Икса с

Икса нации , тип клана , был традиционным составным элементом, структурирующим социальное и политическое общество чокто . Однако то же слово используется для описания кланов на языке чикасо , хотя его часто называют «сестринскими» или «братскими» племенами. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] проявление икша у народа чокто не обязательно сразу же отражает проявления иксаса у чикасо . [ 4 ] Подобно многим другим племенам Маскоги , таким как Чероки и Маскоги , кланы чокто были матрилинейными и матрилокальными , что имело важные последствия для гендерных ролей. Исторически кланы делились на одну из двух групп: Имоклаша и Ихолахата . [ 5 ] При этом кланы в основном состояли из тех, кто, как считалось, происходил от определенного предка или группы предков. Чокто заявили Американскому совету уполномоченных по делам иностранных миссий , что «нация не существовала бы» без присутствия икса . [ 6 ] Помимо важности внутри семьи, кланы также формировали и направляли церемонии и юридическую практику. [ 7 ] [ 8 ]
Родство
[ редактировать ]Центральным принципом клановой организации были родственные связи. [ 9 ] Традиционно родословная и родственные сети отслеживались по материнской линии и присваивались с рождения. На индивидуальном уровне это обеспечило чокто идентичность и четко определенную позицию в обществе. Внутри рода родственные сети представляли собой набор «готовых отношений». [ 10 ] Члены считали друг друга семьей, независимо от того, насколько они далеки друг от друга. Например, троюродного или третьего двоюродного брата ребенка по материнской линии называли «братом» или «сестрой». [ 10 ]
Кланы, возглавляемые матриархами, диктовали требования на членство, распределение земли и браки, среди прочего. [ 11 ] А именно, церемонии в честь смерти члена одной фратрии завершались другой. Эти фракции также участвовали в публичных слушаниях в случае совершения преступления. Родственные связи преступника «выступают в роли адвоката», а другой клан — в качестве обвинителей. [ 8 ]
Вымышленный родственник
[ редактировать ]Родственные отношения также распространялись на тех, кто не был коренным чокто по рождению. За пределами общественного пространства вымышленные родственные отношения были тем способом, которым чокто относились к незнакомцам, посторонним или врагам. [ 12 ] В обширную сеть были завербованы аутсайдеры, которых считали родственниками, а не врагами. [ 13 ] Зачисление людей в состав родственников чокто сохраняло культурное понимание баланса и гармоничного сосуществования с другими. Короче говоря, прием незнакомцев в сообществе чокто включал в себя присвоение человеку родственной идентичности. [ 12 ]
Наделение людей родственными идентичностями происходило и для пополнения населения. [ 10 ] Также известное как « повторное оживление », чокто заменяли умерших или пропавших без вести членов сообщества посредством ритуалов усыновления . Записи показывают, что вновь зарегистрированные усыновленные получат имя ушедшего человека. Точно так же их считали чокто, и от них ожидали, что они будут выполнять обязанности человека, которого они повторно оживили. [ 10 ]
Пол в иксе
[ редактировать ]Family iksa
[ редактировать ]
Матрилинейная организация и родственные связи также диктовали семейную иксу , или домашнюю сферу отношений. [ 7 ] После вступления в брак мужья присоединялись к домохозяйствам своих жен, но не могли быть членами ее клана или сети родства. Вместо этого его считали гостем, а не прямым родственником. [ 9 ] В случае развода разведенные мужья возвращались в иксу , с которой они имели матрилинейную связь, например, их сестры. [ 10 ]
Уход за детьми
[ редактировать ]Напротив, дети, рожденные от этого союза, мгновенно становились частью клана своей биологической матери. [ 9 ] Эти связи имели решающее значение для того, как семья иксас вел домашнее хозяйство. Женщины чокто руководили домашней жизнью посредством приготовления пищи и ухода за детьми, а их автономия в сельскохозяйственном труде переплеталась с содержанием дома. [ 14 ] В отличие от обычных обязанностей отцовства на Западе, старший дядя ребенка чокто по материнской линии будет одним из основных лиц, принимающих решения. [ 10 ] Типичный отец чокто будет более активно участвовать в воспитании своих племянниц и племянников, чем своих биологических детей. [ 15 ] В рамках дополнительного гендерного аспекта в семье матрилины будут сотрудничать со своими братьями и сестрами в вопросах ухода за детьми. [ 10 ] [ 16 ]
Разделение труда
[ редактировать ]
Танец орла был одной из многих церемоний чокто; это происходило ежегодно [ нужна ссылка ] в честь боевого орла.
Кланы и родство чокто способствовали созданию общества, в котором разделение труда между мужчинами и женщинами было равным и взаимодополняющим. [ 10 ] В то время как мужчины брали на себя роли охотников и воинов, женщины контролировали сельскохозяйственные особенности чокто. [ 15 ] Женщины поддерживали урожай и урожай, а иногда «высмеивали [d]» мужчин, которые слишком много работали в аграрном секторе . [ 15 ] Женщины владели собственностью и контролировали урожай, например, кукурузу , тыквы и бобы . [ 14 ] Две трети продуктов питания чокто приходилось на эти культуры, что обеспечивало женщинам полноценный статус.
Люси Кейс, дочь родителей чокто, проживавших на территории Индии , описала: [ 5 ]
«Я помню, что большую часть работы делала моя мать. Она всегда вспахивала землю».
Кукуруза была главным образом символом власти женщин и использовалась в брачных обрядах, дипломатических обменах, церемониальной жизни и медицине. [ 15 ] [ 5 ] Оставшуюся треть калорийности рациона чокто составляла дичь, на которую охотились мужчины, за транспортировку и приготовление которой отвечали женщины. [ 14 ] Иногда женщины чокто сопровождали мужчин на охотничьих экскурсиях, где остатки фауны превращались в инструменты или оружие . [ 16 ]
Эволюция клановой системы в XIX веке.
[ редактировать ]
Растущее давление со стороны современного американского государства-поселенца обошло традиционные средства организации народа чокто. 1900-1930-е годы ознаменовали радикальную трансформацию государственных систем. Чтобы «стать понятным» для федерального правительства и правительства штатов, системы родства были заменены формальными законами, которые регулировали поведение и отношения чокто. [ 5 ] Таким образом, его сокращение подорвало клановую организацию, центральное положение женщин и матрилинейную систему. [ 8 ] Когда в 1826 году был официально оформлен закон чокто, они адаптировали традиционную практику к более американскому стилю управления. [ 18 ] В результате были созданы конституция, писаное законодательство и четыре бюрократические ветви власти: «законодательная, исполнительная, судебная и военная». [ 15 ] Конституция лишила женщин избирательных прав и оставила мало места для женской власти в политическом процессе. [ 19 ] Более того, индийские агенты признавали исключительно мужчин представителями иксы , что еще больше укрепляло патриархальную иерархию в политике. [ 19 ]
Традиционная семейная икса также трансформировалась из-за гендерных парадигм, навязанных американцами принудительно. [ 10 ] Родство по отцовской линии было признано на «равной основе» с прежней матрилинейной системой, которая имела приоритет в дипломатических связях и моделях наследования. [ 10 ] [ 19 ] Кроме того, англизированные фамилии были включены и передавались мужчинам, а жены получали фамилии своих мужей. [ 8 ] Мужчины стали более непосредственно заниматься своими биологическими детьми, особенно когда материнское происхождение больше не было предпосылкой для претензий на членство. [ 15 ]
Одновременно с включением евро-американских идеологий чокто адаптировались, чтобы сохранить автономию в отношении традиционных практик и сохранить население. [ 10 ] Несмотря на централизацию правительства, эти изменения не полностью уничтожили статус женщины чокто. [ 15 ] Хотя женщины потеряли относительный контроль над репродуктивными правами, такие преступления, как детоубийство, наказывались в целях защиты от сокращения численности населения. Более того, к октябрю 1836 года чокто ввели меры защиты женщин, ставших жертвами изнасилований и других сексуальных преступлений . [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- Чокто
- Культура чокто
- История чокто
- Язык чокто
- Нация чокто в Оклахоме
- Чокто в Гражданской войне в США
- Список договоров чокто
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каин, Кати Л. «Иттибаапиши в Иттачапе: отношения чикасо и чокто на территории Индии, 1839-1856». Ittibaapishiꞌat Ittachapa: Отношения чикасо и чокто на территории Индии, 1839–1856 гг. , Университет Оклахомы, аспирантура, 6 мая 2022 г., shareok.org/handle /11244/335583 .
- ^ Культурный центр чокто. «Выставка вождей, кланов и родственников» .
- ^ chikasaw.tv. «Чикса и Чахта: первые лидеры чикасо и чокто» .
- ^ Хаас, Мэри Розамонд и Льюиш Генри Морган. «Родство чокто Моргана и чикасо». Родство чокто Моргана и чикасо | Библиотека и музей Американского философского общества , Библиотека Американского философского общества, 2019, diglib.amphilsoc.org/islandora/object/text%3A295947 .
- ^ Jump up to: а б с д Ярбро, Фэй А. (октябрь 2021 г.). «До того, как белые люди пришли в больших количествах и принесли свои обычаи». Конфедераты чокто: Гражданская война в США в индейской стране . Издательство Университета Северной Каролины. стр. 13–18. ISBN 9781469665122 .
- ^ Уайт, Ричард (1988). «Эволюция системы плей-офф чокто». Корни зависимости: существование, окружающая среда и социальные изменения среди чокто, пауни и навахо . Издательство Университета Небраски. п. 39. ИСБН 9780803247222 .
- ^ Jump up to: а б Карр, Стивен М. (1999). «Теперь мы забыли старый индийский закон: культура чокто и эволюция телесных наказаний» . Обзор права американских индейцев . 23 (2): 409–410. дои : 10.2307/20068889 . JSTOR 20068889 – через Digital Commons.
- ^ Jump up to: а б с д Шпер, Александр (1947). «Изменение систем родства: исследование аккультурации криков, чероки и чокто» (PDF) . Издания Полевого музея естественной истории . 33 (4): 207. JSTOR 29782258 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Галлоуэй, Патрисия Кей (1998). «Исходные материалы и методики». Генезис чокто, 1500–1700 гг . Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 2. ISBN 9780803270701 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Акерс, Донна Л. (2013). «Социальные обычаи, гендерные роли, семейная жизнь и дети». Культура и обычаи индейцев чокто . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд. стр. 73–78. ISBN 9780313364013 .
- ^ Министерство транспорта Техаса (1991 г.). «Отчет об исследовании Йенского племени чокто» (PDF) . Племенные истории : 8.
- ^ Jump up to: а б Акерс, Донна Л. (1999). «Удаление сердца народа чокто: переселение индейцев с точки зрения коренных жителей» . Журнал культуры и исследований американских индейцев . 23 (3): 63–70. дои : 10.17953/aicr.23.3.p52341016666h822 .
- ^ Тукер, Элизабет (июнь 1971 г.). «Кланы и группировки в Северной Америке» . Современная антропология . 12 (3): 357–376. дои : 10.1086/201211 . S2CID 143939096 – через Chicago Journals.
- ^ Jump up to: а б с Карсон, Джеймс Тейлор (лето 1995 г.). «Лошади, экономика и культура индейцев чокто, 1690–1840» (PDF) . Этноистория . 42 (3). Издательство Университета Дьюка: 495–496. дои : 10.2307/483216 . JSTOR 483216 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ярбро, Фэй А; Слейтер, Сандра (2012). «Женщины, труд и власть в стране чокто девятнадцатого века». Гендер и сексуальность коренных народов Северной Америки, 1400–1850 гг . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 124–140. ISBN 9781570039966 .
- ^ Jump up to: а б Пеппер, Элизабет Харт (май 2017 г.). «Женская работа». Женщины чокто из Миссисипи: сохранение и адаптация после переселения до 1970-х годов . Университет Миссисипи. стр. 11–15.
- ^ «Индейские народы чокто против Соединенных Штатов и др.» . ЛИИ/Институт правовой информации . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Фабвсса, В. «Конституция чокто 1826 года» . Нация чокто в Оклахоме . Дюрант, Оклахома . Получено 18 , ноября
- ^ Jump up to: а б с Бейкер, Меган Александрия (2017). (Ре) Развитие суверенитета: реконфигурация культуры и политики чокто посредством экономического развития в Оклахоме . Лос-Анджелес, Калифорния: Калифорнийский университет. стр. 50–55.