Jump to content

Мифология чокто

Чокто из Миссисипи в традиционной одежде, ок. 1908 год
Танец орла, чокто , картина Джорджа Кэтлина недалеко от Форта Гибсон, Оклахома , 1835–1837 гг. [1]

Мифология чокто — часть культуры чокто , индейского племени, первоначально занимавшего большую территорию на территории современного юго-востока США : большую часть штатов Миссисипи , Алабама и Луизиана . В 19 веке чокто были известны американцам европейского происхождения как одно из « пяти цивилизованных племен », хотя вокруг их исключения возникли разногласия.

Сегодня у чокто есть три признанных на федеральном уровне племени: самое крупное — нация чокто из Оклахомы , следующее — племя индейцев чокто из Миссисипи , состоящее из потомков людей, которые не переселялись в 1830-х годах, а самое маленькое — племя чокто Йена. Индейцы , проживающие в Луизиане. Кроме того, племя апачей чокто из Эбарба, штата, признанного Луизианой, проживает в округе Сабин, штат Луизиана. Кроме того, группа индейцев чокто MOWA признана штатом Алабама, но не получила федерального признания. Его тоже составляют потомки лиц, оставшихся на Юго-Востоке в 1830-х годах.

Чокто и их предки на протяжении веков жили в регионе Миссисипи, который сейчас является юго-восточным регионом США. Тысячи лет мифов и историй внесли свой вклад в богатую коллекцию истории. Чокто продолжают рассказывать и писать о своих легендах.

Миграция чокто [ править ]

Чокто рассказывают следующую историю своего прибытия на эту землю и того, как Наних Вайя возник курган , построенный предками из земляных валов.

Два брата, Чата и Чикса

Путешествуя умопомрачительно долго, они наконец пришли к месту, где столб стоял вертикально. В этом месте они похоронили кости своих предков, которые они привезли в буйволиных мешках из родной земли на западе.

Земляной курган возник на месте этого огромного захоронения. После погребения братья обнаружили, что земля не может прокормить всех людей. Чикса взял половину людей и уехал на Север, где они в конечном итоге превратились в историческое чикасо племя .

Чата и другие остались возле кургана, который стал известен как Наних Вайя (Курган всего творения) и стал известен как племя чокто . [2]

создания История чокто

Вначале был большой курган. Его называли Наних Вайя . Именно из этого кургана Создатель вылепил первых людей. Эти люди проползли через длинную темную пещеру на дневной свет и стали первыми чокто. В течение многих лет они жили в этой местности, пока не произошел великий сдвиг. В это время поднялось великое наводнение, охватившее земли. Народу чокто пришлось бежать на каноэ на остров под руководством голубя. Они процветали, а затем заселили остров. Затем они вернулись на побережье Черепашьего острова. Когда они прибыли снова, оставшиеся люди не были дружелюбны. Затем они сотни лет путешествовали вдоль побережья на юг. Наконец они снова пересекли территорию нынешнего Юкатана на каноэ. Однажды они высадились на земле великанов и сражались за территорию. Затем они восстановили свою священную Наних Вая и нашли священный дом для костей своих предков, которые они с любовью носили с собой все эти годы. (Кейтлин, «Письма и заметки», 1841 г.)

Сверхъестественное, коренная Америка [ править ]

Чучело трубки из кургана Накучи в Джорджии, США.

Некоторые ранние авторы, а в более поздние времена Кушман и Бушнелл сообщают, что чокто верили в великого доброго духа и великого злого духа. В устных рассказах чокто упоминается множество сверхъестественных существ. В дополнение к своим терминам для того, что также можно было бы назвать Великим Духом или Богом и Дьяволом, чокто считали, что среди них есть много других «могущественных существ».

Древняя религия [ править ]

Великому Духу чокто называли по-разному. Преподобный Альфред Райт писал, что Великого Духа называли Нанапеса , Иштахулло-чито или Наништа-хулло-чито , Хуштахли и Уба Пике или Аба . [3] [4] Шилуп чито ош — это термин, переведенный на английский язык и означающий Великий Дух. Читокака означает Великий. Термины иштахулло или наништахулло применяются к любому человеку или объекту, который, как считается, обладает какой-то оккультной или высшей силой, например, к ведьме.

Антропологи предполагают, что предки чокто из Миссисипи поместили Солнце в центр своей космологической системы. Чокто середины восемнадцатого века действительно считали солнце существом, наделенным жизнью. Дипломаты чокто, например, разговаривали только в солнечные дни. Если день конференции был пасмурным или дождливым, чокто откладывали встречу, обычно под предлогом того, что им нужно больше времени для обсуждения деталей, до тех пор, пока не вернется солнце. Солнце позаботилось о том, чтобы все разговоры были честными. Солнце как символ великой силы и почитания является важным компонентом культур юго-восточной Индии.

- Грег О'Брайен, Чокто в эпоху революции, 1750-1830 гг. [5]

Хуштахли – от Хаши (солнце) и Тахли (завершить действие). Хуштахли Считается, что возник как термин чокто без европейского влияния; Считалось, что чокто поклоняются Солнцу. Огонь был «самым ярким изображением солнца»; Считалось, что он обладает разумом и находится в постоянной связи с Солнцем.

Взаимодействие животных и людей [ править ]

Цифровая графика, основанная на церемониальной каменной палитре, найденной на археологическом участке Маундвилля в Маундвилле, штат Алабама.

Чокто почитали Синти лапитту , рогатую змею, посещавшую необычайно мудрых юношей. [6] [7]

Маленькие люди и другие человекоподобные существа [ править ]

Они верили в маленького человека ростом около двух футов, который жил один в густом темном лесу. [8] Маленького человека звали Бохполи или Кови анукаша , причем оба имени использовались по отдельности или вместе. В переводе Бохполи — «Метатель». Перевод Кови анукаша — «Тот, кто остается в лесу», или, если дать более краткий перевод, «Лесной житель». Маленького человека можно сравнить с европейскими собратьями — карликами , эльфами , гномами и гномами .

Маленький лесной дух ( оле ) был известен как довольно озорной, но не злой. Чокто верили, что он часто игриво бросал в них палки и камни. Все необъяснимые звуки, услышанные в лесу, приписывались Бохполи. Чокто считали, что им доставляет особое удовольствие ударять по соснам, чтобы создать шум.

Бохполи никогда не видели простые чокто, только пророки и шаманы. Индийские шаманы и врачи сообщали, что Бохполи помогал им в создании лекарств. В некоторых историях говорилось, что Бохполи «крал» маленьких детей и брал их в лес, чтобы учить их травам и лекарствам. Вернув детей в свои дома, Бохполи оставил их в покое, позволив им вырасти и стать врачами племени.

В некоторых исторических трудах упоминается Кашехотапало , смесь человека и оленя, которая любила пугать охотников. Его очень восхищали за его скорость и ловкость. Если бы чокто разозлили Кашехотапало , он помчался бы впереди них и предупредил бы врага или животных, на которых охотятся.

Оква Нахоло или Ока Нахулло (белые люди воды) жили в глубоких заводях и имели светлую шкуру, похожую на шкурку форели. Считалось, что иногда они ловили людей и превращали их в подобных себе существ.

Хоклоноте был злым духом, который мог принимать любую форму, какую пожелает; Считалось, что он читает мысли людей.

Тенеподобные существа [ править ]

У чокто есть истории о теневых существах . Налуса Чито , также известный как Импа Шилуп , был пожирателем душ, великим черным существом. [3] Если бы люди позволили злым мыслям или депрессии проникнуть в их разум, Импа Шилуп закралась бы в них и съела бы их души. Многие жители народа чокто не произносят его имени, опасаясь вызвать дух.

Налуса Фалайя (длинное черное существо) напоминал человека, но с очень маленькими глазами и длинными заостренными ушами. Иногда он пугал охотников или передал свою способность причинять вред. Некоторые считали, что Налуса Фалайя предпочитал приближаться к мужчинам, скользя на животе, как змея.

Считалось, что Хашок Оква Хуи'га (Капля Травяной Воды) имеет связь с так называемым блуждающим огоньком . Видно только его сердце, и то только ночью. Хашок Оква Хуи'га сбивает с пути любого, кто на него смотрит.

Считалось также, что у каждого человека есть шиломбиш (внешняя тень), которая всегда следует за ним, и шилуп (внутренняя тень, или призрак), который после смерти уходит в страну призраков. Шиломбиш . должен был оставаться на земле и беспокойно бродить по своему прежнему дому, часто стеная, чтобы напугать своих выживших друзей Он пытался заставить их покинуть это место и искать другое место для жизни. Предполагалось также принять облик лисы или совы; и, лая, как один, и визжа, как другой, по ночам, они вызывали великий ужас, поскольку крик считался предвестником плохих вещей. Чокто могли различать шиломбиш и животных, которым он подражает. Когда лает лиса или визжит сова, отвечает другая лиса или сова. Но когда шиломбиш имитирует звук любого животного, ответа не слышно. Тенеподобные существа часто преследовали детей младшего взрослого возраста.

Кашехотаполо . — существо, которое не является ни человеком, ни зверем У него ноги и копыта оленя, но тело у него человеческое. Его голова и лицо маленькие и сморщенные, и говорят, что человека, посмотревшего на него, посетит зло. Когда охотники приближаются к болотам, в которых он обитает, он подкрадывается к ним сзади, громко кричит, а затем быстро убегает. Хотя он не причиняет вреда человеку, он получает удовольствие от их испуга и издает звук, напоминающий женский крик. По этой причине его назвали Кашехотаполо ( кашехо — «женщина»; тапало — «зов»). [9]

Птицы тьмы [ править ]

Ишкитини , или рогатая сова Считалось, что , бродила по ночам, убивая людей и животных. Многие считали, что когда ишкитини визжал, это означало внезапную смерть, например убийство. Если слышался офунло ( визг совы ), это было знаком того, что ребенок в семье до семи лет умрет. Такого ребенка сравнивали с маленькой совой. Если опа (обыкновенная сова) садилась в сарай или на деревья возле дома и ухала, ее крик был предчувствием смерти среди ближайших родственников жильцов.

Бискиник , сапсосос , был известен как птица новостей. Если он приземлился на дерево во дворе семьи рано утром, до полудня придут какие-нибудь «поспешные» новости. Если бы он сидел там поздно ночью, новости пришли бы до утра.

животными объясненные , Происшествия

Животные занимают важное место в мифологии чокто, как и в большинстве циклов мифов коренных американцев . Например, в истории чокто солнечные затмения приписывались черным белкам, а кукуруза была подарком птиц. [9]

Хелоха (гром) и Мелата (молния) были ответственны за сильные грозы. В мифологии чокто это были две огромные птицы . Хелоха откладывала свои гигантские яйца в облаках, и они с грохотом катались по облакам. Несмотря на свои размеры, ее партнер, Мелата , был чрезвычайно быстр и оставлял за собой след из искр, проносясь по небу.

Мифологические сказки [ править ]

Происхождение яда [ править ]

В мелкой луже, где купались люди чокто, росла ядовитая лоза. Все, что прикоснется к лозе, умрет. Лоза любила людей чокто и не хотела, чтобы они умерли, но не могла предупредить их, когда ее яд заразит воду. Он решил избавиться от яда и позвал вождей змей, пчел и ос, потому что все они были растоптаны и случайно убиты людьми. Вожди этих маленьких существ пришли к соглашению взять и разделить яд виноградной лозы между собой в качестве предупреждения и устрашения от попирания.

Пчелы первыми приняли яд и сказали, что примут небольшое количество, чтобы защитить свои ульи. Им тоже нравились люди чокто, и они не хотели убивать их ядом. Чтобы показать, что они не враги человека, пчелы пообещали, что после того, как их заставят использовать жало, они умрут.

Следующими, кто принял яд, были осы, которые сказали, что будут жужжать в ухо человеку в качестве предупреждения, прежде чем атаковать, чтобы защитить свои гнезда.

Наконец змеи забрали остаток яда. Они пообещали, что всегда будут предупреждать человека своей погремушкой перед тем, как нанести удар, чтобы дать человеку возможность бежать.

С тех пор только глупцы, не внимавшие предупреждениям маленьких, пострадали от яда виноградной лозы. [9] [10]

Братья Ташка и Вало [ править ]

Два брата по имени Ташка и Вало долгие годы следили за солнцем, с детства до взрослой жизни. Они будут следовать за ним на протяжении всей его жизни днем, пока вечером он не исчезнет за горизонтом. Однажды солнце остановилось над огромным водным пространством, и мальчики поплыли в него, погрузившись под воду.

Они появились в доме Солнца, обнаружив повсюду женщин. Эти женщины были луной и звездами. Луна была женой Солнца и спросила братьев, как они попали в это царство. Братья рассказали, что следили за солнцем много лет с детства. Затем солнце велело своей жене вскипятить воду, и он поместил в нее братьев и держал их там, пока с них не спала кожа. Солнце спросило, знают ли они дорогу домой. Мальчики ответили «нет», так как они смотрели за край неба, видя землю, но не могли разглядеть свой дом с такой высоты.

Солнце спросило, почему они следовали за ним все эти годы, на что братья ответили только для того, чтобы посмотреть, где он умер. Солнце согласилось отправить их домой, но велело им не разговаривать в течение четырех дней после возвращения, иначе они наверняка умрут. Он позвал гигантского канюка, чтобы тот отвез их домой, и после того, как они приземлились, старик узнал их и пошел рассказать об этом матери. Мать, испугавшись, так как не видела их уже много дней, заставила их рассказать ей, где они были. Они рассказали ей о своем путешествии и сказали, что теперь наверняка умрут, потому что не сдержали своего обещания солнцу молчания в течение четырех дней.

После этого мать очень волновалась, но они все вернулись домой. Братья рассказали истории о многих годах, которые они следовали за солнцем. Рассказав все, что они знали, они умерли и вошли в рай. [11] [12]

Продолжительность жизни собаки [ править ]

Вскоре после того, как Великий Дух создал всех животных и людей, он спросил каждого, как долго должна длиться их жизнь. Первой откликнулась собака, взволнованная обещанием долгой жизни, и попросила 10 лет. Остальные животные не знали, как долго они хотят, поэтому дух дал им годы, которые он считал лучшими.

Он дал людям три столетия жизни и сказал собаке, что, хотя ее жизнь коротка, качество ее жизни будет определять ее хозяин. Если хозяин хорошо относился к собаке, кормил, любил и заботился о ней, она будет процветать и жить долго. Если хозяин пренебрегал и злоупотреблял ею, она проживет короткую и несчастную жизнь. [11]

кузнечиков Происхождение муравьев и

Во время выхода из Наних Вайи кузнечики путешествовали вместе с человеком, чтобы достичь поверхности и распространиться во всех направлениях. Но во время путешествия на поверхность на мать кузнечиков наступили мужчины, что помешало остальным ее детям достичь поверхности. Те, кто уже находился над землей, распространились во всех направлениях, как это сделали первые человеческие племена. С тех пор чокто называли этих существ эске илай («мать мертвая»).

Когда люди вышли из холма и распространились по землям, они растоптали множество других кузнечиков, убивая и причиняя вред детям-сиротам. Опасаясь, что все они будут убиты по мере того, как люди будут размножаться, продолжая выходить из Наних Вайя , кузнечики умоляли Абу , великого духа, о помощи. Вскоре после этого Аба закрыл проход, заперев в пещере множество людей, которые еще не достигли поверхности.

В акте милосердия Аба превратил этих людей в муравьев, позволив им править пещерами в земле до конца истории. [11]

Легенды чокто [ править ]

Охотник за Солнцем [ править ]

Охотник за Солнцем — миф о том, что происходит с Солнцем, когда оно исчезает. Ни один из пророков или главных лидеров не мог ответить на этот вопрос. Молодой человек приступил к миссии, чтобы понять, что происходит с Солнцем, когда оно заходит. Он покинул свою семью, сообщество и страну, чтобы посвятить свою жизнь ответу на этот вопрос. Он сказал, что однажды вернется с ответом на этот вопрос. Прошло много лет — молодые люди старели, а старики умирали, — а люди продолжали говорить о нем. Наконец он вернулся уже стариком с ответом на этот вопрос. Он отправился к океану и обнаружил, что солнце заходит и поднимается из воды. Поделившись этим, старик умер. [11]

Нане Чаха [ править ]

До существования человека здесь находился холм, имевший путь к центру Земли. Животные начали заселять Землю; начали формироваться растения, деревья, реки и сырая среда. Когда народ чокто вышел на вершину холма из прохода, называемого Нане Чаха , они ощутили свет Солнца. Появившись, они рассеялись по землям. [11]

Дополнительная информация о мифах и священных историях

В книге « Сказки чокто», написанной Томом Молдом и вождём Филиппом Мартином, объясняется, насколько сложно может быть передавать священные истории из поколения в поколение в народе чокто, сохраняя при этом максимальную точность истории. Рассказывание историй может быть затруднительным, если кто-то не делится точной информацией. Рассказывание историй важно для народа чокто и многих других групп коренных народов, потому что человек, рассказывающий историю, помогает молодому поколению понять свою историю и людей. Если история рассказана неточно, она потеряет свою ценность. Рассказывание историй очень полезно для народа чокто, поскольку оно помогает людям лучше понять свою культуру.

Например, до создания письменности история основывалась на священных мифах, легендах и личных воспоминаниях. Эти священные мифы были записью истории чокто и многих других групп коренных народов, как и других культур по всему миру. В этих священных историях и мифах упоминались имена, но почти не упоминались даты. Примером был вождь чокто Пушматаха . Известно, что он жил с 1764 по 1824 год, но рассказанные о нем истории подчеркивают его характер и влияние, которое он оказал на жизнь людей. Это истории, рассказанные членами семьи другим близким им людям. Если рассказы рассказывают люди, не входящие в его круг, истории теряют свою страсть.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ "Танец орла, чокто". Архивировано 22 сентября 2012 года в Wayback Machine Фонде американского искусства Luce. (получено 7 сентября 2010 г.)
  2. Взято с сайта Choctaw Creation Myth , Indian Legend. Архивировано 26 января 2013 г. на archive.today , где он указан как находящийся в общественном достоянии.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исходный материал по социальной и церемониальной жизни индейцев чокто в Google Книгах
  4. ^ Джобс, Гертруда. Словарь мифологии, фольклора и символов . Нью-Йорк: The Scarecrow Press, 1962.
  5. ^ О'Брайен, Грег. «Чокто и власть». Чокто в эпоху революции, 1750-1830 гг . Издательство Университета Небраски.
  6. ^ Алчин, Линда. «Символ Рогатого Змея» . Коренные индейские племена . Проверено 2 ноября 2013 г. [...] Племя чокто почитало духа по имени Синти лапитта, рогатого змея, который посещал исключительно мудрых молодых людей. [...]
  7. ^ Акерс, Донна (28 января 2013 г.). «7. Церемонии и фестивали искусства чокто». Культура и обычаи индейцев чокто (иллюстрированное издание). АВС-КЛИО. п. 146. ИСБН  9780313364013 . [...] Великий Змей, Синти лапитта, представлял собой гигантскую змею с головой, напоминающей пантеру , или, в других устных традициях, огромную змею, на голове которой было два рога. В обоих верованиях Великий Змей был водным чудовищем, обладавшим огромной силой. [...]
  8. ^ «Маленькие люди — легенда чокто» . www.firstpeople.us . Проверено 14 июня 2023 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ланкфорд, Джордж (1987). Легенды коренных американцев: легенды юго-востока — сказки натчезов, каддо, билокси, чикасо и других народов . Литл-Рок: Августовский дом.
  10. ^ «Как яд появился в мире – легенда чокто» . firstpeople.us . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Молд, Том (2004). Сказки чокто . Университетское издательство Миссисипи. ISBN  9781617030918 . OCLC   777549428 .
  12. ^ «Братья, следившие за The Sun – легенда чокто» . firstpeople.us . Проверено 14 апреля 2019 г. .

1. Документы Халперта. https://archives.alabama.gov/findaids/v7820.pdf

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 240bd3e20cee3ee7ed7645476cceb070__1712238600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/70/240bd3e20cee3ee7ed7645476cceb070.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Choctaw mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)