Избирательное право женщин в Лихтенштейне
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Октябрь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |
Избирательное право женщин в Лихтенштейне было введено 1 июля 1984 года референдума об избирательном праве женщин в Лихтенштейне 1984 года . [ 1 ] Это была последняя страна в Европе, которая ввела это право.
, послеПредыстория
[ редактировать ]В период раннего Нового времени право голоса и совместное принятие решений в общественной жизни для мужчин и женщин было связано с собственностью и налоговыми обязательствами. Эти права не были зафиксированы в письменной форме, а осуществлялись на основе самоуправления или общего права . В очень сельской местности Лихтенштейна община была организована на уровне общины. Однако в XIX веке эти права были утрачены из-за нового законодательства. В первой государственной конституции, которая была принята в Княжестве Лихтенштейн в 1818 году на основе Федерального закона Германии во время Венского конгресса , право голоса было предоставлено только мужчинам. Единственным исключением были вдовы, когда они были главой семьи.
краткое сообщение о борьбе суфражисток в В 1914 году в лихтенштейнской газете впервые появилось Англии. В одиннадцати строках количественно выражен якобы причиненный «борцами за избирательные права» материальный ущерб. Хотя активное и пассивное право голоса для женщин было введено как в Германии , так и в Австрии в 1918 году, дискуссии в парламенте Лихтенштейна в то время не принесли окончательных результатов. В то время женщинам Лихтенштейна было неприлично появляться на публике, даже в письменной форме. Женщины, безусловно, присутствовали в повседневной жизни, но они должны были соответствовать определенному образу женщины. Оно было католико-консервативным , отличалось материнством и заботой и не оставляло места для участия в публичном пространстве. Когда конституция штата, принятая в 1921 году, предусматривала всеобщее избирательное право только для мужчин, публичного обсуждения по этому поводу не было.
Перед выборами штата в 1957 году партийная государственная газета обратилась к женщинам с призывом оказать влияние на голоса членов своей семьи мужского пола, но их политическое равенство серьезно не обсуждалось. Некоторое время спустя, в 1959 году, первое избирательное право швейцарских женщин было проведено безуспешно и без особого внимания в прессе Лихтенштейна.
Лишь в середине 1960-х годов вопрос избирательного права женщин снова стал актуальным в Лихтенштейне, как и в Швейцарии, в связи с другими политическими событиями.
В октябре 1965 года Лихтенштейн основал молодежный парламент, в который могли входить как мужчины, так и женщины в возрасте от 16 до 30 лет. В первый год в парламенте было 123 члена, но когда он был распущен в 1969 году, их было всего 39. Помимо прочего, здесь обсуждалось и введение избирательного права для женщин. Молодые лихтенштейнцы, в том числе девушки-скауты, выступали за эмансипацию женщин.
Две попытки ввести право женщин голосовать и голосовать на основании резолюции парламента штата были предприняты в 1965 году членом парламента штата и строительным подрядчиком Вадуца Романом Гасснером, а также в 1968 году членом парламента штата и юристом Эрнстом Бюхелем. Оба мужчины были членами другой давно существующей политической партии и пользовались поддержкой члена парламента штата Отто Шедлера и тогдашнего главы правительства Джерарда Батлинера. Несмотря на принципиальную поддержку, в то время существовали разногласия по поводу правильного политического подхода: мужское голосование или решение парламента штата.
4 июля 1968 года женщинам было разрешено принять участие в референдуме в форме совещательного голоса, и при явке в 61% они проголосовали за свои избирательные права незначительным большинством в 50,5%. Этот опрос общественного мнения был признан отрицательным из-за явного неприятия мужчин (60,2%; участие 56%) при уровне неприятия 54,5%.
Начиная с 1969 года, принц Франц-Иосиф II несколько раз заявлял о своей поддержке введения избирательного права и избирательных прав для женщин, даже если он ничего не сделал в политическом отношении.
Борьба за право голоса
[ редактировать ]Первая кампания за права женщин
[ редактировать ]В результате поражения 1968 года 7 ноября 1969 года был основан «Комитет за избирательное право женщин». Главные инициаторы Бернадетта Брюнхарт (урожденная Бидерманн) и Эльфрида Винигер (урожденная Зегер) работали в то время секретарями в государственной администрации. . Комитет пытался способствовать позитивным изменениям посредством дискуссионных вечеров и активного участия в политических партиях. Мерилом продолжал служить преобладающий в Лихтенштейне образ женщины, подчеркивающий традиции и основанный на женском обаянии и потребности в помощи. Женщины в Лихтенштейне изначально держались подальше от боевых действий в стиле всемирно известных суфражисток. В общественной дискуссии того времени правовое положение и социальная роль «женатых иностранцев» возникали в контексте более широкой дискуссии об «иностранном проникновении» в страну.
Рабочая группа для женщин
[ редактировать ]По случаю отрицательного результата плебисцита 1971 года была сформирована «Рабочая группа женщин» - беспартийная организация, которая распалась только в 1986 году в пользу организаций, основанных позже и в 1984 году после достижения политического равенства.
Цель «достижения значимого равенства», выраженная в более позднем уставе ассоциации, отражает осторожный подход рабочей группы. Были разногласия относительно того, должны ли женщины вести активную пиар-работу или лучше оставаться в тени и оставить политические действия партиям.
Боевик «Спящая красавица» (AD)
[ редактировать ]Через восемь лет после отрицательного результата второго референдума и после введения избирательного права для женщин на уровне общин только в двух из одиннадцати общин Лихтенштейна Регина Марксер и Барбара Райнбергер в мае 1981 года начали кампанию «Спящая красавица».
Мужчины за избирательное право женщин (MfdF)
[ редактировать ]В 1982 году «Акцион Дорнрёшен» получил важную поддержку от первоначально 12 мужчин, которые приняли личное приглашение принять активное участие в общественных кампаниях группы.
Неудачные референдумы
[ редактировать ]Всенародное голосование в 1971 году
[ редактировать ]5 октября 1970 года Прогрессивная гражданская партия (ФБП) выступила с конституционной инициативой, а 17 декабря 1970 года парламент штата единогласно принял решение о введении права женщин голосовать и избирательного права. Однако в феврале 1971 года этот проект конституции был с небольшим перевесом отклонен мужчинами, имеющими право голоса на референдуме, с явкой 85,9% при 1897 (51%) против 1816 голосов (48,9%). Партийно-политическое соперничество между ФБП и Союзом Отечества (ВУ), который впервые выиграл выборы штата в 1970 году, было названо объяснением этого результата, который отличался от решения парламента штата. Результаты выборов также показали, что большинство мужчин в Лихтенштейне еще не готовы отказаться от своей избирательной власти и привилегий.
Вскоре после этого небольшое количество женщин Лихтенштейна впервые вышли на улицы, чтобы продемонстрировать свои права. Несколько дней спустя старшеклассники прошли маршем по главной улице Вадуца, но подверглись жестоким нападениям и оскорблениям со стороны противников избирательного права женщин, некоторые из которых высказывали «нацистские идеи». Вновь на первый план вышла проблема ксенофобии.
Почти в то же время, в феврале 1971 года, в Швейцарии посредством референдума, в котором были допущены к участию только избиратели-мужчины и получившие более 65% голосов, в Швейцарии было введено избирательное право женщин. Таким образом, Лихтенштейн оказался последним государством в Европе, лишившим женщин равных политических прав.
Референдум 1973 г.
[ редактировать ]Начиная с 1972 года, представители недавно сформированной «Рабочей группы по делам женщин» встречались с представителями обеих парламентских групп (ФБП и ВУ), а также с молодежью партии. Новая попытка референдума была поддержана на этом политическом уровне. Однако существовало и встречное движение, которое противодействовало этому листовками. Однако рабочая группа и ее союзники приняли сознательное решение не проводить рекламную кампанию с использованием плакатов.
19 октября 1972 года ФБП и ВУ совместно подали заявку на введение избирательного права для женщин в парламент штата. В частности, там поднимались внешнеполитические аспекты темы, поскольку Лихтенштейн, как небольшое государство, имел лишь статус наблюдателя (до 1978 года) в Совете Европы и еще не был членом ООН. Тот факт, что эти политические и экономические аспекты сыграли роль для правительства страны, был ясно заявлен правительственным советником Вальтером Эри в ежедневной газете Liechtensteiner Vaterland 8 февраля 1973 года, всего за день до голосования:
- «Я думаю, большинство из них осознали, что избирательное право женщин – это не женская прихоть, но от этого в нашей стране многое зависит. Если бы нам не приходилось смотреть направо и налево, мы, возможно, были бы более безразличны к тому, как голосование заканчивается. Но люди больше не верят нашим попыткам представить нас как прогрессивное государство с живой демократией. Это было бы серьезным ударом по репутации нашей страны в мире». - Вальтер Эри : ежедневная газета Liechtensteiner Vaterland, 8 февраля 1973 г.
Неудача стала очевидной после голосования в феврале 1973 г. 55,9% голосов (при явке 86%) за отклонение соответствующего конституционного закона. Поражение было особенно тяжелым и показало, что большое количество лихтенштейнцев еще не готовы отказаться от своих традиционных патриархальных взглядов: 451 голос против по сравнению с 81 голосом против в 1971 году. Как и в Швейцарии, стратегия была затем изменена, и политическое равенство стало добиваться в меньших масштабах.
Право голоса
[ редактировать ]7 июля 1976 года парламент штата уполномочил одиннадцать муниципалитетов штата голосовать по избирательному праву женщин и, при необходимости, вводить его на муниципальном уровне. В общей сложности потребовалось десять лет, прежде чем последние три муниципалитета последовали примеру Вадуца 20 апреля 1986 года. При голосовании в 1981 и 1984 годах муниципалитету Шаан даже потребовалось две попытки.
Дата | Сообщество | Да, голоса | Голосуйте за нет |
---|---|---|---|
17-19 сентября 1976 г. | Вадуц | 315 | 265 |
9 мая 1980 г. | Гамприн | 90 | 62 |
23-25 октября 1981 г. | Шаан (отклонено) | 270 | 384 |
8 декабря 1983 г. | Доски | 34 | 15 |
11 декабря 1983 г. | Руггелль | 144 | 115 |
11 декабря 1983 г. | Шелленберг | 75 | 59 |
13-15 января 1984 г. | Ясени | 275 | 267 |
30 июня - 1 июля 1984 г. | Шаан | 404 | 331 |
30 августа - 1 сентября 1985 г. | мавры | 196 | 187 |
20 апреля 1986 г. | Бальцерс | 325 | 263 |
20 апреля 1986 г. | Тризен | 249 | 221 |
20 апреля 1986 г. | Тризенберг | 235 | 207 |
Успешное третье мужское голосование 1984 года.
[ редактировать ]Как и в предыдущие годы, мнения сторонников избирательного права женщин разделились во мнениях относительно того, какой образ действий может привести к успеху. Представители государственного парламента опровергли аргумент «Акцион Дорнрёшен» о том, что право голосовать и голосовать является фундаментальным правом, указав на необходимый демократический процесс. Попытка реализовать равенство по закону посредством резолюции парламента штата была отклонена 7:8 голосами представителей парламента штата в декабре 1983 года. В то время как оппозиционная партия FBP поддержала требование о принятии резолюции парламента штата в апреле 1984 года. , ВУ настоял на проведении мужского голосования. Председатель Ландтага Карлхайнц Риттер (ВУ) даже назвал мужское голосование «глубоко демократическим решением».
За конституционным законом, принятым парламентом штата 11 апреля 1984 года и вводящим для женщин право голоса и избирательное право, последовало третье голосование мужчин 29 июня и 1 июля 1984 года. Хотя обе партии выступали за него, результат был скромным: 2370 голосов в за (51,3%) при 2251 голосе против (48,7%) и явке 86,2%, также было достигнуто политическое равенство на государственном уровне представили общую разницу всего в 119 голосов. Разница в голосах в одном из двух округов Лихтенштейна, Унтерланде (в который входят муниципалитеты Руггель, Шелленберг, Гамприн, Эшен и Маурен), составила всего три голоса.
Социальное воздействие
[ редактировать ]Введение избирательного права для женщин имело частичный успех. Лишь в 1992 году статья 31 конституции была перефразирована и прямо заявила, что мужчины и женщины имеют равные права. Закон о равенстве был принят в 1999 году.
Женщины на политических постах
[ редактировать ]Получив право баллотироваться в качестве кандидата, женщины получили возможность заниматься активной политикой и занимать должности выборных представителей.
На муниципальном уровне в 1983 году три женщины получили места в муниципальных советах муниципалитетов Вадуц и Гамприн. В муниципалитете Гамприн Мария Марксер была первой женщиной в Лихтенштейне, избранной главой муниципалитета в 1991 году.
На первых выборах в парламент штата после 1984 года Эмма Эйгенманн была избрана единственной женщиной в тогдашнем парламенте штата, состоящем из 15 членов, в 1986 году. В 1989 году она была переизбрана как единственная женщина-член парламента штата, насчитывающего теперь 25 членов. С 1993 года Рената Вольвенд и Ингрид Хасслер-Гернер были депутатами парламента Лихтенштейна. Таким образом, доля женщин в парламенте штата составила 8%. За законодательный период с 2009 по 2013 год в парламенте штата заседали шесть женщин, что на сегодняшний день является самым высоким показателем. С 2009 года в каждый законодательный период вице-президентом парламента штата избиралась женщина.
Как высший законодательный орган, парламент штата имеет задачу предложить принцу правительство из пяти человек (в качестве исполнительного органа). До 2019 года ни одна женщина не назначалась главой правительства. С 1993 года семь женщин занимали должности среди четырех советников правительств соответствующих стран. 2 июля 2019 года Аурелия Фрик , которая с 2009 года была членом трех правительств, была отстранена от должности парламентом штата.
См. также
[ редактировать ]- Референдум 1968 года в Лихтенштейне
- Референдум об избирательном праве женщин в Лихтенштейне 1971 года.
- Референдум 1973 года в Лихтенштейне
- Референдум об избирательном праве женщин в Лихтенштейне 1984 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас Эрнст Вангер: От женских исследований к избирательному праву женщин в Швейцарии и Лихтенштейне. В: Международная ассоциация истории Боденского озера и его окрестностей (ред.): Труды Ассоциации истории Боденского озера и его окрестностей. Том 122. Ян Торбеке Верлаг, Остфильдерн, 2004 г., ISBN 3-7995-1710-3