Мифология ленапе
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2016 г. ) |
Мифология ленапе — это мифология народа ленапе , коренных народов северо-восточных лесов .
Миф о творении [ править ]
Мифология |
---|
Ленапе верят, что до творения не было ничего, пустого темного пространства. Однако в этой пустоте существовал дух их создателя Кишеламаканка. В конце концов в этой пустоте он заснул. Пока он спал, ему снился мир, каким мы его знаем сегодня: Земля с горами, лесами и животными. Он также придумал человека и увидел церемонии, которые будет совершать человек. Затем он проснулся от своего сна и оказался в том же небытии, в котором жил раньше. Затем Кишеламаканк начал создавать Землю такой, какой он мечтал.
Сначала он создал духов-помощников, Дедов Севера, Востока и Запада и Бабушку Юга. Вместе они создали Землю такой, какой мечтал о ней Кишеламаканк. Одним из последних их действий было создание особого дерева. Из корней этого дерева вышел первый мужчина, а когда дерево наклонилось и поцеловало землю, из него выросла женщина.
Все животные и люди выполняли свою работу на Земле, пока в конце концов не возникла проблема. Там был зуб гигантского медведя, который мог дать владельцу магическую силу, и люди начали сражаться из-за него. В конце концов, войны стали настолько серьезными, что люди уехали и создали новые племена и новые языки. Кишеламаканк увидел эту битву и решил послать вниз духа Нанапуша, чтобы собрать всех вместе. Он поднялся на вершину горы и зажег первый Священный огонь, от которого пошел дым, который заставил всех людей мира прийти и выяснить, что это было. Когда они все пришли, Нанапуш создал трубку с веткой сумаха и чашей из мыльного камня, и создатель дал ему табак для курения. Затем Нанапуш сказал людям, что всякий раз, когда они ссорятся друг с другом, нужно сесть и покурить табак в трубке, и они примут решения, которые будут полезны для всех.
Тот же медвежий зуб позже стал причиной драки двух злых духов, гигантской жабы и злой змеи. Жаба управляла всеми водами и во время боя съела зуб и змею. Затем змея укусила его за бок, вызвав на Землю великий потоп. Нанапуш увидел это разрушение и начал взбираться на гору, чтобы избежать наводнения, все время хватая животных, которых он видел, и засовывая их в свой пояс. На вершине горы рос кедр, на который он начал взбираться и, взбираясь, сломал ветки дерева. Достигнув вершины дерева, он вытащил свой лук, сыграл на нем и запел песню, от которой вода остановилась. Затем Нанапуш спросил, на какое животное он мог бы положить ветки и остальных животных поверх воды. Черепаха вызвалась, сказав, что будет плавать, и они все смогут остаться на нем, и поэтому они называют наземный черепаховый остров.
Затем Нанапуш решил, что черепаха должна быть больше, чтобы на ней могли жить все, поэтому он спросил животных, нырнет ли кто-нибудь из них в воду, чтобы забрать часть старой Земли. Бобр попытался первым, но оказался мертвым, и Нанапушу пришлось его оживлять. Гагара попыталась второй, но ее попытка закончилась той же судьбой. Наконец, попробовала ондатра. Он оставался там дольше всех и тоже вынырнул мертвым, но у него на носу было немного земли, которую Нанапуш положил на спину Черепахам. Благодаря своему достижению Нанапуш сказал ондатре, что он благословлен и его вид всегда будет процветать на этой земле.
Затем Нанапуш достал свой лук и снова запел, и черепаха начала расти. Он продолжал расти, и Нанапуш послал животных попытаться добраться до края и посмотреть, как долго он вырос. Сначала он послал медведя, и через два дня медведь вернулся и сказал, что достиг конца. Затем он выпустил оленя, который вернулся через две недели и сказал, что достиг конца. Наконец он послал волка, но волк так и не вернулся, потому что земля стала такой большой. Ленапе утверждают, что именно поэтому волк воет, что на самом деле это призыв их предка вернуться домой. [1]
Терминология [ править ]
Кишелемуконг — бог-творец , не участвующий в повседневных делах ленапе. Вместо этого он управлял манитоваками , жизненными духами всех живых существ, созданными Кишелемуконгом. Манитоваков ахтах почитали в церемониях, ритуалах, снах, видениях, играх и ( см. ниже), а также благодаря вмешательству Метинуваков , которые были целителями, духовными и эмоциональными наставниками и религиозными лидерами; они могли общаться с манитоваком .
Охта — это деревянная кукла , которую вырезали ежегодно и, как говорили, обладали удивительными способностями к исцелению и удаче.
Ньянке — животное-поводырь, например, в поисках видений .
Ссылки [ править ]
- ^ Вайнер, Зак; Эршади, Джули. «История создания» (PDF) . lenapenation.org . Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 года . Проверено 16 декабря 2015 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Харрингтон, Марк (1921). Религия и обряды ленапе . Музей американских индейцев, Фонд Хей, 1921 год.
- Леник, Эдвард (2002). Изображение Скалы: наскальные рисунки американских индейцев в северо-восточных лесах . УПНЕ. ISBN 1-58465-197-0 .
- Вайнер, Зак; Роберт Ред Хок. « История создания »