В основании иерархической пирамиды находятся торговые центры, газетные киоски и т. д., торгующие товарами низкого уровня. Эти центры небольшие. На вершине пирамиды находятся центры по продаже товаров высокого класса. Эти центры большие. Примерами товаров и услуг низкого заказа являются газетные киоски, продуктовые магазины, пекарни и почтовые отделения. Примеры товаров и услуг высокого спроса включают ювелирные изделия, крупные торговые центры и галереи. Их поддерживает гораздо большее пороговое население и спрос.

Прогнозы

[ редактировать ]

Он пришел к выводу, что поселения будут иметь тенденцию формироваться в виде треугольной/шестиугольной решетки, поскольку это наиболее эффективная модель обслуживания территорий без какого-либо перекрытия. [1]

Кристаллер выделил семь различных основных порядков расселения в упорядоченной городской иерархии, обеспечивающих различные группы товаров и услуг. Поселения расположены на равном расстоянии друг от друга - на равном расстоянии между центрами одного порядка, причем более крупные центры расположены дальше друг от друга, чем меньшие. Поселения имеют шестиугольные рыночные зоны и наиболее эффективны по количеству и функциям.

Различные схемы расположения, предсказанные Кристаллером, имеют значения K , которые показывают, насколько велика сфера влияния центральных мест — само центральное место считается за 1, а каждая часть спутника считается его частью:

K =3 принцип маркетинга

[ редактировать ]
К = 3 принцип

Согласно принципу маркетинга К = 3, рыночная площадь места (узла) более высокого порядка занимает одну треть рыночной площади каждого последующего места (узла) более низкого размера, лежащего на его соседе; узлы меньшего размера (6 цифрами и вторые по размеру кружки) расположены в углу наибольшего шестиугольника вокруг населенного пункта более высокого порядка с низким значением. Каждое поселение высшего порядка получает одну треть каждого поселения-сателлита (всего их 6), таким образом, K = 1 + 6 × 1 3  = 3.

Однако в этой маркетинговой сети K = 3 пройденное расстояние сведено к минимуму.

K = 4 принцип транспортировки/движения

[ редактировать ]
К = 4 принцип

Согласно транспортному принципу К'4, рыночная площадь места более высокого порядка включает половину рыночной площади каждого из шести соседних мест более низкого порядка, так как они расположены на ребрах шестиугольников вокруг населенных пунктов более высокого порядка. . Это создает иерархию центральных мест, что приводит к наиболее эффективной транспортной сети. Максимально возможное количество центральных мест расположено на основных транспортных маршрутах, соединяющих центр высшего порядка. Транспортный принцип предполагает минимизацию длины дорог, соединяющих центральные места на всех уровнях иерархии. В этой системе вложенности все центры низшего порядка расположены вдоль дорог, соединяющих центры более высокого порядка. Такое выравнивание мест вдоль дороги приводит к минимизации ее длины. Однако на каждый центр более высокого порядка теперь приходится четыре центра непосредственно более низкого порядка, а не три центра по принципу маркетинга.

К = 7 административный принцип

[ редактировать ]
К = 7 принцип

По административному принципу К = 7 (или политико-социальному принципу) населенные пункты вложены по семеркам. Рыночные площади небольших поселений полностью заключены в рыночную территорию более крупного поселения. Поскольку притоки не могут быть разделены административно, они должны быть отнесены исключительно к одному месту более высокого порядка. Эффективное администрирование является принципом управления в этой иерархии.

Обоснованность теории места может варьироваться в зависимости от местных факторов, таких как климат, топография, история развития, технологические усовершенствования и личные предпочтения потребителей и поставщиков. Тем не менее, по-прежнему можно различить закономерности Кристаллера в большинстве распределений городских центров, даже несмотря на то, что эти закономерности часто искажаются рельефом или несовершенны из-за неоптимальных (с точки зрения оптимального распределения центров) решений исторического развития.

Экономическое положение потребителей в регионе также важно. Потребители с более высоким экономическим статусом, как правило, более мобильны и поэтому обходят центры, предлагающие только товары более низкого качества. Применение теории центрального места должно сочетаться с осознанием таких факторов при планировании расположения пространства торгового центра.

Покупательная способность и плотность влияют на расстояние между центрами и иерархическую структуру. Достаточная плотность позволит, например, продуктовому магазину, функции более низкого порядка, выжить в изолированном месте.

Факторы, определяющие размер рыночных площадей:

  • Землепользование : промышленные районы мало что могут обеспечить для потребляющего населения.
  • Плохая доступность : это может ограничить площадь рынка центра.
  • Конкуренция : это ограничивает размеры рыночных зон во всех направлениях.
  • Технология : высокая мобильность, обеспечиваемая автомобилем, позволяет пересекать рыночные зоны.

Исследования рыночных зон предоставляют еще один метод использования теории центральных мест в качестве инструмента планирования местоположения розничной торговли. Иерархия торговых центров широко использовалась при планировании « новых городов ». В этом новом городе очевидна иерархия бизнес-центров. Один главный торговый центр предлагает в основном товары длительного пользования (высшего порядка); Районные и местные торговые центры все чаще поставляют товары повседневного спроса (низкого порядка). Эти центры, предусмотренные новым планом города, не свободны от внешней конкуренции. Нельзя игнорировать влияние окружающих существующих центров на новые городские центры.

Спутниковые снимки Среднего Запада Америки показывают поселения на разных уровнях, что соответствует теории центрального места.

Недавно освоенные польдеры Нидерландов представляют собой изотропную плоскость, на которой развивались поселения, и в некоторых районах можно увидеть 6 небольших городов, окружающих более крупный город, особенно в Северо-Остпольдере и Флеволанде.

Болота Великобритании также представляют собой в Восточной Англии обширные равнинные территории без естественных препятствий для развития поселений. Кембридж является хорошим примером центральной транспортной модели K = 4, хотя он окружен 7, а не 6 поселениями. Каждый спутник находится в 10–15 милях от Кембриджа и каждый расположен на главной дороге, ведущей из Кембриджа:

Поскольку все поселения-спутники находятся на транспортном сообщении, это хороший пример модели CPT K=4 (хотя в данном случае K=4,5 из-за 7, а не 6 поселений).

Другим примером использования CPT было определение регионов медицинского обслуживания в Калифорнии. Была описана иерархия городов первичной, вторичной и третичной медицинской помощи, а также определены численность населения и доходы, необходимые для поддержки каждой специальности медицинской помощи в Калифорнии.

Теорию центрального места критиковали за статичность; он не учитывает временной аспект развития центральных мест. Более того, эта теория хорошо работает, когда речь идет о сельскохозяйственных регионах, но не о промышленных или постиндустриальных регионах из-за диверсифицированного характера различных услуг или различного распределения природных ресурсов.

Новые разработки: динамичная концепция CPT

[ редактировать ]

Новые теоретические разработки показали, что можно преодолеть статический аспект CPT. Венерис (1984) разработал теоретическую модель, которая начинается с (а) системы равномерно распределенных («средневековых») городов; (б) в некоторых городах появляются новые виды экономической деятельности, что вызывает дифференциацию и эволюцию в иерархическую («индустриальную») городскую систему; (в) дальнейшая дифференциация приводит к постиерархической («постиндустриальной») городской системе.

Эту эволюцию можно смоделировать с помощью трех основных теорий КПТ: стадия (а) представляет собой систему фон Тюнена «изолированных состояний» ; стадия (б) – кристаллерианская иерархическая система; стадия (в) представляет собой пост-иерархическую систему Лёша . Более того, стадия (б) соответствует «деревенному» городу Кристофера Александра , а (в) аналогична его «решетчатой» системе (следуя его изречению «город - это не дерево»).

Важность города и другие теоретические соображения

[ редактировать ]

По словам Марго Смит, Уолтер Кристаллер допустил ошибку в своей разработке CPT в 1930 году, используя численность населения и количество телефонов при определении важности города. Смит признал, что, хотя численность населения важна для территории, обслуживаемой городом, количество видов предлагаемых там услуг более важно как мера важности города для привлечения потребителей. Применяя CPT для описания оказания медицинской помощи в Калифорнии, Смит подсчитал количество специальностей врачей, чтобы определить важность города в оказании медицинской помощи.

Кристаллер также ошибся, полагая, что города «возникают». В Калифорнии и на большей части территории США во время прокладки путей многие города располагались рядом с железными дорогами. В Калифорнии города, основанные железными дорогами, находились на расстоянии 12 миль друг от друга — такое количество путей могла поддерживать секция в 1850-х годах; более крупные города находились на расстоянии 60 миль друг от друга — расстояние, которое мог преодолеть паровой двигатель, прежде чем ему понадобится вода. Старые города были основаны испанскими священниками, основавшими первые миссии, на расстоянии дневной езды друг от друга.

В регионах медицинского обслуживания, описанных Смитом, существует иерархия услуг: первичная помощь идеально распределена по территории, города среднего размера предлагают вторичную помощь, а мегаполисы - третичную помощь. Доходы, численность населения, демографические характеристики населения, расстояние до ближайшего центра обслуживания - все это влияло на количество и вид специалистов, находящихся в населенном пункте. (Смит, 1977, 1979)

Например, хирургов-ортопедов можно найти в горнолыжных районах, акушеров - в пригородах, а специализированные магазины, такие как гипноз, пластическая хирургия и психиатрия, чаще можно найти в районах с высоким доходом. Удалось оценить численность населения (порог), необходимую для поддержки специальности, а также связать специальности, которым необходимо было сотрудничать и располагаться рядом друг с другом, например гематологию, онкологию и патологию или кардиологию, торакальную хирургию и пульмонологию.

Ее работа важна для изучения местоположения врачей — где врачи решают практиковать и где их практика будет иметь достаточную численность населения, чтобы их поддерживать. Уровень доходов населения определяет, будет ли достаточное количество врачей практиковать в данном районе и необходимы ли государственные субсидии для поддержания здоровья населения.

Распределение медицинской помощи в Калифорнии соответствовало закономерностям, связанным с заселением городов. Города и их внутренние районы, имеющие характеристики принципа дорожного движения (см. К = 4 выше), обычно имеют через себя шесть магистралей, включая шоссе, реки, железные дороги и каналы. Они наиболее эффективны и могут предоставлять услуги с наименьшими затратами, поскольку транспортировка обходится дешевле. Те, кто устроился по рыночному принципу (К=3 выше), имеют более дорогие услуги и товары, так как были созданы во времена, когда транспорт был более примитивным. В Аппалачах, например, до сих пор преобладает рыночный принцип и сельская медицина стоит гораздо дороже.

Применение теории центрального места на практике

[ редактировать ]

CPT часто критикуют как «нереалистичный». Однако некоторые исследования показывают, что он может описывать существующие городские системы. Важным вопросом является то, что первоначальная формулировка Кристаллера неверна во многих отношениях (Смит). Эти ошибки станут очевидными, если мы попытаемся сделать CPT «рабочей», то есть если мы попытаемся получить числовые данные из теоретических схем. Эти проблемы были выявлены Венерисом (1984), а затем Опеншоу и Венерисом (2003), которые также предложили теоретически обоснованные и последовательные решения, основанные на 37-центровой системе CP с K = 3:

  1. Проблема с закрытием. Оригинальная схема Кристаллера предполагает бесконечный пейзаж. Хотя каждый рынок имеет конечный размер, вся система не имеет границ. Ни Кристаллер, ни ранняя соответствующая литература не дают никаких указаний относительно того, как можно «сдерживать» систему. Опеншоу и Венерис (2003) выделили три различных типа закрытия, а именно (а) изолированное состояние, (б) территориальную закрытие и (в) функциональную закрытие. Каждый тип закрытия подразумевает разные структуры населения.
  2. Создание поездок. Следуя базовой кристаллеровской логике и выявленным типам замыканий, Опеншоу и Венерис (2003) рассчитали схемы поездок между 27 центрами.
  3. Расчет меж- и внутризоновых затрат/расстояний. Кристаллер предполагал свободу передвижения во всех направлениях, что подразумевало «воздушные» расстояния между центрами. При этом он предусмотрел для системы КП конкретные дорожные сети, не учитывающие авиационные расстояния. Это серьезный недостаток, который не выявили ни Кристаллер, ни ранняя соответствующая литература. Опеншоу и Венерис (2003) рассчитывают затраты/расстояния, соответствующие кристаллерианским принципам.

Теория центрального места и модели пространственного взаимодействия

[ редактировать ]

Когда-то считалось, что теория центрального места несовместима с моделями пространственного взаимодействия (SIM). Однако парадоксально, что иногда города или торговые центры планируются с использованием CPT, а затем оцениваются с помощью SIM.

Опеншоу и Венерис (2003) сумели связать эти две основные региональные теории ясным и теоретически последовательным образом: используя данные, полученные ими в результате внедрения CPT, они экспериментировали с несколькими SIM. После тщательного исследования с помощью компьютерного моделирования они пришли к важным теоретическим и практическим выводам.

Смит смог очертить регионы медицинской помощи (диапазон), описать иерархию медицинских услуг, численность населения, необходимую для каждой медицинской специальности (порог), эффективность регионов и важность того, как территория была заселена для предоставления медицинских услуг. медицинское обслуживание, то есть в соответствии с дорожным, рыночным или административным принципами.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Гудолл, Б. (1987) Словарь человеческой географии Penguin. Лондон: Пингвин.
  2. ^ Пещеры, RW (2004). Энциклопедия города . Рутледж. п. 73.
  3. ^ «Институт археологии» (PDF) .
  • Опеншоу С., Венерис Ю., 2003, «Численные эксперименты с теорией центрального места и моделированием пространственного взаимодействия» Environment and Planning A 35 (8) 1389–1403 ( [1] )
  • Смит, Марго В. Специализации врачей и области медицинской торговли: применение теории центрального места. Статьи и материалы конференций по прикладной географии, Vol. 9, Вест-Пойнт, штат Нью-Йорк, 1986 год.
  • Смит, Марго В. Руководство по разграничению регионов медицинского обслуживания, зон медицинской торговли и зон больничного обслуживания. Отчеты общественного здравоохранения, 94:3:247, май 1979 г.
  • Смит, Марго В. Экономика местоположения врача, Западная региональная конференция, Американская ассоциация географов, Чикаго, Иллинойс, 1979 г.
  • Смит, Марго В. Распределение медицинской помощи в Центральной Калифорнии: социально-экономический анализ, диссертация, Школа общественного здравоохранения, Калифорнийский университет, Беркли, 1977 г. - 1004 страницы.
  • Венерис, Ю., 1984, Информационная революция, кибернетика и городское моделирование, докторская диссертация, Университет Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ccd22b8d1a9829bc684785560271065d__1717958640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/5d/ccd22b8d1a9829bc684785560271065d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Central place theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)