Феминизм в Польше
Часть серии о |
Феминизм |
---|
Портал феминизма |
Согласно одной научной концепции, история феминизма в Польше [1] можно разделить на семь периодов, начиная с первой волны феминизма XIX века . [2] Первые четыре ранних периода совпали с внешними разделами Польши , которые привели к затмению суверенной Польши на 123 года. [3]
Однако если «феминизм первой волны» определить так, как это сделали Бетти Фридан и другие, [4] как глобальное движение в 19 и 20 веках, в основном озабоченное избирательным правом женщин (т. е. избирательным правом женщин ), то Польша переживала его одновременно с другими западными странами, ближе к концу 19 века и особенно в начале 20-го века.
В период, предшествовавший этому, доминировал « женский вопрос », когда женщины из элиты и несколько мужчин бросали вызов подчинению женщин мужчинам, но не обязательно выступали или коллективно организовывались за равные политические права или за большие социальные изменения.
На польских землях женский вопрос развивался параллельно с дебатами в континентальной Европе, начиная с XVI века. [5]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]По словам Евгении Лох, в XIX веке Польша пережила три последовательные волны феминизма; первая и самая слабая волна пришла перед ноябрьским восстанием 1830 года. Именно тогда Клементина из Таньских Гофманова написала первый польский текст с «феминистскими» чертами « Памятка по добрей матце» («Воспоминание о хорошей матери», 1819). Хотя автор подтверждала традиционные социальные роли жены и матери для польских женщин, она, тем не менее, также выступала за необходимость образования для женщин .
Период восстаний
[ редактировать ]Вторая, более сильная волна произошла между восстаниями ноября 1830 года и января 1863 года . Этот польский период находился под влиянием французских «протофеминистских» идей: произведений Жорж Санд и La Gazette des Femmes («Женская газета»).
Ведущим польским журналом, пропагандирующим феминизм, был Przegląd Naukowy («Ученое обозрение»), в котором публиковались, в частности, статьи Нарцизы Жмиховской ( варшавского лидера « энтузиасток »), выступавшей за «эмансипацию» и образование женщин. Жмиховская также активно выступала в защиту прав женщин.
Первая польская женщина философ - Элеонора Земенцка написала «Мысли о wychowaniu kobiet» («Мысли об образовании женщин», 1843 г.), в которой постулировало, что наиболее важной целью образования женщин является формирование их человеческой природы – и только после этого их женственности . [6]
позитивизма Период
[ редактировать ]Польша пережила третью и самую сильную феминистскую волну после 1870 года под сильным влиянием Запада. В этой волне основными защитниками феминистского движения были мужчины. В 1870 году Адам Вислицкий статью « Niezależność kobiety » («Независимость женщины») опубликовал в Przegląd Naukowy , содержащую радикальные требования равенства полов в образовании и профессиях. В той же газете Александр Свентоховский раскритиковал книги Гофмановой, которые, по его словам, «превращают женщин в рабынь». Другая газета, «Нива» , выступала за равенство женщин в образовании и работе. Наиболее радикальные феминистские требования появились в Эдварда Прондзинского книге « О правах женщин», 1873 г., в которой отстаивалось полное равенство полов во всех областях.
Вопрос эмансипации женщин был особенно важен во Львовском университете (Лемберг). В 1874 году университетский преподаватель Леон Билинский прочитал цикл лекций « O pracy kobiet ze stanowiska ekonomicznego » («О женском труде с экономической точки зрения»). Он решительно поддерживал интеллектуальную и экономическую эмансипацию женщин и их свободный доступ к высшему образованию . окончила первая студентка Его усилия позже принесли свои плоды: в 1897 году Львовский университет .
В Элизы Ожешковой творчестве особенно важен мотив женской эмансипации. В своей книге «Kilka słów o kobietach» («Несколько слов о женщинах», 1871) она подчеркивала фундаментальную человеческую природу каждой женщины, извращенную обществом.
Важной фигурой польского феминизма в этот период и позже была Габриэла Запольска , чьи произведения включали такие классические произведения, как роман «Каська Кариатида» («Кэти Кариатида» , 1885–86).
В 1889 году русская газета «Правда » («Правда») опубликовала статью Людвика Кшивицкого « Sprawa kobieca » («Женский вопрос»), в которой постулировалось, что освобождение женщин присуще капиталистической экономике . [7]
Двадцатый век
[ редактировать ]Четвертая – модернистская – волна феминизма достигла Польши примерно в 1900 году. В то время как писатели- мужчины фокусировались на «таинственной и мистической» природе женщин, авторы-женщины (например, Мария Конопницка , Элиза Ожешкова ) были заняты более рациональными аспектами женственности . Софья Налковская была особенно активна в польском женском движении. В своей речи Uwagi o etycznych zadaniach ruchu kobiecego ( «Замечания об этических целях женского движения ») на Конгрессе женщин в Варшаве в 1907 году осуждалась женская проституция как форма многоженства . Первый роман Налковской «Кобьети » ( «Женщины ») (1906) и другой роман «Нарциза» (1910) осуждали женскую пассивность перед лицом того, что она воспринимала как мужское доминирование. [8]
Межвоенный период
[ редактировать ]Пятая волна польского феминизма пришлась на межвоенный период (1920-е и 1930-е годы). Феминистские дискурсы той эпохи (как в Польше, так и в других странах) искали новые определения феминизма и пытались обозначить новые цели (были сомнения, бороться ли за полное равенство или, скорее, за охранительное законодательство ). Почти каждая феминистка (даже радикальная) считала, что женщины добились освобождения. [9] Ружа Мельцерова выразила эти чувства: Феминизм (...) фактически прекратил свое существование среди тех наций, где де-юре гарантировалась его цель: социальное и политическое равенство . [10]
Статья 96 конституции Польши 1921 года предусматривала равенство всех граждан перед законом, однако она не распространялась на замужних женщин. [11] принял Закон об изменении некоторых положений гражданского закона, касающихся прав женщин 1 июля 1921 года Сейм , с целью устранения наиболее очевидного неравенства для замужних женщин. Положения Закона позволяли женщинам распоряжаться своим имуществом (кроме приданого), выступать в качестве свидетелей по юридическим документам, выступать в качестве опекуна своих детей, если ее муж недееспособен, и жить отдельно от супруга. Закон также отменил требование, согласно которому женщина должна была подчиняться своему мужу, и отменил требование к жене получать разрешение мужа на участие в судебных действиях. [11] : 250 [12]
В 1932 году Польша объявила изнасилование в браке незаконным. Налковская продолжала анализировать женские вопросы: в романах «Роман Терезы Хеннерт» ( «Связь Терезы Хеннерт» , 1923) и «Рената Случанская» (1935) она рассматривала пределы женской свободы в традиционном обществе.
зародился радикальный феминизм В 1920-е годы в Польше . Ее представители, Ирена Кшивицка и Мария Морозович-Щепковска , разделяли агрессивную риторику и выступали за освобождение женщин от эмоциональных отношений с мужчинами («борьба с любовью») как единственного средства достижения индивидуальной независимости. Кшивицкая и Тадеуш Желенский («Мальчик») оба пропагандировали запланированное родительство , половое воспитание , право на развод и аборт , а также строгое равенство полов. Кшивицкая опубликовала серию статей в Wiadomości Literackie ( Литературные новости ) (с 1926 г.), Желеньский написал многочисленные статьи ( «Пивоварня ( Дракки» ) 1926 г., Dziewice konsystorskie ( Консистория девственниц ) 1929 г., Piekło kobiet ( «Ад для женщин» ) 1930 г., Zmysły, zmysły ( Libido, Libido ) 1932, Nasi Okupanci ( «Наши захватчики ») 1932), среди других, в которых он протестовал против вмешательства Римско-католической церкви в интимную жизнь поляков. И Кшивицкая, и Желенский были исключительно активными ораторами, продвигая идеи феминизма по всей стране. Другой аспект польского феминизма фигурирует в поэзия и драматургия ( «Шофер Арчибальд» ( «Шофер Арчибальд» ) 1924 и Egipska pszenica ( «Египетская пшеница ») 1932) Марии Павликовской-Ясноржевской . Этот автор выступал за женское эротическое самоосвобождение от социальных условностей.
Вторая мировая война фактически заставила польских феминисток замолчать.
Под коммунистическим правлением
[ редактировать ]После Второй мировой войны коммунистическое государство, созданное Советами в Польше, пропагандировало эмансипацию женщин в семье и на работе.
Поэт-коммунист Адам Важик реалистично описал положение рабочих (в том числе женщин) в своем стихотворении для взрослых . [13]
Этот период, известный как «шестая волна» польского феминизма, характеризовался значительной пропагандой равенства полов и массовым участием женщин в промышленном производстве , сельском хозяйстве и политике. В Польше появилась первая женщина-министр в мире. [14]
Юлия Минц (жена Хилари Минц ) была президентом Польского агентства печати в 1944–54. Зофья Гржиб (рабочая с начальным образованием) была первой и единственной женщиной-членом Политбюро Польской объединенной рабочей партии с 1981 года.
Феминизм второй волны
[ редактировать ]Вторая волна феминизма как период феминистской активности началась в начале 1960-х годов в США. Та же волна достигла своего пика в Польше уже в 1956 году с легализацией абортов, что привело к созданию полемических текстов в поддержку выбора . После этого голоса феминисток почти замолчали (до 1989 года). [ нужна цитата для проверки ] ; государство считало феминистские требования выполненными, любое открытое обсуждение женских проблем было запрещено [ нужна цитата для проверки ] только официальные (« материалистические » и « марксистские ») феминистские тексты, ориентированные главным образом на снятие с женщин бремени «традиционного» женского домашнего труда . разрешались [ нужна цитата для проверки ] . «Западный» феминизм был официально запрещен и практически отсутствовал в польской общественной жизни до 1989 года. [15]
В Польше в 1940–1989 годах феминизм вообще и феминизм второй волны в частности практически отсутствовал. [ нужна цитата для проверки ] . Хотя феминистские тексты создавались в 1950-е годы и позже, они обычно контролировались и создавались коммунистическим государством. [ противоречивый ] . Фактически, любые настоящие и открытые феминистские дебаты были практически подавлены. Официально любой «феминизм западного типа» не имел права на существование в коммунистическом государстве, которое якобы предоставило женщинам все основные феминистские требования. [ нужна цитата для проверки ] .
Формально аборты были легализованы в Польше почти на 20 лет раньше, чем в США и Франции (но позже, чем в скандинавских странах ), было обеспечено равенство полов, половое воспитание постепенно вводилось в школы, противозачаточные средства были легальны и субсидировались государством. В действительности, однако, равенство полов так и не было реализовано, а противозачаточные средства были настолько плохого качества, что аборт стал важным методом планового родительства . Эти реальные проблемы так и не были официально признаны, и любое их обсуждение было запрещено.
После падения коммунизма
[ редактировать ]Во время коммунистического правления польские женщины пользовались свободами (аборты, рынок труда, уход за детьми), которые отличались от западных. [ сомнительно – обсудить ] Однако после перехода к демократии в 1989 году правительство приняло меры по «восстановлению семьи». Феминизм в посткоммунистической Польше оспаривается польской общественностью из-за влияния католической церкви в продолжающейся «войне с гендером». [16] Посткоммунистическая Польша пережила седьмую волну феминизма и внезапно столкнулась с концепциями западного феминизма второй волны, которые сразу же встретили яростное сопротивление со стороны Римско-католической церкви. Западный феминизм часто ошибочно отождествляли с прежней коммунистической репродуктивной политикой, сходной в некоторых аспектах, и по этой причине феминизм часто считался «подозрительным». [ нужна ссылка ] .
В начале 1990-х годов в польских феминистских текстах часто использовалась агрессивная риторика, связанная с феминистскими публикациями межвоенного периода. Такая «яркая» аргументация была более адекватна в ту эпоху ожесточенной полемики о запрете абортов. После того, как польское правительство ввело де-факто юридический запрет на аборты (7 января 1993 года), феминистки изменили свою стратегию. Многие польские феминистки после этого события переняли аргументативные стратегии, заимствованные из американского движения « За выбор » 1980-х годов. В польских феминистских текстах преобладает смешанная аргументация «меньшего зла» и «планируемого родительства». На самом деле этот аргумент противоречит феминистской идеологии и оказался неэффективным. Запрет на аборты оказался незыблемым. Государственное финансирование противозачаточных средств жестко подавлялось с 1989 года. [ нужна ссылка ] . Но польский феминизм, похоже, претерпевает изменения; новые феминистские книги включают в себя Агнешки Графф книгу » « Мир без женщин (2001), которая прямо указывает на современный феномен женской дискриминации в Польше; и Казимеры Щуки » «Milczenie owieczek ( «Молчание стада ») (2004), которая страстно защищает аборты и часто занимает позиции, непосредственно связанные с межвоенным периодом и радикальным французским феминизмом , тем самым отказываясь от доминирующих до сих пор «умеренных» американских аргументативных стратегий. Ева Домбровска-Шульц [17] выразила также необходимость изменения польской феминистской позиции: «Мы [феминистки] многое потеряли из-за этих уроков умиротворенного языка, которые мы все еще даем друг другу».
В настоящее время в Польше по-прежнему действует один из самых строгих законов об абортах в Европе. [18] [ не удалось пройти проверку ] Предлагаемый полный запрет на аборты, который сначала был введен в сентябре 2016 года, а затем в апреле 2016 года, спровоцировал волну демонстраций «Черный протест» , повышающую осведомленность о ситуации с правами женщин в Польше во всем мире. [19] Кая Годек — радикальная активистка против абортов . [20]
Зузанна Радзик утверждает, что является католической феминисткой. [21]
Международный женский день
[ редактировать ]В Польше Международный женский день сопровождается некоторыми практиками, которые польские феминистки считают проблематичными. Традиционно женщинам дарят красную розу и духи. Польские феминистки стремятся изменить направленность Международного женского дня, чтобы мобилизовать женщин к активизму. В Польше стереотипы рассматривают женщин как мужчин, ненавидящих феминисток (очень похоже на стереотип, наблюдаемый в Америке), или как традиционных матерей. Движение за возвращение Международного женского дня направлено на то, чтобы рассматривать женщин как сложных личностей, а не только через эти популярные стереотипы. [22]
С 2000 года Женский день в Польше отмечается феминистскими демонстрациями под названием «Манифа». [23] Демонстрации и мероприятия проходят по всей стране, предоставляя платформу для борьбы за права женщин.
Важные женщины польского феминизма
[ редактировать ]Ева Кочевер (1891–1943) — активистка, владелица знаменитой « Тасовки Евы» в Гринвич-Виллидж, депортированная из США за «непристойность», убитая в Освенциме .
Агнешка Графф (1970) – писательница, правозащитница и соосновательница Porozumienie Kobiet 8 Marca, работает в Варшавского университета Институте Америки и Европы . Среди ее письменных работ - книга «Мир без женщин», вышедшая в 2001 году. [24]
Мария Янион (1926–2020) была известной феминисткой и ученым. Она прочитала множество лекций о феминистских идеалах и вдохновила многих польских феминисток нового века. Получила почетную степень Института литературных исследований Польской академии наук . [25]
Ванда Новицка (1956 г.) - польский политик, возможно, наиболее известная своей борьбой за легальные аборты и своей работой по созданию Федерации женщин и планирования семьи в 1992 году. Она окончила Варшавский университет и работала преподавателем латыни и английского языка. до работы в политике в качестве заместителя маршала Сейма Республики Польша в 2011–2015 годах. [26]
Эльжбета Корольчук (1975) — польский социолог, исследователь и левый активист. Она работает в Университете Седерторн в Стокгольме.
См. также
[ редактировать ]- Аборт в Польше
- История феминизма
- Законные права женщин в истории
- Список феминистской литературы
- Хронология прав женщин (кроме голосования)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Термин «Польша» в XIX веке и до конца Первой мировой войны относится к польским территориям в границах 1771 года. (С 1795 по 1918 год польского государства не существовало, поскольку оно было разделено соседями. Россия, Австрия и Пруссия .)
- ^ Лох, Евгения (ред.) 2001. Модернизм и феминизм. Женские персонажи в польской и зарубежной литературе . Люблин : Издательство Университета М. Кюри-Склодовской, стр.44
- ^ Дэвис, Норман. Божья площадка : история Польши. Пересмотренное издание. Оксфорд: Кларендон Пресс, 2005.
- ^ Друкер, Салли Энн. «Бетти Фридан: Три волны феминизма» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 г. Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Богучка, Мария (2017). Женщины в польском обществе раннего Нового времени на европейском фоне . Рутледж.
- ^ в: Лох, 2001:46.
- ^ в: Лох, 2001:47.
- ^ в: Лох, 2001:48.
- ↑ Польша предоставила женщинам право голоса в 1918 году.
- ^ в Лохе 2001: 59
- ^ Jump up to: а б Климашевская, Анна; Галендек, Михал (2016). « « Нарушенное равенство »: Закон от 1 июля 1921 года о гражданских правах женщин в Польше» . Acta Poloniae Historica . 113 . Варшава, Польша: Национальный институт Оссолинского: 231–260. дои : 10.12775/APH.2016.113.09 . ISSN 0001-6829 . Проверено 11 мая 2019 г. : 239–240
- ^ «100 лет избирательного права женщин в Польше» . Польша.pl . Варшава, Польша: Министерство иностранных дел Республики Польша. 27 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2019 г. Проверено 8 августа 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «99 лет назад польские женщины получили...» www.wysokieobcasy.pl . Проверено 29 ноября 2017 г.
Первым польским министром была Зофия Васильковска (также первая женщина в мире, занявшая министерскую должность), занявшая пост министра юстиции в 1956 году, а второй была Мария Мильчарек - министр администрации, местной экономики и защиты окружающей среды. в 1976 году.
- ^ в: Слечка, Казимеж, 1997. «Феминизм или феминизмы» . В: Зофия Горчиньска, Сабина Крушиньска, Ирена Закидальска (ред.). Гендер, женщина, феминизм . Гданьск: Издательство Гданьского университета: стр.17.
- ^ Наркович, Кася и Конрад Пендзивятр. «Спасение и страх мусульманских женщин в «посткоммунистической» Польше: тревожная католическая и светская исламофобия». Гендер, место и культура 24.2 (2017): 288–299.
- ^ в Щуке 2004: 13.
- ^ «Аборты не разрешены в этих европейских странах» .
- ^ Сантора, Марк; Берендт, Джоанна (23 марта 2018 г.). «Польские женщины протестуют против запрета абортов (снова) (опубликовано в 2018 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Июль, Александра (15 марта 2019 г.). «Кая Годек» . news.wp.pl (на польском языке) . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ «Богослов и феминистка о роли женщины в Церкви» . PolskieRadio.pl . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Юцевич, Агнешка (март 2003 г. - апрель 2003 г.). «Польские феминистки: создание сестричества». С нашей спины . 33 (3/4): 26–28.
- ^ «Манифа Варшава | Женское соглашение от 8 марта» . Манифа Варшава (на польском языке) . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Феффер, Джон. «Польская феминистская генеалогия».
- ↑ Гозлинский, Павел (4 апреля 2011 г.). «Что читают в Польше». Хранитель .
- ^ Мишталь, Джоанна (2015). Политика морали: Церковь, государство и репродуктивные права в постсоциалистической Польше
Ссылки
[ редактировать ]- Евгения Лох (редактор) 2001. Модернизм и феминизм. Женские персонажи в польской и зарубежной литературе . Люблин : Издательство Университета М. Кюри-Склодовской.
- Казимира Щука 2004. Молчание ягнят, разговор об абортах . Варшава : Видавниктво WAB
- Казимеж Слечка 1997. «Феминизм или феминизмы» . Зофия Горчинская, Сабина Крушиньска, Ирена Закидальска (ред.). Гендер, женщина, феминизм . Гданьск : Издательство Гданьского университета: 15-34.