Матрилокальное место жительства
Часть серии о |
Антропология родства |
---|
Социальная антропология Культурная антропология |
Часть серии о |
Феминизм |
---|
Портал феминизма |
В социальной антропологии матрилокальное место жительства или матрилокальность (также уксорилокалальное место жительства или уксорлокальность ) — это социальная система, в которой супружеская пара проживает с родителями жены или рядом с ними.
Описание
[ редактировать ]Часто, [ нужны разъяснения ] посещение бракосочетания практикуется , то есть муж и жена живут раздельно, в разных биологических семьях и видятся в свободное время. Детей от таких браков воспитывает расширенный матрилинейный клан матери. Отцу не обязательно заниматься воспитанием собственных детей; однако он делает это в отношении детей своих сестер (его племянниц и племянников ). Прямым следствием этого является то, что собственность передается по наследству из поколения в поколение и в целом остается практически неделимой. [ нужна ссылка ]
Матрилокальное проживание чаще всего встречается в садоводческих обществах. [1]
Примеры матрилокальных обществ включают народ Нгазиджа на Коморских островах , предков пуэблоанцев из каньона Чако , общину Наир в Керале в Южной Индии , мосо в Юньнани и Сычуани на юго-западе Китая , сирайю на Тайване и минангкабау на западе Суматры. . Среди коренных жителей бассейна Амазонки такой образ жизни часто связан с обычной практикой службы невест , как это наблюдается у ураринов на северо-востоке Перу . [2]
Во времена династии Сун в средневековом Китае матрилокальные браки стали обычным явлением для богатых неаристократических семей. [ нужна ссылка ]
В других регионах мира, например в Японии , в период Хэйан брак такого типа был не признаком высокого статуса, а скорее указанием на патриархальный авторитет семьи женщины (ее отца или деда), который был достаточно сильны, чтобы требовать этого. [3]
Еще одно матрилокальное общество — !Кунг Сан в Южной Африке. Они практикуют уксорлокальность на период службы невесты, который длится до тех пор, пока у пары не родится трое детей или они не проживут вместе более десяти лет. По окончании срока службы невесты у пары есть выбор, в каком клане они хотят жить. [4] (Технически уксорилокальность отличается от матрилокальности; уксорилокальность означает, что пара селится с семьей жены, тогда как матрилокальность означает, что пара селится с родословной жены. Поскольку !кунг не живут в родословных, они не могут быть матрилокальными; они уксорлокальны.)
Ранние теории, объясняющие детерминанты послебрачного проживания (например, Льюиса Генри Моргана , Эдварда Тайлора и Джорджа Питера Мердока ), связывали его с разделением труда по половому признаку. Однако в течение многих лет межкультурные проверки этой гипотезы с использованием выборок по всему миру не смогли обнаружить какой-либо значимой связи между этими двумя переменными. С другой стороны, тесты Коротаева показали, что вклад женщин в пропитание существенно коррелирует с матрилокальным проживанием в целом; однако эта корреляция маскируется общим фактором полигинии . Хотя увеличение вклада женщин в средства к существованию имеет тенденцию вести к матрилокальному проживанию, оно также имеет тенденцию одновременно вести к общей несороральной полигинии , которая эффективно разрушает матрилокальность. Если этот фактор полигинии контролировать (например, с помощью модели множественной регрессии ), разделение труда оказывается значимым предиктором проживания после брака. Таким образом, гипотезы Мердока о взаимосвязях между половым разделением труда и послебрачным проживанием оказались в основном верными, хотя, как показал Коротаев, реальные связи между этими двумя группами переменных сложнее, чем он ожидал. [5] [6]
Матрилокальность в культуре Арикари 17–18 веков была заново изучена в рамках феминистской археологии Кристи Митчелл в критике предыдущего исследования: [7] : 89–94 критика, ставящая под вопрос, являются ли мужчины фактически единственными агентами социальных изменений, в то время как женщины были лишь пассивными. [7] : 90–91
По словам Барбары Эпштейн, антропологи 20-го века критиковали феминистские проматриархальные взгляды и говорили, что «поклонение богине или матрилокальность, которые, очевидно, существовали во многих палеолитических обществах, не обязательно были связаны с матриархатом в смысле власти женщин над мужчинами. Можно найти множество обществ. которые демонстрируют эти качества наряду с женским подчинением. Более того, милитаризм, разрушение природной среды и иерархические социальные структуры можно обнаружить в обществах, в которых существует поклонение богине , матрилокальность или матрилинейность». [8] [а] [б] [с]
В социобиологии матрилокальность относится к сообществам животных , в которых парная связь формируется между животными, родившимися или вылупившимися в разных областях или разных социальных группах, и пара становится резидентом в домашней области или группе самки. [ нужна ссылка ]
В современном материковом Китае супружеское проживание поощряется правительством . [9] в попытке решить проблему несбалансированного соотношения полов среди большинства мужчин, вызванного абортами, детоубийствами и отказом от девочек. Поскольку девушки традиционно выходят замуж в вирилокальном браке (живя с родителями мужа или рядом с ними), их считали «устами из другой семьи» или пустой тратой ресурсов, которые нужно вырастить. [ нужна ссылка ]
Список матрилокальных обществ
[ редактировать ]- Народная одежда
- Брибри
- Филиппинцы (как матрилокальные, так и патрилокальные)
- Гаро
- Хопи
- Ибан (как матрилокальный, так и патрилокальный)
- ирокез
- Джайнтия
- Карен
- Керинчи
- Хаси
- Маршаллийский остров
- Минангкабау
- Мосуо (отдельное место жительства; каждый живет в доме матери)
- Наирцы из Кералы
- Пуэбло , у которых «матрилинейность... казалось, была связана с матрилокальностью» [10]
- Сирая
- Тлинкиты
- Ванатин
- Синикст
См. также
[ редактировать ]- Гарджамаи , южноазиатский термин, обозначающий мужчину, живущего с семьей своей жены.
- Матрифокальная семья
- Неолокальная резиденция
- Патрилокальная резиденция
- Йобай
- Ночная охота
Примечания
[ редактировать ]- ^ Палеолит : доисторический период, отмеченный развитием самых примитивных каменных орудий.
- ^ Милитаризм : вера в сильную армию и ее агрессивное использование
- ^ Матрилиния : система, основанная на материнском происхождении.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хэвиленд, Уильям А. (2003). Антропология (10-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт/Thomson Learning. ISBN 978-0534610203 .
- ^ Дин, Варфоломей (2013). Общество Урарина, космология и история в перуанской Амазонии . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. ISBN 9780813049519 .
- ^ Рамусак, Барбара Н.; Сиверс, Шэрон Л. (1999). Женщины в Азии: возвращение женщин в историю . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253212672 .
- ^ Стокард, Дженис Э. (2002). Брак в культуре . Австралия: Уодсворт.
- ^ Коротаев, Андрей (2003). «Форма брака, половое разделение труда и послебрачное проживание в межкультурной перспективе: пересмотр» . Журнал антропологических исследований . 59 (1): 69–89. дои : 10.1086/jar.59.1.3631445 . JSTOR 3631445 . S2CID 147513567 .
- ^ Коротаев, Андрей (2003). «Разделение труда по полу и место проживания после брака в межкультурной перспективе: пересмотр» . Межкультурные исследования . 37 (4): 335–372. дои : 10.1177/1069397103253685 . S2CID 145694651 .
- ^ Jump up to: а б Митчелл, Кристи (май 1991 г.). «10. Активизация женщин в производстве керамики Арикара» . В Клаассене, Чери (ред.). Гендер в археологии . Аппалачский государственный университет. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ Эпштейн, Барбара Лесли (1991). Политический протест и культурная революция: ненасильственное прямое действие в 1970-х и 1980-х годах . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 173 . ISBN 978-0520070103 .
- ^ Вольф, Марджери (1985). Революция отложена: женщины в современном Китае Китай . Издательство Стэнфордского университета. стр. 196–198 . ISBN 978-0804713481 .
- ^ Джейкобс, Маргарет Д. (1999). Порожденные встречи: феминизм и культуры пуэбло, 1879–1934 гг . Женщины на Западе. Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 7 . ISBN 978-0803225862 . Также см. стр. 72
Библиография
[ редактировать ]- Эмбер, Мелвин; Эмбер, Кэрол Р. (1971). «Условия, благоприятствующие матрилокальному и патрилокальному проживанию». Американский антрополог . 73 (3): 571–594. дои : 10.1525/aa.1971.73.3.02a00040 . JSTOR 671756 .
- Фокс, Робин (1967). Родство и брак: антропологическая перспектива . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-27823-2 .
- Джордан, Фиона М.; Грей, Рассел Д.; Гринхилл, Саймон Дж.; Мейс, Рут (4 марта 2009 г.). «Матрилокальное проживание является наследственным в австронезийских обществах» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 276 (1664): 1957–64. дои : 10.1098/rspb.2009.0088 . ПМЦ 2677244 . ПМИД 19324748 .
- Коротаев, Андрей (2001). «Апология Джорджа Питера Мердока. Разделение труда по полу и послебрачное проживание в межкультурной перспективе: пересмотр» (PDF) . Мировые культуры . 12 (2): 179–203. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2009 г. Проверено 30 декабря 2007 г.
- Перегрин, Питер Н. (январь 2001 г.). «Матрилокальность, корпоративная стратегия и организация производства в мире Чако» (PDF) . Американская древность . 66 (1): 36–46. дои : 10.2307/2694316 . JSTOR 2694316 . S2CID 39714211 .
- Шепард, Джон Роберт (1995). Брак и обязательные аборты среди Сирая 17 века . Американская антропологическая ассоциация. ISBN 9780913167717 .
- Ши, Чуан-кан (2010). В поисках гармонии: традиции сексуального союза и семейной жизни мосо . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804773447 .