Теизм
Эта статья требует внимания эксперта по религии . Конкретная проблема заключается в следующем: удалить избыточный контент и работать с большими фрагментами неисходного и непроверенного текста и внутритекстовых списков. ( сентябрь 2022 г. ) |
Часть серии о |
Религия |
---|
Это подсерия по философии . Чтобы изучить соответствующие темы, посетите навигацию . |
Теизм в широком смысле определяется как вера в существование хотя бы одного божества . [1] [2] В просторечии или в отличие от деизма этот термин часто описывает философскую концепцию Бога , которая содержится в классическом теизме , или концепцию, найденную в монотеизме , или богов, найденных в политеистических религиях, или веру в Бога или богов без отвержения. откровения , что характерно для деизма. [3] [4]
Атеизм обычно понимается как неприятие или прямое неприятие теизма в самом широком смысле этого слова (т.е. неприятие или отказ от веры в Бога или богов). [5] [6] С этим связано (но отдельно) утверждение о том, что существование любого божества неизвестно или непознаваемо; позиция, известная как агностицизм . [7] [8] Агностический теизм — это личная вера в одно или несколько божеств наряду с признанием того, что существование или несуществование божества или божеств принципиально непознаваемо.
Этимология
[ редактировать ]Термин теизм происходит от греческого θεός. [9] ( theós ) или theoi, что означает «бог» или «боги». Термин «теизм» впервые использовал Ральф Кадворт (1617–1688). [10] По определению Кадворта, их «строго и правильно называют теистами, которые утверждают, что совершенно сознательное понимающее существо или разум, существующий сам по себе из вечности, было причиной всех других вещей». [11]
Виды теизма
[ редактировать ]Классический теизм
[ редактировать ]Классический теизм – это форма теизма, которая описывает Бога как Абсолютное Существо. Центральные идеи классической теистической теологии включают эманационизм и божественную простоту . [12] [13] Классические теистические традиции можно наблюдать в основных религиях и философиях, таких как суфизм в исламе , вайшнавизм в индуизме , сикхизм в целом и платонизм .
Монотеизм
[ редактировать ]Монотеизм (от греч. μόνος ) — это богословская вера в существование только одного божества . [14] Некоторые современные монотеистические религии включают иудаизм , ислам , мандеизм , друзов , веру бахаи , сикхизм , зороастризм , растафари , некоторые секты индуизма и эканкар .
Политеизм
[ редактировать ]Политеизм – это вера в множество божеств , которые обычно объединяются в пантеон вместе со своими религиозными сектами и ритуалами . типичной формой религии до развития и распространения авраамических религий иудаизма христианства , Политеизм был и ислама , которые насаждали монотеизм. Это хорошо документировано на протяжении всей истории; от предыстории и самых ранних записей древнеегипетской религии и древней месопотамской религии до религий, преобладавших во время классической античности , таких как древнегреческая религия и древнеримская религия , а также в этнических религиях, таких как германское , славянское и балтийское язычество и религии коренных американцев .
Известные политеистические религии, практикуемые сегодня, включают даосизм , шенизм или китайскую народную религию , японский синтоизм , сантерию , большинство традиционных африканских религий , [15] и различные неоязыческие религии, такие как Викка , Друидизм , Ромува и эллинизм . Индуизм , хотя и считается политеистическим, не может быть отнесен исключительно к такой категории, поскольку некоторые индуисты считают себя пантеистами , а другие считают себя монотеистами. Оба совместимы с индуистскими текстами, поскольку не существует консенсуса по стандартизации веры. Веданта , наиболее доминирующая школа индуизма, предлагает сочетание монотеизма и политеизма, утверждая, что Брахман является единственной конечной реальностью вселенной, но единства с ним можно достичь, поклоняясь множеству Дэвов и Деви.
Основное разделение в современных политеистических практиках происходит между так называемым мягким политеизмом и жестким политеизмом. [16] [17] «Мягкий» политеизм — это вера в то, что разные боги могут быть психологическими архетипами , олицетворениями природных сил или, по сути, одним божеством в разных культурных контекстах (например, Один , Зевс и Индра — все это один и тот же бог в интерпретации германских, греческих и европейских языков). индийские народы соответственно) — известный как омнитеизм . [18] Таким образом, боги могут быть взаимозаменяемыми в разных культурах. [17] «Жесткий» политеизм — это вера в то, что боги — это отдельные, отдельные, настоящие божественные существа, а не психологические архетипы или олицетворения природных сил. Жесткие политеисты отвергают идею о том, что «все боги являются одним существенным богом», а также могут вообще отвергать существование богов вне их собственного пантеона . [17]
Политеизм далее делится в зависимости от того, как относятся к отдельным божествам:
- Генотеизм
- Генотеизм – это вера в то, что может быть более одного божества, но следует поклоняться только одному из них. Зороастризм иногда считают примером.
- катенотеизм
- Катенотеизм — это вера в то, что существует более одного божества, но в каждый момент времени (или когда-либо) поклоняются только одному божеству, а другое может быть достойным поклонения в другое время или в другом месте. Если им поклоняются по одному, то каждый по очереди является высшим.
- Монолатризм
- Монолатризм – это вера в то, что может быть более одного божества, но только одно достойно поклонения. Большинство современных монотеистических религий, возможно, возникли как монолатриозные, но это оспаривается. [ нужна ссылка ]
Пантеизм
[ редактировать ]Пантеизм — это вера в то, что реальность , Вселенная и космос тождественны божественности и высшему существу или сущности. Указывая на вселенную как на имманентное божество-творец само по себе, божество понимается как все еще расширяющееся, творящее и вечное. [21] или что все вещи составляют всеобъемлющего, имманентного бога или богиню, проявляющегося как Вселенная. [22] [23] Таким образом, даже астрономические объекты рассматриваются как часть единого божества. Поклонение всем богам каждой религии было задумано как форма пантеизма, но такая система больше похожа на омнизм . [24] Пантеистическая вера не признает отдельного личного бога . [25] антропоморфный или иной, но вместо этого характеризует широкий спектр доктрин, различающихся формами отношений между реальностью и божественностью. [26] Пантеистические концепции возникли тысячи лет назад, и пантеистические элементы были выявлены в различных религиозных традициях. Термин пантеизм был введен математиком Джозефом Рафсоном в 1697 году. [27] [28] и с тех пор используется для описания убеждений множества людей и организаций. Пантеизм был популяризирован в западной культуре как теология и философия, основанная на работах философа 17-го века Баруха Спинозы , в частности, на его книге «Этика» . [29] Пантеистическую позицию выразил также в XVI веке философ и космолог Джордано Бруно . [30]
Деизм
[ редактировать ]- Классический деизм
- Классический деизм — это вера в то, что один Бог существует и создал мир, но что Создатель не меняет первоначальный план Вселенной. Вместо этого божество руководит им в форме Провидения ; однако некоторые классические деисты верили в божественное вмешательство. [31]
Деизм обычно отвергает сверхъестественные события (такие как пророчества, чудеса и божественные откровения), занимающие видное место в организованной религии. Вместо этого деизм утверждает, что религиозные верования должны быть основаны на человеческом разуме и наблюдаемых особенностях мира природы, и что эти источники раскрывают существование высшего существа как творца. [32]
- Пандеизм
- Пандеизм — это вера в то, что Бог предшествовал вселенной и создал ее, но теперь эквивалентен ей.
- Полидеизм
- Полидеизм — это вера в то, что несколько богов существуют, но не вмешиваются во вселенную.
Автотеизм
[ редактировать ]Этот раздел написан как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлены оригинальные аргументы по определенной теме. ( сентябрь 2022 г. ) |
Аутотеизм - это точка зрения, согласно которой божественность - внешняя или нет - по своей сути находится «внутри самого себя» и что человек обладает способностью стать богоподобным. Буддизм и джайнизм , которые во время своего возникновения разделяли индийский культурный контекст, являются аутотеистическими.
В контексте субъективизма автотеизм может относиться к вере в то, что человек является божеством. Адвайта- индуисты используют фразу « ахам Брахмасми », или «Я есть Брахман », чтобы описать свое отношение к божественности. [33]
Учение Святых последних дней о возвышении , согласно которому люди достигают божественности после смерти, можно рассматривать как форму автотеизма. [34]
Теизмы ценностных суждений
[ редактировать ]- эвтеизм
- Эвтеизм – это вера в то, что божество полностью доброжелательно.
- Дистеизм
- Дистеизм — это вера в то, что божество не является полностью добрым и, возможно, злым.
- мальтеизм
- Мальтеизм – это вера в то, что божество существует, но оно полностью злонамеренно.
- Мизотеизм
- Мизотеизм — это активная ненависть к Богу, богам и/или другим божественным существам и к ним.
Нетеизм и атеизм
[ редактировать ]- Атеизм
- Атеизм – это отсутствие веры в сверхъестественные силы, такие как божества, боги, богини и мессии . Некоторые атеисты выражают активное неверие или неприятие существования таких сущностей.
- Агностицизм
- Агностицизм - это вера в то, что ни один человек не может по-настоящему узнать, действительно ли божества или сверхъестественное соответствуют своим описаниям или просто выдумкам, независимо от искренности. Агностики отвергают как теистические, так и деистические убеждения как установленные факты и принимают их только как необоснованное мнение, будь то в отношении их собственных убеждений или убеждений других.
Альтернативный теизм
[ редактировать ]Теизм инаковости — это вера в то, что высшее существо радикально трансцендентно нельзя признать имеющим какое-либо подлинное существо до такой степени, что его вообще .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «теизм» , Архивировано 12 декабря 2021 года в Wayback Machine Dictionary.com . Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ «теизм», Архивировано 14 мая 2011 г. в онлайн-словаре Wayback Machine Merriam-Webster . Проверено 18 марта 2011 г.
- ^ «Онлайн-словарь Dictionary.com» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2021 года . Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ «Онлайн-словарь Dictionary.com» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2021 года . Проверено 23 ноября 2016 г.
- ^ Нильсен, Кай (2010). «Атеизм» . Британская энциклопедия . Проверено 26 января 2011 г.
Атеизм, в общем, критика и отрицание метафизических верований в Бога или духовных существ... Вместо того, чтобы говорить, что атеист - это тот, кто верит, что ложно или, вероятно, ложно существование Бога, более адекватная характеристика атеизма состоит в более сложном утверждении, что быть атеистом — значит быть кем-то, кто отвергает веру в Бога по следующим причинам (какая именно причина подчеркивается, зависит от того, как понимается Бог)…
- ^ Эдвардс, Пол (2005) [1967]. "Атеизм". В Дональде М. Борхерте (ред.). Энциклопедия философии . Том. 1 (2-е изд.). Справочник Макмиллана США (Гейл). п. 359. ИСБН 9780028657806 .
По нашему определению, «атеист» — это человек, который отвергает веру в Бога, независимо от того, является ли его причиной отказа утверждение о том, что «Бог существует», выражает ложное утверждение или нет. Люди часто занимают позицию неприятия какой-либо позиции по причинам, отличным от того, что это ложное утверждение. Среди современных философов, как и в прежние века, было обычным явлением отвергать позиции на том основании, что они бессмысленны. Иногда теорию отвергают на том основании, что она бесплодна, избыточна или капризна, а также существует множество других соображений, которые в определенных контекстах обычно считаются вескими основаниями для отклонения того или иного утверждения.
(стр. 175 в издании 1967 г.) - ^ Хепберн, Рональд В. (2005) [1967]. "Агностицизм". В Дональде М. Борхерте (ред.). Энциклопедия философии . Том. 1 (2-е изд.). Справочник Макмиллана США (Гейл). п. 92. ИСБН 9780028657806 .
В самом общем использовании этого термина агностицизм — это точка зрения, согласно которой мы не знаем, есть Бог или нет.
(стр. 56 в издании 1967 г.) - ^ Роу, Уильям Л. (1998). «Агностицизм» . У Эдварда Крейга (ред.). Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-07310-3 .
В популярном смысле слова агностик — это тот, кто ни верит, ни не верит в Бога, тогда как атеист не верит в Бога. Однако в строгом смысле агностицизм — это точка зрения, согласно которой человеческий разум неспособен предоставить достаточные рациональные основания для оправдания ни веры в существование Бога, ни веры в то, что Бога не существует. Поскольку кто-то считает, что наши убеждения рациональны только в том случае, если они в достаточной степени подкреплены человеческим разумом, человек, принимающий философскую позицию агностицизма, будет считать, что ни вера в то, что Бог существует, ни вера в то, что Бога не существует, не являются рациональными.
- ^ Макинтош, Роберт (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 744. . В
- ^ Хэлси, Уильям; Роберт Х. Блэкберн; Сэр Фрэнк Фрэнсис (1969). Луи Шорс (ред.). Энциклопедия Кольера . Том. 22 (20 изд.). Образовательная корпорация Кроуэлл-Коллиер. стр. 266–7.
- ^ Кадворт, Ральф (1678). Истинная интеллектуальная система Вселенной, Vol. Я. Нью-Йорк: Гулд и Ньюман, 1837, с. 267.
- ^ Фезер, Эдвард (2017). Пять доказательств существования Бога . Сан-Франциско: ИГНАТИУС ПРЕСС. ISBN 978-1-62164-133-9 .
- ^ Харт , Дэвид Бентли (24 сентября 2013 г.). Опыт Бога: Бытие, Сознание, Блаженство . Издательство Йельского университета .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Монотеизм», в Британнике, 15-е изд. (1986), 8:266.
- ^ Киммерле, Хайнц (11 апреля 2006 г.). «Мир духов и уважение к природе: к новому пониманию анимизма» . Журнал трансдисциплинарных исследований в Южной Африке . 2 (2): 15. дои : 10.4102/td.v2i2.277 . ISSN 2415-2005 .
- ^ Гальцин Дмитрий (21 июня 2018 г.). «Возвращение к современному языческому религиозному обращению» . Сакра . 14 (2): 7–17. Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хофф, Кремер, Кристина (2012). В поисках тайны: введение в языческое богословие . Энглвуд, Колорадо: Patheos Press. ISBN 9781939221186 . OCLC 855412257 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Негеду, Айова (1 января 2014 г.). «Традиционная система религиозных верований Игала: между монотеизмом и политеизмом» . ОГИРИСИ: Новый журнал африканских исследований . 10 (1): 116–129. дои : 10.4314/og.v10i1.7 . ISSN 1597-474X . Архивировано из оригинала 24 февраля 2023 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Пиктон, Джеймс Аллансон (1905). Пантеизм: его история и значение . Чикаго: Арчибальд Констебль & CO LTD. ISBN 978-1419140082 .
- ^ * Фрейзер, Александр Кэмпбелл «Философия теизма», Уильям Блэквуд и сыновья, 1895, стр. 163.
- ^ Новый Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд: Кларендон Пресс . 1998. с. 1341. ИСБН 978-0-19-861263-6 . «Термин «пантеист» обозначает того, кто считает, что все представляет собой единство, и что это единство божественно».
- ^ Энциклопедия философии под ред. Пол Эдвардс . Нью-Йорк: Макмиллан и свободная пресса. 1967. с. 34.
- ^ Рид-Боуэн, Пол (15 апреля 2016 г.). Богиня как природа: к философской теологии . Тейлор и Фрэнсис . п. 70. ИСБН 9781317126348 .
- ^ «Определение пантеизма» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Чарльз Талиаферро; Пол Дрейпер; Филип Л. Куинн (ред.). Товарищ по философии религии . п. 340.
Они отрицают, что Бог «совершенно иной», чем мир, или онтологически отличен от него.
- ^ Левин, Майкл (1994), Пантеизм: нетеистическая концепция божества , Psychology Press, стр. 44, 274–275, ISBN 9780415070645 :
- «Идея о том, что Единство, укорененное в природе, заключается в том, что виды природного мистицизма (например, Вордсворта, Робинсона Джефферса, Гэри Снайдера) имеют общего с более философски обоснованными версиями пантеизма. Именно поэтому мистицизм природы и философский пантеизм часто смешивают и путают. друг для друга».
- «Пантеизм [Вуда] далек от отождествления Спинозы Бога с природой и гораздо ближе к природному мистицизму. Фактически это природный мистицизм».
- «Однако природный мистицизм так же совместим с теизмом, как и с пантеизмом».
- ^ Тейлор, Брон (2008). Энциклопедия религии и природы . А&С Черный. стр. 1341–1342. ISBN 978-1441122780 . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Энн Томсон; Тела мысли: наука, религия и душа в эпоху раннего просвещения, 2008, стр. 54.
- ^ Ллойд, Женевьева (2 октября 1996 г.). Путеводитель по философии Рутледжа по Спинозе и этике . Путеводители по философии Routledge (1-е изд.). Рутледж . п. 24. ISBN 978-0-415-10782-2 .
- ^ Биркс, Джемс Х. (11 ноября 1997 г.). «Джордано Бруно» . Мобил, Алабама : Предвестник. Архивировано из оригинала 27 июля 2017 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
Бруно был сожжен на костре за свои пантеистические взгляды и космические взгляды.
- ^ AskOxford: деизм
- ^ Новый международный словарь английского языка Вебстера . Г.&К. Мерриам. 1924 год.
- «вера в существование личного бога, с неверием в христианское учение или с чисто рационалистическим толкованием Священного Писания».
- ^ Гурумаюм Ранджит Шарма (1987). Идеалистическая философия Свами Вивекананды . Атлантика. п. 180. GGKEY:PSWXE5NTFF4.
- ^ Дэвис, Дуглас Дж. (23 октября 2003 г.). Введение в мормонизм . Издательство Кембриджского университета. п. 79. ИСБН 9780521817387 . Проверено 16 марта 2022 г. - через Google Книги.