Культура чокто


Культура чокто на протяжении веков сильно развивалась, сочетая в себе в основном европейско-американские влияния; однако взаимодействие с Испанией , Францией и Англией также во многом повлияло на него. Чокто , или Чахта, — коренной народ Америки , родом из юго-восточной части США. Они были известны своим быстрым внедрением современности, развитием письменности, переходом к йоменским методам ведения сельского хозяйства и насаждением в своем обществе образа жизни европейско-американского и афроамериканского происхождения . Культура чокто уходит корнями в в Миссисипи эпоху культуры строителей курганов .
Кланы
[ редактировать ]Внутри чокто существовало две отдельные группы : Имоклаша (старейшины) и Инхулалатас (молодежь). В каждой фратрии было несколько кланов или икша. [ 1 ] по оценкам, всего икша было около 12. Личность сначала была установлена Мойтиетом и Икшей, поэтому чокто сначала идентифицировал себя как свою Икшу, например Имоклаша или Инхулата, а затем как чокто. Дети принадлежали к икше своей матери, что означает, что они по материнской линии . Ниже приведены некоторые основные районы: [ 2 ]
- Окла Ханналли (жители шести городов)
- Окла Таннап (люди с другой стороны)
- Окла Фаяла (широко разбросанные люди)
Джон Свонтон пишет: «Есть лишь самые слабые следы групп с истинно тотемическими обозначениями, названия животных и растений, которые встречаются, похоже, не имели тотемического подтекста». [ 3 ] Суонтон также добавляет: « Адам Ходжсон ... который «очень хорошо говорил по-английски», рассказал... «что среди индейцев были племена или семьи, чем-то похожие на шотландские кланы; такие как семья Пантер, семья Бердов, Семья Енотов, семья Волков». [ 3 ] Возможны следующие тотемические обозначения клана: [ 3 ]
- Ветер
- Медведь
- Олень
- Волк
- Пантера
- Холли Лиф
- Птица
- Енот
- Раки
Уголовное правосудие
[ редактировать ]Убийство обычно решалось из мести. Свентон пишет: «Убийство, то есть внутриплеменное убийство человека, обычно может быть искуплено только смертью самого убийцы или какой-либо его заменой, приемлемой для пострадавшей семьи… они лелеют желание мести на протяжении целого поколения…»
Украденное имущество обычно наказывалось возвратом украденного или другой компенсацией. Суонтон говорит: «Воры, задержанные с украденным имуществом, были вынуждены вернуть его. Если они не могли вернуть имущество, либо они, либо их семьи были вынуждены вернуть товары равной стоимости». Позднее воровство наказывалось кнутом. Суонтон заявляет о Кушмане: «За мелкие правонарушения наказанием была порка; пятьдесят ударов плетью за первое нарушение, сто за второе и смерть от винтовки за третье правонарушение... (1899)».
Инцест считался преступлением. Суонтон заявляет: «Инцест... в древности был тяжким преступлением, но у нас нет записей о наказаниях, примененных за это».
Ранняя религия
[ редактировать ]
Чоктау верили в добрый дух и злой дух, и, возможно, они поклонялись солнцу или хуштахли. Суонтон пишет: «Чокто в древности считали солнце божеством… солнцу приписывалась сила жизни и смерти. , человек был в безопасности... огонь, как самое яркое изображение солнца, считался обладающим разумом и действующим совместно с солнцем... [имеющим] постоянное общение с солнцем...» Слово нанписа (тот, кто видит) выражает почтение чокто к солнцу.
Антропологи предполагают, что предки чокто из Миссисипи поместили Солнце в центр своей космологической системы. Чокто середины восемнадцатого века действительно считали солнце существом, наделенным жизнью. Дипломаты чокто, например, разговаривали только в солнечные дни. Если день конференции был пасмурным или дождливым, чокто откладывали встречу, обычно под предлогом того, что им нужно больше времени для обсуждения деталей, до тех пор, пока не вернется солнце. The Sun позаботилась о том, чтобы все переговоры были честными. Солнце как символ великой силы и почитания является важным компонентом культур юго-восточной Индии.
- Грег О'Брайен, Чокто в эпоху революции, 1750–1830 гг. [ 4 ]
Злой дух, или На-луса-чи-то («черное существо» или «большой черный») или Импашилуп («пожиратель душ» или «пожиратель призраков»), стремился причинить вред людям. Он может появиться, как рассказывают в рассказах, в виде теневого человека .
Молитвы могли быть введены миссионерами; однако известно, что пророки чокто обращались к Солнцу. Суонтон пишет: «Старый чокто сообщил Райту, что до прибытия миссионеров у них не было никакого представления о молитве. Однако он добавляет: «Я действительно слышал, как некоторые утверждали, что в древности их хопаи, или пророки, на некоторых случаи привыкли обращаться к солнцу...»
Мифология
[ редактировать ]У чокто есть много историй о маленьких людях. Суонтон сообщает о Хальберте: «Чокто в Миссисипи говорят, что есть маленький человек ростом около двух футов, который живет в густом лесу и ведет одинокий образ жизни… он часто игриво бросает в людей палки и камни… ...Индейские врачи говорят, что Бохполи [метатель] помогает им в изготовлении лекарств...» Говорят, что маленькие люди водят маленьких детей в лес, чтобы научить их быть знахарями.
Блуждающий огонь индейцы называли «ночным именем», и считалось, что он ночью заплетал хвосты лошадям и ездил на них до тех пор, пока на следующий день ими уже нельзя было пользоваться, и многие умерли от эффекты. [ 5 ]
Истории
[ редактировать ]
Рассказывание историй — популярная часть развлечений и истории во многих индейских обществах. Кроме того, многие истории использовались для передачи важных моральных принципов и ценностей. Это справедливо и для чокто. Истории рассказывали об их происхождении и пересказывали деяния давно ушедших героев. Есть также истории об опоссумах, енотах, черепахах, птицах, бурундуках и волках. Рэнди Джимми и Леонард Джимми заявляют:
Чокто верили, что их народ вышел из священного кургана Наних Вайя. С этим мифом о творении связана легенда о миграции племени чокто под предводительством Чата. Несколько версий их создания и легенд о миграции были увековечены коренными американцами и остаются очень популярными среди современных чокто, особенно пожилых людей. У молодых же более активный интерес вызывают проделки различных лесных животных или истории о создании диких лесов.
— Рэнди и Леонард Джимми [ 6 ]
Одна из таких историй о лесных животных — об опоссуме и еноте. Рэнди Джимми и Леонард Джимми рассказывают:
Давным-давно, когда лесные животные умели говорить, жили два брата, Опоссум и Енот. Однажды эти два животных гуляли по лесу. Енот завидовал длинному красивому разноцветному хвосту Опоссума. Енот часто придумывал различные способы уничтожить хвост своего брата, и в тот день он сказал Оссуму, что знает способ сделать его хвост еще красивее и длиннее. Опоссум спросил Енота, как он мог такое сделать. Енот сказал Оссуму пойти домой и вернуться через несколько лун, и они встретятся в этом конкретном месте и обсудят это дальше.
Когда прошло несколько лун, Поссум вернулся в назначенное место. После дружеских приветствий внимание Енота привлекла тема красивого хвоста. Конечно, Раккун это помнил. Он сказал Поссуму пойти с ним в лес, и они отправились в путь. Они прошли долгий путь, прежде чем подошли к большому дереву гикори, у которого была сбита верхушка. На одной стороне старого разбитого дерева была дыра. Енот сказал Поссуму, что именно здесь его хвост сделают длиннее и красивее. Он велел Оссуму засунуть хвост в отверстие дерева гикори. Опоссум сделал, как было сказано, и вскоре оказался привязанным к дереву. Он разозлился и попытался уйти, но Енот убедил Оссума, что это необходимо, чтобы его хвост стал выдающимся.
Как только Енот привязал Опоссума к дереву, он перешел на другую сторону. Через несколько минут Опоссум начал чувствовать боль и жар в хвосте. Через некоторое время боль и жар исчезли, а Енот вернулся и велел Оссуму подождать еще немного. Он освободит его по возвращении. Опоссум ждал-ждал, но Енот не вернулся. Опоссум позвал на помощь, и появилась Белка, чтобы освободить его. Вытащив свой хвост из дерева, Поссум обнаружил, что он сгорел дотла. Чокто по сей день верят, что Енот сжег Опоссуму хвост из-за зависти и ревности.
— Рэнди и Леонард Джимми [ 6 ]
Этноботаника
[ редактировать ]Pseudognaphalium obtusifolium ssp. obtusifolium готовят отвар из листьев и цветков и принимают при болях в легких. [ 7 ] [ 8 ] и простуды. [ 7 ] [ 8 ]
Война
[ редактировать ]С войной чокто было связано множество обычаев. Перед объявлением войны был созван совет для обсуждения этого вопроса, который продлился около восьми дней. Суонтон пишет по поводу рассказа Боссу: «Чакта любят войну и имеют несколько хороших методов ее ведения. Они никогда не сражаются, стоя на одном месте; они порхают повсюду; они презирают своих врагов, но в то же время не являются вступив в борьбу, они сражаются с большим хладнокровием...» Суеверия были частью войны чокто. Свантон говорит: «Чакта чрезвычайно суеверны. Когда они собираются идти на войну, они сверяются со своим Маниту, который носит вождь. Они всегда выставляют его на той стороне, с которой собираются идти навстречу врагу, воины стоят охранять около..."

Когда чокто захватывают врага, его или ее выставляют как военный трофей. Суонтон пишет о том, что писал Роман: «Они никогда не проявляли такой жестокости по отношению к своим пленным врагам, как другие дикари; они почти всегда приводили их домой, чтобы показать им, а затем убивали их пулей или топором; после чего тело разрезалось на многие части, а все волосатые куски кожи превращаются в скальпы, остаток закапывают, а вышеуказанные трофеи уносят домой, где женщины танцуют с ними до усталости, а затем их выставляют на крыши теплиц, пока они не устанут; уничтожаются..."
В некоторых обществах практика обезглавливания считалась честью. Эта практика, похоже, верна для чокто из Оскелагны. Голова павшего воина чокто была возвращена после битвы. Свентон говорит о Де Люссере (1730 г.): «Один человек принес голову одного из убитых их людей. Он бросил ее мне под ноги, сказав мне, что он воин, отдавший свою жизнь за французов, и что хорошо было оплакивать его смерть...»
Язык
[ редактировать ]Язык чокто принадлежит к мускогской семье. Этот язык был хорошо известен среди приграничных жителей, таких как будущий президент США Эндрю Джексон и Уильям Генри Харрисон в начале 19 века. Другие языки этой языковой семьи включают крик, семинолов, чикасо, коасати, Алабаму и микасуки. Язык со временем утратил свою способность сохраняться у чокто, поскольку все большему количеству молодых чокто приходилось проходить через школы-интернаты. В школах-интернатах чокто заставляли говорить на английском языке, что чрезвычайно затрудняло сохранение их естественного языка. Несмотря на то, что существовали школы-интернаты, подобные этой, через которые приходилось проходить многим коренным американцам, все еще существовали школы чокто, которыми управляли сами чокто. Поскольку школы управлялись исключительно чокто, некоторые из них все еще сохранили язык, хотя многие из этих школ стали двуязычными.
Алфавит
[ редактировать ]Письменный язык чокто основан на английских буквах и был разработан в связи с цивилизационной программой Соединенных Штатов в начале 19 века. Хотя существуют и другие варианты алфавита чокто, наиболее часто встречаются три: Байингтон (оригинальный), Байингтон/Свантон (лингвистический) и современный.
Байингтон (оригинал)
[ редактировать ]
Байингтон / Суонтон (лингвистический)
[ редактировать ]
Современный
[ редактировать ]
Стикбол
[ редактировать ]
Стикбол коренных американцев, один из старейших полевых видов спорта в Америке, также был известен как «младший брат войны» из-за его жестокости и замены войны. Когда между общинами чокто возникали споры, клюшка предоставляла «цивилизованный» способ решить проблему. Самое раннее упоминание о стикболе было сделано священником-иезуитом в 1729 году. В играх с клюшкой будут участвовать от двадцати до 300 игроков. Джон Р. Свентон высказывает замечания Джорджа Кэтлина по поводу игры:
Это не редкость, когда шесть, восемьсот или тысяча [!] этих молодых людей участвуют в игре в мяч, а вокруг поля находится в пять или шесть раз больше зрителей, мужчин, женщин и детей. и смотрю...
Стойки ворот могли находиться на расстоянии от нескольких сотен футов до нескольких миль. Стойки ворот иногда располагались внутри деревни каждой команды противника.
Характер игрового поля никогда не был строго определен. Единственными границами были две стойки ворот на обоих концах игровой площадки, которые могли находиться на расстоянии от 100 футов (30 м) до пяти миль (8 км) друг от друга, как это было в одной игре в 19 веке.
- Кендалл Бланшар, Чокто из Миссисипи за игрой: серьезная сторона досуга
Группа индейцев чокто из Миссисипи играет в клюшку сегодня, в 21 веке. Каждый год на ярмарке индейцев чокто недалеко от Филадельфии, штат Миссисипи , а также на фестивале Дня труда чокто в Таскахоме, штат Оклахома , можно увидеть игру в стикбол на современном футбольном поле.
Традиционное искусство
[ редактировать ]Чокто — плетцы корзин и мастера по бисероплетению, танцоры и музыканты, а также специалисты по кулинарии, все они являются частью коллективной культуры чокто, которая определяет их как отдельную культурную группу.

См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^
Сайрус Байингтон (1915). Словарь языка чокто . Типография правительства США. п. 180 . Проверено 19 марта 2015 г.
1915 год
- ^ Дженнифер Барнс Мейерс. «Кланы чокто и люди» . ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА ДЖЕННИФЕР. ВСЕ О СЕМЬЕ. Архивировано из оригинала 30 июля 2005 года . Проверено 16 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с
Джон Рид Суонтон (5 апреля 2001 г.). «Кланы и локальные группы» . Исходный материал по общественной и церемониальной жизни индейцев чокто . Издательство Университета Алабамы. п. 79. ИСБН 0-8173-1109-2 . Проверено 16 августа 2010 г.
2001 г., опубликовано ранее
- ^
О'Брайен, Грег. «Чокто и власть». Чокто в эпоху революции, 1750–1830 гг . Издательство Университета Небраски.
2002, 2005 г.
- ^ Суонтон 198
- ^ Jump up to: а б
«Наних Вайя». Журнал Наних Вайя: 6–7.
Весна 1974 г., Том I, Номер 3.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Тейлор, Линда Аверилл, 1940 г. «Растения, используемые некоторыми юго-восточными племенами в качестве лечебных средств». Кембридж, Массачусетс. Ботанический музей Гарвардского университета (стр. 61)
- ^ Jump up to: а б Бушнелл-младший, Дэвид И. 1909 г. Чокто из Байу-Лакомба, приход Сент-Таммани, Луизиана. Бюллетень SI-BAE № 48 (стр. 24)