Креативный город
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Креативный город — это город, в котором творчество является стратегическим фактором городского развития . Креативный город предоставляет места, впечатления, достопримечательности и возможности для развития творчества среди своих граждан. [1]
Ранние разработки
[ редактировать ]Первоначально партнеры сосредоточились на дизайне и культуре как на ресурсах для жизни. В начале 1980-х годов партнеры запустили программу по документированию экономической ценности дизайна и культурных удобств. Программа «Экономика удобств» исследовала, как культурные удобства и качество жизни в обществе связаны с экономическим развитием и созданием рабочих мест. Эта работа послужила катализатором для значительного количества исследований экономического воздействия искусства по всему миру. [2]
Основными концепциями, использованными партнерами, были культурное планирование и культурные ресурсы, которые они рассматривали как планирование городских ресурсов, включая качественный дизайн, архитектуру, парки, природную среду, анимацию и особенно художественную деятельность и туризм.
С конца 1970-х годов ЮНЕСКО и Совет Европы начали исследовать индустрии культуры. С точки зрения городов, именно Ник Гарнем, который, будучи прикомандированным к Совету Большого Лондона в 1983–1984 годах, создал подразделение культурных индустрий , чтобы поставить культурные индустрии на повестку дня. Опираясь, перечитывая и адаптируя оригинальные работы Теодора Адорно и Вальтера Беньямина 1930-х годов, которые рассматривали культурную индустрию как своего рода монстра и находились под влиянием также Ганса Магнуса Энценсбергера , он рассматривал культурные индустрии как потенциально освобождающую силу. Это исследование культурных индустрий того времени показало, что город и страна, которые уделяли особое внимание развитию культурных индустрий, добавляли ценность, экспорт и новые рабочие места, поддерживая при этом конкурентоспособность, продолжают расширять рост города и страны в глобальной экономике. [3]
Первое упоминание о креативном городе как концепции было на семинаре, организованном Советом Австралии , городом Мельбурн , Министерством планирования и окружающей среды (Виктория) и Министерством искусств (Виктория) в сентябре 1988 года. изучить, как вопросы искусства и культуры могут быть лучше интегрированы в процесс планирования развития города. В программной речи Дэвида Йенкена , бывшего министра планирования и охраны окружающей среды штата Виктория, изложена более широкая повестка дня, в которой говорится, что, хотя эффективность городов важна, необходимо гораздо больше: «[Город] должен приносить эмоциональное удовлетворение и стимулировать творчество среди своих граждан. ". [4]
Еще одним важным игроком на раннем этапе была компания Comedia, основанная в 1978 году Чарльзом Лэндри . За исследованием 1991 года «Глазго: творческий город и его культурная экономика» в 1994 году последовало исследование городской креативности под названием « Творческий город в Великобритании и Германии» . [5]
Анатомия
[ редактировать ]Креативные города не только являются центром креативной экономики и домом для многочисленного креативного класса, но и олицетворяют определенную структуру. Эта структура включает три категории людей, пространств, организаций и институтов: верхний уровень, подземный уровень и средний уровень. [6]
Верхний уровень состоит из фирм и предприятий, занимающихся творческими индустриями. Это организации, которые создают экономический рост, который можно ожидать в креативном городе, забирая творческий продукт жителей города и превращая его в товар или услугу, которые можно продать.
Андерграунд состоит из отдельных творческих людей — например, художников, писателей или новаторов, — которые производят этот творческий продукт.
Средний план устраняет разрыв между полированным верхним планом и чистой энергией подземелья. Это могут быть оживленные кварталы, шумные галереи или совместные художественные коллективы. В этих пространствах обретает форму подпольное творчество, разрозненные идеи объединяются в осязаемые продукты, и зажигаются связи между людьми по всему спектру. Эта плодородная золотая середина способствует взаимному опылению идей и талантов, стимулируя инновации и продвигая творческую экосистему вперед.
Чтобы раскрыть экономическую мощь творческих индустрий, города должны развивать все уровни экосистемы, а не только верхние слои экономики. Инициативы городского планирования могут создать яркие промежуточные пространства, а целенаправленная политика может привлечь и расширить возможности часто упускаемого из виду «креативного класса» андеграунда. Такой целостный подход способствует инновациям, разнообразию и, в конечном итоге, экономическому росту.
Ричард Флорида работает над количественной оценкой различных показателей «творческого потенциала» города, а затем ранжирует города на основе своего «индекса креативности». Это, в свою очередь, побуждает города конкурировать друг с другом за более высокие рейтинги и сопутствующие экономические выгоды, которые они якобы получают. Для этого власти городов будут нанимать консалтинговые фирмы, которые будут консультировать их о том, как повысить их творческий потенциал, создавая таким образом индустрию и класс специалистов, сосредоточенных вокруг креативных городов. [7]
Появление креативной экономики и креативного класса
[ редактировать ]Идея креативного города подвергалась критике, утверждая, что она ориентирована только на хипстеров, застройщиков и тех, кто облагораживает районы или стремится приукрасить их, тем самым разрушая местную самобытность. [8] Местами такое произошло, но это не является неизбежным. Творческая задача состоит в том, чтобы найти соответствующие правила и стимулы для устранения негативных аспектов. Серьезной проблемой является сознательное использование художников в качестве авангарда джентрификации, повышения стоимости собственности и обеспечения безопасности территорий до того, как туда въедут другие, что иначе называется « отмыванием произведений искусства» . [9]
Критика креативного города, а также творческих и культурных индустрий выделяет их как неолиберальный инструмент для извлечения ценности из городской культуры и творчества. Он рассматривает культурные ресурсы города как сырье, которое можно использовать в качестве активов в 21 веке — точно так же, как уголь, сталь и золото были активами города в 20 веке. [10]
Работа Флориды подверглась критике со стороны таких ученых, как Джейми Пек , за то, что она «тихо работает с зерном существующих« неолиберальных »программ развития, построенных вокруг междугородной конкуренции, джентрификации, потребления среднего класса и территориального маркетинга». Другими словами, рецепты Флориды в пользу развития креативного класса являются не революционными, а просто способом укрепления традиционной экономической модели города. Идея творческого класса служит созданию культурной иерархии и, как таковая, воспроизводит неравенство; более того, даже сам Флорида даже признал, что районы, которые он сам рекламирует как горячие точки творческого класса, в то же время являются домом для шокирующего неравенства в экономическом статусе среди их жителей. Чтобы объяснить это, он указывает на рост цен на жилье, который может вызвать приток творческих людей в этот район, а также на зависимость креативного класса от сферы услуг, которые обычно платят своим сотрудникам низкую заработную плату. [11]
Критики утверждают, что идея креативного города теперь превратилась в всеобъемлющую фразу, которая рискует потерять свое значение и оказаться опустошенной из-за всеобщего чрезмерного использования слова «креативный» применительно к людям, видам деятельности, организациям, городским кварталам или городам, которые объективно не являются особенно творческими. Города по-прежнему склонны ограничивать свое значение искусством и культурной деятельностью в рамках профессий творческой экономики , называя любой культурный план творческим городским планом, тогда как такая деятельность является лишь одним из аспектов творчества сообщества. Города склонны принимать этот термин, не задумываясь о его реальных организационных последствиях и необходимости изменить свое мышление. Креативность, подразумеваемая термином «творческий город», предполагает нестандартное и интегративное мышление во всех аспектах городского планирования и городского развития, ставя людей, а не инфраструктуру, в центр процессов планирования. [12]
Первоначальное видение Лэндри «Креативный город», ориентированное на целостную городскую трансформацию, уступило место модели, ориентированной на Флориду, в которой приоритет отдается экономическим инновациям и квалифицированной рабочей силе. Этот сдвиг превратил «Креативный город» в простой бизнес-инструмент, далекий от его первоначальных амбиций по изменению городской политики. Теперь этот «тезис» приемлем для существующих властных структур и аккуратно вписывается в глобальный экономический порядок. Тем не менее, дебаты продолжаются. В то время как некоторые придерживаются целостного видения общегородского творчества, другие приравнивают Креативный город исключительно к экономическому двигателю креативного класса.
Глобальное воздействие
[ редактировать ]В 2004 году ЮНЕСКО создала Сеть творческих городов (UCCN). UCCN был создан для обмена передовым опытом и партнерскими отношениями, которые могут помочь поддержать и улучшить творческий потенциал города. Все города, признанные членами UCCN, согласны с тем, что творчество выступает стратегическим фактором устойчивого развития.
В UCCN есть семь творческих областей: ремесла и народное искусство , дизайн , кино , гастрономия , литература , медиаискусство и музыка . [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йенкен, Дэвид (1988). «Творческий город». Минджин . 47 .
- ^ «Экономика удобств: будущее сообщества и качество жизни; Политическое руководство по экономическому развитию городов» . Американцы за искусство . 15 мая 2019 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Мур, Иева (январь 2014 г.). «Концепция культурных и творческих индустрий – историческая перспектива» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 110 : 738–746. дои : 10.1016/j.sbspro.2013.12.918 . ISSN 1877-0428 .
- ^ Лэндри, Чарльз. Родословная Творческого города . http://charleslandry.com/panel/wp-content/uploads/downloads/2013/03/Lineages-of-the-Creative-City.pdf .
- ^ «КОМЕДИЯ: Думая о креативных городах» . www.comedia.org.uk . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Коэнде, Патрик; Грандадам, Дэвид; Саймон, Лоран (2010). «Анатомия креативного города» . Промышленность и инновации . 17 : 91–111. дои : 10.1080/13662710903573869 .
- ^ Пек, Джейми (декабрь 2005 г.). «Борьба с креативным классом». Международный журнал городских и региональных исследований . 29 (4): 740–770. дои : 10.1111/j.1468-2427.2005.00620.x .
- ^ NYUAD, SIA (08 марта 2019 г.). «Джентрификация и творческий город: уроки, извлеченные из политики городского планирования Берлина». Середина . Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ «Промывка произведений искусства: социальный капитал и активизм против джентрификации» . ЦВЕТ В КУЛЬТУРЕ . Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ Пек, Джейми (декабрь 2005 г.). «Борьба с креативным классом» . Международный журнал городских и региональных исследований . 29 (4): 740–770. дои : 10.1111/j.1468-2427.2005.00620.x . ISSN 0309-1317 .
- ^ Пек, Джейми (2005). «Борьба с креативным классом». Международный журнал городских и региональных исследований . 29 (4). Уайли: 740–770. дои : 10.1111/j.1468-2427.2005.00620.x . ISSN 0309-1317 .
- ^ Хартли, Джон; Поттс, Джейсон; Каннингем, Стюарт; Летал, Терри; Кин, Майкл; Бэнкс, Джон (2013). Ключевые понятия в творческих индустриях . 10.4135/9781526435965 Лондон: SAGE Publications, Inc. doi : 10.4135/9781526435965 . ISBN 978-1-4462-0289-0 . OCLC 912302935 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Сеть творческих городов ЮНЕСКО. (2017). Заявление о миссии . ЮНЕСКО. https://en.unesco.org/creative-cities/sites/default/files/uccn_mission_statement_rev_nov_2017.pdf