Точка зрения феминизма
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |
Точка зрения феминизма — это теория, согласно которой феминистская социальная наука должна практиковаться с точки зрения женщин или определенных групп женщин. [1] поскольку некоторые ученые (например, Патрисия Хилл Коллинз и Дороти Смит ) говорят, что они лучше подготовлены к пониманию некоторых аспектов мира. с феминистской или женской точки зрения Эпистемология предлагает сделать женский опыт отправной точкой в дополнение к мужскому, а иногда и вместо него. [2]
Обзор
[ редактировать ]Дороти Смит , преподававшая в Калифорнийском университете в Беркли , когда женское движение только зарождалось, посмотрела на опыт женщин-ученых и начала расспрашивать об историях жизни этих женщин. Будучи феминисткой, вдохновленной Карлом Марксом , Смит обратила свое внимание на развитие «социологии для женщин». Она основала теорию феминистской точки зрения, которая рассматривала социальный мир с точки зрения женщин в их повседневном мире и того, как женщины социально конструируют свои миры. [3] Как предположила Нэнси Хартсок в 1983 году, точка зрения феминизма основана на марксизме . [4] [5] Харцок утверждала, что феминистская точка зрения может быть построена на основе марксового понимания опыта и использована для критики патриархальных теорий. [6] Следовательно, феминистская точка зрения необходима для изучения системного угнетения в обществе , которое, по мнению феминисток, обесценивает женские знания . [ нужна ссылка ] Точка зрения феминизма доказывает, что, поскольку жизнь и роль женщин почти во всех обществах существенно отличаются от мужских, женщины обладают другим типом знаний. Их положение в качестве подчиненной группы позволяет женщинам видеть и понимать мир способами, которые отличаются и бросают вызов существующему традиционному мнению, предвзятому к мужчинам. [7]
Точка зрения феминизма объединяет несколько феминистских эпистемологий. Точки зрения феминистских теоретиков пытаются критиковать доминирующие традиционные эпистемологии в социальных и естественных науках, а также защищать последовательность феминистских знаний. [8]
Первоначально теории феминистской точки зрения касались положения женщин в разделении труда по половому признаку. Теоретики точки зрения, такие как Донна Харауэй, стремились показать точку зрения как «понятие ситуационного знания ... чтобы противостоять очевидному релятивизму теории точки зрения». [8]
Считается, что эта теория имеет потенциально радикальные последствия из-за акцента на власти и того факта, что она бросает вызов идее «основной истины». [9] особенно гегемонистская реальность, созданная, переданная и навязанная теми, кто находится у власти.
Установление точки зрения
[ редактировать ]Между теоретиками феминистской точки зрения существует согласие в том, что точка зрения — это не просто точка зрения, которая связана просто с фактом того, что она женщина. В то время как перспектива занимает место как факт социально-исторической позиции и вполне может служить отправной точкой для возникновения точки зрения, точка зрения приобретается через опыт коллективной политической борьбы, борьбы, которая требует как науки, так и политика. [10] В то время как и доминирующий, и тот, над которым доминируют, занимают разные точки зрения, те, над кем доминируют, гораздо успешнее достигают своей точки зрения. Однако это не означает, что те, кто придерживается немаргинальных взглядов, не могут помочь в достижении общего критического сознания в отношении эффектов властных структур и эпистемологического производства. Например, большая часть традиционных научных исследований дает знания, понимаемые через предвзятое к мужчинам мировоззрение, которое изолирует женщин от их собственной реальности. [11] Только благодаря такой борьбе мы можем начать видеть за видимостью, созданной несправедливым социальным порядком, реальность того, как этот социальный порядок на самом деле конструируется и поддерживается. Эта потребность в борьбе подчеркивает тот факт, что феминистская точка зрения не является чем-то, что каждый может иметь, просто заявляя о ней. Это достижение. В этом отношении точка зрения отличается от точки зрения, которую каждый может иметь, просто «открыв глаза». [12]
Сильная объективность и отношение к феминистской точке зрения
[ редактировать ]По словам Нэнси Нейплс, [13]
Идея сильной объективности была впервые сформулирована философом-феминисткой Сандрой Хардинг . Сильная объективность опирается на идеи теории феминистской точки зрения, которая утверждает, что важно начинать с опыта тех, кто традиционно был исключен из производства знаний. Начав исследование с жизненного опыта женщин и других людей, которые традиционно находились за пределами институтов, в которых генерируются и классифицируются знания о социальной жизни, можно получить более объективные и более актуальные знания. [14]
Нейплс также заявил, что Хардинг утверждал, что знания, полученные с точки зрения подчиненных групп, могут обеспечить более высокую объективность из-за повышенной мотивации для них понимать взгляды или точки зрения тех, кто находится у власти. Ученый, который подходит к исследовательскому процессу с точки зрения строгой объективности, заинтересован в производстве знаний для использования, а также в выявлении отношений власти, которые скрыты в традиционных процессах производства знаний. Строгая объективность признает, что производство власти является политическим процессом и что большее внимание, уделяемое контексту и социальному положению производителей знаний, будет способствовать более этичному и прозрачному результату.
Джозеф Роуз говорит:
Первый урок, который предлагают теории точек зрения, не получил достаточного внимания в литературе. Теории точки зрения напоминают нам, почему натуралистическая концепция познания так важна. Заявления о знаниях и их обоснование являются частью мира, который мы стремимся понять. Они возникают в конкретных обстоятельствах и имеют реальные последствия. Это не просто представления в идеализированном логическом пространстве, но события внутри причинной связи. Как с политической, так и с эпистемической точки зрения важно, какие концепции понятны, какие утверждения кем услышаны и поняты, какие особенности мира перцептивно значимы и какие причины считаются значимыми и убедительными, а также какие выводы заслуживают доверия. [15]
Черный феминизм
[ редактировать ]Черная феминистская мысль — это собрание идей, произведений и произведений искусства, которые выражают точку зрения чернокожих женщин африканской диаспоры и в их интересах . Черная феминистская мысль описывает чернокожих женщин как уникальную группу, которая существует в «месте» социальных отношений в США, где пересекающиеся процессы расы, этнической принадлежности, пола, класса и сексуальной ориентации формируют индивидуальное и коллективное сознание, самоопределение и действия чернокожих женщин. . [16] В качестве теории точки зрения черная феминистская мысль концептуализирует идентичности как органические, изменчивые, взаимозависимые, множественные и динамичные социально сконструированные «локации» в историческом контексте. Черная феминистская мысль основана на историческом опыте чернокожих женщин, связанном с порабощением, движениями против линчевания, сегрегацией, движениями за гражданские права и власть черных, сексуальной политикой, капитализмом и патриархатом. Отличительные принципы современной черной феминистской мысли включают: (1) веру в то, что самоавторство и легитимация частичного, подчиненного знания представляют собой уникальную и разнообразную точку зрения чернокожих женщин и самих чернокожих женщин; (2) опыт чернокожих женщин, переживший множественные угнетения, приводит к потребностям, ожиданиям, идеологиям и проблемам, которые отличаются от потребностей, ожиданий, идеологий и проблем, которые возникают у чернокожих мужчин и белых женщин; и (3) черное феминистское сознание — это постоянно развивающаяся концепция. Черная феминистская мысль демонстрирует растущую силу чернокожих женщин как проводников знаний. Изображая афроамериканских женщин как самостоятельных, самостоятельных личностей, противостоящих расовому, гендерному и классовому угнетению, афроцентрическая феминистская мысль говорит о важности, которую знания играют в расширении прав и возможностей угнетенных людей. Одной из отличительных особенностей черной феминистской мысли является ее настойчивое утверждение, что как измененное сознание людей, так и социальная трансформация политических и экономических институтов являются важными ингредиентами социальных изменений. Новые знания важны для изменения обоих измерений. [17]
Тина Кэмпт использует теорию точки зрения для изучения повествования об афронемце Гансе Хауке в своей книге «Другие немцы» .
Точка зрения черных феминисток, впервые представленная Патрисией Хилл Коллинз , известна как коллективная мудрость тех, кто имеет схожие точки зрения из подчиненных групп общества. Коллинз предлагает две основные интерпретации сознания угнетенных групп.
- Первый утверждает, что те, кого угнетают, идентифицируют себя с доминирующими группами и, следовательно, не имеют эффективной самоуправляющейся интерпретации своего собственного угнетения.
- Второй подход предполагает, что подчиненные «менее человечны», чем те, кто выше их, что делает их менее способными понимать и рассказывать о своем собственном опыте. Хотя чернокожие женщины могут иметь общий опыт, это не означает, что все чернокожие женщины разделяют одни и те же мысли.
Теория точки зрения черных феминисток направлена на то, чтобы привлечь внимание к этим маргинализированным группам и предложить способы улучшить их положение в обществе. [18] [19]
Несмотря на то, что теория точки зрения черных феминисток в чем-то схожа, она имеет много отличий от оригинальных теорий Дороти Смит и Нэнси Хартсок о теории точки зрения. Точка зрения черных феминисток утверждает, что знания, полученные об отдельном человеке или других группах общества, получены из множества факторов, связанных с их историческим положением в обществе. Чернокожие женщины предлагают альтернативную позицию, которая раскрывает представление других с другой точки зрения. Теория феминистской точки зрения направлена на признание разнообразия женщин, приветствуя взгляды других угнетенных групп женщин. [20]
В отличие от представителей привилегированных социальных групп, чернокожие женщины имеют доступ к знаниям обо всех, от самых угнетенных до самых привилегированных. Это связано с тем, что определенные реалии угнетения невидимы для тех, кто находится в доминирующих группах, поскольку они не переживают это угнетение так же, как угнетенная группа. Привилегированная группа может совершенно не осознавать, как их действия могут повлиять на подчиненную группу. С другой стороны, чернокожие женщины имеют лучшую точку зрения (другую точку зрения) на основе непосредственного опыта и могут предлагать предложения, чтобы помочь другим маргинализированным группам нашего общества. Эту точку зрения чернокожих женщин также можно рассматривать как «раздвоенное сознание», то есть способность видеть вещи как с точки зрения доминирующего, так и с точки зрения угнетенных и, следовательно, видеть обе точки зрения. [19]
Однако не все женщины испытывают одинаковый опыт. По этой причине не существует единой точки зрения всех женщин. Это привело к развитию черной феминистской эпистемологии. Патрисия Хилл Коллинз первой представила идею эпистемологии черных феминисток , заявив, что она вытекает из личного опыта чернокожих женщин, столкнувшихся как с расизмом , так и с сексизмом . Она использует эту эпистемологию , чтобы дать чернокожим женщинам возможность сохранять собственный контроль. Она описывает их как «посторонних внутри». Под этим она имеет в виду, что чернокожие женщины испытали достаточно внутреннего опыта, чтобы понять, где они находятся в социальном плане, и в то же время находятся на достаточной дистанции от доминирующих групп, чтобы высказывать критику. [19]
Хайди Мирза также предлагает анализ теории взглядов черных феминисток, утверждая, что новые диалоги формируются на основе уникальной точки зрения черных женщин-феминисток. Мирза признает, что чернокожих женщин иногда называют «другими», и предлагает свой термин, говоря, что они имеют статус «третьего пространства» между границами расы, пола и класса. Мирза предполагает, что в этом пространстве «нет официального языка и дискурса. Из-за этого чернокожие женщины поставлены в положение «активных агентов» и обязаны делиться своей точкой зрения и предлагать новые идеи». [20]
Лишь во второй половине 1990-х годов чернокожим женщинам стало уделяться больше внимания. Начал появляться ряд фильмов и опубликованных произведений чернокожих женщин и о них. Это ознаменовало собой важный переход от прошлых лет, когда единственными произведениями, которые публиковались или демонстрировались на экране, были произведения более доминирующих групп. Единственные произведения чернокожих женщин, признанные до этого времени, - это работы начала девятнадцатого века. Работы Мэри Принс (1831 г.) и Мэри Сикол (1837 г.) сегодня являются наиболее известными произведениями. Помимо этих немногих, следующая заметная опубликованная работа была опубликована только Сильвией Винтер (1962) и Мариз Конде (1988), в результате чего за более чем 120 лет работы чернокожих женщин практически не было. Этот разрыв показывает, насколько бессильны чернокожие женщины на рынке. Хотя сегодня мы видим все больше и больше работ чернокожих женщин в нашем обществе, все еще сохраняется отсутствие контроля и ограниченный вклад в их работу; оно должно быть ограничено определенными областями, чтобы у них была возможность и публикация. [20]
Критика
[ редактировать ]Критика точки зрения феминизма исходит от постмодернистских феминисток , которые утверждают, что не существует конкретного «женского опыта», на основе которого можно было бы строить знания. [21] Другими словами, жизнь женщин в пространстве и времени настолько разнообразна, что невозможно обобщить их опыт. Точка зрения феминизма в некоторой степени поглотила эту критику (см. ниже).
Современная точка зрения феминизма
[ редактировать ]Многие феминистки теперь признают, что из-за множества различий, которые разделяют женщин, невозможно претендовать на один единственный или универсальный «женский опыт». [7] Поскольку сексизм не возникает в вакууме , важно рассматривать его по отношению к другим системам доминирования и анализировать, как он взаимодействует с расизмом , гомофобией , колониализмом и классизмом в «матрице доминирования». [1]
Современная феминистская теория считает, что это «точка отношений, а не неизбежно вытекающая из опыта женщин». [8] (см. отличие феминизма ). Точки зрения феминисток недавно утверждали, что люди одновременно подвергаются угнетению в некоторых ситуациях и по отношению к одним людям, и в то же время находятся в привилегированном положении в других. Их цель — поместить женщин и мужчин в многочисленные системы доминирования. [22] более точным и более способным противостоять репрессивным властным структурам. Это также известно как кириархия . Одна из критических замечаний по поводу этой позиции заключается в том, что столь пристальное внимание к многочисленным различиям между женщинами стирает те самые сходства, которые могли бы объединять женщин. В этом случае попытка создать широкое феминистское сообщество или достичь консенсуса по конкретной политике становится трудной.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хилл Коллинз, Патрисия (2009). Черная феминистская мысль: знания, сознание и политика расширения прав и возможностей . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780415964722 .
- ^ Клаф, Патрисия (1994). Феминистская мысль: желание, власть и академический дискурс . Оксфорд, Великобритания; Кембридж, Массачусетс: Блэквелл. ISBN 9781557864864 .
- ^ Масьонис, Джон Дж.; Гербер, Линда М. (2011). Социология (7-е канадское изд.). Торонто: Пирсон Прентис Холл. п. 12. ISBN 9780138002701 .
- ^ Лукач, Георг (1990) [1971], «Овеществление и сознание пролетариата», История и классовое сознание: исследования марксистской диалектики , перевод Ливингстона, Родни, Лондон, Великобритания Кембридж, Массачусетс: MIT Press, ISBN 9780850361971 .
- ^ Уайли, Элисон (2000), «Феминизм в философии науки, придающий смысл непредвиденным обстоятельствам и ограничениям», у Фрикера, Миранда ; Хорнсби, Дженнифер (ред.), Кембриджский спутник феминизма в философии , Кембридж, Великобритания, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, стр. 175, ISBN 9780521624695 .
- ^ Харцок, Нэнси (зима 1997 г.). «Комментарий к книге Хекмана «Правда и метод: новый взгляд на теорию феминистской точки зрения»: истина или справедливость?». Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе . 22 (2): 367–374. дои : 10.1086/495161 . JSTOR 3175277 . S2CID 143503819 .
- ^ Jump up to: а б Нараян, Ума (1989), «Проект феминистской эпистемологии», в Джаггаре, Элисон М .; Бордо, Сьюзен Р. (ред.), Гендер/тело/знание: феминистские реконструкции бытия и знания , Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, стр. 256–272 , ISBN 9780813513799 .
- ^ Jump up to: а б с Андермар, Соня; Ловелл, Терри; Волковиц, Кэрол (1997). Краткий глоссарий феминистской теории . Лондон Нью-Йорк: Арнольд. ISBN 9780340596630 .
- ^ Хартсок, Нэнси (2003), «Феминистская точка зрения: развитие почвы для конкретно исторического материализма», в Хардинг, Сандра ; Хинтикка, Меррилл Б. (ред.), Открывая реальность: феминистские взгляды на эпистемологию, метафизику, методологию и философию науки (2-е изд.), Дордрехт, Нидерланды, Бостон, Массачусетс, Лондон: Kluwer Academic Publishers, стр. 283–310, ISBN 9781402013195 .
- ^ Боуэлл, Т. «Теория феминистской точки зрения» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ ЛеСавой, Барбара; Бержерон, Джейми (осень 2011 г.). « Теперь у меня есть что-то свое»: достижения женского высшего образования с точки зрения феминисток» (PDF) . Вагаду . 9 : 141–163.
- ^ Хардинг, С. (1991). Чья наука/чьи знания? . Милтон Кейнс: Издательство Открытого университета.
- ^ Неаполь, Нэнси. «Страница биографии факультета Нэнси Нейплс» . Университет Коннектикута . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Неаполь, Нэнси А. (2007). «Сильная объективность». В Ритцере, Джордже (ред.). Энциклопедия социологии Блэквелла . дои : 10.1111/b.9781405124331.2007.x . hdl : 10138/224218 . ISBN 9781405124331 .
- ^ Роуз, Джозеф (2009). «Переосмысление теорий точки зрения» . Гипатия . 24 (4): 200–209. дои : 10.1111/j.1527-2001.2009.01068.x . S2CID 143535721 . Проверено 6 декабря 2012 г.
- ^ Мало, Лос-Анджелес (2007). Энциклопедия социологии Блэквелла .
- ^ Коллинз, PH (1990). Черная феминистская мысль: знания, сознание и политика расширения прав и возможностей . Бостон: УнвинХайман.
- ^ «Черные женщины-феминистки и теория точки зрения». Страницы концентратора . 2016.
- ^ Jump up to: а б с Хилл Коллинз, Патрисия (1 июня 2002 г.). Черная феминистская мысль . Нью-Йорк: Группа Тейлора и Фрэнсиса. дои : 10.4324/9780203900055 . ISBN 9781135960148 . S2CID 158172158 .
- ^ Jump up to: а б с Рейнольдс, Трейси (4 июля 2002 г.). «Переосмысление точки зрения черных феминисток». Этнические и расовые исследования . 25 (4): 591–606. дои : 10.1080/01419870220136709 . S2CID 145195879 .
- ^ Бенхабиб, Сейла (1995). «От политики идентичности к социальному феминизму: призыв к девяностым» . Ежегодник философии образования, 1995 год . 1 (2). Урбана: Общество философского образования: 14.
- ^ Зинн, Максин Бака ; Дилл, Бонни Торнтон (лето 1996 г.). «Теоретизирующее отличие от многорасового феминизма» . Феминистские исследования . 22 (2): 321–331. дои : 10.2307/3178416 . hdl : 2027/spo.0499697.0022.206 . JSTOR 3178416 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хардинг, Сандра ; Хинтикка, Меррилл Б. (2004), «Введение», Хардинг, Сандра ; Хинтикка, Меррилл Б. (ред.), Читатель теории феминистской точки зрения: интеллектуальные и политические противоречия , Нью-Йорк: Routledge, стр. 1–16, ISBN 9780415945011 .
- Хартсок, Нэнси (2004), «Феминистская точка зрения: развитие основы для специфически феминистского исторического материализма», в Хардинг, Сандра ; Хинтикка, Меррилл Б. (ред.), Читатель теории феминистской точки зрения: интеллектуальные и политические противоречия , Нью-Йорк: Routledge, стр. 35–54, ISBN 9780415945011 . Доступно онлайн .
- Хекман, Сьюзен (зима 1997 г.). «Истина и метод: новый взгляд на теорию феминистской точки зрения». Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе . 22 (2): 341–365. дои : 10.1086/495159 . JSTOR 3175275 . S2CID 13884397 .
- Штайнер, Линда (2014), «Сандра Хардинг: менее ложные объяснения эпистемологии феминистской точки зрения», в Ханнан, Джейсон (редактор), Философские профили в теории коммуникации , Нью-Йорк: Питер Ланг, стр. 261–289, ISBN 9781433126345 .