Христианский атеизм
Часть серии о |
Нетеистическая религия |
---|
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
![]() |
![]() |
Христианский атеизм — это идеология, которая охватывает учения, повествования, символы, практики или сообщества, связанные с христианством , но не признает буквального существования Бога .
Общие убеждения
[ редактировать ]
Среди христианских атеистов существуют разные школы мысли. Однако Томас Оглтри, профессор этики и религиоведения имени Фредерика Маркванда в Йельской школе богословия , перечисляет эти четыре распространённых убеждения: [1] [2]
- утверждение нереальности Бога для нашего времени, включая понимание Бога, которое было частью традиционного христианского богословия;
- настойчивое стремление разобраться в современной культуре как необходимой черте ответственной богословской работы;
- различные степени и формы отчуждения от церкви в ее нынешнем виде;
- признание центральной роли личности Иисуса в богословской рефлексии.
Богословские подходы
[ редактировать ]Теология смерти Бога
[ редактировать ]Теология смерти Бога , имевшая кратковременную общественную известность в середине 1960-х годов, относится к ряду взглядов, стремящихся объяснить рост секулярности и подчеркивающих, что Бог либо прекратил свое существование, либо никогда не существовал. По словам Пола ван Бюрена , теолога «Смерти Бога», само слово «Бог» «либо бессмысленно, либо вводит в заблуждение». [2] Ван Бюрен утверждал, что невозможно думать о Боге, и сказал: «Мы не можем определить ничего, что могло бы служить за или против истинности наших утверждений относительно «Бога»». [2] Большинство христианских атеистов верят, что Бога никогда не существовало, но некоторые воспринимают смерть Бога буквально. [3]
Томас Дж. Дж. Альтизер говорил о смерти Иисуса на кресте как об искупительном событии, которое передало эстафету человечеству. В «Евангелии христианского атеизма » он заявил: «Сегодня каждый человек, открытый для опыта, знает, что Бог отсутствует, но только христианин знает, что Бог мертв, что смерть Бога — это окончательное и необратимое событие и что смерть Бога осуществило в нашей истории новое и освобожденное человечество». [4]
Некоторые богословы смерти Бога выступают за отделение от институтов христианской церкви . Альтизер заявил, что «радикальный христианин считает, что церковная традиция перестала быть христианской» и что вера «никогда не может идентифицировать себя с церковной традицией или с данной доктринальной или ритуальной формой». [4] Более того, он считал, что ортодоксальное христианство не смогло отвергнуть современную культуру и современную теологию и что вместо этого ему следует искать священное, принимая радикальное ненормативную лексику современной эпохи. [5] Альтизер видел в Боге врага человека, потому что человечество никогда не могло полностью реализовать свой потенциал, пока существовал Бог, а цепляться за Бога означало «уклоняться от человеческой ситуации нашего века и отказываться от неизбежных страданий, которые являются его уделом». [4]
Постмодернистское богословие
[ редактировать ]Постмодернистская теология подчеркивает, что Бог или идея Бога подлежат человеческой интерпретации. Он находится под влиянием деконструктивистов , таких как Жак Деррида , немецкий идеалист Георг Вильгельм Фридрих Гегель , христианские экзистенциалисты , включая Серена Кьеркегора и Пауля Тиллиха , и философа Мартина Хайдеггера .
Джон Капуто , ведущая фигура постмодернистской теологии, защищает «слабую теологию», которая отрицает существование сверхъестественного, могущественного Бога, правящего миром, в пользу Бога, который представляет собой призыв к людям принять «безусловные», такие как справедливость. , гостеприимство и прощение. Эти безусловные никогда полностью не достижимы и даже не мыслимы. Соответственно, Капуто говорит: «Бога не существует; Бог настаивает», и «существование нашего ответа — единственный способ, которым настойчивость призыва обретает существование или появляется в мире». Капуто, который дистанцируется от богословия смерти Бога, утверждает, что атеизм является началом богословия, а не его сутью, поскольку он подчеркивает роль теопоэтики, в которой люди отвечают на призыв «Бога» через такие вещи, как метафоры, повествования, песни, стихи и притчи, а не предложения и аргументы. Капуто принимает ярлык постмодерна, но также использует термины «радикальная теология» и постструктурализм . Он отождествляет себя с Кристиан ушел . [6]
В Соединенном Королевстве Дон Купитт был пионером христианского нонреализма, который отвергает «реалистическую онтологию, представление о том, что существует что-то, предшествующее нашему языку и теориям и независимое от них, и с чем их можно проверить». [7] Со временем Купитт стал ассоциироваться с постмодернизмом и выступает за «солнечную жизнь», которая утверждает, что религия может предложить моральную философию, подходящую для нашего времени, укорененную как в космологии, так и в светской культуре, и, подобно солнцу, «просто является проявлением собственного «я». -выражение." [8]
Другие теологии
[ редактировать ]Философ и теоретик культуры Славой Жижек говорит: «Единственный способ стать атеистом — это христианство». Он утверждает, что традиционный атеизм не заходит достаточно далеко:
Христианство гораздо более атеистично, чем обычный атеизм, который может утверждать, что Бога нет и так далее, но тем не менее сохраняет определенное доверие к Большому Другому. Этого Большого Другого можно назвать естественной необходимостью, эволюцией или чем-то еще. Мы, люди, тем не менее, низведены до положения внутри гармоничного целого эволюции, как бы то ни было, но труднее всего принять то, что не существует никакого Большого Другого, никакой точки отсчета, которая гарантировала бы смысл.
По словам Жижека, идея смерти Иисуса на кресте снимает это напряжение, служа актом любви и «разрешением радикальной тревоги». Действительно, Жижек говорит, что Иисус сам стал атеистом на кресте, когда воскликнул: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?» (Марка 15:34) [9]
Теолог Питер Роллинз говорит, что различие между теологией и атеизмом является «искусственным», и он превозносит «глубоко теологические аспекты атеизма и глубоко атеистические аспекты теологии». [10] Роллинз говорит, что «когда вы серьезно относитесь к христианству», вера в метафизического Бога «неизбежно исчезает». [11] Вместо этого Роллинз выступает за пиротеологию:
Пиротеология предполагает глубокую критику любой религиозной/идеологической системы, которая обещает уйти от сомнений и тревог. [...] Пиротеология помогает превратить сомнения и трудности повседневной жизни в топливо, которое зажигает путешествие в глубину и плотность жизни. Пиротеология предлагает зажигательное понимание веры, не имеющее ничего общего с утомительными спорами между теистами и атеистами. Он раскрывает, как вера помогает нам решительно противостоять нашей разбитости, радостно принять незнание и мужественно противостоять жизненным трудностям. [12]
Работа с культурой
[ редактировать ]Теологи, в том числе Альтизер и Колин Лайас, преподаватель философии в Ланкастерском университете , изучали современную научную, эмпирическую культуру и пытались найти в ней место религии. По словам Альтизера, «[ни] больше не может вера и мир существовать во взаимной изоляции [...] радикальный христианин осуждает все формы веры, которые не связаны с миром». [4] Далее он сказал, что реакцией человечества на атеизм должно быть «принятие и подтверждение». [4] Лайас заявил, что «христианские атеисты едины также в убеждении, что любой удовлетворительный ответ на эти проблемы должен быть ответом, который сделает жизнь терпимой в этом мире, здесь и сейчас, и который направит внимание на социальные и другие проблемы этой жизни. " [3]
Центральное место Иисуса
[ редактировать ]
Хотя Иисус по-прежнему является центральной чертой христианского атеизма, Гамильтон сказал, что для христианского атеиста Иисус как историческая или сверхъестественная фигура не является основой веры; вместо этого Иисус - это «место, точка зрения». [5] Некоторые христианские атеисты смотрят на Иисуса как на пример того, каким должен быть христианин, но они не видят в нем ни Бога, ни Сына Божьего ; просто как влиятельный раввин . Гамильтон писал, что следовать за Иисусом означает быть «рядом с соседом, быть для него». [5] и что следовать за Иисусом означает быть человеком, помогать другим людям и способствовать развитию человечества. Другие христианские атеисты, такие как Томас Альтизер, сохраняют божественность Иисуса, утверждая, что через него Бог отрицает трансцендентность Бога.
По номиналу
[ редактировать ]Согласно опросу Pew Religious Landscape, проведенному в 2007 году, из всех американцев, которые не верят в Бога, 5% идентифицируют себя как католики, а 9% идентифицируют себя как протестанты и другие христиане. [13] Согласно опросу Pew Religious Landscape, проведенному в 2014 году, из всех американцев, которые считают себя независимыми, включая атеистов и агностиков, 41% были воспитаны протестантами, а 28% - католиками. [14] [15]
протестантизм
[ редактировать ]В Нидерландах 42% членов Протестантской церкви Нидерландов (ПКН) — нетеисты . [16] Неверие среди священнослужителей не всегда воспринимается как проблема. Некоторые следуют традиции «христианского нереализма», наиболее широко изложенной в Соединенном Королевстве Доном Купиттом в 1980-х годах, которая утверждает, что Бог — это символ или метафора и что религиозный язык не соответствует трансцендентной реальности. Согласно исследованию 860 пасторов семи голландских протестантских конфессий, каждый шестой священнослужитель является либо агностиком, либо атеистом. В одной из таких конфессий, « Ремонстрантском братстве» , число сомневающихся составляло 42 процента. [17] [18]
Клаас Хендриксе , министр ПКН, описал Бога как «слово, обозначающее опыт или человеческий опыт», и сказал, что Иисуса, возможно, никогда не существовало. Хендриксе привлек внимание своей книгой, опубликованной в ноябре 2007 года, в которой он сказал, что не обязательно верить в существование Бога, чтобы верить в Бога. Голландское название книги переводится как « Вера в Бога, которого не существует: Манифест пастора-атеиста» . Хендрикс пишет в книге: «Бог для меня не существо, а слово, обозначающее то, что может произойти между людьми. Кто-то говорит вам, например: «Я не оставлю тебя», а затем воплощает эти слова в жизнь. Это было бы совершенно нормально называть эти [отношения] Богом». Генеральный синод обнаружил, что взгляды Хендриксе широко разделяются как среди духовенства, так и среди членов церкви. Решение от 3 февраля 2010 года разрешить Хендриксе продолжать работу пастором последовало за советом региональной наблюдательной комиссии о том, что заявления Хендриксе «не имеют достаточного веса, чтобы нанести ущерб основам Церкви. Идеи Хендриксе не новы с богословской точки зрения. и соответствуют либеральной традиции, которая является неотъемлемой частью нашей церкви", - заключила специальная комиссия. [17]
Опрос Harris Interactive, проведенный в 2003 году, показал, что 90% самоидентифицированных протестантов в Соединенных Штатах верят в Бога и около 4% американских протестантов верят, что Бога нет. [19] В 2017 году опрос Международной ассоциации WIN-Gallup (WIN/GIA) показал, что Швеция, страна с большинством христианского населения, занимает второе место по проценту (76%) тех, кто называет себя атеистами или нерелигиозными, после Китая. [20] [21] Значительная часть квакеров — квакеры-нетеисты . В 2013 году среди британских квакеров 14,5% считались атеистами, а 43% чувствовали себя «неспособными исповедовать веру в Бога». [22]
католицизм
[ редактировать ]Католический атеизм – это вера , в которой принимаются культура, традиции, ритуалы и нормы католицизма , но отвергается существование Бога. Это проиллюстрировано в Мигеля де Унамуно « романе Сан-Мануэль Буэно, Мартир » (1930). Согласно исследованию 2007 года, только 27% католиков в Нидерландах считали себя теистами , 55% были иецистами или агностиками- деистами , а 17% были агностиками или атеистами . Многие голландцы до сих пор придерживаются термина «католик» и используют его в определенных традициях как основу своей культурной идентичности, а не как религиозную идентичность. Подавляющее большинство католического населения Нидерландов в настоящее время практически нерелигиозны. [16]
Критика
[ редактировать ]В своей книге «Просто христианство » апологет К.С. Льюис возражал против версии христианского атеизма Гамильтона и утверждения, что Иисус был просто моральным наставником:
Я пытаюсь помешать кому-либо сказать действительно глупую вещь, которую люди часто говорят о Нем: «Я готов принять Иисуса как великого учителя нравственности, но я не принимаю его притязаний на то, чтобы быть Богом». Это единственное, чего мы не должны говорить. Человек, который был просто человеком и говорил то, что говорил Иисус, не был бы великим учителем нравственности. Он либо был бы сумасшедшим — на уровне человека, который говорит, что он яйцо-пашот, — либо он был бы Дьяволом Ада. Вы должны сделать свой выбор. Либо этот человек был и есть Сын Божий, либо безумец, либо что-то похуже. Вы можете заткнуть его как дурака, можете плюнуть на него и убить как демона, а можете пасть к его ногам и называть его Господом и Богом, но давайте не будем приходить с покровительственной чепухой о том, что он великий человеческий учитель. . Он не оставил это открытым для нас. Он не собирался этого делать. [...] Теперь мне кажется очевидным, что Он не был ни сумасшедшим, ни злодеем: и, следовательно, каким бы странным, пугающим или маловероятным это ни казалось, я должен принять точку зрения, что Он был и есть Бог.
Аргумент Льюиса, теперь известный как трилемма Льюиса , подвергся критике за то, что он представляет собой ложную трилемму , поскольку он не касается других вариантов, таких как ошибка Иисуса, искажение или просто миф . Философ Джон Беверслуис утверждает, что Льюис «лишает своих читателей многочисленных альтернативных интерпретаций Иисуса, которые не несут в себе таких одиозных последствий». [23] Барт Эрман заявил, что это всего лишь легенда о том, что исторический Иисус называл себя Богом; Льюису это было бы неизвестно, поскольку он никогда не был профессиональным исследователем Библии. [24] [25]
Богословы и философы
[ редактировать ]- Томас Дж. Дж. Альтизер (1927–2018): американский теолог, известный своим включением в теологию смерти Бога .
- Маркус Борг (1942–2015): американский исследователь Нового Завета , богослов и лидер прогрессивного христианства, отвергший «сверхъестественный теизм», но при этом принявший Бога в форме панентеизма . [26]
- Уильям Монтгомери Браун (1855–1937): американский епископальный епископ, писатель-коммунист и активист-атеист. [27]
- Джон Д. Капуто (род. 1940): американский философ и ведущая фигура постмодернистской теологии . Он пишет: «Бога не существует; Бог настаивает». [28]
- Джон Доминик Кроссан (род. 1934): ирландско-американский исследователь Нового Завета и бывший священник, который говорит, что он «абсолютно» христианин, но не верит в буквального Бога. [29] [30]
- Торкильд Гросбёлль (1948–2020): датский лютеранский священник, заявивший в 2003 году, что он не верит в высшую силу, в частности в творящего или поддерживающего Бога. Он продолжал исполнять обязанности священника до 2008 года, когда вышел на пенсию. [31]
- Роберт М. Прайс (1954 г.р.): американский писатель, который выступает в пользу теории мифа о Христе и идентифицирует себя как христианский атеист.
- Питер Роллинз (1973 г.р.): североирландский богослов, пропагандирующий «пиротеологию», постулирующую веру как способ взаимодействия с миром, а не набор убеждений.
- Джордж Сантаяна (1863–1952): испано-американский философ, писатель и писатель. Хотя он всю жизнь был атеистом, он глубоко уважал испанскую католическую культуру. [32] Он называл себя «эстетическим католиком». [33]
- Франк Шеффер , сын богослова Фрэнсиса Шеффера, описывает себя как «атеиста, который верит в Бога». [34]
- Джон Шелби Спонг (1931–2021): американский епископальный епископ и богослов, предложивший «Двенадцать тезисов» по обновлению христианства, первый из которых заключается в том, что «[т] геизм, как способ определения Бога, мертв. Сегодня разговоры бессмысленны. Необходимо найти новый способ говорить о Боге». [35]
- Пол ван Бюрен (1924–1998): епископальный священник, богослов и автор, связанный с теологией Смерти Бога.
- Славой Жижек называет себя христианским атеистом (1949 г.р.): словенский философ, который в первой строке своей книги «Пандемия!: COVID-19 потрясает мир» . [36]
Другие известные люди
[ редактировать ]- Александр Лукашенко (1954 г.р.): президент Беларуси, называющий себя «православным атеистом». [37]
- Любош Мотл (1973 г.р.): чешский физик-теоретик.
- Дуглас Мюррей (1979 г.р.): британский писатель, журналист и политический обозреватель. Он бывший англиканец , который считает, что христианство оказало важное влияние на британскую и европейскую культуру. [38] [39] [40] [41]
- Антон Рубинштейн (1829–1894): русский пианист , композитор и дирижёр . Хотя он был воспитан как христианин, Рубинштейн позже стал христианским атеистом. [42]
- Дэн Сэвидж (1964 г.р.): американский писатель, медиа- эксперт , журналист и активист ЛГБТ-сообщества . Хотя он заявил, что теперь он атеист, [43] он также сказал, что по-прежнему считает себя «католиком в культурном отношении». [44]
- Ричард Б. Спенсер (1978 г.р.): американский альтернативный правый и сторонник превосходства белой расы, говорит, что он атеист . [45] но назвал себя «культурным христианином». [46]
- Эндрю Томпкинс , вокалист и басист австралийской дум-метал- группы Paramaecium, посвященной христианской тематике . Томпкинс ответил на вопросы о своей вере, заявив: «...Что касается того, являюсь ли я практикующим христианином, я обычно говорю людям, что я практикующий христианин, но не верующий христианин». [47]
- Гретта Воспер (1958 г.р.): служитель Объединенной церкви Канады, атеистка. [48]
- Богуслав Вольневич (1927–2017): польский философ правого толка, называвший себя «римско-католическим неверующим». [49]
См. также
[ редактировать ]- Путеводитель Азимова по Библии , Айзек Азимов
- Атеизм в христианстве Эрнст Блох
- Христианский агностицизм
- Теория мифа о Христе
- Демифологизация
- Ллойд Гиринг
- Богостроительство
- Бог не велик, Кристофер Хитченс
- Библия Джефферсона
- Еврейский атеизм
- Материализм и христианство
- Квакеры-нетеисты (ранее называвшиеся здесь «Друзья-нетеисты»)
- Нетеистическая религия
- Постхристианство
- Роберт Дженсен
- Роберт М. Прайс
- Море веры
- Духовный, но не религиозный
- Спиритуализм
- «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оглтри, Томас. «профессор Йельского университета» . Проверено 6 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Оглтри, Томас В. Споры о смерти Бога. Нью-Йорк: Абингдон Пресс, 1966.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лайас, Колин. «О последовательности христианского атеизма». Журнал Королевского института философии 45 (171): 1970.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Альтизер, Томас Дж. Дж. Евангелие христианского атеизма . Филадельфия: Вестминстер Пресс, 1966.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Альтизер, Томас Джей-Джей и Уильям Гамильтон. Радикальная теология и смерть Бога . Нью-Йорк: Компания Bobbs-Merrill, Inc., 1966.
- ^ Капуто, Джон (2015). Безумие Божие: теология безусловного . Салем, Орегон: Polebridge Press.
- ^ Келлер, Джон. «Богословский антиреализм», Журнал аналитической теологии , Vol. 2 мая 2014 г., с. 22
- ^ Харрис, Ян. «Жизнь на солнечной энергии предлагает лучший подход к новогодним обещаниям», Otago Daily Times , 11 января 2019 г.
- ^ Файнс, Софи (директор). Путеводитель по идеологии извращенца (кинофильм). Великобритания, 2012: P Guide Productions, Zeitgeist Films.
- ^ «Атеизм к Великому посту приветствуется (2020)» . ПИТЕР РОЛЛИНЗ . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Подкаст Psyche, «Тодд Макгоуэн и Питер Роллинз: Гегель и радикальное христианство». 28 июля 2023 г.
- ↑ Персональный сайт Питера Роллинза: peterrollins.com, получено 17 сентября 2023 г.
- ^ https://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2012/07/atheists.gif [ файл изображения с пустым URL-адресом ] .
- ^ https://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2015/05/PR_15.05.12_RLS_chapter2-05.png [ файл изображения с пустым URL-адресом ] .
- ^ «Глава 2: Религиозное переключение и смешанные браки» . 12 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бог в Нидерландах» (1996–2006), Рональд Мистер, ISBN 9789025957407 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пиготт, Роберт (5 августа 2011 г.). «Голландцы переосмысливают христианство для сомнительного мира» . Новости Би-би-си . Проверено 2 октября 2011 г.
- ^ «Верит ли ваш пастор в Бога?» . albertmohler.com .
- ^ Тейлор, Хамфри (15 октября 2003 г.). «Хотя большинство американцев верят в Бога, только 36% посещают религиозную службу раз в месяц или чаще» (PDF) . Опрос Харриса №59 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2010 г.
- ^ «Карта: Это наименее религиозные страны мира — The Washington Post» . Вашингтон Пост .
- ^ https://static.attn.com/sites/default/files/Screenshot%202016-01-06%20at%201.36.34%20PM.png?auto=format&crop=faces&fit=crop&q=60&w=736&ixlib=js-1.1 .0 [ файл изображения с пустым URL-адресом ] .
- ^ Дженкинс, Саймон (4 мая 2018 г.). «Квакеры правы. Нам не нужен Бог» . Хранитель . Архивировано из оригинала 4 мая 2018 года . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Джон Беверслейс, К.С. Льюис и поиск рациональной религии (Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1985), стр. 56.
- ^ «Проблема лжеца, сумасшедшего или лорда» . Блог Барта Эрмана . 17 января 2013 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ «Если Иисус никогда не называл себя Богом, то как Он им стал?» . NPR.org . 7 апреля 2014 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ «Маркус Борг: Что такое Бог? (Интервью)» . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ «Суд над ересью в США. «Христианский атеист». ". Таймс . № 43667. 2 июня 1924. с. 13. полковник С.
- ^ Капуто, Джон (2015). Безумие Божие: теология безусловного . Салем, Орегон: Polebridge Press.
- ^ Крейг, Уильям Лейн; Копан, Пол (редактор) (1998). Встанет ли настоящий Иисус?: Дебаты между Уильямом Лейном Крейгом и Джоном Домиником Кроссаном . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Books. ISBN 978-0801021756 . ОСЛК 39633978 .
- ^ Блейк, Джон (27 февраля 2011 г.). «Богохульный портрет Иисуса Джона Доминика Кроссана» . CNN . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ «Бывший приходской священник и атеист Торкильд Гросбёлль умер в возрасте 72 лет» . ТВ 2 (на датском языке). Ритцау. 11 мая 2020 г. . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Прекрасно, Эдвард В. (2012). Философия религии Джорджа Сантаяны: его римско-католическое влияние и феноменология . Лексингтонские книги. стр. 1, 204–206.
- ^ «Сантаяна игриво называл себя «католическим атеистом», но, несмотря на то, что он сознательно погрузился в поток католической религиозной жизни, он никогда не принимал таинств. Он не считал себя католиком в буквальном смысле, и католики его не считали. как католик». Эмпиризм, теоретические конструкции и Бог, Кай Нильсен, Журнал религии , Vol. 54, № 3 (июль 1974 г.), стр. 199–217 (стр. 205), опубликовано издательством The University of Chicago Press.
- ↑ Уинстон, Кимберли (13 июня 2014 г.). «Фрэнк Шеффер, бывший лидер евангелистов, является самопровозглашенным атеистом, который верит в Бога». Хаффингтон Пост.
- ^ Шелби Спонг, Джон (17 мая 1998 г.). «Епископ Спонг призывает к «обновлению христианства» » . Архивы Епископальной церкви . Проверено 3 июля 2023 г.
- ^ «Пандемия!: COVID-19 потрясает мир» . Орбукс . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Президент Беларуси посетил Ватикан» . Новости Би-би-си . 27 апреля 2009 года . Проверено 26 июня 2010 г.
- ^ «Изучение ислама сделало меня атеистом» . 29 декабря 2008 г.
- ^ «Эта палата считает, что религии нет места в 21 веке» . Общество Кембриджского союза. 31 января 2013 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г.
- ^ «О сохранении цивилизации» . 22 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2020 г. Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Холлоуэй, Ричард (7 мая 2017 г.). «Воскресное утро с…» BBC Radio Scotland. Архивировано из оригинала 7 мая 2017 г. Альтернативный URL .
- ^ Тейлор , 280.
- ^ «Если бы у власти был Усама бен Ладен, он бы перерезал мне горло; Боже мой, я атеист, гедонист и педик». На пути к Гоморре: семь смертных грехов и стремление к счастью в Америке Дэн Сэвидж, Плюм, 2002, с. 258.
- ^ Андерсон-Миншалл, Дайан (13 сентября 2005 г.). «Интервью с Дэном Сэвиджем» . AfterElton.com.
- ^ Спенсер, Ричард. «Альтернативные правые и светский гуманизм» . AltRight.com . Архивировано из оригинала 27 мая 2017 года . Проверено 28 января 2017 г.
Макафи: Вы религиозны? Поддерживаете ли вы отделение церкви от государства? Спенсер: Я атеист.
- ^ Спенсер, Ричард. « Мы никуда не денемся: посмотрите, как Роланд Мартин бросает вызов белому националисту Ричарду Спенсеру» . YouTube.com . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 5 мая 2017 г.
Мартин: Ты христианин? Спенсер: Я культурный христианин.
- ^ «Парамеций» . Вибрации Судьбы . Проверено 22 июля 2016 г.
- ^ Эндрю-Джи, Эрик (16 марта 2015 г.). «Служитель-атеист восхваляет славу добра в церкви Скарборо» . Торонто Стар .
Сама Воспер несколько инакомыслящая в вопросе о Христе. На вопрос, верит ли она, что Иисус был сыном Божьим, она ответила: «Я не думаю, что Иисус был таковым. То есть она не думает, что Он вообще существовал.
- ^ SA, Wirtualna Polska Media (27 февраля 2009 г.). «Радио Мария» снова раскритиковали за антисемитизм» . news.wp.pl (на польском языке) . Проверено 3 июня 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Соури, М. Джоулс (1910). Католик-атеист . Э. Витте. ASIN B001BQPY7G .
- Альтизер, Томас Джей-Джей (2002). Новое Евангелие христианского атеизма . Группа Дэвис. ISBN 1-888570-65-2 .
- Гамильтон, Уильям, В поисках постисторического Иисуса (Лондон, Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum, 1994). ISBN 978-0-8264-0641-5 .
- Деннетт, Дэниел; ЛаСкола, Линда (2010). «Проповедники-неверующие» (PDF) . Эволюционная психология . 1 (8): 122–150 . Проверено 14 февраля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Атеисты за Иисуса. Архивировано 20 февраля 2020 г. в Wayback Machine.