Jump to content

Икса с

(Перенаправлено с Иксас (кланы чокто) )

Деревня чокто недалеко от Чефункте
Деревня чокто возле Шефункте Франсуа Бернара - 1869 г.

Икса нации , тип клана , был традиционным составным элементом, структурирующим социальное и политическое общество чокто . Однако то же слово используется для описания кланов на языке чикасо , хотя его часто называют «сестринскими» или «братскими» племенами. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] проявление икша у народа чокто не обязательно сразу же отражает проявления иксаса у чикасо . [ 4 ] Подобно многим другим племенам Маскоги , таким как Чероки и Маскоги , кланы чокто были матрилинейными и матрилокальными , что имело важные последствия для гендерных ролей. Исторически кланы делились на одну из двух групп: Имоклаша и Ихолахата . [ 5 ] При этом кланы в основном состояли из тех, кто, как считалось, происходил от определенного предка или группы предков. Чокто заявили Американскому совету уполномоченных по делам иностранных миссий , что «нация не существовала бы» без присутствия икса . [ 6 ] Помимо важности внутри семьи, кланы также формировали и направляли церемонии и юридическую практику. [ 7 ] [ 8 ]

Центральным принципом клановой организации были родственные связи. [ 9 ] Традиционно родословная и родственные сети отслеживались по материнской линии и присваивались с рождения. На индивидуальном уровне это обеспечило чокто идентичность и четко определенную позицию в обществе. Внутри рода родственные сети представляли собой набор «готовых отношений». [ 10 ] Члены считали друг друга семьей, независимо от того, насколько они далеки друг от друга. Например, троюродного или третьего двоюродного брата ребенка по материнской линии называли «братом» или «сестрой». [ 10 ]

Кланы, возглавляемые матриархами, диктовали требования на членство, распределение земли и браки, среди прочего. [ 11 ] А именно, церемонии в честь смерти члена одной фратрии завершались другой. Эти фракции также участвовали в публичных слушаниях в случае совершения преступления. Родственные связи преступника «выступают в роли адвоката», а другой клан — в качестве обвинителей. [ 8 ]

Вымышленный родственник

[ редактировать ]

Родственные отношения также распространялись на тех, кто не был коренным чокто по рождению. За пределами общественного пространства вымышленные родственные отношения были тем способом, которым чокто относились к незнакомцам, посторонним или врагам. [ 12 ] В обширную сеть были завербованы аутсайдеры, которых считали родственниками, а не врагами. [ 13 ] Зачисление людей в состав родственников чокто сохраняло культурное понимание баланса и гармоничного сосуществования с другими. Короче говоря, прием незнакомцев в сообществе чокто включал в себя присвоение человеку родственной идентичности. [ 12 ]

Наделение людей родственными идентичностями происходило и для пополнения населения. [ 10 ] Также известное как « повторное оживление », чокто заменяли умерших или пропавших без вести членов сообщества посредством ритуалов усыновления . Записи показывают, что вновь зарегистрированные усыновленные получат имя ушедшего человека. Точно так же их считали чокто, и от них ожидали, что они будут выполнять обязанности человека, которого они повторно оживили. [ 10 ]

Пол в иксе

[ редактировать ]
Женщина чокто Джордж Кейтлин - 1834 г.

Матрилинейная организация и родственные связи также диктовали семейную иксу , или домашнюю сферу отношений. [ 7 ] После вступления в брак мужья присоединялись к домохозяйствам своих жен, но не могли быть членами ее клана или сети родства. Вместо этого его считали гостем, а не прямым родственником. [ 9 ] В случае развода разведенные мужья возвращались в иксу , с которой они имели матрилинейную связь, например, их сестры. [ 10 ]

Уход за детьми

[ редактировать ]

Напротив, дети, рожденные от этого союза, мгновенно становились частью клана своей биологической матери. [ 9 ] Эти связи имели решающее значение для того, как семья иксас вел домашнее хозяйство. Женщины чокто руководили домашней жизнью посредством приготовления пищи и ухода за детьми, а их автономия в сельскохозяйственном труде переплеталась с содержанием дома. [ 14 ] В отличие от обычных обязанностей отцовства на Западе, старший дядя ребенка чокто по материнской линии будет одним из основных лиц, принимающих решения. [ 10 ] Типичный отец чокто будет более активно участвовать в воспитании своих племянниц и племянников, чем своих биологических детей. [ 15 ] В рамках дополнительного гендерного аспекта в семье матрилины будут сотрудничать со своими братьями и сестрами в вопросах ухода за детьми. [ 10 ] [ 16 ]

Разделение труда

[ редактировать ]
Картина Танец орла, чокто» - 1861/1869. « Джорджа Кейтлина
Танец орла был одной из многих церемоний чокто; это происходило ежегодно [ нужна ссылка ] в честь боевого орла.

Кланы и родство чокто способствовали созданию общества, в котором разделение труда между мужчинами и женщинами было равным и взаимодополняющим. [ 10 ] В то время как мужчины брали на себя роли охотников и воинов, женщины контролировали сельскохозяйственные особенности чокто. [ 15 ] Женщины поддерживали урожай и урожай, а иногда «высмеивали [d]» мужчин, которые слишком много работали в аграрном секторе . [ 15 ] Женщины владели собственностью и контролировали урожай, например, кукурузу , тыквы и бобы . [ 14 ] Две трети продуктов питания чокто приходилось на эти культуры, что обеспечивало женщинам полноценный статус.

Люси Кейс, дочь родителей чокто, проживавших на территории Индии , описала: [ 5 ]

«Я помню, что большую часть работы делала моя мать. Она всегда вспахивала землю».

Кукуруза была главным образом символом власти женщин и использовалась в брачных обрядах, дипломатических обменах, церемониальной жизни и медицине. [ 15 ] [ 5 ] Оставшуюся треть калорийности рациона чокто составляла дичь, на которую охотились мужчины, за транспортировку и приготовление которой отвечали женщины. [ 14 ] Иногда женщины чокто сопровождали мужчин на охотничьих экскурсиях, где остатки фауны превращались в инструменты или оружие . [ 16 ]

Эволюция клановой системы в XIX веке.

[ редактировать ]
Портрет Аллена Райта , делегата чокто, подписавшего Договор 1866 года. Договор отменил практику рабовладения среди чикасо и чокто и предоставил доступ к сорока акрам земли. [ 17 ]

Растущее давление со стороны современного американского государства-поселенца обошло традиционные средства организации народа чокто. 1900-1930-е годы ознаменовали радикальную трансформацию государственных систем. Чтобы «стать понятным» для федерального правительства и правительства штатов, системы родства были заменены формальными законами, которые регулировали поведение и отношения чокто. [ 5 ] Таким образом, его сокращение подорвало клановую организацию, центральное положение женщин и матрилинейную систему. [ 8 ] Когда в 1826 году был официально оформлен закон чокто, они адаптировали традиционную практику к более американскому стилю управления. [ 18 ] В результате были созданы конституция, писаное законодательство и четыре бюрократические ветви власти: «законодательная, исполнительная, судебная и военная». [ 15 ] Конституция лишила женщин избирательных прав и оставила мало места для женской власти в политическом процессе. [ 19 ] Более того, индийские агенты признавали исключительно мужчин представителями иксы , что еще больше укрепляло патриархальную иерархию в политике. [ 19 ]

Традиционная семейная икса также трансформировалась из-за гендерных парадигм, навязанных американцами принудительно. [ 10 ] Родство по отцовской линии было признано на «равной основе» с прежней матрилинейной системой, которая имела приоритет в дипломатических связях и моделях наследования. [ 10 ] [ 19 ] Кроме того, англизированные фамилии были включены и передавались мужчинам, а жены получали фамилии своих мужей. [ 8 ] Мужчины стали более непосредственно заниматься своими биологическими детьми, особенно когда материнское происхождение больше не было предпосылкой для претензий на членство. [ 15 ]

Одновременно с включением евро-американских идеологий чокто адаптировались, чтобы сохранить автономию в отношении традиционных практик и сохранить население. [ 10 ] Несмотря на централизацию правительства, эти изменения не полностью уничтожили статус женщины чокто. [ 15 ] Хотя женщины потеряли относительный контроль над репродуктивными правами, такие преступления, как детоубийство, наказывались в целях защиты от сокращения численности населения. Более того, к октябрю 1836 года чокто ввели меры защиты женщин, ставших жертвами изнасилований и других сексуальных преступлений . [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Каин, Кати Л. «Иттибаапиши в Иттачапе: отношения чикасо и чокто на территории Индии, 1839-1856». Ittibaapishiꞌat Ittachapa: Отношения чикасо и чокто на территории Индии, 1839–1856 гг. , Университет Оклахомы, аспирантура, 6 мая 2022 г., shareok.org/handle /11244/335583 .
  2. ^ Культурный центр чокто. «Выставка вождей, кланов и родственников» .
  3. ^ chikasaw.tv. «Чикса и Чахта: первые лидеры чикасо и чокто» .
  4. ^ Хаас, Мэри Розамонд и Льюиш Генри Морган. «Родство чокто Моргана и чикасо». Родство чокто Моргана и чикасо | Библиотека и музей Американского философского общества , Библиотека Американского философского общества, 2019, diglib.amphilsoc.org/islandora/object/text%3A295947 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Ярбро, Фэй А. (октябрь 2021 г.). «До того, как белые люди пришли в больших количествах и принесли свои обычаи». Конфедераты чокто: Гражданская война в США в индейской стране . Издательство Университета Северной Каролины. стр. 13–18. ISBN  9781469665122 .
  6. ^ Уайт, Ричард (1988). «Эволюция системы плей-офф чокто». Корни зависимости: существование, окружающая среда и социальные изменения среди чокто, пауни и навахо . Издательство Университета Небраски. п. 39. ИСБН  9780803247222 .
  7. ^ Jump up to: а б Карр, Стивен М. (1999). «Теперь мы забыли старый индийский закон: культура чокто и эволюция телесных наказаний» . Обзор права американских индейцев . 23 (2): 409–410. дои : 10.2307/20068889 . JSTOR   20068889 – через Digital Commons.
  8. ^ Jump up to: а б с д Шпер, Александр (1947). «Изменение систем родства: исследование аккультурации криков, чероки и чокто» (PDF) . Издания Полевого музея естественной истории . 33 (4): 207. JSTOR   29782258 – через JSTOR.
  9. ^ Jump up to: а б с Галлоуэй, Патрисия Кей (1998). «Исходные материалы и методики». Генезис чокто, 1500–1700 гг . Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 2. ISBN  9780803270701 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Акерс, Донна Л. (2013). «Социальные обычаи, гендерные роли, семейная жизнь и дети». Культура и обычаи индейцев чокто . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд. стр. 73–78. ISBN  9780313364013 .
  11. ^ Министерство транспорта Техаса (1991 г.). «Отчет об исследовании Йенского племени чокто» (PDF) . Племенные истории : 8.
  12. ^ Jump up to: а б Акерс, Донна Л. (1999). «Удаление сердца народа чокто: переселение индейцев с точки зрения коренных жителей» . Журнал культуры и исследований американских индейцев . 23 (3): 63–70. дои : 10.17953/aicr.23.3.p52341016666h822 .
  13. ^ Тукер, Элизабет (июнь 1971 г.). «Кланы и группировки в Северной Америке» . Современная антропология . 12 (3): 357–376. дои : 10.1086/201211 . S2CID   143939096 – через Chicago Journals.
  14. ^ Jump up to: а б с Карсон, Джеймс Тейлор (лето 1995 г.). «Лошади, экономика и культура индейцев чокто, 1690–1840» (PDF) . Этноистория . 42 (3). Издательство Университета Дьюка: 495–496. дои : 10.2307/483216 . JSTOR   483216 – через JSTOR.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ярбро, Фэй А; Слейтер, Сандра (2012). «Женщины, труд и власть в стране чокто девятнадцатого века». Гендер и сексуальность коренных народов Северной Америки, 1400–1850 гг . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 124–140. ISBN  9781570039966 .
  16. ^ Jump up to: а б Пеппер, Элизабет Харт (май 2017 г.). «Женская работа». Женщины чокто из Миссисипи: сохранение и адаптация после переселения до 1970-х годов . Университет Миссисипи. стр. 11–15.
  17. ^ «Индейские народы чокто против Соединенных Штатов и др.» . ЛИИ/Институт правовой информации . Проверено 18 ноября 2022 г.
  18. ^ Фабвсса, В. «Конституция чокто 1826 года» . Нация чокто в Оклахоме . Дюрант, Оклахома . Получено 18 , ноября
  19. ^ Jump up to: а б с Бейкер, Меган Александрия (2017). (Ре) Развитие суверенитета: реконфигурация культуры и политики чокто посредством экономического развития в Оклахоме . Лос-Анджелес, Калифорния: Калифорнийский университет. стр. 50–55.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 674a8fe3a31c7fa82b9d6a06252c4656__1724551740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/56/674a8fe3a31c7fa82b9d6a06252c4656.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iksas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)