Jump to content

Феминизм в Польше

Согласно одной научной концепции, история феминизма в Польше [1] можно разделить на семь периодов, начиная с первой волны феминизма XIX века . [2] Первые четыре ранних периода совпали с внешними разделами Польши , которые привели к затмению суверенной Польши на 123 года. [3]

Однако если «феминизм первой волны» определить так, как это сделали Бетти Фридан и другие, [4] как глобальное движение в 19 и 20 веках, в основном озабоченное избирательным правом женщин (т. е. избирательным правом женщин ), то Польша переживала его одновременно с другими западными странами, ближе к концу 19 века и особенно в начале 20-го века.

В период, предшествовавший этому, доминировал « женский вопрос », когда женщины из элиты и несколько мужчин бросали вызов подчинению женщин мужчинам, но не обязательно выступали или коллективно организовывались за равные политические права или за большие социальные изменения.

На польских землях женский вопрос развивался параллельно с дебатами в континентальной Европе, начиная с XVI века. [5]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]

По словам Евгении Лох, в XIX веке Польша пережила три последовательные волны феминизма; первая и самая слабая волна пришла перед ноябрьским восстанием 1830 года. Именно тогда Клементина из Таньских Гофманова написала первый польский текст с «феминистскими» чертами « Памятка по добрей матце» («Воспоминание о хорошей матери», 1819). Хотя автор подтверждала традиционные социальные роли жены и матери для польских женщин, она, тем не менее, также выступала за необходимость образования для женщин .

Период восстаний

[ редактировать ]

Вторая, более сильная волна произошла между восстаниями ноября 1830 года и января 1863 года . Этот польский период находился под влиянием французских «протофеминистских» идей: произведений Жорж Санд и La Gazette des Femmes («Женская газета»).

Ведущим польским журналом, пропагандирующим феминизм, был Przegląd Naukowy («Ученое обозрение»), в котором публиковались, в частности, статьи Нарцизы Жмиховской ( варшавского лидера « энтузиасток »), выступавшей за «эмансипацию» и образование женщин. Жмиховская также активно выступала в защиту прав женщин.

Первая польская женщина философ - Элеонора Земенцка написала «Мысли о wychowaniu kobiet» («Мысли об образовании женщин», 1843 г.), в которой постулировало, что наиболее важной целью образования женщин является формирование их человеческой природы – и только после этого их женственности . [6]

Польша пережила третью и самую сильную феминистскую волну после 1870 года под сильным влиянием Запада. В этой волне основными защитниками феминистского движения были мужчины. В 1870 году Адам Вислицкий статью « Niezależność kobiety » («Независимость женщины») опубликовал в Przegląd Naukowy , содержащую радикальные требования равенства полов в образовании и профессиях. В той же газете Александр Свентоховский раскритиковал книги Гофмановой, которые, по его словам, «превращают женщин в рабынь». Другая газета, «Нива» , выступала за равенство женщин в образовании и работе. Наиболее радикальные феминистские требования появились в Эдварда Прондзинского книге « О правах женщин», 1873 г., в которой отстаивалось полное равенство полов во всех областях.

Вопрос эмансипации женщин был особенно важен во Львовском университете (Лемберг). В 1874 году университетский преподаватель Леон Билинский прочитал цикл лекций « O pracy kobiet ze stanowiska ekonomicznego » («О женском труде с экономической точки зрения»). Он решительно поддерживал интеллектуальную и экономическую эмансипацию женщин и их свободный доступ к высшему образованию . окончила первая студентка Его усилия позже принесли свои плоды: в 1897 году Львовский университет .

В Элизы Ожешковой творчестве особенно важен мотив женской эмансипации. В своей книге «Kilka słów o kobietach» («Несколько слов о женщинах», 1871) она подчеркивала фундаментальную человеческую природу каждой женщины, извращенную обществом.

Важной фигурой польского феминизма в этот период и позже была Габриэла Запольска , чьи произведения включали такие классические произведения, как роман «Каська Кариатида» («Кэти Кариатида» , 1885–86).

В 1889 году русская газета «Правда » («Правда») опубликовала статью Людвика Кшивицкого « Sprawa kobieca » («Женский вопрос»), в которой постулировалось, что освобождение женщин присуще капиталистической экономике . [7]

Двадцатый век

[ редактировать ]

Четвертая – модернистская – волна феминизма достигла Польши примерно в 1900 году. В то время как писатели- мужчины фокусировались на «таинственной и мистической» природе женщин, авторы-женщины (например, Мария Конопницка , Элиза Ожешкова ) были заняты более рациональными аспектами женственности . Софья Налковская была особенно активна в польском женском движении. В своей речи Uwagi o etycznych zadaniach ruchu kobiecego ( «Замечания об этических целях женского движения ») на Конгрессе женщин в Варшаве в 1907 году осуждалась женская проституция как форма многоженства . Первый роман Налковской «Кобьети » ( «Женщины ») (1906) и другой роман «Нарциза» (1910) осуждали женскую пассивность перед лицом того, что она воспринимала как мужское доминирование. [8]

Межвоенный период

[ редактировать ]
Ирена Кшивицка , 1930 год.

Пятая волна польского феминизма пришлась на межвоенный период (1920-е и 1930-е годы). Феминистские дискурсы той эпохи (как в Польше, так и в других странах) искали новые определения феминизма и пытались обозначить новые цели (были сомнения, бороться ли за полное равенство или, скорее, за охранительное законодательство ). Почти каждая феминистка (даже радикальная) считала, что женщины добились освобождения. [9] Ружа Мельцерова выразила эти чувства: Феминизм (...) фактически прекратил свое существование среди тех наций, где де-юре гарантировалась его цель: социальное и политическое равенство . [10]

Статья 96 конституции Польши 1921 года предусматривала равенство всех граждан перед законом, однако она не распространялась на замужних женщин. [11] принял Закон об изменении некоторых положений гражданского закона, касающихся прав женщин 1 июля 1921 года Сейм , с целью устранения наиболее очевидного неравенства для замужних женщин. Положения Закона позволяли женщинам распоряжаться своим имуществом (кроме приданого), выступать в качестве свидетелей по юридическим документам, выступать в качестве опекуна своих детей, если ее муж недееспособен, и жить отдельно от супруга. Закон также отменил требование, согласно которому женщина должна была подчиняться своему мужу, и отменил требование к жене получать разрешение мужа на участие в судебных действиях. [11] : 250  [12]

В 1932 году Польша объявила изнасилование в браке незаконным. Налковская продолжала анализировать женские вопросы: в романах «Роман Терезы Хеннерт» ( «Связь Терезы Хеннерт» , 1923) и «Рената Случанская» (1935) она рассматривала пределы женской свободы в традиционном обществе.

зародился радикальный феминизм В 1920-е годы в Польше . Ее представители, Ирена Кшивицка и Мария Морозович-Щепковска , разделяли агрессивную риторику и выступали за освобождение женщин от эмоциональных отношений с мужчинами («борьба с любовью») как единственного средства достижения индивидуальной независимости. Кшивицкая и Тадеуш Желенский («Мальчик») оба пропагандировали запланированное родительство , половое воспитание , право на развод и аборт , а также строгое равенство полов. Кшивицкая опубликовала серию статей в Wiadomości Literackie ( Литературные новости ) (с 1926 г.), Желеньский написал многочисленные статьи ( «Пивоварня ( Дракки» ) 1926 г., Dziewice konsystorskie ( Консистория девственниц ) 1929 г., Piekło kobiet ( «Ад для женщин» ) 1930 г., Zmysły, zmysły ( Libido, Libido ) 1932, Nasi Okupanci ( «Наши захватчики ») 1932), среди других, в которых он протестовал против вмешательства Римско-католической церкви в интимную жизнь поляков. И Кшивицкая, и Желенский были исключительно активными ораторами, продвигая идеи феминизма по всей стране. Другой аспект польского феминизма фигурирует в поэзия и драматургия ( «Шофер Арчибальд» ( «Шофер Арчибальд» ) 1924 и Egipska pszenica ( «Египетская пшеница ») 1932) Марии Павликовской-Ясноржевской . Этот автор выступал за женское эротическое самоосвобождение от социальных условностей.

Вторая мировая война фактически заставила польских феминисток замолчать.

Под коммунистическим правлением

[ редактировать ]

После Второй мировой войны коммунистическое государство, созданное Советами в Польше, пропагандировало эмансипацию женщин в семье и на работе.

Поэт-коммунист Адам Важик реалистично описал положение рабочих (в том числе женщин) в своем стихотворении для взрослых . [13]

Этот период, известный как «шестая волна» польского феминизма, характеризовался значительной пропагандой равенства полов и массовым участием женщин в промышленном производстве , сельском хозяйстве и политике. В Польше появилась первая женщина-министр в мире. [14]

Юлия Минц (жена Хилари Минц ) была президентом Польского агентства печати в 1944–54. Зофья Гржиб (рабочая с начальным образованием) была первой и единственной женщиной-членом Политбюро Польской объединенной рабочей партии с 1981 года.

Феминизм второй волны

[ редактировать ]

Вторая волна феминизма как период феминистской активности началась в начале 1960-х годов в США. Та же волна достигла своего пика в Польше уже в 1956 году с легализацией абортов, что привело к созданию полемических текстов в поддержку выбора . После этого голоса феминисток почти замолчали (до 1989 года). [ нужна цитата для проверки ] ; государство считало феминистские требования выполненными, любое открытое обсуждение женских проблем было запрещено [ нужна цитата для проверки ] только официальные (« материалистические » и « марксистские ») феминистские тексты, ориентированные главным образом на снятие с женщин бремени «традиционного» женского домашнего труда . разрешались [ нужна цитата для проверки ] . «Западный» феминизм был официально запрещен и практически отсутствовал в польской общественной жизни до 1989 года. [15]

В Польше в 1940–1989 годах феминизм вообще и феминизм второй волны в частности практически отсутствовал. [ нужна цитата для проверки ] . Хотя феминистские тексты создавались в 1950-е годы и позже, они обычно контролировались и создавались коммунистическим государством. [ противоречивый ] . Фактически, любые настоящие и открытые феминистские дебаты были практически подавлены. Официально любой «феминизм западного типа» не имел права на существование в коммунистическом государстве, которое якобы предоставило женщинам все основные феминистские требования. [ нужна цитата для проверки ] .

Формально аборты были легализованы в Польше почти на 20 лет раньше, чем в США и Франции (но позже, чем в скандинавских странах ), было обеспечено равенство полов, половое воспитание постепенно вводилось в школы, противозачаточные средства были легальны и субсидировались государством. В действительности, однако, равенство полов так и не было реализовано, а противозачаточные средства были настолько плохого качества, что аборт стал важным методом планового родительства . Эти реальные проблемы так и не были официально признаны, и любое их обсуждение было запрещено.

После падения коммунизма

[ редактировать ]
Выступающие на мероприятиях Международного женского дня , Варшава, 2010 г.

Во время коммунистического правления польские женщины пользовались свободами (аборты, рынок труда, уход за детьми), которые отличались от западных. [ сомнительно обсудить ] Однако после перехода к демократии в 1989 году правительство приняло меры по «восстановлению семьи». Феминизм в посткоммунистической Польше оспаривается польской общественностью из-за влияния католической церкви в продолжающейся «войне с гендером». [16] Посткоммунистическая Польша пережила седьмую волну феминизма и внезапно столкнулась с концепциями западного феминизма второй волны, которые сразу же встретили яростное сопротивление со стороны Римско-католической церкви. Западный феминизм часто ошибочно отождествляли с прежней коммунистической репродуктивной политикой, сходной в некоторых аспектах, и по этой причине феминизм часто считался «подозрительным». [ нужна ссылка ] .

В начале 1990-х годов в польских феминистских текстах часто использовалась агрессивная риторика, связанная с феминистскими публикациями межвоенного периода. Такая «яркая» аргументация была более адекватна в ту эпоху ожесточенной полемики о запрете абортов. После того, как польское правительство ввело де-факто юридический запрет на аборты (7 января 1993 года), феминистки изменили свою стратегию. Многие польские феминистки после этого события переняли аргументативные стратегии, заимствованные из американского движения « За выбор » 1980-х годов. В польских феминистских текстах преобладает смешанная аргументация «меньшего зла» и «планируемого родительства». На самом деле этот аргумент противоречит феминистской идеологии и оказался неэффективным. Запрет на аборты оказался незыблемым. Государственное финансирование противозачаточных средств жестко подавлялось с 1989 года. [ нужна ссылка ] . Но польский феминизм, похоже, претерпевает изменения; новые феминистские книги включают в себя Агнешки Графф книгу » « Мир без женщин (2001), которая прямо указывает на современный феномен женской дискриминации в Польше; и Казимеры Щуки » «Milczenie owieczek ( «Молчание стада ») (2004), которая страстно защищает аборты и часто занимает позиции, непосредственно связанные с межвоенным периодом и радикальным французским феминизмом , тем самым отказываясь от доминирующих до сих пор «умеренных» американских аргументативных стратегий. Ева Домбровска-Шульц [17] выразила также необходимость изменения польской феминистской позиции: «Мы [феминистки] многое потеряли из-за этих уроков умиротворенного языка, которые мы все еще даем друг другу».

В настоящее время в Польше по-прежнему действует один из самых строгих законов об абортах в Европе. [18] [ не удалось пройти проверку ] Предлагаемый полный запрет на аборты, который сначала был введен в сентябре 2016 года, а затем в апреле 2016 года, спровоцировал волну демонстраций «Черный протест» , повышающую осведомленность о ситуации с правами женщин в Польше во всем мире. [19] Кая Годек — радикальная активистка против абортов . [20]

Зузанна Радзик утверждает, что является католической феминисткой. [21]

Международный женский день

[ редактировать ]

В Польше Международный женский день сопровождается некоторыми практиками, которые польские феминистки считают проблематичными. Традиционно женщинам дарят красную розу и духи. Польские феминистки стремятся изменить направленность Международного женского дня, чтобы мобилизовать женщин к активизму. В Польше стереотипы рассматривают женщин как мужчин, ненавидящих феминисток (очень похоже на стереотип, наблюдаемый в Америке), или как традиционных матерей. Движение за возвращение Международного женского дня направлено на то, чтобы рассматривать женщин как сложных личностей, а не только через эти популярные стереотипы. [22]

С 2000 года Женский день в Польше отмечается феминистскими демонстрациями под названием «Манифа». [23] Демонстрации и мероприятия проходят по всей стране, предоставляя платформу для борьбы за права женщин.

Важные женщины польского феминизма

[ редактировать ]

Ева Кочевер (1891–1943) — активистка, владелица знаменитой « Тасовки Евы» в Гринвич-Виллидж, депортированная из США за «непристойность», убитая в Освенциме .

Агнешка Графф (1970) – писательница, правозащитница и соосновательница Porozumienie Kobiet 8 Marca, работает в Варшавского университета Институте Америки и Европы . Среди ее письменных работ - книга «Мир без женщин», вышедшая в 2001 году. [24]

Мария Янион (1926–2020) была известной феминисткой и ученым. Она прочитала множество лекций о феминистских идеалах и вдохновила многих польских феминисток нового века. Получила почетную степень Института литературных исследований Польской академии наук . [25]

Ванда Новицка (1956 г.) - польский политик, возможно, наиболее известная своей борьбой за легальные аборты и своей работой по созданию Федерации женщин и планирования семьи в 1992 году. Она окончила Варшавский университет и работала преподавателем латыни и английского языка. до работы в политике в качестве заместителя маршала Сейма Республики Польша в 2011–2015 годах. [26]

Эльжбета Корольчук (1975) — польский социолог, исследователь и левый активист. Она работает в Университете Седерторн в Стокгольме.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Термин «Польша» в XIX веке и до конца Первой мировой войны относится к польским территориям в границах 1771 года. (С 1795 по 1918 год польского государства не существовало, поскольку оно было разделено соседями. Россия, Австрия и Пруссия .)
  2. ^ Лох, Евгения (ред.) 2001. Модернизм и феминизм. Женские персонажи в польской и зарубежной литературе . Люблин : Издательство Университета М. Кюри-Склодовской, стр.44
  3. ^ Дэвис, Норман. Божья площадка : история Польши. Пересмотренное издание. Оксфорд: Кларендон Пресс, 2005.
  4. ^ Друкер, Салли Энн. «Бетти Фридан: Три волны феминизма» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 г. Проверено 21 октября 2020 г.
  5. ^ Богучка, Мария (2017). Женщины в польском обществе раннего Нового времени на европейском фоне . Рутледж.
  6. ^ в: Лох, 2001:46.
  7. ^ в: Лох, 2001:47.
  8. ^ в: Лох, 2001:48.
  9. Польша предоставила женщинам право голоса в 1918 году.
  10. ^ в Лохе 2001: 59
  11. ^ Jump up to: а б Климашевская, Анна; Галендек, Михал (2016). « « Нарушенное равенство »: Закон от 1 июля 1921 года о гражданских правах женщин в Польше» . Acta Poloniae Historica . 113 . Варшава, Польша: Национальный институт Оссолинского: 231–260. дои : 10.12775/APH.2016.113.09 . ISSN   0001-6829 . Проверено 11 мая 2019 г. : 239–240 
  12. ^ «100 лет избирательного права женщин в Польше» . Польша.pl . Варшава, Польша: Министерство иностранных дел Республики Польша. 27 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. . Проверено 11 мая 2019 г.
  13. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2019 г. Проверено 8 августа 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  14. ^ «99 лет назад польские женщины получили...» www.wysokieobcasy.pl . Проверено 29 ноября 2017 г. Первым польским министром была Зофия Васильковска (также первая женщина в мире, занявшая министерскую должность), занявшая пост министра юстиции в 1956 году, а второй была Мария Мильчарек - министр администрации, местной экономики и защиты окружающей среды. в 1976 году.
  15. ^ в: Слечка, Казимеж, 1997. «Феминизм или феминизмы» . В: Зофия Горчиньска, Сабина Крушиньска, Ирена Закидальска (ред.). Гендер, женщина, феминизм . Гданьск: Издательство Гданьского университета: стр.17.
  16. ^ Наркович, Кася и Конрад Пендзивятр. «Спасение и страх мусульманских женщин в «посткоммунистической» Польше: тревожная католическая и светская исламофобия». Гендер, место и культура 24.2 (2017): 288–299.
  17. ^ в Щуке 2004: 13.
  18. ^ «Аборты не разрешены в этих европейских странах» .
  19. ^ Сантора, Марк; Берендт, Джоанна (23 марта 2018 г.). «Польские женщины протестуют против запрета абортов (снова) (опубликовано в 2018 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 15 декабря 2020 г.
  20. ^ Июль, Александра (15 марта 2019 г.). «Кая Годек» . news.wp.pl (на польском языке) . Проверено 15 декабря 2020 г.
  21. ^ «Богослов и феминистка о роли женщины в Церкви» . PolskieRadio.pl . Проверено 15 декабря 2020 г.
  22. ^ Юцевич, Агнешка (март 2003 г. - апрель 2003 г.). «Польские феминистки: создание сестричества». С нашей спины . 33 (3/4): 26–28.
  23. ^ «Манифа Варшава | Женское соглашение от 8 марта» . Манифа Варшава (на польском языке) . Проверено 15 декабря 2020 г.
  24. ^ Феффер, Джон. «Польская феминистская генеалогия».
  25. Гозлинский, Павел (4 апреля 2011 г.). «Что читают в Польше». Хранитель .
  26. ^ Мишталь, Джоанна (2015). Политика морали: Церковь, государство и репродуктивные права в постсоциалистической Польше
  • Евгения Лох (редактор) 2001. Модернизм и феминизм. Женские персонажи в польской и зарубежной литературе . Люблин : Издательство Университета М. Кюри-Склодовской.
  • Казимира Щука 2004. Молчание ягнят, разговор об абортах . Варшава : Видавниктво WAB
  • Казимеж Слечка 1997. «Феминизм или феминизмы» . Зофия Горчинская, Сабина Крушиньска, Ирена Закидальска (ред.). Гендер, женщина, феминизм . Гданьск : Издательство Гданьского университета: 15-34.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b409134205ccd45fe769f1feb297dc8b__1720746900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/8b/b409134205ccd45fe769f1feb297dc8b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Feminism in Poland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)