Избирательное право женщин в Мексике
Борьба за право женщин голосовать в Мексике началась в девятнадцатом веке, а это право было достигнуто в 1953 году.
Конец девятнадцатого века
[ редактировать ]Либеральная конституция Мексики 1857 года не запрещала женщинам голосовать в Мексике или занимать должности, но «законы о выборах ограничивали избирательное право только мужчинами, и на практике женщины не участвовали и не требовали участия в политике», а ее создатели были безразличны к этому вопросу. . [ 1 ] [ 2 ]
Годы гражданской войны и французской интервенции задержали любое рассмотрение роли женщин в политической жизни Мексики, но во времена Восстановленной республики и Порфириато (1876–1911) женщины начали организовываться для расширения своих гражданских прав, включая избирательное право. Социалистические публикации в Мексике начали пропагандировать изменения в законодательстве и практике еще в 1878 году. Журнал La Internacional сформулировал подробную программу реформ, направленную на «эмансипацию, реабилитацию и комплексное образование женщин». [ 3 ] Эпоха Порфириато не зафиксировала изменений в законодательстве относительно статуса женщин, но женщины начали заниматься профессиями, требующими высшего образования: право, медицина и фармация (требующая университетского образования), а также преподавание. [ 4 ] Либерализм придавал большое значение светскому образованию, поэтому в конце девятнадцатого века ряды учителей в системе государственных школ расширились, что принесло пользу женщинам, желающим преподавать и обучать девочек.
Мексиканская революция
[ редактировать ]Статус женщин в Мексике стал проблемой во время Мексиканской революции , когда Франсиско И. Мадеро , претендент на дальнейшее президентство Порфирио Диаса, интересовался правами мексиканских женщин. Мадеро был членом богатой семьи, владевшей поместьями в северном штате Коауила, он некоторое время учился в Калифорнийском университете в Беркли и путешествовал по Европе, впитывая либеральные идеи и практики. Жена Мадеро, а также его личная помощница Соледад Гонсалес «несомненно усилили его интерес к правам женщин». [ 4 ] Гонсалес был одним из сирот, усыновленных Мадеро; она научилась печатать и стенографировать и поехала в Мехико после избрания Мадеро президентом в 1911 году. [ 4 ] Короткий президентский срок Мадеро был бурным, и, не имея предыдущего политического опыта, Мадеро не смог продвигать дело избирательного права женщин.
Женщины сыграли большую роль в Мексиканской революции. Мексиканские женщины сыграли разные роли в революции, которая оказала значительное влияние на войну. Известные как солдатадеры , или женщины-солдаты, они участвовали в приготовлении еды, работе по дому, а некоторые даже сражались на поле боя. Женщины помогали своим мужьям и оказывали поддержку своим семьям. Некоторые женщины последовали за своими коллегами-мужчинами и помогли им с услугами и поддержкой. [ 5 ] Восприятие женщин обществом напрямую повлияло на то, как женщины воспринимались во время мексиканской революции. Они либо присоединялись к войне, помогали солдатам, либо предоставляли медикаменты или другие ресурсы. За это время они помогали нуждам своих коллег-мужчин. Согласно мексиканским стандартам, женщины должны были подчиняться своему партнеру и уделять первоочередное внимание его потребностям дома или при подготовке к битве. Мачизм, или чувство мужской гордости, мешало женщинам получить какое-либо признание за их усилия на войне. [ 5 ] Диктатура Профорио Диаса затруднила обществу отслеживание военных усилий женщин. Поэтому большинство женщин продолжали содержать свои семьи без компенсации. В результате диктатуры Диаса в ответ были созданы различные повстанческие группировки. Эти группы были разбросаны по разным географическим регионам. На севере Панчо Вилья доминировал над своей мятежной группой, а на юге – над своей группой Мадеро. К этим мятежным группам присоединились женщины из разных регионов. Восстание этих восстаний вдохновило женщин продолжить участие в войне из-за массового разочарования и гражданских беспорядков. [ 6 ] В группе Мадеро женщин хвалили за участие, в котором важную роль играли женщины-полковники, известные как коронелы. В отличие от сапатистов, Вилья не хвалила военные усилия женщин. [ 5 ] Вилла считал, что наличие женщин в его группе замедлило продвижение его солдат-мужчин. Солдаты-мужчины ценили компанию солдат, поэтому Вилья позволила солдатам-женщинам маршировать вместе с ними. Из-за битвы в Чиуауа в 1917 году Вилья убил 90 женщин, потому что проиграл битву. В ответ общество усомнилось в усилиях женщин на войне. [ 6 ]
После его свержения в результате военного переворота под руководством Викториано Уэрты и убийства Мадеро, те, кто поддержал дело и наследие Мадеро, конституционалисты (названные в честь либеральной Конституции 1857 года) начали обсуждать права женщин. Венустиано Карранса , бывший губернатор Коауилы, а после убийства Мадеро «первый руководитель» конституционалистов. У Каррансы также была влиятельная женщина-личный секретарь Эрмила Галиндо , которая была защитницей прав женщин в Мексике. [ 4 ]
Карранса обнародовал План де Гуадалупе в 1914 году. В «Дополнениях» к Плану Гуадалупе Карранса сделал несколько важных заявлений, которые повлияли на семьи и положение женщин в отношении брака. В декабре 1914 года Карранса издал указ, разрешавший развод при определенных обстоятельствах. [ 4 ] Хотя указ не привел к избирательному праву женщин, он несколько ослабил ограничения, которые все еще существовали в гражданской сфере даже после того, как либеральная реформа девятнадцатого века установила право государства регулировать брак как гражданский, а не церковный вопрос.
Женщины-мексиканские революционерки
[ редактировать ]Валентина Рамирес , родившаяся в 1893 году в штате Дуранго, известна как женщина-боец. Чтобы почувствовать свободу, она воевала на войне после смерти отца. Она оделась мужчиной под именем Хуан Рамирес, поскольку женщинам-солдатам не разрешалось находиться непосредственно на поле боя. [ 7 ] Ее чувство храбрости и независимости вдохновило многих женщин присоединиться к войне. Ее история вдохновила на создание коридора «Ла Валентина». В коридоре упоминается неравенство, с которым она столкнулась, сражаясь как женщина в революции. Ее участие в войне было отклонено правительством, поскольку оно не хотело признавать усилия женщин. [ 8 ] Храбрость Рамирес принесла ей прозвище «Мексиканская Мулан» среди мексиканской публики. [ 7 ] Как и Рамирес, многие солдаты брали мужские имена и носили мужскую одежду, чтобы защитить свою индивидуальность. Нося мужскую одежду, женщины чувствовали себя защищенными от сексуального насилия во время войны. [ 8 ]
Другие известные солдаты включают Анжелу Хименес , известную как Анхель Хименес. [ 7 ] Она переоделась в мужскую одежду и угрожала тем, кто пытался ее опозорить. Яркой фигурой, символизирующей феминизм, является «Ла Аделита». Это революционная икона, изображающая провокационную женщину, вооруженную для войны. Показывая женщину в вооруженном снаряжении, мы видим, что они тоже могут быть смелыми. Это изображение противоречит восприятию женщин 1910-х годов, когда женщины считались неспособными сражаться вместе с мужчинами. [ 9 ] Лишь после революции мексиканские революционеры получили признание за свое участие в войне.
Активизм
[ редактировать ]В конце 1910-х годов активизировалась защита прав женщин, когда был основан новый феминистский журнал Mujer Moderna , который прекратил выходить в 1919 году. В Мексике было проведено несколько международных конгрессов по правам женщин, первый из которых состоялся в Мериде, Юкатан, в 1916 году. На Международном конгрессе женщин присутствовало около 700 делегатов, но он не привел к долгосрочным изменениям. [ 10 ]
Первый феминистский конституционный документ о правах женщин, доступный через «Diario Oficial», был опубликован в 1916 году. Документ был написан 620 делегатами и касался прав женщин в Мексике благодаря сотрудничеству как мужчин, так и женщин. [ 11 ] В правительственном «Diario Oficial» авторами этой публикации были названы директор Антонио Анкона и администратор Хосе Самбоа Эспиноза. [ 11 ] Во многих разделах подробно описывается равный доступ к образованию и возможности для женщин на рабочем месте, а также подчеркивается важность женщин на административных должностях и карьерных перспективах в современной жизни. В документе рассказывается о том, как революция 1910 года открыла двери для женщин и изменила отношение к ним на протяжении двадцати предшествующих столетий. [ 11 ] Кроме того, в документе упоминаются образовательные учреждения, созданные для женщин, такие как «Escuela Vocacional de Artes Domésticas», «El Instituto Literario de Niñas» 1877 года, а также «Escuela Normal de Profesionals» 1912 года. [ 11 ]
В 1915 году президент Карранса назначил Сальвадора Альварадо военным губернатором Юкатана. Альварадо выступал за права женщин на всех уровнях социального класса. Например, он расширил доступ к медицинским услугам для женщин и секс-работников. [ 12 ] Он расширил возможности получения образования для женщин всех социальных слоев. Он считал, что высшее образование позволит женщинам получить более высокий статус и уважение. Поскольку все больше женщин получали высшее образование, в 1910-е годы они боролись с гендерными стереотипами в обществе. Поскольку женщинам было предоставлено больше возможностей для получения образования, они смогли искать работу на государственных должностях. Это дало женщинам больше власти и влияния, поскольку они заняли важные должности. [ 12 ] Это усилило движение за избирательное право женщин после периода революции. В 1922 году Фелипе Каррильо Пуэрто был назначен губернатором Юкатана. Пуэрто хотел помочь наиболее уязвимым группам, таким как женщины, поэтому он реализовал социалистическую политику, чтобы помочь мексиканским женщинам. [ 12 ] Он также выступал за то, чтобы женщины получали высшее образование. Пуэрто предоставил женщинам право развестись со своими супругами без их согласия. Эти деятели помогли феминистскому движению и расширили путь к избирательному праву после периода революции. [ 12 ]
По мере того как избирательное право женщин добилось прогресса в Великобритании и Соединенных Штатах, в Мексике это отозвалось эхом. Карранса, избранный президентом в 1916 году, призвал к созыву съезда для разработки новой мексиканской конституции, которая включала бы выгоды для определенных групп, таких как промышленный рабочий класс и крестьянство, выступающее за земельную реформу. Он также включал усиление ограничений для Римско-католической церкви в Мексике , что являлось продолжением антиклерикализма в Конституции 1857 года. Конституция 1917 года явно не предоставляла женщинам доступ к избирательным бюллетеням.
В северном мексиканском штате Сонора мексиканские женщины настаивали на расширении прав женщин, включая право голоса. Эмилида Каррильо и школьная учительница Мария де Хесус Вальдес Эту работу возглавили . Примечательно, что движение за права мексиканских женщин там было связано с движением за исключение и изгнание китайцев из Мексики, расовый эссенциализм, который также наблюдался в избирательном движении в США, но, как правило, не где-либо еще в Латинской Америке. [ 13 ]
Студенческое движение 1968 года
[ редактировать ]Студенческое движение 1968 года, возглавляемое Национальным забастовочным советом, способствовало прогрессу в обеспечении гендерного равенства в Мексике. [ 14 ] Усилия студентов по обеспечению гендерного равенства повысили осведомленность о демократических правах, способствующих социальным изменениям. [ 14 ] После студенческого движения в Мексике возросла поддержка участия женщин в различных формах самовыражения, таких как культурное, художественное, политическое и академическое участие. Например, они проложили путь к появлению первых женщин на политических должностях, а именно на должностях губернаторов и государственных министров, депутатов, сенаторов и судей. [ 14 ] Эти движения повысили осведомленность общественности как о местной, так и о национальной политической среде и социальных отношениях. [ нужна ссылка ]
Хотя большинство участников движения составляли мужчины, в протестах участвовало и множество женщин. Цитата Аны Игнасио Авенданьо, руководителя юридического факультета в 1968 году, передает: «...настоящие героини студенческого движения: те анонимные женщины, имена которых малоизвестны, которые остаются неузнанными. Но некоторые из них отдали свои жизни. Если мы обрели демократические свободы, то это их заслуга». [ 14 ] В мероприятии приняли участие пять женщин, наиболее признанными были представители УНАМ юридического факультета Игнасия (Ла Нача) Родригес Маркес и Мария Эстер (Ла Тита) Родригес. Они оба были активистами и участвовали в бригадах и собраниях в своих школах. Позже Игнасия Родригес была задержана и помещена в тюрьму Санта-Марта-Акатитла на более чем два года вместе с Марией Эстер Родригес благодаря их усилиям. Еще 13 женщин, которые были членами Национального забастовочного совета: Дана Аеренлунд, Патрисия Бест, Адриана Корона, Оралия Гарсия, Миртоклея Гонсалес, Марета Гутьеррес, Консуэло Эрнандес, Янира Леон, Евгения Места, Эрлинда Санчес, Марта Сервин, Евгения Валеро. и Розальба Суньига. [ 14 ] Наряду с этими участниками, сотни женщин принимали активное участие в движении, участвуя в дебатах во время собраний в университетских городках. Хотя содержание их дебатов не было сосредоточено вокруг феминистских предложений, их присутствие в пространствах сотрудничества открыло двери для вклада и участия женщин. Эти женщины не попали в тюрьму в результате своих усилий. [ 14 ]
Феминистские движения коренных народов
[ редактировать ]Одним из движений в Мексике, ориентированным на коренные народы, является движение сапатистов . Принципы движения вращаются вокруг демонтажа систем колонизации, эксплуатации и несправедливости, совершавшихся в отношении коренных общин на протяжении веков. [ 15 ] Сапатистское восстание, произошедшее 1 января 1994 года, призвало к справедливости и праву на демократию для коренных крестьян на юге страны. [ 16 ] После восстания САНО ( Сапатистская национально-освободительная армия) [ 17 ] или Сапатистская армия национального освобождения, ориентированная на содействие освобождению коренных народов Мексики посредством таких действий, как содействие мирным протестам и открытие линии связи между организациями в общественной сфере. [ 18 ] Их современные усилия направлены на достижение экономической, политической и культурной автономии общин коренных народов, включая цель восстановления выдающихся гендерных ролей и ожиданий, установленных для коренных мексиканских женщин. [ 15 ]
Сапатистское движение было движущей силой развития социальных движений в общинах коренных народов, включая феминистские усилия в Мексике. Инструментальное положение женщин в сапатистском движении привело к их большей известности и влиянию в обществе. [ 19 ] Например, в штате Чьяпас усилия сапатистских женщин, занимающих руководящие должности, а также поддержка со стороны женщин сапатистской базы объединились, чтобы изменить законы, институты, автономию, гендерные роли и ожидания, а также случаи домашнего насилия сапатистских женщин, которые были вовлечены в движение. [ 20 ] [ 18 ]
Активизм возник отчасти благодаря взаимодействию между различными группами с общей целью расширения свободы общин коренных народов и женщин. Ассоциация с сапатистскими женщинами и коренным феминизмом привела к созданию пространств, позволяющих открыто обсуждать и сотрудничать между женщинами Мексики. Их роль в феминистском движении стала более открыто обсуждаться и развиваться благодаря созданию в 1997 году Национального координационного комитета женщин коренных народов. [ 21 ] Женщины из числа коренного населения вносят непосредственный вклад в развитие движения, например, Марта, женщина-миштека, которая является членом организации Et Naazwiihy («Пространство, в котором мы живем»), а также Альма Лопес, женщина из племени киче, которая является членом совета Город Кесальтенанго в Гватемале. [ 20 ]
1916-1953
[ редактировать ]В 1916 году, во время мексиканской революции, собрался самый первый Феминистский Конгресс Юкатана. Женщины там обсуждали и требовали равенства, чтобы ответственно помочь мужчинам построить новое мексиканское общество. Юкатан был первым штатом, признавшим право женщин голосовать в 1923 году. К сожалению, вскоре они были вынуждены уйти в отставку со всех предоставленных им должностей. [ 22 ] В 1937 году мексиканские феминистки оспорили формулировку Конституции, касающуюся того, кто имеет право на гражданство: в Конституции не указано «мужчины и женщины». [ 23 ] Мария дель Рефухио Гарсия баллотировалась на выборах в качестве кандидата от Единого фронта за права женщин в своем родном округе Уруапан. [ 23 ] Гарсия победила с огромным преимуществом, но ей не разрешили занять свое место, поскольку правительству пришлось бы внести поправки в Конституцию. [ 23 ] В ответ Гарсия объявил голодовку возле резиденции президента Ласаро Карденаса в Мехико в течение 11 дней в августе 1937 года. [ 23 ] Карденас в ответ пообещал изменить 34-ю статью Конституции в сентябре того же года. [ 23 ] К декабрю поправка была принята Конгрессом, и женщинам было предоставлено полное гражданство.
Растущая обеспокоенность среди членов партии Карденаса по поводу дебатов об избирательном праве женщин заключалась в том, что предоставление избирательных прав женщинам даст власть консервативным фракциям Мексики, а женщины будут голосовать против продолжающейся революционной политики страны. Карденас, который на тот момент был защитником прав женщин и избирательного права в течение многих лет, рассматривал продвижение права женщин на голосование как вопрос справедливости и прогресса и считал, что Мексика как нация, по сути, выиграет от реформы. В 1937 году он предложил поправку к конституции, которая закрепила бы избирательное право женщин в национальном законодательстве; эта поправка, несмотря на то, что она была принята Сенатом и большинством законодательных собраний штатов, в конечном итоге не была ратифицирована. [ 24 ]
Позже, в 1947 году, президент Мигель Алеман предложил поправку к конституции, которая позволила бы женщинам реализовать свое право на участие в муниципальных выборах. Вступив на пост президента, Адольфо Руис Кортинес выполнил свое предвыборное обещание и направил в Палату депутатов инициативу по реформированию статей 34 и 115 Конституции, которые продвигали всеобщее избирательное право для женщин. [ 25 ] Однако право голоса женщинам в Мексике было предоставлено только в 1953 году. [ 23 ] История и значение женского голосования в Мексике стали предметом недавних научных исследований. [ 26 ] [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мортон, Уорд М. Избирательное право женщин в Мексике . Гейнсвилл: Университет Флориды, 1962, стр. 1.
- ^ Мария Елена Мансанера дель Кампо, Равенство политических прав . Мехико: 1953, с. 143.
- ^ цитируется по Мортону, Избирательное право женщин в Мексике , стр. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мортон, Избирательное право женщин в Мексике , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Арройо, Антонио Ванегас; Посада, Хосе Гуадалупе; Мендоса, Лидия; Отчеты, Архули; Группа Патрика Конвея; Коллекция, Сеффенс; Усета, Хорхе; Альварадо, Сальвадор; Гонсалес, Пабло. «Точки зрения на женщин в революции - Мексиканская революция и Соединенные Штаты | Выставки - Библиотека Конгресса» . www.loc.gov . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хохман, Маура. «Когда женщины взяли в руки оружие (и маскировку), чтобы сражаться в мексиканской революции» . ИСТОРИЯ . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сируян, Кристиан (2 апреля 2020 г.). «История Валентины Рамирес Авитиа, «мексиканки Мулан», героини революции, чье имя дало начало знаменитой сальсе» . Кларин (на испанском языке) . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Валентина Рамирес Авития: это была мексиканская Мулан» . GQ (на мексиканском испанском языке). 03.04.2020 . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ «Ла Аделита» . Эль Юниверсал (на испанском языке). 18 ноября 2017 г. Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Мортон, Избирательное право женщин в Мексике , стр. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Альбертос, Анкона и Самбоа Эспиноза, Антонио и Хосе (17 января 1916 г.). «Официальный вестник конституционалистского правительства штата Юкатан (Мексиканская Республика)» (PDF) . Первый феминистский конгресс Юкатана.pdf. Правительство штата Юкатан . Архивировано (PDF) из оригинала 24 октября 2015 г. Проверено 10 марта 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д «Сальвадор Альварадо, великий государственный деятель революции» . Мексиканец . 05.10.2021 . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Киф Августин-Адамс, «Избирательное право женщин, антикитайские кампании и гендерные идеалы в Соноре, Мексика, 1917–1925». Испаноязычное американское историческое обозрение 97 (2) 2017, стр. 226–28.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бойлс, Гильермо. «Студенческое движение 1968 года и гендерное равенство» (PDF) . Голоса Мексики .
- ^ Перейти обратно: а б «Сапатизм и возникновение коренного феминизма» . НАКЛА . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Сапатистское движение: борьба за права коренных народов в Мексике» . Австралийский институт международных отношений . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Шестая декларация Сельвы Лакандоны» . Enlace Zapatista (на испанском языке). 10 мая 2010 г. Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сапатистское движение: борьба за права коренных народов в Мексике» . Австралийский институт международных отношений . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ «Искра надежды: продолжающиеся уроки сапатистской революции 25 лет спустя» . НАКЛА . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Искра надежды: продолжающиеся уроки сапатистской революции 25 лет спустя» . НАКЛА . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Гендерная чрезвычайная ситуация в сообществе: реакция женщин коренных народов на многочисленные формы насилия и территориального лишения собственности в Мексике - IWGIA - Международная рабочая группа по делам коренных народов» . www.iwgia.org . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ «17 октября 1953 года: Женщины получают право голоса в Мексике» . Гобьерно Де Мехико . Внешние отношения. 18 октября 2016 г. Проверено 4 ноября 2020 г.
Юкатан был первым штатом, признавшим право голоса женщин в 1923 году.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Раппапорт, Хелен (2001). Энциклопедия женщин-социальных реформаторов . Санта-Барбара, Калифорния [ua]: ABC-CLIO. стр. 249–50 . ISBN 978-1-57607-101-4 .
- ^ Остен, Сара (июнь 2014 г.). «Кривой путь к избирательному праву: историческое наследие неудавшейся поправки 1937 года об избирательном праве женщин в Мексике» . Латиноамериканец . 58 (2): 97–117. дои : 10.1111/tla.12028 . S2CID 143353326 .
- ^ Иностранный секретариат (18 октября 2016 г.). «17 октября 1953 года: Женщины получают право голоса в Мексике» . Правительство Мексики . Международные отношения . Проверено 4 ноября 2020 г.
Позже, в 1947 году, президент Мигель Алеман предложил поправку к конституции, которая позволила бы женщинам реализовать свое право на участие в муниципальных выборах.
- ^ Сара А. Бак, «Значение женского голосования в Мексике, 1917–1953» в книге «Женская революция в Мексике, 1910–1953» , Стефани Митчелл и Пейшенс А. Шелл, ред. Нью-Йорк: Роуман и Литтлфилд, 2007, стр. 73–98.
- ^ Мортон, Уорд М. Избирательное право женщин в Мексике . Гейнсвилл: Университет Флориды Press, 1962 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Августин-Адамс, Киф. «Избирательное право женщин, антикитайские кампании и гендерные идеалы в Соноре, Мексика, 1917–1925». Историческое обозрение латиноамериканцев 97 (2) 2017 г.
- Бак, Сара А. «Значение женского голосования в Мексике, 1917–1953» в книге «Женская революция в Мексике, 1910–1953» , Стефани Митчелл и Пейшенс А. Шелл, ред. Нью-Йорк: Роуман и Литтлфилд, 2007, стр. 73–98.
- Мортон, Уорд М. Избирательное право женщин в Мексике . Гейнсвилл: Университет Флориды Press, 1962 г.